Н.Некрасов "Мороз-воевода"
Оценка 4.7

Н.Некрасов "Мороз-воевода"

Оценка 4.7
Лекции
doc
русская литература +1
3 кл—4 кл
29.04.2018
Н.Некрасов "Мороз-воевода"
Урок литературного чтения в начальной школе по произведению Некрасова "Мороз-воевода". Урок разработан для открытого мероприятия на город в соответствии с требованиями современного образования. Данный конспект позволяет сформировать у обучающихся интерес к литературе, оценить свои возможности и проявить себя, как читателя.
урок+литературного+чтения+в+3+классе.doc
Н. Некрасов Мороз – воевода. Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз – воевода дозором Обходит владенья свои. Глядит – хорошо ли метели Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли? Пушисты ли сосен вершины, Красив ли узор на дубах? И крепко ли скованы льдины В великих и малых водах? Идет – по деревьям шагает, Трещит по замерзлой воде, И яркое солнце играет В косматой его бороде. .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . Забравшись на сосну большую, По веточкам палицей бьет И сам про себя удалую,  Хвастливую песню поет: .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . «Метели, снега и туманы Покорны Морозу всегда, Пойду на моря–окияны – Построю дворцы изо льда. Задумаю – реки большие Надолго упрячу под гнет, Построю мосты ледяные, Каких не построит народ. Где быстрые, шумные воды Недавно свободно текли – Сегодня прошли пешеходы, Обозы с товаром прошли. .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . Богат я, казны не считаю, А все не скудеет добро; Я царство мое убираю В алмазы, жемчуг, серебро…» Урок литературного чтения в 3 классе. Учебник «Живое слово» Романовская З. И. (Москва, 2003) Учитель Жданова Н. М.  Тема: Н. Некрасов «Мороз – воевода». Задачи: 1. формировать умение анализировать художественное произведение 2. учить работать над художественным словом 3. воспитывать чуткое отношение к красоте родной природы посредством  художественного слова и образа  Цели урока:  1. расширять читательский кругозор 2. развивать   способности   внимательного   отношения   к   языку   художественных произведений 3. развивать эстетическую восприимчивость детей 4. развивать речь, обогащать словарный запас 5. получать эмоциональное наслаждение от чтения художественных произведений 6. открыть тайну поэзии Некрасова Оборудование: выставка книг о зиме, детские рисунки, картины и календари о зиме, учебник «Живое слово», толковый словарь Даля. Ход урока: Организационный момент. Сегодня на уроке мы с вами попробуем сравнить творчество писателей и художников, а также попытаемся открыть тайну поэзии Некрасова.  А для этого давайте вспомним, что необходимо сделать на уроке, чтобы он прошел успешно? (нужно быть внимательными, уметь подбирать синонимы, эпитеты, активно участвовать в беседах, выразительно читать…) Молодцы, а еще нужно развивать свою память, воображение и речь. Вот сейчас мы над этим и поработаем. Разминка. (текст записан на доске)  Дети, прочитайте стихотворение вслух выразительно. Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло.  (Дети хором читают)  Прочитайте стихотворение еще раз про себя и выслушайте задание. А задание   такое   –   я   дам   минуту   времени,   вам   надо   запомнить   стихотворение,   а   потом воспроизвести­ написать в тетради по чтению. (Дети выполняют задание) Кто из вас желает прочитать выразительно то, что записал? (опрос 5­7 детей, не только желающих) Молодцы, все постарались.   Но   у   некоторых   еще   не   очень   получается,   а   это   значит,   что   дома   надо тренироваться читать выразительно не только произведения по чтению, но и по остальным предметам. Ведь от выразительности зависит и то, как вы понимаете прочитанное. Может, готовясь дома, вы уделили выразительности больше времени. Давайте это проверим. Проверка домашнего задания. Какое же произведение вы готовили дома? (Произведение Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою…» на   выразительное   чтение)   Прочитайте   выразительно   наиболее   яркий   отрывок,   который произвел на вас неизгладимое впечатление. (5­6 учеников зачитывают отрывки: Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, ­ Не мертвец и не живой… В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.) Кто желает прочитать произведение целиком, выразительно, постараться передать настроение автора или свое настроение? (Читают 2­3 учащихся) С   каким   чувством   поэт   пишет   о   зиме?   (он   удивляется,   любуется,   радуется,   восхищается картинами природы. Поэт очарован красотой природы.) Мы вместе с поэтами пытались через поэзию понять красоту природы. А теперь посмотрите, как фотографы, художники запечатлели на своих полотнах зиму. (показ зимних пейзажей из календарей и на картинах) Какая же зима у Тютчева и фотографов, художников? (Чародейка, Кудесница, Волшебница, русская красавица зима, нежная, красивая, белоснежная) Вы правы, мы видим зиму легкой, изящной, творящей чудеса. Зима предстала перед нами легкой и приятной. Но всегда ли она бывает такой? (нет, она бывает и суровой, и морозной, и вьюжной) вспомните загадку, с которой мы уже с вами встречались:  «Какой это мастер на стекло нанес и листья, и травы, и заросли роз?»     О ком эта загадка? (о морозе) Как в загадке назван мороз? (его называют мастером, волшебником) А вот поэт Н. Некрасов решил назвать его Мороз – воевода. Воевода – это предводитель войска в старое время на Руси. (из толкового словаря) Работа над произведением «Мороз – воевода» Н. Некрасова Сейчас нам с вами предстоит знакомство с этим замечательным произведением. Все встали, приготовились слушать. (после чтения дети садятся за парты) Чтение учителем. (отдельные строки перечитываются для того, чтобы показать силу Мороза: Мороз – воевода дозором Обходит владенья свои. Глядит – хорошо ли метели Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли? Идет – по деревьям шагает, Трещит по замерзлой воде, Пойду на моря–окияны – Построю дворцы изо льда. Задумаю – реки большие Надолго упрячу под гнет…) В тексте нам встретились новые незнакомые слова, смысл которых надо уточнить. Для этого вам необходимо соотнести слова ­ определения с нужными значениями: Обходить дозором Проверка, ходить осматривать Косматая борода Палица Моря – окияны Под гнет Обозы с товаром Казна Не скудеет Непричесанная, свалявшаяся борода Вид дубины, орудие русских богатырей Старорусское название, произношение слова океан Пресс (что­то тяжелое) Сбор повозок (телег) для перевозки товара Деньги, звонкие монеты, доход, имущество Не беднеет, не иссякает  Каким изображен  Мороз в этом стихотворении? Прочитайте эти строки – что слышится вам в них? (   Мороз – воевода дозором Обходит владенья свои. Глядит – хорошо ли метели Лесные тропы занесли,­     зоркий, внимательный, аккуратный в своей работе Идет – по деревьям шагает, Трещит по замерзлой воде, И яркое солнце играет В косматой его бороде.­    И сам про себя удалую,  Хвастливую песню поет ­   .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .   Построю мосты ледяные, Каких не построит народ. –    величественный, важный, властный   иногда веселый, озорной, хвастунишка   гордый от выполненной работы Богат я, казны не считаю, А все не скудеет добро; Я царство мое убираю В алмазы, жемчуг, серебро…­     богатый, важный, но любит тратить свое богатство) Как надо читать все произведение? Почему? (надо читать выразительно, где­то грозно, где­то хвастливо  и   распевая,   чтобы  показать  его   веселую   сторону,  которая  скрывается   под  злой маской   зимы)   (чтение   2   учеников)   Хорошо   прочитали,   постарались   передать   интонацию Мороза и свое отношение к нему.   Вы   слышали,   как   прочитала   это   стихотворение   я,   и   вы   выслушали   чтение   своих одноклассников. Кто из вас хочет поделиться своими впечатлениями от услышанного? (мне очень   понравилось   это   стихотворение.   Я   почувствовал   у   Некрасова   очень   сильную   зиму, которая отличается от зимы Тютчева. Мне кажется, что автор очень любит такое время года.) Вы правы, Некрасов изобразил зиму суровой и сильной, живой и полновластной хозяйкой. На какие строки опирается ваша мысль?  (У зимы есть хозяин – Мороз – воевода. Он все может сделать: сковать реки, спрятать все под глубокие снега. Он очень богат – его сундуки полны алмазов, серебра. Он волшебник – может построить целые дворцы, а не просто дом. Он понимает, что может сделать больше, чем народ.) Прочитайте произведение еще раз про себя. (дети читают) Как же живется Морозу – воеводе в зимнем царстве? (Чудесно. Он творит всякие волшебства и поет свою хвастливую песню.) Давайте прочитаем эту песню еще раз. (читают) Как поэт относится  к своему герою? (он любуется им, восхищается). Домашнее задание. С. 236­237 выучить отрывок наизусть (до строки: «хвастливую песню поет» или саму песню), прочитать надо будет так, чтобы выразить свое отношение к воеводе. Оценивание. Итог урока.    Что   же   объединяет   стихотворения   поэтов   о  зиме?   (любовь   к  природе,   умение   видеть   ее красоту и передать ее с помощью волшебных слов­красок). Какую же тайну скрывает поэзия Некрасова? (без волшебства на свете не прожить. Каждый герой особенный)

Н.Некрасов "Мороз-воевода"

Н.Некрасов "Мороз-воевода"

Н.Некрасов "Мороз-воевода"

Н.Некрасов "Мороз-воевода"

Н.Некрасов "Мороз-воевода"

Н.Некрасов "Мороз-воевода"

Н.Некрасов "Мороз-воевода"

Н.Некрасов "Мороз-воевода"

Н.Некрасов "Мороз-воевода"

Н.Некрасов "Мороз-воевода"
Скачать файл