Материал предназначен для воспитателей дошкольных групп старшего возраста. Также материал будет интересен родителям, заинтересованным в развитии у ребенка любознательности и интереса к точным наукам. Подборка данных опытов знакомит детей с такими предметами как физика, химия, окружающий мир. Все опыты просты в подготовке и проведении, не требуют специально оборудованного места.Непрерывная образовательная деятельность по познавательному развитию «Веселая лаборатория или нескучная наука»
Автор: Макарова О.Г., высшая квалификационная категория
НОД «Веселая лаборатория или нескучная наука»
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того используемый материал обеспечивает развитие детской активности.
Цель данного занятия: развитие свободной творческой личности ребенка.
Задачи экспериментальной деятельности на занятии:
1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
наглядно продемонстрировать, как происходит процесс впитывания воды твердым телом, действие центробежной силы;
познакомить детей с понятиями «химическая реакция», «давление», «плотность»;
развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах (поверхностное натяжение воды) и явлениях (образование облаков, капиллярность);
продолжать расширять элементарные математические представления детей.
2. Развивать у детей умений пользоваться приборами – помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развивать у детей умственные способности через:
развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
формирование способов познания путём сенсорного анализа.
4. Способствовать социально-личностному развитию каждого ребёнка:
развитие коммуникативности,
самостоятельности,
наблюдательности,
элементарного самоконтроля своих действий.
Материалы и оборудование:
На каждого ребенка: резиновые медицинские перчатки, белый халат, защитные очки.
Для опытов: 1 - бумажная салфетка с нарисованными фломастером цветными точками, большой пластиковый прозрачный стакан с водой.
2–монетка номиналом в 5 рублей, пипетка, стакан с водой, пластиковая тарелка.
3 -небольшая пустая бутылка с отметкой в 100 мл, пищевая сода, уксус, воздушный шарик, воронка, чайная ложка.
4 - трехлитровая банка, железная крышка, кипяток, кубики льда.
5 – пустая пластиковая бутылка, пластиковая бутылка с водой, изолента (скотч), немного масла (несколько капель в бутылку с водой), краситель (марганцовка).
6 – прозрачный сосуд (пластиковый бокал), сок (апельсиновый, вишневый), масло растительное, шипучие таблетки (аспирин).
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята! Я приглашаю вас в экспериментальную веселую лабораторию.
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Эксперимент № 1 «Вода течет вверх»
Задача: показать, как происходит процесс впитывания жидкости твердым телом, а именно бумажной салфеткой.
Вопрос: вода смачивает салфетку, но течет по ней вверх, почему так происходит?
Действия: наливаем в стакан воду. В стакан опускаем полоску из бумажной салфетки так, чтобы она немного касалась поверхности воды.
Наблюдение: через некоторое время полоска салфетки начала окрашиваться по направлению вверх.
Вывод: вода поднимается вверх по капиллярам - это явление называется капиллярностью. Салфетка имеет пористую структуру и состоит преимущественно из целлюлозы, которая, в свою очередь, имеет волокнистое строение. Таким образом, воде не составляет труда найти себе пути-капилляры для движения вверх.
Эксперимент № 2 «Монетка и вода»
Задача: познакомить детей с понятием - поверхностное натяжение воды.
Вопрос: почему вода не утекает с поверхности монеты?
Действия: пипеткой, считая каждую каплю воды, накапать на плоскую поверхность монетки.
Наблюдение: вода не выливается за края монетки, образуя полусферу.
Вывод: капля воды не разольется, а будет лежать огромной каплей, будто в мешочке из упругой прозрачной пленки. И пленка эта действительно существует, хотя и состоит она из той же самой воды. Создают ее силы поверхностного натяжения, и возникает она тогда, когда вода (или другая жидкость) соприкасается с тем, что не может намочить, например, с воздухом или со слоем жира. Эта пленка и не дает воде растечься.
Эксперимент № 3 «Кто надул шарик?»
Задача: наглядно продемонстрировать химическую реакцию. Познакомить детей как можно получить углекислый газ.
Вопрос: что такое химическая реакция?
Действия: Сначала насыпаем соду внутрь шарика. Для удобства используем воронку. Насыпать нужно 3-4 чайных ложки. В бутылку до отметки с помощью воронки наливаем уксус. Далее возьмем шарик и наденем его на горлышко бутылки так, чтобы сода осталась внутри шарика и не попала в бутылку. Потом резко выпрямим шарик, чтобы сода высыпалась внутрь бутылки.
Наблюдение: уксус начнет булькать и пениться, при этом шарик начнет надуваться.
Вывод: Все, что нас окружает, состоит из молекул. Очень часто два вида молекул взаимодействуют друг с другом, формируя новые молекулы. В нашем опыте происходит взаимодействие соды и уксуса. В результате химической реакции мы получаем новые вещества: воду, вид соли и двуокись углерода (углекислый газ). Углекислый газ покидает жидкую смесь, расширяется внутри бутылки и надувает шарик.
Эксперимент № 4 «Облако в бутылке» (проводит взрослый с помощью 1 ребенка)
Задача: познакомить детей с образованием облаков.
Вопрос: а откуда берутся облака?
Действия: в банку наливают кипятка на высоту примерно 2,5 сантиметра. Теперь банку накрываем железной крышкой и на нее кладем кубики льда.
Наблюдение: пар, который содержится в банке, образует облако.
Вывод: Теплый воздух внутри банки поднимается вверх и охлаждается. Так и в природе происходит: капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу образуя облако. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжёлыми и падают на землю в виде дождя.
Эксперимент № 5 «Торнадо в бутылке»
Задача: познакомить с природными явлениями – торнадо, смерч, ураган. Показать действие центробежной силы.
Вопрос: что такое вихрь?
Действия: на бутылку с водой сверху приделаем еще одну бутылку (хорошенько обмотаем скотчем - хотя лучше использовать специально крепление - продается). Для пущей красоты можно добавить внутрь масла и чернил (краситель). Взяв в руки бутылку с водой, закрутим ее круговыми движениями несколько раз. Теперь в середине образовался масляный вихрь. Быстро перевернем бутылку, чтобы вода переливалась в пустую.
Наблюдение: переливаясь из бутылки в бутылку, образуется воронка.
Вывод: Вода быстро вращается вокруг центра вихря за счет центробежной силы. Вихри в природе бывают в виде смерчей и ураганов.
Эксперимент № 6 «Лавовая лампа»
Задача: познакомить детей с тем, что жидкости с разной плотностью не смешиваются.
Вопрос: почему нельзя перемешать масло и воду?
Действия: сначала наливаем сок в стакан так, чтобы он заполнил примерно 70% объема тары. Оставшуюся часть стакана заполняем подсолнечным маслом. Теперь ждем, пока сок отделится от подсолнечного масла. Бросаем в стакан таблетку. Когда таблетка растворится, то можно бросить еще одну.
Наблюдение: эффект, похожий на лаву.
Вывод: масло отделяется от воды, так как оно имеет меньшую плотность. Растворяясь в соке, таблетка выделяет углекислый газ, который захватывает части сока и поднимает его наверх. Газ выходит полностью из стакана, когда достигает вершины, при этом частицы сока падают обратно вниз. Таблетка шипит за счет того, что содержит лимонную кислоту и соду (бикарбонат натрия). Оба эти ингредиента вступают в реакцию с водой с образованием цитрата натрия и газообразного диоксида углерода.
Итог занятия: Мы сегодня были настоящими учеными. Вам хочется еще узнать много интересного? Тогда я прошу сказать, о чем бы вам хотелось узнать в следующий раз.
Детский сад «Малыш»Непрерывная образовательная деятельность
по познавательному развитию
«Веселая лаборатория или нескучная наука»
Воспитатель: Макарова О.Г.
Высшая квалификационная категорияАсбест
2017
НОД «Веселая лаборатория или нескучная наука»
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им
представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического
взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка,
его личностный рост.
Существенную роль в этом направлении играет поисковопознавательная
деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их
процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с
явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно
изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному
поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены
с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того используемый материал
обеспечивает развитие детской активности.
Цель данного занятия: развитие свободной творческой личности ребенка.
Задачи экспериментальной деятельности на занятии:
1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с
элементарными знаниями из различных областей наук:
наглядно продемонстрировать, как происходит процесс впитывания воды твердым
телом, действие центробежной силы;
познакомить детей с понятиями «химическая реакция», «давление», «плотность»;
развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах
(поверхностное натяжение воды) и явлениях (образование облаков,
капиллярность); продолжать расширять элементарные математические представления детей.
2. Развивать у детей умений пользоваться приборами – помощниками при проведении
игрэкспериментов.
3. Развивать у детей умственные способности через:
развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение,
обобщение;
формирование способов познания путём сенсорного анализа.
4. Способствовать социальноличностному развитию каждого ребёнка:
развитие коммуникативности,
самостоятельности,
наблюдательности,
элементарного самоконтроля своих действий.
Материалы и оборудование:
На каждого ребенка: резиновые медицинские перчатки, белый халат, защитные очки.
Для опытов: 1 бумажная салфетка с нарисованными фломастером цветными точками,
большой пластиковый прозрачный стакан с водой.
2–монетка номиналом в 5 рублей, пипетка, стакан с водой, пластиковая тарелка.
3 небольшая пустая бутылка с отметкой в 100 мл, пищевая сода, уксус, воздушный
шарик, воронка, чайная ложка.
4 трехлитровая банка, железная крышка, кипяток, кубики льда.
5 – пустая пластиковая бутылка, пластиковая бутылка с водой, изолента (скотч),
немного масла (несколько капель в бутылку с водой), краситель (марганцовка).
6 – прозрачный сосуд (пластиковый бокал), сок (апельсиновый, вишневый), масло
растительное, шипучие таблетки (аспирин).
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята! Я приглашаю вас в экспериментальную веселую лабораторию.
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Эксперимент № 1 «Вода течет вверх»
Задача: показать, как происходит процесс впитывания жидкости твердым телом, а
именно бумажной салфеткой.
Вопрос: вода смачивает салфетку, но течет по ней вверх, почему так происходит?
Действия: наливаем в стакан воду. В стакан опускаем полоску из бумажной салфетки
так, чтобы она немного касалась поверхности воды.
Наблюдение: через некоторое время полоска салфетки начала окрашиваться по
направлению вверх.
Вывод: вода поднимается вверх по капиллярам это явление называется
капиллярностью. Салфетка имеет пористую структуру и состоит преимущественно из
целлюлозы, которая, в свою очередь, имеет волокнистое строение. Таким образом, воде
не составляет труда найти себе путикапилляры для движения вверх.Эксперимент № 2 «Монетка и вода»
Задача: познакомить детей с понятием поверхностное натяжение воды.
Вопрос: почему вода не утекает с поверхности монеты?
Действия: пипеткой, считая каждую каплю воды, накапать на плоскую поверхность
монетки.
Наблюдение: вода не выливается за края монетки, образуя полусферу.
Вывод: капля воды не разольется, а будет лежать огромной каплей, будто в мешочке из
упругой прозрачной пленки. И пленка эта действительно существует, хотя и состоит она
из той же самой воды. Создают ее силы поверхностного натяжения, и возникает она
тогда, когда вода (или другая жидкость) соприкасается с тем, что не может намочить,
например, с воздухом или со слоем жира. Эта пленка и не дает воде растечься.
Эксперимент № 3 «Кто надул шарик?»
Задача: наглядно продемонстрировать химическую реакцию. Познакомить детей как
можно получить углекислый газ.
Вопрос: что такое химическая реакция?
Действия: Сначала насыпаем соду внутрь шарика. Для удобства используем воронку.
Насыпать нужно 34 чайных ложки. В бутылку до отметки с помощью воронки наливаем
уксус. Далее возьмем шарик и наденем его на горлышко бутылки так, чтобы сода
осталась внутри шарика и не попала в бутылку. Потом резко выпрямим шарик, чтобы
сода высыпалась внутрь бутылки.
Наблюдение: уксус начнет булькать и пениться, при этом шарик начнет надуваться.
Вывод: Все, что нас окружает, состоит из молекул. Очень часто два вида молекул
взаимодействуют друг с другом, формируя новые молекулы. В нашем опыте происходит
взаимодействие соды и уксуса. В результате химической реакции мы получаем новые
вещества: воду, вид соли и двуокись углерода (углекислый газ). Углекислый газ
покидает жидкую смесь, расширяется внутри бутылки и надувает шарик.
Эксперимент № 4 «Облако в бутылке» (проводит взрослый с помощью 1 ребенка)
Задача: познакомить детей с образованием облаков.
Вопрос: а откуда берутся облака?
Действия: в банку наливают кипятка на высоту примерно 2,5 сантиметра. Теперь банку
накрываем железной крышкой и на нее кладем кубики льда.
Наблюдение: пар, который содержится в банке, образует облако.
Вывод: Теплый воздух внутри банки поднимается вверх и охлаждается. Так и в природе
происходит: капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится
холодно, и они жмутся друг к другу образуя облако. Встречаясь вместе, они
увеличиваются, становятся тяжёлыми и падают на землю в виде дождя.
Эксперимент № 5 «Торнадо в бутылке»
Задача: познакомить с природными явлениями – торнадо, смерч, ураган. Показать
действие центробежной силы.
Вопрос: что такое вихрь?
Действия: на бутылку с водой сверху приделаем еще одну бутылку (хорошенько
обмотаем скотчем хотя лучше использовать специально крепление продается). Дляпущей красоты можно добавить внутрь масла и чернил (краситель). Взяв в руки бутылку
с водой, закрутим ее круговыми движениями несколько раз. Теперь в середине
образовался масляный вихрь. Быстро перевернем бутылку, чтобы вода переливалась в
пустую.
Наблюдение: переливаясь из бутылки в бутылку, образуется воронка.
Вывод: Вода быстро вращается вокруг центра вихря за счет центробежной силы. Вихри в
природе бывают в виде смерчей и ураганов.
Эксперимент № 6 «Лавовая лампа»
Задача: познакомить детей с тем, что жидкости с разной плотностью не смешиваются.
Вопрос: почему нельзя перемешать масло и воду?
Действия: сначала наливаем сок в стакан так, чтобы он заполнил примерно 70% объема
тары. Оставшуюся часть стакана заполняем подсолнечным маслом. Теперь ждем, пока
сок отделится от подсолнечного масла. Бросаем в стакан таблетку. Когда таблетка
растворится, то можно бросить еще одну.
Наблюдение: эффект, похожий на лаву.
Вывод: масло отделяется от воды, так как оно имеет меньшую плотность. Растворяясь в
соке, таблетка выделяет углекислый газ, который захватывает части сока и поднимает
его наверх. Газ выходит полностью из стакана, когда достигает вершины, при этом
частицы сока падают обратно вниз. Таблетка шипит за счет того, что содержит
лимонную кислоту и соду (бикарбонат натрия). Оба эти ингредиента вступают в реакцию
с водой с образованием цитрата натрия и газообразного диоксида углерода.
Итог занятия: Мы сегодня были настоящими учеными. Вам хочется еще узнать много
интересного? Тогда я прошу сказать, о чем бы вам хотелось узнать в следующий раз.