НОД "Веселая лаборатория или нескучная наука"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал предназначен для воспитателей дошкольных групп старшего возраста. Также материал будет интересен родителям, заинтересованным в развитии у ребенка любознательности и интереса к точным наукам. Подборка данных опытов знакомит детей с такими предметами как физика, химия, окружающий мир. Все опыты просты в подготовке и проведении, не требуют специально оборудованного места.Непрерывная образовательная деятельность по познавательному развитию «Веселая лаборатория или нескучная наука» Автор: Макарова О.Г., высшая квалификационная категория НОД «Веселая лаборатория или нескучная наука» Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того используемый материал обеспечивает развитие детской активности. Цель данного занятия: развитие свободной творческой личности ребенка. Задачи экспериментальной деятельности на занятии: 1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:  наглядно продемонстрировать, как происходит процесс впитывания воды твердым телом, действие центробежной силы;  познакомить детей с понятиями «химическая реакция», «давление», «плотность»;  развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах (поверхностное натяжение воды) и явлениях (образование облаков, капиллярность);  продолжать расширять элементарные математические представления детей. 2. Развивать у детей умений пользоваться приборами – помощниками при проведении игр-экспериментов. 3. Развивать у детей умственные способности через:  развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;  формирование способов познания путём сенсорного анализа. 4. Способствовать социально-личностному развитию каждого ребёнка:  развитие коммуникативности,  самостоятельности,  наблюдательности,  элементарного самоконтроля своих действий. Материалы и оборудование: На каждого ребенка: резиновые медицинские перчатки, белый халат, защитные очки. Для опытов: 1 - бумажная салфетка с нарисованными фломастером цветными точками, большой пластиковый прозрачный стакан с водой. 2–монетка номиналом в 5 рублей, пипетка, стакан с водой, пластиковая тарелка. 3 -небольшая пустая бутылка с отметкой в 100 мл, пищевая сода, уксус, воздушный шарик, воронка, чайная ложка. 4 - трехлитровая банка, железная крышка, кипяток, кубики льда. 5 – пустая пластиковая бутылка, пластиковая бутылка с водой, изолента (скотч), немного масла (несколько капель в бутылку с водой), краситель (марганцовка). 6 – прозрачный сосуд (пластиковый бокал), сок (апельсиновый, вишневый), масло растительное, шипучие таблетки (аспирин). Ход НОД: Воспитатель: Ребята! Я приглашаю вас в экспериментальную веселую лабораторию. Собрались мы снова вместе, Чтобы было интересней! Много нового узнаем, Что ж, ребята, начинаем! Эксперимент № 1 «Вода течет вверх» Задача: показать, как происходит процесс впитывания жидкости твердым телом, а именно бумажной салфеткой. Вопрос: вода смачивает салфетку, но течет по ней вверх, почему так происходит? Действия: наливаем в стакан воду. В стакан опускаем полоску из бумажной салфетки так, чтобы она немного касалась поверхности воды. Наблюдение: через некоторое время полоска салфетки начала окрашиваться по направлению вверх. Вывод: вода поднимается вверх по капиллярам - это явление называется капиллярностью. Салфетка имеет пористую структуру и состоит преимущественно из целлюлозы, которая, в свою очередь, имеет волокнистое строение. Таким образом, воде не составляет труда найти себе пути-капилляры для движения вверх. Эксперимент № 2 «Монетка и вода» Задача: познакомить детей с понятием - поверхностное натяжение воды. Вопрос: почему вода не утекает с поверхности монеты? Действия: пипеткой, считая каждую каплю воды, накапать на плоскую поверхность монетки. Наблюдение: вода не выливается за края монетки, образуя полусферу. Вывод: капля воды не разольется, а будет лежать огромной каплей, будто в мешочке из упругой прозрачной пленки. И пленка эта действительно существует, хотя и состоит она из той же самой воды. Создают ее силы поверхностного натяжения, и возникает она тогда, когда вода (или другая жидкость) соприкасается с тем, что не может намочить, например, с воздухом или со слоем жира. Эта пленка и не дает воде растечься. Эксперимент № 3 «Кто надул шарик?» Задача: наглядно продемонстрировать химическую реакцию. Познакомить детей как можно получить углекислый газ. Вопрос: что такое химическая реакция? Действия: Сначала насыпаем соду внутрь шарика. Для удобства используем воронку. Насыпать нужно 3-4 чайных ложки. В бутылку до отметки с помощью воронки наливаем уксус. Далее возьмем шарик и наденем его на горлышко бутылки так, чтобы сода осталась внутри шарика и не попала в бутылку. Потом резко выпрямим шарик, чтобы сода высыпалась внутрь бутылки. Наблюдение: уксус начнет булькать и пениться, при этом шарик начнет надуваться. Вывод: Все, что нас окружает, состоит из молекул. Очень часто два вида молекул взаимодействуют друг с другом, формируя новые молекулы. В нашем опыте происходит взаимодействие соды и уксуса. В результате химической реакции мы получаем новые вещества: воду, вид соли и двуокись углерода (углекислый газ). Углекислый газ покидает жидкую смесь, расширяется внутри бутылки и надувает шарик. Эксперимент № 4 «Облако в бутылке» (проводит взрослый с помощью 1 ребенка) Задача: познакомить детей с образованием облаков. Вопрос: а откуда берутся облака? Действия: в банку наливают кипятка на высоту примерно 2,5 сантиметра. Теперь банку накрываем железной крышкой и на нее кладем кубики льда. Наблюдение: пар, который содержится в банке, образует облако. Вывод: Теплый воздух внутри банки поднимается вверх и охлаждается. Так и в природе происходит: капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу образуя облако. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжёлыми и падают на землю в виде дождя. Эксперимент № 5 «Торнадо в бутылке» Задача: познакомить с природными явлениями – торнадо, смерч, ураган. Показать действие центробежной силы. Вопрос: что такое вихрь? Действия: на бутылку с водой сверху приделаем еще одну бутылку (хорошенько обмотаем скотчем - хотя лучше использовать специально крепление - продается). Для пущей красоты можно добавить внутрь масла и чернил (краситель). Взяв в руки бутылку с водой, закрутим ее круговыми движениями несколько раз. Теперь в середине образовался масляный вихрь. Быстро перевернем бутылку, чтобы вода переливалась в пустую. Наблюдение: переливаясь из бутылки в бутылку, образуется воронка. Вывод: Вода быстро вращается вокруг центра вихря за счет центробежной силы. Вихри в природе бывают в виде смерчей и ураганов. Эксперимент № 6 «Лавовая лампа» Задача: познакомить детей с тем, что жидкости с разной плотностью не смешиваются. Вопрос: почему нельзя перемешать масло и воду? Действия: сначала наливаем сок в стакан так, чтобы он заполнил примерно 70% объема тары. Оставшуюся часть стакана заполняем подсолнечным маслом. Теперь ждем, пока сок отделится от подсолнечного масла. Бросаем в стакан таблетку. Когда таблетка растворится, то можно бросить еще одну. Наблюдение: эффект, похожий на лаву. Вывод: масло отделяется от воды, так как оно имеет меньшую плотность. Растворяясь в соке, таблетка выделяет углекислый газ, который захватывает части сока и поднимает его наверх. Газ выходит полностью из стакана, когда достигает вершины, при этом частицы сока падают обратно вниз. Таблетка шипит за счет того, что содержит лимонную кислоту и соду (бикарбонат натрия). Оба эти ингредиента вступают в реакцию с водой с образованием цитрата натрия и газообразного диоксида углерода. Итог занятия: Мы сегодня были настоящими учеными. Вам хочется еще узнать много интересного? Тогда я прошу сказать, о чем бы вам хотелось узнать в следующий раз.
Иконка файла материала НОД опыты.docx
Детский сад «Малыш»Непрерывная образовательная деятельность по познавательному развитию «Веселая лаборатория или нескучная наука»                                                                                         Воспитатель: Макарова О.Г.                                                                            Высшая квалификационная категорияАсбест 2017 НОД «Веселая лаборатория или нескучная наука» Особое   значение   для   развития   личности   дошкольника   имеет   усвоение   им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную   роль   в   этом   направлении   играет   поисково­познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности. Занимательные   опыты,   эксперименты   побуждают   детей   к   самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с   учетом   актуального   развития   дошкольников.   Кроме   того   используемый   материал обеспечивает развитие детской активности. Цель данного занятия: развитие свободной творческой личности ребенка. Задачи экспериментальной деятельности на занятии: 1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с  элементарными знаниями из различных областей наук:   наглядно продемонстрировать, как происходит процесс впитывания воды твердым телом, действие центробежной силы;  познакомить детей с понятиями «химическая реакция», «давление», «плотность»;   развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах (поверхностное натяжение воды) и явлениях (образование облаков,  капиллярность); продолжать расширять элементарные математические представления детей. 2. Развивать у детей умений пользоваться приборами – помощниками при проведении  игр­экспериментов. 3. Развивать у детей умственные способности через:   развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение,  обобщение;   формирование способов познания путём сенсорного анализа.  4. Способствовать социально­личностному развитию каждого ребёнка:   развитие коммуникативности,   самостоятельности,   наблюдательности,   элементарного самоконтроля своих действий. Материалы и оборудование: На каждого ребенка: резиновые медицинские перчатки, белый халат, защитные очки. Для опытов: 1 ­ бумажная салфетка с нарисованными фломастером цветными точками,  большой пластиковый прозрачный стакан с водой.  2–монетка номиналом в 5 рублей, пипетка, стакан с водой, пластиковая тарелка.  3 ­небольшая пустая бутылка с отметкой в 100 мл, пищевая сода, уксус, воздушный  шарик, воронка, чайная ложка. 4 ­ трехлитровая банка, железная крышка, кипяток, кубики льда. 5 – пустая пластиковая бутылка, пластиковая бутылка с водой, изолента (скотч),  немного масла (несколько капель в бутылку с водой), краситель (марганцовка). 6 – прозрачный сосуд (пластиковый бокал), сок (апельсиновый, вишневый), масло  растительное, шипучие таблетки (аспирин). Ход НОД: Воспитатель: Ребята! Я приглашаю вас в экспериментальную  веселую лабораторию.  Собрались мы снова вместе, Чтобы было интересней! Много нового узнаем, Что ж, ребята, начинаем! Эксперимент № 1 «Вода течет вверх» Задача: показать, как происходит процесс впитывания жидкости твердым телом, а  именно бумажной салфеткой. Вопрос:  вода смачивает салфетку, но течет по ней вверх, почему так происходит? Действия: наливаем в стакан воду. В стакан опускаем полоску из бумажной салфетки  так, чтобы она немного касалась поверхности воды. Наблюдение: через некоторое время полоска салфетки начала окрашиваться по  направлению вверх. Вывод:  вода   поднимается   вверх   по   капиллярам   ­   это   явление   называется капиллярностью.  Салфетка имеет пористую структуру и состоит преимущественно из целлюлозы, которая, в свою очередь, имеет волокнистое строение. Таким образом, воде не составляет труда найти себе пути­капилляры для движения вверх.Эксперимент № 2 «Монетка и вода» Задача: познакомить детей с понятием ­ поверхностное натяжение воды.  Вопрос: почему вода не утекает с поверхности монеты? Действия: пипеткой, считая каждую каплю воды, накапать на плоскую поверхность  монетки.  Наблюдение: вода не выливается за края монетки, образуя полусферу.  Вывод: капля воды не разольется, а будет лежать огромной каплей, будто в мешочке из упругой прозрачной пленки. И пленка эта действительно существует, хотя и состоит она из той же самой воды. Создают ее силы поверхностного натяжения, и возникает она тогда, когда вода (или другая жидкость) соприкасается с тем, что не может намочить, например, с воздухом или со слоем жира. Эта пленка и не дает воде растечься.  Эксперимент № 3 «Кто надул шарик?» Задача:  наглядно   продемонстрировать   химическую   реакцию.  Познакомить   детей   как можно получить углекислый газ. Вопрос: что такое химическая реакция?  Действия: Сначала насыпаем соду внутрь шарика. Для удобства используем воронку. Насыпать нужно 3­4 чайных ложки. В бутылку до отметки с помощью воронки наливаем уксус.   Далее   возьмем   шарик   и   наденем   его   на   горлышко   бутылки   так,   чтобы   сода осталась внутри шарика и не попала в бутылку. Потом резко выпрямим шарик, чтобы сода высыпалась внутрь бутылки.  Наблюдение: уксус начнет булькать и пениться, при этом шарик начнет надуваться. Вывод: Все,   что   нас   окружает,   состоит   из   молекул.   Очень   часто   два   вида   молекул взаимодействуют друг с другом, формируя новые молекулы. В нашем опыте происходит взаимодействие соды и уксуса. В результате химической реакции мы получаем новые вещества:   воду,   вид   соли   и   двуокись   углерода   (углекислый   газ).   Углекислый   газ покидает жидкую смесь, расширяется внутри бутылки и надувает шарик. Эксперимент № 4 «Облако в бутылке» (проводит взрослый с помощью 1 ребенка) Задача: познакомить детей с образованием облаков.  Вопрос: а откуда берутся облака? Действия: в банку наливают кипятка на высоту примерно 2,5 сантиметра. Теперь банку накрываем железной крышкой и на нее кладем кубики льда.  Наблюдение: пар, который содержится в банке, образует облако. Вывод: Теплый воздух внутри банки  поднимается вверх и охлаждается. Так и в природе происходит:   капли,   нагревшись   на   земле,   поднимаются   вверх.   Там   им   становится холодно,   и   они   жмутся   друг   к   другу   образуя   облако.   Встречаясь   вместе,   они увеличиваются, становятся тяжёлыми и падают на землю в виде дождя. Эксперимент № 5 «Торнадо в бутылке» Задача: познакомить с природными явлениями – торнадо, смерч, ураган. Показать  действие центробежной силы. Вопрос: что такое вихрь? Действия:  на   бутылку   с   водой   сверху   приделаем   еще   одну   бутылку   (хорошенько обмотаем скотчем ­ хотя лучше использовать специально крепление ­ продается). Дляпущей красоты можно добавить внутрь масла и чернил (краситель). Взяв в руки бутылку с   водой,   закрутим   ее   круговыми   движениями   несколько   раз.   Теперь   в   середине образовался масляный вихрь. Быстро перевернем бутылку, чтобы вода переливалась в пустую. Наблюдение:  переливаясь из бутылки в бутылку, образуется воронка. Вывод: Вода быстро вращается вокруг центра вихря за счет центробежной силы. Вихри в природе бывают в виде смерчей и ураганов. Эксперимент № 6 «Лавовая лампа»  Задача: познакомить детей с тем, что жидкости с разной плотностью не смешиваются. Вопрос: почему нельзя перемешать масло и воду? Действия: сначала наливаем сок в стакан так, чтобы он заполнил примерно 70% объема тары.  Оставшуюся часть стакана заполняем подсолнечным маслом.  Теперь ждем, пока сок   отделится   от   подсолнечного   масла.  Бросаем   в   стакан   таблетку.  Когда   таблетка растворится, то можно бросить еще одну. Наблюдение:  эффект, похожий на лаву.  Вывод: масло отделяется от воды, так как оно имеет меньшую плотность. Растворяясь в соке, таблетка выделяет углекислый газ, который захватывает части сока и поднимает его   наверх.   Газ   выходит   полностью   из   стакана,   когда   достигает   вершины,   при   этом частицы   сока   падают   обратно   вниз.   Таблетка   шипит   за   счет   того,   что   содержит лимонную кислоту и соду (бикарбонат натрия). Оба эти ингредиента вступают в реакцию с водой с образованием цитрата натрия и газообразного диоксида углерода. Итог занятия: Мы сегодня были настоящими учеными. Вам хочется еще узнать много  интересного? Тогда я прошу сказать, о чем бы вам хотелось узнать в следующий раз.