А. Н. Островский. Слово о драматурге. Отражение в пьесах реальных общественных противоречий времени. Обзор содержания пьесы «Бедность не порок».
Цели урока: выявить значение драматургии А. Н. Островского; познакомиться обзорно с содержанием пьесы «Бедность не порок»; повторение литературоведческих терминов
Словарная работа: драматическое произведение, комедия, реплика, ремарка.
Ход урока
1. Работа с эпиграфом урока
Вы один достроили здание, в основание которого
положили краеугольные камни Фонвизин,
Грибоедов.
Но только после Вас мы, русские, можем с
гордостью сказать:
«У нас есть свой, русский национальный театр.
Он по справедливости должен называться
«театр Островского».
И. А. Гончаров
- Какую сторону дара Островского отметил Гончаров?
2. Активизация мыслительного процесса. Слово учителя
В 1856г. Морское ведомство отправило нескольких молодых талантливых писателей в разные края Российской империи для обследования знаменитых рек России, описания быта и нравов проживающего в тех местностях населения. А.Н.Островский напросился в эту поездку сам. Ему было поручено обследовать верховья Волги. В те времена еще не было точно известно, где начинается Волга: в озере Селигер, или в озере Пенно, или в озерке Волго. А.Н.Островский добрался до самого истока Волги, до того места, где великая русская река берет свое начало, выбиваясь из-под земли малозаметным ручьем. В некотором смысле Островский совершил великое географическое открытие, подобное тому, что было совершено им в 1849 году на литературном поприще в комедии «Свои люди – сочтемся». Сделав героями драматического произведения московских купцов, Островский впервые в русской литературе открыл жизнь и быт Замоскворечья. Кстати, примерно в то же время, когда А.Н.Островский, преодолевая всевозможные трудности, поднимался к истокам Волги, знаменитый путешественник Дэвид Ливингстон обследовал реку Замбези в Южной Африке, стирая с карты белые пятна, которыми были для европейцев внутренние области Африканского континента. Весь цивилизованный мир следил с увлечением за этим путешествием. Заканчивалась эпоха великих географических открытий.
Что же значит «совершить открытие»? Колумб открыл Америку, но это был населенный континент, более того, до Колумба туда плавали викинги. Мы знаем об этом и тем не менее продолжаем говорить: Колумб открыл Америку. Замоскворечье – не Америка, район близкий и известный москвичам и не только москвичам, однако принято считать, что Островский открыл для русского театра и русской литературы нравы и быт Замоскворечья. Так что же такое «открытие»? Поразмышляйте об этом письменно.
3. Жизненный путь драматурга. Слово учителя.
После реформ Петра I наша государственная жизнь потекла по общеевропейскому руслу, хотя в ней были и свои особенности, главная из которых - чрезмерно долго сохранявшееся в России крепостное право. Это резкое разделение на рабов и хозяев усугублялось еще и тем, что дворянство со времен Петра должно было забыть национальное платье, отказаться от старинного бытового уклада и устроить свой быт так же, как жили в это время на Западе. В результате возник глубокий разрыв между образованными сословиями, с одной стороны, и теми, на кого не распространялись жесткие петровские требования жить по-новому: крестьянами, купцами, – с другой.
Они по-разному одевались, по-разному ели и пили, по-разному веселились, и даже общая православная вера не до конца их объединяла: простонародье гораздо тщательнее образованных людей соблюдало церковные обряды, но и нередко примешивало к истинной вере всякие суеверия и небылицы. На Русской земле словно существовали два разных, мало понятных друг для друга мира. Но к середине XIX века границы этих миров стали постепенно стираться. Образованные люди начали искать способы преодоления этого разрыва, восстановления духовного и культурного единства русского народа. А простые, по-старинному жившие люди все чаще были вынуждены сталкиваться с построенным Петром государством: обращаться в суды для разрешения имущественных споров и наследственных дел, получать разрешения на промысел и торговлю в разных государственных учреждениях и т.п. Бюрократический мир, с которым приходилось соприкасаться, был им непонятен, о правах и порядках, установленных государством, они ничего не знали. Здесь их обманывали, запугивали и обирали. Самые живые и умные стали учить своих детей приспосабливаться к «европеизированной» жизни, но на первых порах часто принимали за «образованность» лишь внешние стороны быта высших сословий. Вот в этих-то «пограничных» зонах между богатыми, но еще вчера жившими по старине людьми и новыми требованиями, которые властно предъявляла современная жизнь, и возникает почва для комедийных конфликтов, да еще таких, где смешное переплетено с грустным, ведь причуды власть имущих не только забавны, но и опасны для бедных и зависимых….
12 апреля 1823 года, 180 лет назад, в семье дьякона
церкви Покрова в Замоскворечье Николая Островского родился сын, которого нарекли
Александром. Сам Николай вскоре оставил службу в церкви и устроился в
московский городской суд сначала стряпчим, или помощником прокурора, потом стал
адвокатом. Юридическая
деятельность отца, бывшего «ходатаем по делам», давала маленькому Александру
богатую пищу для наблюдений за реальной жизнью, чаще всего в ее не самых лучших
проявлениях: «В его доме с утра до ночи толкались купцы, решая разные свои
вопросы, мальчик Островский видел там не одного банкрота, а целые десятки, и
разговоров о банкротстве наслышался Бог весть сколько» (Н. В. Берг,
друг Островского).
На 9-м году
жизни Островского постигла первая жизненная трагедия: умерла сначала бабушка, а
потом мать. Спустя пять лет после смерти матери отец женился на
баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, дочери обрусевшего шведского дворянина. Благодаря
незаурядной деловитости отца семья, в которой было четверо детей, жила в достатке.
В доме имелась богатая библиотека, приглашались хорошие преподаватели, и
Александр смог получить прекрасное домашнее образование знал греческий,
латинский, французский, немецкий языки. Кроме названных, овладел английским,
итальянским, испанским языками. Приобретение
европейской образованности гармонично соединялось в нем с постижением русских
традиций и духовности, источником которых были для него мать и особенно бабушка
по матери, бывшая просвирней. Просвирни, как никто другой, берегли и сохраняли
русские традиции, а кроме того, по выражению А. С. Пушкина, «они
говорили удивительно чистым, правильным языком». Любовь к русскому фольклору
пробудила в нем также няня со своими сказками и небылицами; недаром, когда
спустя много лет уже известного драматурга спрашивали, как возникла его
«Снегурочка», он отвечал: «Мне няня сказывала».
В 12 лет А. Н. Островский был отдан в
гимназию, по окончании гимназии А. Н. Островский продолжает учебу на
юридическом факультете университета. Спустя 2 года он принимает решение уйти,
выдвигая в качестве формального повода конфликт с одним из преподавателей, но,
скорее всего, его влечет к иной, не юридической, а литературной деятельности.
Уход из университета вызывает бурный гнев отца, который в конце концов
отказывает сыну в материальной поддержке, из-за чего долгие годы Островский
вместе со своей семьей вынужден бедствовать. К слову сказать, женитьба на
мещанке без приданого еще более усугубила недовольство родителя, но принесла
семейное счастье и добрую атмосферу открытого для всех дома. Ради добычи хлеба
насущного будущий драматург устраивается в канцелярию Совестного
суда, а чуть позже в Коммерческий суд,
где еще более развиваются те впечатления, которые были получены еще в детстве в
отчем доме из наблюдений за взаимоотношениями купцов. Перед ним во всей своей
неприглядности предстали тайны имущественно-семейных отношений и быта купцов.
Он увидел способы обогащения через обход законов, подлоги, познакомился с
историями банкротств. Все это нашло впоследствии отражение в его творчестве,
даже имена его будущих литературных героев можно найти среди участников
судебных разбирательств, в которых участвовал Островский.
Мало кто знает, но первым произведением, которое вышло из-под пера Островского, была вовсе не пьеса, а прозаический очерк «Записки замоскворецкого жителя». Именно здесь мы находим заготовки будущих пьес, прежде всего, в пугающей реалистичности образов. Это именно та среда, из которой прорастут потом многие герои будущих пьес.
А первым драматургическим произведением стала комедия «Несостоятельный должник», сцены из которой 9 января 1847 года были опубликованы в газете «Московский городской листок». Редко кому из драматургов так удается – дебют превратился в шумный триумф. Комедия усердно читалась по трактирам. В трактире у Чугунного моста, самого знаменитого в те годы (хотя бы тем, что привлекала публику машиной с барабанами – единственной в то время на всю Москву), пьеса читалась ежедневно каким-то изгнанным из театра актером-добровольцем вслух. Он не брал денег за чтение, просто просил накрыть ему стол. И жил припеваючи, ведь желающие послушать находились с утра и до полуночи.
Прошло чуть более трех лет, прежде чем пьеса была опубликована полностью под названием «Банкрут, или Свои люди – сочтемся». Это случилось в марте 1850 года в журнале «Москвитянин». И вот тут-то началось такое, чего начинающий драматург не мог предположить.
Во-первых, на него тут же подал в суд его друг детства Дмитрий Горев, в чью семью Островский был вхож, и обвинил, ни много ни мало, в плагиате. Хотя о каком плагиате могла идти речь, если сам Горев никаких пьес не писал, зато Островским была изложена история семьи друга, а все герои были кристально узнаваемы.
Во-вторых, почти сразу после выхода пьесы на автора поднялись московские купцы, которых за живое задел стиль автора, вскрывающего социальные язвы, словно скальпелем. Купцы сразу подали челобитную царю. Тот, хотя и смеялся до колик при прослушивании пьесы, но купечество обижать не стал. В результате Островский с треском вылетел из Коммерческого суда, да еще и попал под надзор полиции.
Долгая судебная тяжба с другом, который требовал большую материальную компенсацию, затянулась на долгие годы. Это был хороший стимул для Островского «отыграться» за свои страдания, и он в своих пьесах никогда не жалел тех, кто живет по законам животной силы, полагая, что деньги и связи решают все. В течение 10 лет комедия была запрещена к постановке, начальник III отделения Дубельт мотивировал это тем, что недопустимо ставить пьесу, в которой все действующие лица — отъявленные мерзавцы. Премьеры же спектаклей по пьесам Островского «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок», состоявшиеся соответственно в 1853 и 1854 годах, принесли автору огромный успех. Зрители, особенно купцы, искали знакомства с драматургом, писали письма ему и актерам, исполнявшим роли. Например, к актеру Малого театра Прову Михайловичу Садовскому один из купцов обращался так: «Верите, я плакал, ей-богу, плакал! Как подумал я, что со всяким купцом это может случиться... страсть! И чудится мне, что я уже на паперти стою и руку протягиваю... Спасибо, голубчик! Я теперь, брат, ничего не пью, будет! Все выпил, что мне положено! Думаю богадельню открыть».
4. Комедия «Бедность не порок».
1)Словарная работа
Дайте толкование терминам, запишите.
Драматические произведения (др.-гр. drama–действие) воссоздают событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения. Но развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. Авторская речь здесь вспомогательна и эпизодична. Списки действующих лиц, обозначение времени и места действия; описания сценической обстановки в начале актов и эпизодов, а также комментарии к отдельным репликам героев и указания на их движения, жесты, мимику, интонации (ремарки). Все это составляет побочный текст драматического произведения. Основной же его текст — это цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов.
Коме́дия (др.-греч. κωμῳδία, от κῶμος, kỗmos, «праздник в честь Диониса» и ἀοιδή/ᾠδή, aoidḗ / ōidḗ, «песня») — жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей.
Реплика (от лат. replico — возражаю или франц. replique — опять, ещё прикладываю) в театре и кино — элемент диалога, краткое высказывание одного актёра/персонажа, за которыми, как правило, следуют слова другого актёра.
Ремарка (театр.) — пояснения, которыми драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе. Р. могут пояснять возраст, внешний облик, одежду действующих лиц, а также их душевное состояние, поведение, движения, жесты, интонации. В Р., предпосылаемых акту, сцене, эпизоду, дается обозначение, иногда описание, места действия, обстановки.
2). История создания пьесы
«Бедность не порок» была задумана автором 10 июля 1853 г., а начата 22 августа того же года.
В первоначальной редакции пьеса имела иное заглавие: «Гордым бог противится», и должна была состоять только из двух актов.
К концу 1853 г. «Бедность не порок» была закончена. 2 декабря Островский, после первых публичных чтений комедии в литературных кружках Москвы, писал М. П. Погодину: «Успех последней моей комедии превзошел не только ожидания, но даже мечты мои».
Напечатана была пьеса впервые в 1854 г. отдельной книжкой.
Ни одна из пьес А. Н. Островского не вызвала после своего опубликования таких горячих и принципиальных споров, как «Бедность не порок». 25 января 1854 года комедия была представлена на сцене Малого театра с Провом Садовским, которому посвящена пьеса, в роли Любима Торцова. Сам Островский определял смысл пьесы так: «чтобы иметь право направлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним хорошее», соединяя высокое с комическим, даже сатирическим. Таким является в пьесе изображение самодурства Гордея, которое разъясняется в одной из пьес так: «Самодур — это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он все свое. Топнет ногой, скажет: кто я? Тут уж все домашние ему в ноги должны, так и лежать, а то беда...» (по С. Дурылину, В. Лакшину, Л. Дудко и Л. Нежурко).
Предназначая «Бедность не порок» для сцены Малого театра, драматург задолго до окончания комедии распределил ее роли между артистами этого театра.
В Петербургском Александрийском театре «Бедность не порок» была впервые поставлена 9 сентября 1854 г.
На сцене Московского Малого театра в течение второй половины ХIХ в «Бедность не порок» ставилась чаще других пьес Островского. В представлениях этой комедии участвовали лучшие силы «дома Островского» Неизменной популярностью пользовалась «Бедность не порок» и на сценах провинциальных театров. Эта пьеса из года в год занимала в репертуаре одно из самых первых мест. (Краткое содержание пьесы – ученик)
5. Обмен мнениями о прочитанном
Вопросы для беседы:
- Н. Добролюбов назвал произведения Островского «пьесами жизни». Как вы понимаете это выражение?
- Можно ли так назвать эту пьесу?
- Драма — это изображение жизни в формах самой жизни. Как в пьесе «Бедность не порок» Островский изображает установившийся порядок жизни?
- Митя и Люба счастливы и довольны, что все так удачно завершилось. Но любовная линия не столь важна. А что важно? Что хотел сказать своей пьесой Островский? (истинные ценности в семье, в патриархальных традициях)
- Когда-то Руссо в «Письме о зрелищах» сделал упрек Мольеру за то, что он осмеивал порок, но не научил нас любить добродетель. Как решает эту задачу Островский? (миру Коршуновых противопоставлен мир положительных героев с их естественным поведением)
- Чем дорожит больше всего Островский в пьесе? Что для него главное в отношениях людей? Что помогает нам это понять? (любовь – вот что главное. Герои – Любовь Торцова, Любим Торцов. Героиня сдержанна внешне, но «сердце свое надорвала». Пьеса утверждает народную веру в то, что «любви золотом не купишь». Такое преданное чувство не может не торжествовать)
6. Домашнее задание
1) Вопросы и задания 12-14 (с. 396), 1-3 (с. 396, рубрика «Развивайте дар слова»).
2). Д. 3 явл. 7-8 перечитать, иметь текст
7. Итог урока
- Можно ли говорить о современности пьес Островского? Докажите.
- Сформулируйте основные особенности стиля Островского.
1. Говорящие фамилии
2. Своеобразные названия пьес
3. Фольклорные моменты
Драматические произведения (др.-гр. drama–действие) воссоздают событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения. Но развернутое повествовательно-описательное изображение в драме отсутствует. Собственно авторская речь здесь вспомогательна и эпизодична. Списки действующих лиц, обозначение времени и места действия; описания сценической обстановки в начале актов и эпизодов, а также комментарии к отдельным репликам героев и указания на их движения, жесты, мимику, интонации (ремарки). Все это составляет побочный текст драматического произведения. Основной же его текст — это цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов.
Коме́дия (др.-греч. κωμῳδία, от κῶμος, kỗmos, «праздник в честь Диониса» и ἀοιδή/ᾠδή, aoidḗ / ōidḗ, «песня») — жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей.
Реплика (от лат. replico — возражаю или франц. replique — опять, ещё прикладываю) в театре и кино — элемент диалога, краткое высказывание одного актёра/персонажа, за которыми, как правило, следуют слова другого актёра.
Ремарка (театр.) — пояснения, которыми драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе. Р. могут пояснять возраст, внешний облик, одежду действующих лиц, а также их душевное состояние, поведение, движения, жесты, интонации. В Р., предпосылаемых акту, сцене, эпизоду, дается обозначение, иногда описание, места действия, обстановки.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.