Новые технологии индивидуального обучения
Из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию индивидуального обучения, наиболее интересны: обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение и «Портфель ученика». Все указанные технологии органично взаимосвязаны и взаимообусловлены и в этом смысле составляют определенную дидактическую систему.
Обучение в сотрудничестве
Целью обучения
Главная идея обучения
в сотрудничестве является овладение ЗУН учеником на его уровне, здесь важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Дети учатся вместе работать, учиться, творить, быть готовыми придти друг другу на помощь .
в сотрудничестве
– учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Этот метод предусматривает совокупность некоторых важных приемов, объединенных общей логикой познавательной и организационной деятельности учащихся.
Варианты обучения в сотрудничестве
1. Обучение в команде уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы.
Варианты работы в команде
Два из них могут использоваться применительно к любому школьному предмету и любой ступени обучения: совместное обучение в малых группах – командах и обучение в командах на основе игры, турнира.
Другие два варианта в большей мере предназначены для конкретного предмета и конкретного возраста учащихся: индивидуализация обучения в командах и обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению.
Организация обучения в сотрудничестве в малых группах
предусматривает группу учащихся, состоящую из четырех человек. Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание делается либо по частям (каждый ученик занят свои ей частью), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.
«Пила»
Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Затем ребята, состоящие в разных группах, обмениваются информацией как эксперты по вопросу. Это называется «встречей экспертов».
«Учимся вместе»
Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3–5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого из них в выполнении общего задания: отслеживания правильности выполнения заданий партнерами, мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи, а также культуры общения внутри группы.
Исследовательская работа учащихся в группах
В этом варианте акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся работают индивидуально, либо в группах до 6 человек. Они выбирают подтему общей темы. Затем в малых группах она разбивается на индивидуальные задания для отдельного ученика. На основе заданий, выполненных каждым учеником, совместно составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом
Метод проектов
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Исследовательские проекты
проекты, требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием
Творческие проекты
проекты, предполагающие соответствующее оформление результатов в виде сценария видеофильма, драматизации программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альбома и пр.
Ролевые, игровые проекты
это проекты, в которых структура только намечается и остается открытой до завершения работы, а участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.
Исследовательский метод
(метод исследовательских проектов) – основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования..
Содержание «Портфеля»
тесты (4 различных теста не менее, чем 3темам);
использование информационных технологий (2 примера использования информационных технологий в работе по проектам);
Дифференцированное обучение
учет в образовательном процессе индивидуальных различий учащихся. В педагогической литературе различают понятия «внутренней» и «внешней» дифференциаций. Внутренняя дифференциация – организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке в своем классе. При внешней дифференциации учащиеся по некоторым индивидуальным признакам объединяются в учебные группы, отличные друг от друга.
Дифференциация по общим способностям
учет общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психического развития – памяти, мышления, познавательной деятельности. Остальные индивидуальные различия учащихся учитываются при организации внутренней дифференциации на уроке за счет соответствующих технологий обучения.
Дифференциация по частным способностям
различие учащихся по способностям к тем или иным предметам. Одни учащиеся имеют склонности к гуманитарным предметам, другие – к точным наукам; одни – к историческим и т.д. Сюда же следует отнести проблему воспитания особо одаренных детей, обучение и развитие которых представляет собой особую ответственность педагогического коллектива. Таких детей следует объединять в отдельную группу, чтобы обучать их по специальной программе.
Разноуровневое обучение
организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разных уровнях («А», «В», «С»), но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности. При этом за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.
«Портфель ученика»
Особенностью учебного процесса, ориентированного на личность с учетом его индивидуальных особенностей является то, что:
в его центре находится ученик, его познавательная и творческая деятельность;
роль учителя в учебном процессе чрезвычайно ответственная;
ответственность за успех учебной деятельности учащиеся берут на себя;
При подготовке «Портфеля»
следует учитывать
самостоятельность мышления ученика;
определение временного периода создания «Портфеля» и взаимосвязь и взаимообусловленность математических знаний:
отражение собственной позиции ученика относительно представленных работ;
процесс решения проблем.
Содержание «Портфеля»:
титульная страница (название самого «Портфеля», имя ученика, название предмета, даты начала и окончания, имя учителя);
содержание «Портфеля»;
краткая история успехов ученика (по меньшей мере, три страницы – анализ собственных результатов по предмету: что легче дается, что труднее, в чем эти трудности, начиная с младших классов);
Содержание «Портфеля»:
записи, доклады, домашние работы;
контрольные, самостоятельные работы (5 работ не менее, чем по 3 темам, 1 работа, демонстрирующая подход к исправлению
ошибок );
тесты (4 различных теста не менее, чем 3темам);
использование информационных технологий (2 примера использования информационных технологий в работе по проектам);
Содержание «Портфеля»
групповой проект (детальное описание группового проекта);
ваша любимая работа;
оценка родителей (письменная рецензия родителей ).
Цель работы над «портфелем»:
сформировать у ученика навыки самооценки, так же, как проект нужен для того, чтобы ученик научился самостоятельно критически мыслить, использовать исследовательские и прочие методы познания. Таким образом, важен не столько предмет, на котором отрабатываются эти умения, сколько способы деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.