Нравственные проблемы повести В.Г.Распутина "Деньги для Марии"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока - представить В.Г. Распутина как писателя, публициста, патриота российской земли.Валентин Распутин - наш современник, и отношение к нему определяется в зависимости от того, разделяет или не разделяет человек направленность мыслей и рассуждений писателя. Но, наверное, каждый, кто прочитает хоть одно произведение этого писателя, не сможет не признать колоссальной силы его таланта. Каждый, кто имеет сердце, у кого открыты глаза, не останется равнодушным к его героям, а будет вновь и вновь возвращаться к ним, чтобы сверить свои побуждения с их мыслями. Сегодня редко о ком говорят как о совести, голосе, выразителе народа. Но о В.Г. Распутине так говорят. Как у современников В.Г. Распутина, у нас есть преимущество видеть и понимать глубину авторского постижения общей для нас жизни, быть свидетелем активно развивающегося таланта, вступать в диалог с писателем.
Иконка файла материала Урок литературы.docx
"Нравственные проблемы в повести В.Г. Распутина "Деньги для Марии" Урок литературы Цель:  Дать краткий обзор творчества В.Распутина, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель в повести;  Развивать навыки анализа текста;  Содействовать развитию самостоятельного мышления, приобщать учащихся к исследовательской работе, высказывать собственное мнение о проблеме;  Развивать устную речь;  Актуализировать личный опыт учащихся, формировать лучшие их нравственные качества. Оборудование: портрет писателя, выставка книг. Подготовка к уроку: Прочитать повесть В.Г. Распутина "Деньги для Марии". Индивидуальные задания к уроку: Представить творчество писателя В.Г. Распутина как  продолжение русской классики; 1. Орг. момент: Ход урока Валентин Распутин ­ наш современник, и отношение к нему определяется в зависимости от  того, разделяет или не разделяет человек направленность мыслей и рассуждений писателя.  Но, наверное, каждый, кто прочитает хоть одно произведение этого писателя, не сможет не  признать колоссальной силы его таланта. Каждый, кто имеет сердце, у кого открыты глаза,  не останется равнодушным к его героям, а будет вновь и вновь возвращаться к ним, чтобы  сверить свои побуждения с их мыслями. Сегодня редко о ком говорят как о совести, голосе, выразителе народа. Но о В.Г. Распутине  так говорят. Как у современников В.Г. Распутина у нас есть преимущество, видеть и  понимать глубину авторского постижения общей для нас жизни, быть свидетелем активно  развивающегося таланта, вступать в диалог с писателем. 1. Постановка целей урока Проверка домашнего задания. Индивидуальные сообщения.  Из сообщений ребят мы ясно представляем В.Г. Распутина как писателя, публициста,  патриота российской земли. Выступление подготовленного ученика­ Первая повесть В.Г. Распутина «Деньги для Марии»  была опубликована в 1967 году. Произведение это поражает читателей своей открытостью и силой трагического переживания главного героя­ деревенского жителя Кузьмы. Испытание,  которое выпало на его долю, высветило неоднозначность поведения и жизни человека, а  главное – зрелое понимание необходимости принимать и переживать жизнь во всей ее  полноте, такой, какой она сложилась. В.Г. Распутин – один из признанных мастеров  «деревенской прозы», один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы,  ставит в своих произведениях нравственные проблемы, говорит о сложностях внутреннего  мира человека. Пути решения проблем писатель ищет в лучших чертах русского  национального характера. Поэтизируя прошлое, писатель остро ставит проблемы  современности, утверждая вечные ценности, призывая к их сохранению. В его  произведениях боль за свою страну, за то, что с ней происходит.Его тревога и боль за судьбу русского человека и земли. На которой мы живем, чувствуется  в каждом произведении автора. Сила характеров любимых героев Распутина – в мудрости, в народном миропонимании,  народной нравственности. Книги Валентина Распутина – глубокие, мудрые, заставляющие  нас думать, делающие нас мудрее и чище. В его книгах мы словно видим свое отражение. И  это отражение уже зависит от наших дел, поступков, слов. Обсуждение прочитанного произведения, обмен впечатлениями. ­ ­ Какие мысли, чувства вызвала повесть "Деньги для Марии"? ­ Какие эпизоды, фрагменты особенно запомнились? ­ Кто из героев оказался вам ближе, почему? ­ Поступки каких героев вы не одобрили, почему? ­ Что вы можете оценить положительно, а что у вас вызывает негодование? ­ Скажите, необходимо ли сегодня творчество Распутина? ­ Почему нужно читать его произведения?  ­ Итак, попробуем разобраться в композиции повести, рассмотрим ряд проблем, которые  ставит автор. Рассуждение об элементах композиции повести • Цель: проверить знание композиции произведения и осмысленность чтения. Какая простая история происходит в семье Марии, продавщицы сельского магазина? Это событие становится бедой для Марии – недостача в 1000 рублей. И ревизор предлагает  возможный выход: собрать недостающую сумму в 5 д н е й и внести в кассу. ­ Какое событие явилось завязкой в повести?  В чём особенность её композиции? Событие, с которого началось действие, ­ недостача, обнаруженная ревизией в магазине  Марии, выполняет в повести роль завязки: из него вытекают все остальные события повести. ­ Каково было отношение Кузьмы к деньгам? Подтвердите текстом. Он никогда и никому не завидовал, полагая, что "каждый топчет свою дорожку, и к тем, кто  жил лучше его, относился спокойно, как и к тем, кто выше его ростом".  Какова роль снов в повести? (пояснения, комментарии, рассуждения ребят)  Что же происходит в реальности? Какие психологические типы показаны автором в повести? Всех персонажей произведения можно сгруппировать по признаку их отношения к беде  Кузьмы и Марии.  Назовите героев, готовых прийти на помощь Марии? Как вы можете  прокомментировать их поступок? (пояснения ребят)  Назовите героев завистливых, корыстных, жадных. (пояснения ребят) Итак, эти образы противостоят друг другу через их отношение к Кузьме, как противостоят  два качества ­ корысть и бескорыстие Кто играет большую роль в жизни всей деревни, а сейчас особенно в жизни Кузьмы и его семьи? Конечно, председатель колхоза, который хочет помочь Кузьме, но сейчас в кассе колхоза  нет денег, но, он считает, что их можно позаимствовать из зарплаты колхозных  специалистов. Мысль председателя, что вместе людям легче быть добрыми, на первый взгляд кажется  удачной. И председателю удается собрать деньги у специалистов, но:  Как второй сон Кузьмы предсказывает события, из­за которых он опять остается без  денег? (зачитывают отрывок)   (комментарий ребят) ­ То же самое происходит и наяву, когда большинство специалистов, согласившись помочь  Кузьме в едином порыве, поодиночке приходят или кого­нибудь присылают и забирают свои  деньги на семейные нужды. Подведем итоги: подтвердились ли жизнью идеальные представления Кузьмы о  бескорыстных человеческих отношениях?  (рассуждения ребят)  Какое событие в повести вы считаете развитием сюжета? Хождение мужа Марии, ­ Кузьмы, по односельчанам с просьбой занять денег ­ развитие действия. ’ '  Есть ли в произведении развязка, каков её финал? Развязки нет ­ повесть кончается  кульминацией­(открытый финал), (рассуждения ребят над финалом) Своеобразие композиции. Слово учителя: В повести две сюжетные линии. Первая сюжетная линия ­ это поездка Кузьмы к брату за недостающей суммой. Вторая сюжетная линия ­ события, предшествующие этой поездке, пять дней, которые  Кузьма и Мария прожили со времени начала ревизии в магазине. Обе сюжетные линии объединены общей темой, общей идеей. Решение Кузьмы поехать к брату ­ композиционная граница, разделяющая две сюжетные  линии и одновременно объединяющая их. Финал повести.  Почему Кузьма обращается к своему брату, живущему в городе и наверняка  имеющему деньги, в самую последнюю очередь? В.Г. Распутин так об этом говорит: "Получалось так, что они "братья" не всегда, не каждую  минуту, а только при встречах, да еще ими были в детстве, когда вместе росли". 3. Реализация домашнего задания Самостоятельная работа в группах Цель: каждой группе проанализировать предложенный эпизод, подготовиться к  обсуждению в классе. . . Дополнительные вопросы классу, комментарии, обобщения и выводы подготовленных  учащихся.  Расскажите о многострадальной истории сельского магазина. В чём причина его "невезучей" судьбы?(Магазин имел такую же судьбу, как и вся русская деревня. Не было у магазина хозяина, и  не было профессионального продавца.)  Почему Мария согласилась работать продавщицей Высказывания учащихся из группы. Обобщение ответов ребят из группы подготовленным учеником. (Героиня меньше всего думала о себе: хотя была нездорова, делала тяжёлую работу в  колхозе, "себя не жалела", но опасалась за детей, которые в случае её смерти останутся  сиротами. Другая причина: "деревню и правда кому­то надо выручать". Ещё одно свойство  характера Марии: "Требовать она не научилась". Она из тех терпеливых русских женщин,  которые молчаливо сносят всё, что ни пошлёт им судьба.)  Как Распутин показывает разъединённость людей, утрату связи с родной землёй, с .  корнями? Высказывания учащихся. Обобщение учеником. (После обнаружения недостачи в магазине, рассказчик проводит Кузьму от дома к дому. В  этих эпизодах раскрываются отношения между односельчанами, показывается, как меняется психологическое состояние Кузьмы. Он тоже "требовать не научился", так и не смог  попросить помощи у Василия, которого считал своим другом. А тот сделал вид, что не понял,  зачем Кузьма пришёл к нему. Вроде бы и не отказал, но и не помог, равнодушно предоставив  Кузьме самому выпутываться из положения.)  У кого же попросить помощи, как не у родных? Высказывания ребят. Обобщение. (После смерти отца с братом Алексеем у Кузьмы отношений не было никаких. Он давно уехал  из деревни и жил в городе. Мария говорит о семье своего деверя; "Мы для них что есть, что  нету". Старых друзей Алексей "не признаёт за товарищей", в родную деревню не ездит.  Кузьма по­настоящему вызывает сочувствие. В родном селе он не находит помощи и  поддержки. Всё меньше надежды остаётся у него, всё более одиноким и беспомощным он становится.  Распутин говорит о том, что теряются человеческие связи, теряются родственные связи, люди не хотят понять и помочь ближнему, всё это приводит к опустошению души.)  Почему односельчане не помогали Марии, ведь они знали, что она работала честно,  ради них согласилась пойти в продавщицы? Ответы ребят. Обобщение ответов учеником. (Дело всё в том же опустошении души. К такому состоянию человек приходит по­ разному.  Кто­то уезжает из родных мест, кто­то замыкается в себе, кого­то скупость лишает  отзывчивости. На фоне чёрствости односельчан поступок тётки Натальи производит особенно сильное впечатление: она одна дача Кузьме все деньги, что скопила за долгие годы работы "на смерть". Здесь можно сказать о тех образах русских женщин,  которыми восхищается автор. Чаще всего это женщины старые, мудрые, много испытавшие на своём веку, но сохранившие нравственную чистоту. Тётка Наталья, , как и Мария, думала не о себе, а о детях, хотела, чтобы они не тратились на её похороны и поминки. Кузьма принимает  деньги тётки Натальи "будто с того света".) Какое значение имеют воспоминания Кузьмы о сорок седьмом годе, об аресте  председателя? Ответы ребят из группы. Обобщение ответов учеником. (Ситуация с арестом председателя сходна с положением, в котором оказалась Мария: он  тоже старался не для себя, он купил бензин у шкипера с баржи от безысходности. Что  делать, если государство бензин не даёт, а выполнение плана по сдаче хлеба требует? Председатель рискнул. Его осудили ни за что на целых 15 лет. Кто­кто, а председатель  понимал Марию и искренне хотел ей помочь.)  Объясните лексическое значение слова шкипер? (Шкипер ­ 1. Капитан несамоходного судна. 2. Капитан коммерческого судна. 3. На морских  судах: лицо, ответственное за палубное имущество.) •  Почему агроном, ветеринар, зоотехник, механик сначала согласились отдать свою  зарплату в долг Кузьме, а потом пошли на попятную? Высказывания ребят. Обобщение. (Прилюдно они не хотели показаться жадными, равнодушными к чужой беде. Но поодиночке  они стали оправдывать пословицу: "своя рубашка ближе к телу".)  Как автор ведёт повествование в последнем эпизоде? Какое значение это имеет? Ответы учащихся. Обобщение. (Повествование повести ведётся в прошедшем времени, а в последнем эпизоде ­ в'  настоящем. Последняя же фраза: "Сейчас ему откроют" ­ в будущем времени. Финал повести  остаётся открытым. Выручит ли Алексей брата, "родную кровь"? Или равнодушно откажет  ему? А если представить себя на месте Кузьмы и Марии? Что творится у них на душе?  Неужели, действительно, остаётся только .молиться и надеяться только на Бога? А что же  люди? Очень хотелось бы, чтобы в доме родного брата Кузьме помогли, но Распутин не даёт  нам конкретного ответа. Он предоставляет возможность каждому читателю задуматься и  поразмышлять о том, а как бы я поступил?) ­ Ребята, а чем растревожила вас эта повесть, о чём заставила задуматься? Выводы: подобные вопросы неизбежно встают перед каждым совестливым человеком. На таких читателей и рассчитывает Распутин, пытаясь растревожить души людей, показать  со стороны общие для всех­проблемы. Роль писателя, считает Распутин, в том, чтобы достучаться до сердец людских, ставить  вопросы и пытаться привлечь к ним внимание народа: "Что с нами, дорогие односельчане?  Куда мы правим? Куда мы этаким образом придём? На то она и совесть народная. Таким образом, повестью "Деньги для Марии" В.Г. Распутин воспитывает в нас, своих  читателях, нравственные чувства. Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: о чём заставляет задуматься Распутин  в повести "Деньги для Марии"?

Посмотрите также