«Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»
Оценка 4.8

«Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
03.04.2017
«Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»
Раскрыть главную идею рассказа «Уроки французского». Знать содержание текста, основные теоретические сведения (рассказ, тема, идея, композиция) и уметь анализировать рассказ. Развить умение работать с текстом, выборочно читать и пересказывать текст с целью аргументации своих ответов. Совершенствование умения анализа художественного произведения, работы текстом, через приемы критического мышления. Сформировать умения понимания нравственных категорий, через определения темы, идеи, кульминации произведения.
Урок В Распутин Уроки французского.docx

Предмет

 

Уроки 62

класс 7

Тема урока

«Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»

Цель урока

Раскрыть главную идею рассказа «Уроки французского».

Знать содержание текста, основные теоретические сведения (рассказ, тема, идея, композиция) и уметь анализировать рассказ.

Развить умение работать с текстом, выборочно читать и пересказывать текст с целью аргументации своих ответов.

Результаты обучения для учащихся

Совершенствование умения анализа художественного произведения, работы текстом,  через приемы критического мышления.

Сформировать умения понимания нравственных  категорий, через определения темы, идеи, кульминации произведения.

ЗУН

Знают:

§ биографию В.Распутина;

§ рассказ «Уроки французского»;

§  

Умеют:

§ выделить структуру произведения: экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка, тема, идея произведения;

§  работать с литературоведческими терминами, с толковыми словарями, учебной и художественной литературой;

§ анализировать, обобщать, давать оценку поведения  и выявлять характеры литературных героев;

§ определять идеи художественного произведения;

§  вести диалоги,

§  развивают умения работы в группах → парах;

§ проводить самостоятельный поиск и обрабатывать информацию, конспектировать учебный материал;

§  формулировать выводы;

§ осуществлять взаимооценку, самооценку.

Основные идеи, отрабатываемые по теме урока

Обучение критическому мышлению будет способствовать развитию у учащихся умению делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнения идеи других. С развитием критического мышления будут формироваться навыки сопоставительного анализа, анализа художественного текста.

Ученики будут способны исследовать художественный текст и размышлять критически через диалоговое взаимодействие со своими сверстниками,

выполнения кластер для выделения главного по теме, познакомятся с новыми стратегиями «4 с», «стратегия УГЛЫ», которые будут способствовать более глубокому пониманию авторской идеи произведения, умения отстаивать свою точку зрения по проблемному вопросу.

Работая в группе, паре, продолжат работу с листом оценки, что будет развивать навыки анализа собственной деятельности.

Использование мультимедийного оборудования позволит активизировать визуальный ряд учащихся, активизации мышления учащихся.

 

 

Задания

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оргмомент.

Психологический настрой.

Мотивационный этап.

 

1 мин.

Учитель проводит психологический настрой на работу, говорит о правилах всей работы.

 

 

§ Отвечают на приветствие.

§ Участвуют в психологическом настрое на творческую деятельность.

§ Думают самостоятельно, делятся мнениями в парах, затем в группах приходят к единому мнению

§  

Деление на группы…

 

2 мин.

Организовывает деление на группы, используя овощи и фрукты.

Сегодня на уроке будет действовать правило

Дает инструкцию к действиям. «3 Т» = терпение → трудолюбие → творчество.

 

Вспомните правило работы в группе.

 

 

§ По полученным фруктам, овощам и другим продуктам делятся на группы (яблоки, картошка, макароны, гематоген)

§ Садятся по группам…

§ Проговаривают правила работы по группам.

Подготовка к осознанному восприятию темы.

 

 

 

 

Демонстрация эпиграфа к уроку.

Исследовательская беседа.

 

2 мин.

 

«Вопрос-ответ»

- Как вы думаете, почему именно эти предметы я выбрала для деления на группы?

- Где и как герой рассказа их получит?

 

Читает эпиграф.

§ Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

§ Записывают в рабочую тетрадь.

§ Постигают идею высказывания.

§ Анализируют смысл высказывания.

Вызов.

 

Определение целей и задач урока.

 

Диалог со стадией вызова.

 

1 мин.

Наблюдает, направляет.

 

- Наша задача -  ответить на  встающий перед читателем  проблемный вопрос: «ПРЕСТУПЛЕНИЕ ли поведение Лидии Михайловны?»
     Кроме того, мы задумаемся над поступками героев рассказа и дадим им оценку.

-  Как вы думаете, почему это важно для нас?

§ Учащиеся задумаются над проблемным вопросом.

 

§ Самостоятельно формулируют учебную цель урока.

 

§ Ответят на поставленный вопрос

 

3 мин.

Учитель дает задание для групп. Задание.

Раскройте содержание понятий, используя в работе словарь, Интернет-ресурсы.

1группа – «духовные ценности».

2 группа – «духовная память»

3группа – «нравственные заветы»

§ Раскрывают содержание понятий

§ Работают в группах.

§ Записывают результаты деятельности в рабочую тетрадь.

§ Спикеры групп раскрывают смысловое значение понятий, над которыми работала группа.

§ Самостоятельно формулируют выводы.

Тестирование с самопроверкой.

Ответить на вопросы низкого уровня (открытые вопросы).

После каждого ответа на спроецированном на большой экран слайде всплывают определения.

2 мин.

 

Организует проверку ранее изученного материала.

теоретические вопросы:

автобиография – это …

портрет - ….....

рассказ - …...

тема - …...

основная мысль - …

антитеза - …

§ Отвечают на поставленные вопросы.

§ Анализ собственной деятельности.

§ Вносят результат в карту самоконтроля.

Проверка домашнего задания. Биография В.Г. Распутина.

 

Организует работу в группе.

§ Учащиеся друг другу задают «толстые и тонкие» вопросы.

§ Учащиеся в группах отвечают на поставленные вопросы.

§ Выбирают по 1 «толстому и 1 тонкому вопросу» для  другой группы. Передают задания.

Ассоциативная карта

 

 

Предлагает создать ассоциативную карту со словом ЯБЛОКИ

§ Работают самостоятельно → в группе → в классе

§ Во время совместного поиска, вносят добавления в рабочие тетради.

§ Приходят к выводу, какую роль сыграли яблоки в жизни главного героя

Проверка глубины и прочности прочитанного текста.

Задание.

Решить кроссворд, ответив на поставленные вопросы.

Вопросы низкого и высокого уровня.

 

2 мин.

Наблюдает за ходом  работы в группе.

 

Наблюдение за работой учащимися группы А,В,С.

 

Организует самопроверку,

демонстрируя кроссворд с ответами.

§ Самостоятельная работа.

§ Самопроверка, самооценка.

§ Вносят результат в карту самоконтроля.

Тестирование.

 

 

Раздает бланк для внесения ответов. Наблюдает за ходом выполнения задания.

§ Работают самостоятельно.

§ Взаимопроверка.

§ Вносят результат в карту самоконтроля.

Введение новой темы (процесс освоения новых знаний).

Задание.

Восстановить сюжет

рассказа «Уроки французского», пронумеровав кадры из фильма, в порядке его следования.  Работа в парах.

 

5 мин.

Организует работу в парах, взаимооценку групп.

 

Раздает листы с заданием и алгоритмом оценивания.

Дает указания к работе, ограничивает время сбора материала.

Наблюдает за работай учащихся в парах и А,В,С.

 

-    Каковы ваши результаты?

-     Кто выполнил без ошибок?

-     С одной ошибкой?

 

 

§ Работают в парах.

§ Исследуют предложенные картинки, иллюстрирующие произведение.

§ Восстанавливают по памяти   сюжет рассказа.

§ Учащиеся группы С могут воспользоваться художественными текстами.

§ Раскладывают картинки в порядке следования сюжета.

§ Организуют взаимооценивание.

§ Вносят результат в карту самоконтроля.

 

 

 

§  

«Осмысление»

Работа по учебнику.

Демонстрация кадра из художественного фильма «Уроки французского»

 

3 мин.

Просмотр отрывка из художественного фильма «Уроки французского».

Организует работу в группах.

Работа над отрывком произведения.
«… Директор задыхался, ему не хватало воздуха. – Я теряюсь сразу назвать ваш поступок… Это…»

§ Смотрят отрывок из художественного фильма «Уроки французского»

§ Работают в группе.

§ Обращение учащихся к учебнику.

§ Размышляют, оперируя строками текста.

§ Приходят к самостоятельным выводам.

Работа со словарями
 И. Ожегова

Википедия

ИКТ

 

2 мин.

Организует работу с научными источниками по группам

ЗАДАНИЕ.

1.Выпишите из анализируемого фрагмента текста те слова,  с помощью которых директор школы охарактеризовал поступок Лидии Михайловны.

2.Объясните их значение.

3.Согласны ли вы с оценкой поступка учительницы, данной  директором школы?

 

Используя предложенные словари, или возможности компьютера, найдите в словарях значение слова «урок» (все группы), а также по группам:

1 группа – преступление

2 группа – растление

3группа –  совращение

 

Учитель наблюдает, чтобы наблюдатели групп предоставляли возможность выступить всем участникам группы в течение урока

§ Выписывают слова: преступление, растление, совращение

§ Осознают значения выписанных слов

§ Находят ответ в словаре

§ Вносят ответы в рабочие тетради

§ Группы зачитывают свои ответы

§ Вносят результат в карту самоконтроля.

Стратегия «4 с»

  По мере ответов учащихся, на экране всплывают названные ими качества.

 

  5 мин.

  Организует работу в классе. Объясняет, что собой представляет собой стратегия «4с».

  Вопросы:

  - Какие качества характера своего героя подчеркивает автор?

- Какие черты характера проявляет Л.М.?

Герой

ЧЕСТНОСТЬ

УПОРСТВО

СМЕЛОСТЬ

СТОЙКОСТЬ

ВОЛЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

  ЛМ

  СМЕЛОСТЬ

  ЧУВСТВО  ДОСТОИНСТВА

  ЧЕСТНОСТЬ
ДОБРОТА
МИЛОСЕРДИЕ
ЧУТКОСТЬ

  - Проанализируйте получившиеся ответы, если одинаковые качества, если да, то соедините их стрелочками.

  - Почему ученик и учительница обладают таким качеством как честность, смелость?

§ Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

§ Подбирают слова, характеризующие героя и Л.М, используя слова, которые начинаются с букв для героя с «С», для Лидии Михайловны с «Ч».

§ Соединяют стрелочками одинаковые качества.

§ Отвечают на вопросы.

§ Формулируют выводы.

§ Вносят результат в карту самоконтроля.

Стратегия «УГЛЫ»

 

5 мин.

Объясняет принцип заполнения дискуссионной карты.

 

- Итак, попробуйте дать ответ на наш вопрос. Поведение Лидии Михайловны - это преступление?

§ Работают в группах.

§ Заполняют индивидуально дискуссионную карту.

§ Делают вывод.

§ Высказывают свое мнение.

 

Выводы и обобщения.

 

  

  Предлагает поменять «свое местоположение», если в ходе дискуссии учащиеся изменили мнение по отношению к поступку, совершенному учителем.

§ В ходе дискуссии учащиеся глубже задумаются о поведении героя рассказа и учителя французского языка – Лидии Михайловны

§ Совершают переход в другую группу, если это необходимо

Беседа на выявление осознанности знания и понимания главной идеи художественного произведения

 

3 мин.

- Почему рассказ В.Распутина назван «Уроки   французского»?

  - Какие нравственные проблемы поднимает В.Г. Распутин.

- Как вы думаете, какие уроки получил герой?

- Только ли уроки французского языка?

- Задумались ли вы, чему учит нас этот рассказ?

- Как мы еще могли бы назвать этот рассказ.

§ Отвечают на вопросы

ВЫВОДЫ

 

4 мин.

           - Зачитывает цитаты о добре.

           -Просит зачитать цитаты, которые они подобрали дома.

            

§ Делают выводы по изученному произведению.

§ Работают с цитатами.

§ Записывают в рабочую тетрадь выводы.

§ Обмениваются своими записями

 

Подведение логического итога

урока.

 

4 мин.

Читает отрывок из стихотворения:

Как хорошо, что доброта

Живет на свете вместе с нами.

Без доброты ты - сирота,

Без доброты ты - серый камень.

-Что нового и полезного вы узнали во время изучения рассказа В. Распутина «Уроки французского»?

-Как вы считаете, выполнены  ли задачи, которые были поставлены  на уроке?

- Какое значение для вас имеют полученные знания?

- Выполнялись ли правила
 «трёх Т»

§ Слушают стихотворение

§ Отвечают на вопросы

§ Формулируют выводы по работе, которая состоялась на уроке.

Рефлексия.

Оценивание работы учащихся за урок

3 мин.

- Итак, урок завершен.

- Спасибо всем за работу во время урока. Сегодня вы хорошо поработали.

 Проанализируйте свою деятельность на уроке и выставите оценки в оценочный лист.

§ Делают выводы, обмениваются мнениями

§ Заполняют оценочный лист

§ Оценивают в группе по критериям.

§ Спикеры кратко анализируют работу в группах.

Постановка учебных задач на последующий урок.

Объяснение  домашнего задания.

 

 

1 мин.

Раздает карточки с домашним заданием.

Задание творческого характера.

Представьте, что Василий Андреевич – реально существующий человек.

-Что бы вы хотели ему сказать после прочтения рассказа?

-Что посоветовать?

-С чем согласиться или не согласиться?  

Сочинение «Письмо директору школы Василию Андреевичу от ученика 7 класса средней школы г.Семей.

Уровень «А» - подберите аргументы в защиту поступка Лидии Михайловны (на ваше усмотрение)

уровень «В» - составить 6 толстых  вопросов (вопросы высокого порядка)

уровень «С» - составить 6 простых вопросов (вопросы низкого порядка)

Ответить устно на вопросы, составленные группами.

§ Учащиеся получают карточку с домашним заданием.

§ Кратко фиксируют задание  в дневник.

 

Последующие  задания  и чтение

Домашнее задание.

Синквейн

1.       Лидия Михайловна

2.       В. Распутин

3.       «Уроки французского»

4.       Ученик послевоенного времени.

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 


 

Предмет Уроки 62 класс 7

Предмет Уроки 62 класс 7

Мотивационный этап. 1 мин. Учитель проводит психологический настрой на работу, говорит о правилах всей работы

Мотивационный этап. 1 мин. Учитель проводит психологический настрой на работу, говорит о правилах всей работы

Как вы думаете, почему это важно для нас?Учащиеся задумаются над проблемным вопросом

Как вы думаете, почему это важно для нас?Учащиеся задумаются над проблемным вопросом

Проверка глубины и прочности прочитанного текста

Проверка глубины и прочности прочитанного текста

Уроки французского» 3 мин. Просмотр отрывка из художественного фильма «Уроки французского»

Уроки французского» 3 мин. Просмотр отрывка из художественного фильма «Уроки французского»

ВОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

ВОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Обмениваются своими записями

Обмениваются своими записями

Постановка учебных задач на последующий урок

Постановка учебных задач на последующий урок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017