Предмет |
|
Уроки 62 |
класс 7 |
||
Тема урока |
«Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» |
||||
Цель урока |
Раскрыть главную идею рассказа «Уроки французского». Знать содержание текста, основные теоретические сведения (рассказ, тема, идея, композиция) и уметь анализировать рассказ. Развить умение работать с текстом, выборочно читать и пересказывать текст с целью аргументации своих ответов. |
||||
Результаты обучения для учащихся |
Совершенствование умения анализа художественного произведения, работы текстом, через приемы критического мышления. Сформировать умения понимания нравственных категорий, через определения темы, идеи, кульминации произведения. |
||||
ЗУН |
Знают: § биографию В.Распутина; § рассказ «Уроки французского»; § Умеют: § выделить структуру произведения: экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка, тема, идея произведения; § работать с литературоведческими терминами, с толковыми словарями, учебной и художественной литературой; § анализировать, обобщать, давать оценку поведения и выявлять характеры литературных героев; § определять идеи художественного произведения; § вести диалоги, § развивают умения работы в группах → парах; § проводить самостоятельный поиск и обрабатывать информацию, конспектировать учебный материал; § формулировать выводы; § осуществлять взаимооценку, самооценку. |
||||
Основные идеи, отрабатываемые по теме урока |
Обучение критическому мышлению будет способствовать развитию у учащихся умению делать выбор в отношении своего обучения и ставить под сомнения идеи других. С развитием критического мышления будут формироваться навыки сопоставительного анализа, анализа художественного текста. Ученики будут способны исследовать художественный текст и размышлять критически через диалоговое взаимодействие со своими сверстниками, выполнения кластер для выделения главного по теме, познакомятся с новыми стратегиями «4 с», «стратегия УГЛЫ», которые будут способствовать более глубокому пониманию авторской идеи произведения, умения отстаивать свою точку зрения по проблемному вопросу. Работая в группе, паре, продолжат работу с листом оценки, что будет развивать навыки анализа собственной деятельности. Использование мультимедийного оборудования позволит активизировать визуальный ряд учащихся, активизации мышления учащихся. |
||||
|
|
||||
Задания |
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||
Оргмомент. Психологический настрой. Мотивационный этап.
|
1 мин. |
Учитель проводит психологический настрой на работу, говорит о правилах всей работы.
|
§ Отвечают на приветствие. § Участвуют в психологическом настрое на творческую деятельность. § Думают самостоятельно, делятся мнениями в парах, затем в группах приходят к единому мнению § |
||
Деление на группы…
|
2 мин. |
Организовывает деление на группы, используя овощи и фрукты. Сегодня на уроке будет действовать правило Дает инструкцию к действиям. «3 Т» = терпение → трудолюбие → творчество.
Вспомните правило работы в группе.
|
§ По полученным фруктам, овощам и другим продуктам делятся на группы (яблоки, картошка, макароны, гематоген) § Садятся по группам… § Проговаривают правила работы по группам. |
||
Подготовка к осознанному восприятию темы.
Демонстрация эпиграфа к уроку. Исследовательская беседа.
|
2 мин.
|
«Вопрос-ответ» - Как вы думаете, почему именно эти предметы я выбрала для деления на группы? - Где и как герой рассказа их получит?
Читает эпиграф. |
§ Отвечают на вопросы
§ Записывают в рабочую тетрадь. § Постигают идею высказывания. § Анализируют смысл высказывания. |
||
Вызов.
Определение целей и задач урока.
Диалог со стадией вызова.
|
1 мин. |
Наблюдает, направляет.
-
Наша задача - ответить на встающий перед читателем проблемный вопрос:
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ ли поведение Лидии Михайловны?» - Как вы думаете, почему это важно для нас? |
§ Учащиеся задумаются над проблемным вопросом.
§ Самостоятельно формулируют учебную цель урока.
§ Ответят на поставленный вопрос |
||
|
3 мин. |
Учитель дает задание для групп. Задание. Раскройте содержание понятий, используя в работе словарь, Интернет-ресурсы. 1группа – «духовные ценности». 2 группа – «духовная память» 3группа – «нравственные заветы» |
§ Раскрывают содержание понятий § Работают в группах. § Записывают результаты деятельности в рабочую тетрадь. § Спикеры групп раскрывают смысловое значение понятий, над которыми работала группа. § Самостоятельно формулируют выводы. |
||
Тестирование с самопроверкой. Ответить на вопросы низкого уровня (открытые вопросы). После каждого ответа на спроецированном на большой экран слайде всплывают определения. |
2 мин.
|
Организует проверку ранее изученного материала. теоретические вопросы: автобиография – это … портрет - …..... рассказ - …... тема - …... основная мысль - … антитеза - … |
§ Отвечают на поставленные вопросы. § Анализ собственной деятельности. § Вносят результат в карту самоконтроля. |
||
Проверка домашнего задания. Биография В.Г. Распутина. |
|
Организует работу в группе. |
§ Учащиеся друг другу задают «толстые и тонкие» вопросы. § Учащиеся в группах отвечают на поставленные вопросы. § Выбирают по 1 «толстому и 1 тонкому вопросу» для другой группы. Передают задания. |
||
Ассоциативная карта
|
|
Предлагает создать ассоциативную карту со словом ЯБЛОКИ |
§ Работают самостоятельно → в группе → в классе § Во время совместного поиска, вносят добавления в рабочие тетради. § Приходят к выводу, какую роль сыграли яблоки в жизни главного героя |
||
Проверка глубины и прочности прочитанного текста. Задание. Решить кроссворд, ответив на поставленные вопросы. Вопросы низкого и высокого уровня.
|
2 мин. |
Наблюдает за ходом работы в группе.
Наблюдение за работой учащимися группы А,В,С.
Организует самопроверку, демонстрируя кроссворд с ответами. |
§ Самостоятельная работа. § Самопроверка, самооценка. § Вносят результат в карту самоконтроля. |
||
Тестирование.
|
|
Раздает бланк для внесения ответов. Наблюдает за ходом выполнения задания. |
§ Работают самостоятельно. § Взаимопроверка. § Вносят результат в карту самоконтроля. |
||
Введение новой темы (процесс освоения новых знаний). Задание. Восстановить сюжет рассказа «Уроки французского», пронумеровав кадры из фильма, в порядке его следования. Работа в парах.
|
5 мин. |
Организует работу в парах, взаимооценку групп.
Раздает листы с заданием и алгоритмом оценивания. Дает указания к работе, ограничивает время сбора материала. Наблюдает за работай учащихся в парах и А,В,С.
- Каковы ваши результаты? - Кто выполнил без ошибок? - С одной ошибкой?
|
§ Работают в парах. § Исследуют предложенные картинки, иллюстрирующие произведение. § Восстанавливают по памяти сюжет рассказа. § Учащиеся группы С могут воспользоваться художественными текстами. § Раскладывают картинки в порядке следования сюжета. § Организуют взаимооценивание. § Вносят результат в карту самоконтроля. |
||
|
|
|
§ |
||
«Осмысление» Работа по учебнику. Демонстрация кадра из художественного фильма «Уроки французского»
|
3 мин. |
Просмотр отрывка из художественного фильма «Уроки французского». Организует работу в группах. Работа над отрывком произведения. |
§ Смотрят отрывок из художественного фильма «Уроки французского» § Работают в группе. § Обращение учащихся к учебнику. § Размышляют, оперируя строками текста. § Приходят к самостоятельным выводам. |
||
Работа
со словарями Википедия ИКТ
|
2 мин. |
Организует работу с научными источниками по группам ЗАДАНИЕ. 1.Выпишите из анализируемого фрагмента текста те слова, с помощью которых директор школы охарактеризовал поступок Лидии Михайловны. 2.Объясните их значение. 3.Согласны ли вы с оценкой поступка учительницы, данной директором школы?
Используя предложенные словари, или возможности компьютера, найдите в словарях значение слова «урок» (все группы), а также по группам: 1 группа – преступление 2 группа – растление 3группа – совращение
Учитель наблюдает, чтобы наблюдатели групп предоставляли возможность выступить всем участникам группы в течение урока |
§ Выписывают слова: преступление, растление, совращение § Осознают значения выписанных слов § Находят ответ в словаре § Вносят ответы в рабочие тетради § Группы зачитывают свои ответы § Вносят результат в карту самоконтроля. |
||
Стратегия «4 с» По мере ответов учащихся, на экране всплывают названные ими качества.
|
5 мин. |
Организует работу в классе. Объясняет, что собой представляет собой стратегия «4с». Вопросы: - Какие качества характера своего героя подчеркивает автор? - Какие черты характера проявляет Л.М.? Герой ЧЕСТНОСТЬ УПОРСТВО СМЕЛОСТЬ СТОЙКОСТЬ ВОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ЛМ СМЕЛОСТЬ ЧУВСТВО ДОСТОИНСТВА ЧЕСТНОСТЬ - Проанализируйте получившиеся ответы, если одинаковые качества, если да, то соедините их стрелочками. - Почему ученик и учительница обладают таким качеством как честность, смелость? |
§ Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. § Подбирают слова, характеризующие героя и Л.М, используя слова, которые начинаются с букв для героя с «С», для Лидии Михайловны с «Ч». § Соединяют стрелочками одинаковые качества. § Отвечают на вопросы. § Формулируют выводы. § Вносят результат в карту самоконтроля. |
||
Стратегия «УГЛЫ»
|
5 мин. |
Объясняет принцип заполнения дискуссионной карты.
- Итак, попробуйте дать ответ на наш вопрос. Поведение Лидии Михайловны - это преступление? |
§ Работают в группах. § Заполняют индивидуально дискуссионную карту. § Делают вывод. § Высказывают свое мнение.
|
||
Выводы и обобщения.
|
↔ |
Предлагает поменять «свое местоположение», если в ходе дискуссии учащиеся изменили мнение по отношению к поступку, совершенному учителем. |
§ В ходе дискуссии учащиеся глубже задумаются о поведении героя рассказа и учителя французского языка – Лидии Михайловны § Совершают переход в другую группу, если это необходимо |
||
Беседа на выявление осознанности знания и понимания главной идеи художественного произведения
|
3 мин. |
- Почему рассказ В.Распутина назван «Уроки французского»? - Какие нравственные проблемы поднимает В.Г. Распутин. - Как вы думаете, какие уроки получил герой? - Только ли уроки французского языка? - Задумались ли вы, чему учит нас этот рассказ? - Как мы еще могли бы назвать этот рассказ. |
§ Отвечают на вопросы |
||
ВЫВОДЫ
|
4 мин. |
- Зачитывает цитаты о добре. -Просит зачитать цитаты, которые они подобрали дома.
|
§ Делают выводы по изученному произведению. § Работают с цитатами. § Записывают в рабочую тетрадь выводы. § Обмениваются своими записями
|
||
Подведение логического итога урока.
|
4 мин. |
Читает отрывок из стихотворения: Как хорошо, что доброта Живет на свете вместе с нами. Без доброты ты - сирота, Без доброты ты - серый камень. -Что нового и полезного вы узнали во время изучения рассказа В. Распутина «Уроки французского»? -Как вы считаете, выполнены ли задачи, которые были поставлены на уроке? - Какое значение для вас имеют полученные знания? - Выполнялись ли правила |
§ Слушают стихотворение § Отвечают на вопросы § Формулируют выводы по работе, которая состоялась на уроке. |
||
Рефлексия. Оценивание работы учащихся за урок |
3 мин. |
- Итак, урок завершен. - Спасибо всем за работу во время урока. Сегодня вы хорошо поработали. Проанализируйте свою деятельность на уроке и выставите оценки в оценочный лист. |
§ Делают выводы, обмениваются мнениями § Заполняют оценочный лист § Оценивают в группе по критериям. § Спикеры кратко анализируют работу в группах. |
||
Постановка учебных задач на последующий урок. Объяснение домашнего задания.
|
1 мин. |
Раздает карточки с домашним заданием. Задание творческого характера. Представьте, что Василий Андреевич – реально существующий человек. -Что бы вы хотели ему сказать после прочтения рассказа? -Что посоветовать? -С чем согласиться или не согласиться? Сочинение «Письмо директору школы Василию Андреевичу от ученика 7 класса средней школы г.Семей. Уровень «А» - подберите аргументы в защиту поступка Лидии Михайловны (на ваше усмотрение) уровень «В» - составить 6 толстых вопросов (вопросы высокого порядка) уровень «С» - составить 6 простых вопросов (вопросы низкого порядка) Ответить устно на вопросы, составленные группами. |
§ Учащиеся получают карточку с домашним заданием. § Кратко фиксируют задание в дневник.
|
||
Последующие задания и чтение |
Домашнее задание. Синквейн 1. Лидия Михайловна 2. В. Распутин 3. «Уроки французского» 4. Ученик послевоенного времени.
|
||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.