Аннотация
Тема: «Нужен ли я России?..» (заключительный урок по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)
Класс: 10 класс.
Предметная область: литература
Цель урока: дать возможность учащимся через игру показать свое восприятие героя Тургенева и сравнить его с оценкой Базарова литературными критиками.
Задачи урока:
Учебные:
• обобщить, систематизировать и закрепить полученные знания об образе Базарова.
• познакомить учащихся с содержанием статей М.Антоновича, Д. Писарева, Н. Страхова.
Развивающие:
• развивать познавательный интерес к предмету;
• развивать информационную и коммуникативную компетентности;
• развивать критическое мышление, умение выделять наиболее значимый материал;
• развивать ораторские и актерские способности, умение общения с аудиторией
Воспитательные:
· воспитывать литературный вкус и любовь к русской классике;
• воспитывать чувство долга, ответственности за порученное дело
Форма проведения урока: ролевая игра - «суд над литературным героем».
Форма организации учащихся: в процессе подготовки и проведения урока – индивидуальная и групповая.
Тип урока: урок обобщения, систематизации и закрепления с элементами получения новых знаний.
Методические рекомендации по проведению урока.
Методической особенностью урока, обеспечивающей его эффективность, является нетрадиционная форма его проведения – ролевая игра. Игра оригинальна по форме и тем самым включают один из основных мотивов учащихся к изучению предмета – интерес. Кроме этого игра дает возможность рассмотреть изучаемые вопросы с диаметрально противоположных точек зрения. На таком занятии есть прекрасная возможность в нетрадиционной форме обобщить и расширить знания учащихся. Сама подготовка к игре приобщает учащихся к чтению критической литературы, поиску и отбору нужной информации в сети Интернета, развивает творческие способности.
Подготовка к уроку ведется заранее как мини-проект. Распределяются роли, готовится необходимый материал. Учитель при этом выступает в роли координатора. Игровой урок - суд над литературным героем - предоставляет учащимся широкие возможности для самовыражения, с помощью игры создаётся высокая мотивация. Игра позволяет ребятам сымитировать реальные ситуации, пережить их на эмоциональном уровне, позитивно влияет на межличностное общение подростков. В игру включён весь класс, каждый соблюдает общие правила и не выпадает из команды, проявляя как бойцовские качества, так и актёрское мастерство при исполнении заданной роли. Данный урок-игра также даёт возможность максимально использовать умственные способности, раскрыть духовный багаж, ведь он носит форму суда: нужно каждому её участнику занять определённую позицию по отношению к литературному герою и отстаивать её. Данная форма побуждает всех и каждого откликаться как на успех, так и на неудачу, совместно двигаться к поставленной цели.
На данный тип урока учитель класс нацеливает уже на начальном этапе изучения романа «Отцы и дети». Тогда же предлагает подумать о роли, которую учащийся хотел бы сыграть. Такт, совет учителя и желание ученика позволят наилучшим образом справиться с задачей рационального распределения ролей. На протяжении всех уроков по роману Тургенева учитель ведет команду к итоговой игре: помогает обратить внимание на авторский замысел при написании романа, на способы его реализации, на поступки героев и их мотивы, на психологизм романа и т.д. Подготовка к уроку-игре ведется параллельно с изучением романа.
На данном уроке роль судьи исполнил учитель, это дало возможность дирижировать процессом, строго следить за его ходом, за корректностью выступающих, поддерживать ход заседания вопросами ко всем участникам действа.
Роли Базарова, Одинцовой, Кирсановых, Антоновича, Писарева, Страхова, Тургенева, Секретаря суда, присяжных заседателей учащиеся выбирали, по возможности, самостоятельно, ориентируясь на свои убеждения, желания и отношение к поставленной проблеме. На этом этапе участники будущего процесса были объединены в три группы: обвинение, защита, независимые эксперты – присяжные заседатели. На «суде» обязательным условием было цитирование текстов произведений: романа, критических статей, дневников автора.
Особенно важная роль на таком уроке отводится судье, которого на этом уроке сыграл учитель, и это дало возможность не просто выслушивать мнения героев, но и обязательно задавать вопросы, стимулирующие детей анализировать материал, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.
На уроке была расставлена мебель в классной комнате таким образом, чтобы воссоздать обстановку судебного зала: отдельные места для защиты и обвинения, скамья подсудимого, верховное место судьи.
Для воссоздания "полной картины" участники придерживались форм обращения, принятых в суде (Ваша честь, "Встать! Суд идет!", "Слово предоставляется…" и т.д.).
Таким образом, урок-суд позволяет реализовать сразу несколько целей: повторить, обобщить или проанализировать учебный материал; формировать культуру спора; развивать логическое мышление; совершенствовать навыки самостоятельной работы, работы в группах; выявить творческий потенциал учащихся, способствовать его развитию; совершенствовать умение анализировать информацию; воспитывать нравственные, этические и эстетические ценности. На таком уроке реализуется один из главнейших принципов современного образования: формирование положительной мотивации к обучению, интереса. Урок-суд — это, хоть и деловая, но игра. А значит, неизбежно возникновение конкуренции — самого сильного "стимулятора".
Наглядный материал оформлен в виде презентации в Рower Poit.
Изучение многих литературных произведений в 10 классе можно закончить «Судом над литературным героем», который является прекрасной формой для изучения творчества многих писателей. На этих уроках ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, учатся выражать свою точку зрения и аргументированно её отстаивать. Каждый учащийся может проявить свою активность, способности, интересы. Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения, позволяют разнообразить анализ произведения, активизировать познавательную деятельность учащихся. Такие уроки - колоссальная мотивация для чтения и изучения литературных произведений и критической литературы. Они развивают у детей речевые, коммуникативные навыки, логическое мышление, помогает старшеклассникам определиться с выбором профессии.
План – конспект урока.
"Нужен ли я России?..»
(УРОК - СУД ПО РОМАНУ ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»)
1. Вступительное слово учителя.
- Ребята, в течение нескольких уроков мы с вами читали и анализировали роман Тургенева «Отцы и дети». Сегодня у нас не совсем обычный урок, урок –суд , хотя мы с вами уже проводили подобный урок.
Сегодня на заседании нашего литературного суда решается вопрос, нужен ли Базаров России, читателю?
Итак, заседание суда открывается.
Секретарь: Суд идёт! Прошу всех встать. Прошу садиться.
Судья: Уважаемый секретарь, прошу представить линию защиты.
Секретарь:
- Сторону защиты сегодня представляют Иван Сергеевич Тургенев, Д Писарев, Н. Страхов, Аркадий Николаевич Кирсанов.
Сторону обвинения: Антонович Максим Алексеевич, Павел Петрович Кирсанов, Николай Петрович Кирсанов. Свидетельница- Одинцова А.С. В суд также вызван сам Базаров Евгений Васильевич.
Судья: Итак, заседание объявляется открытым!
Секретарь: Встать! Суд идет!
Судья: Прошу садиться. Слушается дело Базарова Евгения Васильевича, который обвиняется в том, что распространяет свои идеи и отрицательно воздействует на формирование мировоззрения молодого поколения уже 150 лет. Кто он, Базаров? Идеальный герой или нравственный калека? Достоин подражания или осуждения?
Виновен ли Базаров в пренебрежительном отношении к старшему поколению, неверии в дружбу, любовь, отрицании искусства, природы как источника наслаждения?
Заслуживает ли обвиняемый снисхождения и понимания?
Можно ли считать Базарова «Асмодеем своего времени»? Нужен ли этот тип литературного героя современному читателю? Да. Нужен.
Секретарь:
Слово для обвинения предоставляется г.Антоновичу Максиму Алексеевичу .
Секретарь: Антонович Максим Алексеевич, родился 27 апреля 1835 года. Русский литературный критик, публицист, философ. С 1861 постоянный сотрудник «Современника». Его статьи на темы литературы, философии, политики, эстетики носили полемический и остропублицистический характер. В 1862г. в №3 опубликовал статью, посвященную роману Тургенева «Асмодей нашего времени».
Господа присяжные заседатели, фрагменты этой статьи я передаю вам для рассмотрения.
Судья:
1. Когда и какую статью о романе г. Тургенева вы написали?
2. Понравился ли вам роман?
3. Почему он вам не понравился?
4. Как г. Тургенев, по-вашему, относится к своему герою?
5. А как относится Базаров к своему другу?
6. Как в итоге он изображает отцов и детей?
7. Нужны ли такие люди, как Базаров России? Может ли он служить образцом для подражания?
Судья: Спасибо, г. Антонович. Кто ,по-вашему, поддерживает вашу позицию,
Господин Антонович?
Антонович:
-Думаю, мою позицию подержит и персонаж романа Павел Петрович Кирсанов.
Секретарь:
Суд вызывает Кирсанова Павла Петровича.
Судья:
1. Ваше первое впечатление о Базарове?
2. Почему он начал вас раздражать?
3. О чём вы спорили?
4. Менялось ли ваше отношение к господину Базарову ?
5. Какое влияние, по вашему мнению, он оказал на вашего племянника?
Павел Петрович:
- Думаю, с моим мнением согласится и его отец, Мой брат Николай Петрович.
Секретарь:
- Суд вызывает Кирсанова Николая Петровича.
Судья:
1. Как произошло ваше знакомство с господином Базаровым?
2. Какое впечатление он на вас произвёл?
3. Какое влияние он оказал на вашего сына?
Судья:
- Думаю, что пора вызвать и самого Аркадия Николаевича.
Секретарь:
Суд вызывает Кирсанова Аркадия Николаевича.
Судья:
1. Как вы познакомились с господином Базаровым?
2. Что привлекло вас в нем?
3. А что вы не смогли в нём принять?
4. Почему произошёл разрыв между вами?
5. Вы будете помнить своего друга?
Судья:
Думаю, пора выслушать защитников романа и его главного героя.
Секретарь:
Слово предоставляется свидетелю со стороны защиты Писареву Дмитрию Ивановичу,
1840г. рождения. Русский публицист и литературный критик, революционный демократ. По праву считается «третьим», после Чернышевского и Добролюбова, великим русским критиком-шестидесятником. Плеханов называл его «одним из самых выдающихся представителей шестидесятых годов».
Судья:
Когда и какую статью о романе Тургенева вы написали?
Секретарь:
- Господа присяжные заседатели, фрагменты этой статьи я передаю вам для рассмотрения.
Судья:
2. Как вы относитесь к Базарову?
3. Каково ваше мнение о Базарове?
4. Как ,по-вашему, он относится к другу?
5. А к родителям? Согласны ли вы с Антоновичем в оценке Базарова ?
6. Как вы считаете, нужны ли такие люди, как Базаров, России?
Судья:
Мнения литературных критиков о романе и господине Базарове разделились. Наверно, самую правдивую информацию о романе и его герое можно будет услышать от г. И.С. Тургенева.
Секретарь: Суд вызывает Тургенева Ивана Сергеевича. Родился 28 октября 1818г. в г. Орёл, русский писатель, поэт, переводчик; член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности (1860). Один из классиков мировой литературы.
Судья:
1. Почему вы решили написать роман о Базарове?
2. Каким вы хотели изобразить вашего героя?
3. Как вы думаете, он получился таким, каким вы его задумывали?
4. Вы согласны с оценкой вашего романа, данной на сегодняшнем судебном заседании?
5. Как вы считаете, нужен ли Базаров молодому поколению?
Тургенев:
- На этот вопрос я ответил своим романом.
Судья: Я думаю, настал момент выслушать самого Базарова, может быть, он ответит нам на вопрос: нужен ли он России?
Секретарь: суд вызывает Базарова Е.В.
Судья:
1. Почему вы отказались от адвоката?
2. Вы утверждаете, что вы – нигилист. Разъясните суду, что это значит?
3. Как вы попали к Кирсановым? С какими намерениями приехали?
4. Кто, по-вашему, вышел победителем в словесной дуэли с Павлом Петровичем?
Судья:
- Мы сейчас вспомним, как это было. И вы сами сделаете вывод, кто вышел победителем.
(инсценирование эпизода «Спор между Базаровым и Кирсановым» )
Судья:
- Господа присяжные заседатели, прошу внимательно слушать данный диалог, чтобы вынести правильное решение.
5. Г. Антонович утверждает, что вы не любите даже своих родителей. Что вы на это скажете?
6. Ваша версия причины разрыва с Аркадием?
7. Вы сильный человек? Есть что-нибудь сильнее вас?
8. Нужны ли вы России?
Судья:
Господин Базаров утверждает, что он сильный человек. Сильнее чего? Любви? Как вы думаете, госпожа Одинцова, он сильный человек?
Секретарь: суд в качестве свидетеля вызывает Одинцову Анну Сергеевну.
Судья:
1. Как вы познакомились с г. Базаровым?
2. Какое впечатление он на вас произвёл?
3. Из романа мы узнаём, что вы вышли всё-таки замуж. А господин Базаров мог бы быть вашим мужем?
Судья:
- Господин Базаров , сегодня мы услышали разные трактовки вашего образа в романе. С каким из них вы согласны?
Базаров: (Я во многом согласен с авторами - господами Писаревым и Антоновичем. Но наиболее полно мой образ, пожалуй, раскрыл Н.Н. Страхов.)
Секретарь:
Слово предоставляется: Страхову Николаю Николаевичу родился в 1828 году, российский философ, публицист, литературный критик, член-корреспондент Петербургской Академии Наук. В 1862г. №4 журнала «Время» опубликовал статью «И. С. Тургенев «Отцы и дети».
Судья:
- Когда и какую статью о романе Тургенева вы написали?
Секретарь: Господа присяжные заседатели, фрагменты этой статьи я передаю вам для рассмотрения.
Судья:
2. Каким вы увидели г. Базарова?
3. Как вы объясняете базаровское отрицание искусства?
4. Как можно объяснить отношение г .Базарова к другу?
5. Нужен ли этот роман современному читателю?
Страхов:
-Я в качестве доказательства своей правоты прочитаю вам последний абзац этого романа. Разве кого-нибудь он сможет оставить равнодушным?
Судья,
- Спасибо, я думаю, господа присяжные заседатели при вынесении приговора обязательно учтут ваше доказательство.
Судья: Господа присяжные удаляются для вынесения вердикта.
Судья: Присяжные готовы огласить свой вердикт.
Секретарь: Встать! Суд идет!
Присяжные: Виновен ли Базаров в пренебрежительном отношении к старшему поколению, неверии в дружбу, любовь, отрицании искусства, природы как источника наслаждения?
Да. Виновен. Мы не согласны с базаровским отрицанием всего духовного и прекрасного.
Также у нас вызывает сомнение политическая программа Базарова – все сломать, «место расчистить», а «строить – это уже не наше дело». Так что назвать героя Тургенева идеальным героем нельзя.
Заслуживает ли обвиняемый снисхождения и понимания?
Да. Мы считаем, что Базаров силой своего характера, цельностью личности, трудолюбием, искренностью убеждений, мужеством заслужил уважения и снисхождения читателей.
Можно ли считать Базарова «Асмодеем своего времени»? Нет, нельзя. Мы не можем согласиться с позицией Антоновича, что роман Тургенева – это клевета на новое поколение, а Базаров – циничный злодей и нравственный калека.
Нужен ли этот тип литературного героя современному читателю? Да. Нужен.
Судья: Прошу всех садиться. Итак, суд решил:
- оправдать Евгения Базарова за отсутствием всякого рода преступления;
- признать тип литературного героя нужным современному читателю;
- утвердить «высокое предназначение Базарова и его трагической судьбы для жизни бесконечной»;
- взять на вооружение жизни каждого молодого человека нравственные уроки, преподнесенные Базаровым…
А вот, какие же уроки, давайте определимся с вами вместе.
(Самоотречение и самоотдача героя, страстность и убежденность натуры борца, единство слова и дела, искренность, работоспособность, стремление к знаниям, поклонение уму, проявление мужества, сильной воли в трагические минуты жизни).
Судья: Судебное заседание окончено.
Мы услышали сегодня разные точки зрения критиков, ваши мнения, вопросы по поводу главного героя романа Тургенева «Отцы и дети». Надеюсь, Базаров не перестал быть для вас живым и сложным характером, а взгляды Писарева, Антоновича и Страхова помогли вам утвердить свое мнение, выработать собственную позицию.
Ее вы изложите письменно. Вам предлагается 2 вопроса на выбор, на один из них надо ответить.
Рефлексия:
Домашнее задание: написать репортаж из зала суда по теме «Базаров: «за» и «против». Либо «Мой ответ критику ………………….»
Литература: Учебник.
Сборник литературно-критических статей
Роман Тургенева
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.