Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы
Оценка 4.9

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
04.03.2018
Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы
Разработка урока, на котором рассматривается образ главного героя, именем которого Н.В. Гоголь назвал свое произведение. В повести Н.В.Гоголь раскрывает исторические условия, выработавшие суровый и могучий характер Тараса с его упрямством и отвагой, с его грубой прямотой и неукротимой ненавистью к врагам. Образ главного героя получился наиболее завершенным и полным. Бульба - герой, Бульба - человек с железным характером.Урок литературы в 7 классе
000d7920-2bb7b1a3.docx
Тема: Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ. Класс: 7 Цели урока: Образовательные:    учить составлять характеристику героя и находить средства ее раскрытия; подвести учащихся к пониманию всеобъемлющего знания повести “Тарас Бульба”; показать художественное мастерство писателя; Развивающие:   учить самостоятельно работать с учебником, учить мыслить, сравнивать, делать выводы; развитие умения находить в художественном тексте материал, необходимый для  характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию; Воспитательные:   воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости; учиться толерантности. Планируемые результаты: 1. Предметные: научиться делать анализ эпизода  2. Метапредметные: ­ коммуникативные: проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.  ­ регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.  ­ познавательные: уметь строить сообщение в устной форме.  3.  Личностные: формирование мировоззренческих понятий. Воспитание гражданской идентичности:  патриотизма, любви и уважения к Отечеству. Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, презентация, видеоматериал, аудиозапись. Методы и приемы: фронтальный опрос, учебник, синквейн, использование ИКТ Словарная работа :                                                                                                   Патриотизм ­  преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Подвиг – героический, самоотверженный поступок. Предательство ­ измена Эпиграф:  Тарас Бульба…любил свою родину Украину и ничего не знал выше и прекраснее  удалого казачества, потому что чувствовал то и другое в каждой крови своей…                                                                           В.Г.Белинский (Слайд 3) I. II. Организационный момент. II.Объявление темы урока. Сообщение темы и целей  урока, записи в рабочих тетрадях. План урока III. Проверка домашнего задания. IV. Актуализация опорных знаний. 4.1. Фронтальный опрос 4.2. Создание проблемной ситуации. Усвоение новых знаний. 5.1. Работа над образом Тараса Бульбы в форме беседы. Работа с текстом. Закрепление изученного материала. Задания классу: V. VI. 1 6.1. Сформулируйте и запишите в тетрадь характерные черты Тараса Бульбы. 6.2. Составление Синквейна по образу Тараса Бульбы. 6.3. Слово учителя.  VII. Подведение итогов. 7.1. Заключительное слово учителя. Оценивание. VIII . IX. Домашнее задание. Ход урока Записи в рабочих тетрадях. I.Организационный момент. (2 мин.) II. Объявление темы урока. (3 мин.) (Слайд 1, 2)   III.Проверка домашнего задания. (7 мин.) IV. Актуализация опорных знаний. (3 мин.)     4.1. Фронтальный опрос: (Слайд 4) Ребята, вы прочитали повесть. Каждое художественное произведение  несет определенную  идею. Какова основная идея прочитанного вами произведения? ( Патриотизм – это активная любовь к своей земле) Какую еще проблему  и каким образом  рассматривает  автор  в своей  повести? ( Проблему подвига и предательства  через  образы  Остапа  и  Андрия) Что такое подвиг? Предательство? ( ответы учащихся) 4.2. Создание проблемной ситуации. ­ На прошлом уроке мы с вами выявили, что суть казачьего товарищества, которое основывается на огромной   любви   к   Родине,   к   русским   людям,   на   священном   отношении   православной   вере.   Оно строится   на   принципах   гуманизма   и   справедливости:   каждый   казак   с   детства   знает,   что   нельзя предавать, оставлять в беде своих товарищей – собратьев по оружию. Всю жизнь Гоголь мечтал о сильных,   героических   характерах,   об   отношениях   построенных   на   принципах   товарищества,   о справедливом общественном устройстве. В окружающей его современности писатель ничего этого не находил. Зато свои идеалы Гоголь смог увидеть в далеком прошлом – в истории Украины периода борьбы за свою независимость.  ­   Как   вы   думаете,   в   ком   писатель   увидел   идеалы   героизма   и   самоотверженности   в   своей повести?   ­ Глядя на нашу записанную на доске тему, какую цель вы поставите перед собой на урок: (ответы)  рассмотреть   образ  Тараса  Бульбы,   охарактеризовать   его,   доказать   его   героизм   и самоотверженность. (Слайд 5) V.  Усвоение новых знаний. (20 мин.) 5.1. Работа над образом Тараса Бульбы в форме беседы. Работа с текстом. (Слайд 6) Мы с вами рассмотрим образ главного героя, именем которого Н.В. Гоголь назвал свое  произведение.  ­ Кем был Тарас Бульба? Как он выглядел? Найдите описание в тексте.  ­ Почему Гоголь не дает подробный портрет героя? (Примерный ответ: В этом нет необходимости ­ прическа, одежда, обувь были у Тараса  как у других запорожцев. Ответы учащихся). ­ Почему Тарас Бульба так быстро принял решение об отъезде вместе с сыновьями в  Запорожскую Сечь? 2 (Примерный ответ: Тарас Бульба, как и его товарищи, смысл своей жизни видел в борьбе  за независимость родины, поэтому пренебрежительно относился к оседлой домашней жизни и  ко всем занятиям, не имеющим отношения к военной службе) ­ Почему Тарас, несмотря на успехи сыновей в воинском искусстве, не был доволен жизнью  Запорожской Сечи? О чем он мечтал? (Примерный ответ: Тарас был храбрым и глубоко убежденным в том, что воинская  доблесть у молодых казаков воспитывается в битвах и набегах. Так думал не только старый  Тарас, но и большинство запорожцев. Поэтому без большого труда удалось Тарасу уговорить их  выступить против турок.) Одним из средств создания характеристики литературного героя являются его высказывания.  Наиболее яркой у Тараса Бульбы является его знаменитая речь о товариществе. (Прослушивание отрывка из фильма «Тарас Бульба» («Речь о товариществе»). (Слайд 7) ­ В какой фразе заключена основная мысль Тараса Бульбы? («Нет уз святее товарищества») ­ А как вы понимаете, что такое товарищество? А Тарас?  Именно чувство коллективизма делало казаков сильными. ­ Как речь Тараса Бульбы характеризует героя? (Примерный ответ: Тарас произносит речь перед боем не только потому, что знал, что  объединяет и подбадривает людей говоря метко и вовремя, но и потому, что ему хотелось  высказать все, что было у него на сердце в этот напряженный и трудный момент.) ­ В чем особенность речи Тараса? (Примерный ответ: Много обращений. Восклицательные интонации выражают глубину  чувств Тараса. Это речь лидера.) Единение Тараса с казаками проявляется в борьбе за родину. ­ В каких эпизодах проявился талант Тараса­полковника? (Примерный ответ: Мудрость Тараса, его талант полководца раскрываются главным  образом в последнем бою под Дубно). ­ Как вел себя Тарас – полковник во время боя? (Тарас, как опытный воин, всегда в центре сражения, он успевает побывать всюду, вовремя подбодрить казаков, дать нужные распоряжения.)  Тарас Бульба не только полковник, но и отец. Героический характер его проявляется не только на поле боя, но и в эпизодах казни его сыновей. ­Чем отличаются эти эпизоды? а) казнь Андрия; (Слайд 8) (Примерный ответ: Тарас не чувствует никакой жалости к сыну­изменнику. Он  проявляется непреклонность по отношению к предателю. То, что предал его собственный сын,  предмет отцовской гордости и надежд, лишь усугубляет его гнев и стремление покарать  негодяя) (Просмотр отрывка казни Андрия) б) присутствие на казни Остапа? (Слайд 9) (Примерный ответ: С риском для жизни пробирается он на место казни, не боясь,  поддерживает Остапа в самый трудный его час, хотя ничего не может быть горше для отца,  чем гибель сына. Тарас страдает, но и гордится Остапом). Найдите в 10 главе описание Тараса Бульбы. Сравните описание Тараса Бульбы в первых и  десятой главах. Как изменился герой? («...три тяжелые морщины насунулись на лоб его и уже больше никогда не сходили с него». Из жизнерадостного, общительного человека, каким был Тарас, он превращается под  влиянием пережитых страданий в замкнутого и мрачного. Это уже не удалой казак, готовый  пуститься в пляс. Невозможно развеселить теперь Тараса: «Сурово и равнодушно глядел он на  всех, и на неподвижном лице его выступала невыносимая горесть, и, тихо понурив голову, говорил  он: «Сын мой» Остап мой!».  «Он уходил в луга и степи, будто бы за охотою, но заряд его оставался невыстреленным,  и, положив ружье, полный тоски, садился на морской берег». 3 Всё пережитое сделало Тараса особенно осторожным, зорким, научило предугадывать  события. Поэтому Тарас Бульба не поверил полякам, как многие его товарищи, и не стал  заключать с ними перемирия, а ушел с частью казаков продолжать начатую борьбу, и никто не  мог остановить его: «В виду всего воинства уходил полк, и долго еще оборачивался Тарас и всё  грозил». Это был уже не прежний жизнерадостный, веселый и удалой казак, а суровый и  беспощадный к врагам воин.) Учитель: Казнь Остапа, свидетелем которой был Тарас, потрясла его. С этого момента не  было больше жалости и сострадания к врагам в его сердце. Даже товарищи его, не раз участвовавшие  в сражениях и много видавшие на своем веку, поражались: «Только огонь да виселицу определяла  седая голова его, и совет его в войсковом совете дышал только одним истреблением». ­ Повлияли ли изменения в характере Тараса на его дальнейшую судьбу?  ­ Как удалось Гетману Потоцкому схватить Тараса?  ­ Почему Тарас не оставил люльку? (Примерный ответ: Ненависть Тараса Бульбы к ляхам была до того сильна, что даже любимую  трубку не хочет оставить он на земле, на их земле, на поругание врагам, поэтому и попадает в  плен.) ­ Можно ли назвать смерть Тараса Бульбы героической? Почему? (Он ведет себя очень достойно, не молит врагов о пощаде. Умирая на костре, старый Тарас  радуется, что не только сумел подсказать своим хлопцам путь к спасению, но и к осуществлению своего плана, то есть остается верен главному ­ товариществу, вере, Украине. А муки, смерть  принимает как достойный конец достойной воинской жизни.) Учитель: Проведя своего героя через страшные испытания, Гоголь показал, что человека  можно ожесточить, сделать несчастным и одиноким, не знающим отдыха от страданий, но его нельзя  сломить, согнуть, если он служит общему делу, если он борется за свободу. ­ Почему Тараса Бульбу мы называем народным героем? (Примерный ответ: Тарас Бульба ­ народный герой: он бьется и сражается за  независимость народа, верит в силы народа, который связан с ним одним желанием, одной  мечтой: «Пусть же цветет Русская земля!») VI. Закрепление изученного материала. (7 мин.) Задания классу: 6.1. Сформулируйте и запишите в тетрадь характерные черты Тараса Бульбы. (Слайд 10 ) Примерная запись: 1. Любовь к родине и ненависть к врагам; 2. Непреклонность, сила духа, беззаветная храбрость; 3. Прямота и суровость нрава; 4. Замечательные черты его как полководца; 5. Высоко развитое чувство товарищества.          6.2. Составление Синквейна по образу Тараса Бульбы. Учащиеся самостоятельно составляют синквейн. Выборочная проверка. 6.3. Слово учителя. Автор рассказывает о Тарасе с большим сочувствием. Он ценит в нем любовь и преданность  родине, ненависть к врагам, мужество и героизм, с которыми он переносит страшные муки и смерть. Литературоведы пишут «Тарас Бульба» ­ героическая повесть. С определением повести вы уже знакомы. Запись в тетрадях. (Слайд 11) Повесть ­ эпическое произведение в прозе, в котором изображается не одно, а целый ряд  событий, много действующих лиц, шире и подробнее показана жизнь. Героическая повесть предполагает изображение подвигов во имя великой цели ­ защиты  родины, спасения людей, утверждения правды, то есть какой­то общей идеи справедливости. 4 ­ Почему Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» можно назвать героической? (Повесть вполне можно назвать героической, так как в ней идет речь о мужественной  борьбе украинцев против засилья польской шляхты и католической веры.) VII. Подведение итогов. (1 мин.) 7.1. Заключительное слово учителя. В повести Н.В.Гоголь раскрывает исторические условия, выработавшие суровый и могучий  характер Тараса с его упрямством и отвагой, с его грубой прямотой и неукротимой ненавистью к  врагам. Образ главного героя получился наиболее завершенным и полным. Бульба ­ герой, Бульба ­ человек с железным характером. VIII. Оценивание. (1 мин.)  IX. Домашнее задание (1 мин.) Подготовить связный рассказ об Остапе и Андрии. 5

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018