«О вы, служительницы Музы…» (литературная гостиная о жизни и творчестве Марины Цветаевой)
Оценка 5

«О вы, служительницы Музы…» (литературная гостиная о жизни и творчестве Марины Цветаевой)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл—11 кл
18.06.2020
«О вы, служительницы Музы…» (литературная гостиная о жизни и творчестве Марины Цветаевой)
ЦВЕТАЕВА.doc

Воропаева Любовь Петровна

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 34 Комсомольска н/А

 

Тема:  «О вы, служительницы Музы…»

 

Эпиграф: Быть поэтессой в России – труднее, чем поэтом:

единица русской силы  в русской поэзии-()

                             Юнна Мориц.

Долгие века существовало мнение, что поэзия- привилегия мужчин, их род занятий. Для обаятельнейших женщин, о которых пойдет речь, поэзия - не прихоть, не случайность. Она- смысл их жизни, средство выражения своего «я», отклик сердца на радости и горести бытия. Их главная тема- любовь.

- Вот их имена, начиная с древности. Сапфо, поэтесса с острова Лесбос, жившая в начале пятого века до н. э.

                                                              Я люблю

                                                             Юность люблю

                                                             Радость люблю

                                                                  И солнце

                                                             Жребий мой - быть

                                                             В солнечней свет

                                                             И в красоту

                                                             Влюбленной.

- Средневековье. Трубадуры – средневековые поэты – признают себя вассалами дам, воспевают её достоинство, красоту и благородство. Но знатной поэтессой средневековья было Беатриса де Диа - супруга графа ()

 

Моя краса, моё происхожденье,

Но больше – сердца верного влеченье

Дают мне право все свои сомненья

Вам выразить в печальных звуках пенья

Я знать хочу, о друг мой дорогой,

Откуда это гордое забвенье:

Что это – гнев? Или любовь к другой?

 

- Эпоха возрождения создает тип просвещенной женщины, играющей значительную роль в культурной жизни Европы. Стихотворения Вероники Гамбара, Джулии Ганзака, ()

 

Синьор, не тратьте ваших юных лет

На беспокойный труд погони страстной

За славой и почетом о опасной

Стезе отличий всяких и побед.

Используйте любви благой завет.

 

П. И. Чайковский(0) вальс

 А теперь обратим свой взор к России 18-го века. В литературе появляются имена(). Звучит стих Зинаиды Волконской.

Я в пустыню удалюсь

От прекрасных здешних мест;

Сколько горестей смертельных

Мне в разлуке должно снесть!

Оставляю град любезный,

Оставляю и того,

Кто на свете мне милее

И дороже мне всего.

Ах, прости, прости, любезный!

Разлучили нас с тобой!

Не забудь меня, несчастну,

И не будь пленён иной!

 

Звучит()

 

  Век   двадцатый, Век   бурь ,  потрясений   и   потерь .Он принес в литературу два нетленных женских имени Анна и Марина. Две женщины-две трагические судьбы. Обе потеряли любимых, обе пережили аресты собственных детей, обе переносили тяготы и страдания. Но обе испытали прекрасное чувство любви, которой посвятили лучшие свои творения.

Звучит музыка

 

И  марина Цветаева, и Анна Ахматова возникли в литературе одновременно. Даже их первые книги, вышедшие одна в Москве, другая в Петербурге, назывались сходно  «Вечерний альбом» у Цветаевой, «Вечер» у Ахматовой. Успех Анны  Ахматовой был головокружительный, не зная ни малейших спадов, а Цветаева писала, но не печаталась. «Четки» и «Белая стая» А. Ахматовой Были у всех на устах. Она была пленительной звездой петербургских салонов, ей посвящали стихи, ее стихи перекладывали на музыку. Среди стихов, посвященных А. А., были и стихи Цветаевой.

 

«О, муза плача, прекраснейшая из муз!»

В певучем граде моем купола горят,

И Спаса светлого славит слепец бродячий...

И я дарю тебе свой колокольный град,

— Ахматова! — и сердце свое в придачу.

 

Анна Ахматова, в представлении Марины Цветаевы, сочетала в себе женственность с незаурядной силой воли.

От ангела и от орла

В ней было что-то.

Чутьем поэта М. Цветаева почувствовала в А. Ахматовой родственную душу.

Кабы нас с тобой – да судьба свела-

ох, веселые пошли бы на земле дела!

 Не один бы нам поклонился град,

Ох, мой родный, мой природный, мой безродный брат.

 

Как последний сгас на мосту фонарь-

Я кабацкая царица, ты кабацкий царь.

Присягай народ, моему царю,

Присягай его царице, - всех собой дарю!

 

Кабы нас с тобой – да судьба свела,

Поработали бы царские на нас колокола,

Поднялся бы звон по Москве-реке

О прекрасной самозванке и ее дружке.

 

Нагулявшись, наплясавшись на земном перу,

Покачались мы бы, братец, на ночном ветру –

И пылила бы дорожка  - бела, бела

Кабы нас с тобой – да судьба свела.

 

Об отношении А. Ахматовой к стихам М. Цветаевой достоверных фактов нет. Версия – легенда О. Мандельштама, что она не расставалась со стихами Цветаевой, носила их в сумочке, листочки стерлись. Цветаева гордилась этим рассказом, а А. Ахматова относилась к нему иронически. Была их единственная встреча (июнь 1941 г.)

Гений Ахматовой был общепризнан.

 

          А слава лебедем плыла

          Сквозь золотистый дым.

 

У Цветаевой же – иная судьба, иной рок. Ее гений не в чем не уступал ахматовскому. Как поэт, она не мешала Ахматовой, а кое в чем даже  превосходила ее (в поэтическом темперамента, во власти над словом), даже в рифмах совсем иная. Цветаева вообще ни на кого не походила, а на Ахматову, меньше всего. Но в белокаменной Москве, голос Цветаевой не был услышан. Его заметили знатоки поэзии – Брюсов, Волошин, Гумилев.

Отец  был глух к поэзии, понимания в  семье не было, исключением была сестра Ахматовой, а позднее – дочь Ариадна. Белая лебедь славы проплыла в Царское село к Анне Ахматовой.

А М. Цветаева была одинока, отсюда – тоска. В литературе ее ждала трагедия одиночества, непризнаность. Но она была уверена что состоится ее исход из безмолвия.

«Моим стихам…»

Да, черед пришел. Сегодня мы поведем разговор об удивительной и трагической судьбе служительниц Музы – М. Цветаевой, А. Ахматовой.

Звучит музыка

 

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний

Иоанн Богослов.

Мне  и дальше

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

 

- Немного есть на земле поэтов, которых узнают только по одному имени, без добавления фамилии. Говорят – Марина, и все предельно ясно, а сама она любила все придельное и даже беспредельное, не правда ли!? Автобиография Цветаевой - это ее стихи, проза,  перевода и письма, все ее творчество. Но все же – события, даты, мили и версты…. Без них не обойтись. И так, предоставим слово самой Марине Цветаевой, кто же лучше нее знает свою жизнь?

- Я родилась 26 сентября (по старому стилю) 1992 года, в Москве. Отец мой – сын священника, профессор истории искусств сначала в Киевском, затем в Московском университете, директор Румянцевского музея, основатель, вдохновитель и единоличный собиратель первого в России Музея изящных искусств. Умер в Москве, вскоре после открытия Музея. Мать – польской княжеской крови, ученица Рубинштейна, редкостно одаренная в музыке, умерла рано. Стихи от нее. Стих пишу  с 6 лет, печатаю с 16. Писала и французике и немецкие. Литературных влияний не знаю, знаю человеческие.

Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество.

Полное равнодушие к общественности, театру, зрительности; чувства собственности ограничивается детьми и тетрадями.

 - Друзья мои, мне кажется, нельзя говорить о Цветаевой, не говоря о самой главной ее способности, ее страсти- способности любить. И  это началось с самого ее рождения. Первая и пожизненная ее любовь – книги. К 18 годам она прочла Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Льва Толстого, немецких и французских романтиков; романы Л. Чарской и Ростана, Гейне Гете; книги связанные с Наполеоном. В прочем, лучше остановиться, вот что вспоминают ее одноклассницы.

- «Это была ученица совсем особого склада: не шла к ней ни гимназическая форма, ни школьная парта…Из ее внешнего облика мне особо запечалился нежный, жемчужный цвет ее лица, взгляд близоруких глаз золотистым отблеском сквозь прищуренные ресницы. Короткие русые волосы мягко ложились вокруг головы и округлых щек. Но, пожалуй, самым характерным дл нее были движении, походка, легкая, неслышная. Она как-то внезапно, вдруг, появиться перед вами, скажет несколько слов и вдруг снова исчезнет, а потом смотришь, она сидит на последней парте и, склонив голову, читает книгу. Она неизменно что-то читала или писала на уроках, явно безразличная к тому, что происходит в классе.»

- Но детство прошло, счастливо и беззаботно, в нем царила гармония и музыка. Когда Марина отдала в печать свою первую книгу «Вечерний альбом», ей только что исполнилось 18 лет. Любовь заполняет эту книгу, дышит ей. Любовь к маме, любимой сестре, к жизни, к подругам по гимназии. Валерий Брюсов, которому Цветаева послала сборник с просьбой «просмотреть» его, дал суровый отзыв.

 

Звучит вальс.

- 5 мая 1911 года Цветаева приехала в Коктебель к М.Волошину,другу на всю жизнь,одному из немногих. С этого дня жизнь ее обрела смысл. Встреча с семнадцатилетним Сергеем Эфроном,только что приехавшим туда из пансиона. Любовь с первого же дня- и на всю жизнь.

 И – вдумайтесь:

Марина и Сережа родились в один день, 26 сентября, Марина была годом старше. 16 октября 941 года расстреляли Сергея. 31 августа 1941 года покончила с собой Марина.

 Если кто-то скажет, что это-случай,совпадение-ошибется. Это судьба! Горькая судьба! Письма,которые они писали друг другу всю жизнь, невозможно читать бесстрастно. Это- потрясение,это невозможный накал страстей, обживающий и сегодня.

Сергей – Марине:

 

“Я живу верой в нашу встречу,

Без Вас для меня не будет жизни,

Живите! Я ничего от Вас не буду

Требовать – мне ничего не нужно,

Берегите себя. Храни вас Бог.

 

Ваш Сергей.”

Марина – Сергею: “Мой Сереженька! Не знаю, с чего начать. То, чем и кончу: моя любовь к Вам бесконечна. М.”

- Вот так , на «Вы» ,они были всю жизнь. Сквозь войны, чужие кухни, нищий быт, в лохмотьях – но на «Вы»! В этом «Вы» была не отчужденность, а гордость, уважение друг к другу.

Звучит музыка.

Я с вызовом ношу его кольцо!

Да, в вечности жена, не на бумаге! –

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза – прекрасно-бесполезны! –

Под крыльями раскинутых бровей –

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

Всем вам, кто жил и умирал без страху! –

Такие – в роковые времена –

Слагают стансы – и идут на плаху

 

- 27 января в Москве состоялось венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. В феврале почти одновременно вышли в свет их книги «Волшебный фонарь» и «Детство». Рецензия на «Фонарь» были опять же не очень лестные, но эти отклики не слишком портили настроение Цветаевой.

5 сентября 1912 года у Марины родилась дочь.

 

 Звучит музыка

«Аля - Ариадна Эфрон, родилась в половине шестого утра, под звон колоколов. Я назвала ее Ариадной, - вопреки Сереже, который любит русские имена, папе, друзьям, которые находят, что это «салонно».Сергей говорил: «Ну, Катя, ну Маша, - это я понимаю! А зачем Ариадна!?»

И так хорошо нам вдвоем –

Бездомным, бессонным и сирым…

Две птицы: чуть встали – поем,

Две страницы: кормимся миром.

 

 

Ариадна, Аля, Маринин первенец, она была и ребенком, и подругой, и первым читателем. Потом на хрупкие плечи Али обвалится каждодневный быт, безумно неустроенный, от которого Марина сходила с ума… А пока: «У нее бледное личико с не совсем еще сошедшим загаром. Глаза огромные, светло-голубые… О ее глазах: когда мы жили в Ялте, наша соседка по комнате все вздыхала, глядя на Алю: «Сколько народу погибнет из-за этих глаз!»

 

Звучит стих.Четвертый год-глаза,как лед.

Но не писать она не может и пишет при любых обстоятельствах. Теперь она уже была прочно вставлена в ряд поэтов-современников: Вячеслав Иванов, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Николай Гумилев, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Михаил Кузмин, Игорь Северянин. Еще одна страсть – Поэта к Поэту – преклонение, почти обожествление Александра Блока.

 

Имя твое — птица в руке,

Имя твое — льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое — пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

 

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

 

Имя твое — ах, нельзя! —

Имя твое — поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твое — поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток…

С именем твоим — сон глубок.

 

«Не-любящий» человек так не напишет, не правда ли,друзья? Любовь, по Цветаевой, - синоним жизни, вне любви – жалкое существование без смысла и цели.Но сейчас ей страшно от другого,волнует судьба мужа. Из Москвы он уехал в Ростов, где формировалась добровольческая армия Корнилова: А пока-ну куда же деться-быт.

«Мой день: встаю – холод – лужи – пыль от пилы – ведра – кувшины, тряпки – везде детские платья и рубашки. Пилю. Топлю. Мою в ледяной воде картошку, которую варю в самоваре. Самовар ставлю горячими углями, которые выбираю тут же из печки… Потом уборка… потом стирка. Маршрут: в детский сад, за усиленным питанием, оттуда в столовую (на карточку от сапожников), к бывшему Генералову – не дают ли хлеб – оттуда опять в детский сад за обедом, оттуда по черной лестнице, обвешанная кувшинами, судками и жестянками – и еще ужас: не вывалилась ли из корзиночки сумка с карточками?! – по черной лестнице – домой. Сразу к печке. Раздуваю. Разогреваю. Все обеды – в одну кастрюльку – суп вроде каши. Кипячу кофе. Пью. Курю… В 10 часов день окончен. Иногда пилю и рублю на завтра. В 11 или в 12 часов я тоже в постель. Счастлива лампочкой у самой подушки, тишиной, тетрадкой, папиросой, иногда – хлебом…»

В феврале 20-го года умерла младшая дочь Цветаевой – Ирина. Как писала сама марина: «Старшую у тьмы выхватывая –Младшей не уберегла».

 

Стих» Две руки-легко опущенные»..

Еще один рубец на сердце, еще одна седая прядь. В 1921 году Марина Ивановна узнала, что Сергей Яковлевич жив – она получила от него первую весть.

Звучит музыка

В понедельник, ярким днем 15 мая 1922 года Марина Ивановна с Алей сошли на вокзале в Берлине. А в июне Цветаева впервые после долгой разлуки увидела наконец мужа. Их встречу спустя много лет описала единственная свидетельница – Аля.

-Рос сын Георгий(1 февраля 1925 года рождения), взрослела дочь, над всеми царствовал изнуряющий каждодневный быт – значит, пора менять места обитания. Куда теперь? Конечно, в столицу мира, город городов – в Париж! Там столько русских, и каких еще русских, там ее место!

Она опять ошиблась, как часто это делала. Удивительно часто ошибалась Цветаева. Париж, Медон, Вадел, Ваив- это французские адреса метаний Марины Цветаевой.

- « Я здес никому не нужна.»

- С фонарем обшарьте

Весь подлунный свет!

Той страны на карте

Нет, в пространстве – нет!

Выпита как с блюдца, -

Донышко блестит!

Можно ли вернуться

В дом, который – срыт?

В июне 1939 года мать и сын сели в поезд. Отец и дочь уже там, пока еще не в тюрьме, но уже в России.Из Парижа ее с сыном не провожал никто.

- Еще два года будет длиться Голгофа Марины, ее расплата – за что? Непохожесть,нетерпимость. Расплата за любовь,земную и поэтическую. Ну разве так можно?..

Москва, Голицыно, Болшево.. Без мужа и дочери, без жилья и друзей. Следующий документ обличает всех убийц на свете:заявление Марины Цветаевой в совет Литфонда.

«Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда.

М. Цветаева»

 

Не приняли. Город Елабуга – последнее земное пристанище неукротимой души поэта.

 

-«Сыночек, прости меня, но дальше было бы хуже… Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик».

Звучит колокольный звон.

- Сын не смог ничего передать. Аля отбывала срок (Господи, она-то за что?), Сергей Яковлевич будет скоро расстрелян (судьба – горькая!), сам же Георгий Эфрон погибнет на фронте. На кладбище города Елабуга есть такая надпись: «В этой части кладбища похоронена Марина Цветаева».

— К вам всем, — что мне, ни в чем не знавшей меры,

Чужие и свои?!

Я обращаюсь с требованьем веры

И с просьбой о любви.

Звучит музыка.

Борис Пастернак и Ариадна Эфрон о Марине Цветаевой.

-Ариадна Эфрон. Почему я так тянусь к тебе, так радуюсь твоим письмам? Не только потому, что ты старый друг, что твоё имя навсегда связано у меня с маминым – и ещё и оттого, что я, ничего не создавшая, зрячая и слышащая, но немая, ничего никогда не сотворившая, тянусь к тебе, как к творцу, тянусь к твоему земному (единственному, в которое я верю, наиблагороднейшему, ибо дело рук человеческих) – бессмертию.

 

Пастернак. 

Во   всём мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Всё время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать. Любить,

Свершать открытья.

О, если бы я только мог,

Хотя отчасти,

Я написал бы восемь строк

О свойствах страсти.

 

-Ариадна Эфрон. Я выросла среди твоих стихов и портретов, среди твоих писем,  похожих на партитуры, среди вашей переписки с мамой, среди вас обоих, и вечно-близких и вечно разлучённых. Стих

 

-Борис Пастернак.  Весной  1992 г. Я в Москве купил маленькую книжечку «Вёрсты». Меня сразу покорило лирическое могущество цветаевской формы.  Я написал Цветаевой в Прагу письмо... Она ответила мне. Между нами завязалась переписка. Мы подружились.

Цветаева была женщиной с деятельной мужской душой, решительной, воинствующей, неукротимой.

 

- Ариадна Эфрон « Мама писала Пастернаку»

В мире, где всяк

Сгорблен и взмылен,

Знаю – один

Мне равномощен.

В мире, где всё –

Плесень и плющ,

Знаю: один

Ты равносущ

Мне.

 

Моему брату в пятом времени года, шестом чувстве и четвёртом измерении – Борису Пастернаку (3 июля 1924 г.)

 

 Два человека – он и она! – равновозрастных, равномощных во врождённом и избранном поэтическом даровании,  равноязыких, живущих бок о бок в одно и то же время,  в одном и том же городе и в нём эпизодически встречающихся, обретают друг друга лишь в непоправимой разлуке, лишь в письмах и стихах, как в самом крепком из земных объятий!

 

«Не суждено, чтобы сильный с сильным

Соединились бы в мире сём.»

 

Марина Цветаева писала: « Ничья хвала и ничьё признание мне не нужны, кроме Вашего. О, не бойтесь своих безмерных слов…»

 

Борис Пастернак отвечал:  «Марина, золотой мой друг, изумительное сверхъестественное , родное предназначенье, утренняя дымящаяся моя душа, Марина…

Какие удивительные стихи  Вы пишите! Как больно, что сейчас Вы больше меня! Вообще Вы возмутительно большой поэт!»

 

Марина Цветаева.  «Мой Пастернак, я может быть, вправду когда-нибудь сделаюсь большим поэтом благодаря Вам! Ведь мне нужно сказать Вам безмерное: разворотить грудь.  В беседе это делается путём молчания, а у меня ведь только перо.»

 

-Обоим поэтам не пришлось встретиться в жизни так, как в письмах, рукописях.

 

-Ариадна Эфрон. «Дорогой Борис! Так хочется хоть немного поговорить с тобой. Всё бы ничего, но я ужасно тоскую, грущу и по-настоящему страдаю и по Москве. Этот город – действительно город моего сердца и сердца моей матери. И во сне я вижу московские улицы, улички и переулочки.»

 

 8 августа 1941 г. Марина Цветаева уезжала из Москвы пароходом в Елабугу, и провожал её Борис Леонидович Пастернак. Там 31 августа её не стало.

 

Борис Пастернак. Вчера ночью Федин сказал мне, будто с собой покончила Марина… Я не хочу верить этому. Если это правда, то какой же это ужас!...

Ах, какая вина на мне, если это так!…Это никогда не проститься мне.

Мне так же трудно до сих пор

Вообразить тебя умершей.

Как скопидомкой – мильонершей

Средь голодающих сестёр.

Что сделать мне тебе в угоду?

Дай как-нибудь об этом весть.

В молчаньи твоего ухода

Упрёк невысказанный есть.

 

Ариадна Эфрон: « Дорогой Борис! Живу в Рязани уже скоро год, работаю в местном художественном училище – ставка 360 р. в месяц, а на руки, за всеми вычетами, приходится чуть больше 200 – представляешь себе какое удовольствие! Работать приходится очень много.   Всё мечтала этим летом съездить в Елабугу, но, конечно, при таком заработке это совсем неосуществимо. Асеев писал мне, что мамину могилы разыскать невозможно,не верю!»

 

Судьба Пастернака удивительна и трагична: машина репрессий, не тронув практически ни разу самого поэта, безжалостно уничтожала дорогих и близких ему людей. Это о них, «замученных живьём», тосковала душа поэта, ставшая «усыпальницей» всех безвинно погибших. Это о них написаны стихи.

 

Мы были музыкой во льду.

Я говорю про всю среду,

с которой я имел в виду

сойти со сцены, и сойду.

Здесь места нет стыду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анна Андреевна Ахматова(1889-1966гг)

 

-Вы слышали? Ахматова и Зощенко исключены из Союза писателей.

-Правильно, они давно исписались.

-Эти декаденто стишки Ахматовой никому не нужны.

-А в войну из блокадного Ленинграда сбежала. И ни одного стихотворения о наших воинах не написала.

-Вся страна на гране великих событий. Восстановление хозяйства, в колхозах работы невпроворот, а она – про любовь.

-Правильно, правильно, Ахматова, что-то фамилия знакомая.

-Какая-то странная фамилия.

-Почему же странная? Впрочем, это псевдоним Анны Горенко.  Ахматова – фамилия прабабки Анны Андреевны, татарки.

-Что вы всё, Ахматова, да, Ахматова. Кто же она такая?

-Сегодня мы будем говорить об Анне Ахматовой, вспоминать некоторые события ее жизни, прекрасной и трагической, и ее гениальных друзей, но не будем говорить о врагах – ибо не стоят они того.

Итак, Анна Андреевна Горенко.

-Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой. Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север – в Царское Село. Там прожила до 16 лет. Каждое лето проводила под Севастополем, там подружилась с моремю Самое сильное впечатление – древний Херсонес. Читать училась по азбуке Толстого. Первое стихотворение написала в 11 лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина и Некрасова. Этих поэтов знала наизусть моя мама. Училась я Царскосельской женской гимназии, сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно. В 1905 году родители расстались, и мать с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, последний класс училась в Киеве, в гимназии, которую окончила в 1907 году. А затем поступила  на юридический факультет.  Но всегда мечтала:

            Стать бы снова приморской девчонкой девчонкой,

            Туфли на босу ногу надеть,

            И закладывать посье 

            И взволнованным голосом петь.

            Все глядеть бы на смутные главы

            Херсониского храма с крыльца

            И не знать, что от счастья и славы

            Безнадежно дряхлеют сердца.

 

-Год ее рождения был великий год. Вместе  с ней появились на свет Чарли Чаплин,  "Крейцерова соната" Толсктого, Эйфелева башня. ничего себе ровесники, да?! Тем летом Париж праздновал столетие -----. В ночь ее рождения справляется древняя Иванова ночь.

-Назвали меня Анной в честь бабушки Анны Егоровны. Её мать была чингизидной, татарской княжной Ахматовой. Когда отец узнал, что я собираюсь заниматься писательством, сказал: "Не позорь фамилию!" Я взяла фамилию бабушки, не сообразив, что собираюсь стать русским поэтом. Так и осталась Ахматовой, а не Горенко.

-В 1910 году состоялась свадьба Николая Степановича Гумилева и Анны Андреевны Ахматовой. в свадебное путешествие они поехали в Париж.

 

-Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилева. Он любит меня уже 3 года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли я его, я не знаю, но мне кажется, что мало.

           

             Вот я один в вечерний тихий час

            Я буду думать лишь о Вас, о Вас.

            Возьмусь за книгу, но прочту:"Она".

            И вновь душа пьяна и смятена,

            Я брошусь на скрипучую кровать.

            Подушка жжет, нет мне не спать, а ждать.

            И ----- я подойду к окну

            На дымный луг, взгляну и на луну,

            Вот там, у ----, вы мне сказали :"Да".

            О, это "Да"---- ---- навсегда.

-К.И. Чуковский:" Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912 года. На каком-то литературном вечере подвел меня к ней ее муж, молодой поэт Николай Степанович Гумилев. Тоненькая, стройная, похожая на робкую пятнадцатилетнюю девочку, она ни на шаг не отходила от своего мужа, который тогда, при первом знакомстве, назвал ее своей ученицей. Прошло 2-3 года, и в ее осанке наметилась главнейшая черта ее личности - величавость. Слово "царственная" проходило в голову всем, кто знал Анну Андреевну."

 

-В 1912 году родился мой единственный сын Лев. В этом же году вышел первый сборник стихов "Вечер"

-А потом она стала королевой. После "Вечера" были "Чебки", и Ахматова свое место на Олимпе.

-В 1911 году, в "башне" - квартире В.Иванова - очередная литературная среда. Весь цвет поэтического Петербурга здесь собирается. Читают стихи по кругу, и "таврический мудрец" произносит приговоры, по большей части убийственные. Самое легкое одобрение - редкость. Читают знаменитости и начинающие. Очередь доходит до молодой дамы. Это жена Гумилева. Она тоже "пишет". Ну, Разумеется, жены писателей вчегда пишут, жены художников возятся с красками, жены музыкантов играют. Это смуглая, черненькая Анна Андреевна, кажется, даже не лишена способностей. Еще барыней она писала:

            И для кого эти бледные губы

            Станут смертельной отравой?

            Негр за ----, ---- и грубый

            Смотрит лукаво.

 

Мило, не правдо ли? непонятно, почему Гумилев так раздражается, когда говорят о ее жене как о поэтесе? А он, действительно, раздражается. И смотрит на ее стихи как на причуду "жены поэта". И причуда эта ему не по вкусу. Когда их хвалит, насмешливо улыбается:" Вам нравится, очень рад. Мол жена прекрасно вышивает."

-Вы просите меня почитать, я кричу.

            Сегодня мне письма не принесли,

            Забыл он написать и уехал

            Весна, как трель серебряного стиха.

            Качаютсчя в заливе корабли.

            Сегодня мне письма не принесли.

            Он был со мной совсем еще недавно,

            Такой влюбленный, ласковый и мой,

            Но это было белою зимой.

            Теперь весна, и грусть весны ----

            Он был со мной еще совсем недавно.

 

-На лицах равнодушно-любезная улыбка. Гумилев бросает недокуренныю сигарету.Что скажет Вячеслав Иванов? Вероятно, ничего. Ведь свои уничтожающие приговоры он выносит серьезным стихамнастоящих поэтов. А ту зачем напрасно обижать. Иванов молчит минуту. Потом встает, подходит к Ахматовой, целует ей руку:"Анна Андреевна, поздравляю Вас и приветствую. Это стихотворение - событие в русской литературе."

-Вот так она окончательно взошла на трон русской поэзии и остается на нем и по сей день. К 1914 году Москва и Перербург знали уже несколько портретов Анны Ахматовой. Самый знаменитым был портрет кисти Натана Альтмана.

 

-О, этот портрет Альтмана! Раз увидев, не забудешь! Несколько оттенков зелени, острые линии рисунка тонут в этих беспокойно зеленый углах  и -----. Это должно напоминать деревья, листву, но не только не напоминает, но напротив, кажутся чем-то враждебным.

            В ---- первозданной мглы

            Нет облаков и не травы зеленой,

            А только кубы, ромбы да иглы

            Да злые металлические звоны.

На этом фоне женщина, очень тонкая, ---- и бледная. ----- резко выдаются. Черная челка закрывает лоб до бровей, смугло-бледные щеки , бледно-красный лоб. Глаза смотрят холодно и неподвижно. Все черты лица, все линии фигуры - в углах. Разве бывают такие женщины? Да, бывают. Это не вымысел художника, это живая Анна Андреевна Ахматова. Не верите? Приходите в кафе "Бродячая собака", попозже, часа в 4 утра.

 

            Да, я любила их - те сборища ночные,

            На маленьком столе стаканы ледяные.

            Над черным кофием пахучий черный пар.

            Камина красного тяжелый зимний жар.

            Веселость ----- литературной шубки

            И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.

Пятый час утра, кафе «Бродячая собака». Ахматова сидит у камина. Она прихлебывает черный кофе, курит папироску. Как она бледна. Она очень бледна – от усталости, от ---- резкого электрического света. ---- губ опущены, глаза глядят холодно и неподвижно.

           

           Все мы грешники здесь, блудницы,

            Как невесело вместе нам,

            На стенах цветы и птицы,

            Томятся по облакам.

Ахматова никогда не сидит одна. Друзья, поклонники. Влюбленные, какие-то дамы в больших шляпах с подвижными глазами. Она – всероссийская знаменитость. Ее слава растет!

 

-Письмо Н. С. Гумилёва: «Дорогая моя Анечка. Я уже в настоящей армии. Раненых немало, а раны все какие-то странные, ранят не в грудь, не в голову, как описывают в романах, а в лицо, в руки, в ноги. Под одним нашим уланом пуля пробила седло как раз в тот миг, когда он приподнимался на рыси, секунда до или после и его бы ранило… А я все читаю «Илиаду», удивительно проходящее -------------- тоже были и окопы, и заграждения, и разведка. Сам я ничего не пишу – лето, война и негде.»

            А ночью в небе, дневном и высоком

            Я вижу ---- судеб моих.

            И ведала, что обо мне, далеком,    

Звенит Ахматовой сиренный стих. 

-1918год – год развода. В этот год Ахматова подарила Гумилёву сборник стихов «Белая стая» с подписью «Моему дорогому другу Н.Гумилеву с любовью. А.Ахматова. 10 июня 1918 года. Петербург.»

А когда друг друга проклинали

В страсти раскаленной добела

Оба мы еще не понимали

Как земля для двух людей мала.

И что память яростная мучит

Пытка сильных - -------- недуг!

И в ночи ----- сердце учит

Спрашивать: О, где ------- друг?!

 

-В 1922 году Анна Ахматова приняла окончательное и бесповоротное решение – остаться в Советской России. Знала ли она о том, что ее ждет? Если судить по следующему стихотворению, посвященному ее ближайшему другу Артуру Лурье, о решении которого остаться заграницей она была осведомлена заранее, то догадывалась:

            Как подарок, приму я разлуку

            И забвение как благодать.

            Но скажи мне, на крестную -----

            Ты другую посмеешь послать?

И она в полной мере разделила судьбу миллионов своих соотечественников.

-Г.Иванов вспоминал: «1922 год. Осень. Послезавтра я уезжаю за границу. Иду к Ахматовой – проститься.»

-А я здесь сумерничаю. Уезжаете? ------- от меня Парижу.

-А вы разве, Анна Андреевна, не собираетесь уезжать?

-Нет. Я из России не уеду.

-Но ведь жить все труднее.

-Да, все труднее.

-Может стать совсем невыносимо.

-Что же делать?

-Не уедете?

-Не уеду.

-Как ваше здоровье?

-Да, здоровье все хуже, все приходится делать самой.

-Ей бы на юг, в Италию. Но где денег взять? Да если бы и были… Не уедите?

-Не уеду. Знаете, я раз шла по Моховой с мешком, муку, кажется, несла. Устала, остановилась отдохнуть. Зима. Одета очень плохо. Шла мимо какая-то женщина. Подала мне копейку: «Прими, Христа ради…» Я эту копейку спрятала за образа. Берегу.

-27 августа 1921 года, 35 лет от роду, в расцвете жизни и таланта, был расстрелян Николай Гумилёв. Был расстрелян за --------- деятельность. Ужасная, бессмысленная гибель? Нет, ужасная, но имеющая глубокий смысл. Именно такую смерть, с предчувствием к ясновидению, он себе предсказал: «Я умру не на пастели, при нотариусе и враче.» был ли это заговор? Кто теперь скажет с полной уверенностью. Во всяком случае------ много.

            Муж в могиле,

            Сын в тюрьме,

            Помолитесь обо мне.

 

-1941г.  Она в полной мере разделила судьбу миллионов своих соотечественников. Из воспоминаний Ольги Берггольц: «На                    листке бумаги, вырванном из конторской книги, написанное рукой Анны Андреевны, а потом исправленное выступление по радио- на город и эфир- в тяжелейшие дни штурма Ленинграда и наступления на Москву. Я помню её около старинных кованых ворот на фоне чугунной ограды Фонтанного дома, бывшего Шереметьевского дворца , с лицом, замкнутым в суровости и                     , с противогазом через плечо, она несла дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны. »

- Потом была эвакуация в Ташкент, где произошел прилив творческой энергии. Это и неудивительно- там собралось потрясающее общество: Л.К. Чуковская, Н.Я. Мандельштам , Ф.Г. Раневская, Е.С. Булгакова и другие.

- Вот что вспоминала Анна Ахматова: «Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде, в конце сентября, во время блокады, я вылетела в Москву на самолёте.

  До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жалко ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты часто выступала в госпиталях, читала стихи раненным бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое в палящий жар древесная тень, звук воды.  И еще я узнала, что такое человеческая доброта: В Ташкенте я много болела.

   В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград. Город так поразил, что я описала мою встречу с ним в прозе. »

 

- Я научилась просто, мудро жить,

   Смотреть на небо и молиться Богу,

   И долго перед вечером бродить,

   Чтоб утомить ненужную тревогу.

   Когда шуршат в овраге лопухи.

   И никнет гроздь рябины желто-красной,

   Слагаю я весёлые стихи

   О жизни тленной, тленной и прекрасной.

- Ещё до войны, в октябре 1935 года, были одновременно арестованы сын Лев и второй муж А.Н. Пунин. Ахматова пишет письмо Сталину- на девятый день сын и муж были дома. Но- «безумный её поступок»- она поехала навестить     поэта О. Мандельштама- и, как месть, вторичный и уже долгий, до 1955 года, арест сына. Его арестовывали трижды: 1935 г., 1939г ., 1948- 1955 годы. Лев Николаевич Гумилёв прошёл через лагеря, ссылки, нажил себе тяжёлые болезни, стал учёным с мировым именем, но, как и мать, не уехали из страны. Он умер и похоронен здесь, на родине, в своё время так истерзавшей его семью.

 

- Лёгкие летят недели,

  Что случилось, не пойму.

  Как тебе, сынок, в тюрьму

  Ночи белые глядели,

  Как они опять глядят

  Ястребиным жарким оком,

  О твоём кресте высоком

  И о смерти говорят.

Да, его могла постичь участь отца.

- В 1999 году Анна Ахматова как- то стояла в длинной очереди к тюремному окошку, чтобы передать сыну тёплые вещи и продукты. Какая- то женщина с синими губами спросила её: « Говорят вы стихи пишите ? А вот об этом вы могли бы написать? » « Да, могу, » - ответила Анна Андреевна, -«обязательно напишу. »

 

 Семнадцать месяцев кричу,

 Зову тебя домой,

 Кидалась в ноги палачу,

 Ты сын и ужас мой,

 Всё перепуталось, навек,

 И мне не разобрать

 Теперь, кто зверь, кто человек

 Идолго ль казни ждать?!

- Казни ждать было не долго. В 1946 году выступлением А. Жданова была открыта новая кампания против Ахматовой: её поэзия объявлялась чуждой народу, враждебной ему, а в адрес поэтессы шли оскорбительные слова А. Жданова. Исключённая из союза писателей, подвергаемая гонениями, она оказалась изгоем в родной стране. Был уничтожен весь тираж её сборника стихов, была мучительная нищета.

 

- Умер Сталин. В жизни Ахматовой произошли перемены. В 1955 году освободили сына, а в 1956 году увидел свет сборник её переводов. В 1964 году она едет в Италию, где ей присуждена премия «Этна-Таормина. »

- Когда Ахматова прибыла к месту церемонии, она ужаснулась: ей, потяжелевшей и больной, предстояло одолеть многоступенчатую крутую лестницу древнего храма. Из воспоминаний Ахматовой:"Торжественность и величавость момента были таковы, что если бы я хоть чуть заколебалась, меня бы немедленно усадили в кресло и понесли наверх. Такого позора я допустить не могла. И я двинулась храбро вперед. Так я поднялась на вершину славы, задыхаясь и кряхтя."

- В июне 1965 г. в Англии Ахматовой вручают диплом почетного доктора оксфордского университета. Она писала: «И кто бы не говорил, что я задумала так надолго, и почему я этого не знала. Прошлое обступает меня и требует чего-то. Теперь, когда всё позади, а остались старость, дряхлость и смерть, всё как-то мучительно проясняется. »

 

  5 марта 1966 года умерла Анна Андреевна Ахматова.

- Да, кем же была Ахматова?

- Она была поэтом.

А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем: не ставить его
Ни около моря, где я родилась
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.

- И нам предстоит эта духовная необходимость и потребность- открыть для себя Ахматову. Её стихи- «ёмкая, масштабная книга о двадцатом веке, его трагедиях и надеждах. »

О вы, служительницы Музы,
Связав с поэзией все узы,
Вы ей отдались до конца,
Крепив, порой, перо борца.
Любовь и верность воспевали,
В уныние вы не впадали,
Святое свято берегли –
Иначе жить вы не могли.
Пусть тьма всегда огня боится,
Пусть всё прекрасное струится!
Да будут жить стихи вовек,
Пусть не умолкнет строчек бег!
Пусть рифма слов не иссякает,
Пусть быт восторг не заедает,
Пусть радость душу теребит!
Поэта сердце не сгорит


Скачано с www.znanio.ru

Воропаева Любовь Петровна учитель русского языка и литературы

Воропаева Любовь Петровна учитель русского языка и литературы

Разлучили нас с тобой! Не забудь меня, несчастну,

Разлучили нас с тобой! Не забудь меня, несчастну,

Сквозь золотистый дым. У Цветаевой же – иная судьба, иной рок

Сквозь золотистый дым. У Цветаевой же – иная судьба, иной рок

Но детство прошло, счастливо и беззаботно, в нем царила гармония и музыка

Но детство прошло, счастливо и беззаботно, в нем царила гармония и музыка

Бездомным, бессонным и сирым…

Бездомным, бессонным и сирым…

Еще один рубец на сердце, еще одна седая прядь

Еще один рубец на сердце, еще одна седая прядь

До оснований, до корней, До сердцевины

До оснований, до корней, До сердцевины

Ариадна Эфрон. «Дорогой Борис!

Ариадна Эфрон. «Дорогой Борис!

Анна Андреевна Ахматова(1889-1966гг) -Вы слышали?

Анна Андреевна Ахматова(1889-1966гг) -Вы слышали?

Я буду думать лишь о Вас, о Вас

Я буду думать лишь о Вас, о Вас

Это должно напоминать деревья, листву, но не только не напоминает, но напротив, кажутся чем-то враждебным

Это должно напоминать деревья, листву, но не только не напоминает, но напротив, кажутся чем-то враждебным

Но скажи мне, на крестную -----

Но скажи мне, на крестную -----

Ещё до войны, в октябре 1935 года, были одновременно арестованы сын

Ещё до войны, в октябре 1935 года, были одновременно арестованы сын

Последняя с морем разорвана связь,

Последняя с морем разорвана связь,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2020