О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ. И. С. Соколов – Микитов «Листопадничек»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 07.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: открытие новых знаний. Цель урока: создать условия для ознакомления с творчеством И. С. Соколова-Микитова, познакомить с произведением И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек», формировать умение анализировать текст, высказывать свои мысли. Планируемые результаты: • Предметные: познакомятся с произведением И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек»; научатся определять тему и главную мысль произведения, читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова. • Метапредметные: познавательные - анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на основе общения в коллективной деятельности; регулятивные – читают в соответствии с целью чтения (молча, вслух, бегло, выразительно и т. д.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи, проговаривая во внешней речи; коммуникативные – отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения, строят диалог в паре и в группе. • Личностные: предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к родине, воспитывать любовь к своей Родине через бережное отношение к природе.
Иконка файла материала 2 (61).doc
Тема: О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ. И. С. Соколов – Микитов «Листопадничек» Технологическая карта урока  Литературное чтение  Тип урока: открытие  новых знаний. Цель урока: создать условия для ознакомления с творчеством И. С. Соколова­Микитова, познакомить с произведением И. С. Соколова­Микитова «Листопадничек», формировать умение анализировать текст, высказывать свои мысли. Планируемые результаты:   Предметные: познакомятся с произведением И.С. Соколова­Микитова «Листопадничек»; научатся определять тему и главную мысль  произведения, читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова.  Метапредметные: познавательные ­ анализируют  литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявляют основную мысль  произведения, формулируют ее на основе общения в коллективной деятельности; регулятивные – читают в соответствии с целью чтения  (молча, вслух, бегло, выразительно и т. д.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае  неудачи, проговаривая во внешней речи; коммуникативные – отбирают аргументы и факты для доказательства своей точки зрения, строят  диалог в паре и в группе.   Личностные: предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к родине, воспитывать любовь к своей Родине через  бережное отношение к природе. Оборудование:   Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий  Литературное чтение. Учебник для 3 класса. 2 часть. Москва «Просвещение» 2014г.;  картинки с изображением животных: зайчик, выдра, бобры;    презентация; компьютер с проектором;  выставка книг И. С. Соколова­Микитова;  заготовки для макетов книги «Листопадничек»; схема « Жанры литературы». № Этап урока.  t Содержание урока. Деятельность учителя 1. Орг. момент 1 мин Проверяет готовность к уроку, дает общую установку на урок.  Приветствует учащихся. А чтобы урок пошёл каждому впрок ­ Активно включайся в работу дружок! На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Говорите четко, внятно Чтобы все было понятно. Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать. Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать. А помочь захочешь другу, Подними спокойно руку. Деятельность ученика. Приветствуют учителя,  проверяют личные  принадлежности к  уроку. УУД Р.: принимают и  сохраняют учебную  задачу. 2 Актуализация  знаний. 1.Проверка  8­10  мин Проверяет домашнее задание. Проводит беседу по изученному на  предыдущем уроке. Рассуждают, воспринимают  информацию,  К.: учувствую в  учебном диалоге;  формулируютдомашнего  задания ­ Один замечательный писатель говорил: -Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас  кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того,  чтобы сокровища эти охранять ­ их надо открывать и  показывать. И охранять природу ­ значит охранять Родину. ­ Кому из известных вам писателей принадлежат эти слова?  ­Как вы понимаете эти слова? ­ Что такое родина? Какое значение слова в толковом словаре вы  нашли?  ­Покажите макеты книги К. Паустовского, которые вы закончили  дома. Какие  родственные слова к слову Родина вы подобрали?  Зачитайте. ­­  О каких детских воспоминаниях говорил Пришвин в своем  очерке? (Игра «Доскажи словечко»). ­ Моя мать вставала… (рано). ­ Мать угостила  меня … (чаем с молоком). ­Это угощение решило всю мою жизнь… (в хорошую сторону). Я начал вставать … (до солнца). ­ После чаю я … (ходил на охоту). ­ Моя охота была в… ( находках). ­ Какой призыв автор адресовал жителям планеты Земля?  сообщаемую учителем. Отвечают на вопросы  учителя. ответы и выводы;  строят речевые  высказывания. Демонстрируют макеты книги «Моя Родина». Участвуют в игре. Рассказывают по  памяти отрывок из  очерка « Моя Родина». Р.: осуществляют  анализ объектов с  опорой на2.Речевая  разминка Слайд №1 Прочитайте отрывок наизусть. Организует речевую разминку, развивающую технику чтения и  осознание читаемого текста. ­ Прочитайте скороговорку с вопросительной ( утвердительной,  веселой, сердитой) интонацией.  ­ Прочитайте с ускорением, с повышением голоса. Выполняют речевую  зарядку. визуализацию. П.: выделяют  существенную  информацию из  текста  скороговорки. Бобры храбры идут в боры. Бобры для бобрят добры.3 Сообщение  темы урока.  Определение  целей урока. Слайды   3­ 5 2 мин Подводит обучающихся к целям урока. ­ Отгадайте загадку:  Что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы — Уши больше головы? (заяц) ­ Что вы знаете о зайцах? ­ Как вы думаете, почему мы начали урок с разговора о зайцах и  бобрах? ­ Прочитайте тему урока. Определите цели, используя опорные  слова:  Мы познакомимся…  Мы узнаем…  Мы вспомним…   Мы будем учиться…  Мы сможем поразмышлять… Р.: осознают смысл и назначение  позитивных  установок на  успешную работу. К.: отбирают  аргументы и факты  для доказательства  своей точки зрения. Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы  учителя, формулируют  цель урока. По  названию произведения  определяют  тематическую и  эмоциональную  направленность текста,  выделяют главных  героев. Под  руководством учителя  определяют задачи  чтения.4 Подготовка к  3 мин ­ Поднимите руку, кто читал это произведение раньше?  восприятию  произведения. ­ Кто не читал, предположите, о чем эта история?  ­ В какое время года будут разворачиваться события? Почему?  ­ Как вы думаете, что могло бы произойти осенью с этим героем? ­ Предположите жанр произведения. У нас в семье большая радость, Пусть листья падают, кружат, В канавке теплой под осиной Три листопадничка лежат. ­ Что означает слово «листопадничек»? Отвечают на вопросы  учителя, высказывают  предположения по  содержанию и жанру  произведения К.: отбирают  аргументы и факты  для доказательства  своей точки зрения;  участвую в учебном  диалоге;  формулируют  ответы и выводы;  строят речевые  высказывания. . ­ Вы попытались предположить до чтения, о каких событиях пойдет  речь в произведении и в каком жанре оно написано. ­ Возьмите макет новой книжки и заполните верхнюю и нижнюю  строчки: автор и название. А пока вы работаете, я расскажу вам об  авторе И. С. Соколове – Микитове. ­ Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением  известного писателя Ивана Сергеевича Соколова – Микитова. Он  родился в конце 19 века и прожил долгую и интересную жизнь. Рос в  простой трудовой семье, в молодые годы служил моряком на флоте,  путешествовал по всему свету. Но последние 20 лет жизни прожил на родной Смоленщине в доме на берегу Волги. Соколов ­  Микитов  писал о природе, жизни животных.  Главная мысль его произведений ­ бережное отношение к природе и всему живому, окружающему нас  на земле. Произведение, с которым мы познакомимся сегодня на  уроке,  приведёт нас в осенний лес, познакомит с жизнью животных. Начинают заполнять  макет книжки  «Листопадничек». Рассуждать, воспринимать  информацию  сообщаемую учителем. Отвечать на вопросы  учителя. Р.: осмысляют  материал;  К.: участвую в  учебном диалоге;  формулируют  ответы и выводы;  строят речевые  высказывания. 20  мин 3 Изучение нового материала. 1.Знакомство с  биографией  писателя. Слайд 6­ 8 Физминутка2. Работа с  толковым  словарем Слайд 9 3. Первичное  восприятие  произведения.  Клён. Ветер тихо клён качает: Влево, вправо наклоняет. Раз наклон, два наклон – Зашумел листвою клён. Проводит словарную работу. ­ Посмотрите на эти слова и прочитайте их толкование. Возможно, в произведении    вам встретятся другие непонятные и малознакомые слова. Возьмите в руки карандаш и отметьте их при прослушивании. Хатка Штукатур Плотина Кладовая Долговязый Волей – неволей Организует первичное прослушивание текста с предварительной целевой установкой. ­ Теперь проверим наши предположения и прочтём произведение. 1.Чтение   сказки  «Листопадничек», 1 часть (чтение учителем) Осенью, когда осыпался с деревьев золотой лист, родились у  старой зайчихи на болоте три маленьких зайчонка. Называют  охотники осенних зайчат листопадничками.             Каждое утро смотрели зайчата, как разгуливают журавли по  зелёному болоту, как учатся летать долговязые журавлята. — Вот бы и мне так полетать, — сказал матери самый  маленький зайчонок. ­Не   говори   глупости! ­ строго  ответила  старая зайчиха. —  Разве зайцам полагается летать? Пришла поздняя осень, стало в лесу скучно и холодно. Стали  собираться птицы к отлёту в тёплые страны. Кружат над болотом  журавли, прощаются на всю зиму с милой зелёной родиной.  Слышится зайчатам, будто это с ними прощаются журавли: ­Прощайте,  прощайте, бедные листопаднички! Работают с трудными и  незнакомыми  словами. Прослушивают текст. Участвуют в чтении в  соответствии с  заданием учителя  («цепочкой», молча, за  «диктором»)2) Чтение по цепочке           Улетели   в далёкие  страны   крикливые  журавли.  Залегли  в  тёплых берлогах лежебоки­медведи;   свернувшись   в   клубочки,    заснули   колючие  ежи;  спрятались   в   глубокие   норы   змеи.  Стало ещё   скучнее   в  лесу.   Заплакали   листопаднички­зайчата: ­Что­то  будет с  нами?  Замёрзнем  зимой  на  болоте. ­Не говорите глупости!— ещё строже сказала зайчиха. ­ Разве  замерзают зайцы зимой?             Скоро вырастет на вас густая, тёплая шёрстка. Выпадет снег,  будет нам в снегу тепло и уютно.              Успокоились зайчата. Только один, самый маленький  Листопадничек­зайчонок, никому покоя не даёт. ­Оставайтесь здесь, — сказал он своим братьям. ­ А   я   один   побегу   за   журавлями   в   тёплые  страны. И убежал тихонько из родного гнезда маленький зайчонок  искать журавлиные тёплые страны.  Беседа по прочитанному. ­ Что же подтвердилось из наших предположений? ­ Каков жанр произведения? (сказка) Докажите. ­ Выберите необходимый  для обозначения жанра элемент и  приклейте на макет вашей книжки. ­ Как вы думаете, кто будет главным героем сказки? (зайчонок)  Почему вы так думаете?  ­ Как вы думаете, что будет дальше? ­  Проверим ваши предположения. 1) Чтение второй части. Чтение за «диктором». Бежал, бежал Листопадничек по лесу, прибежал к глухой  лесной речке. Видит, бобры строят ­ на речке плотину. Подгрызут острыми зубами толстое дерево, ветер подует, упадёт  дерево в воду. Запрудили речку, можно ходить по плотине. — Скажите, дяденьки, зачем вы валите такие большие  деревья? ­ спрашивает Листопадничек бобров. ­Мы для того валим деревья,­ говорит старый Бобр ­ чтобы  заготовить на зиму корм и новую хатку поставить для наших  Определяют жанр  произведения.  Отвечают на вопросы  по содержанию. Работают над макетом  книжки.маленьких бобряток. ­А тепло в вашей хатке зимой? ­Очень тепло,­ отвечает седой Бобр. ­ Пожалуйста,  возьмите меня в вашу хатку, просит маленький зайчонок.     Переглянулись Бобр с Бобрихой и говорят:  ­Взять   тебя    можно.    Наши   бобрятки   будут  рады.  Только умеешь ли ты плавать и нырять? ­Нет, зайцы плавать и нырять не умеют. Но я скоро у вас  научусь, буду хорошо плавать и нырять. ­Ладно, ­ говорит    Бобр, ­ вот    наша    новая хатка.   Она   почти  готова,   осталось  только  крышу доделать. Прыгай прямо в  хатку.   Прыгнул Листопадничек в хатку. А в бобровой хатке два  этажа. Внизу, у воды, приготовлен корм для бобряток ­ мягкие  ивовые ветки. Наверху настлано свежее сено. В уголке на сене  сладко­сладко спят пушистые бобрятки. Не успел хорошенько осмотреться зайчонок, как бобры над  хаткой крышу поставили. Один бобр обглоданные палки таскает,  другой замазывает крышу илом. Толстым хвостом громко  пришлёпывает, как штукатур лопаткой. Ходко работают бобры. Поставили бобры крышу, стало в хатке темно.  Вспомнил Листопадничек своё светлое гнездо, старую мать­ зайчиху и маленьких братьев. Проводит работу по обсуждению текста после первичного  прослушивания. ­ Каким вы увидели зайчонка?  (на слайде)  Мечтатель, фантазёр (мечтал улететь в тёплые страны)  Непослушный  (убежал из дома, ослушался маму)  Смелый (не побоялся убежать из родного дома)  Любознательный (интересуется жизнью бобров). 4.Беседа по  содержанию. Слайд 10 5 Домашнее  задание. 1 мин ­ Сегодня мы прочитали с вами только две  части сказки. Как вы  думаете, чем закончится сказка? ­ Вернётся ли зайчонок с наступлением весны к своим  Отвечают на вопросы.  Выслушивают  домашнее задание. П:совершенствуют  умение осознанно  строить речевое6 Итог урока. Рефлексия 5­7  мин родственникам? ­ Я предлагаю вам дочитать дома сказку до конца, чтобы проверить  ваши предположения, и закончить макет книжки иллюстрацией. Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе  и результаты чтения. Организует подведение итогов  обучающимися. Проводит бес еду по содержанию урока.   Предлагает оценить свою работу на уроке с помощью схемы. ­  Я очень надеюсь, что знания, приобретенные на сегодняшнем  уроке, вам пригодятся в дальнейшем. И читайте книги! Ведь книги  дарят нам невообразимую радость встречи с неизведанным и  прекрасным! Подводят  итог урока. Отвечают на вопросы. Оценивают свою  работу. высказывание.  Р.: Осознают,  принимают,  сохраняют учебные  задачи. К.: участвую в  учебном диалоге;  формулируют  ответы и выводы;  строят речевые  высказывания. Р.: анализируют и  оценивают  собственную  деятельность.

Посмотрите также