Цели: 1. Закреплять представления о понятиях «множество» и «элемент множества».
2. Закреплять представления о способах задания множеств.
3. Закреплять представления о понятии «подмножество» и соответствующих ему графических моделях множеств в виде диаграмм Эйлера–Венна.
4. Учиться читать и понимать высказывания с кванторами общности.
5. Ввести понятие «пересечение» множеств и соответствующую ему графическую модель в виде диаграмм Эйлера–Венна.
6. Решать задачи с использованием понятий «множество», «подмножество», «пересечение множеств», «объединение множеств».
7. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
(Внимание: для практической работы по решению задач с множествами нужен счётный материал).
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Математика, 3ий класс.
Урок 75 (§ 2.22).
Тема: Объединение множеств (Урок сообщения нового знания)
Цели: 1. Закреплять представления о понятиях «множество» и «элемент множества».
2. Закреплять представления о способах задания множеств.
3. Закреплять представления о понятии «подмножество» и соответствующих ему графических моделях множеств
в виде диаграмм Эйлера–Венна.
4. Учиться читать и понимать высказывания с кванторами общности.
5. Ввести понятие «пересечение» множеств и соответствующую ему графическую модель в виде диаграмм
Эйлера–Венна.
6. Решать задачи с использованием понятий «множество», «подмножество», «пересечение множеств»,
«объединение множеств».
7. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
(Внимание: для практической работы по решению задач с множествами нужен счётный материал).
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
I. Актуализация
1. Организационный момент.
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
© ООО «Баласс», 2014
1знаний.
Сообщение
знания
II.
нового
(узнаём…).
2. Проверка домашнего задания.
(Проверка задания № 7, с. 53 для подготовки к проверочной работе).
3. Индивидуальная работа.
(Для индивидуальной работы можно использовать диск 1С
«Игры и задачи», 1-4 кл. Математика. Вычисления в различных
ситуациях. Работа с числами в пределах 1000. Действия
сложения и вычитания. Реши примеры. 3)
4. Подготовка к проверочной работе.
а). Устное решение задач.
Петя купил 3 тетради по 12 рублей, а потом несколько карандашей
на эту же сумму. Каждый карандаш был на 3 рубля дешевле, чем
тетрадь. Сколько карандашей купил Петя?
В шкафу на трёх верхних полках 60 книг. А на каждой из двух
нижних полок книг на 3 меньше. Сколько всего книг на двух нижних
полках? Сколько всего книг в шкафу?
б). Устный счёт.
345 + 200 : 10 – 165 = 672 600 : 10 + 140 =
541 + 500 : 100 – 146 = 476 700 : 10 + 194 =
3 4 5 3
Работа в парах.
1. Задание № 1, с. 54
Цель работы:
– актуализация знаний о понятии «множество»;
– развитие умений выделять общий признак элементов
множества,
заданного рисунком (определение названия заданного множества).
Что общего в рисунках Лики? Чем они отличаются?
Развиваем умения:
1 ориентироваться в своей
системе знаний: самостоятельно
предполагать,
какая
информация нужна для решения
учебной задачи в один шаг.
2. отбирать необходимые для
решения учебной
задачи
источники информации среди
предложенных
учителем
словарей,
энциклопедий,
справочников.
3 добывать новые знания:
извлекать
информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.).
4 перерабатывать полученную
информацию:
сравнивать и
группировать математические
факты и объекты.
5 делать выводы на основе
обобщения умозаключений.
6
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую:
представлять информацию в
виде текста, таблицы, схемы.
© ООО «Баласс», 2014
2Первичное
III.
закрепление
(применяем…).
2. Работаем с текстом в оранжевой рамке.
3 4 5 3
Работа в парах.
1. Задание № 2, с. 54
Назовите элементы первого множества.
Назовите элементы второго множества.
Назовите элементы объединения этих множеств.
Объясните ответ Коли.
2. Задание № 3, с. 54
Назовите несколько элементов первого множества, второго
множества.
(Ответы: а) все двузначные числа; б) круглые чётные двузначные
числа).
4 5 3 4 5
Парногрупповая работа.
3. Задача № 4, с. 55
Цель работы:
рассмотреть случай объединения пересекающихся конечных
множеств;
в ходе решения этой задачи дети должны понять, что при
подсчёте числа элементов в объединении конечных
пересекающихся множеств нужно сначала сложить число
элементов в каждом из его частей (подмножеств), а затем
вычесть число элементов в пересечении подмножеств.
Прочитайте задачу Вити.
Давайте смоделируем условие этой задачи счётным материалом.
Положите на парты по четыре красных кружка (друзья,
7. – переходить от условно
схематических моделей к
тексту.
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
1 – самостоятельно формули
ровать цели урока после
предварительного обсуждения;
2 – совместно с учителем
обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
3 – составлять план решения
отдельной учебной задачи
совместно с классом;
4 – работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при
необходимости,
исправлять
ошибки с помощью класса;
5 – в диалоге с учителем и
другими учащимися учиться
вырабатывать критерии оценки
и
степень
успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1 доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли
в устной и письменной речи
определять
© ООО «Баласс», 2014
3играющие в футбольной команде) и по пять, допустим, синих
кружков (друзья, играющие в волейбольной команде).
Что можно узнать по этой модели? Объясните.
а)
(Если бы одна часть друзей Вити занималась только
футболом, а другая часть только волейболом, то в футбольной и
волейбольной командах играли бы 4 + 5 = 9 (человек)
Какую часть условия ещё надо смоделировать? Объясните.
б) (Часть друзей Вити (3 человека) играют в обеих командах.
Чтобы это показать, надо наложить друг на друга по 3 синих и
красных кружка. Это и есть число друзей Вити, играющих в обеих
командах).
Запишите решение задачи выражением. Объясните это решение.
(Сначала находим общее число элементов двух подмножеств, а
затем вычитаем число элементов в их пересечении)
Ответ: 4 + 5 – 3 = 6 (чел).
Рассмотрите рисунок и придумайте похожую задачу.
Проверка решения у доски по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
4 5
Самостоятельная работа.
IV. Тренинг
(выбираем…).
в
(выражение решения учебной
задачи
общепринятых
формах) с учётом своих
учебных речевых ситуаций;
2 – доносить свою позицию до
других: высказывать свою точку
зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы;
3 – слушать других, пытаться
принимать другую точку зре
ния, быть готовым изменить
свою точку зрения;
4 – читать про себя тексты
учебников и при этом: ставить
вопросы к тексту и искать
ответы; проверять себя;
отделять новое от известного;
выделять главное; составлять
план;
ТОУУ
5 – договариваться с людьми:
выполняя различные роли в
группе,
в
совместном решении проблемы
(задачи).
сотрудничать
Личностные результаты:
1 – придерживаться этических
© ООО «Баласс», 2014
4норм общения и сотрудничества
при совместной работе над
учебной задачей;
ТОУУ
2. – в созданных совместно с
педагогом на уроке ситуациях
общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех
простые правила поведения,
делать выбор, как себя вести.
1. Задание № 6, с. 55
Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму
самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
2. Задание № 8, с. 55
(Для выполнения задания можно использовать «Дидактический
материал», к учебнику «Математика», 3 класс, с. 64).
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Чему научились?
Какие задачи решали?
Всё ли получалось?
Над чем ещё надо поработать?
Задания 5, 7, с. 55
Возможна работа с дидактическими материалами.
V. Итог урока.
VI. Возможное
домашнее задание.
Урок 76
Тема: Проверочная работа № 5. Устные приемы вычислений в пределах 1000
Цели: 1. Проверяем умение находить значение выражений в 1–3 действия.
© ООО «Баласс», 2014
52. Проверяем умение выполнять деление с остатком.
3. Проверяем умение сравнивать именованные числа.
4. Проверяем умение решать текстовые задачи.
Дополнительная часть.
5 Проверяем умение устанавливать истинность или ложность высказывания.
6. Проверяем умение решать занимательные задачи.
Вариант 3.
1. Проверяем умение находить значение выражений в 1–3 действия.
Вычислите.
410 + 40 = 561 + 238 =
221 + 700 : 10 – 150 =
2. Проверяем умение выполнять деление с остатком.
Выполните деление с остатком.
69 : 8 = (ост. ) 80 : 12 = (ост. ) 37 : 7 = (ост. )
3. Проверяем умение сравнивать именованные числа.
Сравните (>, <, =)
100 кг … 10 ц
400 см … 3 дм
80 дм … 3 8 л
4. Проверяем умение решать текстовые задачи.
© ООО «Баласс», 2014
6Саша разложил 96 книг поровну на 6 полок, а затем положил на каждую полку альбомов на 4 меньше,
чем книг. Сколько всего альбомов положил Саша на 6 полок?
Дополнительная часть
5. Проверяем умение устанавливать истинность или ложность высказывания.
444444444 Обведите номера истинных высказываний.
1) Все мухи – насекомые.
2) Все насекомые – мухи.
3) Некоторые насекомые – мухи.
4) Некоторые насекомые – не мухи.
5) Никакие насекомые – не мухи.
6) Никакие мухи – не насекомые.
6. Проверяем умение решать занимательные задачи.
Выберите верный рисунок, обведите его номер и подпишите каждое множество на этом рисунке
латинской буквой.
А – множество всех коллекционеров монет, В – множество всех коллекционеров только английских монет,
С – множество всех коллекционеров только немецких монет.
Урок 77 (§ 2.23)
Тема: Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Обобщение и повторение. Решение задач.
© ООО «Баласс», 2014
7Цели: 1. Подвести итоги выполнения контрольной работы.
2. Закреплять представления о понятиях «множество» и «элемент множества».
3. Закреплять представления о способах задания множеств.
4. Закреплять представления о понятии «подмножество».
5. Учиться читать и понимать высказывания с кванторами общности и существования.
6. Учиться читать и понимать графические модели в виде диаграмм Эйлера–Венна.
7. Решать задачи с использованием понятий «множество», «подмножество», «пересечение множеств»,
«объединение множеств».
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие,
взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
I. Актуализация
знаний.
1. Организационный момент.
2. Математическая разминка.
Устные вычисления задания № 5, с. 57
(Ответ: клоуны).
II.
Формулирование
1 2
Вчера вы выполняли итоговую контрольную работу за 1 четверть.
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1 ориентироваться в своей
системе знаний: самостоятельно
предполагать,
какая
информация нужна для решения
учебной задачи в один шаг.
2. отбирать необходимые для
решения учебной
задачи
источники информации среди
© ООО «Баласс», 2014
8темы и целей
урока.
III. Анализ
контрольной
работы. Работа
над ошибками
Давайте определим цели нашего урока сегодня.
(Работа над ошибками. Помощь одноклассникам, допустившим
ошибки, выполнение аналогичных заданий).
1. Разобрать ошибки одноклассников.
2. Разобрать некоторые похожие задания.
3. Выбрать упражнения для повторения и обобщения знаний.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
2 3 5
1. Анализ контрольной работы. Подведение итогов.
Результаты показали, какими новыми математическими умениями
вы уже овладели, а что ещё требуется закрепить.
(С ребятами, допустившими ошибки, разбираются аналогичные
задания других вариантов.
Ребятам, хорошо выполнившим контрольную работу, предлагаются
индивидуальные задания).
Давайте проанализируем ошибки и поможем одноклассникам
больше их не допускать.
(Аналогичные задания на диске ОС «Школа 2100» «Новые
результаты и их проверка. 1 4 классы. Математика. 3 класс.
Контрольная работа № 5).
2. Индивидуальная работа на карточках или на доске с
последующей проверкой.
Можно использовать «Дидактический материал» к учебнику
«Математика», 3 класс, с. 99
учителем
энциклопедий,
предложенных
словарей,
справочников.
3 добывать новые знания:
извлекать
информацию,
представленную в разных
формах (текст, таблица, схема,
иллюстрация и др.).
4 перерабатывать полученную
информацию:
сравнивать и
группировать математические
факты и объекты.
5 делать выводы на основе
обобщения умозаключений.
6
преобразовывать
информацию из одной формы в
другую:
представлять информацию в
виде текста, таблицы, схемы.
7. – переходить от условно
схематических моделей к
тексту.
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
1 – самостоятельно формули
ровать цели урока после
предварительного обсуждения;
2 – совместно с учителем
обнаруживать и формулировать
учебную проблему;
3 – составлять план решения
отдельной учебной задачи
© ООО «Баласс», 2014
9IV. Обобщение и
повторение.
Решение задач.
3 4 6 1
Фронтальная работа.
1. Задание № 1, с. 56
Рассмотрите рисунок Кости. Продолжите высказывания.
(Все сливы (черешня) – фрукты.
Не все фрукты – жёлтые.
Не все сливы (черешня) – жёлтые.
Любая (каждая) слива – фрукт.
Любая (каждая) черешня – фрукт.
Никакие сливы – не черешня.
Никакая черешня – не слива.
Некоторые сливы – жёлтые.
Некоторая черешня – жёлтая).
2. Парногрупповая работа.
Задание № 2, с. 56
6 4 5
3. Самостоятельная работа.
Решение задач № 4, с. 5657 (по выбору)
(Для проверки ответа задачи № 4а можно использовать диск 1С
«Игры и задачи», 1-4 кл. Математика. Вычисления в различных
ситуациях. Работа с числами в пределах 1000. Действия
сложения и вычитания. Решение задач. Задача на длину.)
Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму
самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
определять
совместно с классом;
4 – работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при
необходимости,
исправлять
ошибки с помощью класса;
5 – в диалоге с учителем и
другими учащимися учиться
вырабатывать критерии оценки
и
степень
успешности выполнения своей
работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1 доносить свою позицию до
других: оформлять свои мысли
в устной и письменной речи
(выражение решения учебной
задачи
общепринятых
формах) с учётом своих
учебных речевых ситуаций;
2 – доносить свою позицию до
других: высказывать свою точку
зрения и пытаться её
обосновать, приводя аргументы;
3 – слушать других, пытаться
принимать другую точку зре
ния, быть готовым изменить
свою точку зрения;
в
ТОУУ
4 – читать про себя тексты
© ООО «Баласс», 2014 10– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьейто помощью?
Какого уровня сложности было задание?
Оцените свою работу.
Есть ли у ребят какиелибо дополнения, замечания? Согласны ли вы
с такой самооценкой?
П 4 5
Задание № 8, с. 57
Первое задание: 77 + 35 = 38 73 – 35 = 38
Второе задание: 63 + 12 = 44 63 – 19 = 44
Третье задание: 85 – 24 = 62 86 – 24 = 62
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Чему научились?
Какие задачи решали?
Всё ли получалось?
Над чем ещё надо поработать?
Задания № 3, 7, 4 (остальные задачи), с. 57
Возможна работа с дидактическими материалами.
V. Итог урока.
VI. Возможное
домашнее задание.
учебников и при этом: ставить
вопросы к тексту и искать
ответы; проверять себя;
отделять новое от известного;
выделять главное; составлять
план;
5 – договариваться с людьми:
выполняя различные роли в
группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы
(задачи).
Личностные результаты:
1 – придерживаться этических
норм общения и сотрудничества
при совместной работе над
учебной задачей;
2. – в созданных совместно с
педагогом на уроке ситуациях
общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех
простые правила поведения,
делать выбор, как себя вести.
© ООО «Баласс», 2014 11