Технологическая карта урока окружающего мира по теме Обитатели пресных водоемов.docx
Технологическая карта урока окружающего мира
Тема: «Обитатели пресных водоемов»
( 2 класс, УМК «Начальная школа XXI века»)
Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с естественными водоемам, многообразием представителей животного мира
пресного водоема и возможностью их совместного обитания; содействовать раскрытию взаимосвязи обитателей водоема;
Планируемые результаты
Предметные:
Знакомство с разнообразием обитателей пресного водоема, особенностями приспособления животных к условиям жизни в этих
водоёмах.
Самостоятельное и осознанное добывание информации по теме урока.
Развитие воображения, наблюдательности, любознательности, логического и образного мышления, расширение кругозора и
словарного запаса.
Метапредметные:
Регулятивные: выполнение задания в соответствии с поставленной целью, соотнесение старой и новой информации, присвоение
Познавательные:формирование информационной, познавательной и рефлексивной компетенций через работу с
нового знания.
информационным текстом.
Коммуникативные: конструктивное взаимодействие друг с другом, умение договариваться, приходить к общему мнению.
Создание условий для самореализации учащихся через миниисследования в группах.
Личностные:
проявление навыков сотрудничества, уважительного отношения к мнению других, формирование собственного мнения и умения
находить выходы из спорных ситуаций; осознание своей значимости в решении экологических проблем.
Оборудование: презентация к уроку, видеоролик, заготовки для опорных слов при составлении кластера, информационные тексты (на
каждого учащегося), задания для групп, фотографии и иллюстрации животных рек и озер. Этап урока
I.Организационный
момент
II.Актуализация
знаний
Деятельность педагога
Всё то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем
И мир большой познаем.
Человек ещё не проник
во все тайны природы.
Может быть эти открытия
совершите и вы! А что для
этого нужно делать?
Посмотрите вот сюда.
Ребята, что вы видите на экране?(Слайд 1)
– Скажите, какие бывают водоёмы? (Слайд 2)
– Какие естественные водоемы бывают?(Слайд 3)
Какие типы водоёмов относятся к пресным водоемам?
(Слайд 4, 5, 6)
Деятельность учащихся
Ученики слушают.
Ответы учащихся.
Водоём
Искусственные и естественные
Пресные и соленые
Реки, озёра, моря, ручьи,
океаны
III.Формулирование
темы урока
– Как вы думаете, есть ли жизнь в водоёме? Приведите
примеры.
Читает загадки
1)Ползет наоборот,
Задом наперед,
Все под водой
Хватает клешней. (Рак)
2) Вильнет хвостом тудасюда
И нет ее, и нет следа. (Рыба)
Да
Отгадывают загадки.
Результат (УУД)
Л: воспринимать речь
учителя,
выражать
положительное
отношение к процессу
познания
К: аргументировать
своисуждения
П: классифицировать
растения,
различать этажи леса
К: умение выражать
свои
мысли
Р: выполнять учебное
действие,
контролировать свои
действия
П: выделять
существенные
признаки предметов,
обобщают
знания
Л: проявлять уважение
к
одноклассникам IV. Изучение нового
материала
3)Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)
Где живут названные животные?
Да, эти животные могли бы сказать:
В воде мы живем,
Без воды пропадем.
– Давайте сформулируем тему нашего урока. (Слайд7)
Мы уже изучили природное сообщество леса. Как вы
думаете, что мы должны узнать и чему научиться на
нашем уроке?
1.Просмотр видеофильма.
– Давайте посмотрим видеофильм.
Кто является основными обитателями водоемов?
Кто такие рыбы?
2. Работа в группах.
Исследуйте гипотезу: «Рыбы это животные, которые
приспособлены к жизни в воде».
Работа по плану с.90 учебника.
Вспомним правиладелового сотрудничества в
группе:
• уважать мнениедругого;
•не обижать и необижаться;
• быть внимательным;
• соблюдать тишину
(работать вполголоса);
• слушать и слышатьдруг друга.
В воде или около воды.
В реке
Обитатели пресного водоёма.
Узнать о разнообразие
животного и растительного
мира, научиться составлять
цепи питания, доказать, что
водоём – природное
сообщество.
Рыбы – это животные, которые
обитают в воде.
Учащиеся говорят правила
сотрудничества в группе
Работа в группах.
1.Продолговатое, обтекаемое
тело, чтобы легче было
Р: определять и
формулировать
цель деятельности на
уроке
К: выражать свои
мысли
П: извлекать из текста
необходимую
информацию,
анализировать и
синтезировать
материал, составлять
модели
(схемы)
Р: планировать
учебноедействие,
удерживать цель
до получения
результата,
оценивать весомость
приводимых суждений
Л: применять навыки Давайте проверим выполненную работу. (Слайд 8)
3. Работа в парах.
Заполните схему. (Слайд 9)
Чтение вывода с.95.
ФИЗМИНУТКА
V. Включение в
систему знаний и
повторение
1. Работа по учебнику.
А теперь давайте познакомимся с рыбами. Чтение
текста о рыбах с.9394.
О каких рыбах вы узнали? Расскажите.
(Слайд 10, 11, 12, 13)
Стрекоза – это рыба? А кто?(Слайд 14)
Что узнали о стрекозе?
У личинки стрекозы есть очень длинная губа с
крючками на конце. Губа складывается. И пока личинка
подкарауливает добычу, губу не видно. А когда добыча
оказывается близко, личинка мгновенно выбрасывает
двигаться в воде.
2.Части тела рыбы: голова,
туловище, хвост, плавники.
3.Цвет тела помогает рыбе
прятаться от хищников.
4.Тело покрыто блестящей
чешуёй.
5.Плывёт с помощью плавников
и хвоста.
6.Жабры нужны, чтобы
заглатывать воду и дышать.
7.Нет ног, есть плавники,
чешуя, жабры, дышат
кислородом, растворённом в
воде.
8. Рыбы растут, питаются,
размножаются, дышат.
Рассказывают про карася,
щуку,
уклейку,
сома
Нет. Это насекомое.
делового
сотрудничества;
развитие
эмоционально
нравственной
отзывчивости
К: аргументировать
своюточку зрения,
выражать сдостаточной
полнотой иточностью
свои мысли
Р: работать по плану,
инструкции
Р: сравнивать
результаты своей
работы с образцом,
адекватно
оценивать свою
деятельность
П: выделять
необходимые
знания для решения
задачи,
проводит анализ
учебного
материала
Р: оценивать весомость
суждений губу на всю длину – словно выстреливает ею – и хватает
головастика или насекомое.
2. Дополнительные сообщения детей о некоторых
обитателях водоема.
А сейчас послушаем сообщения о других обитателях
водоема.(Слайд 15, 16, 17)
Сообщения:
Клопводомерка
Беззубка
Прудовик
3. Рассказ учителя о раке.
Кого называют санитаром водоема? Почему, как вы
думаете?(Слайд 18)
Речной рак обитает в пресной чистой воде реках,
ручьях и озерах. Днем раки скрываются под камнями
или в норах. Ночью они выползают из своих укрытий в
поисках пищи. Речные раки всеядны. Они питаются
растениями и животными, причем могут поедать и
живую, и мертвую добычу. Нормально он двигается по
дну на ходильных ногах головой вперед. Но стоит его
напугать, как он делает резкий взмах хвостовым
плавником под себя и быстрыми толчками уплывает
задом наперед (пятится).
Как живут обитатели водоема?
Какой из этого можно сделать вывод?
Какую роль играют животные в жизни водоема?
Все обитатели водоема так привыкли друг к другу,
что каждый из них в отдельности не проживет,
Рак – санитар водоема. Он
питается остатками мертвых
животных.
Они живут сообща.
Пресный водоем – это
природное сообщество
Уничтожают останки мертвых
растений и животных, очищают
воду.
П: извлекать из текста
необходимую
информацию,
анализировать и
синтезировать
материал, составлять
модели
(схемы)
Р: планировать
учебноедействие,
удерживать цель
до получения
результата,
оценивать весомость
приводимых суждений
Л: применять навыки
делового
сотрудничества
(считаться с мнением
другого,проявлять
терпение и
доброжелательность). погибнет, потому что каждый обитатель водоема живет
за счет другого. И трудно сказать, кто в водоеме
главный. Здесь все нужны друг для друга, и если из
водоема исчезнут какиелибо растения или насекомые,
то остальные жильцы начнут болеть и погибнут.
Что, например, может случиться, если исчезнут
рыбы? Или стрекозы?
4. Творческая работа. Работа в группах.
Своими примерами вы доказали, что водоем – это
природное сообщество. Но человек вмешивается в
жизнь этого сообщества, рвет редкие растения, ловит
раковсанитаров, губит головастиков и лягушек. Мне
бы хотелось, чтобы вы в группах нарисовали знак,
говорящий о том, что нельзя делать, чтобы не нарушать
экологическое сообщество водоема.
Выступает 1 группа. 2 группа. (Слайд 19)
Что особенно заинтересовало вас во время урока?
Что нового узнали на уроке?
Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало
затруднение?
Исчезнут остальные звери и
птицы, которые питаются
рыбой, стрекозами.
Дети в группах выполняют
задание. Затем работы
демонстрируются и
обсуждаются
Выступления групп.
Л: применять навыки
делового
сотрудничества
(считаться с мнением
другого,проявлять
терпение и
доброжелательность);
развитие
эмоционально
нравственной
отзывчивости
К: аргументировать
своюточку зрения,
выражать сдостаточной
полнотой иточностью
свои мысли
Ответы учащихся.
Сегодня на уроке мы говорили
о разнообразии обитателей
водоема. Все они тесно связаны
между собой и приспособлены к
условиям жизни в водоеме.
П: обобщать знания
К: выражать свои
мысли
в соответствии с
нормами
речевого высказывания
VI. Итог урока
VII. Рефлексия
учебной деятельности
Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.
Если на уроке у вас всё
получилось, то выберите
желтую рыбку.
Если у вас возникали
затруднения, то выберите
Дети выбирают рыбки и
заселяют водоем на доске.
Л: самооценка на
основе
критериев успешности
Р: осуществлять
итоговый
контроль деятельности VIII. Домашнее
задание
зеленую рыбку.
Если вы считаете,
что вам надо ещё
потрудиться, не всё было
удачно, то выберите красную рыбку.
(Слайд 20)
Прочить статью учебника (ч.2, с.9095). Подготовить
рассказ о какомнибудь обитателе водоема. Подобрать
к рассказу иллюстрации.
Творческое задание по желанию – подобрать загадки,
пословицы, составить кроссворд об обитателях
водоемов.
Внимательно слушают, задают
уточняющие вопросы
Л: слушать учителя,
выражать
положительное
отношение к
процессу познания Работа в группах.
Задание: Работайте по плану с.9091 учебника,
прочитайте текст на с. 9293.
Исследуйте и докажите: «Рыбы это животные, которые приспособлены к жизни в воде».
1. Форма тела рыбы: _____________________________________________________________________________________
2. Части тела рыбы: ______________________________________________________________________________________
3. Цвет тела рыбы: _______________________________________________________________________________________
4. Чем покрыто тело рыбы: _______________________________________________________________________________
5. Как двигается, что помогает двигаться в воде: ______________________________________________________________
6. Зачем рыбе жабры: _____________________________________________________________________________________
7. Чем рыба отличается от других животных: ________________________________________________________________
8. Чем похожа на других животных: ________________________________________________________________________ Работа в парах.
Задание: Все ли правильно обозначено на рисунке?
Заполните схему: ЖИЗНЬ ВОДОЕМА
Моллюски
Земноводные
Насекомые
Звери
Рыбы
Птицы Водомерки – хищники (картинка). Еды им надо много. Вот и бегают они весь день в поисках пищи. Они охотятся на
комаров и другую мелкую живность. Водомерки «обуты» в особые башмачки. Не настоящие, конечно. Просто на концах
ног у них есть густые волоски, смазанные жиром. Поэтому и не проваливаются ноги в воду. Зимуют на суше, забираясь
под кору деревьев, под камни, мох.
Клопводомерка
Беззубка
Беззубка это ракушка (картинка), у которой головы нет, а есть нога, похожая на толстый клин. Высунет беззубка
ногу, воткнёт её в песок, ракушка дрогнет, потом сдвинется с места. Переместится беззубка на 23 см., отдохнет и снова в
путь, Она тихоход: за 1 час может проползти 3040 см. Питаются эти моллюски очень интересно. Через одну трубочку
беззубка втягивает воду, а через другую – выбрасывает. При этом и дышит, и ест. Ведь в каждой капле воды полно
крошечных животных и растений. Их называют живыми «фильтрами», которые делают воду прозрачной. За сутки
беззубка очищает 4050 литров воды.
Прудовик
Водяные улитки прудовики имеют раковины вроде витой башенки (картинка). Передвигается улитка на одной ноге
с очень широкой подошвой. На подошве ноги выделяется слизь, так что поверхность, по которой ползёт улитка,
становится скользкой. И улитка по ней будто на салазках катится. Прудовики питаются мельчайшими водорослями,
крошечными животными, отмершими растениями.
Стрекоза Стрекозы и их личинки – хищники (картинка). Стрекозы охотятся в воздухе – на лету хватают насекомых. Личинки
живут в воде, здесь же и еду себе добывают. Но не гоняются за добычей, а подкарауливают ее. У личинки стрекозы есть
очень длинная губа с крючками на конце. Губа складывается. И пока личинка подкарауливает добычу, губу не видно. А
когда добыча оказывается близко, личинка мгновенно выбрасывает губу на всю длину – словно выстреливает ею – и
хватает головастика или насекомое
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.