Цели урока:
1. Образовательные:
• систематизировать знания учащихся по теме;
• продолжить работу по закреплению понятий: функции, график функции, свойства функции.
2. Развивающие:
• содействовать в ходе урока развитию наглядно-образного мышления;
• способствовать развитию интереса к учебному материалу.
3. Воспитательные:
• воспитывать умение и потребность учиться; показать связь математики с окружающим миром.Ход урока
область определения функции.docx
Тема: Область определения функции
Цели урока:
1. Образовательные:
систематизировать знания учащихся по теме;
продолжить работу по закреплению понятий: функции, график функции,
свойства функции.
2. Развивающие:
содействовать в ходе урока развитию нагляднообразного мышления;
способствовать развитию интереса к учебному материалу.
3. Воспитательные:
воспитывать умение и потребность учиться; показать связь математики с
окружающим миром.
Ход урока
1. Организационный момент.
Впервые функция вошла в математику под именем «переменная величина» в
труде французского математика и философа Рене Декарта «Геометрия» (1637).
Функция – это одно из основных математических и общенаучных понятий,
выражающих зависимость между переменными величинами.
Каждая область знаний: физика, химия, биология, социология, лингвистика и т.д.
– имеют свои объекты изучения, устанавливает свойства и, что особенно важно,
взаимосвязи этих объектов.
В различных науках и областях человеческой деятельности возникают
количественные соотношения, и математика изучает их в виде свойств чисел.
Например, в соотношении у = х2 геометр или геодезист увидит зависимость
площади у квадрата от величины х его стороны. А физик, авиаконструктор или
кораблестроитель может усмотреть в нем зависимость силы у сопротивления
воздуха или воды от скорости х движения. А математика изучает зависимость у =
х2 и ее свойства (например: если х увеличить в два раза, то у увеличивается в 4
раза) в отвлеченном виде. И где бы затем эта зависимость не появилась,
сделанное абстрактное математическое заключение можно применять в
конкретной ситуации к любым конкретным объектам.
Полезные синонимы термина «функция»: соответствие, отображение,
преобразование, оператор, функционал и т.д.
С развитием науки понятие функции уточнялось и обобщалось.
Основные понятия: независимая величина – аргумент; зависимая величина –
функция, однозначность соответствия и др.
2. Актуализация знаний.
Мы будем изучать только числовые функции, где область определения является
числовым множеством.
3. Знакомство с опорным конспектом
Опорный конспект по теме «Функция».
1.Определение. Каждому числу х Х по определенному правилу f ставится в
соответствие единственное число у У. Пишут у = f(х) Примеры:
а) Каждому человеку соответствует его единственное имя.
б) Каждому посетителю кинотеатра соответствует (указанное в
билете) единственное место в зале.
в) У каждого ребенка – единственная мама (биологическая).
2. Область определения функции D(f) – это значения, которые может принимать
переменная х.
Функция y = f(x)
График
D(f) = [–5;7]
Формула
1) у = A(x), где A(x) – целое
выражение.
Например: у = 2х +11, у = 3х2 – 5х +
7, у = 3х5– х3 + 1.
D(f) = (– ; + ).
2) у = Р(х), где Р(х) – дробное
выражение,
D(f) – это все х, при
которых Р(х) имеет смысл.
D(f) = [–6;–2)(–2;9)
График может состоять из одной точки (х; у)
координатной плоскости.
D(f) = {x}
.
Например: у =
Эта дробь имеет смысл, если х + 3
0, х 3
D(f) = (– ;–3)
(–3;+ ).
0, х
;
3) у =
D(f) – это все х, при которых В(х) ≥
0 .
Например: у =
1,5.
D(f) = [1,5;+ ).
, 2х – 3
4) у =
D(f) – это все решения
системы 4. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа проводится по раздаточным карточкам.
Найти область определения функции с помощью графика:
1) D(f) =
2) D(f) =
3) D(f) =
4) D(f) =
Найти область определения функции с помощью графика:
1) D(f) =
2) D(f) =
3) D(f) =
4) D(f) = Ответы к самостоятельной работе.
№2 1D(f) = [–3;+ )
2
3
4
5
6
7
8
D(f) = [–4;8)
D(f) = (–14;9]
D(f) = (–14;9)
D(f) = [–3;4]
D(f) = [–6;10]
D(f) = (–6;5)
D(f) = (– ;–2)
D(f) = (–14;9)
D(f) = [–3;4]
D(f) = [–14;9]
D(f) = (–14;9)
D(f) = [–6;5)
D(f) = [–6;5]
D(f) = [–6;10]
(–2;+ )D(f) = (– ;2)
(2;+ )
найти D(f)
«альфа»
ответы
«бэтта»
ответы
«гамма»
1) у = 2х2 + 8х – 11
1) у = х2 – 9х + 7
1) у = –х2 + х – 20
ответы
2) у =
3) у =
4) у =
5) у =
Для капитанов
2) у =
3) у =
4) у =
5) у =
Для капитанов
2) у =
3) у =
4) у =
5) у =
Для капитанов
у =
.
у =
у =
«бэтта»
итог
«гамма»
итог
«альфа»
Цена задания (в баллах) итог
1) 2
2) 3
3) 4
4) 5
5) 7
Для капитанов
1)
2)
3
4)
5)
Для капитановДля капитанов
1)
2)
3)
4
5) Ответы.
9
«альфа»
«бэтта»
«гамма»
ответы
Номер задания
1
2
3
4
5
R
7
х
х
–2
[–4;4]
(– ;–4]
ответы
Номер задания
1
2
3
4
[3;+ )5
R
4
х
х
–5
[–9;9]
(– ;–2]
Для капитанов
Номер задания
1
2
3
4
[3;+ )5
ответы
R
10
х
х
–3
[–6;6]
(– ;–3]
[5;+ )
х > –1
х > –5
х > –2
5. Подведение итогов
Тема: Область определения функции.
Цель: закрепить терминологию, отработать навыки работы с понятиями функции;
отработать навыки работы с функцией, заданной формуле и таблично; находить
функции, аргумента, области определения функции.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Поскольку основная часть домашнего задания освоение теории (определения
понятий), то целесообразно проверку домашнего задания провести в форме
математического диктанта.
1. Математический диктант
1) Задайте формулой функцию, которая сопоставляет каждому числу третий
степень этого числа [сумма этого числа с числом 5].
2) Функция задана формулой
значении аргумента 2 [1].
3) Функция задана формулой у = 3х 7 [у = 5 2х]. Найдите значение аргумента, при
котором значение функции равно нулю.
. Найдите ее значение при
4) При каких значениях переменной имеет смысл выражение
После выполнения проводится коррекция (работа в парах).
2. Работа с опережающим домашним заданием.
Вопрос
1. Что называют допустимым значением переменной в выражении? Приведите
пример.
2. Что означает термин «область допустимых значений переменной в выражении»?
Как кратко обозначается?
? 3. Как найти ОДЗ в выражении, которое имеет вид: а) многочлена; б) дроби, где в
знаменателе число; в) дроби, знаменателем которого является буквенный
выражение; г) целого выражения?
4. Найдите ОДЗ выражений: а) х + 3; б)
5. Назовите аргумент и зависимую переменную, если функция задана
; г) (х + 3)2; д)
; в)
.
формулой
. Каких значений приобретает функция при значении
аргумента 1; 2; 3? Можно ли вычислить значение функции при х = 0? Почему?
Существует ли еще какоелибо значение аргумента, при котором нельзя вычислить
значение выражения? Почему? Какой будет область определения
функции
III. Закрепление знаний.
, исходя из сказанного выше?
1. Дано функцию: 1) у = х + 3; 2) у = х2 + (х 1)2; 3)
а) Какова область определения функции? Почему?
б) какое значение приобретает функция при значении аргумента х = 1; х = 1?
в) существует Ли такое значение аргумента, при котором функция равна 0?
.
1. Функция задана формулой
. Заполните таблицу.
х
в
12
6
1
2
3
4
3
4
2. Найдите область определения функции, заданной формулой:
0,5
1,5
.
; 4)
; 3)
1) у = х2 + 1; 2)
3. Функция задана формулой у = х2 4х + 1. Составьте таблицу значений этой
функции с шагом 1, где 3 ≤ х ≤ 4.
4. У мальчика было 1 грн. 50 к. Он купил х календариков по 25 к за штуку.
Обозначив число копеек, оставшихся у мальчика, буквой у, задайте формулой
зависимость у от х. Какова область определения этой функции? А область значений
функции?
5*. Дополнительно (логическая упражнение). Найдите пропущенное число, букву,
выражение или рисунок. ?
IV. Подведение итогов.
V. Домашнее задание
№ 1. Функция задана формулой:
Заполните таблицу:
х
в
12
6
2
.
3
4
6
24
24
№ 2. (Придумайте) задайте формулой функцию, в которой область определения:
1) любое число; 2) все числа, кроме 2; 3) все числа, кроме чисел 2 и 2?
№ 3. Опережающее домашнее задание.
а) Решите уравнение:
1) х2 2х + 1 = 0; 2) х2 2х = 0; 3) х2 +1 = 0; 4) |х 3| = 0; 5) |х 3| + 1 = 0.
б) При которых х является правильной неравенство:
1) х2 2х + 1 ≠ 0; 2) х2 2х ≠ 0; 3) х2 + 1 ≠ 0; 4) |х 3| ≠ 0; 5) |х 3| + 1 ≠ 0?
Домашнее задание
№ 1. Функция задана формулой:
Заполните таблицу:
х
в
12
6
2
.
3
4
6
24
24
№ 2. (Придумайте) задайте формулой функцию, в которой область определения:
1) любое число; 2) все числа, кроме 2; 3) все числа, кроме чисел 2 и 2?
№ 3. Опережающее домашнее задание.
а) Решите уравнение:
1) х2 2х + 1 = 0; 2) х2 2х = 0; 3) х2 +1 = 0; 4) |х 3| = 0; 5) |х 3| + 1 = 0.
б) При которых х является правильной неравенство:
1) х2 2х + 1 ≠ 0; 2) х2 2х ≠ 0; 3) х2 + 1 ≠ 0; 4) |х 3| ≠ 0; 5) |х 3| + 1 ≠ 0?
Домашнее задание
№ 1. Функция задана формулой:
Заполните таблицу:
х
в
12
6
2
.
3
4
6
24
24 № 2. (Придумайте) задайте формулой функцию, в которой область определения:
1) любое число; 2) все числа, кроме 2; 3) все числа, кроме чисел 2 и 2?
№ 3. Опережающее домашнее задание.
а) Решите уравнение:
1) х2 2х + 1 = 0; 2) х2 2х = 0; 3) х2 +1 = 0; 4) |х 3| = 0; 5) |х 3| + 1 = 0.
б) При которых х является правильной неравенство:
1) х2 2х + 1 ≠ 0; 2) х2 2х ≠ 0; 3) х2 + 1 ≠ 0; 4) |х 3| ≠ 0; 5) |х 3| + 1 ≠ 0?
Домашнее задание
№ 1. Функция задана формулой:
Заполните таблицу:
х
в
12
6
2
.
3
4
6
24
24
№ 2. (Придумайте) задайте формулой функцию, в которой область определения:
1) любое число; 2) все числа, кроме 2; 3) все числа, кроме чисел 2 и 2?
№ 3. Опережающее домашнее задание.
а) Решите уравнение:
1) х2 2х + 1 = 0; 2) х2 2х = 0; 3) х2 +1 = 0; 4) |х 3| = 0; 5) |х 3| + 1 = 0.
б) При которых х является правильной неравенство:
1) х2 2х + 1 ≠ 0; 2) х2 2х ≠ 0; 3) х2 + 1 ≠ 0; 4) |х 3| ≠ 0; 5) |х 3| + 1 ≠ 0?
Область определения функции
Область определения функции
Область определения функции
Область определения функции
Область определения функции
Область определения функции
Область определения функции
Область определения функции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.