Обобщающий урок по разделу "Устное народное творчество" 3 класс
Оценка 4.9

Обобщающий урок по разделу "Устное народное творчество" 3 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
25.01.2020
Обобщающий урок по разделу "Устное народное творчество" 3 класс
Обобщение по теме Устное народное творчество.docx

Урок литературного чтения 3 класc

Тема: Обобщение по разделу «Устное народное творчество».

Цели урока: обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество», воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу.

Задача: Формирование УУД

Личностные УУД

Чувство сопричастности к культуре русского народа, гордость за свою страну.

Регулятивные УУД

•  оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД

•      сравнивать малые фольклорные жанры между собой,  собирать пословицы и поговорки из предложенных частей, обобщать изученный материал на более высоком уровне (по обобщающим вопросам);

Коммуникативные УУД

•   умение слышать, слушать и понимать одноклассников, держаться перед публикой.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Формы работы :фронтальная, парная, индивидуальная

Ход урока

        I.            Организационный момент.

(встречают гостей наряженные ученики)

Хозяйка. Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте.

Хозяин. Веселья вам да радости.

(Под музыку все рассаживаются.)

Хозяин. Удобно ли, вам, гости дорогие?

Хозяйка. Всем ли удобно?

Хозяин. Всем ли видно?

Хозяйка. Всем ли слышно?

Хозяин. Всем ли места хватило?

Один из гостей. Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин. В тесноте да не в обиде.

Хозяйка.  Мы вас ждали, поджидали, урок без вас не начинали.

                                         Ход урока

Учитель Здравствуйте, дорогие гости! Доброе утро, дети. У нас урок чтения  и как всегда начнем с разминки.

* Речевая подготовка

-покусать язычок

-почистили зубки

-орешек вправо,,влево

*Дыхательная гимнастика

(Подули на осенний листочек)

* Работа с деж. звуком.

*Скороговорка

Приготовила Клуша

Глаше кашу с простоквашей,

А Глаша Клушу угостила грушей.

Сегодня, у нас необычный урок. Он посвящён разделу ”Устное народное творчество”.

-Почему называется устное? (От слова уста)

-Народное? (создавал народ)

-Творчество (творили)

Сообщение ребенка про УНТ

Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Устное народное творчество: потешает, поет, развлекает, веселит, учит.

Устное народное творчество  - живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, не будем знать народных обычаев, пословиц, скороговорок,  играть в народные игры, ценить свое прошлое.

Дети ,УНТ-это большой раздел, который состоит из…

А,сейчас ….(имя) нам покажет свое домашнее задание (выходит и поет колыбельную)

Так из чего состоит УНТ?  Из

1.     Колыбельных песен

. - Как вы думаете, когда первый раз в своей жизни вы столкнулись с устным народным творчеством?

- Оказывается, устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. И в самом деле – вы родились, и над вашей колыбелькой зазвучали колыбельные песенки. Для чего нужны эти песни?

Эти песни нужны для того, чтобы убаюкать, приласкать, успокоить ребенка. В колыбельных песенках часто упоминаются кот, который так приятно мурлычет, воркующие голуби – гули. Колыбельная песенка все время создает образ тишины и покоя

-А с чего мы начали свой урок? (Встречали гостей прибаутками)

2.Прибаутки

3.Скороговорки (работали над дежурным звуком),а сейчас …..  расскажет свое домашнее задание, а мы скажем к чему оно относится.

Выходит ребенок и рассказывает

Паучок

Паучок, паучок Киру хвать за бочок

Лягушка, лягушка, Киру хвать за ушко.

Олени, олени Киру хвать за колени.

Песик ,песик ,Киру хвать за носик

Бегемот, бегемот, Киру хвать за живот

Оса,оса  Киру хвать за волоса

Кузнечики, кузнечики

Киру хвать за плечики

-Что это такое? (потешки),

И следующее из чего состоит УНТ-это

4. Потешки

От потешек нам становилось легче, и дети становились послушными.

*Физминутка

Хомка (это тоже потешка)

-…..(имя ребенка) , какое задание ты подготовил?

5. Небылицы

«Рано утром вечерком ,

Поздно, на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

На заборе чепуха

Жарила варенье

Куры съели петуха

В одно воскресенье.

Учитель: что же это ? (небылицы)

-Что такое небылицы? (сказки, построенные на бессмыслице)

6. Докучные сказки-это небольшие сказки, состоящие из одинаковых повторяющихся фрагментов.

(Выходят два ученика из класса, показывают пример докучной сказки)

Мы с тобой шли?

- Шли!

- Сапог нашли?

- Нашли!

- Я тебе его дал?

- Дал!

- Ты его взял?

- Взял!

- А где же он?

- Кто?

- Да не кто, а что!

- Что?

- Сапог!

- Какой?

- Ну такой! Мы с тобой шли?

- Шли!

- Сапог нашли?

- Нашли

Ребята, а сейчас давайте по смотрим на доску. Там у нас цветик — семицветик.

*Зрительная физминутка

- Давайте посмотрим, что он нам предлагает. А кто же пойдет первый? И в этом мне поможет…...(имя)

 7. Считалка.

Белка прыгала-скакала

И на ветку не попала,

А попала в царский дом,

Где сидели за столом:

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

Кем ты будешь такой?

Выбирай поскорей,

Не задерживай добрых

И мудрых людей!

8. Загадки

значит думать, рассуждать, раскрывать что – то скрытое.

Каждому ребенку даётся по лепесточку, на котором записана загадка.

Загадку надо отгадать и найти отгадку на лепестке цветка.

·        Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья .(осень)

 

·        Золотое яблочко

            По небу катается,

            С утра улыбается,

            А улыбка – лучи

            Очень даже горячи. (солнышко)

 

·        Разноцветными клоками
Вата по небу плывёт.
Если в кучу соберётся,
То на землю дождик льёт.
Объясните мне, ребята,
Как зовётся эта вата? (облака)

 

·        Что то небо загрустило,
Совсем низко опустилось.
Стало так темно кругом,
Словно вечер за окном.
И затихло сразу все,
Видно, мир чего то ждет,
А по речке бежит дрожь,
Значит, будет скоро –(
дождь)

 


       *   Что за скрип? Что за хруст?
            Это что ещё за куст?
             Как же быть без хруста,
             Если я…(капуста)

           * И зелен, и густ
              На грядке вырос куст.
             Покопай немножко:
             Под кустом… (картошка).


            * Круглый бок, жёлтый бок,
              Сидит на грядке колобок.
              Врос в землю крепко.
               Что же это? (репка)

           * Возле леса на опушке,
             Украшая темный бор,
             Вырос пестрый, как петрушка,
             Ядовитый … (мухомор).

           *  На грядке привалился на бочок
             Солидный, крутолобый… (кабачок)

 

9. .Пословицы.

Повеселились, но …. Делу -время, потехе - …час, – говорит русская (что?)

Хочу посмотреть, хорошо ли вы знаете пословицы. Многие пословицы состоят из двух частей. (работа в парах)

Каждая парта получает листы с заданием. Им необходимо соединить начало и конец пословиц.

Объяснить смысл некоторых пословиц.

 

Один в поле

торопись делом

Век живи

а имей сто друзей

Не спеши языком

век учись

Не имей сто рублей

не воин

 

Сто друзей много дороже   сотни рублей...

Одному человеку трудно выстоять, добиться чего-либо, победить в борьбе.

Всегда следует чему-либо учиться; даже будучи (или считая себя) очень опытным, человек должен оставаться открытым для новых знаний

10.

Ну и самый любимый жанр УНТ это русские народные сказки.

Передавая из уст в уста выдуманные истории, шутки, поговорки, народные сказители превращали их с годами в неповторимые жемчужины мудрости, юмора, фантазии. Как говорили в старину, сказка злого человека делает добрее, скупого – щедрее, скучного – веселее и глупого – умнее.

Я буду вам по очереди задавать вопросы.

-Самый многоголовый сказочный герой? (Змей Горыныч)

-Самый непослушный ребёнок? (Иванушка)

-Самый быстрый  сказочный летательный аппарат? (Ступа, метла, ковёр-самолёт)

-Самый гостеприимный, вместительный  домик. (Теремок)

-Самый долгоживущий  сказочный герой. ( Кащей  Бессмертный)

-Самый  трудно вытаскиваемый овощ. (Репка)

-Самое  шустрое хлебобулочное изделие. (Колобок)

-Самая говорящая речная рыба. (Щука)

 (Песня, потешка, прибаутка, пословица, поговорка, считалка, докучная

сказка, былина, легенда, загадка, частушки, скороговорки, сказки).

За каждый правильный ответ 1 балл.

 

- На чём предпочитала передвигаться Баба- яга? (На метле и ступе)

- Какая  избушка была у Бабы –Яги?  (На курьих ножках)

- Кого вылепили старик со старухой из снега ?  (Снегурочку)

- В этой сказке всё по три ? ( Три медведя)

- Из чего солдат варил  кашу?  ( Из топора)

- Кто выручал из беды  Петушка в РНС «Кот, Петух и Лиса»  (КОТ)

- Чем играл братец Иванушка  у Бабы – яги из сказки «Гуси - лебеди»

(Золотыми яблочками)

- Из какой сказки пословица «Как аукнулось – так и откликнулось»

(«Лиса и журавль»).

- Кто из обитателей болота стал женой Царевича?  (Лягушка).

- Как звали царя – отца Иванушки из сказки «Сивка - Бурка»? (Афронт).

X. Рефлексия.

Ребята, вот и подошел к концу наш урок. Чем же мы с вами сегодня занимались? Что повторяли?

Если вам понравился урок, то поднимаете улыбающийся смайлик, если нет-то грустного смайлика.

Оценивание урока. (считаем кол-во очков за правильные ответы)

Д.з. - повторить разделы ,которые относятся к УНТ.

[1]


 

Скачано с www.znanio.ru



[1]    

Урок литературного чтения 3 клас c

Урок литературного чтения 3 клас c

Хозяин. В тесноте да не в обиде

Хозяин. В тесноте да не в обиде

Дети ,УНТ-это большой раздел, который состоит из…

Дети ,УНТ-это большой раздел, который состоит из…

Учитель: что же это ? (небылицы) -Что такое небылицы? (сказки, построенные на бессмыслице) 6

Учитель: что же это ? (небылицы) -Что такое небылицы? (сказки, построенные на бессмыслице) 6

Пришла без красок И без кисти

Пришла без красок И без кисти

Вырос пестрый, как петрушка,

Вырос пестрый, как петрушка,

Кого вылепили старик со старухой из снега ? (Снегурочку) -

Кого вылепили старик со старухой из снега ? (Снегурочку) -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2020