Обобщающий урок по русскому языку в 7 классе "Причастие"
Оценка 4.7

Обобщающий урок по русскому языку в 7 классе "Причастие"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
10.01.2017
Обобщающий урок по русскому языку в 7 классе "Причастие"
Урок представляет собой путешествие в государство Причастие.Чтобы попасть в 7 городов, надо заработать 7 ключей и открыть ими замки.Задания увлекательные, индивидуальные и групповые,которые будут очень интересны учащимся.Путешествуя, ребята повторят основные правила, которые изучали в теме : "Причастие": правописание суффиксов, не с причастиями, полные и краткие причастия, действительные и страдательные причастия.Урок будет интересен всем учащимся.
мой урок по причастию.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Беляницкая средняя общеобразовательная школа Сонковского района Тверской области»                   Конспект урока по русскому языку в 7 классе Обобщающий урок по теме «Причастие»                                                                      Подготовила                                                                       учитель русского языка и                                                                                   литературы                                                                       Воронина Олеся Викторовна Беляницы 2015 Класс: 7 Время: 45 минут Форма организации учебного занятия: урок Тип и вид урока: урок практического применения и закрепления учебного материала, комбинированный Цели урока: Дидактические: создать условия для практического применения изученного учебного материала, используя методику проблемного обучения, научить учащихся сопоставлять известное, выводя новое. Общеобразовательные: повторить и закрепить знания и умения обучающихся по теме «Причастие»; в игровой форме проверить имеющиеся знания и умения, выявить и восполнить пробелы в знаниях учащихся; повторить пунктуационные правила, связанные с причастным оборотом; повторить орфограмму «Не с причастием» Развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание;формировать самостоятельность мышления в условиях индивидуальной и групповой работы; вырабатывать умения работать в парах, самостоятельно,с раздаточным материалом;развивать чувство коллективизма Воспитательные: воспитывать умение слушать и быть услышанным, формировать аккуратность при работе; формировать умение общаться, демонстрируя радость успехами товарищей; Методы: словесные ( вопросно-ответный,проблемно- поисковый), практические (выполнение творческих заданий),наглядные(демонстрация презентации,раздаточный материал), метод письменного контроля(тестовая работа) Формы обучения:фронтальный опрос,индивидуальная работа,работа в парах Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, мультимедийная презентация, составленная с помощью программы Power Point, раздаточный материал 1.Оргмомент.Мотивация.   Слово учителя. ­ Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас в путешествие   (слайд   2),   но   путешествие   не   простое,   а   сказочное.   И путешествовать   мы   будем   по   государству   Причастие   (слайд   3).   Давайте посмотрим на карту этой загадочной страны. Впереди нас ждут испытания. Посмотрите, 7 замков висят на воротах 7 городов. Нам предстоит открыть замки этих городов, а для этого нужно заработать 7 золотых ключей. Ребята, как   вы   думаете,  какие   задания   нужно   выполнить,   чтобы   получить   ключи? Конечно, раз это государство Причастие, то и задания будут направлены на отработку   ваших   знаний   и   умений   по   теме   «Причастие».   Вы   готовы   к путешествию? Тогда вперед! В добрый путь! 2.Актуализация знаний ( фронтальный опрос) ­При въезде в любую страну люди должны обязательно пройти таможенный досмотр. Слайд 4   Нам   также   предстоит   этот   досмотр,   чтобы   проверить,   готовы   ли   мы совершить       За   правильный   ответ   каждый   будет   получать   карточку   с   изображением необходимых   в   путешествии   вещей.   В   конце   работы   мы   увидим,     что   вы сумели  собрать. Испытание № 1  путешествие.   ­­ Дать определение причастию как части речи.            ­­ Чем выражено определяемое слово причастия?                 ­ Что такое причастный оборот?             ­­ Рассказать о знаках препинания при причастном обороте.              ­­ Каким членом предложения бывают краткие причастия?                 Как пишутся с не краткие причастия?                ­­Признаки каких частей речи имеет причастие?                 ­­ Какова роль причастий в речи? ­­Молодцы,   вы   хорошо   справились   с   этим   заданием,   значит   знаете особенности   причастия   как   части   речи.   Но   на   этом   испытания   не заканчиваются,   Испытание № 2 (слайд 5) (работа в парах)  ­ От данных глаголов образуйте причастия, определите вид, время. Глаголы: Бегать, смеяться, сделать, бросить, нарисовать  ( обмен тетрадями и взаимопроверка; оценка правильности  ответа  по слайду) начинаются. они     только   Испытание № 3 (слайд 6) (работа в парах) упавший.   желтеющий,   ­   Распределите   слова   в   два   столбика.   Объясните   свой   выбор.   Слова: маленький,   летящий,   крупный,   поющий,   крутящийся,   тенистая,   холодный, морозный,   Мы успешно прошли таможенный контроль и заработали первый ключ (слайд 7).   Давайте поаплодируем себе! Впереди нас ждут другие города. Вперёд!        ­­ Ой, смотрите! Какая бурная река течет в городе Причастие, и какие у нее крутые берега! Как же нам попасть в этот город? Здесь есть мост, но его нужно достроить.  А для этого нам нужно найти словосочетания с причастным оборотом, добавить определяемое слово   и составить с ними предложения (словосочетания на слайде 8) Испытание №4 ( коллективная работа) Растаявшие льдины                                 с обрадованными ребятишками Построенные мастерами                        разбросанные ребенком Рассказанного стариком                             исследованной местностью Обнаруженного противника                        пенящиеся струи Расчищенная школьниками                               привезенный из города В написанных словах                                            освещавшая комнату ­­Это испытание оказалось несложным.Вы заработали второй ключ.Молодцы! ( слайд 9) ­­Третья остановка  на нашем пути­ это город причастных оборотов. ( слайд 10) Испытание № 5. ( самостоятельная работа) ( на столах у уч­ся карточки с текстом, расставить знаки препинания, выделяя причастные обороты.) Был утренний час.В огромном лесу стоял тонкий пар наполненный странными видениями.   Охотник   только   что   покинувший   свой   костер   двигался   вдоль реки.   Сквозь   деревья   сиял   просвет   ее   воздушных   пустот,   но   охотник   не подходил к ним, он рассматривал свежий след медведя направляющийся к горам. Веткой   отломленной   от   дерева   охотник   отметил   след   и   пробрался   к воде.Туман   еще   не   рассеялся.   В   нем   гасли   очертания   огромного   корабля медленно   повертывающегося   к   устью   реки.   Его   свернутые   паруса расправленные   ветром   ожили.Ветер   дующий   с   берега   лениво   теребил   их. Воздушный   напор   усилился,рассеялся   и   вылился   по   реям   в   легкие   алые формы.   Все   было   белым,   кроме   парусов.   Охотник   смотревший   с   берега удивленно протирал глаза. Взаимопроверка со слайда 11. Награды. ­­А вот и третий  ключ от города в наших руках. ( слайд 12)  Путешествие наше продолжается. В   четвертом   городе   я   вижу   смятение:   флаг   над   главным   дворцом   то глагольный,   то   прилагательный!   Что   же   там   происходит?   Давайте отправимся в этот город и все узнаем…  Что  же там?  На слайде 13  учащиеся видят признаки причастия.Их надо распределить в 2 колонки. Испытание № 6 Проверь себя. 1.Заполнение таблицы: (ребята записывают в тетради признаки) Признаки прилагательного Признаки глагола Вид Обозначает   признак   предмета   (по действию) Время Изменяются   по   числам, Возвратность Переходность ,падежам Имеет полную и краткую форму Имеет   при   себе   зависимые   слова Согласуется именем (существительное или наречие) существительным   в   числе,   роде   и падеже   родам   с   Затем  устная взаимопроверка. ­­Вот и четвертый  ключ в наших руках. ( слайд 14) Мы прошли большую часть испытаний. Станция 5  Город действительных причастий ( слайд 15) ­­Давайте,ребята,вспомним, какие причастия называются действительными, а  какие страдательными? Чем они отличаются?  Испытание № 7 (самостоятельная  работа) ­ Найдите в данных  словосочетаниях действительные причастия настоящего времени, выделите в  них суффиксы, вставьте гласную. ( раздача карточек) Ученик, выступа..щий на семинаре, школьники, помога..щие убрать урожай,  модель, сдел..нная ребятами, посаж..нное юннатом дерево, бор..щиеся за  первенство спортсмены, сража…щийся с врагом отряд, бушу..щее море,  сравнива..мые предметы, елка, украш..нная ребятами, леч..щий врач, ярко  освещ..нный зал, заполня..мый сосуд, сверка..щий на солнце снег. (устная проверка) Испытание № 8 (работа в парах ) ­ От данных глаголов образуйте  действительные причастия настоящего и прошедшего времени. ( слайд 16) Глаголы: смотреть, дремать, гадать, знать.  Испытание №9 ( групповая устная  работа) – Вставить гласную перед  суффиксом –вш­ в действительных причастиях прошедшего времени. ( слайд  17) Слыш..вший шорох, прав..вший конями, обид..вший ребенка, раст..вший снег,  увид..вший паука, направ..вший пешехода, постро..вший дом, ужал..вшего  малыша, ла..вшей собаки, об отта..вшей земле, завис..вший от обстоятельств,  ненавид..вший врагов, со встрет..вшимся другом, рассе..вший сомнения. ­­Наконец, мы покидаем город действительных причастий, в котором так  много оказалось для нас заданий.Но вы заработали пятый ключ. ( слайд 18) Так держать!Впереди остались 2 испытания. Станция 6  Город страдательных причастий ( слайд 19) Испытание № 10 (групповая работа)  ­ От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего и  прошедшего времени.  Глаголы: избирать, создать, заказать, углубить.  Испытание № 11 (работа в парах ; каждой паре свое задание) ­ От полных  причастий образуйте краткие причастия мужского, женского и среднего рода.  ( слайд 20) 1 группа  Собранный  Затоптанный  Сожжённый  Найденный  2 группа  Освобождённый  Освещённый  Закопанный  Засушенный  3 группа  Выброшенный  Купленный  Связанный  Оставленный  Мы заработали шестой  ключ! Ура! ( слайд 21)  Станция 7 – Город Отрицания. ( слайд 22) А почему он так называется? Потому что частица НЕ отрицательная. А еще  есть приставка НЕ ­ , которая придаёт слову оттенок отрицания. Давайте  вспомним правило, когда НЕ с причастиями пишется слитно, а когда  раздельно.  Испытание № 12 (слайд 23 ) (индивидуальная работа) ­ Соедините с частицей  НЕ те причастия, которые нужно писать слитно.  (Не) Скошенные луга. (Не) Кошеная трава. (Не) Тронутые краской осени  папоротники. (Не) Покрытая крыша двора.  ( проверка со слайда) Испытание № 13 (самостоятельная тестовая работа) Карточки с тестовыми заданиями.  1 группа  1. В каком случае НЕ пишется раздельно?  а) (не) исчерпаемый оптимизм;  б) совершенно (не) мыслимая история;  в) ещё (не) распустившийся бутон;  г) кекс (не) пропечён  2. В каком предложении НЕ с причастием или прилагательным пишется  раздельно?  а) Если я по звуку голоса слышу, что лает пёс нисколько (не) обозлённый, то  иду без всякого колебания.  б) Окружали меня люди (не) образованные, равнодушные.  в) Большая граммофонная труба, отродясь (не) выданная солдатом, веселила  его душу.  3. В каком предложении НЕ с причастием или прилагательным пишется  раздельно?  а) В громадном большинстве это были честные, но взбалмошные и (не)  серьёзные люди.  б) И что слёз льётся за этими запорами (не) видимых и (не) слышимых!  в) Он, (не) позволяющий себе даже малого недомогания, вдруг заболел тяжело и грозно.  2 группа  1. В каком случае НЕ пишется раздельно?  а) (не) заинтересованы этим предложением;  б) наше (не) отъемлемое право;  в) едва (не) успевший;  г) (не) выполнивший обязательств  2. В каком предложении НЕ с причастием или прилагательным пишется  раздельно?  а) Её (не) мигающие крыжовниковые глаза жили как бы сами по себе, обещая  что­то новое, неиспытанное.  б) Вошёл человек (не) определённых лет.  в) Черты его лица были мелкими, (не) отражающими всю сложность его души.  3. В каком предложении Не с причастием или прилагательным пишется  раздельно?  а) Кипучая, могучая, никем (не) победимая, страна моя, Москва моя, ты  самая любимая.  б) (Не) искренние слова как спутанные волосы, распутать их – непосильное  дело.  в) (Не) умный побеждает в состязании – ловкий.  3 группа  1. В каком случае НЕ пишется раздельно? а) (не) выразимый словами восторг;  б) ничего (не) выражающее лицо;  в) преступление (не) раскрыто;  г) отнюдь (не) мытые фрукты.  2. В каком предложении НЕ с причастием или прилагательным пишется  раздельно?  а) Занятие себе Савка выбрал особенное, ни от кого (не) зависящее.  б) Солнце (не) греющее, но яркое холодно смотрело с высоты.  в) Я чувствовал почти (не) удержимое желание схватить зверя.  3. В каком предложении НЕ с причастием или прилагательным пишется  раздельно?  а) (Не) весёлое ли это занятие – разыгрывать друзей?  б) Человек, (не) умеющий говорить, кулаком пугает.  в) Как тяжело ходить среди людей и притворяться непогибшим и об игре  трагических страстей ещё (не) жившим.  Проверка со слайда 24 А вот и последний, седьмой, ключ! (слайд 39) Мы выдержали все испытания,  прошли все города. Честь нам и хвала! Но посмотрите, что нас ждёт впереди?  А впереди нас ждёт в гости ещё одно государство – Деепричастие. А теперь  давайте подведём итоги. 3. Домашнее задание (на карточках)  ­­Слово учителя:  ­ Пока мы с вами путешествовали, в государство Причастие, как и в наше  село, надвигается поздняя осень. Поэтому для домашнего задания я  предлагаю вам осенний текст. Откройте последний конверт, в нём вы найдете  карточки с домашним заданием.Прочитайте внимательно задания.  ( Вставить пропущенные буквы, выделить суффиксы, расставить знаки  препинания при причастных оборотах) Мы вошли в лес освещ..н(нн)ый лучами осеннего солнца.Расчищ..н(нн)ая  дорожка вела к морю.Мы часто останавливались пораж…н(нн)ые яркой  красотой леса.На пожелт..вшей траве лежали опавшие листья.Березы  покрылись золотистой листвой сверкавшей на солнце.Очень красивы клены  одетые в багряную листву.Часто мы видим желтые листья тихо пада..щие на  землю.И на дорожках листья печально шуршащие под ногами.Иногда  попадается дача окруж..н(нн)ая деревянным выкраш..н(нн)ым забором.  Разбор домашнего задания.  4.Подведение итогов.Слово учителя:  ­ На этом наш урок заканчивается. Всем спасибо за увлекательное  путешествие. Выставление оценок.

Обобщающий урок по русскому языку в 7 классе "Причастие"

Обобщающий урок по русскому языку в 7 классе "Причастие"

Обобщающий урок по русскому языку в 7 классе "Причастие"

Обобщающий урок по русскому языку в 7 классе "Причастие"

Обобщающий урок по русскому языку в 7 классе "Причастие"

Обобщающий урок по русскому языку в 7 классе "Причастие"

Обобщающий урок по русскому языку в 7 классе "Причастие"

Обобщающий урок по русскому языку в 7 классе "Причастие"

Обобщающий урок по русскому языку в 7 классе "Причастие"

Обобщающий урок по русскому языку в 7 классе "Причастие"

Обобщающий урок по русскому языку в 7 классе "Причастие"

Обобщающий урок по русскому языку в 7 классе "Причастие"

Обобщающий урок по русскому языку в 7 классе "Причастие"

Обобщающий урок по русскому языку в 7 классе "Причастие"

Обобщающий урок по русскому языку в 7 классе "Причастие"

Обобщающий урок по русскому языку в 7 классе "Причастие"

Обобщающий урок по русскому языку в 7 классе "Причастие"

Обобщающий урок по русскому языку в 7 классе "Причастие"

Обобщающий урок по русскому языку в 7 классе "Причастие"

Обобщающий урок по русскому языку в 7 классе "Причастие"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017