Предмет: Литературное чтение
Класс: 3
Тема: «Былины. Обобщение по разделу»
Тип урока: Систематизация и обобщение знаний
Цель: повторить и обобщить изученный материал; развивать навыки сравнения, сопоставления, логического мышления.
Задачи урока:
1. Обучающие:
• Обеспечить усвоение представления о понятии «былина», «русский богатырь»
• Совершенствовать навыки выразительного чтения
• Ориентироваться в изученных произведениях
2. Воспитывающие:
• Воспитывать интерес к истории нашей Родины.
• способствовать воспитанию национального самосознания, значимых черт характера русского человека: доброты, мужества, уважения к старшим, скромности, трудолюбия.
• воспитывать интерес к литературному чтению
3. Развивающие:
• Создать на уроке проблемную ситуацию; использовать межпредметные связи (русский язык, история, ИЗО)
• Организовать на уроке самостоятельную работу в парах.
• Развивать речь детей, кругозор.
Обобщающий урок по теме
«Былины. Русские богатыри»
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3
Тема: «Былины. Обобщение по разделу»
Тип урока: Систематизация и обобщение знаний
Цель: повторить и обобщить изученный материал; развивать навыки сравнения, сопоставления, логического
мышления.
Задачи урока:
1. Обучающие:
Обеспечить усвоение представления о понятии «былина», «русский богатырь»
Совершенствовать навыки выразительного чтения
Ориентироваться в изученных произведениях
2. Воспитывающие:
Воспитывать интерес к истории нашей Родины.
способствовать воспитанию национального самосознания, значимых черт характера русского
человека: доброты, мужества, уважения к старшим, скромности, трудолюбия.
воспитывать интерес к литературному чтению
3. Развивающие:
Создать на уроке проблемную ситуацию; использовать межпредметные связи (русский язык,
история, ИЗО)
Организовать на уроке самостоятельную работу в парах.
Развивать речь детей, кругозор.
Средства обучения:
Учебник «Литературное чтение», 3 класс, 1 часть; репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри»,
карточки для групповой работы; интерактивная доска.
1. Орг. момент. Актуализация знаний.
Ход урока:
Улыбнитесь друг другу, и начинаем урок с хорошим настроением.
Какой раздел мы с вами изучили? (устное народное творчество)
Какие жанры относят к устному народному творчеству? (ответы детей)
К какому жанру относится эта фраза?
«Родина – мать , умей за неё постоять»
Прочитайте и объясните смысл пословицы.
Мы с вами сегодня завершаем путешествие в далёкое прошлое, знакомство с одним из жанров
устного народного творчества.
Тогда Русь была молода
И не так, как сегодня, сильна,
Вороги вокруг нее кружилися
И напасть на Родимую стремилися…
Ворог землю нашу содрагал,
Кто же ее защищал? (Богатыри)
Главными героями какого литературного жанра являются богатыри? (былина)
1Что такое былина?
Кто является автором былин? Почему?
Богатыри это воины, которые совершали подвиги ради Родины и своего народа. И этот народ через
былины и сказания донёс рассказы о защитниках земли русской до наших времен .
Мы с вами прочитали несколько былин о том, как богатыри любили родную землю, стояли на страже ее
границ, в минуту опасности приходили на помощь своему народу, спасая его от рабства и гибели.
Отгадайте имена былинных богатырей по отрывкам из былин.
1отрывок. «Маковки на теремах покривились, крылечки от стен отвалились, стёкла в горницах полопались,
разбежались кони из конюшен, все богатыри на землю упали»
(Илья Муромец и Соловей –разбойник)
2отрывок. «Не бей, не губи меня, Добрынюшка! Не буду больше на Русь летать, людей русских в плен
уносить! Помиримся! И ты моих детёнышей не трогай впредь!» (Добрыня и Змея)
3 отрывок. «Из славного Ростова красна города
Как два ясные сокола вылётывали_
Выезжали два могучих богатыря:
………….
Они ездят, богатыри, плечо о плечо,
Стремено в стремено богатырское»
(Алёша Попович и Тугарин Змеёвич)
2. Работа над репродукцией Васнецова «Три богатыря»
Кого изобразил художник?
Опишите каждого богатыря. (работа по рядам)
Какими качествами характера обладают герои картины?
Каких богатырей вы ещё знаете? (ответы детей)
Всегда ли богатыри только защищали Родину?
Чем они ещё могли заниматься? (трудиться , пахать землю)
Кто из богатырей пахал землю? – Как называется былина, где вы встречали этого богатыря? (Вольга и
Микула)
А вы знаете, что Илье Муромцу в Муроме поставлен памятник, он является святым Русской
Православной Церкви. Память святого богатыря совершается 1 января по новому стилю. Этот день
также называют днём русских богатырей.
4. Закрепление пройденного.
3. Физминутка.
Богатыри на Руси всегда славились не только храбростью, но и умом. И еще часто от них требовалась
быстрота реакции, хорошая память, сообразительность.
И сейчас мы проведём блицтурнир.
Что значит блиц? ( Быстрый, молниеносный ответ).
1. Славный защитник Русиматушки. Он освободил дорогу прямоезжую между Черниговом и Кие
вом. (Илья Муромец.)
2. Почему его прозвали Муромцем? (Вырос под городом Муромом в селе Карачарове.)
24. Что обозначает имя Добрыня? (Добрый, доброта.)
5. Имя богатыря, освободившего Забаву Путятишну? (Добрыня.)
6. Он нередко брал верх над противником благодаря удали, отваге и хитрости? (Алеша Попович.)
8. Почему Алешу прозвали Поповичем? (Отец был священнослужителем, попом.)
9. Злодей, который свистел посоловьиному, кричал позвериному, шипел позмеиному? (Соловей
разбойник.)
10. Чудовище, которое жило на горе Сорочинской? (Змей Горыныч.)
11. Богатырь, одолевший Тугарина Змеевича? (Алеша.)
12. Сколько лет Илья на печи "сиднем сидел"? (Тридцать три.)
13. Сколько лет Соловейразбойник на прямой дороге из Чернигова не пропускал ни пешего,
ни конного. (Тридцать лет.)
14. Кто в сражениях был верным помощником богатырей? (конь)
5. Конкурс чтецов
А сейчас мы проведём небольшой конкурс на лучшее прочтение отрывка из былин.
(На доске появляется отрывок из былины; после небольшой подготовки, с каждого ряда по
одному человеку читают его; класс выбирает лучшего)
6. Работа в парах.
Заполните карточку так, чтобы у вас получилось описание богатыря.
Богатырь обладает невиданной_______________, умением владеть ___________, _____________,
________________. Богатырь __________, ________________, _________________,человек,
преданный _______________, служащий___________!
7. Обобщение.
– Итак, какие качества присущи русским богатырям?
Мужчины, с русской душой, кто любил родную землю, стоял на страже ее границ,
в минуту опасности приходил па помощь своему народу, спасал от порабощения
и унижения – это и есть богатыри.
А сейчас на Руси, в России есть богатыри? Встречали ли вы таких богатырей? Расскажите.
8. Подведение итогов. Рефлексия.
Над какой темой сегодня работали?
Для чего нужно изучать былины? (Это памятник древней русской культуры).
Что больше всего понравилось?
Что запомнилось?
Оцените свою работу на уроке цветом. (зелёный, жёлтый, красный)
9. Домашнее задание. Учебник стр.71 вопрос 2
34