Обобщающий урок по теме «Былины. Русские богатыри»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема: «Былины. Обобщение по разделу» Тип урока: Систематизация и обобщение знаний Цель: повторить и обобщить изученный материал; развивать навыки сравнения, сопоставления, логического мышления. Задачи урока: 1. Обучающие: • Обеспечить усвоение представления о понятии «былина», «русский богатырь» • Совершенствовать навыки выразительного чтения • Ориентироваться в изученных произведениях 2. Воспитывающие: • Воспитывать интерес к истории нашей Родины. • способствовать воспитанию национального самосознания, значимых черт характера русского человека: доброты, мужества, уважения к старшим, скромности, трудолюбия. • воспитывать интерес к литературному чтению 3. Развивающие: • Создать на уроке проблемную ситуацию; использовать межпредметные связи (русский язык, история, ИЗО) • Организовать на уроке самостоятельную работу в парах. • Развивать речь детей, кругозор.
Иконка файла материала 2 (29).doc
Обобщающий урок по теме  «Былины. Русские богатыри» Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема: «Былины. Обобщение по разделу» Тип урока: Систематизация и обобщение знаний Цель: повторить и обобщить изученный материал; развивать навыки сравнения, сопоставления, логического мышления. Задачи урока: 1. Обучающие:  Обеспечить усвоение представления о понятии «былина», «русский богатырь»  Совершенствовать навыки выразительного чтения  Ориентироваться в изученных произведениях 2. Воспитывающие:   Воспитывать интерес к истории нашей Родины.  способствовать воспитанию национального самосознания, значимых черт характера русского человека: доброты, мужества, уважения к старшим, скромности, трудолюбия. воспитывать интерес к литературному чтению  3. Развивающие:  Создать на уроке проблемную ситуацию; использовать межпредметные связи (русский язык,  история, ИЗО)  Организовать на уроке самостоятельную работу в парах.  Развивать речь детей, кругозор. Средства обучения:  Учебник «Литературное чтение», 3 класс, 1 часть; репродукция картины В.М.   Васнецова «Богатыри»,  карточки для групповой работы; интерактивная доска. 1. Орг.  момент. Актуализация знаний.  Ход урока: ­ Улыбнитесь друг другу, и начинаем урок с хорошим настроением.  ­ Какой  раздел мы с вами изучили? (устное народное творчество) ­ Какие жанры относят к устному народному творчеству? (ответы детей)  ­ К какому  жанру  относится эта фраза?  «Родина – мать , умей за неё постоять» ­ Прочитайте и объясните смысл пословицы. ­ Мы с вами сегодня завершаем путешествие в далёкое прошлое, знакомство с одним из жанров  устного народного творчества. Тогда Русь была молода И не так, как сегодня, сильна, Вороги  вокруг нее кружилися И напасть на Родимую стремилися… Ворог землю  нашу содрагал, Кто же ее защищал?      (Богатыри) ­Главными героями какого литературного жанра являются богатыри?  (былина) 1­Что такое былина? ­Кто является автором былин? Почему? Богатыри­ это воины,  которые совершали подвиги ради  Родины и своего народа. И этот народ через  былины и сказания донёс  рассказы о защитниках земли русской до наших времен . Мы с вами прочитали несколько былин о том, как богатыри любили родную землю, стояли на страже ее  границ, в минуту опасности приходили на помощь своему народу,  спасая его от рабства и гибели.  ­ Отгадайте имена  былинных богатырей по отрывкам из былин.  1отрывок. «Маковки на теремах покривились, крылечки от стен отвалились, стёкла в горницах полопались, разбежались кони из конюшен, все богатыри на землю упали» (Илья Муромец и Соловей –разбойник)  2отрывок. «Не бей, не губи меня, Добрынюшка! Не буду больше на Русь летать, людей русских в плен  уносить! Помиримся! И ты моих детёнышей не трогай впредь!» (Добрыня и Змея)  3 отрывок. «Из славного Ростова красна города Как два ясные сокола вылётывали_ Выезжали два могучих богатыря: …………. Они ездят, богатыри, плечо о плечо, Стремено в стремено богатырское»  (Алёша Попович и Тугарин Змеёвич)  2. Работа  над  репродукцией Васнецова «Три богатыря» ­ Кого изобразил художник? ­ Опишите каждого богатыря. (работа по рядам) ­ Какими качествами  характера  обладают герои картины? ­ Каких богатырей вы ещё знаете? (ответы детей)  ­ Всегда ли богатыри только защищали Родину? ­ Чем они ещё могли заниматься? (трудиться , пахать землю) ­ Кто из богатырей пахал землю? – Как называется былина, где вы встречали этого богатыря? (Вольга и  Микула) ­ А вы знаете, что Илье Муромцу в Муроме поставлен памятник, он является святым Русской  Православной  Церкви. Память святого богатыря совершается 1 января по новому стилю. Этот день  также называют днём русских богатырей. 4. Закрепление пройденного. 3. Физминутка. ­ Богатыри на Руси всегда славились не только храбростью, но и умом. И еще часто от них требовалась  быстрота реакции, хорошая память, сообразительность. ­  И сейчас мы проведём блиц­турнир.  ­ Что значит блиц? ( Быстрый,  молниеносный ответ).  1. Славный защитник Руси­матушки. Он освободил дорогу прямоезжую между Черниговом и Кие­ вом. (Илья Муромец.) 2. Почему его прозвали Муромцем? (Вырос под городом Муромом в селе Карачарове.) 24. Что обозначает имя Добрыня? (Добрый, доброта.) 5. Имя богатыря, освободившего Забаву Путятишну? (Добрыня.) 6. Он нередко брал верх над противником благодаря удали, отваге и хитрости? (Алеша Попович.)          8. Почему Алешу прозвали Поповичем? (Отец был священнослужителем,  попом.) 9. Злодей, который свистел по­соловьиному, кричал по­звериному, шипел по­змеиному?  (Соловей­ разбойник.) 10. Чудовище, которое жило на горе Сорочинской? (Змей Горыныч.) 11. Богатырь, одолевший Тугарина Змеевича? (Алеша.) 12. Сколько лет Илья на печи "сиднем сидел"? (Тридцать три.) 13. Сколько лет Соловей­разбойник на прямой дороге из Чернигова не пропускал ни пешего, ни конного. (Тридцать лет.) 14. Кто в сражениях был верным помощником богатырей? (конь) 5. Конкурс чтецов ­ А сейчас мы проведём небольшой конкурс на лучшее прочтение отрывка из былин. (На доске появляется отрывок из былины; после небольшой подготовки, с каждого ряда по одному человеку читают его; класс выбирает лучшего) 6. Работа в парах. Заполните  карточку так, чтобы у вас получилось описание богатыря. Богатырь обладает невиданной_______________, умением владеть ___________, _____________, ________________.   Богатырь   __________,   ________________,   _________________,человек, преданный _______________, служащий___________! 7. Обобщение.  – Итак, какие качества присущи  русским  богатырям?          ­ Мужчины,  с русской душой, кто любил родную землю, стоял на страже ее границ,             в   минуту опасности приходил па помощь своему народу, спасал от порабощения             и  унижения – это и есть богатыри. ­А сейчас на Руси, в России есть богатыри? Встречали ли вы таких богатырей? Расскажите.  8. Подведение итогов.  Рефлексия.  ­ Над какой темой сегодня  работали? ­ Для чего нужно изучать былины? (Это памятник древней русской культуры). ­ Что больше всего понравилось? ­ Что запомнилось? ­ Оцените свою работу на уроке цветом. (зелёный, жёлтый, красный) 9. Домашнее задание.  Учебник стр.71 вопрос 2 34

Посмотрите также