Обобщающий урок по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина" .
Оценка 5
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
08.07.2017
Обобщающий урок по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина" .
• Обобщить знания учащихся об А.С .Пушкине, его творчестве и сказках.
• Учить выделять главное, значимое .
• Учить мыслить самостоятельно .
• Расширять словарный запас .
• Развивать память, мышление, внимание .
• Развивать творческие способности .
• Прививать любовь к поэзии .
лит.чт 4 класс.docx
Обобщающий урок по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина" .
Цели:
Обобщить знания учащихся об А.С .Пушкине, его творчестве и сказках.
Учить выделять главное, значимое.
Учить мыслить самостоятельно.
Расширять словарный запас.
Развивать память, мышление, внимание.
Развивать творческие способности.
Прививать любовь к поэзии.
Оборудование:
Портрет А.С. Пушкина.
Осенние листья. Выставка книг.
Рисунки. Поделки. Игра.
Зеркало.
Яблоки.
Пакеты. Эпиграф к уроку. «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок…»
Ход урока
I. Организационный момент.
Готовность к уроку.
II. Домашнее задание:
Выучить наизусть отрывок (1620 строк) из любой сказки
А.С. Пушкина (на выбор).
III. Тема:
«Сегодня у нас обобщающий урок по теме: «А.С.Пушкин. Сказочный мир А.С.Пушкина»
IV. Цели:
Мы подведем итог: Чему учат сказки А.С.Пушкина. И в чем же заключается сила и красота
сказочного мира поэта.
V. Слово учителя.
(На фоне музыки – флейта)
– Пушкин! В это имя навечно влюблена Россия, его заветный образ дорог и близок каждому
человеку.
– как солнечный луч он входит в наше детство, и с тех пор мы помним его сказки и стихи.
– в годы учения Пушкин помогает нам войти в величественный мир истории нашего
Отечества, помогает понять нам самих себя, наш национальный характер и культуру.
– в годы зрелости и опыта мы вновь перечитываем Пушкина и находим в неиссякаемом
роднике его творчества новые силы для борьбы, черпаем живительные запасы бодрости,
мужества и жизненной силы.
VI. Стихи о Пушкине читают дети:
1. Вновь с трепетом я открываю любимую книгу мою
И вмиг обо всем забываю и слезы поэзии пью.
2. О, Пушкин!
Ты сердце тревожишь стихом неземной чистоты…
Как эти сюжеты похожи на чувства мои и мечты!
3. Века летят, года летят, но Пушкин тем же остается.
Его стихи, как трель звенят и в сердце наше тихо льются. 4. И каждый раз нам Пушкин нов, его читаем снова, снова.
И каждый из его стихов мы наизусть учить готовы.
5 групп
По одному человеку от группы рассказывают наизусть + рисованность стихов.
Лукоморье;
Зимняя дорога;
Зимнее утро;
Зимний вечер; Опрятней модного паркета. VII. О Няне:
– Близким другом и наставником у Александра Сергеевича была его няня – Арина
Родионовна Яковлева.
Пушкин всю жизнь питал к ней особенную любовь. Не только преданностью и
заботливостью завоевала она доверие, привязанность и уважение. Она была «настоящей
представительницей русских нянь», мастерски говорила сказки, знала народные поверья,
сыпала пословицами и поговорками. Своими рассказами и сказками она вводила Пушкина в
мир старины, народного быта и народной поэзии.
Своей няне Арине Родионовне Пушкин посвятил стихотворение.
– Стихотворение «Няне»:
Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты на черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь.
VIII. Пушкин собирал и записывал произведения народного творчества и создавал
новые свои произведения.
? – Какие жанры использовал Пушкин в своем творчестве? (Стихи, басни, поэмы, романы,
оды, элегии, комедии, сказки).
? – Какое время года было у Пушкина любимым? (Осень).
Стихотворение «Осень»:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
IX. Какие сказки написал А.С.Пушкин? Перечислите их.
и др. рисунки к игре (см. выше)
1. Сказка о рыбаке и рыбке. 2. Сказка о попе и о работнике его Балде.
3. Сказка о мертвой царевне.
4. Сказка о золотом петушке.
5. Сказка о царе Салтане.
6. Сказка о медведихе (не дописанная, не успел изза гибели).
– Стихи о сказках.
1. Когда я не умел еще читать,
Мне довелось от бабушки узнать
Как черта обманул Балда,
И как он проучил тогда попа,
И как старуху рыбка наказала,
Мне бабушка однажды рассказала.
2. Про царевнулебедь и Гвидона,
И про жадного царя Дадона,
Я из сказок Пушкина узнала,
Много их уже я прочитала.
3. Узнал про лукоморье я в пять лет,
Не ведая, что Пушкина уж нет,
Но больше сотни лет его стихи,
И взрослым, и ребятам – всем близки!
4. Его стихи, поэмы, сказки
Мы не устанем повторять.
И жизни солнечные краски,
В них будем находить опять!
X. Распределение сказок по группам.
(5 групп)
– Каждой группе предоставляется пакет с предметом, относящимся к определенной
сказке. (зеркало, орех, игрушка – чертенок или конь, петушок, рыбка).
Задание:
1. По предмету, который в пакете, определить, к какой сказке он относиться (тайком
от других групп).
2. Составить к данной сказке опорные слова.
3. По опорным словам другие группы отгадывают название сказки. 4. Отгадали – предмет на стол.
XI. Физ. минутка.
Играсоревнование.
Разрезное лото.
и др. рисунки к игре (см. выше)
На доске: нецветные иллюстрации к сказкам.
Каждой группе – своя сказка.
Каждый участник из каждой группы выбегает к доске, берет цветную карточку и
прикрепляет ее в соответствующее место на нецветную иллюстрацию, чтобы нецветная
иллюстрация стала цветной.
XII. Классификация рисунков.
(Дети заранее к уроку рисуют рисунки к сказкам). Распределение рисунков в соответствие с названием сказки.
и др.
XIII. Работа с текстами.
У каждой группы тексты.
1. Сказка о мертвой царевне:
– Словарная работа (карточка со словами):
Чернавка,
терем,
не перечат,
персты,
пожалую тебя,
не кручинься.
– Беседа:
Почему царю пришлось жениться на другой? (жена умерла).
Какова она была из себя? (подтвердите словами из текста).
Какое свойство имело зеркальце? (умело говорить). Какими словами царица обращалась к волшебному зеркалу (по ролям):
Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи,
Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
По какой причине царица рассердилась на зеркальце? (за то, что оно хвалило
молодую царевну).
Найдите описание молодой царевны в тексте и прочитайте.
Почему царица решила избавиться от царевны?
Чем закончилась прогулка царевны с Чернавкой?
Как отреагировали богатыри на появлении в доме гостя? Прочитайте.
Что ответило зеркальце в конце сказки злой мачехе? (ты прекрасна, спору нет, но
царевна все ж милее, все ж румяней и белее).
Почему оно так ответило? (добро побеждает зло).
Чтение по ролям второй встречи царевны с Чернавкой.
К кому обращался Елисей при поисках царевны?
Какая пословица отражает смысл данной сказки? «Не рой яму другому, сам в нее
попадешь».
Чему учит сказка? (любви, верности, состраданию, преодолению трудностей).
? – В каких сказках Пушкина встречалось море?
2. Сказка о рыбаке и рыбке:
– Словарная работа (карточка со словами):
чупрун,
белена,
очи,
невежа,
пряник печатный.
– Беседа:
Сколько раз ходил старик к морю? Опишите, каким было море первый раз, второй раз, третий раз. Подтвердите
словами из текста.
Почему оно менялось таким образом? (как человек, рыбка выражала свое
недовольство, свой гнев через бурю на море).
За что была наказана старуха? (жадность, жажда власти и богатства).
А за что был наказан старик? (не выдержал испытания, не перечлив, не мог
постоять за себя).
Пословица.
В каких сказках за эти же качества были наказаны герои? (о попе, о царе Салтане
(сестры).
3. Сказка о попе и о работнике его Балде:
– Словарная работа (карточка со словами):
полба,
оброк,
супостат,
авось,
с укоризною.
– Беседа:
Каким образом Балде удалось добыть оброк? (состязание с чертенком).
Какие качества ему понадобились? (смекалка, хитрость, ловкость).
Пословица: «Скупой платит дважды».
4. Сказка о царе Салтане:
– Словарная работа (карточка со словами):
светлица,
аршин,
чародей,
нарекся. – Беседа:
Какие чудеса происходили в этой сказке? (белка, царевна – лебедь, город).
Прочитайте о них.
За что наказаны сестры? (зависть).
Пословица: «Не рой яму другому, сам в нее попадешь».
5. Сказка о золотом петушке:
– Словарная работа (карточка со словами):
яства,
колесница,
ратные дела,
стан.
– Беседа:
За что был наказан царь Дадон? (не выполнил обещания).
В чем оно заключалось?
Пословица: «Лучше сделать не обещав, чем, обещав, не сделать».
XIV. Выставка поделок.
– Какие герои, и из каких сказок вам понравились больше всего и почему.
XV. Викторина.
? – Из каких сказок эти строки?
В синем небе звезды блещут,
В синем небе волны хлещут. («О царе Салтане».)
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно. («Сказка о попе и о работнике его Балде». Балда)
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее? («Сказка о мертвой царевне». Царица).
Горе мне!
Попались в сети оба наших сокола! («Сказка о золотом петушке». Царь Дадон). Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
А самато величава, выступает будто пава,
А как речь то говорит, будто реченька журчит. («Сказка о царе Салтане».
Описание царевны)
XVI. Беседа.
Что кричал петушок, сидя на спице? (Кирикуку. Царствуй лежа на боку).
Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что приговаривал Балда с укоризною?
(Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною).
Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? (Жил старик со своею
старухой у самого синего моря).
Как начинает Пушкин сказку о царе Салтане? (Три девицы под окном пряли поздно
вечерком).
Какими словами заканчивается сказка о золотом петушке? (Сказка – ложь, да в
ней намек… Добрым молодцам урок…).
Вывод: Что и послужило эпиграфом к нашему уроку.
XVII. Обобщение:
Почему сказка ложь? (вымысел).
Что за намек, за урок следует извлечь из сказки? (сказка – вымысел, но нужно
всегда помнить, что хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы).
XVIII. Итог:
Что объединяет эти сказки? (волшебные чудеса, превращения).
Докажите.
Чему учат эти сказки? (Доброте, любви, верности, борьбе за справедливость, не
отступать перед трудностями, преодолению препятствий. Высмеивается зло,
жадность, скупость, клевета, зависть, невежество).
В чем же сила и красота этих сказок? (Добро побеждает зло).
XIX. Заключительное слово учителя:
– Богатое, удивительное наследство – свои сказки оставил нам А.С.Пушкин. Сегодня мы
заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро,
прославляемое Пушкиным в своем творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших
сердцах, а злу никогда там не найдется места.
Обобщающий урок по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина" .
Обобщающий урок по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина" .
Обобщающий урок по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина" .
Обобщающий урок по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина" .
Обобщающий урок по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина" .
Обобщающий урок по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина" .
Обобщающий урок по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина" .
Обобщающий урок по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина" .
Обобщающий урок по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина" .
Обобщающий урок по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина" .
Обобщающий урок по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина" .
Обобщающий урок по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина" .
Обобщающий урок по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина" .
Обобщающий урок по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина" .
Обобщающий урок по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина" .
Обобщающий урок по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина" .
Обобщающий урок по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина" .
Обобщающий урок по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина" .
Обобщающий урок по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина" .
Обобщающий урок по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина" .
Обобщающий урок по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина" .
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.