Обобщающий урок литературы по творчеству И.А. Крылова. На уроке учитель вместе с учениками совершают прогулку по "крыловскому зоосаду", делают остановки, выполняют задания. На уроке обучающиеся работают с текстами, разгадывают кроссворд, вспоминают термины, читают и анализируют басни. К уроку дайте задание ученикам подготовить иллюстрации к басням.
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Дубровская средняя
общеобразовательная школа»
1
Конспект открытого урока
по литературе в 5 классе
«Прогулки по
«КРЫЛОВСКОМУ ЗООСАДУ».
Иван Андреевич Крылов. Басни.
Обобщающий урок.
Подготовила и провела:
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Жуплова Анна Викторовна2
2013 – 2014 учебный год
Цели:
обобщить знания учащихся об идейно – тематическом содержании и
художественных особенностях басен И.А.Крылова;
расширить представления учащихся о басенном мире Крылова и
показать их нравственное значение;
познакомить учащихся с баснями современных писателей;
повторить основные принципы построения данного жанра эпоса;
развивать умения находить в басне мораль, делать выводы для себя,
наблюдая за поступками других;
Оборудование: портрет И.А.Крылова и иллюстрации к его басням, плакат,
иллюстрации учащихся к басням, костюмы для инсценировки басен.3
Ход урока:
Деятельность учителя
Деят – ть учащихся
II ФНЗ
1.Сообщение темы и целей урока.
Тема урока Иван Андреевич Крылов. Басни. Обобщающий
урок.
2.Чтение эпиграфа.
Прочитаем эпиграф на доске:
«Всякая басня его имеет сверх того историческое
происхождение. Несмотря на свою неторопливость и,
по – видимому, равнодушие к событиям современным,
поэт, однако же, следил всякое событие внутри
государства: на все подавал свой голос, и в голосе этом
слышалась разумная середина, примиряющий
третейский суд, которым так силен русский ум, когда
достигает до своего полного совершенства».
Н.В.Гоголь
В конце урока мы вновь вернемся к содержанию этих
мыслей писателя.
3.Слово учителя.
Мы сегодня отправимся на увлекательную и полезную
прогулку в «Крыловский зоосад». Это особенный зоосад, так
как питомцы его не обычные звери, а очеловеченные, потому
что все они родом из Страны Басен. У каждого из них свой
характер и даже свой порок, который они позаимствовали у
людей благодаря своему создателю Ивану Андреевичу
Крылову, или, как часто любовно называют его в народе,
дедушке Крылову.
(На доске плакат):4
«Ворона и лисица»,
«Свинья под дубом»,
«Волк на псарне»,
«Мартышка и очки» и
т.д.
4.Вступительное слово учителя.
Как вы уже знаете, одним из старейших жанров литературы
является басня – самый устойчивый жанр литературы. Она
широко представлена в литературе разных народов планеты.
Так, в Древней Греции басенным творчеством занимались
писатели Гесиод и талантливый горбатый Эзоп, много позже
во Франции появится такой острослов, как Лафонтен,
которого будут преследовать французские власти за его
смелые и «колкие» произведения.
В России в жанре басни писали: М.В.Ломоносов,
А.П.Сумароков, В.И.Майков, И.И.Дмитриев, И.А.Крылов. В
наши дни в этом жанре продолжают работать С.Михалков,
Л.Филатов и другие поэты.
Басни И.А.Крылов писал, будучи человеком зрелого
возраста. Жизнь писателя и его творчества известны всем
образованным читателям. У любого человека басни Крылова
вызывают интерес. Фразы из его басен давно вошли в нашу
речь как пословицы и крылатые выражения. Доброта,
лукавство, ясность мысли, зоркая наблюдательность,
необидная насмешливость – эти черты характера баснописца
нашли отражение в его творчестве. Крылов смог расширить
возможности басенного жанра, возвысил басню, довел её до
совершенства.
Давайте вспомним, какие басни Ивана Андреевича Крылова
вы знаете?
С И.А.Крыловым надо держать ухо востро: ведь пороки –
то заразные и легко могут пристать к каждому из нас, а
чтобы противостоять им, нужно хорошо знать и помнить
басни Крылова, уметь пользоваться их мудрыми уроками и
советами. Будем же внимательны, умны и станем учиться
только хорошему. Не зря же в басне «Бочка» баснописец
предупреждает нас:
Ученьем вредным с юных дней5
Небольшое
иносказательное
повествование, обычно
в стихах,
нравоучительного
характера.
Притча, сказка,
пословица, загадка.
Иносказание, эзопов
язык.
Вынужденное
иносказание, речь,
наполненная
недомолвками и
ироническими
намеками. Выражение
связано с
древнегреческим
баснописцем Эзопом.
Нам стоит раз лишь напиваться,
А там во всех твоих поступках и делах,
Каков ни будь ты на словах,
А все им будешь отзываться.
Вот поэтому в зоосад пускают не всех, а только тех, кто
готов к этой увлекательной, но не безопасной прогулке, и
при входе проверяют необходимые знания. У нас есть три
команды, которые сегодня совершат прогулку по
«Крыловскому зоосаду». И оценивать ваши знания будет
комиссия зоосада. Для начала ответьте, пожалуйста, на
вопросы:
1.Что такое басня? Дайте её определение.
2.Назовите родственные басне жанры.
3.Подберите синонимы к термину «аллегория».
4.Объясните значение выражения «эзопов язык».
Древнейшим баснописцем являлся Эзоп. О нем сохранилось
много легенд. Говорят, что он был раб – уродец философа
Ксафта, всю силу своего смеха направил против господина,
но был освобожден от рабства государственными мужами,
служил царю Крезу и погиб от клеветы служителей храма,6
Поучение, которое
дается в начале или в
конце басни.
Ворону.
Стрекозу.
Волка.
Мартышку.
которых он тоже обличал в своих баснях. Басни Эзопа читал
длинным размеренным греческим стихом.
5.Что такое мораль басни?
6.Кого Крылов в своих баснях называет
«вещуньей»?
7…….. «попрыгуньей»?
8……... «серым рыцарем»?
9……… «проказницей»?
Ну, вот вы и в зоосаде. Кого тут только нет!.. Да самое
интересное, что все они в человеческие одежды наряжены
(учитель обращает внимание детей на выставку
иллюстраций): у кого мундир, у кого кафтан, кто в зипуне,
кто во фраке, кто в сарафане, кто в душегрейке, на ком
платок, на ком шапка, на ком треуголка… Можно прямо
историю русского костюма изучать! И что поразительно все
разговаривают на чистейшем русском языке!
Итак, а теперь вам предстоит разгадать кроссворд.
5.Работа в группах.
1.Разгадаем кроссворд.
1)Человек, пишущий басни. (Баснописец)2)Вид литературного произведения. (Басня)
3)Известный русский баснописец (Крылов)
4)Перенесение человеческих черт на неодушевленные
предметы и явления (Олицетворение)
5)Веселая добродушная насмешка. (Юмор)
6)Иносказательное изображение предмета, явления с целью
наиболее наглядно показать его существенные черты.
(Аллегория)
2. «Кто лучше знает басни Крылова»
У нас есть три команды, каждая из вас сейчас получит
текст известной вам басни, но в тексте забыли написать
некоторые слова, ваша задача – вписать недостающие слова.
Ну, а теперь подойдем поближе к вольеру, где живут самые
популярные персонажи басен Крылова. Нас познакомят с
ними «учёные баснезоологи», и мы лучше узнаем этих
героев.
Участники команды………. Показали нам инсценировку к
басне «Стрекоза и муравей». Давайте посмотрим на эту
басню как жанр литературы, определим, к какому роду
относится басня, каковы её особенности.
Как вы думаете, к какому роду литературы относится
басня и почему?
7
«Ворона и лисица»,
«Мартышка и очки»,
«Стрекоза и муравей».
Учащиеся
представляют свое
домашнее задание –
инсценировку басни.
К эпическому. Есть
герои, конфликт,
автор, который
повествует.
Давайте вместе сформулируем особенности басни как
эпического жанра.
1)В басне есть герои и литературный конфликт, в
котором раскрываются их характеры.
2)Автор повествует о героях и их отношениях.
3)Басня строится по строгой схеме: зачин, повествование,
мораль.8
Животные.
Нет, он подразумевает
людей.
Да, определенный
характер человека.
Например, стрекоза –
легкомысленный
человек, муравей –
трудолюбивый, собака
– жадный.
О мире
Аптека, медицина.
В баснях встречается
аллегория.
4)Басня может быть написана в стихотворной или
прозаической формах.
5)Главным художественным приемом в басне является –
…………аллегория.
Чтобы определить, что является главным художественным
приемом, давайте рассуждать.
Кто герои басни?
А что автора так волнуют отношения между животными?
Каких же людей? Людей или в определенном образе
животного автор предполагает определенный характер
человека?
(показывает «Голубя мира»)
Когда вы видите такой плакат, о чем вы думаете?
Да, «Голубь мира» стал символом мира, символом борьбы
за мир. А это что?
Правильно, этот образ связан с медициной. Такой прием,
когда отвлеченное понятие – сила, слабость, мир, лень и
другие – изображается в конкретном предметном виде,
называется аллегорией.
А какое отношение к нашему уроку имеет аллегория?
Правильно, и дописываем пятый пункт – аллегория.
Наша прогулка по «Крыловскому зоосаду» подходит к
концу, но, чтобы выйти нам из зоосада, необходимо
выполнить следующее задание
Выразительно прочитайте стихотворение. Определите,
можно ли его назвать басней.
1.И.Демьянов «Наташа и воротничок».9
Наташа свой воротничок ругала:
Из – за тебя я так устала,
Я у корыта целый день,
Раз пять тебя стирала.
Как пачкаться тебе не лень?
Сняла, а ты опять, как сажа,
Чернее даже!
Согласен я, сказал воротничок;
Устала ты, бедняжка, у корыта,
Но на себя должна ты быть сердита
И мне напрасно делаешь упрек.
И всё же я, тебя жалея,
Хочу по – дружески сказать:
Ты лучше чище вымой шею,
Тогда не будешь часто так стирать!
2.С.Погореловский «Трудное положение».
В тревоги и смятении
Встречает сына мать:
Ну, что по поведению?
Да троечка опять!
Ах, что за наказание?
А чем я виноват?
Домашнее задание
Писал мне старший брат,
Ты делала сложение,
Делил и множил дед.
Но хуже с поведением:
Помощников – то нет!
3.А.Измайлов «Лестница».
Стояла лестница однажды у стены.
Хотя ступени все между собой равны,
Но верхняя ступень пред нижними гордилась.
Шел мимо человек на лестницу взглянул,
Схватил, перевернул –
И верхняя ступень внизу уж очутилась.
Так человек иной на вышине стоит,
Гордится, и глядишь: как раз слетит.10
Возьмем в пример Наполеона:
Как сатана с небес, так он слетел со трона.
Домашнее задание.
Итог
1.Обобщающее слово учителя с элементами беседы.
Об Иване Андреевиче говорили :
«Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль такой
ощутимой и выражаться так доступно всем, как Крылов.
Поэт и мудрец слились в нем воедино». Н.В.Гоголь.
«Все будут расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не
умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и
могучего народа русского». В.Г.Белинский.
Ребята, чему вы научились у великого баснописца
И.А.Крылова?
Интересно ли вам было познакомится с его
произведениями?
Как вы думаете, нужна ли басня сейчас, будущему
поколению?