Обобщающий урок "Прогулки по "крыловскому зоосаду"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 12.10.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Обобщающий урок литературы по творчеству И.А. Крылова. На уроке учитель вместе с учениками совершают прогулку по "крыловскому зоосаду", делают остановки, выполняют задания. На уроке обучающиеся работают с текстами, разгадывают кроссворд, вспоминают термины, читают и анализируют басни. К уроку дайте задание ученикам подготовить иллюстрации к басням.
Иконка файла материала И.А.КРЫЛОВ.doc
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Дубровская средняя общеобразовательная школа» 1 Конспект открытого урока  по литературе в 5 классе   «Прогулки по  «КРЫЛОВСКОМУ ЗООСАДУ». Иван Андреевич Крылов. Басни.  Обобщающий урок. Подготовила и провела: учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Жуплова Анна Викторовна2 2013 – 2014 учебный год Цели:            ­ обобщить знания учащихся об идейно – тематическом содержании и                  художественных особенностях басен И.А.Крылова;           ­ расширить представления учащихся о басенном мире Крылова и             показать их нравственное значение;           ­ познакомить учащихся с баснями современных писателей;           ­ повторить основные принципы построения данного жанра эпоса;           ­ развивать умения находить в басне мораль, делать выводы для себя,             наблюдая за поступками других;            Оборудование: портрет И.А.Крылова и иллюстрации к его басням, плакат,  иллюстрации учащихся к басням, костюмы для инсценировки басен.3                                          Ход урока: Деятельность учителя Деят – ть учащихся II ФНЗ    1.Сообщение темы и целей урока. Тема урока Иван Андреевич Крылов. Басни. Обобщающий  урок.   2.Чтение эпиграфа. ­ Прочитаем эпиграф на доске: «Всякая басня его имеет сверх того историческое происхождение. Несмотря на свою неторопливость и, по – видимому, равнодушие к событиям современным, поэт, однако же, следил всякое событие внутри государства: на все подавал свой голос, и в голосе этом слышалась разумная середина, примиряющий третейский суд, которым так силен русский ум, когда достигает до своего полного совершенства».                                                                 Н.В.Гоголь   ­ В конце урока мы вновь вернемся к содержанию этих  мыслей писателя.  3.Слово учителя.     ­ Мы сегодня отправимся на увлекательную и полезную  прогулку в «Крыловский зоосад». Это особенный зоосад, так как питомцы его не обычные звери, а очеловеченные, потому  что все они родом из Страны Басен. У каждого из них свой  характер и даже свой порок, который они позаимствовали у  людей благодаря своему создателю Ивану Андреевичу  Крылову, или, как часто любовно называют его в народе,  дедушке Крылову.  (На доске плакат):4 «Ворона и лисица»,  «Свинья под дубом»,  «Волк на псарне»,  «Мартышка и очки» и  т.д. 4.Вступительное слово учителя.    Как вы уже знаете, одним из старейших жанров литературы  является басня – самый устойчивый жанр литературы. Она  широко представлена в литературе разных народов планеты.  Так, в Древней Греции  басенным творчеством занимались  писатели Гесиод и талантливый горбатый Эзоп, много позже  во Франции появится такой острослов, как Лафонтен,  которого будут преследовать французские власти за его  смелые и «колкие» произведения.       В России в жанре басни писали: М.В.Ломоносов,  А.П.Сумароков, В.И.Майков, И.И.Дмитриев, И.А.Крылов. В  наши дни в этом жанре продолжают работать С.Михалков,  Л.Филатов и другие поэты.       Басни И.А.Крылов писал, будучи человеком зрелого  возраста. Жизнь писателя и его творчества известны всем  образованным читателям. У любого человека басни Крылова  вызывают интерес. Фразы из его басен давно вошли в нашу  речь как пословицы и крылатые выражения. Доброта,  лукавство, ясность мысли, зоркая наблюдательность,  необидная насмешливость – эти черты характера баснописца  нашли отражение в его творчестве. Крылов смог расширить  возможности басенного жанра, возвысил басню, довел её до  совершенства. ­ Давайте вспомним, какие басни Ивана Андреевича Крылова вы знаете?  ­ С И.А.Крыловым надо держать ухо востро: ведь пороки –  то заразные и легко могут пристать к каждому из нас, а  чтобы противостоять им, нужно хорошо знать и помнить  басни Крылова, уметь пользоваться их мудрыми уроками и  советами. Будем же внимательны, умны и станем учиться  только хорошему. Не зря же в басне «Бочка» баснописец  предупреждает нас: Ученьем вредным с юных дней5 Небольшое  иносказательное  повествование, обычно в стихах,  нравоучительного  характера. Притча, сказка,  пословица, загадка. Иносказание, эзопов  язык. Вынужденное  иносказание, речь,  наполненная  недомолвками и  ироническими  намеками. Выражение  связано с  древнегреческим  баснописцем Эзопом. Нам стоит раз лишь напиваться, А там во всех твоих поступках и делах, Каков ни будь ты на словах, А все им будешь отзываться.  Вот поэтому в зоосад пускают не всех, а только тех, кто  готов к этой увлекательной, но не безопасной прогулке, и  при входе проверяют необходимые знания. У нас есть три  команды, которые сегодня совершат прогулку по  «Крыловскому зоосаду». И оценивать ваши знания будет  комиссия зоосада. Для начала ответьте, пожалуйста, на  вопросы:   1.Что такое басня? Дайте её определение.   2.Назовите родственные басне жанры.   3.Подберите синонимы к термину «аллегория».   4.Объясните значение выражения «эзопов язык». Древнейшим баснописцем являлся Эзоп. О нем сохранилось  много легенд. Говорят, что он был раб – уродец философа  Ксафта, всю силу своего смеха направил против господина,  но был освобожден от рабства государственными мужами,  служил царю Крезу и погиб от клеветы служителей храма,6 Поучение, которое  дается в начале или в  конце басни. Ворону. Стрекозу. Волка. Мартышку.   которых он тоже обличал в своих баснях. Басни Эзопа читал  длинным размеренным греческим стихом.   5.Что такое мораль басни?   6.Кого Крылов в своих баснях называет  «вещуньей»?   7…….. «попрыгуньей»?  8……... «серым рыцарем»?   9……… «проказницей»? ­ Ну, вот вы и в зоосаде. Кого тут только нет!.. Да самое  интересное, что все они в человеческие одежды наряжены  (учитель обращает внимание детей на выставку  иллюстраций): у кого мундир, у кого кафтан, кто в зипуне,  кто во фраке, кто в сарафане, кто в душегрейке, на ком  платок, на ком шапка, на ком треуголка… Можно прямо  историю русского костюма изучать! И что поразительно все  разговаривают на чистейшем русском языке!   Итак, а теперь вам предстоит разгадать кроссворд. 5.Работа в группах.  1.Разгадаем кроссворд. 1)Человек, пишущий басни. (Баснописец)2)Вид литературного произведения. (Басня) 3)Известный русский баснописец (Крылов) 4)Перенесение человеческих черт на неодушевленные  предметы и явления (Олицетворение) 5)Веселая добродушная насмешка. (Юмор) 6)Иносказательное изображение предмета, явления с целью   наиболее наглядно показать  его существенные черты.  (Аллегория) 2. «Кто лучше знает басни Крылова»   ­ У нас есть три команды, каждая из вас сейчас получит  текст известной вам басни, но в тексте забыли написать  некоторые слова, ваша задача – вписать недостающие слова. ­ Ну, а теперь подойдем поближе к вольеру, где живут самые популярные персонажи басен Крылова. Нас познакомят с  ними «учёные ­ баснезоологи», и мы лучше узнаем этих  героев.   ­  Участники команды………. Показали нам инсценировку к  басне «Стрекоза и муравей». Давайте посмотрим на эту  басню как жанр литературы, определим, к какому роду  относится басня, каковы её особенности.    Как вы думаете, к какому роду литературы относится  басня и почему? 7 «Ворона и лисица»,  «Мартышка и очки»,  «Стрекоза и муравей». Учащиеся   представляют свое  домашнее задание –  инсценировку басни. К эпическому. Есть  герои, конфликт,  автор, который  повествует. ­ Давайте вместе сформулируем особенности басни как  эпического жанра.   1)В басне есть герои и литературный конфликт, в  котором раскрываются их характеры. 2)Автор повествует о героях и их отношениях. 3)Басня строится по строгой схеме: зачин, повествование, мораль.8 Животные. Нет, он подразумевает людей. Да, определенный  характер человека.  Например, стрекоза –  легкомысленный  человек, муравей –  трудолюбивый, собака – жадный. О мире Аптека, медицина.  В баснях встречается  аллегория. 4)Басня может быть написана в стихотворной или  прозаической формах. 5)Главным художественным приемом в басне является –  …………аллегория.   Чтобы определить, что является главным художественным  приемом, давайте рассуждать.   ­ Кто герои басни?   ­ А что автора так волнуют отношения между животными?   ­ Каких же людей? Людей  или в определенном образе  животного автор предполагает определенный характер  человека?   (показывает «Голубя мира»)   ­ Когда вы видите такой плакат, о чем вы думаете?  ­ Да, «Голубь мира»  стал символом мира, символом борьбы  за мир. А это что?    ­ Правильно, этот образ связан с медициной. Такой прием,  когда отвлеченное понятие – сила, слабость, мир, лень и  другие – изображается в конкретном предметном виде,  называется аллегорией.    ­ А какое отношение к нашему уроку имеет аллегория? ­ Правильно, и дописываем пятый пункт – аллегория. ­ Наша прогулка по «Крыловскому зоосаду» подходит к  концу, но, чтобы выйти нам из зоосада, необходимо  выполнить следующее задание   Выразительно прочитайте стихотворение. Определите,  можно ли его назвать басней.      1.И.Демьянов «Наташа и воротничок».9 Наташа свой воротничок ругала: ­ Из – за тебя я так устала, Я у корыта целый день, Раз пять тебя стирала. Как пачкаться тебе не лень? Сняла, а ты опять, как сажа,                                       Чернее даже! ­ Согласен я, ­ сказал воротничок; Устала ты, бедняжка, у корыта, Но на себя должна ты быть сердита И мне напрасно делаешь упрек. И всё же я, тебя жалея, Хочу по – дружески сказать: Ты лучше чище вымой шею, Тогда не будешь часто так стирать! 2.С.Погореловский «Трудное положение».   В тревоги и смятении Встречает сына мать: ­ Ну, что по поведению? ­ Да троечка опять! ­ Ах, что за наказание? ­ А чем я виноват? Домашнее задание  Писал мне старший брат,  Ты делала сложение, Делил и множил дед. Но хуже с поведением: Помощников – то нет!    3.А.Измайлов «Лестница».   Стояла лестница однажды у стены. Хотя ступени все между собой равны, Но верхняя ступень пред нижними гордилась. Шел мимо человек на лестницу взглянул,  Схватил, перевернул –  И верхняя ступень внизу уж очутилась. Так человек иной на вышине стоит,  Гордится, и глядишь: как раз слетит.10 Возьмем в пример Наполеона: Как сатана с небес, так он слетел со трона.       Домашнее задание.   Итог 1.Обобщающее слово учителя с элементами беседы.   Об Иване Андреевиче говорили : «Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль такой  ощутимой и выражаться так доступно всем, как Крылов.  Поэт и мудрец слились в нем воедино». Н.В.Гоголь.  «Все будут расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не  умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и  могучего народа русского». В.Г.Белинский.  ­ Ребята, чему вы научились у великого баснописца  И.А.Крылова? ­ Интересно ли вам было познакомится с его  произведениями? ­ Как вы думаете, нужна ли басня сейчас, будущему  поколению?

Посмотрите также