Обобщающий урок "Прогулки по "крыловскому зоосаду"
Оценка 4.6

Обобщающий урок "Прогулки по "крыловскому зоосаду"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
12.10.2017
Обобщающий урок "Прогулки по "крыловскому зоосаду"
Обобщающий урок литературы по творчеству И.А. Крылова. На уроке учитель вместе с учениками совершают прогулку по "крыловскому зоосаду", делают остановки, выполняют задания. На уроке обучающиеся работают с текстами, разгадывают кроссворд, вспоминают термины, читают и анализируют басни. К уроку дайте задание ученикам подготовить иллюстрации к басням.
И.А.КРЫЛОВ.doc
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Дубровская средняя общеобразовательная школа» 1 Конспект открытого урока  по литературе в 5 классе   «Прогулки по  «КРЫЛОВСКОМУ ЗООСАДУ». Иван Андреевич Крылов. Басни.  Обобщающий урок. Подготовила и провела: учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Жуплова Анна Викторовна 2 2013 – 2014 учебный год Цели:            ­ обобщить знания учащихся об идейно – тематическом содержании и                  художественных особенностях басен И.А.Крылова;           ­ расширить представления учащихся о басенном мире Крылова и             показать их нравственное значение;           ­ познакомить учащихся с баснями современных писателей;           ­ повторить основные принципы построения данного жанра эпоса;           ­ развивать умения находить в басне мораль, делать выводы для себя,             наблюдая за поступками других;            Оборудование: портрет И.А.Крылова и иллюстрации к его басням, плакат,  иллюстрации учащихся к басням, костюмы для инсценировки басен. 3                                          Ход урока: Деятельность учителя Деят – ть учащихся II ФНЗ    1.Сообщение темы и целей урока. Тема урока Иван Андреевич Крылов. Басни. Обобщающий  урок.   2.Чтение эпиграфа. ­ Прочитаем эпиграф на доске: «Всякая басня его имеет сверх того историческое происхождение. Несмотря на свою неторопливость и, по – видимому, равнодушие к событиям современным, поэт, однако же, следил всякое событие внутри государства: на все подавал свой голос, и в голосе этом слышалась разумная середина, примиряющий третейский суд, которым так силен русский ум, когда достигает до своего полного совершенства».                                                                 Н.В.Гоголь   ­ В конце урока мы вновь вернемся к содержанию этих  мыслей писателя.  3.Слово учителя.     ­ Мы сегодня отправимся на увлекательную и полезную  прогулку в «Крыловский зоосад». Это особенный зоосад, так как питомцы его не обычные звери, а очеловеченные, потому  что все они родом из Страны Басен. У каждого из них свой  характер и даже свой порок, который они позаимствовали у  людей благодаря своему создателю Ивану Андреевичу  Крылову, или, как часто любовно называют его в народе,  дедушке Крылову.  (На доске плакат): 4 «Ворона и лисица»,  «Свинья под дубом»,  «Волк на псарне»,  «Мартышка и очки» и  т.д. 4.Вступительное слово учителя.    Как вы уже знаете, одним из старейших жанров литературы  является басня – самый устойчивый жанр литературы. Она  широко представлена в литературе разных народов планеты.  Так, в Древней Греции  басенным творчеством занимались  писатели Гесиод и талантливый горбатый Эзоп, много позже  во Франции появится такой острослов, как Лафонтен,  которого будут преследовать французские власти за его  смелые и «колкие» произведения.       В России в жанре басни писали: М.В.Ломоносов,  А.П.Сумароков, В.И.Майков, И.И.Дмитриев, И.А.Крылов. В  наши дни в этом жанре продолжают работать С.Михалков,  Л.Филатов и другие поэты.       Басни И.А.Крылов писал, будучи человеком зрелого  возраста. Жизнь писателя и его творчества известны всем  образованным читателям. У любого человека басни Крылова  вызывают интерес. Фразы из его басен давно вошли в нашу  речь как пословицы и крылатые выражения. Доброта,  лукавство, ясность мысли, зоркая наблюдательность,  необидная насмешливость – эти черты характера баснописца  нашли отражение в его творчестве. Крылов смог расширить  возможности басенного жанра, возвысил басню, довел её до  совершенства. ­ Давайте вспомним, какие басни Ивана Андреевича Крылова вы знаете?  ­ С И.А.Крыловым надо держать ухо востро: ведь пороки –  то заразные и легко могут пристать к каждому из нас, а  чтобы противостоять им, нужно хорошо знать и помнить  басни Крылова, уметь пользоваться их мудрыми уроками и  советами. Будем же внимательны, умны и станем учиться  только хорошему. Не зря же в басне «Бочка» баснописец  предупреждает нас: Ученьем вредным с юных дней 5 Небольшое  иносказательное  повествование, обычно в стихах,  нравоучительного  характера. Притча, сказка,  пословица, загадка. Иносказание, эзопов  язык. Вынужденное  иносказание, речь,  наполненная  недомолвками и  ироническими  намеками. Выражение  связано с  древнегреческим  баснописцем Эзопом. Нам стоит раз лишь напиваться, А там во всех твоих поступках и делах, Каков ни будь ты на словах, А все им будешь отзываться.  Вот поэтому в зоосад пускают не всех, а только тех, кто  готов к этой увлекательной, но не безопасной прогулке, и  при входе проверяют необходимые знания. У нас есть три  команды, которые сегодня совершат прогулку по  «Крыловскому зоосаду». И оценивать ваши знания будет  комиссия зоосада. Для начала ответьте, пожалуйста, на  вопросы:   1.Что такое басня? Дайте её определение.   2.Назовите родственные басне жанры.   3.Подберите синонимы к термину «аллегория».   4.Объясните значение выражения «эзопов язык». Древнейшим баснописцем являлся Эзоп. О нем сохранилось  много легенд. Говорят, что он был раб – уродец философа  Ксафта, всю силу своего смеха направил против господина,  но был освобожден от рабства государственными мужами,  служил царю Крезу и погиб от клеветы служителей храма, 6 Поучение, которое  дается в начале или в  конце басни. Ворону. Стрекозу. Волка. Мартышку.   которых он тоже обличал в своих баснях. Басни Эзопа читал  длинным размеренным греческим стихом.   5.Что такое мораль басни?   6.Кого Крылов в своих баснях называет  «вещуньей»?   7…….. «попрыгуньей»?  8……... «серым рыцарем»?   9……… «проказницей»? ­ Ну, вот вы и в зоосаде. Кого тут только нет!.. Да самое  интересное, что все они в человеческие одежды наряжены  (учитель обращает внимание детей на выставку  иллюстраций): у кого мундир, у кого кафтан, кто в зипуне,  кто во фраке, кто в сарафане, кто в душегрейке, на ком  платок, на ком шапка, на ком треуголка… Можно прямо  историю русского костюма изучать! И что поразительно все  разговаривают на чистейшем русском языке!   Итак, а теперь вам предстоит разгадать кроссворд. 5.Работа в группах.  1.Разгадаем кроссворд. 1)Человек, пишущий басни. (Баснописец) 2)Вид литературного произведения. (Басня) 3)Известный русский баснописец (Крылов) 4)Перенесение человеческих черт на неодушевленные  предметы и явления (Олицетворение) 5)Веселая добродушная насмешка. (Юмор) 6)Иносказательное изображение предмета, явления с целью   наиболее наглядно показать  его существенные черты.  (Аллегория) 2. «Кто лучше знает басни Крылова»   ­ У нас есть три команды, каждая из вас сейчас получит  текст известной вам басни, но в тексте забыли написать  некоторые слова, ваша задача – вписать недостающие слова. ­ Ну, а теперь подойдем поближе к вольеру, где живут самые популярные персонажи басен Крылова. Нас познакомят с  ними «учёные ­ баснезоологи», и мы лучше узнаем этих  героев.   ­  Участники команды………. Показали нам инсценировку к  басне «Стрекоза и муравей». Давайте посмотрим на эту  басню как жанр литературы, определим, к какому роду  относится басня, каковы её особенности.    Как вы думаете, к какому роду литературы относится  басня и почему? 7 «Ворона и лисица»,  «Мартышка и очки»,  «Стрекоза и муравей». Учащиеся   представляют свое  домашнее задание –  инсценировку басни. К эпическому. Есть  герои, конфликт,  автор, который  повествует. ­ Давайте вместе сформулируем особенности басни как  эпического жанра.   1)В басне есть герои и литературный конфликт, в  котором раскрываются их характеры. 2)Автор повествует о героях и их отношениях. 3)Басня строится по строгой схеме: зачин, повествование, мораль. 8 Животные. Нет, он подразумевает людей. Да, определенный  характер человека.  Например, стрекоза –  легкомысленный  человек, муравей –  трудолюбивый, собака – жадный. О мире Аптека, медицина.  В баснях встречается  аллегория. 4)Басня может быть написана в стихотворной или  прозаической формах. 5)Главным художественным приемом в басне является –  …………аллегория.   Чтобы определить, что является главным художественным  приемом, давайте рассуждать.   ­ Кто герои басни?   ­ А что автора так волнуют отношения между животными?   ­ Каких же людей? Людей  или в определенном образе  животного автор предполагает определенный характер  человека?   (показывает «Голубя мира»)   ­ Когда вы видите такой плакат, о чем вы думаете?  ­ Да, «Голубь мира»  стал символом мира, символом борьбы  за мир. А это что?    ­ Правильно, этот образ связан с медициной. Такой прием,  когда отвлеченное понятие – сила, слабость, мир, лень и  другие – изображается в конкретном предметном виде,  называется аллегорией.    ­ А какое отношение к нашему уроку имеет аллегория? ­ Правильно, и дописываем пятый пункт – аллегория. ­ Наша прогулка по «Крыловскому зоосаду» подходит к  концу, но, чтобы выйти нам из зоосада, необходимо  выполнить следующее задание   Выразительно прочитайте стихотворение. Определите,  можно ли его назвать басней.      1.И.Демьянов «Наташа и воротничок». 9 Наташа свой воротничок ругала: ­ Из – за тебя я так устала, Я у корыта целый день, Раз пять тебя стирала. Как пачкаться тебе не лень? Сняла, а ты опять, как сажа,                                       Чернее даже! ­ Согласен я, ­ сказал воротничок; Устала ты, бедняжка, у корыта, Но на себя должна ты быть сердита И мне напрасно делаешь упрек. И всё же я, тебя жалея, Хочу по – дружески сказать: Ты лучше чище вымой шею, Тогда не будешь часто так стирать! 2.С.Погореловский «Трудное положение».   В тревоги и смятении Встречает сына мать: ­ Ну, что по поведению? ­ Да троечка опять! ­ Ах, что за наказание? ­ А чем я виноват? Домашнее задание  Писал мне старший брат,  Ты делала сложение, Делил и множил дед. Но хуже с поведением: Помощников – то нет!    3.А.Измайлов «Лестница».   Стояла лестница однажды у стены. Хотя ступени все между собой равны, Но верхняя ступень пред нижними гордилась. Шел мимо человек на лестницу взглянул,  Схватил, перевернул –  И верхняя ступень внизу уж очутилась. Так человек иной на вышине стоит,  Гордится, и глядишь: как раз слетит. 10 Возьмем в пример Наполеона: Как сатана с небес, так он слетел со трона.       Домашнее задание.   Итог 1.Обобщающее слово учителя с элементами беседы.   Об Иване Андреевиче говорили : «Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль такой  ощутимой и выражаться так доступно всем, как Крылов.  Поэт и мудрец слились в нем воедино». Н.В.Гоголь.  «Все будут расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не  умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и  могучего народа русского». В.Г.Белинский.  ­ Ребята, чему вы научились у великого баснописца  И.А.Крылова? ­ Интересно ли вам было познакомится с его  произведениями? ­ Как вы думаете, нужна ли басня сейчас, будущему  поколению?

Обобщающий урок "Прогулки по "крыловскому зоосаду"

Обобщающий урок "Прогулки по "крыловскому зоосаду"

Обобщающий урок "Прогулки по "крыловскому зоосаду"

Обобщающий урок "Прогулки по "крыловскому зоосаду"

Обобщающий урок "Прогулки по "крыловскому зоосаду"

Обобщающий урок "Прогулки по "крыловскому зоосаду"

Обобщающий урок "Прогулки по "крыловскому зоосаду"

Обобщающий урок "Прогулки по "крыловскому зоосаду"

Обобщающий урок "Прогулки по "крыловскому зоосаду"

Обобщающий урок "Прогулки по "крыловскому зоосаду"

Обобщающий урок "Прогулки по "крыловскому зоосаду"

Обобщающий урок "Прогулки по "крыловскому зоосаду"

Обобщающий урок "Прогулки по "крыловскому зоосаду"

Обобщающий урок "Прогулки по "крыловскому зоосаду"

Обобщающий урок "Прогулки по "крыловскому зоосаду"

Обобщающий урок "Прогулки по "крыловскому зоосаду"

Обобщающий урок "Прогулки по "крыловскому зоосаду"

Обобщающий урок "Прогулки по "крыловскому зоосаду"

Обобщающий урок "Прогулки по "крыловскому зоосаду"

Обобщающий урок "Прогулки по "крыловскому зоосаду"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2017