Обобщение опыта для методической выставки в номинации «Формирование функциональной грамотности обучающихся средствами учебных предметов как условие успешной социализации обучающихся»
Оценка 4.9

Обобщение опыта для методической выставки в номинации «Формирование функциональной грамотности обучающихся средствами учебных предметов как условие успешной социализации обучающихся»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл—11 кл
23.12.2023
Обобщение опыта для методической выставки в номинации «Формирование функциональной грамотности обучающихся средствами учебных предметов  как условие успешной социализации обучающихся»
Урок развития речи по русскому языку в 11 классе "Проблема текста"
Методическая выставка (из опыта работы).docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение                                        «Крутоярская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

Районная методическая выставка

«Повышение уровня профессионального мастерства и развитие профессиональной компетентности педагогических работников как фактор повышения качества образования»

 

 

 

 

Номинация

«Формирование функциональной грамотности обучающихся средствами учебных предметов  как условие успешной социализации обучающихся»

 

 

 

Вид методической продукции

Разработка урока

 

 

 

 

Урбшас Нина Борисовна,                                                                                       учитель русского языка и литературы

 

 

2021

Аннотация

Функциональная грамотность – это уровень знаний, умений и навыков, который обеспечивает нормальное функционирование личности в системе социальных отношений.

Читательская грамотность – это важная составляющая функциональной грамотности. Это способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития, активного участия в жизни общества.

На уроках русского языка и литературы ведется планомерная работа по формированию функциональной грамотности учащихся, используются различные приемы и методы, чтобы выпускники, вступая в самостоятельную жизнь, обладали коммуникативными компетенциями (требования ФКГОС) и были социально адаптированными.

Урок  развития речи в 11 классе «Проблема текста» является важнейшим в системе формирования читательской грамотности ученика. Понять предложенную информацию, осмыслить и критически оценить ее – необходимые умения для любого человека и в любой жизненной ситуации. Человек не может быть вне общества, тем более в современном стремительно меняющемся мире. Умение сформулировать проблему, найти пути ее решения, привести аргументы в качестве доказательства собственной точки зрения, сделать выводы и быть толерантным к другим взглядам и мнениям – вот основное, что позволяет человеку успешно социализироваться, быть коммуникабельным и востребованным. Это метапредметные навыки.

Данная разработка будет полезна на уроках любых предметов и любого уровня образования. Особенно, конечно, востребована будет при подготовке к ГИА в 9 и 11 классах, на уроках развития речи, элективных курсах.

На уроке развития речи по теме «Проблема текста» в 11 классе начинается  работа над формированием навыков написания той части сочинения, в которой выпускнику требуется выявить, сформулировать и записать проблему предложенного текста. Упор делается на самостоятельную и групповую работу учащихся. Урок сочетает в себе различные задания таким образом, чтобы оптимально решить поставленные задачи:

- необходимая словарная работа,

- предупреждение грамматических ошибок,

- повторение видов проблем,

-методы и приемы организации смыслового чтения и критического осмысления информации, заложенной в тексте Л.Н. Толстого (вариант 35 Пособия И.П. Цыбулько за 2021 год),

- построение алгоритма поэтапных действий формулировки проблемы,

- тренировочные тесты и самоконтроль знаний,

- рефлексия деятельности на уроке.

Пояснительная записка

Формирование функциональной грамотности обучающихся средствами учебных предметов не только русского языка и литературы, но и других  является важнейшим условием успешной социализации обучающихся.

 Функционально грамотная личность – это человек, который ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественными ценностями, самостоятельно делает выбор  и принимает решения, несет за них ответственность, хорошо владеет устной и письменной речью и легко адаптируется в любом социуме. Для формирования такой востребованной на современном этапе личности необходима кропотливая работа на каждом уроке независимо от предмета.

Умение общаться, социальная и профессиональная активность определяют достижения человека во всех областях жизни, именно они способствуют социальной адаптации человека к изменяющимся условиям мира.

Одной из основных составляющих функциональной грамотности является читательская грамотность.

Программа преподавания русского языка и литературы требует формирования у выпускников школы коммуникативной компетенции, которая предполагает совершенствование владения видами речевой деятельности, культуры устной и письменной речи, умений использовать языковые средства в зависимости от функций текста, готовности к сотрудничеству и продуктивному взаимодействию. Коммуникативная компетенция развивает способность оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, быть готовым к конструктивному взаимодействию.

На уроках русского языка и литературы работа начинается со знания, понимания и использования определенной информации. Обучающиеся работают с текстами любого вида с целью показать что-либо, назвать, рассказать, составить список на этапе знания текста. Затем должны описать, объяснить, определить признаки и сформулировать по-другому для понимания текста. На этапе использования информации уже необходимо уметь ее применить, проиллюстрировать, решить. Но самый сложный вид работы начинается тогда, когда необходимо провести анализ, синтез и оценку. Обучающиеся должны уметь анализировать, проверять, сравнивать и выявлять различия, составлять план и придумывать, разрабатывать свои идеи, создавать собственные высказывания. И после этого должны представить аргументы, защитить свою точку зрения, доказать ее и спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации.

Условно работу с текстом на уроке можно представить в виде трех этапов технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Ее цель: понимание текстов любого вида и в любой ситуации.

На первом этапе – работа с текстом до чтения. Ее цель: прогнозирование будущего чтения. Такой вид просмотрового чтения вызывает мотивацию к чтению. Развиваются умения предполагать, предвосхищать содержание текста по его заглавию, фамилии автора, иллюстрациям. Учитель начинает работу с вопросов: Какими были ваши ожидания? Какие вопросы возникли у вас до чтения? На что обратили внимание и почему?

На втором этапе идет работа с текстом во время чтения. Ее цель: понимание текста и собственная читательская интерпретация. Изучающее и комментированное чтение вслух или про себя, самостоятельно или с классом, словарная работа и беседа по содержанию текста позволяют интерпретировать его, то есть читатель соотносит внутренний мир произведения со своим мировоззрением, своим уровнем культуры. Продуктивное чтение позволяет выявить явную и скрытую информацию, организовать диалог с автором.

На третьем этапе – работа с текстом после чтения. Ее цель: соотнесение читательского восприятия и понимания с авторским замыслом для корректировки. Здесь полезно организовать смысловую беседу по тексту, обращение к жизни и творчеству писателя, возвращение к эпиграфу, заглавию, иллюстрациям, различные творческие задания. На данном этапе происходит осознание основной идеи текста и, как результат,  понимание авторского смысла.

Следовательно, технология продуктивного чтения для полного понимания текста предполагает поиск трех видов текстовой информации:

1)    Фактов (о чем и как сообщается в тексте)

2)    Подтекста (что дано в скрытом, неявном, виде)

3)    Смысла (основная идея, главный смысл)

При работе с любым текстом обязательно нужно учить детей критически относиться к любой информации. Для этого предлагать ответить на вопросы учителя или составить свои к тексту:

·        Это факт или мнение?

·        Какая информация нужна мне для ответа?

·        Какие данные имеют отношение к данной проблеме?

·        Нужна ли еще дополнительная информация?

·        Соответствует ли информация моим целям?

·        На чем я основываю свое мнение?

·        Что меня убедило в этом?

·        Откуда известно, что эта информация точная?

При диагностике умений выделяют 3 уровня читательской грамотности: Низкий. Ученик не воспринимает чувства автора, изложенные письменно, мысли и знания. Отсутствует способность к самообразованию. Средний. Для получения сообщений из текста и построения собственных суждений ученику требуется определенная помощь педагога. Особенно это касается той информации, которая противоречит предыдущему жизненному опыту. Данный уровень характерен для читателей, не до конца освоивших основы навыков чтения. Высокий. Ученик может продолжить обучение на следующей образовательной ступени. Он может оценивать текст самостоятельно, без помощи со стороны. Возрастные нормы

Необходимые навыки читательской грамотности в соответствии с возрастом ученика распределяются следующим образом: 1-6 классы – выделение главной мысли в тексте, способность найти в нем ответ на вопрос, пересказ прочитанного; 7-8 классы – разработка плана и воспроизведение по нему прочитанного текста, решение задач по предложенному образцу, способность запоминать формулы и термины; 9-11 классы – конспектирование и тезисное изложение изученного материала, применение новой теоретической информации в других учебных ситуациях, подтверждение научных фактов. Начиная с пятого класса необходимо постепенно усложнять навыки самостоятельного чтения и понимания текста. Чем раньше будет сформирована читательская грамотность, тем легче она получит свое развитие в старшем возрасте.

При подготовке урока по теме «Проблема текста» в 11 классе  были использованы различные методы и приемы формирования функциональной грамотности учащихся.

Работа начинается со знакомства с текстом. Прием аналитического чтения «Восстанови текст» позволяет узнать явную  и скрытую информацию притчи «Утопите сломанную лодку», восстанавливая разрезанные и перемешанные части текста в их логической последовательности. Для более продвинутых ребят предлагается «Мозговой штурм» ТРКМ. Он дает возможность выдвинуть проблемы и идеи, которые потом необходимо будет доказать или опровергнуть.

Прием «Инсерт» ТРКМ - это способ критически взглянуть на информацию, оценить и соотнести ее с собственными знаниями, взглядами и мнением, скорректировать в процессе работы с текстом любого типа.

Работа с таблицей как прием смыслового чтения позволяет сопоставлять предложенную в готовом информацию на соответствия или самостоятельно искать, группировать и классифицировать ее.

Создание алгоритма работы развивает творчество учащихся, дает им возможность структурировать информацию и выстроить ее логически, «по шагам», от простого к сложному действию.

Углубленно познакомиться с текстом, выявить его основную мысль, основную идею позволяет аналитическое чтение текста по методу Робинсона: обзор – просмотр – вопрос – чтение – повторение - вывод.  

На этапе предупреждения грамматических ошибок возможно использование карточек с готовыми клише формулировки проблемы текста и памятками.

Закрепить навыки предлагается двумя способами в зависимости от способностей и желания ученика, используя аналитическое чтение по методу Робинсона:                                                                                                           1)самостоятельно проанализировать текст и сформулировать проблему;                                                                                                                      2)выбрать правильный ответ из нескольких предложенных.

Для контроля качества усвоения темы используются различные виды: фронтальный, индивидуальный, самоконтроль, взаимоконтроль.

Для итоговой рефлексии учащимся даются ориентировочные вопросы в зависимости от цели, которую они перед собой ставили. Предлагается подчеркнуть вариант ответа или дописать собственный.

Домашнее задание также предлагается разноуровневое и творческое:

-поработать с текстом учебника, определить и сформулировать его проблему;

-прочитать предложенный текст и выбрать наиболее точную из предложенных в готовом виде проблем;

-прочитать несколько комментариев к проблеме текста и выбрать наиболее удачный из них или предложить собственный вариант;

-прием «Фишбоун» ТРКМ позволит выполнить опережающее задание: настроить учащихся на продолжение работы с текстом. Обучающиеся должны будут не только определить проблему текста, но и подобрать соответствующие аргументы для ее доказательства;

-обращение к приему «Инсерт» на разных этапах на уроке позволяет постоянно корректировать ход работы, определять цели и задачи в зависимости от собственных достижений.

Это далеко не полный примерный перечень методов и приемов работы на уроке в зависимости от того, что необходимо сформировать у обучающихся с учетом их личностного развития от репродуктивного действия до критического осмысления информации, умения формулировать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.                    

Совершенствуя читательскую грамотность учащихся, мы воспитываем думающего человека, который способен не только воспринимать информацию, но и видеть его глубокий смысл, критически оценивать содержание, соотносить его с личным опытом. Человек может успешно жить и действовать в обществе, если он способен самостоятельно выйти за стандартные знания и умения, если он научится критически оценивать любую информацию и принимать самостоятельные решения. Именно это ведет к его самоопределению и самореализации, что способствует его успешной социализации.

Урок русского языка в 11 классе

Тема: «Проблема текста».

Цель урока: научить выявлять проблему в тексте и формулировать ее.

 

Задачи урока:

образовательные:

- познакомить с понятием «проблема текста», с видами проблем;

- формировать умение выявлять и формулировать проблему текста;

- способствовать формированию читательской грамотности учащихся;

развивающие:

- развитие читательской грамотности с опорой на смысловое чтение;

- развитие логического мышления, речи;

- развитие творческих способностей;

воспитательная:

- воспитывать интерес и внимательное отношение к русскому языку и литературе;

- воспитывать социально адаптированную личность, способную критически оценивать информацию и адекватно на нее реагировать.

 

Тип урока:  развитие речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

1 этап. Организационный момент

 

Учитель:

- Приветствие и настройка на урок («Приемы педагогической техники»  Анатолия Гина):

Сначала мы вместе восхитимся вашими глубокими знаниями и проведем небольшой опрос ранее изученного;

Потом попробуем ответить на возникшие у вас вопросы по теме урока «Проблема текста»;

Затем потренируем мозги – поработаем с текстами;

И вытащим из тайников вашей памяти то ценное, что в них останется.

 

- Итак, чему мы научились, готовясь к написанию сочинения-рассуждения?

 

Ученики:

- изучили  структуру сочинения, узнали разные способы написания вступления к нему, учились создавать свое вступление.

 

Учитель:

- Как вы думаете, каков следующий этап? О чем будет сегодня наш урок?

 

Ученики:

- выявление и формулирование проблемы. Этому будем учиться.

 

Учитель:

- какие задачи поставим перед собой?

                Знать: что такое проблема, типы проблем.

                Уметь: выявлять и формулировать проблему текста

 

Введение в тему (работа в группах) (Приложение 1):

Группа 1: Прием аналитического чтения «Восстанови текст» (притча дня «Утопите сломанную лодку»: текст разрезан на части и перемешан)

Группа 2: Прием «Мозговой штурм» (О чем размышляет автор притчи? Над чем заставляет задуматься?)

Вывод: Человек склонен цепляться за старое до последнего, боясь перемен больше, чем привычных тягот и забот. А перемены, какими пугающими они бы ни казались, всегда приносят хорошее. Особенно, когда человек готов их принять. Автор заставляет нас задуматься над проблемой выбора в жизни человека, над проблемой определения жизненных ценностей.

 

- Это общие задачи, а теперь сформулируйте задачи для себя, исходя из личного опыта, умений и навыков.

Прием «Инсерт» (Приложение 2): 

 

«V»

«+»

«-»

«?»

информация, которая уже знакома

тезисы и мысли, которые являются новыми

противоречия той информации, которую уже знал ранее

моменты, которые непонятны и требуют дополнительных объяснений

 

 

 

 

 

Запись числа и темы.

 

2 этап. Проверка выполнения домашнего задания

 

Учитель: Вы определили для себя зону ближайшего развития. И начнем с проверки домашнего задания. Какой результат мы должны получить?

Ученики: должны показать, что правильно поняли теоретический материал: виды проблем и возможные проблемные вопросы. Например, философские выявляют общие особенности развития природы, общества, мышления: добро и зло и другие; социальные затрагивают устройства и жизни общества: взрослые и дети и другие.

 

Учитель: что является показателем хорошего усвоения учебного материала?

Ученики: убедительность, умение приводить примеры.

Учитель: что же такое проблема?

Ученики: это вопрос, требующий исследования, разрешения. Например, проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.

 

Проверка домашнего задания:

А) работа в парах: Виды проблем (1ученик); Варианты проблемных вопросов (2 ученик)

Итог: заполнить сводную таблицу (Приложение 3А)

Б) индивидуально: «Подбери соответствия» (Приложение 3Б)

В) Выступление представителей групп с целью повторения, дополнения и контроля.

 

3 этап. Изучение нового материала

 

Учитель: Итак, вы справились с материалом домашнего задания. Но посмотрите на 4 графу вашего Инсерта. Какие вопросы остались?

Ученики: Виды проблем  и проблемные вопросы знаем, а как найти проблему в тексте? Как сформулировать ее правильно? Как поставить проблемный вопрос? Это вызывает затруднения.

Учитель: Чтобы четко знать, как выявить проблему, нужен алгоритм поэтапных действий. Как вы думаете, что нужно сделать? (Ученики предлагают варианты последовательных действий. Учитель организует их анализ и корректировку.  Ученик записывает алгоритм на доске.)   (Приложение 4)

 (Алгоритм в распечатанном виде раздается ученикам.)

 

Учитель: Посмотрите еще раз внимательно, все ли этапы вам понятны? Что вызывает затруднения?

Ученики: Бывает, сложно сформулировать главную мысль. О чем текст? Бывает, что автор рассматривает несколько вопросов одновременно.

 

Выявление проблем в тексте

Учитель: Приглашаю вас в мини-лабораторию аналитического чтения по методу Робинсона. Используя памятку (Приложение 5) , поработайте с текстом притчи «Отец и сын» (Приложение 6)  и определите его главную мысль.

 

Лайфхак: Выделите в первом и последнем абзаце самые важные слова, составьте из них предложение. Это будет тема текста. Перефразируйте предложение в виде вопроса, получите проблему.

 

Итог: Всё зависит от того, с какой точки зрения смотреть на мир. Каждый сам для себя определяет ценности жизни, к которым стремится, мечтает, добивается.

 

Этап формулировки проблемы. Предупреждение ошибок.

Учитель: Проблему важно не только найти, но и  грамотно сформулировать. Есть разные способы формулировки:

1.                 проблема какая? (в виде повествовательного предложения),  сочетание слова «проблема» с существительным в определенном падеже: автора заинтересовала проблема чего? (существительное в родительном падеже): автор размышляет над чем? (проблемой воспитания); текст автора заставил меня задуматься о чем? (о проблеме дефицита милосердия);

2.                 формулировка в виде вопроса (кстати, проблема и есть вопрос, требующий решения): Какие ценности жизни можно назвать истинными? Что нужно человеку для счастья?

Чтобы быстро и правильно сформулировать проблему и записать её, мы воспользуемся речевыми клише, которые обеспечивают наиболее легкий, экономичный и точный путь передачи информации. Используя памятку «Клише формулировки проблемы текста» (Памятка 7), исправьте грамматические ошибки в предложенных вариантах (Памятка 8). (Редактирование предложений. Коллективная комментированная работа и проверка. Распечатанные карточки с предложениями раздаются ученикам).

 

Итог: Клише помогают точно и быстро сформулировать проблему, но при этом страдает самобытность высказывания, яркость, образность, индивидуальность речи. Использование клише допустимо на обучающем этапе, в дальнейшем лучше их избегать.

4 этап. Этап закрепления учебного материала

 

Учитель: Работа с текстом (аналитическое чтение по методу Робинсона)

Предлагаю потренировать мозги и поработать над формулированием проблемы текста с целью закрепления уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.  Прочитайте текст Л.Н. Толстого (Приложение 9)

 

– К кому обращается Л.Н.Толстой?

 

- О чем размышляет? (выделяем  главные слова первого и последнего абзаца, формулируем проблему)

(Для чего дается человеку жизнь? Как надо жить, чтобы она была благом и радостью, а не злом и горем? Зависит это от тех жизненных ценностей, которые каждый из нас определяет самыми важными для себя)

 

– Какую проблему ставит перед читателем писатель? Сложность выделения проблемы заключается ещё  в том, что автор в тексте затрагивает несколько проблем. Главное в этом случае – попытаться выделить основную проблему и работать именно с ней.  (проблема жизненных ценностей)

– Какие вопросы волнуют автора?

(Что такое истинные и ложные ценности жизни? Материальные или духовные ценности важнее для человека? Какие из них сделают человека счастливым?)

 

- Сформулируйте проблему письменно

- Л.Н. Толстой размышляет над проблемой выбора жизненных ценностей;

- Текст Л.Н. Толстого заставил меня задуматься над сложной проблемой обретения счастья;

- Автор размышляет над вопросом о том, когда жизнь человека будет благом и радостью, а не злом и горем.

- Л.Н.Толстой размышляет о причинах несчастной жизни людей.

 

Учитель: А сейчас обратимся к глубинам вашей памяти и проведем контроль и самоконтроль знаний с целью выявления качества  уровня знаний и способов действий.

Сформулируйте и запишите проблему текста «Притча о чашках и кофе» (Приложение 10).

Для затрудняющихся – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.

 

Учитель: Коррекция знаний и способов действий с  целью осознания учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознания качества и уровня усвоения

Предлагаю вам еще раз обратиться к таблице Инсерта, которую вы заполняли в начале урока. Перечитайте еще раз. Подумайте, хотели бы вы дополнить таблицу, изменить. Все ли понятно? Появились ли новые вопросы? Что вы хотели бы уточнить? Задайте вопросы.

 

Рефлексия деятельности:

Для итоговой рефлексии учащимся предлагаются ориентировочные вопросы в зависимости от той цели, которую они перед собой ставили. Подчеркните ваш вариант ответа или допишите собственный. Поделитесь своим мнением.

1.                 Оцените то, как вы справились с заданием: удовлетворительно; хорошо; отлично.

2.                 Выполнение задания по инструкции было для вас делом: легким; трудным; вызвало некоторые затруднения.

3.                 Достигли ли вы цели, которую ставили перед собой в начале урока: да, целиком; да, почти; нет, не достиг.

4.                 Оцените саму постановку цели. Поставленная цель оказалась: невыполнимой; слишком простой; не была конкретной, поэтому невозможно оценить ее достижение; реальной.

5.                 Как вы оценили свои силы при выборе задания: завысил; занизил; угадал свои силы.

6.                 Какие трудности возникли при выполнении задания: формулировки в инструкции были непонятны; нужна была более подробная инструкция; формулировки были слишком подробные; трудностей не возникло.

7.                 При выполнении задания по инструкции вы: получили новую информацию; получили полезную информацию; не узнали ничего нового.

8.                 Сегодня на уроке я впервые узнал про …

9.                 После урока мне захотелось более подробно узнать о …

5 этап. Задание на дом

Домашнее задание:

А) Прочитайте текст.

Сколько на российских просторах раскидано больших и маленьких селений! И у каждого из них есть свое лицо, своя история. Редко найдешь в печатных источниках или в памяти народной год рождения той или иной деревеньки. Иногда лишь летописная строка или старинная книжка донесет до нас из глубины веков имя основателя или интересное событие, которое произошло в этом селе. И мы часами размышляем о прошлой жизни, пытаемся найти в ней для себя что-то нужное нам сегодня. Что мы там ищем? Свою родословную? Истоки народного характера?
      Что бы мы ни искали, ясно одно: без памяти не прожить.                                                           (По И. Васильеву)

Задание:

 1.  Выделите основную проблему текста .
 2. Какие из предлагаемых формулировок проблемы текста наиболее соответствуют содержанию?
      1) Память человека.
      2) Историческая память, ее значение для человека и народа.
      3) Для чего нужна каждому человеку память?
      4) Что дает человеку память об историческом прошлом?
  3. Какие из предлагаемых формулировок проблем текста не соответствуют его содержанию? Какие формулировки отражают частные проблемы?
      1) Проблема утраты сведений об основании городов и сел.
      2) Проблема трудности жизни без памяти о прошлом.
      3) Проблема сохранения исторической памяти народа.
      4) Проблема утраты старинных книг.

Б) Прочитайте текст, проведите его содержательно-языковой анализ. Выполните задания.

      Что такое красота? Одинаково ли мы воспринимаем красивое? Можно ли оценить красоту? Меняются ли со временем представления о красоте?
      Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам и идеалам нашего времени. Идеалы и мода у каждой эпохи свои. Но есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается. Нас никогда не перестанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли... Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет...» Как раз обратное — удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту. (По Л. Мигдалу)

Задания

1. Выделите основную проблему.
2. Внимательно прочитайте предлагаемые комментарии по основной проблеме данного текста. Какая формулировка основной проблемы представляется вам наиболее верной?                                                                                                                 3. Какой из комментариев больше соответствует содержанию текста? Предложите свой вариант комментария.

Комментарии по основной проблеме текста
    1. В тексте Л. Мигдала поднимается проблема сохранения нетленной красоты исторических и архитектурных памятников прошлого. Автор говорит, что есть «непреходящая» красота, «к которой человечество обязательно возвращается». Такую красоту одинаково оценивают очень многие.
      2. Довольно часто приходится слышать: «У каждого человека собственное представление о красоте». У каждого ли? Л. Мигдал подверг критике эту распространенную точку зрения. Идею о нетленности подлинной красоты автор предложил читателям ненавязчиво. Чтобы проиллюстрировать свое мнение, Л. Мигдал привел конкретные примеры, известные всем образованным людям: Парфенон, церковь Покрова на Нерли. Впрочем, автор готов и к спору, поэтому для текста характерна полемическая заостренность.
      3. В искомом тексте раскрывается проблема понимания красоты. Данная проблема является вечной и актуальной во все периоды развития человечества. Мы знаем, что представления о красоте меняются с течением времени. У каждого народа, у каждой эпохи существуют свои идеалы красоты. Л. Мигдал показывает всю сложность понятия красоты и подчеркивает, что, помимо красоты преходящей, существует «красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается». Такая красота одинаково оценивается всеми людьми, и поэтому автор даже спорит с народной мудростью, заключенной в пословице: «На вкус и цвет товарищей нет».
 

В) прочитать упр. 180 учебника А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык 10-11 классы»  М.. «Просвещение» 2014г.; определить и сформулировать проблему текста.  

Г)  Опережающее задание: Определить проблему текста варианта 29 ЕГЭ и подобрать к ней аргументы и примеры из литературы или жизненного опыта. Прием «Фишбоун» (приложение 12)

Учитель: Подведение итогов урока с целью качественной оценки работы на уроке.

- Как вы считаете, какое значение имеет тема урока для вас?

- Как вы думаете, только ли для подготовки к ЕГЭ она важна?

Ученики: Для нас, выпускников, умение понять текст и сформулировать его проблему имеет большое значение не только в качестве подготовки к ГИА. Оно нужно и в повседневной жизни, чтобы адекватно общаться с окружающими людьми, не вступать в конфликты из-за непонимания друг друга. Мы тогда легче формулируем собственные и понимаем чужие проблемы. Это важное качество социально адаптированной личности, чтобы быть востребованной и успешной.

 

 

 

 

Распространение опыта автора

Читательская грамотность является важной частью функциональной грамотности обучающихся. Не только на уроках русского языка и литературы ученики работают с текстами разного типа и стиля, но и на уроках истории и географии, физики и химии, биологии и математики и даже во внеурочной деятельности.

Разработка урока развития речи в 11 классе «Проблема текста» позволяет организовать и провести подобную работу на любом уроке любого предмета. Понять предложенную информацию, осмыслить и критически оценить ее – необходимые умения для любого человека и в любой жизненной ситуации. Воспользоваться рекомендациями данного опыта могут учителя любого уровня образования из-за их актуальности на любом этапе обучения.

Работа по формированию читательской грамотности ведется в три этапа: до прочтения текста; во время работы с текстом; после прочтения. Используются различные приемы и методы с учетом возраста и подготовки ученика.

Систематическая работа по формированию читательской грамотности обучающихся привела к тому, что ученики успешно справляются с конкурсными творческими и экзаменационными работами:

ученик

работа

уровень

результат

1

Полина М.

Проект «Фамилии

моих одноклассников»

Школьный этап

2 место 2021г.

2

Руслан И.

Конкурс сочинений «Война

в истории моего поселка

и моей семьи»

Муниципальный этап

1 место

2021г.

3

Руслан И.

Олимпиада по русскому языку

Муниципальный этап

1 место

2021г.

4

Олеся Г.

ЕГЭ русский язык

2019г.

80 баллов

5

Дмитрий Л.

ЕГЭ русский язык

2020г.

70 баллов

6

Руслан И.

ЕГЭ русский язык

2021г.

72 балла

 

Форма распространения опыта работы может быть представлена в виде доклада или мастер-класса.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1) ЕГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов / под ред. И. П. Цыбулько - Москва: издательство "Национальное образование"; 2021 г. (Серия "ОГЭ. ФИПИ - школе").

2)«Приемы педагогической техники» Анатолий Гин Пособие для учителя 6-е издание Москва «Вита-Пресс» 2005 год

3)ДППО. Курсы повышения квалификации по формированию функциональной грамотности учащихся. 2020 год

4)«Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся» Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. СПб.  «КАРО» 2019 год

5)«Русский язык. Рабочие программы»  А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова, Н. А. Николина/ 10-11 классы/ Москва «Просвещение» 2013 год

6)«ФГОС. Русский язык. Рабочие программы»  Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других/ 5-9 классы/ Пособие для учителей общеобразовательных учреждений 12 издание/ Москва «Просвещение» 2011 год

7)«ФГОС. Литература. Рабочие программы»  Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной/ 5-9 классы/ Пособие для учителей общеобразовательных учреждений 2 издание/ Москва «Просвещение» 2014 год

8)Программы курса "Литература". 10-11 классы. Базовый уровень/ авт.-сост. С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. - М.: "Русское слово-учебник", 2018.(ФГОС. Инновационная школа)

9)Ресурсы Интернета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Притча «Утопите сломанную лодку»

На берегу реки жили рыбак и его семья. Были времена, когда его дела шли хорошо, но теперь река давала всё меньше рыбы, снасти стали совсем ветхими. Новую лодку рыбаку купить было не на что, поэтому ему приходилось почти ежедневно чинить и латать старую лодку.

Однажды в тех местах шёл старец и попросился к рыбаку на ночлег. Приняли его гостеприимно, накормили ужином, хотя еда была скудной, отвели самое удобное место для ночлега. Утром, собравшись в путь, старец поинтересовался, чем он может отблагодарить хозяев за приют и пищу.

Видя, что путник тоже беден, рыбак горько сказал: — Вижу, что ты — человек мудрый и многое повидал в жизни. Дай же мне совет: как преодолеть нищету! Этого будет довольно.

— Хорошо, – кивнул головой старец, — чтобы победить нищету, утопи свою лодку… Сказав эти слова, он повернулся и ушёл прочь.

Рыбак не понял такого совета, лишь пожал плечами: «Старец, видно, не в своём уме. Как же я могу утопить лодку? Нам и так не хватает на пропитание, а без неё мы по миру пойдём». Не прислушался рыбак к совету, жил, как и раньше, терпел нужду.

И вот, в страшную бурю, его утлая лодчонка разбилась, а сам рыбак чудом уцелел. Посидели, поплакали, но делать нечего: собрали всей семьей убогие пожитки, снялись с насиженного места — искать лучшей доли.
Шли вдоль реки, и вот привела она их в большой рыбацкий поселок. А там и лодки, и шхуны — какие хочешь!

Возрадовалось сердце рыбака, когда он увидел такое изобилие. Но купить лодку ему было не на что. Сидел рыбак на берегу, рассматривал чужие лодки и грустил. И вот он приметил: та лодка требует ремонта, и вон ту не мешало бы обновить, а эта нуждается в срочной починке…
И начал рыбак лодки ремонтировать, он умел это делать превосходно. Ему немало пришлось в прошлом провозиться со своей, поэтому стал он прекрасным мастером. Работу его оценили по заслугам и скоро в поселке о нём пошла слава: есть такой мастер, лодки чинит - лучше новых становятся.

Стали идти к нему люди с просьбами даже издалека. Прошло немного времени, он купил новый дом с красивым садом. И деньги появились, про голод в семье давно забыли. Только тогда рыбак вспомнил того старца и его совет утопить лодку и понял, какими мудрыми оказались его слова.

Приложение 2.

Прием «Инсерт»

 

«V»

«+»

«-»

«?»

информация, которая уже знакома

тезисы и мысли, которые являются новыми

противоречия той информации, которую уже знал ранее

моменты, которые непонятны и требуют дополнительных объяснений

 

 

 

 

 

Примерный вариант заполнения:

«V»

«+»

«-»

«?»

информация, которая уже знакома

тезисы и мысли, которые являются новыми

противоречия той информации, которую уже знал ранее

моменты, которые непонятны и требуют дополнительных объяснений

Я знаю, что такое проблема текста и представляю, как ее формулировать. Но я не уверен в своем умении и мне нужны подробные инструкции при выполнении заданий урока.

Я хотел бы научиться способам выявления проблемы.

 

У меня не всегда получается выразить свою мысль письменно, поэтому мне хотелось бы пользоваться речевыми клише.

Я считаю, что достаточно хорошо владею приемами формулирования проблемы, но мне не хватает практики. Поэтому хотелось бы поработать с большим количеством текстов.

 

Приложение 3.

А)

 

Проблемый вопрос

Вид проблемы

В чём смысл человеческой жизни?

Философская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б)

 

Проблемный вопрос

 

Вид проблемы

1

В чём опасность политики национализма?

А.

Философская

2

Можно ли избежать социальной несправедливости?

Б.

Политическая

3

В чём смысл человеческой жизни?

В.

Экологическая

4

Нужно ли заботиться об окружающих людях?

Г.

Нравственная

5

Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы?

Д.

Социальная

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 


Приложение 4.

Алгоритм поэтапных действий по выявлению проблемы и ее формулировке:

 

А) Автор сам заявляет проблемный вопрос. Например: Почему милосердия так мало в нашей жизни?

 

Б) Автор сам не заявляет проблемный вопрос.  Если проблема открыто не заявлена, то

1.                 прочитать текст и определить главную мысль текста.

2.                 записать ее в виде  предложения.

3.                 определить, на какой вопрос отвечает это предложение.

4.                 записать этот вопрос, который и является проблемой текста

 

Приложение 5.

Памятка:

Аналитическое чтение текста по методу Робинсона: обзор – просмотр – вопрос – чтение – повторение - вывод.  

Обзор (просмотр) – выделение частей текста, чтобы получить общее представление о содержании. Просмотр – чтение первого и последнего абзацев, чтобы получить общее представление о содержании. Вопрос – постановка к тексту вопросов: Что мне известно по данной теме? Какие основные темы, вопросы или идеи вынесены в заголовок? Что мне предстоит узнать? Чтение – чтение текста с целью нахождение ответов на поставленные вопросы. Повторение – повторное чтение текста. Резюме – вывод из данного текста.

 Приложение 6.

Притча «Отец и сын»

Однажды отец богатой семьи решил взять своего маленького сына в деревню, на ферму, чтобы показать сыну насколько бедными могут быть люди.
Они провели день и ночь на ферме у очень бедной семьи. Когда они вернулись домой, отец спросил своего сына:
— Как тебе понравилось путешествие?
— Это было замечательно, папа!
— Ты увидел, насколько бедными могут быть люди? — спросил отец.
— Да.
— И чему ты научился из этого?
Сын ответил:
— Я увидел, что у нас есть собака в доме, а у них четыре пса. У нас есть бассейн посреди сада, а у них — бухта, которой не видно края.
Мы освещаем свой сад лампами, а им светят звёзды.
У нас патио на заднем дворе, а у них — целый горизонт.
Отец лишился дара речи после этого ответа сына. А сын добавил:
— Спасибо, папа, что показал мне, насколько богаты эти люди.
Не правда ли, что всё это зависит от того с какой точки зрения смотреть на мир?

Приложение 7.

Памятка – клише:

- Автор размышляет над проблемой (чего?)...

- Автор текста затрагивает проблему (чего?)...

- В  центре внимания автора проблема (какая? чего?))...

- В тексте (ФИО автора в род. п.) поднимается проблема (чего?)...

- Предложенный для анализа текст (ФИО автора в род. п.) посвящён проблеме (какой? чего?)...

- Текст (ФИО автора в род. п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой (чего?)...

- (ФИО автора в им. п.) предлагает своим читателям заду­маться над проблемой (какой? чего?)...

 - Как (зачем, почему и т.д.)..? Именно эта проблема привлекла внимание (ФИО автора в им. П.).

 

 

Приложение 8.

Редактирование предложений.

1. Автор текста размышляет над про­блемой о национальных конфликтах.    

2. Кому выгодно разжигание националь­ных розней? Над этой проблемой рас­суждает Ю. Лотман.    

3.Ю. Лотман ставит читателю про­блему национальных конфликтов.  

4.Автор поднимает проблему о преодолении лишений.

5.Как преодолеть подстерегающие лишения человека?

6. Как получить искусство сносить лишения?

7.Прочитав текст, я вижу проблему человечности.

8.Одна из проблем автора, на мой взгляд, о том, что многие дети не читают.

9.Ознакомясь с текстом, я поняла его проблему…

 

Приложение 9.

Текст Л. Н. Толстого из варианта 35 ЕГЭ из Пособия под редакцией И.П. Цыбулько 2021 года.

(1) Мне хотелось бы на прощание (в мои годы всякое свидание с людьми есть прощание) вкратце сказать вам, как, по моему понятию, надо жить людям для того, чтобы жизнь наша не была злом и горем, какою она теперь кажется большинству людей, а была бы тем благом и радостью, какою она и должна быть.

·         (2) Всё дело в том, как понимает человек свою жизнь. (З)Если понимать свою жизнь так, что она дана мне, Ивану, Петру, Марье, чтобы добыть как можно больше всяких радостей, удовольствий, счастья этому «я», Ивану, Петру, Марье, то жизнь всегда и для всех будет несчастна и озлобленна.

(4)Несчастная и озлобленная жизнь будет потому, что всего, чего хочется для себя одному человеку, хочется и всякому другому. (5)А так как каждому хочется всякого добра как можно больше для себя и добро это одно и то же для всех людей, то добра этого для всех всегда недостаёт. (6)И если люди живут каждый для себя — не миновать им отнимать друг у друга, бороться, злиться друг на друга, и от этого жизнь их не бывает счастливою. (7)Если временами люди и добудут себе того, чего им хочется, то им всегда мало, и они стараются добыть всё больше и больше и, кроме того, ещё и боятся, что у них отнимут то, что они добыли, и завидуют тем, которые добыли то, чего у них нет.

(8)Так что если люди понимают свою жизнь каждый в своём теле, то жизнь таких людей не может не быть несчастною. (9)Такая она и есть теперь для всех таких людей.

·         (10)А такою, то есть несчастною, жизнь не должна быть. (И)Жизнь дана нам на благо, и так мы все и понимаем жизнь. (12)Для того же, чтобы жизнь была такою, людям надо понимать, что жизнь наша настоящая никак не в нашем теле, а в том духе, который живёт в нашем теле, и что благо наше не в том, чтобы угождать и делать то, чего хочет тело, а в том, чтобы делать то, чего хочет этот дух один и тот же, живущий в нас так же, как и во всех людях. (13)Хочет же этот дух блага себе, духу.

·         (14) А так как дух этот во всех людях один и тот же, то и хочет он блага всем людям.

·         (15) Желать же блага всем людям значит любить людей. (16)Любить же людей никто и ничто помешать не может; а чем больше человек любит, тем жизнь его становится свободнее и радостнее.

(17)Так что выходит, что угодить телу человек, сколько бы он ни старался, никогда не в силах, потому что то, что нужно телу, не всегда можно добыть, а если добывать, то надо бороться с другими. (18)Угодить же душе человек всегда может, потому что душе нужна только любовь, а для любви не нужно ни с кем бороться; не только не нужно бороться с другими людьми, а напротив, чем больше любишь, тем больше с ними сближаешься. (19)Так что любви ничто помешать не может, и всякий человек чем больше любит, тем всё больше и больше не только сам делается счастливым и радостным, но и делает счастливыми и радостными других людей.

·         (20) Так вот это-то, милые братья, мне хотелось сказать вам на прощание, сказать то, чему учили вас все мудрецы мира: что жизнь наша бывает несчастна от нас самих, что та сила, которая послала нас в жизнь и которую мы называем Богом, послала нас не затем, чтобы мы мучились, а затем, чтобы имели то самое благо, какого мы все желаем, и что не получаем мы это предназначенное нам благо только тогда, когда понимаем жизнь не так, как должно, и делаем не то, что должно.

·         (21) А то мы жалуемся на жизнь, что жизнь наша плохо устроена, а не думаем того, что не жизнь наша плохо устроена, а что делаем мы не то, что нужно.

·         (22)А это всё равно, как если бы пьяница стал жаловаться на то, что спился он оттого, что много завелось трактиров и кабаков, тогда как завелось много трактиров и кабаков только оттого, что много развелось таких же, как он, пьяниц.

·         (23)Жизнь дана людям на благо, только бы они пользовались ею, как должно ею пользоваться. (24)Только бы жили люди не ненавистью друг к другу, а любовью, и жизнь была бы неперестающим благом для всех.

(По Л. Н. Толстому*)

* Лев Николаевич Толстой(1828-1910) — писатель, классик русской литературы.

 

Приложение 10.

  Притча о чашках и кофе

Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашёл о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.

Предложив своим гостям кофе, профессор пошёл на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие.

Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:
— Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешёвые остались. И хотя это нормально для вас — хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьём. В действительности, всё, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась.

А теперь подумайте: жизнь — это кофе, а работа, деньги, положение, общество — это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.

Наиболее счастливые люди — это не те, которые имеют всё лучшее, но те, которые извлекают всё лучшее из того, что имеют.

Выбери правильный вариант:

1)Проблема интеллигентности человека

2)Проблема отношения к дому, к домашним делам

3)Проблема счастья

4)Проблема отношений между людьми

 

Приложение 11.

Рефлексия деятельности:

Для итоговой рефлексии подчеркните ваш вариант ответа или допишите собственный. Поделитесь своим мнением.

1.     Оцените то, как вы справились с заданием: удовлетворительно; хорошо; отлично.

2.     Выполнение задания по инструкции было для вас делом: легким; трудным; вызвало некоторые затруднения.

3.     Достигли ли вы цели, которую ставили перед собой в начале урока: да, целиком; да, почти; нет, не достиг.

4.     Оцените саму постановку цели. Поставленная цель оказалась: невыполнимой; слишком простой; не была конкретной, поэтому невозможно оценить ее достижение; реальной.

5.     Как вы оценили свои силы при выборе задания: завысил; занизил; угадал свои силы.

6.     Какие трудности возникли при выполнении задания: формулировки в инструкции были непонятны; нужна была более подробная инструкция; формулировки были слишком подробные; трудностей не возникло.

7.     При выполнении задания по инструкции вы: получили новую информацию; получили полезную информацию; не узнали ничего нового.

8.     Сегодня на уроке я впервые узнал про …

9.     После урока мне захотелось более подробно узнать о …

Приложение 12.

Прием «Фишбоун»

Опережающее задание: определить проблему текста варианта 29 ЕГЭ; подобрать к ней аргументы и примеры из литературы или жизненного опыта.


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Крутоярская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Крутоярская средняя общеобразовательная школа»

Аннотация Функциональная грамотность – это уровень знаний, умений и навыков, который обеспечивает нормальное функционирование личности в системе социальных отношений

Аннотация Функциональная грамотность – это уровень знаний, умений и навыков, который обеспечивает нормальное функционирование личности в системе социальных отношений

Пояснительная записка Формирование функциональной грамотности обучающихся средствами учебных предметов не только русского языка и литературы, но и других является важнейшим условием успешной социализации обучающихся

Пояснительная записка Формирование функциональной грамотности обучающихся средствами учебных предметов не только русского языка и литературы, но и других является важнейшим условием успешной социализации обучающихся

На первом этапе – работа с текстом до чтения

На первом этапе – работа с текстом до чтения

Особенно это касается той информации, которая противоречит предыдущему жизненному опыту

Особенно это касается той информации, которая противоречит предыдущему жизненному опыту

На этапе предупреждения грамматических ошибок возможно использование карточек с готовыми клише формулировки проблемы текста и памятками

На этапе предупреждения грамматических ошибок возможно использование карточек с готовыми клише формулировки проблемы текста и памятками

Урок русского языка в 11 классе

Урок русского языка в 11 классе

Ход урока 1 этап. Организационный момент

Ход урока 1 этап. Организационный момент

V» «+» «-» «?» информация, которая уже знакома тезисы и мысли, которые являются новыми противоречия той информации, которую уже знал ранее моменты, которые непонятны и…

V» «+» «-» «?» информация, которая уже знакома тезисы и мысли, которые являются новыми противоречия той информации, которую уже знал ранее моменты, которые непонятны и…

Учитель организует их анализ и корректировку

Учитель организует их анализ и корректировку

Этап закрепления учебного материала

Этап закрепления учебного материала

Все ли понятно? Появились ли новые вопросы?

Все ли понятно? Появились ли новые вопросы?

Выделите основную проблему текста

Выделите основную проблему текста

Идею о нетленности подлинной красоты автор предложил читателям ненавязчиво

Идею о нетленности подлинной красоты автор предложил читателям ненавязчиво

Распространение опыта автора

Распространение опыта автора

Список использованной литературы 1)

Список использованной литературы 1)

Приложение 1. Притча «Утопите сломанную лодку»

Приложение 1. Притча «Утопите сломанную лодку»

Приложение 2. Прием «Инсерт» «V» «+» «-» «?» информация, которая уже знакома тезисы и мысли, которые являются новыми противоречия той информации, которую уже знал ранее…

Приложение 2. Прием «Инсерт» «V» «+» «-» «?» информация, которая уже знакома тезисы и мысли, которые являются новыми противоречия той информации, которую уже знал ранее…

Можно ли избежать социальной несправедливости?

Можно ли избежать социальной несправедливости?

Как тебе понравилось путешествие? —

Как тебе понравилось путешествие? —

Приложение 9. Текст Л. Н. Толстого из варианта 35

Приложение 9. Текст Л. Н. Толстого из варианта 35

Так вот это-то, милые братья, мне хотелось сказать вам на прощание, сказать то, чему учили вас все мудрецы мира: что жизнь наша бывает несчастна от…

Так вот это-то, милые братья, мне хотелось сказать вам на прощание, сказать то, чему учили вас все мудрецы мира: что жизнь наша бывает несчастна от…

Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась

Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась

Приложение 12. Прием «Фишбоун»

Приложение 12. Прием «Фишбоун»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.12.2023