Практика показывает, что у большинства детей, которые приходят в школу, слабо сформировано умение учиться, у некоторых совсем отсутствует интерес к учению, и таких детей становится все больше.
Поэтому формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте без преувеличения можно назвать главным делом учителя начальных классов.
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу умения и желания учиться.
Тема: «Формирование положительной мотивации учения
младших школьников»
В ходе учебного процесса каждый педагог сталкивается с проблемой
неодинакового усвоения разными учениками одного и того же материала.
Одна из причин этого – различный уровень сформированности учебной
мотивации, т.к. Мотивация учебной деятельности – важнейший элемент
успешности ученика.
Практика показывает, что у большинства детей, которые приходят в
школу, слабо сформировано умение учиться, у некоторых совсем отсутствует
интерес к учению, и таких детей становится все больше.
Поэтому формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте без
преувеличения можно назвать главным делом учителя начальных классов.
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу
умения и желания учиться.
За время своей педагогической деятельности у меня сложилась определенная
система, направленная на формирование у младших школьников мотивации к
учебной деятельности, которую я оформила в структурнологическую модель.
1. Диагностический этап.
Педагогическая диагностика по определению уровня учебной
мотивации (помощь психолога).
2. Моделирующий этап.
а) изучение материалов по диагностике;
б) разработка системы приемов и заданий, направленных на
формирование учебной мотивации.
в) теоретическая подготовка (знакомство с опытом учителей города,
области, страны). Здесь помогают интернетресурсы (педагогические
статьи) («Инфоурок», «Педагогическая копилка»)3. Деятельный этап.
Апробация на уроках, во внеклассной и внеурочной деятельности
приемов формирования положительной мотивации к учению.
4. Рефлексивный этап.
Определение изменения уровня учебной мотивации.
Развитие учебной мотивации – это процесс длительный, кропотливый и
целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности в начальной
школе формируется через проведение уроковигр, уроковпутешествий,
уроковвикторин, уроковисследований, уроков защиты творческих заданий
(минипроекты) по ФГОС с 1 классом после каждой темы.
Например:
Математика – защита проектов «Числа от 0 до 10».
Окружающий мир – «Природа вокруг нас», «Красная книга России», проект
«Красная книга растений Курской области», «Мой город».
Русский язык. Тема: «Однокоренные слова». Проект «Семья слов»
(нарисовать дерево, взять любое слово, и от него образовать однокоренные
слова в виде ветвей на этом дереве). У когото было 3 ветки, а у когото
доходило до 1015 ветвей.
Литературное чтение.
И.А.Крылов. («Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое») Доказывали
правдивость высказывания Крылова.
А.С.Пушкин. (проект «Что я узнал из жизни Пушкина») (выставка книг,
выставка рисунков по произведениям, обзор важных этапов в биографии).
Л.Н.Толстой
Ежедневно, с 1 класса на уроке литературного чтения я провожу
«Минуту поэзии» (дети готовятся самостоятельно, чтение понравившихся
стихотворений, даже небольшие стихотворения собственного сочинения).На уроках литературного чтения практически нет произведений о ВОВ.
События уходят вглубь, но хочется, чтобы дети помнили о тех, кто подарил
нам счастье родиться и жить на этой земле. Сначала 3 четверти ежедневно до
9 мая наша «Минута поэзии» посвящена теме ВОВ «Вспомним всех
поименно». Иногда она затягивается от запланированного времени и может
продолжаться 2025 минут.
Также формированию учебной мотивации к обучению являются
занимательные задания, загадки, ребусы, кроссворды, которые сначала
предлагаю я, а уже к концу 1 класса дети пробуют составлять сами. Но а во
2,3,4 классе эти творческие задания усложняются и детям, конечно, интересно
наблюдать за своими успехами. Они с удовольствием составляют памятки,
алгоритмы, кроссворды, ребусы, сочинение загадок, рассказов, сказок. Если
ребенок видит свой успех, пусть даже самый маленький, тогда учебная
мотивация сохраняется и развивается. Я подчеркиваю даже самый небольшой
успех, продвижение вперед. Создание ситуации успеха – один из
эффективных способов формирования и сохранения мотивации.
Создание ситуации успеха
Преодоление страха
Скрытая инструкция (подсказка)
Авансирование
Усиление мотивации
Высокая оценка детали
«Ничего страшного…
Бывает, что люди боятся»
Ты же помнишь, что…
В следующий раз у тебя получится
лучше…
Нам это нужно для…
«Вот эта часть у тебя замечательна»
«Стихотворение нужно еще подучить,
завтра расскажешь, но иллюстрация к
нему великолепная»
За время своей педагогической деятельности заметила, что больший
интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает решить
жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно связываю с
практическими потребностями ученика, т.е. введение в теорию осуществляючерез практическую задачу, полезность которой очевидна. Найти площадь
класса, средний возраст членов семьи, написать пожелание своему другу,
сделать фоторепортаж.
Также считаю, что правильная организация контрольнооценочной
деятельности способствует развитию у детей объективного взгляда на
собственную деятельность, воспитывает самостоятельность и формирует
важнейшие компоненты учебной деятельности, как самоконтроль и
самооценка.
В первом классе не положено оценивать детей отметками. Я нарушаю
эту систему, потому что мне необходимо формировать мотивацию к учению.
За активную работу на уроке приклеиваю наклейки в дневник – это на
начальном этапе обучения, а позже эта же наклейка дается за другую работу
(правильно поставленную цель на уроке, составление задачи, за интересное
предложение и т.д.)
В своей работе много внимания уделяю оцениванию деятельности
ученика, максимально стимулируя его. Отметки, как правило, недостаточно
оперативны, чтобы дать адекватное представление о результатах. Мотивация
возрастает, если обучающиеся будут получать еще и развернутые текстовые
оценки. «Твои мысли прекрасны, теперь приведи примеры, чтобы знать, как их
осуществить». Такая фраза может побудить учащегося к реализации его
душевного порыва. Нужно верить в силы своего ученика, поощрять его к
действию: «Ты блестяще использовал примеры, сейчас надо сделать
обобщение на их основе». Это воодушевит ученика на переход от частного к
общему. Каждая из ситуаций содержит в себе больше мотивированного
потенциала, чем отметки «5» и «4».
Для развития способности детей сравнивать свой ответ с ответом
других детей использую приемы выбора условного сигнала (например,
смайлики), методику неоконченного предложения:
Я узнал…Мне запомнилось…
У меня получилось…
Мое настроение…
Я хочу поблагодарить…
Такой вид рефлексии играет большую роль в формировании
положительной мотивации к учению.
Формируя мотивацию, создаю эмоциональный климат в классе,
положительное отношение друг к другу, не культивирую страх, не захваливаю.
Учу детей чувствовать, сопереживать, сочувствовать, понимать друг друга.