Обобщение опыта на тему "Формирование положительной мотивации младших школьников."

  • Семинары
  • docx
  • 11.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Практика показывает, что у большинства детей, которые приходят в школу, слабо сформировано умение учиться, у некоторых совсем отсутствует интерес к учению, и таких детей становится все больше. Поэтому формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте без преувеличения можно назвать главным делом учителя начальных классов. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу умения и желания учиться.
Иконка файла материала Формирование положительной мотивации младших школьников..docx
Тема: «Формирование положительной мотивации учения младших школьников» В ходе учебного процесса каждый педагог сталкивается с проблемой неодинакового   усвоения   разными   учениками   одного   и   того   же   материала. Одна   из   причин   этого   –   различный   уровень   сформированности   учебной мотивации,   т.к.   Мотивация   учебной   деятельности   –   важнейший   элемент успешности ученика. Практика показывает, что у большинства детей, которые приходят в школу, слабо сформировано умение учиться, у некоторых совсем отсутствует интерес к учению, и таких детей становится все больше. Поэтому формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте без преувеличения можно назвать главным делом учителя начальных классов. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу умения и желания учиться. За время своей педагогической деятельности у меня сложилась определенная система, направленная на формирование у младших школьников мотивации к учебной деятельности, которую я оформила в структурно­логическую модель. 1.       Диагностический этап. Педагогическая   диагностика   по   определению   уровня   учебной мотивации (помощь психолога). 2.       Моделирующий этап. а) изучение материалов по диагностике; б)   разработка   системы   приемов   и   заданий,   направленных   на формирование учебной мотивации. в) теоретическая подготовка (знакомство  с опытом учителей города, области,   страны).   Здесь   помогают   интернет­ресурсы   (педагогические статьи) («Инфоурок», «Педагогическая копилка»)3.       Деятельный этап. Апробация   на   уроках,   во   внеклассной   и   внеурочной   деятельности приемов формирования положительной мотивации к учению. 4.       Рефлексивный этап. Определение изменения уровня учебной мотивации. Развитие учебной мотивации – это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности в начальной школе   формируется   через   проведение   уроков­игр,   уроков­путешествий, уроков­викторин,  уроков­исследований,  уроков  защиты творческих заданий (мини­проекты) по ФГОС с 1 классом после каждой темы. Например:  Математика – защита проектов «Числа от 0 до 10». Окружающий мир – «Природа вокруг нас», «Красная книга России», проект «Красная книга растений Курской области», «Мой город». Русский   язык.  Тема:   «Однокоренные   слова».   Проект   «Семья   слов» (нарисовать дерево, взять любое слово, и от него образовать однокоренные слова в виде ветвей на этом дереве). У кого­то было 3 ветки, а у кого­то доходило до 10­15 ветвей. Литературное чтение. И.А.Крылов. («Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое») Доказывали правдивость высказывания Крылова. А.С.Пушкин.   (проект   «Что   я   узнал   из   жизни   Пушкина»)   (выставка   книг, выставка рисунков по произведениям, обзор важных этапов в биографии). Л.Н.Толстой Ежедневно,   с   1   класса   на   уроке   литературного   чтения   я   провожу «Минуту   поэзии»   (дети   готовятся   самостоятельно,   чтение   понравившихся стихотворений, даже небольшие стихотворения собственного сочинения).На   уроках   литературного   чтения   практически   нет   произведений   о   ВОВ. События уходят вглубь, но хочется, чтобы дети помнили о тех, кто подарил нам счастье родиться и жить на этой земле. Сначала 3 четверти ежедневно до 9   мая   наша   «Минута   поэзии»   посвящена   теме   ВОВ   «Вспомним   всех поименно». Иногда она затягивается от запланированного времени и может продолжаться 20­25 минут. Также   формированию   учебной   мотивации   к   обучению   являются занимательные   задания,   загадки,   ребусы,   кроссворды,   которые   сначала предлагаю я, а уже к концу 1 класса дети пробуют составлять сами. Но а во 2,3,4 классе эти творческие задания усложняются и детям, конечно, интересно наблюдать за своими успехами. Они с удовольствием составляют памятки, алгоритмы, кроссворды, ребусы, сочинение загадок, рассказов, сказок. Если ребенок   видит   свой   успех,   пусть   даже   самый   маленький,   тогда   учебная мотивация сохраняется и развивается. Я подчеркиваю даже самый небольшой успех,   продвижение   вперед.   Создание   ситуации   успеха   –   один   из эффективных способов формирования и сохранения мотивации. Создание ситуации успеха Преодоление страха Скрытая инструкция (подсказка) Авансирование Усиление мотивации Высокая оценка детали «Ничего страшного… Бывает, что люди боятся» Ты же помнишь, что… В следующий раз у тебя получится  лучше… Нам это нужно для… «Вот эта часть у тебя замечательна» «Стихотворение нужно еще подучить, завтра расскажешь, но иллюстрация к  нему великолепная» За   время   своей   педагогической   деятельности   заметила,   что   больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает решить жизненные   проблемы.   Поэтому   обучение   обязательно   связываю   с практическими потребностями ученика, т.е. введение в теорию осуществляючерез   практическую   задачу,   полезность   которой   очевидна.   Найти   площадь класса,   средний   возраст   членов   семьи,   написать   пожелание   своему   другу, сделать фоторепортаж. Также   считаю,   что   правильная   организация   контрольно­оценочной деятельности   способствует   развитию   у   детей   объективного   взгляда   на собственную   деятельность,   воспитывает   самостоятельность   и   формирует важнейшие   компоненты   учебной   деятельности,   как   самоконтроль   и самооценка. В первом классе не положено оценивать детей отметками. Я нарушаю эту систему, потому что мне необходимо формировать мотивацию к учению. За   активную   работу   на   уроке   приклеиваю   наклейки   в   дневник   –   это   на начальном этапе обучения, а позже эта же наклейка дается за другую работу (правильно поставленную цель на уроке, составление задачи, за интересное предложение и т.д.) В   своей   работе   много   внимания   уделяю   оцениванию   деятельности ученика, максимально стимулируя его. Отметки, как правило, недостаточно оперативны, чтобы дать адекватное представление о результатах. Мотивация возрастает, если обучающиеся будут получать еще и развернутые текстовые оценки. «Твои мысли прекрасны, теперь приведи примеры, чтобы знать, как их осуществить».   Такая   фраза   может   побудить   учащегося   к   реализации   его душевного   порыва.   Нужно   верить   в   силы   своего   ученика,   поощрять   его   к действию:   «Ты   блестяще   использовал   примеры,   сейчас   надо   сделать обобщение на их основе». Это воодушевит ученика на переход от частного к общему.   Каждая   из   ситуаций   содержит   в   себе   больше   мотивированного потенциала, чем отметки «5» и «4». Для   развития   способности   детей   сравнивать   свой   ответ   с   ответом других   детей   использую   приемы   выбора   условного   сигнала   (например, смайлики), методику неоконченного предложения: Я узнал…Мне запомнилось… У меня получилось… Мое настроение… Я хочу поблагодарить… Такой   вид   рефлексии   играет   большую   роль   в   формировании положительной мотивации к учению. Формируя   мотивацию,   создаю   эмоциональный   климат   в   классе, положительное отношение друг к другу, не культивирую страх, не захваливаю. Учу детей чувствовать, сопереживать, сочувствовать, понимать друг друга.