Обобщение опыта «Организация самостоятельной работы на различных этапах урока»
Оценка 4.9

Обобщение опыта «Организация самостоятельной работы на различных этапах урока»

Оценка 4.9
Лекции
docx
администрации +1
Взрослым
06.01.2019
Обобщение опыта  «Организация самостоятельной работы  на различных    этапах урока»
Самостоятельная работа – единственное средство добывать знания. Для развивающего урока условие-организация самостоятельной работы разноуровневого характера. Опыт работы доказывает, что самостоятельные работы разноуровневого характера облегчают организацию занятий в классе, создаёт атмосферу доброжелательности, атмосферу успеха. Целями повышения уровня познавательной активности учащихся и ускорения процесса усвоения знаний, умений и навыков должна быть хорошо организованная самостоятельная работа
Выступление на МО школы.docx
МОО «Общеобразовательная школа  №8 города Енакиево» Выступление и презентация опыта работы на заседании школьного МО учителей начальных классов по теме           «Организация  самостоятельной работы  на различных    этапах урока»                                                                                                                      Подготовила                                           учитель начальных классов                                               Деменчукова В.Г При  развивающем   обучении   учитель   должен   научить   учащихся самостоятельно добывать знания, сообщать только необходимый минимум знаний в   соответствии   с   государственными   стандартами,  на   основе   которых   учащиеся должны   развить   дальнейшее   доказательство,   сделать   выводы,   увидеть практическую   применимость   (увиденного)   изученного.   Полноценным   считается урок, ориентированный на развитие интеллектуальных, творческих возможностей каждого ученика, на всестороннее развитие личности. Развитие личности ученика немыслимо   без  его   самостоятельной   деятельности,  для  осуществления   которой используются разные формы самостоятельной работы. Самостоятельная   работа   –   единственное   средство   добывать   знания.   Для развивающего   урока   условие­организация   самостоятельной   работы разноуровневого характера. Опыт работы доказывает, что самостоятельные работы разноуровневого   характера   облегчают   организацию   занятий   в   классе,   создаёт атмосферу   доброжелательности,   атмосферу     успеха.   Правильная   организация дифференцированной работы в обучении требует, чтобы каждый ребёнок всегда был   занят   разрешением   посильной   для   него   задачи,    только   при   этом   условии можно поддержать у него интерес к учению. Итак, дифференцированные задания – это   самостоятельная   работа,   составленная   с   учётом   знаний   учащихся   класса. Выполнение   этих   заданий   требует   от   учащихся   активной   мыслительной деятельности,   самостоятельного   решения   познавательных   задач,   использование ранее усвоенных знаний.                                Целями повышения уровня познавательной активности учащихся и ускорения   процесса   усвоения   знаний,   умений   и   навыков   должна   быть   хорошо организованная самостоятельная работа На протяжении многих лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые считают его скучным предметом. Нежелание заниматься порождает неграмотность. Я задумываюсь над тем, как пробудить у детей интерес к знаниям, как повысить грамотность   письма.     Это   можно   сделать   через   организацию   самостоятельной работы и развитие познавательной активности учащихся. Известно, что умения и навыки любого рода формируются в процессе самостоятельной деятельности.  Приведу примеры организации самостоятельной работы:  при изучении слов из словаря; на уроках изучения нового материала; при закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков; при выполнении упражнений из учебника.                    В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение   придаю   словарно­орфографической   работе,   в   процессе   которой,   дети усваивают слова с непроверяемыми или труднопроверяемыми написаниями. Очень важно при работе над словарем развивать у учащихся умение точно употреблять слова в речи. Тут помогают такие упражнения, как замена словосочетания одним словом, например: Упражнение № 1  Как называется крупный населенный пункт? (Город) Как одним словом назвать жителей страны? (Народ) Затем работу можно усложнить: записать слова по вариантам, поставить к ним вопрос “кто?” или “что?”. I. вариант “кто?” II. вариант “что?” Тут же даю задание: поставить ударение, найти родственные слова, составить с одним   из   слов   предложение,   разобрать   его   по   членам.   В   результате   слово несколько   раз   повторяется   в   различных   видах   упражнений   на   уроке   и   хорошо запоминается.  Упражнение № 2 Словарные слова объединяют в тематические группы.  Овощи – картофель, капуста, морковь, огурец, помидор, горох. Школа – ребята, ученик, учитель, тетрадь, пенал, девочка, мальчик, дежурный. Подбираю к каждой группе картинки.   Провожу картинно­словарные диктанты. Дети проверяют работу друг друга, по образцу, написанному на доске или плакате. Упражнение № 3 К словарным словам подбираю загадки, читаю их, дети пишут отгадку – слово. Процесс отгадывания загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучает детей к четкой логике, к рассуждению и доказательствам.  Стоит копна посреди двора, Спереди вилы, сзади метла. (Корова) Упражнение № 4 Особенно   эффективной   является   работа,   которая   вызывает   интерес   и   желание узнать новое. Большую активность проявляют дети на уроках, где используются упражнения с элементами игры. Рассмотрим одно из них. 1.На доске в два столбика пишу слова с пропущенной орфограммой. М…сяц    В…гон С…вер Б…гаж               Постоянные самостоятельно тренировочные упражнения в написании слов с  безударными   гласными,  непроверяемые   ударением,  обеспечивают   хорошее   их усвоение.    необходима   мотивация   учебной На   уроках   изучения   нового   материала   деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной работы, – важная предпосылка успешности обучения. Важно показать учащимся, почему им дается то или иное задание, какова цель его, какие задачи нужно решить для получения искомого результата. Так, приступая к изучению новой темы, можно предложить ряд заданий, в процессе выполнения которых, учащиеся сами придут к выводу, осознанно усвоят материал.  Наибольшее место самостоятельной работе я отвожу при закреплении и совершенствовании знаний, умений и навыков. Дети не любят, когда учитель готов все сказать за них, они любят “догадываться” сами.                   Разделительный Ъ:  Буратино предлагает игру “Третий лишний”. На табличках написаны слова. Найди лишнее пьёт            подъем отъезд разъярённый бельё          объяснил Парные звонкие и глухие согласные :  Спиши слова, вставляя пропущенные буквы. Из третьих букв каждого слова составьте слово. сала…ки  сле…ки водола… И так, по каждой теме делаю такие карточки. Содержание текстов способствует расширению   детского   кругозора,   вызывает   интерес   к   учению,   учит   мыслить, наблюдать. На уроках предлагаю самостоятельную работу различного характера.  Очень важно обеспечить большую самостоятельность учеников при выполнении упражнений   из   учебника.   Нужно   видеть   возможности   для   повышения самостоятельности,   заложенные   в   упражнениях.   Рассмотрим   эти   уровни   на примере   упражнений   по   теме   “Правописание   слов   с   глухими   и   звонкими согласными на конце слова или перед другими согласными.”             Первый уровень – это воспроизведение способа деятельности, с которым учащиеся познакомились по объяснению учителя или по учебнику. Это списывание с образца не осложненных дополнительными заданиями упражнений, произношение вслед за учителем слов, в которых голосом выделяется орфограмма.                     Второй уровень – это выполнения упражнений по образцу. Например, подобрать к данным словам проверочные слова. Образец: сапог – сапоги. Слова для самостоятельной проверки: лошадь … , поезд … , обед … . В  образце  показана,  что   для  выполнения   задачи  нужно   поставить   проверяемые слова   во   множественное   число.   Таким   образом,   дети   выполняют   знакомую операцию.                Третий уровень – это выполнение упражнений с применением того же способа,   но   требующего   хотя   бы   небольшого   самостоятельного   поиска, познавательной активности. То же упражнение дано без образца.   Такая организация самостоятельной работы позволяет развивать у детей интерес к изучению   русского   языка,   формировать   умение   самостоятельно   применять имеющиеся   и   приобретать   новые   знания   и   навыки,   развивать   творческую   и познавательную активность учащихся.   Самостоятельная работа   ­   это такая познавательная   учебная деятельность, когда последовательность мышления  ученика,  его умственные и практические  операции и   Обучение   предполагает действия зависят и определяются самим учеником. активную деятельность, как учителя, так и учащегося. Сколько бы ни старался учитель, если школьники не работают – процесса познания нет. Главное ­ приучить детей трудиться самостоятельно. Настоящий учитель не тот, кто учит, а тот, у кого дети учатся.  Самостоятельная работа является важнейшей и неотъемлемой   ибо   она   позволяет   исключить   праздное частью   любого   урока, времяпрепровождение,   заставляет   работать   мысль,  прочнее   и  глубже   усваивать изучаемый материал.  Самостоятельные работы  занимают исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности. Школьник на уроке должен трудиться под руководством учителя. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто   собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает,   а   потом   приучает   ученика   искать   ответ   на   вопрос,   читать дополнительную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и  толкование   явлениям   природы,  думать   и  искать,  выдвигать   гипотезы,  т.  е.  в конечном итоге добывать знания. Требования к организации самостоятельной работы на уроке Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь: 1.Конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения. 2.Соответствовать   учебным   возможностям   ученика,   постепенно   переходить   от одного уровня сложности к другому. 3.Минимум   шаблонности,   т.   к.   основная   ее   задача   ­   развитие   познавательных способностей, инициативы и творчества ученика. Учебные задания для самостоятельной работы можно разделить: 1.По методу самостоятельной работы учащихся:  наблюдение;  упражнение;  работа с текстом учебника. 2.По характеру руководства:  подробные инструкции;  краткие инструкции. 3.По форме организации самостоятельные работы можно разделить на:  индивидуальные;  фронтальные; групповые;   парные. В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы: 1.Работа с книгой ( рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ,   составление   плана,   обобщение   по   нескольким   параграфам,   работа   с первоисточниками). 2.Упражнения (ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения). 3.Решение задач и выполнение практических работ. 4.Различные   проверочные   изложения, контрольные работы).   самостоятельные   работы   (сочинения,   диктанты, 5.Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях в природе и экскурсиях.   И   только   умение   школьников   самостоятельно   получать   новые   знания, ориентироваться   в   стремительном   потоке   научной,   да   и   другой   информации, способствует успеху. Привить это умение – наша задача.  Учитель   должен   помнить,   что   ребёнку   необходимо   помогать   добиваться успеха в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха. Использование   ситуации   успеха   должно   способствовать   повышению   рабочего   Надёжным   путём   создания   ситуаций   успеха   является тонуса. дифференцированный   подход   к   определению   содержания   деятельности   и характеру помощи, учащимся при её осуществлении. Естественными в этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах.    Главная цель моей работы – научить добывать знания самостоятельно. Для этого необходимо систематически воспитывать привычку к самостоятельной работе.   Под   самостоятельной   работой   я   понимаю   такой   вид   деятельности,     в процессе   которой   дети   учатся   наблюдать,   сравнивать,     анализировать, сопоставлять,   обобщать,   рассуждать,   овладевать   логическими   операциями, необходимыми для самостоятельного решения вопросов.         Моя   задача   заключается   в   том,   чтобы   ученики   не   только   усвоили программу, но сознательно приобрели умения: ­ работать с книгой; ­выделять главное; ­выражать свои мысли в устной и письменной форме; ­сопоставлять и группировать; ­ делать выводы; ­применять свои знания на практике.      Для этого я стараюсь обеспечить полную нагрузку каждому ученику в течение всего урока, даю возможность более рационально использовать учебное время. На уроках русского языка я использую различные виды самостоятельной работы.   Важную   роль   в   обучении   грамотному   письму   я   отвожу   диктантам различных   видов   и   творческим   заданиям.   Перед   диктантами   проводится предварительная работа, даются задания на дом.       Словарные диктанты – вид слухового или зрительного диктанта. Его отличительная   черта:   диктуются   слова,   а   не   предложения   или   текст. Используются для закрепления и повторения орфограмм.                Выборочные диктанты – вид слухового или зрительного диктанта; в отличие   от   других   видов   диктанта,   предполагает   запись   не   всего   диктуемого текста, а лишь тех слов, словосочетаний, в которых есть орфограммы на изучаемое правило.  Например,   при   изучении   какой   –   либо   части   речи   читаю   текст,   даю задание: выписать только имена существительные, прилагательные, глаголы. Свободные  диктанты. Их цель­развитие связной речи и расширение запаса слов. Это вид диктантов близкий к изложению, «диктовка мыслей, а не слов» (В. Флеров). Интересный и доступный   текст  прочитывается   учителем   или  самими   учащимися,  может   быть проведена   небольшая   беседа;   затем   учитель   прочитывает   часть   текста   –  абзац, несколько   предложений;   учащиеся   записывают,   что   запомнили;   затем прочитывается следующий отрывок и т. д. В. А. Флеров, создатель свободного диктанта, особенно ценил в нём самостоятельность учащихся, их творческий вклад в создание нового текста; однако более поздние авторы в нём ценят близость к образцу. Распределительные диктанты. Читая словарную диктовку, даю задание: распределить в две   колонки, в зависимости от количества орфограмм, слова   с ь как разделительными и ь как показателем   мягкости,   глаголы  I  и  II  спряжения,   безударная   гласная,   не проверяемая ударением и безударная гласная, проверяемая ударением и т.д.     Восстановительные диктанты. Например, даю текст. Дети записывают его под диктовку, восстанавливая по смыслу   слова,   выраженные   прилагательными.   Или   дописать   в   предложение   с однородными   членами   слово,   выраженное   либо   существительным,   либо прилагательным, либо глаголом.      Объяснительные диктанты – вид слухового диктанта, проводится при закреплении   темы,   состоит   в   записи   текста   под   диктовку   с   последующим объяснением   орфограмм.   Например,   выполняя   работу   по   учебнику,   дети объясняют устно и письменно (графически) нужную орфограмму.     Творческий диктант. Сущность его заключается в том, что учитель даёт на доске нужные для данного случая слова или серию картинок. Дети составляют предложения, объединённые одной темой. Например, слова: снег, мороз, ребята, шубка, шапка, коньки, каток, хорошо и. т. д.  Дети составляют предложения: Выпал снег. Мороз сковал реки. Ребята надели шубы и шапки. Они взяли коньки и побежали на каток. Хорошо лететь на коньках и скользить по льду.     Картинный диктант Например, вывешиваю сюжетную картинку, а дети выписывают слова по заданной теме. Можно провести в виде игры «Кто больше запишет слов?»                Предметный диктант Цель диктанта ­ «разбудить» умственную деятельность ребят, подготовить к изучению нового материала, вспомнить предыдущий. Провожу в начале урока. На его выполнение около пяти минут. Один пишет «по секрету» (на скрытой части доски), другие на листочках или в тетрадях. Например,  тема   «Разделительный   твёрдый   знак   и   разделительный   мягкий знак». 1. Запишите слово по транскрипции [салав,и]  2. Разбери по составу слово листья 3. Подбери однокоренное существительное к слову здоровый 4. Придумай слово к схеме  ъ 5. Вставь нужную букву с…ел, в…юга Проверочные и контрольные диктанты  – используются для текущего контроля знаний учащихся. Ученик пробует силы   в самостоятельном решении какой­то   задачи,  применяет   правила,   которые   он   знает.  Учитель   видит,  что   не усвоено классом или отдельными учениками. Сочинения – описания. Опирается на выделение сходств и различий между предметами. Например, «Зимний вечер», «Весенний лес», «В деревне», «Море». Сочинения   –   эссе  (лирические   размышления).   Обычно   это   сочинения   – миниатюры на фоне музыки. Ученики прослушивают музыкальный отрывок и затем в свободной форме или в стихах пишут о своём настроении, мыслях, впечатлении, какие картины представляют. Сочинение возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и   оценивать пережитое,   развивает   наблюдательность,   учит   сопоставлять,   сравнивать,   делать выводы. Карточки позволяют дифференцированно подойти к уровню подготовки каждого   ученика,   проконтролировать   знания   большего   количества   детей, развивают самостоятельность учащихся.                            Тестирование  – используется для текущего и итогового контроля. Современный метод, подготавливающий учащихся к сдаче экзамена  по русскому языку в новой форме. Работа с опорными схемами и таблицами – позволяет структурировано изучить     или   обобщить   тему.  Их   наглядность   влияет   на   качество   запоминания материала. Работа   над   ошибками  –   одно   из   важнейших   направлений   обучения русскому языку, неотъемлемая часть системы обучения. В 1­3 классах  на уроке для «оживления» смешной человечек – Коля Ошибочкин или сказочный герой. Детям нужно исправить ошибки, которые допустил Коля Ошибочкин. Кроме того данные приёмы развивают орфографическую зоркость, внимание, мышление. Работа со словарём.   Умение пользоваться словарём имеет большое социальное значение. Это умение даёт   учащимся   не   только   в   школьные   годы,   но   и   в   их   дальнейшей   жизни возможность   пополнять   свои   знания   о   языке,   преодолевать   лексические затруднения при общении, чтении книг, а также при слушании радио и просмотре телепередач. Например,  слово человек. 1. Определи правильность написания слова (орфографический словарь) 2. Толкование, происхождение, употребление (толковый словарь) 3. Выдели   части   слова,   подбери   родственные   (словообразовательный словарь) В   мире   интересного.   Это   могут   быть   интересные   сведения   о происхождении имён, заимствованных слов, крылатых выражений. Здесь   же   сочинение   разных   историй   и   сказок   с   фразеологизмами. Придумывание   картинки   к   фразеологизмам.   Эта   работа   позволяет   мыслить творчески. Например, «Жил – был мужичок. Он был гол, как сокол, потому что всю жизнь бил баклуши  и работал спустя рукава. Было  у него семь пятниц на неделе.  Жалел он сам себя и лил крокодиловы слёзы, что зарыл он свой талант в землю.   Да   ещё   соседи   ему   косточки   перемывали.   Решил   он   уйти   из   своей деревни   далеко­далеко,   хоть   к   чёрту   на   кулички.   Решился   на   это   с   грехом пополам. Ушёл и ни слуху о нём и ни духу. Все забыли про него и имя его кануло в вечность». Грамматическая сказка. Темы могут быть разные:  «В стране Ударения»  «Королевство Орфография»  «Сказка об Имени существительном» и т.д. Например,   «Сказка   о   том,   как   Винни   ­   Пух   напугал   друзей».  «Это произошло в сказочном лесу. Там жили: Винни­Пух, Ослик, Пятачок, Кролик, Сова. Кролик пришёл к Винни­Пуху, но не застал его дома, а нашёл записку: «Я ушолобалдевать знаниями щасвирнусь». Ну и озадачен был Кролик! Он пошёл к Ослику,   Пятачку   и   Сове,   чтобы   разобраться   всем   вместе   в   этой   записке. Ослик решил, что Винни­Пух от знаний сошёл с ума. Пятачок подумал, что Винни­Пух ушёл с каким­то Щасвирнусь. Все стали беспокоиться. Винни­Пух   написал   как   слышит   и   думал   что   его   поймут.   Ведь   когда слышат,   понимают.   Сова   долго   молчала,   глядя   на   записку,   а   потом   взяла карандаш и написала: « Я ушёл овладевать знаниями. Сейчас вернусь». Сова была мудрой и расшифровала письмо. Все успокоились». Составление ребусов и кроссвордов. Это задание творческого характера: составить по изученной теме кроссворд или ребус и предложить его ребятам для разгадывания. Списывание  –   один   из   наиболее   употребительных   видов   письменных упражнений.   Используется   при   обучении   техники   письма   и   каллиграфии;   при обучении орфографии – как правило, с дополнительными заданиями.   Различают два   вида   списывания:   списывание   несложное  (с  готового   текста)   и  списывание осложнённое, т.е. с дополнительными заданиями. Наиболее часто употребляемые задания:   списать   и   подчеркнуть   изучаемые   орфограммы;   списать   и   вставить пропущенные буквы; списать и изменить текст – изменить время глаголов, число имён существительных и т. д. Творческое списывание Обычно усложняется заданиями, связанными с развитием речи. Например,   даётся   текст:  Кончилась   …   ночь.   Занимается   над   лесом   … заря.   Над   …   полянами   стелется   …   туман.     …     роса   покрыла   листву   на деревьях. Таким   образом,     данные   виды   работ   благотворно   влияют   на   общий   уровень культуры учащихся, их коммуникативные компетенции и повышают стремление к самостоятельной творческой деятельности. Научить русскому языку всех детей практически невозможно, но научить не бояться русский язык, научить любить его – это цель, которую можно реализовать.

Обобщение опыта «Организация самостоятельной работы на различных этапах урока»

Обобщение опыта  «Организация самостоятельной работы  на различных    этапах урока»

Обобщение опыта «Организация самостоятельной работы на различных этапах урока»

Обобщение опыта  «Организация самостоятельной работы  на различных    этапах урока»

Обобщение опыта «Организация самостоятельной работы на различных этапах урока»

Обобщение опыта  «Организация самостоятельной работы  на различных    этапах урока»

Обобщение опыта «Организация самостоятельной работы на различных этапах урока»

Обобщение опыта  «Организация самостоятельной работы  на различных    этапах урока»

Обобщение опыта «Организация самостоятельной работы на различных этапах урока»

Обобщение опыта  «Организация самостоятельной работы  на различных    этапах урока»

Обобщение опыта «Организация самостоятельной работы на различных этапах урока»

Обобщение опыта  «Организация самостоятельной работы  на различных    этапах урока»

Обобщение опыта «Организация самостоятельной работы на различных этапах урока»

Обобщение опыта  «Организация самостоятельной работы  на различных    этапах урока»

Обобщение опыта «Организация самостоятельной работы на различных этапах урока»

Обобщение опыта  «Организация самостоятельной работы  на различных    этапах урока»

Обобщение опыта «Организация самостоятельной работы на различных этапах урока»

Обобщение опыта  «Организация самостоятельной работы  на различных    этапах урока»

Обобщение опыта «Организация самостоятельной работы на различных этапах урока»

Обобщение опыта  «Организация самостоятельной работы  на различных    этапах урока»

Обобщение опыта «Организация самостоятельной работы на различных этапах урока»

Обобщение опыта  «Организация самостоятельной работы  на различных    этапах урока»

Обобщение опыта «Организация самостоятельной работы на различных этапах урока»

Обобщение опыта  «Организация самостоятельной работы  на различных    этапах урока»

Обобщение опыта «Организация самостоятельной работы на различных этапах урока»

Обобщение опыта  «Организация самостоятельной работы  на различных    этапах урока»

Обобщение опыта «Организация самостоятельной работы на различных этапах урока»

Обобщение опыта  «Организация самостоятельной работы  на различных    этапах урока»

Обобщение опыта «Организация самостоятельной работы на различных этапах урока»

Обобщение опыта  «Организация самостоятельной работы  на различных    этапах урока»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2019