Обобщение по разделу можно провести в виде устного журнала.
Предложенный материал учитель может использовать полностью или частично, учитывая, что на этом уроке нужно оставить 20 минут на проведение проверочной работы.
Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Литературное чтение
Урок 69.
Тема раздела: ЖИВОТНЫЕ В НАШЕМ ДОМЕ
Тема: Обобщение по разделу 8. Проверочная работа
Обобщение по разделу можно провести в виде устного журнала.
Предложенный материал учитель может использовать полностью или частично, учитывая, что на этом уроке
нужно оставить 20 минут на проведение проверочной работы.
Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему).
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1 2
Сообщение темы урока.
– Сегодня мы составим журнал, который расскажет о взаимоотношениях людей
и животных. Называется он «Добро в твоём сердце». Это необыкновенный
журнал. Его можно только услышать, его так и называют: устный журнал. В
нашем журнале будет 3 страницы.
© ООО «Баласс», 2013
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
1II. Развитие
умений.
2 4 2 2 4
1. Первая страница «Золотая клетка соловья не красит».
– Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Прекрасно любое животное на
свободе. Соловья украшает его трель, оленя – рога, лося – красивый бег...)
– Представьте себе на минуту лес без зверей, луг без насекомых, речку без рыбы.
Страшная картина. Стоит ли, защищая диких животных, приносить их домой?
Вспомните произведения, где авторы дают нам совет, а помогут нам в этом
следующие герои.
Медведь (ребёнок в маске медведя):
– Я – хищник. Но охочусь не так уж часто. Зато если встречу в лесу заросли
малины – поем ягоду. А найду гнездо диких пчёл – с большой охотой
полакомлюсь мёдом. Могу отыскать грибы, выкопать из земли корешки
растений. А как мне жилось у человека, вы уже знаете. Расскажите обо всех
моих ночных приключениях.
Ученики пересказывают соответствующий отрывок из рассказа Д.Н.
МаминаСибиряка «Медведко».
Медведь:
– Теперь объявляю конкурс «Раз, два, три – говори». Как только я скажу эти
слова, вы называете меня так, как это делал Д.Н. МаминСибиряк в своём
произведении. Кто последний скажет, тот и победит. (Это слова: живая
рукавица, забавный зверь, медвежонок, медведко, притихший зверёк, маленький
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
© ООО «Баласс», 2013
2увалень, упрямый зверь, маленький гость...)
Звучит песня «Резиновый ёжик» (муз. С. Никитина, стихи Ю. Мориц,
исполняют Т. и С. Никитины).
После прослушивания или исполнения:
– Кто герой этой песни? (Игрушечный ёжик.)
– А в каком произведении этого раздела герой тоже ёжик, но живой, настоящий?
(В. Берестов «Прощание с другом».)
– Прочитайте стихотворение наизусть.
– Счастливый ли конец у этого стихотворения? Почему вы так думаете?
– Послушайте стихотворение И. Пивоваровой «Ёжик». (Читают наизусть
подготовленные ученики.)
Нашли в лесу мы ёжика
И принесли домой.
Пускай по кухне бегает,
Колючий и смешной!
Пускай ворчит сердито,
Пыхтит, как паровоз,
Пускай суёт повсюду
Свой круглый чёрный нос!
– Зачем взяли ёжика ребята домой? (Ради забавы.)
– Что бы вы им посоветовали? Где лучше всего любоваться ёжиком?
– Почему животные выбирают свободу, а не жизнь на всём готовом у человека
дома? Послушайте, к чему призывают авторы песни «Клятва» (сл. Н.
Добронравова, муз. А. Пахмутовой).
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
© ООО «Баласс», 2013
32. Вторая страница «Мой маленький друг».
– Вспомните пословицы о дружбе. (Друг – зеркало друга. Друга нашёл – клад
отыскал. Человек без друзей – что дерево без корней и др.)
– Есть ли у вас четвероногий или пернатый друг? Расскажите о нём по плану.
План записан на доске:
1. Как зовут твоего друга? Кто он?
2. Опиши его внешность.
3. Расскажи о повадках.
4. Вспомни интересный случай.
Ученики составляют рассказы. Это одновременно и подготовительная
работа к написанию сочинения.
– Очень интересные у вас получились рассказы о ваших маленьких друзьях. А
что бы они рассказали о вас, если бы умели говорить? Представьте, что на урок
к нам прилетел Капитан Клюквин, прибежали Ханг и Чанг. Что бы мы
услышали?
Творческий пересказ от имени литературного персонажа. Прослушивание
песни «Всем нужны друзья».
3. Третья страница «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».
Подготовленные ученики читают наизусть отрывок из стихотворения А.
Барто «Думают ли звери?»
Я думаю о том:
Умеют думать звери?
Ему мы дали коврик
И чашку с молоком,
А утром он вернётся
© ООО «Баласс», 2013
4В тенистый бурелом,
Где тихо и прохладно,
Где ландыши стоят,
Где ждут его ежиха
И пятеро ежат.
Вот, шевельнув хвостом,
Котёнок входит в двери.
Он думает о том,
Что будет с ним потом?
Есть мысли у телят?
Я видел, как телята
Хвостами шевелят
И вдаль глядят кудато...
Бывают у собак
Нерадостные мысли,
Задумается пёс –
И уши вниз повисли.
– Согласны ли вы с героем стихотворения, что собаки, кошки умеют думать?
– Что их может в жизни огорчать?
О собачьей преданности ходят легенды, а всегда ли мы, люди, внимательны к
своим питомцам?
В один из осенних дней 1974 года в московском аэропорту Внуково шла
посадка на отлетающий в Норильск самолёт. Один из пассажиров был с
© ООО «Баласс», 2013
5овчаркой. На собаку был билет, но в самолёт её не пустили – не оказалось
справки от врача. И тогда хозяин обнял пса, снял ошейник и... улетел,
оставив собаку на аэродроме. Овчарка осталась ждать. Она поселилась на
аэродроме и в течение почти двух лет каждый день встречала все
прилетавшие во Внуково самолёты. Собака подбегала к трапу и днём, и
ночью, и в лютый мороз, и в зной и терпеливо ждала, пока с борта не сходил
последний пассажир...
– Мы читали с вами произведения, в которых герои очень любили животных и
заботились о своих маленьких друзьях. Прочитайте эти отрывки вслух.
– Вспомните сказку А. де СентЭкзюпери «Маленький принц». Какой секрет
Лис открыл Маленькому принцу? («Зорко одно лишь сердце. Самого главного
глазами не увидишь. Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».)
– Почему Лис доверил эти секреты Маленькому принцу? (Они стали друзьями.)
– Помните эти мудрые слова. Окружите любовью и заботой того, кто живёт
рядом с вами. И пусть наш журнал закрывается этими словами.
(Проговариваются хором вслух.)
4. Проверочная работа по разделу 8 (см. тетрадь).
Задания 1 и 2 проверяют знание названий произведений, их авторов и героев.
Задания 3 и 4 проверяют знание текстов прочитанных произведений, умение
узнать текст по концептуальной информации.
Задание 5 проверяет уровень развития умений связной письменной речи.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
© ООО «Баласс», 2013
6ΙΙΙ
. Итог.
– Какими произведениями вы бы дополнили этот раздел учебника?
– Что вам показалось на уроке самым интересным?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Ι
V. Домашнее
задание.
Написать сочинение, темы даны на с. 101 учебника. Использовать план, по
которому рассказывали на уроке. Оформить свою работу рисунками.
© ООО «Баласс», 2013
7