Обобщение по разделу «литературная сказка». Проверочная работа.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний Педагогические задачи: создать условия для развития умения называть специфические особенности жанра – литературная сказка, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков; способствовать развитию индивидуальных творческих способностей в процессе чтения по ролям и инсценирование.
Иконка файла материала 1 (17).docx
У р о к  63. ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ Обобщение по разделу «литературная сказка». Проверочная работа. Тип урока: обобщение и систематизация знаний Педагогические задачи: создать условия для развития умения называть специфические особенности  жанра – литературная сказка, выделять главную мысль произведения под руководством учителя,  характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков; способствовать развитию  индивидуальных творческих способностей в процессе чтения по ролям и инсценирование. Предметные: н а у ч а т с я :  называть  специфические особенности жанра литературной сказки, приводить примеры  художественных  произведений разной  тематики по изученному  материалу, характеризовать героя произведения на  основе его намерений и  поступков П л а н и р у е м ы е   р е з у л ь т а т ы Метапредметные: Познавательные: осознавать смысл межпредметных  понятий: типы текстов (повествование, описание),  авторский замысел, авторское отношение, автор­ рассказчик, сказки народные и литературные. Регулятивные: определять границы коллективного  знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы  уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?),  связывать с целевой установкой урока. Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для  доказательства своей точки зрения Личностные:  проверять себя и  самостоятельно  оценивать свои  достижения на  основе  диагностической  работы,  представленной в учебнике О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   у р о к а Содержание деятельности учителя Проверяет домашнее задание.  Проводит беседу о проделанной  работе. Ребята, вы на доску посмотрите,  Иллюстрации внимательно  рассмотрите. В тексте соответствующий отрывок найдите И выразительно прочтите  – Прочитайте тему урока.  Определите цели урока, используя  опорные слова Этап урока I.  Актуализ ация  опорных  знаний. Проверка  домашнег о задания II.  Сообщен ие темы  урока.  Определе Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Отвечают на вопросы учителя.  Рассказывают о выполненной дома  работе.  Выразительно читают отрывки,  которые наиболее заинтересовали  их, а также подготовленные  пословицы и поговорки, показывают  свои рисунки  Формируемы е способы деятельности учащегося Выделять  существенну ю  информацию  из иллюст­ рации Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют  цель урока. Под руководством  учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения Принимать и  сохранять  учебную цель и задачу  1Этап урока ние целей урока III.  Работа по теме урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Проводит обобщающую беседу. – Какие сказки Одоевского и  Гаршина вы читали раньше? – Знакомы ли вам другие  произведения Аксакова и Бажова? – Составьте список, запишите его в  тетрадь. – Объясните своими словами, что  такое «литературная сказка»?  – Чем литературная сказка  отличается от народной?   – Как проявляются в литературной  сказке фольклорные традиции? – Как вы думаете, сказки из данного  Отвечают на вопросы учителя. – Литературная сказка – авторское,  художественное, прозаическое или  поэтическое произведение,  основанное либо на фольклорных  источниках, либо сугубо  оригинальное; произведение  преимущественно фантастическое,  волшебное, рисующее чудесные  приключения сказочных героев.  Главные особенности литературной  сказки: она имеет конкретного  автора, неизменный текст,  зафиксированный в письменной  форме и чаще всего она больше по  объему. – Литературные сказки отличаются  он народных не только развернутыми  описаниями, более замысловатыми  сюжетами, разнообразием форм.  Читателю легко отличить сказки  одного писателя от сказок другого,  потому что у каждого из них свой  творческий почерк, особый сказочный мир. – Фольклорные традиции в  литературной сказке проявляются в  нескольких направлениях. Во­первых, в использовании писателями  фольклорных сюжетных мотивов  (ненависть мачехи к падчерице,  чудесное происхождение главного  Формируемы е способы деятельности учащегося Осуществлят ь анализ  объектов с  опорой на  визуализаци ю, выделять  последовател ьность  развития  сюжета.  Выразительн о читать.  Понимать на  слух ответы  обучающихся . Слушать  собеседника.  Строить  понятные  для  собеседника  высказывани я.  Аргументиро вать свою  точку зрения. Осуществлят ь анализ с  целью  нахождения  соответствия заданному  эталону 2Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемы е способы деятельности учащегося раздела близки народным сказкам  или отличаются от них? – Используют ли писатели в своих  сказках прием олицетворения? – Как вы понимаете, что такое  повествование?  – Назовите произведения, которые  можно назвать повествовательными героя, нравственное испытание героя,  спасение волшебных животных­ помощников). Во­вторых,  литературная сказка заимствует у  народной и систему образов:  противопоставление добрых и злых  героев. Типичные персонажи  фольклорных сказок нередко  попадают на страницы сказок  авторских: злая мачеха, добрая  волшебница, жадная старуха,  прекрасная принцесса. В  литературной сказке используются  народные средства поэтической речи:  постоянные эпитеты, троекратные  повторы, фразеологизмы, пословицы  и поговорки, просторечие.  Литературная сказка провозглашает  те же идеалы, что и сказка народная:  она укрепляет веру в торжество  добра и справедливости, учит  сочувствовать герою 3Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Выполняют задание в рабочей  тетради. – У литературной сказки есть автор.  Автор наделяет своих героев  индивидуальными чертами характера. Герои сказки – не только люди, но и  животные. Много сюжетных линий.  Действие происходит в необычной  ситуации. Наличие двух миров:  реального и волшебного. В  построении сказки можно выделить  зачин, присказку и концовку.  Выполняют тест. О т в е т ы :   1 – в; 2 – г; 3 – б; 4 – г; 5  – а, б, г. Этап урока Содержание деятельности учителя IV.  Самостоя тельная  работа Организует самостоятельную  работу обучающихся. – Отметьте, какие особенности имеет литературная сказка. Проводит тест по теме. – Выберите правильный вариант  ответа: 1. Какой из перечисленных признаков наиболее точно характеризует  литературную сказку? а) В основе сказки – реальные  события; б) повторяющийся сюжет; в) автор сказки – реальный человек; г) добро всегда побеждает. 2. Какого героя сказки называют  литературным? а) Положительного героя; б) любого героя сказки; в) главного персонажа сказки; г) героя сказки, автор которой  известен. 3. Какая из перечисленных сказок не  является литературной? а) «Аленький цветочек»; б) «Царевна­лягушка»; в) «Кот в сапогах»; г) «Спящая царевна». 4. Как называется данная часть  сказки? •  И с невестою своей   обвенчался  Елисей; •  И никто с начала мира   Не видал такого пира; Формируемы е способы деятельности учащегося Осуществлят ь анализ  произведени я. Осознанно  и  произвольно  строить  речевое  высказывани е в устной  форме,  обосновыват ь свое  мнение.  Согласовыва ть усилия по  решению  учебной  задачи.  Договариват ься и  приходить к  общему  мнению при  работе в  паре.  Учитывать  мнение  соседа по  парте.  Осуществлят ь контроль  по  результату.  Анализирова ть, находить  общее и  различия,  делать  выводы.  4Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) •  Я там был, мед­пиво пил,   Да усы лишь обмочил. а) Зачин; б) кульминация; в) развитие действия; г) исход. 5. Кто из перечисленных писателей  является автором известных сказок? а) В. А. Жуковский; б) А. С. Пушкин; в) И. С. Тургенев; г) П. П. Ершов. – Соотнесите сказки с их авторами. П. П. Бажов «Спящая царевна» В. А.  «Сказка о мертвой  царевне  Жуковский и о семи богатырях» «Аленький цветочек» А. С.  «Каменный цветок» Пушкин С. Т.  Аксаков «Спящая царевна» В. А. Жуковский «Сказка о мертвой царевне и о семи  богатырях» «Аленький  цветочек» «Каменный  цветок» С. Т. Аксаков А. С. Пушкин П. П. Бажов V.  Домашне е задание VI. Итог  урока.  Рефлекси я Объясняет домашнее задание.  Выполнить задания в рабочей  тетради (с. 51–54) Внимательно слушают, задают  уточняющие  вопросы Оценка результатов выполнения  заданий на уроке, в том числе и  чтения. Организация подведения  итогов урока обучающимися.  Учитель предлагает оценить  работу на уроке. Проводит беседу:  – Что особенно заинтересовало вас  во время  урока? – Что нового узнали на уроке? – Понравилась ли вам работа на  уроке? Оцените себя  Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на  уроке. Проводят самооценку,  рефлексию.  Я могу: назвать авторов литературных  сказок; сравнить народные и литературные сказки, назвать их особенности; использовать литературные  приемы для создания своих  собственных произведений; различить тексты описания,  повествования и рассуждения; составить рекомендательный  список литера­ туры Формируемы е способы деятельности учащегося Осознанно и  произвольно  строить  речевое  высказывани е в устной  форме Сохранять  учебные  задачи Осуществлят ь самоконтрол ь учебной  деятельности 56

Посмотрите также