Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Педагогические задачи: создать условия для развития умения называть специфические особенности жанра – литературная сказка, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков; способствовать развитию индивидуальных творческих способностей в процессе чтения по ролям и инсценирование.
У р о к 63. ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ
Обобщение по разделу «литературная сказка». Проверочная работа.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Педагогические задачи: создать условия для развития умения называть специфические особенности
жанра – литературная сказка, выделять главную мысль произведения под руководством учителя,
характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков; способствовать развитию
индивидуальных творческих способностей в процессе чтения по ролям и инсценирование.
Предметные:
н а у ч а т с я : называть
специфические особенности
жанра литературной сказки,
приводить примеры
художественных
произведений разной
тематики по изученному
материалу, характеризовать
героя произведения на
основе его намерений и
поступков
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы
Метапредметные:
Познавательные: осознавать смысл межпредметных
понятий: типы текстов (повествование, описание),
авторский замысел, авторское отношение, автор
рассказчик, сказки народные и литературные.
Регулятивные: определять границы коллективного
знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы
уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?),
связывать с целевой установкой урока.
Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для
доказательства своей точки зрения
Личностные:
проверять себя и
самостоятельно
оценивать свои
достижения на
основе
диагностической
работы,
представленной в
учебнике
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Содержание деятельности учителя
Проверяет домашнее задание.
Проводит беседу о проделанной
работе.
Ребята, вы на доску посмотрите,
Иллюстрации внимательно
рассмотрите.
В тексте соответствующий отрывок
найдите
И выразительно прочтите
– Прочитайте тему урока.
Определите цели урока, используя
опорные слова
Этап
урока
I.
Актуализ
ация
опорных
знаний.
Проверка
домашнег
о задания
II.
Сообщен
ие темы
урока.
Определе
Содержание деятельности
обучающегося
(осуществляемые действия)
Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают о выполненной дома
работе.
Выразительно читают отрывки,
которые наиболее заинтересовали
их, а также подготовленные
пословицы и поговорки, показывают
свои рисунки
Формируемы
е способы
деятельности
учащегося
Выделять
существенну
ю
информацию
из иллюст
рации
Обсуждают тему урока. Отвечают
на вопросы учителя, формулируют
цель урока. Под руководством
учителя определяют задачи чтения
и составляют план чтения
Принимать и
сохранять
учебную цель
и задачу
1Этап
урока
ние целей
урока
III.
Работа по
теме
урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности
обучающегося
(осуществляемые действия)
Проводит обобщающую беседу.
– Какие сказки Одоевского и
Гаршина вы читали раньше?
– Знакомы ли вам другие
произведения Аксакова и Бажова?
– Составьте список, запишите его в
тетрадь.
– Объясните своими словами, что
такое «литературная сказка»?
– Чем литературная сказка
отличается от народной?
– Как проявляются в литературной
сказке фольклорные традиции?
– Как вы думаете, сказки из данного
Отвечают на вопросы учителя.
– Литературная сказка – авторское,
художественное, прозаическое или
поэтическое произведение,
основанное либо на фольклорных
источниках, либо сугубо
оригинальное; произведение
преимущественно фантастическое,
волшебное, рисующее чудесные
приключения сказочных героев.
Главные особенности литературной
сказки: она имеет конкретного
автора, неизменный текст,
зафиксированный в письменной
форме и чаще всего она больше по
объему.
– Литературные сказки отличаются
он народных не только развернутыми
описаниями, более замысловатыми
сюжетами, разнообразием форм.
Читателю легко отличить сказки
одного писателя от сказок другого,
потому что у каждого из них свой
творческий почерк, особый сказочный
мир.
– Фольклорные традиции в
литературной сказке проявляются в
нескольких направлениях. Вопервых,
в использовании писателями
фольклорных сюжетных мотивов
(ненависть мачехи к падчерице,
чудесное происхождение главного
Формируемы
е способы
деятельности
учащегося
Осуществлят
ь анализ
объектов с
опорой на
визуализаци
ю, выделять
последовател
ьность
развития
сюжета.
Выразительн
о читать.
Понимать на
слух ответы
обучающихся
. Слушать
собеседника.
Строить
понятные
для
собеседника
высказывани
я.
Аргументиро
вать свою
точку зрения.
Осуществлят
ь анализ с
целью
нахождения
соответствия
заданному
эталону
2Этап
урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности
обучающегося
(осуществляемые действия)
Формируемы
е способы
деятельности
учащегося
раздела близки народным сказкам
или отличаются от них?
– Используют ли писатели в своих
сказках прием олицетворения?
– Как вы понимаете, что такое
повествование?
– Назовите произведения, которые
можно назвать повествовательными
героя, нравственное испытание героя,
спасение волшебных животных
помощников). Вовторых,
литературная сказка заимствует у
народной и систему образов:
противопоставление добрых и злых
героев. Типичные персонажи
фольклорных сказок нередко
попадают на страницы сказок
авторских: злая мачеха, добрая
волшебница, жадная старуха,
прекрасная принцесса. В
литературной сказке используются
народные средства поэтической речи:
постоянные эпитеты, троекратные
повторы, фразеологизмы, пословицы
и поговорки, просторечие.
Литературная сказка провозглашает
те же идеалы, что и сказка народная:
она укрепляет веру в торжество
добра и справедливости, учит
сочувствовать герою
3Содержание деятельности
обучающегося
(осуществляемые действия)
Выполняют задание в рабочей
тетради.
– У литературной сказки есть автор.
Автор наделяет своих героев
индивидуальными чертами характера.
Герои сказки – не только люди, но и
животные. Много сюжетных линий.
Действие происходит в необычной
ситуации. Наличие двух миров:
реального и волшебного. В
построении сказки можно выделить
зачин, присказку и концовку.
Выполняют тест.
О т в е т ы : 1 – в; 2 – г; 3 – б; 4 – г; 5
– а, б, г.
Этап
урока
Содержание деятельности учителя
IV.
Самостоя
тельная
работа
Организует самостоятельную
работу обучающихся.
– Отметьте, какие особенности имеет
литературная сказка.
Проводит тест по теме.
– Выберите правильный вариант
ответа:
1. Какой из перечисленных признаков
наиболее точно характеризует
литературную сказку?
а) В основе сказки – реальные
события;
б) повторяющийся сюжет;
в) автор сказки – реальный человек;
г) добро всегда побеждает.
2. Какого героя сказки называют
литературным?
а) Положительного героя;
б) любого героя сказки;
в) главного персонажа сказки;
г) героя сказки, автор которой
известен.
3. Какая из перечисленных сказок не
является литературной?
а) «Аленький цветочек»;
б) «Царевналягушка»;
в) «Кот в сапогах»;
г) «Спящая царевна».
4. Как называется данная часть
сказки?
• И с невестою своей обвенчался
Елисей;
• И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Формируемы
е способы
деятельности
учащегося
Осуществлят
ь анализ
произведени
я. Осознанно
и
произвольно
строить
речевое
высказывани
е в устной
форме,
обосновыват
ь свое
мнение.
Согласовыва
ть усилия по
решению
учебной
задачи.
Договариват
ься и
приходить к
общему
мнению при
работе в
паре.
Учитывать
мнение
соседа по
парте.
Осуществлят
ь контроль
по
результату.
Анализирова
ть, находить
общее и
различия,
делать
выводы.
4Этап
урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности
обучающегося
(осуществляемые действия)
• Я там был, медпиво пил,
Да усы лишь обмочил.
а) Зачин; б) кульминация; в) развитие
действия; г) исход.
5. Кто из перечисленных писателей
является автором известных сказок?
а) В. А. Жуковский; б) А. С. Пушкин;
в) И. С. Тургенев; г) П. П. Ершов.
– Соотнесите сказки с их авторами.
П. П. Бажов
«Спящая царевна»
В. А.
«Сказка о мертвой
царевне
Жуковский
и о семи богатырях»
«Аленький цветочек» А. С.
«Каменный цветок»
Пушкин
С. Т.
Аксаков
«Спящая царевна» В. А. Жуковский
«Сказка о мертвой
царевне и о семи
богатырях»
«Аленький
цветочек»
«Каменный
цветок»
С. Т. Аксаков
А. С. Пушкин
П. П. Бажов
V.
Домашне
е задание
VI. Итог
урока.
Рефлекси
я
Объясняет домашнее задание.
Выполнить задания в рабочей
тетради (с. 51–54)
Внимательно слушают, задают
уточняющие
вопросы
Оценка результатов выполнения
заданий на уроке, в том числе и
чтения. Организация подведения
итогов урока обучающимися.
Учитель предлагает оценить
работу на уроке. Проводит беседу:
– Что особенно заинтересовало вас
во время
урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Понравилась ли вам работа на
уроке? Оцените себя
Отвечают на вопросы. Определяют
свое эмоциональное состояние на
уроке. Проводят самооценку,
рефлексию.
Я могу:
назвать авторов литературных
сказок;
сравнить народные и литературные
сказки, назвать их особенности;
использовать литературные
приемы для создания своих
собственных произведений;
различить тексты описания,
повествования и рассуждения;
составить рекомендательный
список литера
туры
Формируемы
е способы
деятельности
учащегося
Осознанно и
произвольно
строить
речевое
высказывани
е в устной
форме
Сохранять
учебные
задачи
Осуществлят
ь
самоконтрол
ь учебной
деятельности
56