проведения коучинга по теме:
«Обоснование и внедрение приемов наблюдения на уроках. «Структурированные» и «неструктурированные» таблицы наблюдений».
Цель: Применение структурированного и неструктурированного наблюдения за учащимися и учителями.
Ожидаемые результаты:
Знают
· Определение «наблюдение»;
· Сущность наблюдения;
· Виды наблюдения: структурированное и неструктурированное;
· Об эффективности метода наблюдения
Участники смогут:
· Актуализировать свои знания по проблеме;
· Вести структурированное и неструктурированное наблюдение на занятии.
Этапы мероприятия |
Деятельность обучающихся |
Ресурсы |
Доказательства успеха |
|||||||||
Психологический настрой Упражнение «Нарисуй своё имя» Цель: расширить представление о себе.
|
Взяв карандаши и бумагу, участники располагаются в любом удобном месте аудитории. На листе бумаги им предстоит нарисовать образ собственного имени в аллегорической форме так, как они себе его представляют. После того, как все закончили рисовать, каждый участник презентует свой рисунок. |
Бумага, цветные карандаши. |
фото |
|||||||||
Деление на группы
|
Деление по карточкам: «Исследование», «Наблюдение». |
|
фото |
|||||||||
Инструктаж: Карта наблюдения за педагогом, проводящим учебное занятие. |
Для выполнения задания члены фокус-группы проводят наблюдение за учителем, проводящим занятие. |
Карта наблюдения за педагогом |
фото |
|||||||||
Психологический тест «Насколько Вы наблюдательны?» (Приложение 1) |
Данный тест покажет, насколько члены коучинга наблюдательны. В каждом вопросе учителя выбирают один из вариантов ответа. Затем по таблице подсчитывают количество баллов и определяют, насколько каждый из тестируемых наблюдателен. |
Тест, таблица подсчетов баллов, результаты теста.
|
Тесты с ответами обучающихся. |
|||||||||
Вызов «Мозговой штурм» - Что такое наблюдение? - Какие виды наблюдения вы знаете? |
Обучающиеся делятся мнением со своими коллегами (рассуждают по вопросам). |
|
|
|||||||||
Осмысление: А) Метод «Ассоциация». Формативное оценивание Виды наблюдений Б) «Мозговой штурм» - Чем отличаются структурированное и неструктурированное наблюдения? - Когда и с какой целью можно вести структурированное наблюдении? Неструктурированное?
В) Инсерт (Чтение с пометками) Работа с текстами. Обсуждение в паре, группе. |
Учителя группы сначала индивидуально, затем в группе определяют виды наблюдений.
|
Канцелярия Оценочный лист |
«Ассоциативный куст» разработанный учителями
|
|||||||||
Анализ и оценка наблюдения. 1) В конце занятия на основании собранных данных наблюдения необходимо учителю, ведущему занятие, дать оценку степени выраженности каждой из характеристик по семибалльной шкале, обведя кругом соответствующую цифру в столбце “Балл”. 2) Результаты неструктурированного наблюдения за членом группы. |
После заполнения карты наблюдения проводится количественное обобщение результатов. Для этого необходимо просуммировать все баллы и проинтерпретировать их, используя следующий ключ. 45-49 баллов – очень высокая оценка. 44-35 баллов - высокая оценка. 34-20 баллов – средняя оценка. 19-11 баллов - низкая оценка. 10-7 - очень низкая оценка.
|
Лист- опросник. Критерии обработки материалов опросника Раздаточный материал. Оценочный лист |
Заполненный лист- опросник
|
|||||||||
Рефлексия. «Синквейн» |
Участники занятия составляют «Синквейн». |
|
|
|||||||||
Домашнее задание: провести наблюдение за учеником в классе и посетить урок коллеги и провести наблюдение за учителем; заполнить листы протокола наблюдений. |
|
|
|
Приложение 1
Тест "Наблюдательность"
Данный тест покажет то, насколько Вы наблюдательны. В каждом вопросе
выберите один из вариантов ответа.
1. Вы заходите в какую-то организацию:
а) обращаете внимание на расположение столов и стульев;
б) обращаете внимание на точное расположение предметов;
в) разглядываете, что висит на стенах.
2 Встречаясь с человеком, вы:
а) смотрите ему только в лицо;
б) незаметно оглядываете его с ног до головы;
в) обращаете внимание лишь на отдельные части лица (глаза,
нос...).
3. Что вам запоминается из увиденного пейзажа:
а) цвета;
б) небо;
в) чувство радости или грусти, охватившее вас тогда.
4. Когда вы утром просыпаетесь, то:
а) сразу же вспоминаете, что вам предстоит делать;
б) вспоминаете, что вам снилось;
в) обдумываете, что произошло вчера.
5. Когда вы садитесь в общественный транспорт, то:
а) проходите вперед, ни на кого не глядя;
б) разглядываете тех, кто стоит рядом;
в) обмениваетесь словом-другим с теми, кто к вам ближе
всего.
6. На улице вы:
а) наблюдаете за транспортом;
б) смотрите на фасад домов;
в) наблюдаете за прохожими.
7. Когда вы смотрите на витрину, то:
а) интересуетесь лишь тем, что может вам пригодиться;
б) смотрите и на то, что вам в данный момент не нужно;
в) несколько раз внимательно рассматриваете каждый предмет.
8. Если дома вам нужно что-то найти, то вы:
а) сосредоточиваетесь на том месте, где, как вы предполагаете,
могли оставить этот предмет;
б) ищете везде;
в) просите других помочь вам.
9. Рассматривая старый групповой снимок ваших близких, друзей, вы:
а) волнуетесь;
б) вам становится смешно;
в) вы пытаетесь узнать тех, кто снят.
10. Представьте, что вам предложили сыграть в азартную игру,
которую вы не знаете. Вы:
а) пытаетесь научиться в нее играть и выигрывать;
б) отказываетесь от этой затеи через какое-то время;
в) вообще не играете.
11. Вы кого-то ждете в парке и:
а) внимательно наблюдаете за теми, кто рядом с вами;
б) читаете газету;
в) о чем-то мечтаете (думаете).
12. В звездную ночь вы:
а) пытаетесь разглядеть созвездия;
б) просто смотрите на небо;
в) вообще не смотрите.
13. Читая книгу, вы:
а) помечаете карандашом то место, до которого дошли;
б) оставляете закладку;
в) доверяете своей памяти.
14. О своих соседях вы помните:
а) их имя и отчество;
б) их внешность;
в) ни то, ни другое.
15. Оказавшись перед сервированным столом:
а) восхищаетесь его изысканностью;
б) проверяете, все ли на месте;
в) смотрите, все ли стулья стоят как нужно.
- Подсчитайте ваш результат по таблице.
От 150 до 100 очков. Бесспорно, вы чрезвычайно наблюдательны.
Вместе с тем вы способны анализировать и самого себя, свои поступки. Вы в
состоянии с замечательной точностью оценить другого человека.
От 99 до 75 очков. У вас достаточно развита наблюдательность, но
все же при оценке вас иногда подводит предубежденность.
От 74 до 45 очков. Вас не слишком интересует то, что скрывается
за внешностью, манерой поведения других. Хотя в общении у вас не возникает
сколько-нибудь серьезных психологических проблем.
Менее 45 очков. Вас абсолютно не интересуют сокровенные мысли
тех, кто рядом с вами. Вы слишком заняты, вам некогда анализировать даже
собственные поступки, не то что чужие. Вы не обидитесь, если вас будут считать
эгоистом?
- Подсчитайте ваш результат по таблице.
От 150 до 100 очков. Бесспорно, вы чрезвычайно наблюдательны.
Вместе с тем вы способны анализировать и самого себя, свои поступки. Вы в
состоянии с замечательной точностью оценить другого человека.
От 99 до 75 очков. У вас достаточно развита наблюдательность, но
все же при оценке вас иногда подводит предубежденность.
От 74 до 45 очков. Вас не слишком интересует то, что скрывается
за внешностью, манерой поведения других. Хотя в общении у вас не возникает
сколько-нибудь серьезных психологических проблем.
Менее 45 очков. Вас абсолютно не интересуют сокровенные мысли
тех, кто рядом с вами. Вы слишком заняты, вам некогда анализировать даже
собственные поступки, не то что чужие. Вы не обидитесь, если вас будут считать
эгоистом?
- Подсчитайте ваш результат по таблице.
От 150 до 100 очков. Бесспорно, вы чрезвычайно наблюдательны.
Вместе с тем вы способны анализировать и самого себя, свои поступки. Вы в
состоянии с замечательной точностью оценить другого человека.
От 99 до 75 очков. У вас достаточно развита наблюдательность, но
все же при оценке вас иногда подводит предубежденность.
От 74 до 45 очков. Вас не слишком интересует то, что скрывается
за внешностью, манерой поведения других. Хотя в общении у вас не возникает
сколько-нибудь серьезных психологических проблем.
Менее 45 очков. Вас абсолютно не интересуют сокровенные мысли
тех, кто рядом с вами. Вы слишком заняты, вам некогда анализировать даже
собственные поступки, не то что чужие. Вы не обидитесь, если вас будут считать
эгоистом?
____________________________________________________________
- Подсчитайте ваш результат по таблице.
От 150 до 100 очков. Бесспорно, вы чрезвычайно наблюдательны.
Вместе с тем вы способны анализировать и самого себя, свои поступки. Вы в
состоянии с замечательной точностью оценить другого человека.
От 99 до 75 очков. У вас достаточно развита наблюдательность, но
все же при оценке вас иногда подводит предубежденность.
От 74 до 45 очков. Вас не слишком интересует то, что скрывается
за внешностью, манерой поведения других. Хотя в общении у вас не возникает
сколько-нибудь серьезных психологических проблем.
Менее 45 очков. Вас абсолютно не интересуют сокровенные мысли
тех, кто рядом с вами. Вы слишком заняты, вам некогда анализировать даже
собственные поступки, не то что чужие. Вы не обидитесь, если вас будут считать
эгоистом?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Карта наблюдения за педагогом
Инструкция
Для выполнения задания Вам необходимо провести инаблюдение за другим студентом-практикантом или педагогом во время занятия, на котором Вы будуте присутствовать. Перед началом занятия внимательно изучите те пары психологических характеристик активности педагога, которые включены в карту наблюдения в столбцах “Положительная характеристика” и “Отрицательная характеристика”. Во время занятия Вам необходимо заполнить столбец карты наблюдения “Примеры”. В нем вы кратко описываете конкретные случаи и детали занятия, которые, на Ваш взгляд, относятся к каждой из семи обозначенных в карте характеристик. Необходимо составить возможно более детальное, точное и безоценочное описание того, что Вы наблюдаете во время занятия. После занятия на основании собранных данных наблюдения необходимо дать оценку степени выраженности каждой из характеристик по семибалльной шкале, обведя кругом соответствующую цифру в столбце “Балл”.
Приложение 2
Таблица 1. Карта наблюдения за педагогом, проводящим учебное занятие
Положительная характеристика |
Балл |
Отрицательная характеристика |
Примеры |
Доброжелательность |
7 6 5 4 3 2 1 |
Недоброжелательность |
|
Заинтересованность |
7 6 5 4 3 2 1 |
Безразличие |
|
Поощрение инициативы обучаемых |
7 6 5 4 3 2 1 |
Подавление инициативы |
|
Открытость (свободное выражение чувств, отсутствие «маски») |
7 6 5 4 3 2 1 |
Закрытость (стремление держаться за социальную роль, боязнь своих недостатков, тревога за престиж) |
|
Активность (все время в общении, держит обучаемых «в тонусе») |
7 6 5 4 3 2 1 |
Пассивность (не управляет процессом общения, пускает его на самотек) |
|
Гибкость (видит и быстро разрешает возникшие проблемы, конфликты) |
7 6 5 4 3 2 1 |
Жесткость (не замечает изменений в настроении аудитории, направлен как бы на себя) |
|
Дифференцированность (индивидуальный подход в общении) |
7 6 5 4 3 2 1 |
Отсутствие дифференци-рованности (нет индивидуального подхода) |
|
После заполнения карты наблюдения проведите количественное обобщение результатов. Для этого необходимо просуммировать все баллы – отдельно для наблюдения за собой и за другим студентом или педагогом – и проинтерпретировать их, используя следующий ключ.
45-49 баллов – очень высокая оценка.
44-35 баллов - высокая оценка.
34-20 баллов – средняя оценка.
19-11 баллов - низкая оценка.
10-7 - очень низкая оценка.
На основании результатов наблюдения составляется заключение. В нем необходимо проанализировать Ваши психологические особенности, значимые для выполнения педагогической деятельности. Характеристика представляет собой ответы на ряд приведенных ниже вопросов и структурирована согласна следующему плану.
Приложение № 3
Текст1. Характеристика педагогического метода наблюдения
Педагогическое наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебно-воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Оно отличается от бытового наблюдения, во-первых, планомерностью и конкретностью объекта наблюдения, во-вторых, наличием специфических приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях и пр.) и, в-третьих, последующей проверкой результатов наблюдения.
К достоинствам наблюдения по сравнению с некоторыми другими методами исследования можно отнести следующее:
только наблюдение предоставляет возможность судить о многих деталях "живого" педагогического процесса в их динамике;
оно позволяет фиксировать педагогические события непосредственно в момент их протекания;
наблюдением можно успешно пользоваться для оценки отдаленных последствий физического воспитания;
в результате наблюдения исследователь получает фактические сведения о событиях, а не мнения других лиц об этих событиях (как, например, при анкетировании);
наблюдающий независим от умения исследуемых оценивать свои действия, высказывать свое мнение (по сравнению, например, со всеми видами опроса).
К слабым сторонам педагогического наблюдения относятся:
наличие элементов субъективизма в анализе и оценке педагогических явлений и фактов со стороны наблюдателя;
недоступность наблюдению некоторых сторон деятельности занимающихся и преподавателя (например, мотивы деятельности, эмоциональное состояние и т.п.);
возможность получить только сравнительно малую выборку, что делает получаемые данные нерепрезентативными (например, по сравнению с анкетированием);
пассивность исследователя, не позволяющая ему активизировать те стороны деятельности занимающихся и педагогов, которые являются объектом изучения (по сравнению, например, с экспериментом).
Текст2. Объекты педагогических наблюдений
Объектами педагогических наблюдений могут быть лишь те стороны процесса физического воспитания, которые можно фиксировать, не нарушая процесса обучения и воспитания. Наблюдения становятся объективными только тогда, когда предметом изучения служит четко видимый факт (например, число и направленность замечаний учителя в ходе урока).
К возможным объектам педагогических наблюдений можно отнести:
задачи обучения и воспитания;
средства физического воспитания, их место в занятии (например, комплексы физических упражнений);
методы обучения и воспитания (например, методы слова и показа, интервальный метод и пр.);
поведение занимающихся и преподавателя;
характер и величину тренировочной нагрузки;
некоторые элементы техники выполнения движений;
тактические действия;
величины пространственных перемещений, занимающихся или снарядов: длину разбега, дальность полета диска и т.п.;
количественную сторону процесса: число гребков пловца, число шагов бегуна и т.п.
С помощью наблюдения не могут быть объективно изучены те моменты педагогического процесса, которые скрыты от взгляда исследователя. Другими словами, в тех случаях, когда при визуальной оценке возможны расхождения во взглядах, педагогическое наблюдение перестает быть достаточно объективным методом. Недопустимо, например, оценивать "на глаз" величину суставных углов, ритм движения, величину мышечных усилий и т.п. В подобных случаях необходимо использовать какие-либо приемы объективной регистрации, например, фото - и киносъемку.
Иногда уровень современных знаний не дает еще возможности для объективной регистрации какого-либо педагогического явления, хотя сам факт его существования не вызывает сомнений. Выразительность движений, их мягкость, наличие рационального расслабления или, наоборот, скованности - все это объективно существует, но не поддается строгой визуальной оценке и фиксации. Тем не менее в этих сложных условиях исследования есть специфические приемы объективизации педагогических наблюдений. Суть их сводится к тому, что наблюдение проводится одновременно несколькими экспериментаторами, которые, не общаясь друг с другом, оценивают в каких-либо условных единицах интересующий их показатель. Такое наблюдение наиболее объективно, а потому и наиболее предпочтительно при любых педагогических исследованиях. В этом случае используется тот же принцип, что и в судействе "на впечатление" в спортивной гимнастике, акробатике и в других видах спорта.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.