Коучинг
Тема |
ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПОХВАЛА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЗОНЫ АКТУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ И ЗОНЫ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА |
Цели |
Обсуждение «описательной похвалы», определение ситуаций способствующим переориентации с похвалы, ориентированной на личность «умница, молодец» на похвалу, ориентированную на процесс.
|
Ожидаемые результаты |
учителя проанализируют, что такое похвала; обсудят, полезна ли похвала; выяснят, как можно помочь ребенку ставить личные образовательные цели, используя метод описательной похвалы;
|
Ключевые идеи |
«Описательная похвала» дает возможность учить и воспитывать ребенка на максимуме его возможностей (зоне ближайшего развития). Умение строить модель-структуру описательной похвалы позволяет формировать у учащихся умения и желания учиться, развитие потребности в самоизменении, то есть формирование субъекта учебной деятельности. Субъект учебной деятельности - ученик, который считает, что задача решена, не когда найден правильный ответ, а когда стал понятным способ решения; который пытается воссоздать этот способ или изменить его в соответствии с условиями, решая другие задачи; который сопоставляет свои действия с заданным образцом, тем самым контролирует себя, который сам оценивает свой уровень овладения осваиваемыми способами действия и сам принимает решение о необходимости дополнительной подготовки. |
Ресурсы |
Презентация «Некоторые секреты педагогической похвалы», «Похвальное дело» Видеоролик с сайта: https://www.youtube.com/watch?v=jwFcS560UMw Использованы ресурсы интернета: http://ps.1september.ru/article.php?ID=200204906 http://www.medmoon.ru/rebenok/rebenok_nachal_sotrudnichat.html http://leninogorsk-rt.ru/ru/the-news/item/10055-kak-pravilno-hvalit-rebenka-12-pravil-dlya-soznatelnyih-roditeley.html?tmpl=component&print=1 http://tv-soyuz.ru/peredachi/uchimsya-rastit-lyubovyu-vypusk-ot-23-maya https://books.google.kz/books?id=ljNGBAAAQBAJ&pg=PT54&lpg=PT54&dq=%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4+%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9+%D0%BF%D0%BE%D1%85%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8B&source=bl&ots=dVSrmD1qIe&sig=a42TX9F9rdGOdpzyFPkD2oytG7c&hl=ru&sa=X&redir_esc=y#v=onepage&q=%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%20%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D1%85%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8B&f=false http://worldtutors.ru/wppage/4353-2 Маркеры, листы для флипчартов, ручки |
№ |
Деятельность коуча |
Деятельность участников |
Время |
Примечание |
|
Приветствие участников |
приветствуют друг друга, вступают в диалог |
2-3 минуты |
|
1 |
Разминка «Комплименты по кругу» |
Участники, стоя по кругу говорят слова одобрения, комплименты стоящим рядом, например, в направлении по часовой стрелке |
будет зависеть от количества участников (3-5 минут) |
Упражнение поднимает настроение и настраивает на позитивный лад |
2. |
Интеллектуальный и эмоциональный опыт. В течение 10 секунд посмотрите на картинку, изображенную на рисунке 1. Теперь посмотрите на картинку на рисунке 2 и подробно опишите, что вы видите. Видите ли вы женщину? Как вы думаете, какого она возраста? Как она выглядит? Как она одета? Как вы думаете, кто она такая? Выводы: Если всего десять секунд рассматривания картинки способны оказать такое влияние на то, как мы видим предмет, то, что же можно сказать о силе влияния нашего жизненного опыта! |
Рассматривают, объясняют, что видят на картинке, отвечают на вопросы; обсуждают элементы увиденного на картинке; продолжают делиться мнениями до тех пор, пока четко не покажут, что видят два изображения |
(3-4 минуты) |
|
3 |
Вступительное слово Когда не ладятся дела, Мне помогает похвала… …Не может быть двух мнений: Во мне проснулся гений!.. А. Барто Замечательное, доброе и показательное стихотворение. Простым детским языком передано, насколько влияет на ребенка похвала. Дети по своей природе чрезвычайно жадны до впечатлений. Это очень сложная работа, переориентироваться, переучиться с похвалы, ориентированной на личность «умница, молодец» на похвалу, ориентированную на процесс. Было бы очень полезно, чтобы и на уроках, и на родительских собраниях чтобы учителя говорили именно о достижениях детей, что и как конкретно они делают, показывали зону ближайшего развития детей, когда ребенок обучается и воспитывается на максимуме возможного для него (зоне ближайшего развития). Несомненно, такое сотрудничество стало бы взаимосотрудничеством школы-семьи и ребенка. Зачастую, мы досконально разбираем «плохое», ошибки, а хорошее проходит как само собой разумеющееся. А здесь совершенно другой подход. В «похвальном листе» четко прописано, что и как делает ребенок. Делая так же – чего он добьется в будущем. Ребенок четко понимает, что он делает хорошо. Предложенный подход к похвале смог бы быть полезен и во взрослой жизни: разорвать порочный круг, когда работник ждет похвалы, одобрения, комплимента, а руководитель считает, что таким образом может «перехвалить, расслабить» работника. И тот и другой воспринимают похвалу как успех, достигнутый за счет личных качеств. Обсуждая результаты профессиональных компетенций и компетентности работника, возможно, добиться новых результатов как в улучшении качества работы сотрудников, так и в поддержании эмоционально-психологического фона работника. Все понимают, какой отпечаток оставят на человеке оценочные похвалы и награды. Ведь, немало людей, которые зависимы от суждения других людей, вместо доверия своему жизненному опыту и самооценке. Правильная, т.е. оценочная похвала к себе, способна делать человека свободным, развивающимся. Необходимо учится культуре похвалы. Это влияет на ребенка, педагога, родителей, общество. «Культуре похвалы надо учиться всю жизнь». Я бы добавила слово «Всем». |
Создание безопасной и доверительной атмосферы
Слушают, вступают в диалог, задают вопросы и ищут ответы на поставленные |
3-4 минуты |
|
4 |
В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание — это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний. Задание участникам «Имбирный человечек» Каждый участник коучнга получает лист А4 на котором изображен «имбирный человечек», разделенный на две части: написать на одной из них слова, которыми поощряете, хвалите учащихся, а в другой слова – которыми ругаете. Выяснить у участников, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы. (ВАРИАНТЫ ответов, кто хочет зачитать?) В теории и практике воспитания широко распространена точка зрения, согласно которой всякое одобрение, похвала, выражение доверия и педагогическое воздействие, рассчитанное на стимулирование положительных эмоций воспитанника, принято называть поощрением. В педагогике обучения и воспитания есть много сложных проблем, но одной из ключевых и наиболее важных является проблема стимулирования, т.е. того, как воздействовать на ребёнка, чтобы добиться от него желаемого поведения. В определенном смысле, это средоточие основных трудностей, поисков, педагогических усилий, поскольку от эффективности стимулирования очень часто зависит весь успех педагогического процесса. |
Выполняется индивидуально каждым участником;
Делят лист бумаги на две части, записывают;
Мнение высказывают желающие
|
На выполнение работы 5 минуты |
|
5 |
Определение состава групп для дальнейшей работы |
Построившись в круг, рассчитываются по четыре. За каждый стол садятся одинаковые цифры. |
1-2 мин |
|
6 |
Для обсуждения 1. Как вы поощряете учеников? 2. Расскажите конкретно о том, что сделал один из ваших учеников и как вы его поощрили |
Обсуждают, делятся опытом |
Время зависит от числа выступающих |
|
7 |
Задание группам. Ответить на вопросы: · Как часто педагог использует похвалу в общении с ребенком · За что педагоги хвалят учеников · Как хвалят педагоги учеников · Как чаще всего хвалите своих учеников лично Вы · Когда педагоги хвалят учеников · Зачем педагог хвалит ребенка · Какой должна быть похвала, чтобы стимулировать субъектность ученика как держателя собственной образовательной программы |
У каждой группы таблицы с вопросами Обсуждают, отвечают. |
10 минут |
|
8. |
Обсуждение Каждый из нас уже знают, что есть мир вокруг, и есть его отражение (карта или картина) внутри нас. И в своих поступках мы ориентируемся по данной карте. Человек сможет изменить свою карту мира, во-первых, только если захочет, и во-вторых, только сам. |
Выдвигают версии своих ответов на вопросы Обсуждают, задают вопросы, ищут ответы |
5 минут |
|
9. |
Задание группам. · Как правильно. Как часто. За что. И зачем хвалить. · Какой вред и какая польза может быть от правильного или неправильного применения похвалы. · Какие виды похвалы существуют и как грамотно пользоваться этим разнообразием. · Как пользоваться методикой похвалы в зоне актуального развития. Как рождается индивидуальный образовательный запрос ребенка из похвалы. |
Учителя работают в группе, разрабатывают «похвальный лист». Затем, защита проекта от каждой группы (1 участник из группы) Соотносят свои мнения с реальным фактом |
3+2 мин |
|
10 |
Ознакомление с презентацией
Работа со всеми участниками: |
Просмотр презентации Учителя высказывают свои предположения, одновременно производится запись на ИД |
5-7 мин |
|
11 |
Рефлексия. Я ВЫРОС
· Коучер говорит, что каждый час своей жизни человек что-то приобретает – иногда это что-то положительное: новый опыт, знания, энергия; иногда отрицательное – стресс, бессонница или просто жирок. Коучер рисует символическое изображение человека с большой головой и большим животом (см. Рисунок) и просит группу подойти к рисунку и одним словом написать, что они приобрели хорошего на этом семинаре (в голове) и что плохого (в животе). После того, как все напишут свои варианты, коучер обобщает и обсуждает полученную оценку. |
|
3 мин |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.