Ценность моей жизни. О проблеме суицида среди детей и подростков

  • Мероприятия
  • doc
  • 26.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

коучинг
Иконка файла материала Эффективное планирование - залог успешности урока.doc

Тема  занятия:

«Эффективное планирование - залог успешности урока»

Общие  цели:

Актуализировать умение учителей правильно ставить  цели урока, соотносить цели урока и ожидаемый результат.

Результаты  обучения:

К концу коучинг - занятия учителя научатся ставить SMART – цели урока для того, чтобы ученик стал активным субъектом собственной учебной деятельности, т.е.  поставленная цель урока стала для него личностно-значимой и направляла его активность.

Ключевые  идеи: 

Постановка цели урока с позиции ученика позволяет  изменить принцип организации обучения и роль ученика в нем: от пассивного «объекта» знаний к активному «субъекту» познавательного процесса.

Ход занятия

 

Этапы занятия

Время

Задания. Действия коуча.

Действия участников сессии

Деление на группы

 

3 мин.

 

Учителям предлагаются карточки-погоны.  Происходит деление на группы «сержантский состав», «младший и старший офицерский состав», «высший офицерский состав»

Учителя делятся на три группы

Введение в тему коучинга

 

 

 

 

 

Вводное слово:

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

2 мин

Просмотр видеоролика «Свинка и печенье».

- Как вы можно назвать этот сюжет?

-Как вы думаете, чему будет посвящён наш коучинг?

 

 

 

 

    План урока - самый главный инструмент, с которым учитель идет на урок. Планирование начинается с целей и задач урока. Как учителя ставят цели к своим урокам?

    Цель урока – это заранее запланированный   результат, который должен быть достигнут не только учителем, но и учащимися в конце урока по завершении изучения темы, главы или раздела.

    В цели урока, ориентированной на ученика, формулируется ключевой результат, к которому должны стремиться учащиеся под руководством учителя.  

    Всем известно, что постановка целей – не самый любимый этап в деятельности педагога по подготовке к уроку. Чаще учитель, готовясь к уроку, учитель обращается к ресурсам Интернет для того, чтобы грамотно сформулировать цели урока. При этом он не задумывается над тем, что цели должны быть определены конкретным учителем для конкретного класса. И чужие цели в этом случае вряд ли подойдут.  Не надо думать, что это лишняя трата времени урока.

 Этап целеполагания - основополагающий на

уроке, так как позволяет учителю видеть план и результат своего воздействия на умы учеников. Занимает 2-3 минуты на уроке опытных учителей.

     Под целью урока большинство педагогов понимают ту цель, которую ставит перед собой и стремится достичь на уроке учитель. Учителя, исходя из собственного понимания, чего требуется достичь на уроке на определенную тему, ставят перед собой цель урока и в течение этого урока стремятся к ее достижению. При этом о постановке учебной цели для учащихся речь вообще не ведется.

     При постановке цели актуален вопрос: как сделать, чтобы каждый участник образовательного процесса мог ответить, чему научился ученик (не «узнал», а «научился делать»!)? Для чего вообще нужно ставить цели? Для того, чтобы понять, какие именно действия нам нужно совершить, то есть цель определяет смысл того или иного действия, чтобы знать ЧТО, ЗАЧЕМ и КАК делать.

Коллеги смотрят видеоролик, предлагают варианты названий, формулируют тему коучинга

«Мозговой штурм»

 

10 мин

По вопросу: Что такое цель урока и зачем она нужна?    Коуч предлагает коллегам составить кластер по теме «Цель урока»

Учителя составляют кластер, презентуют его.    

Знакомство с теоретическим материалом

10 мин

Коуч предлагает коллегам ознакомиться с теорией. (Приложение 1, презентация)

Учителя изучают материал по SMART- цели

 

 

Проанализируйте конспекты уроков.

Правильно ли сформулированы цели урока?

Ориентированы ли они на ученика?

 

Учителя знакомятся с планами - конспектами уроков НВП, взятых из ресурсов Интернет

Практическая часть занятия.

Постановка СМАРТ - целей

15 мин

Преобразуйте цель урока в СМАРТ - цель (слайд 6 в презентации, Приложение 2).

Учителя работают в группах, презентуют свои работы. Делают оценку своей работе

Рефлексия.

 

Рефлексия «Пятерочка»
Учителям  предлагается на листе обвести свою руку. 
Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. 
Большой палец – для меня важно и интересно 
Указательный палец - мне было трудно (не понравилось)
Средний – для меня было недостаточно 
Безымянный палец – мое настроение 
Мизинец – мои предложения

Работа на цветных листах бумаги

 

 

Приложение 1

Целеполагание является проблемой современного урока.

В чем суть проблемы?

  • Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела, идет подмена целей урока средствами их достижения. Приведем пример: на уроке истории, учитель показал целый фейерверк педагогических приемов, все дети были вовлечены в работу, урок хорошо оснащен наглядностью. Вот только осталось неясным: а какой вывод сделали ученики, что на уроке узнали?
  • Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учи­телем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.
  • Завышение цели. По масштабу цели можно разделить на локальные и глобальные. Традиционно на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Стратегические, глобальные цели образования изложены в законе «Об образовании» и других документах. Они диктуются требованиями общества, государства, Глобальные цели - это ориентиры человеческой деятельности.  Например, «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Если цель связана с конкретным уроком - это локальная цель.
  • Постановка собственной цели учителя. Учащиеся цель не ставят, поэтому им может быть на уроке не интересно.

Беседуя о целеполагании на уроке важно обратить внимание ещё на один момент. Ученики идут на урок со своими целями, а учитель – со своими. Чтобы урок получился результативным, цели нужно согласовать. Поэтому для личностно ориентированной модели обучения характерно включения самих учеников в процесс самоопределения на деятельность, на поиск ими личных смыслов по поводу изучаемого учебного материала, на постановку целей собственной деятельности.

                        Часто урок или этап изучения нового материала педагоги, обращаясь к ученикам, начинают словами: «Цель нашего урока…» и проговаривают дальше, например, «научиться рисовать пейзаж». Совершенно понятно, что это цель учителя, лишь формальная, ничего не значащая фраза. Совершенно не обязательно. Что такая же цель возникнет у учеников. Так же малополезна запись учителем своей цели на доске (слайде). А между тем известно, что деятельность без принятой цели не является полноценной и достаточно эффективной.

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 2

Алгоритм постановки целей:

1.      Определение исходного уровня подготовки обучающихся (того, что они знают).

2.      Выявление содержания знаний, недостающих для усвоения последующего учебного материала (того, что не знают обучающиеся).

3.      Оценка возможностей школьников и собственных возможностей учителя.

4.      Определение того содержания знаний, которое может быть усвоено обучающимися за урок.

5.      Формулирование целей урока и учебных задач, то есть того, чему обучающиеся могут научиться в ходе занятия. 

 

 

Ошибки при формулировании цели урока:

Суть ошибки

Как нельзя формулировать

Подмена цели содержанием

«Познакомить учащихся с…», «Научить…»

Подмена методом обучения

«Рассказать учащимся о…»  

«Показать учащимся…», «Провести наблюдение….»

Подмена цели процессом деятельности

«Выполнить практическую работу…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Как формулировать цели разных уроков?

Тип урока

Примеры формулирования целей

Урок знакомства с новым учебным материалом

- учащиеся должны иметь представление о …

- учащиеся должны иметь общие понятия о …

- учащиеся должны распознавать …

Урок усвоения нового материала

- учащиеся должны понимать содержание…

- учащиеся должны ориентироваться в причинно-следственных связях…

- учащиеся должны уметь выявлять закономерности…

Урок формирования новых умений

- учащиеся должны уметь применять знания в стандартной ситуации…

- учащиеся должны уметь самостоятельно выполнить задание…

- учащиеся должны уметь раскрыть способ выполнения задания…

Урок закрепления нового материала

- учащиеся должны знать…

- учащиеся должны уметь (решить, провести анализ, сформулировать)

- учащиеся должны уметь воспроизводить полученные знания…

Урок систематизации и обобщения учебного материала

- учащиеся должны знать…

- учащиеся должны уметь систематизировать учебный материал…

- учащиеся должны уметь делать обобщение…

Урок проверки и оценки знаний

В зависимости от уровня контроля (знакомство, репродуктивный уровень, творческий уровень):

- учащиеся должны уметь узнавать при внешней опоре…

- учащиеся должны воспроизводить по образцу…

- учащиеся должны уметь воспроизводить по предложенному алгоритму…

- учащиеся должны уметь осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию…

- учащиеся должны владеть компетенцией…

 


 

   Традиционный

подход 

к целеполаганию

Целеполагание «от ученика»

Задачи этапа урока

(микроцели)

Научить...,

ознакомить учащихся с …

будут знать

узнают…

вспомнят…

выработать умения …

будут уметь

повторят…

научатся…

закрепить навык

приобретут навык

закрепят…

поупражняются…

воспитывать интерес к предмету

смогут поразмышлять …

задуматься о …

смогут проявить …

поразмышляют…

продемонстрируют…

Алгоритм анализа цели урока:

1. Определить краткость, четкость и простоту формулировки цели;

2. Определить заложен ли в формулировке конечный результат, т.е. диагностична ли цель;

3. Определить, чем вызвана постановка цели урока: требованиями учебной программы, интересом учащихся и т.д.

4. Какова связь цели с темой урока, т.е. перспективна ли цель;

5. Определить степень осознанности учителем цели;

6. Выяснить реальность достижения цели;

7. Определить соотносимость цели, содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности на уроке;

8. Определить отсутствие (наличие) разрыва между целью и результатом.

 В конце урока ученики смогут…

Обобщить...
Классифицировать...
Выделить...
Привести пример...
Использовать...
Применить...
Установить связь...
Определить...
Сконструировать...
Выбрать...
Сопоставить...
Связать...
Показывать связь между...
Объяснить связь между...
Подсчитать...

Найти...
Спроектировать...
Озаглавить...
Оспорить заголовок...
Сократить...
Расширить...
Распространить...
Уменьшить...
Отсортировать...
Создать...
Подтвердить...
Подтвердить свою мысль о...
Объяснить свою мысль о...
Сравнить...
Противопоставить...

Поддержать мысль...
Оценить...
Рассмотреть...
Сконструировать...
Прийти к заключению...
Презентовать...
Выяснить...
Вынести суждение о...
Установить...
Проанализировать...
Присоединить...
Сформировать...
Прокомментировать...
Запомнить...
Вспомнить...
Задать вопрос о...
Выбрать вопрос, который...