Образ русалки в живописи, музыке и произведениях отечественной литературы. (По новелле О. Сомова "Русалка")
Оценка 4.9

Образ русалки в живописи, музыке и произведениях отечественной литературы. (По новелле О. Сомова "Русалка")

Оценка 4.9
Разработки уроков
русская литература
7 кл
30.06.2017
Образ русалки в живописи, музыке и  произведениях отечественной литературы. (По новелле О. Сомова "Русалка")
Словесность народа есть говорящая картина его нравов, обычаев и образа жизни О.М. Сомов Задачи урока: На протяжении нескольких уроков мы будем анализировать новеллу О.М. Сомова «Русалка». Чтобы наше восприятие этого произведения было объективным, мы рассмотрим его с определенных ракурсов. Например, в контексте творчества писателя, то есть выясним, какие темы и образы привлекали О.М. Сомова, кроме русалки. Но сегодня я выношу на обсуждение обзорную тему «Образ русалки», и сегодня мы должны ответить на вопрос: почему у каждого автора – писателя, поэта, композитора, художника - своя русалка? Какими характеристиками наделяют своих русалок эти авторы? Обратите внимание на эпиграф. Исходя из его смысловой нагрузки, постарайтесь сформулировать задачу на урок. (Сомов обратился к фольклору и постарался воссоздать национальный колорит в своем произведении) И сегодня мы постараемся бережно, с доверием и любовью отнестись к малороссийскому преданию о Русалке - Горпине. I этап урока я бы хотела посвятить обзору проблемы: «Образ русалки в народных преданиях и литературе» 1. Каковы народные представления о русалках? 2. Почему люди верили в чудеса, потусторонний мир? 3. Откуда берёт истоки фантастика в литературе? 4. Почему художники обращались к образу русалок в своем творчестве? (Репродукции картин) 5. Как построен художественный мир новеллы Сомова? (использует два вида условности) 6. Как сосуществуют между собой фантастика и реальность в фольклоре? (В народных сказках чудесное и естественное приравнены — это один мир, и присутствие чудесного не составляет никакой тайны). 7. К какому миру принадлежала Горпинка? ( Горпинка принадлежала реальному миру, но злополучная судьба героини переносит ее в фантастический мир. Девушка Горпинка стала русалкой) 8. Именно образы сверхъестественного пленяли и вдохновляли поэтов и писателей. Кто является автором знаменитой «Русалочки»? (Всем известна «Русалочка» Андерсена. Символом Дании — Копенгагена — стала бронзовая Русалочка. Сидит она на каменной глыбе у входа в копенгагенский порт, как бы приветствуя заходящие сюда корабли. Моряки со всего света дарят ей цветы). 9. В отечественной литературе мы тоже найдём немало произведений, где центральным образом является русалка. Назовите их вместе с именами авторов. («Иван-да-Марья» А.К. Толстого, драма «Русалка» А.С. Пушкина) II. Ребята, каждый урок литературы насыщен богатой терминологией, она расширяет ваш кругозор, прививает навыки обобщения и анализа, настраивает на правильный ход мысли. Именно поэтому и на сегодняшнем нашем уроке работает Лексический словарь Задания: 1. Изучить рабочие термины; 2. Сформулировать свои определения к трем терминам по рядам; 3. В чем особенность терминологического состава урока? А) Либре́тто (от итал. libretto «книжечка») — литературная основа большого музыкального сочинения, светского или духовного характера, например оперы, балета, мюзикла. Сюжетами для либретто служат, в основном, литературные произведения, адаптированные под музыкально-сценические требования. Б) Ариозо (итал. arioso, от aria — ария) - сольный вокальный эпизод в опере, обычно меньшего размера, чем ария, и написанный в более свободной форме. В) Контекст – отрывок текста или речи, необходимый для определения смысла входящего в него слова или фразы. Г) Предание (источники: Литературная энциклопедия, БСЭ) Предание - в народнопоэтическом творчестве - повествование, содержащее сведения о реальных лицах и событиях. Возникнув из рассказов очевидцев, П. при передаче удаляется от фактической первоосновы, подвергаясь вольной поэтической интерпретации. П. сближается со сказкой и легендой. Предание по-другому называют "быль", "бывальщина" — "народное сказание". Цель народного П. — закрепить в потомстве прошлое, поэтому в соответствующей среде к нему относятся обычно с известным доверием (в отличие напр. от сказки и анекдота, которым не верят). Эти повести основаны на русских крестьянских поверьях. Д) Миф Е) Словесность Ж) Национальный колорит III. На ваших партах также лежит Мистический словарь. С какой целью он разработан? Русалка Колдун Зеленая неделя (Троицына неделя) Обряд над Горпинкой. Какую задачу ставил перед собой Сомов? Задание. Составьте отзыв о мистической словаре: положительные отзывы, пожелания и рекомендации (возможно, вы бы что-нибудь добавили), замечания. Следующий этап урока будет носить условное название «Три тезиса». Его суть заключается в том, чтобы составить портрет нашей русской русалки, опираясь на литературные произведения А.С. Пушкина, а именно на его балладу и драму с одноименным названием, а также сказку-миф А.Н. Толстого «Иван-да-Марья». №1 Пушкин Александр Сергеевич Русалка Днепровское дно Русалка Послушай, дочка. Нынче на тебя Надеюсь я. На берег наш сегодня Придет мужчина. Стереги его И выдь ему навстречу. Он нам близок, Он твой отец. Дочь Тот самый, что тебя Покинул и на женщине женился? Русалка Он сам; к нему нежнее приласкайся И расскажи всe то, что от меня Ты знаешь про свое рожденье; также И про меня. И если спросит он, Забыла ль я его иль нет, скажи, Что все его я помню и люблю И жду к себе. Ты поняла меня? Дочь О, поняла. Русалка Ступай же. (Одна) С той поры, Как бросилась без памяти я в воду Отчаянной и презренной девчонкой И в глубине Днепра-реки очнулась Русалкою холодной и могучей, Прошло семь долгих лет – я каждый день О мщеньe помышляю... И ныне, кажется, мой час настал. Задание. Какой ракурс нашел А.С. Пушкин для изображения своей русалки в этой драме? Прослушивание ариозо Наташи из фильма-оперы Даргомыжского «Русалка». Ваши впечатления? Почему композитор обратился к этому литературному источнику и даже написал к нему либретто? №2 Народные поверья серьезно изучались А.Н.Толстым и послужили ему своеобразным строительным материалом при создании "Русалочьих" и "Сорочьих сказок". Так, в сказке "Иван да Марья" талантливо использованы разнообразные народные представления о русалках. Марью, сестру Ивана, русалки затягивают в озеро и превращают в русалку, а потом – в липку. "Царь водяной меня в жены взял, теперь я древяница, а с весны опять русалкой буду", - жалуется сестра брату. Иван добывает Полынь-траву, бросает ее в лицо водяному и в липу - и Марья возвращается к нему. Задание. Вспомните, от чего зависели метаморфозы Марьи? В чьих руках была судьба Марьи? №3 А.С. Пушкин РУСАЛКА (баллада) Над озером, в глухих дубровах, Спасался некогда Монах, Всегда в занятиях суровых, В посте, молитве и трудах. Уже лопаткою смиренной Себе могилу старец рыл - И лишь о смерти вожделенной Святых угодников молил. Однажды летом у порогу Поникшей хижины своей Анахорет молился богу. Дубравы делались черней; Туман над озером дымился, И красный месяц в облаках Тихонько по небу катился. На воды стал глядеть Мoнax. Глядит, невольно страха полный; Не может сам себя понять... И видит: закипели волны И присмирели вдруг опять... И вдруг... легка, как тень ночная, Бела, как ранний снег холмов, Выходит женщина нагая И молча села у брегов. Глядит на старого Монаха И чешет влажные власы. Святой Монах дрожит со страха И смотрит на ее красы. Она манит его рукою, Кивает быстро головой... И вдруг - падучею звездою - Под сонной скрылася волной. Всю ночь не спал старик угрюмый И не молился целый день - Перед собой с невольной думой Всё видел чудной девы тень. Дубравы вновь оделись тьмою; Пошла по облакам луна, И снова дева над водою Сидит, прелестна и бледна. Глядит, кивает головою, Целует из дали шутя, Играет, плещется волною, Хохочет, плачет, как дитя, Зовет Монаха, нежно стонет... "Монах, Монах! Ко мне, ко мне!..." И вдруг в волнах прозрачных тонет; И всё в глубокой тишине. На третий день отшельник страстный Близ очарованных брегов Сидел и девы ждал прекрасной, А тень ложилась средь дубров... Заря прогнала тьму ночную: Монаха не нашли нигде, И только бороду седую Мальчишки видели в воде. <1819?> Задание. Какой ключевой характеристикой наделяет русалку А.С. Пушкин в балладе «Русалка»? Почему эту балладу напечатали только через десять лет после ее написания? Сделаем выводы. Какой видели русалку наши соотечественники? Итак, "Литературные" русалки, пожалуй, не менее разнообразны, чем подлинно фольклорные. Время, мода, интересы и мировидение, индивидуальный стиль, художественные задачи делали образ русалки сугубо личностным для каждого автора. В этом смысле не будет ошибкой сказать: сколько произведений о русалках, столько и разных русалок.
Публикация состоит из частей:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.