Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ЧИСЛО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Русский язык
Урок 78 (70).
Тема: Образование множественного числа имён существительных:
– развитие умений анализировать омонимичные окончания форм единственного и множественного числа, определять
особые случаи образования форм множественного числа от единственного (с наращением, заменой суффиксов, от других
основ).
– развитие чувства языка на основе контекстного подбора нужных форм числа.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Формирование УУД,
Ход урока
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 4
Языковая разминка.
1. Письмо по памяти.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
(С. Есенин)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
© ООО «Баласс», 2013
1Задания после записи:
– Надпишите над существительными их род.
– Составьте и запишите предложение со словом берёза.
2. Проверка домашнего задания.
– Вспомните, какие «ученики» были в птичьей школе (по упр. 2, с. 41).
Сколько их было? Какие формы числа это передают?
– Запишите слова по памяти. Выделите окончания.
– Могут ли быть такие окончания в единственном числе? (Только а.)
1 3 3
– Откройте учебник на с. 36 (упр. 257). Посмотрите на словасхемы.
«Расшифруйте» их.
– Какие окончания могут быть во множественном числе?
– А в единственном?
– Определите тему урока. (Запись на доске:
существительных в единственном и множественном числе.)
План.
Учитель вместе с детьми составляет план.
Окончания имён
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план,
планировали свою деятельность.)
3 4 6 1 3
1. Работа в учебнике.
1. Упр. 258 – развивается умение самостоятельно подбирать разные
формы слов с одинаковыми окончаниями.
Выполняют устно под руководством учителя.
Сначала ученики называют признаки имени существительного по
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
III. Развитие
умений.
© ООО «Баласс», 2013
2окончанию (см. подсказку в упр. 257), потом приводят примеры слов.
2.
Упр. 259 – развивается умение образовывать формы
множественного числа от единственного, в которых наращивается
суффикс [й’] (появляется разделительный ь).
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности.
обозначают
самостоятельно,
С комментарием разбираются 1–2 примера, затем ученики
выполняют
орфограмму,
подчёркивают буквы чередующихся согласных.
3. Упр. 260. Творческое задание – развивается умение выбирать число
имён существительных с опорой на синтаксические связи слов.
– Прочитайте стихотворение Б. Заходера про себя, затем вслух.
– О чём оно? (О пользе дождика.)
– С чем автор сравнивает звуки дождя? (С песенкой.)
– Какое существительное – в форме единственного или множественного
числа – нужно вставить в 1м предложении? Как догадались?
(Далее идёт строчка: «Только кто её (ед. ч.) поймёт» – т.е. она
(песенка), слово должно быть употреблено в форме единственного
числа.)
– Какие ещё слова помогают определить число имён существительных?
(Поймут, оно.)
Списывание стихотворения и выделение окончаний у
существительных во множественном числе.
2. Сравнение форм единственного и множественного числа.
1. Упр. 261 – наблюдение над новой закономерностью при образовании
форм множественного числа имён существительных, называющих
детёнышей животных, – смена суффикса ёнок на ят.
Задание выполняют по «шагам»:
© ООО «Баласс», 2013
3– Что обозначают все записанные в столбик слова?
– А почему они записаны в 2 столбика? Выделите окончания.
– Чем, кроме окончаний, отличаются эти слова? (Суффиксами.)
– Выделите суффиксы.
– Сделайте вывод: что происходит при образовании множественного
числа у существительных, называющих детёнышей животных?
(Суффиксы онок, ёнок заменяются суффиксами ат, ят.)
2. Упр. 262 – наблюдение над особенностью образования форм
множественного числа, связанной со сменой основы слова.
– Почему слова объединены в пары?
– В чём их особенность? (Это разные слова, у них разные основы.)
– Как вы думаете, таких слов много в языке? (Таких слов мало, другие
примеры привести трудно.)
– Сделайте вывод: как могут образовываться формы множественного
числа? (Форма множественного числа может иногда образовываться от
другой основы (другого слова): человек – люди; ребёнок – дети.)
Таких слов в языке мало.
3. Комплексное повторение.
Запись под диктовку.
Маленький рысёнок весело бегает, прыгает в густой траве.
– Обозначьте орфограммы.
– Надпишите над каждым словом, какая это часть речи.
– Разберите по составу слово рысёнок.
– Надпишите над одушевлённым существительным букву о, а над
неодушевлённым – букву н.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
© ООО «Баласс», 2013
4самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
4 4
– Как изменяются имена существительные?
– Что интересного, нового вы узнали об образовании форм
множественного числа некоторых имён существительных?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
IV. Итог урока.
V. Домашнее
задание.
1. Упр. 5, с. 42.
2. Задание № 9, тема 7 в рабочей тетради.
Деятельность учеников:
Определять грамматические признаки имён существительных.
Определять начальную форму имени существительного.
Наблюдать за использованием имён существительных в речи.
© ООО «Баласс», 2013
5© ООО «Баласс», 2013
6