Образование множественного числа имён существительных:

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Иконка файла материала konsp_rus_3kl_ur78_+.doc
ЧИСЛО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Русский язык Урок 78 (70). Тема: Образование множественного числа имён существительных:   –  развитие умений анализировать омонимичные окончания  форм единственного и множественного числа, определять особые случаи образования форм множественного числа от единственного (с наращением, заменой суффиксов, от других основ).  – развитие чувства языка на основе контекстного подбора нужных форм числа. П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Формирование УУД, Ход урока ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 3  4   Языковая разминка. 1. Письмо по памяти. И стоит берёза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. (С. Есенин) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать  выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте  © ООО «Баласс», 2013 1Задания после записи: – Надпишите над существительными их род. – Составьте и запишите предложение со словом берёза. 2. Проверка домашнего задания. – Вспомните, какие «ученики» были в птичьей школе (по упр. 2, с. 41). Сколько их было? Какие формы числа это передают? – Запишите слова по памяти. Выделите окончания. – Могут ли быть такие окончания в единственном числе? (Только ­а.)  1  3  3  –  Откройте учебник на с. 36 (упр. 257). Посмотрите на слова­схемы. «Расшифруйте» их. – Какие окончания могут быть во множественном числе? – А в единственном? –  Определите   тему   урока.   (Запись   на   доске: существительных в единственном и множественном числе.) План. Учитель вместе с детьми составляет план.  Окончания   имён – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.) 3  4   6  1  3 1. Работа в учебнике. 1. Упр. 258 – развивается умение самостоятельно подбирать разные формы слов с одинаковыми окончаниями. Выполняют устно под руководством учителя. Сначала   ученики   называют   признаки   имени   существительного   по учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё  предположение на основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.  III. Развитие  умений. © ООО «Баласс», 2013 2окончанию (см. подсказку в упр. 257), потом приводят примеры слов. 2.  Упр.   259   –   развивается   умение   образовывать   формы множественного числа от единственного, в которых наращивается суффикс [й’] (появляется разделительный ь). 3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению  и целенаправленной познавательной  деятельности.   обозначают   самостоятельно, С   комментарием   разбираются   1–2   примера,   затем   ученики выполняют   орфограмму, подчёркивают буквы чередующихся согласных. 3. Упр. 260. Творческое задание – развивается умение выбирать число имён существительных с опорой на синтаксические связи слов. – Прочитайте стихотворение Б. Заходера про себя, затем вслух. – О чём оно? (О пользе дождика.) – С чем автор сравнивает звуки дождя? (С песенкой.) – Какое существительное – в форме единственного или множественного числа – нужно вставить в 1­м предложении? Как догадались? (Далее   идёт   строчка:   «Только   кто   её  (ед.   ч.)  поймёт»   –   т.е.  она (песенка), слово должно быть употреблено в форме единственного числа.) – Какие ещё слова помогают определить число имён существительных? (Поймут, оно.) Списывание   стихотворения   и   выделение   окончаний   у существительных во множественном числе. 2. Сравнение форм единственного и множественного числа. 1. Упр. 261 – наблюдение над новой закономерностью при образовании форм   множественного   числа   имён   существительных,   называющих детёнышей животных, – смена суффикса ­ёнок­ на ­ят­. Задание выполняют по «шагам»: © ООО «Баласс», 2013 3– Что обозначают все записанные в столбик слова? – А почему они записаны в 2 столбика? Выделите окончания. – Чем, кроме окончаний, отличаются эти слова? (Суффиксами.) – Выделите суффиксы. –  Сделайте   вывод:   что   происходит   при   образовании   множественного числа у существительных, называющих детёнышей животных? (Суффиксы ­онок­, ­ёнок­ заменяются суффиксами ­ат­, ­ят­.) 2.  Упр.   262   –   наблюдение   над   особенностью   образования   форм множественного числа, связанной со сменой основы слова. – Почему слова объединены в пары? – В чём их особенность? (Это разные слова, у них разные основы.) – Как вы думаете, таких слов много в языке? (Таких слов мало, другие примеры привести трудно.) –  Сделайте   вывод:  как  могут  образовываться   формы  множественного числа? (Форма множественного числа может иногда образовываться от другой основы (другого слова): человек – люди; ребёнок – дети.) Таких слов в языке мало. 3. Комплексное повторение. Запись под диктовку. Маленький рысёнок весело бегает, прыгает в густой траве. – Обозначьте орфограммы. – Надпишите над каждым словом, какая это часть речи. – Разберите по составу слово рысёнок. –  Надпишите   над   одушевлённым   существительным   букву  о,   а   над неодушевлённым – букву н. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма © ООО «Баласс», 2013 4самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. 4  4 – Как изменяются имена существительные? – Что интересного, нового вы узнали об образовании форм  множественного числа некоторых имён существительных? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? IV. Итог урока. V. Домашнее  задание. 1. Упр. 5, с. 42. 2. Задание № 9, тема 7 в рабочей тетради. Деятельность учеников:  Определять грамматические признаки имён существительных.  Определять начальную форму имени существительного.  Наблюдать за использованием имён существительных в речи. © ООО «Баласс», 2013 5© ООО «Баласс», 2013 6