На слайде представлены пословицы (можно раздать на парты):
Не вырастишь овощей, не сваришь щей. У труса и от тени дрожат колени. Умная голова не скажет пустые слова. В труде рождаются герои.
– Выпишите из пословиц имена существительные во множественном числе. Обозначьте орфограммы.
– Прочитайте записанные слова. (Овощи, щи, колени, слова, герои.)
– Почему каждое из этих слов может быть лишним? (Герои – одушевлённое имя существительное; овощи – начинается на букву гласного; слова – проверяемая буква безударного гласного в корне; колени – больше всего – 6 букв, щи – меньше всего – 2 буквы.)
ЧИСЛО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Русский язык
Урок 77 (70).
Тема: Образование множественного числа имён существительных:
– развитие умений определять число, образовывать форму множественного числа от единственного и единственного от
множественного, подбирать существительные единственного и множественного числа, выделять окончания.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Формирование УУД,
Ход урока
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 4
1. Словарная работа.
На слайде представлены пословицы (можно раздать на парты):
Не вырастишь овощей, не сваришь щей. У труса и от тени дрожат
колени. Умная голова не скажет пустые слова. В труде рождаются
герои.
– Выпишите из пословиц имена существительные во множественном
числе. Обозначьте орфограммы.
– Прочитайте записанные слова. (Овощи, щи, колени, слова, герои.)
– Почему каждое из этих слов может быть лишним? (Герои –
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
© ООО «Баласс», 2013
1II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
одушевлённое имя существительное; овощи – начинается на букву
гласного; слова – проверяемая буква безударного гласного в корне;
колени – больше всего – 6 букв, щи – меньше всего – 2 буквы.)
1 3 3
– На основе выписанных слов сформулируйте тему и цель урока.
(Существительные во множественном числе.)
Цель: научиться определять число имён существительных, находить
существительные во множественном числе,
образовывать
множественное число.
Ученики могут назвать любую цель, её нужно зафиксировать на
доске.
В конце урока (при подведении итогов) проверить, правильно ли
сформулировали цель, какие результаты получили, соответствуют
ли они цели.
План.
Учитель вместе с детьми составляет план.
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план,
планировали свою деятельность.)
III. Развитие
умений.
3 4 6 1 3
1. Работа в учебнике.
1.
множественного числа от единственного и наоборот.
1) Сначала ученики проговаривают слова, которые образовали, затем
Упр. 253 – развивается умение образовывать формы
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
© ООО «Баласс», 2013
2самостоятельно записывают, выделяют окончания у слов во
множественном числе.
2) Разбор слов по составу:
старик платья
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности.
3) Звукобуквенный анализ слова знаю.
зна|ю – 4 б.
[знай'у] – 5 зв.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
2. Проблемный вопрос:
– Как определить род имени существительного во множественном
числе?
Упр. 254 – развивается умение определять род существительных,
имеющих форму множественного числа. Выполняется под
руководством учителя по «шагам» в задании.
Вывод: чтобы определить род существительного во множественном
числе, надо сначала поставить его в форму единственного числа.
© ООО «Баласс», 2013
33. Упр. 255, 256 – развивается умение самостоятельно подбирать
существительные единственного и множественного числа,
определять род, одушевлённость/неодушевлённость.
Выполняются самостоятельно по вариантам по образцу, данному в
каждом упражнении.
4. Запись под диктовку.
Зима
Зима. Идёт мягкий снег. Снежные хлопья легли на землю и крыши
домов. Снег одел в пушистые рукавицы кусты и деревья. Хорошо
ходить по лесу в тихий денёк. Вот ком снега упал на землю. В воздухе
долго дрожит снежная пыль. (По Г. Скребицкому)
Задания:
1. Выделите корни в однокоренных словах.
2. Выделите окончания у существительных во множественном
числе.
3. Подчеркните существительные мужского рода красным цветом,
женского рода – зелёным, а среднего – простым карандашом.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
© ООО «Баласс», 2013
4– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
IV. Итог урока.
4 4
– Вспомните, какую цель поставили на уроке. Какие ещё задачи решали?
Какие получены результаты? Соответствуют ли они целям?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
Упр. 2, с. 40.
Деятельность учеников:
Определять грамматические признаки имён существительных.
Определять начальную форму имени существительного.
Наблюдать за использованием имён существительных в речи.
© ООО «Баласс», 2013
5