Министерство образования и науки РСО-Алания
структурное подразделение РДДТ им. Б.Е. Кабалоева «Центр «Заря
Рассмотрено Протокол Педагогического совета № от
|
Утверждаю Директор ГБУДО РДДТ им.Б.Е. Кабалоева _________________ А.С. Мзокова Приказ № от.
|
ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Срок реализации программы – 5 лет
Возраст обучающихся 6 – 23 года
Составитель - Промская В.А.
Тьютор
Владикавказ 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка.
1 Нормативно-правовая база.- стр.3
2 Паспорт программы.- стр.5
3 Концептуальные основы. Общая стратегия решения проблемы.- стр. 5
4 Основные цели и задачи программы.- стр.6
5 Стратегические направления программы.- стр. 7
6 Этапы реализации программы.- стр.8
7 Формы работы с одаренными детьми.- стр.9
8 Принципы построения программ для одарённых детей.- стр. 10
9 Участники реализации программы.- стр.11
10 Ожидаемые результаты.- стр.12
11 Критериальная база.- стр.12
12 План реализации направлений программы «Одаренные дети» на 2020-2025г.г.- стр. 14
Заключение.- стр. 18
Список используемой литературы. – стр. 18
Приложения. – стр. 20
3
Пояснительная записка
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования. Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей, специальных групп на базе образовательных организаций в дополнительном образовании. Существует возможность и другого – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать , не выводя его круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов дополнительного образования состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одаренный ученик- это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).
Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми. Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории обучающихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности. Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствии не востребованности. В структуру программы входят следующие разделы.
Для дальнейшего развития системы работы с одарёнными детьми, необходимо отметить существование проблем в организации работы с одарёнными детьми:
- неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одарённости;
- отсутствие чётко отработанной, стройной системы работы с одарёнными детьми;
- недостаточный уровень психолого-педагогических знаний по проблеме одарённости у педагогических работников и родителей обучающихся;
- недостаточное количество реализуемых в данном направлении дополнительных образовательных программ;
- недостаточное финансирование учебно-воспитательного процесса и организационно-массовых мероприятий, адресованных одарённым обучающимся.
4
Поскольку у педагогов отсутствует четкая образовательная программа, недостаточно знаний по проблеме одаренности, качество обучения, несомненно, занижено.
Дополнительное образование – процесс непрерывный. Индивидуально – личностная основа деятельности структурного подразделения «Центр «Заря» позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени и решать одну из основных задач дополнительного образования: выявление, развитие и поддержку одаренных детей. Реализация Программы позволяет систематизировать работу с одаренными обучающимися, поднимая ее на более качественный уровень.
Признание коллективом нашего учреждения того факта, что реализация системы работы с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения, стало основанием для определения цели Программы.
5
1. Нормативно-правовая база.
При проектировании и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Одаренные дети» были учтены положения и требования следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012. № 273;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р;
- «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» (утв. Президентом РФ 03.04.2012г.);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
- СанПинН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41).
2. Паспорт программы
Наименование программы |
«Одаренные дети» |
Основания для разработки программы |
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 г.г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 14 мая 2013 г. № 792. |
Цель программы |
Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в «РДДТ им. Б.Е. Кабалоева структурном подразделении «Центр «Заря» |
Срок реализации программы |
2020-2025 годы |
Исполнители основных мероприятий программ |
Тьютор по работе с ОД, педагоги дополнительного образования, педагог-психолог. |
Соисполнители |
Обучающиеся творческих объединений, родители обучающихся. |
Ожидаемые результаты |
- увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка; - создание индивидуальных образовательных программ; - повышение квалификации и объединение педагогов, работающих с одаренными детьми;
|
Система контроля исполнения программы |
Контроль в рамках программы осуществляется администрацией и методическим советом РДДТ им. Б.Е. Кабалоева. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методических объединений, педагогических советах, родительских собраниях. |
6
3. Концептуальные основы. Общая стратегия решения проблемы.
Современные тенденции социального развития ставят перед образовательными учреждениями дополнительного образования новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления- будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.
При разработке программы «Одаренные дети» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные понятия.
Одаренная личность- личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство). Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциальное успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей- «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться. Ведущим компонентом одаренности является мотивационный.
Познавательная деятельность занимает в структуре одаренной личности доминирующее положение и отличается большой силой, устойчивостью, и действенностью. Отличие личностей просто с высоким уровнем способностей от одаренных состоит именно в различии уровня, силы и доминирования мотивации. Именно благодаря более высокому уровню мотивации одаренная личность добивается более значительных результатов, чем другая, имеющая порой более высокий уровень способностей.
Одаренность может проявляться:
· как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких детей составляет примерно 1-3% от общего числа таких детей;
· как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;
· как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в деятельности данного ребенка , но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа обучающихся.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
1 Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического
7
процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
2 Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
3 Деятельностный подход. Деятельность- основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
4 Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
4. Основные цели и задачи программы.
Основная цель программы «Одаренные дети» заключается в создании условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в структурном подразделении «Центр «Заря», а также в создании среды, способствующей формированию и максимально полной реализации творческих способностей в различных областях науки и искусства.
Задачами данной программы являются:
- обеспечение условий всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми в базовых группах, предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;
- адаптация одаренных детей к изменяющимся социально-экономическим условиям, воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из своих интересов;
- «конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность у большинства обучающихся, стимулирование познавательного процесса;
- учет индивидуальности каждого обучающегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;
- разработка системы диагностики одаренных детей, обеспечение информационно-методического и программного сопровождения, кадровых условия для работы с одаренными детьми;
8
- обеспечение нормативно-правовой базы, позволяющей эффективную социально-педагогическую работу с одаренными детьми.
5. Стратегические направления программы.
1. Создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми (внедрение передовых образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, материально-технической базы);
2. Методическое обеспечение работы с одаренными детьми (повышение уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом педагогов дополнительного образования, работающих с одаренными детьми, научно-методическое и информационное обеспечение программы);
3. Мероприятия по работе с одаренными детьми (участие способных и одаренных детей в мероприятиях Центра, города, республики).
Психолого-педагогическое направление- обеспечивает создание подсистемы диагностики одаренности обучающихся Центра и организацию эффективного функционирования этой системы.
Научно-методическое и образовательное направление- осуществляет апробацию и внедрение методических разработок в психолого-педагогическую практику, поиск и внедрение наиболее эффективных технологий работы с одаренными детьми. Создание и организация работы интеллектуального клуба обучающихся Центра «Sunrise Club». Переподготовка кадров.
Социально-экономическое направление- осуществляет поддержку одаренности через организацию разнообразных конкурсов, фестивалей, концертов, интеллектуальных марафонов.
В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы.
Координационное направление:
- организация работы всего педагогического коллектива Центра;
- интеграция в рамках данного направления деятельности структурного подразделения «Центр «Заря»;
- обеспечение нормативно-правовой базы;
- ресурсное обеспечение;
- контроль и анализ деятельности.
Диагностическое направление:
-формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;
- проведение диагностики одаренных детей;
- диагностика условий обучения и развития одаренных детей (в т.ч. кадровых);
- создание банка данных «Одаренные дети» структурного подразделения «Центр «Заря».
Кадровое направление:
- определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми;
- повышение квалификации педагогов дополнительного образования на разных уровнях;
- оказание информационной, методической помощи ПДО;
- создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.
9
Развивающее направление:
- создание образовательной среды для развития одаренных детей;
- организация курсов углубленного предметов, кружков интеллектуальной, художественно-эстетической направленности, летнего лагеря;
- создание условия для участия одаренных детей в конкурсах, фестивалях, концертах разных уровней;
- обеспечение материально-технической базы;
- создание системы психологического сопровождения одаренных детей;
- использование информационно-коммуникационных технологий.
Информационное направление:
- привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления средств массовой информации к проблемам одаренных детей;
- создание банка образовательных программ ПДО Центра, диагностических и методических материалов;
- информационная поддержка ПДО, работающих с одаренными детьми.
6. Этапы реализации программы.
Реализация программы «Одаренные дети» рассчитана на пять лет с 2020-2025г.г.
Первый этап- диагностико- организационный- предполагается реализовать в 2020-2021 учебном году. Он включает в себя:
- создание нормативно-правовой базы;
- обеспечение материально-технической базы;
- создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;
- изучение контингента обучающихся «Центра «Заря» с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
- отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
- организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности;
-разработка авторских и корректировка имеющихся программ дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.
Второй этап- организационно-практический этап, реализации (2020-2023 г.г)- связан с непосредственной работой с одаренными обучающимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:
- апробация авторских программ;
- отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;
- отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
- углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;
- методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;
10
- отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;
- систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в структурном подразделении ««Заря», регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;
- пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик;
- психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей.
Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе (2023-2025г.г.) (рефлексивно- обобщающий или итогово-аналитический этап). На этом этапе предполагается:
- сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
- мониторинг личных достижений обучающихся;
- анализ деятельности педагогов дополнительного образования Центра по организации работы с одаренными детьми;
- создание системы работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования;
- определение проблем, возникших= в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.
7. Формы работы с одаренными детьми.
1. Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм занятий;
2. Дополнительные занятия с одаренными обучающимися структурного подразделения «Центр «Заря», подготовка к конкурсами, фестивалям, концертам, интеллектуальным мероприятиям, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
3. Психологическая консультации, тренинги, тестирование;
4. Участие в конкурсах, фестивалях различных уровней;
5. Посещение заседаний «Sunrise Club» (для одаренных детей);
6. Использование современных средств информации;
7. Создание портфолио одаренных детей .
8. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми.
· Принцип создания комфортных условия для совместной работы обучающихся и педагогов дополнительного образования;
· Принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
· Принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
· Принцип свободы выбора обучающимися творческих объединений;
8 Принципы построения программ для одарённых детей
Индивидуальный образовательный маршрут развития одарённых обучающихся определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями детей (уровнем готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания
11
образования и целями, предъявляемыми к обучению этой категории обучающихся. Выделим 5 основных подхода (стратегии) к разработке содержания учебных программ индивидуального развития обучающихся:
1. Ускорение
Этот подход позволяет учесть потребности и возможности детей, отличающихся ускоренным темпом развития.
2. Углубление
Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение тем, дисциплин или областей знания.
3. Обогащение
Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения - с выходом за рамки изучения традиционных тем за счёт установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Обучение планируется таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одарённости.
4. Проблематизация
Этот подход стимулирует личностное развитие обучающихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотра имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций. Всё это способствует формированию у обучающихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Но такой раздел включается только как компонент в обогащённые программы.
5 Индивидуализация
Индивидуализация обучения является одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования одарённых детей. Программы индивидуального развития должны:
- предоставлять возможность для углубленного изучения тем, выбранных обучающимися;
- обеспечивать самостоятельность в учении;
- развивать методы и навыки исследовательской работы;
- развивать творческое, критическое и абстрактно-логическое мышление;
- поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды;
- учить детей оценивать результаты работы с помощью разнообразных критериев, поощрять оценивание работы самими обучающимися.
9 Участники реализации программы.
· Тьютор по работе с одаренными детьми структурного подразделения «Центр «Заря»;
· Педагог-психолог структурного подразделения «Центр «Заря»;
· Методический кабинет структурного подразделения «Центр «Заря»;
12
· Педагоги дополнительного образования структурного подразделения «Центр «Заря».
Не менее важным звеном в реализации программы являются обучающиеся Центра, а также их родители.
10 Ожидаемые результаты.
1. Создание банка данных, включающих в себя сведения о детях с различными типами одаренности;
2. Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия с другими учреждениями образования, родителями обучающихся;
3. Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности;
4. Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической деятельности;
5. Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
11 Критериальная база.
Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция. Ни одна из этих трех позиций не может быть сформирована без позитивной «Я- концепции», «Я- лидер».
Критерии |
Показатели |
Методика изучения |
Самоактуальность личности |
1. Умение и стремление обучающихся к познанию и проявлению своих возможностей. 2. Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности. 3. Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях. 4. Способность к рефлексии. 5. Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуально- познавательного плана, мотивация общения и поведения. 6. Уровень коммуникативной культуры. |
· Тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки. · Краткий тест творческого мышления П. Торренса (фигурная форма), папка достижений обучающихся Центра. · Опросник субъективного отношения одаренного ребенка к деятельности, самому себе и окружающим. · Метод незаконченного предложения. |
Удовлетворенность обучающихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в структурном подразделении «Цент» «Заря». |
1. Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы, взаимоотношениями в сообществе обучающихся Центра. 2. Комфортность , защищенность личности одаренного обучающего, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в Центре. 3. Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка. |
· Изучение удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в Центре. · Изучение удовлетворенности обучающихся жизнью в Центре. · Тест тревожности Филипса. |
Конкуретноспособность одаренных обучающихся. |
1. Эффективность и качество подготовки одаренных обучающихся. 2. Участие обучающихся, педагогов в конкурсах, фестивалях и т.д. 3. Социальный опят. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников Центра. |
· Методики статистического анализа данных, их динамика. |
14
12 План реализации направлений программы «Одаренные дети» на 2020-2025г.г.
№ п/п |
Основные направления |
Сроки |
Исполнители |
Научное направление |
|||
1 |
Разработка приемлемой для структурного подразделения «Центр «Заря» системы выявления одаренного ребенка. |
2020-2021 |
Тьютор Педагог-психолог Методкабинет |
2 |
Разработка системы взаимодействия с семьей одаренного ребенка |
2020-2021 |
Тьютор Педагог-психолог |
Научно-методическое и образовательное направление |
|||
1 |
Разработка образовательных программ ПДО в соответствии с особенностями одаренных детей |
2020-2025 |
Методист ПДО |
2 |
Понимание системы дополнительного образования, как условие для саморазвития и самореализации |
2020-2025 |
Тьютор Педагог-психолог Методкабинет |
3 |
Создание системы социально-психологического сопровождения обучающихся Центра |
2020-2025 |
Тьютор Педагог-психолог |
4 |
Апробация и внедрение диагностического инструментария выявления одаренных детей Центра |
2020-2025 |
Тьютор Педагог-психолог Методкабинет |
5 |
Создание и ведение банка данных, включающее сведения о детях разных типов одаренности и талантливости одаренных детей Центра |
2020-2025 |
Тьютор |
6 |
Создание системы работы «Sunrise Club», согласно запросам одаренных детей |
2020-2025 |
Тьютор |
7 |
Повышение кадровой профессиональной квалификации ПДО, работающих с одаренными детьми |
2020-2025 |
Тьютор Педагог-психолог Методист |
8 |
Организация семинара «Одаренность как психолого-педагогическая проблема» |
2021 |
Тьютор |
9 |
Целенаправленная работа с родителями одаренных детей, по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития |
2020-2025 |
Тьютор Педагог-психолог |
10 |
Участие ПДО в семинарах , конференциях разного уровня по проблемам одаренности детей |
2020-2025 |
Тьютор Методист |
11 |
Оперативный сбор и оформление, распространение материалов по рубрикам: - опыт педагогической работы с одаренными детьми; - родительские заметки об особенностях воспитания и развития одаренных детей, а также о проблемах, с которыми им придется сталкиваться; -«Судьбы одаренных людей- судьбы одаренных детей»- биографические эскизы; - детские достижения (рисунки, стихи и.т.д) |
2020-2025 |
Тьютор ПДО |
Организационное психолого-педагогическое направление |
|||
1 |
Индивидуальная работа с обучающимися, их родителями, ПДО Центра |
2020-2025 |
Педагог-психолог |
2 |
Создание среды общения, самореализации, социализации: - организация и проведения концертов, фестивалей, мероприятий различного уровня; - организация выставок. |
2020-2025 |
Тьютор Педагог-психолог Методкабинет ПДО |
Социально-экономическое направление |
|||
1 |
Создание условий для оказания одаренным детям социальной, психологической помощи. |
2020-2025 |
Тьютор Педагог-психолог Методкабинет ПДО |
Научно-методическая база |
|||
1 |
· Накопление литературы по проблеме одаренности. · Подбор и накопление диагностических материалов для изучения способностей обучающихся. Разработка: -методического обеспечения в помощь педагогам, работающим с одарёнными детьми; -практических рекомендаций по составлению программ индивидуального развития. -новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми; - пополнение картотеки по проблемам одарённости. |
2020-2025 |
Тьютор Педагог-психолог Методкабинет |
17
Заключение.
Программа «Одаренные дети» разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития «Республиканского Дворца детского творчества им. Б.Е. Кабалоева» и будет являться основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в структурном подразделении «Центр «Заря».
Программа содержит алгоритм действий педагогов дополнительного образования, педагога-психолога, тьютора по работе с одаренными детьми, методиста. При этом она допускает вариативный подход, не должна рассматриваться как догматическая конструкция.
Содержание материала сконструировано в соответствии с традиционной логикой рассмотрения сложных психолого-педагогических явлений. Концептуальные основы дают общий ответ на вопросы, что такое детская одаренность и кого следует считать одаренным, на какие методологические принципы следует опираться при работе с одаренными детьми. Это позволяет создавать общую схему выявления детской одаренности в дополнительном образовании, и разрабатывать методологический инструментарий для практического решения как психологических, так и педагогических задач. Это, прежде всего цели и содержание обучения, формы организации, методы и средства образовательной деятельности.
18
Список использованной литературы
Омарова В.К.
Концептуальные
подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова
// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28. - Библиогр.: с. 28.
Сатынская А.К.
О
проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К. Сатынская
// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 29-33. - Библиогр.: с. 33.
Афанасьева В.Н.
Дидактика
для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж. П. Карамбаев
// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 50-55. - Библиогр.: с. 55.
Марченко Е.В.
Взаимодействие психолога с родителями одаренного ребенка / Е. В. Марченко// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 115-121. - Библиогр.: с. 121.
Нурахметова К.С.
Вспомогательные средства воздействия в развитии одаренных детей / К. С. Нурахметова// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 122-127.
Фрадков В.
Одарённость:
благословение или препятствие? / В. Фрадков
// Пед. техника. - 2011. - № 3. - С. 62-68.
Ляшко Л.Ю.
Развитие системы поддержки талантливых детей / Л. Ю. Ляшко, Т. В. Ляшко, Е. О. Федоровская// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 8-15.
Литвинова, А.В.
Персонификация обучения и воспитания интеллектуально одаренных учащихся / А. В. Литвинова// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 32-37.
Антонова И.Г.
Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними / И. Г. Антонова// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 46-51.
19
Редикульцева А.В.
Одаренные
дети - кто они? / А. В. Редикульцева
// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 74-83. - Библиогр.: с. 83.
Захарченко Т.В.
Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей / Т. В. Захарченко// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 97-101. - Библиогр.: с. 101.
Рыбалка В.В.
Определение
понятий одаренности, таланта, гениальности личности: классические и современные
методологические подходы / В. В. Рыбалка
// Одар. ребенок. - 2011. - № 2. - С. 16-38. - Библиогр.: с. 38.
Буров А.Ю.
Квалиметрия
одаренности: проблемы и реальность / А. Ю. Буров
// Одар. ребенок. - 2011. - № 2. - С. 39-46. - Библиогр.: с. 45-46.
Антонова Е.Е.
Теоретические подходы к построению структуры одаренности / Е. Е. Антонова// Одар. ребенок. - 2011. - № 2. - С. 47-55. - Библиогр.: с. 55.
Дубасенюк А.А.
Стратегии
обучения одаренных детей / А. А. Дубасенюк
// Одар. ребенок. - 2011. - № 2. - С. 85-92. - Библиогр.: с. 92.
Каракоскина
Н.Л.
Работа с одаренными детьми - важное направление работы образовательного
учреждения / Н. Л. Каракоскина
// Вестн. Всерос. олимпиады школьников. - 2011. - № 3. - С. 20-24. -
Диагностика общей одаренности (схема). Система работы МАОУ СОШ № 22 с углубл.
изучение ин. яз., г. Пермь.
Бельская
Н.А.
Особенности эмоционально-мотивационной сферы личности высококреативного
подростка / Н. А. Бельская
// Одар. ребенок. - 2011. - № 2. - С. 153-156.
20
Приложения.
Портрет одаренного ребенка
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
4. Склонен к рискованным действиям.
5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Методика диагностики одаренности ребенка (младшего возраста)
Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета.
Цель: выявление направленности интересов и склонностей одаренных детей:
(младшего возраста)
Метод проведения: анкетирование.
Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобла-данием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:
§ гуманитарная сфера (2-й столбец);
§ художественная деятельность (3-й столбец);
§ коммуникативные интересы (5-й столбец);
Анкета для обучающегося
Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________
Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте клетку незаполненной.
Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …»
21
1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
2. Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести.
3. Петь, музицировать.
5. Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
6. Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.
7. Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
8. Собирать технический конструктор.
9. Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.
10. Самостоятельно рисовать.
11. Играть в спортивные, подвижные игры.
12. Руководить играми детей.
13. Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
14. Ходить в магазин за продуктами.
15. Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.
16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
17. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
19. Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
20. Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.).
21. Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
22. Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
23. Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).
24. Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
25. Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
26. Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).
27. Ухаживать за домашними растениями.
28. Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и др.).
29. считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
30. Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
31. Участвовать в постановке спектаклей.
32. Заниматься спортом в секциях и кружках.
33. Помогать другим людям.
34. работать в саду, на огороде, выращивать растения.
35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
22
Лист ответов
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
|
|
|
|
|
|
|
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
|
|
|
|
|
|
|
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
|
|
|
|
|
|
|
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
|
|
|
|
|
|
|
Методика диагностики одаренности детей (младшего возраста), автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета
Цель: выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей одаренных детей (младшего возраста)
Метод проведения: анкетирование.
Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:
§ интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);
§ творческая (2-й столбец);
§ академическая (3-й столбец);
§ художественно-изобразительная (4-й столбец);
§ музыкальная (5-й столбец);
§ литературная (6-й столбец);
§ артистическая (7-й столбец);
§ техническая (8-й столбец);
§ лидерская (9-й столбец);
§ спортивная (10-й столбец).
23
Анкета для обучающегося (старшего возраста)
Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________
Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов:
«++» - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выработано, проявляется часто; «+» - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно; «0» - оцениваемое и противоположное свойство личности выражено нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга; «-» - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Вопросы:
1. Склонен к логическим рассуждениями, способен оперировать абстрактными понятиями.
2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
8. Интересуется общением со сверстниками.
9. Инициативен в общении со сверстниками.
10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
17. Интересуется актерской игрой.
18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
24
21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, открыток и т.д.
25. Хорошо поет.
26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.
29. Легко общается с детьми и взрослыми.
30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
32. Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.
33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально мог бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
38. Любит чертить чертежи и схемы механизмов.
39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное.
40. Бегает быстрее всех в классе.
41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные со-стояния героев, их переживания и чувства.
25
47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты и движения.
48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
55. Хорошо играет на каком-либо инструменте.
56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеет делать его сверстники), и в то время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
63. Умеет делать выводы и обобщения.
64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой, клеем.
65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (моделей летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, фут-бол и т.д.).
71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
72. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
26
73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это. Как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
74. Может высказать свою собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передавать их характер, чувства, настроения.
77. Любит игры-драматизации.
78. Быстро и легко осваивает компьютер.
79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80. Физически выносливее сверстников.
Лист ответов
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
59 |
60 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
61 |
62 |
63 |
64 |
65 |
66 |
67 |
68 |
69 |
70 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
71 |
72 |
73 |
74 |
75 |
76 |
77 |
78 |
79 |
80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Создание банка данных одаренных детей
Для успешной реализации программы необходимо создание банка данных одаренных детей, в который будут входить: анкетно-биографические сведения об одаренных детях, психодиагностические обследования среди учащихся, анкетирование детей. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов и урочной деятельности, порт-фолио учащихся и учителей.
При поступлении в школу для родителей будущих первоклассников будет проведено исследование о наклонностях и способностях их детей.
Родительское исследование
(заполняют родители)
27
1. У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (Да / нет)
2. Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца. (Да / нет)
3. Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)
4. Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)
5. Он очень любит рисовать (Да / нет)
6. Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)
7. Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)
8. Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)
9. Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время?
_____________________________________________________________________________
10. С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину.
_____________________________________________________________________________
Анкетно-биографические сведения об одаренных детях
№ |
ФИО |
Год рождения |
Домашний |
Класс |
Виды одаренности |
Участие в |
п/п |
|
|
адрес |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
конкурсах. |
|
|
|
|
|
|
Результативность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Психодиагностические обследования среди учащихся
(работа педагога- психолога)
Одним из основных видов поиска одаренных детей являются регулярные диагностические обследования среди обучающего.
В качестве диагностического материала планируется использовать:
§ анкетирование родителей и учителей;
§ специальную диагностическую систему Гордона для непосредственного обследования ребенка;
§ диагностику интеллекта и познавательной сферы ребенка: тест Векслера (вербальная и невербальная креативность, визуально-моторный Бендер гештальт-тест, уровень интеллектуального развития);
§ диагностику видеомоторной коррекции;
§ вербальный тест Айзенка;
§ опросник САН (самочувствие, активность, настроение);
§ шкалу самооценки «как достичь успеха и не потерять то, что имеешь»;
§ методику «Интеллектуальная лабильность» или «Умение переключаться»;
§ методику «Числовые ряды» или «Оценка математического мышления»;
§ тест «Уровень развития личности» (уровень воспитанности);
§ тест «Уровень сформированности творческих способностей»;
§ тесты для интеллектуалов.
28
Портфолио обучающихся
Одной из наиболее ярких форм оценивания своих возможностей и достижений являются создание портфолио одаренного ребенка.
Портфолио одаренного ребенка будет включать в себя: визитную карточку, карту интересов ребенка, сведения о достижениях и наградах на конкурсах различного уровня, образцы лучших творческих работ, фотографии, грамоты и дипломы.
Образец портфолио для детей
Портфолио |
Тайна моего имени: |
Карта моих интересов |
|
Ф.И.О. , |
Знак зодиака: |
|
|
Обучающего __________________ |
|
|
|
Я родился (родилась) в год: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Я занимаюсь в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мои любимые занятия, |
|
|
|
увлечения: |
|
|
|
|
|
|
|
Участие в конкурсах |
Участие в концертах |
Награды и достижения |
||
|
|
|
|||
Участие в жизни |
Мои добрые и полезные дела |
||||
|
Центра |
|
|||
|
|
|
|||
|
|
Карта моих интересов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ |
|
Вопросы |
|
Ответ |
|
п/п |
|
|
|
|
(да / нет) |
|
|
|
|
|
|
1 |
Есть ли у тебя друзья? |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
2 |
Нравится ли тебе проводить с ним свободное время? |
|
|
||
|
|
|
|
||
3 |
Чтение книг – твое любимое занятие? |
|
|
||
|
|
|
|
||
4 |
Хотел бы ты участвовать в концертах, конкурсах, фестивалях? |
|
|
||
|
|
|
|
||
5 |
С радостью ли ты ходишь в «Центр «Заря»? |
|
|
||
|
|
|
|
||
6 |
Знакомишься ли ты с жизнью и творчеством знаменитых людей? |
|
|||
|
|
|
|
||
7 |
Ты хочешь узнавать новое о природе своего края? |
|
|
||
|
|
|
|
||
8 |
Беспокоишься ли ты за будущее нашей планеты? |
|
|
||
|
|
|
|
||
9 |
Ты подкармливаешь животных зимой? |
|
|
||
|
|
|
|
||
10 |
Ты с удовольствием занимаешься в «Центре «Заря»? |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
11 |
Доказываешь ли ты свою правоту, отстаиваешь свою точку зрения? |
|
|||
|
|
|
|
||
12 |
Любишь ли ты делать приятное своим друзьям? |
|
|
||
|
|
|
|||
13 |
Любишь ли ты смотреть фильмы об истории нашего государства? |
|
|||
|
|
|
|
||
14 |
Есть ли у тебя домашние обязанности? |
|
|
||
|
|
|
|
||
15 |
С удовольствием ли ты выполняешь их? |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
Методика определения и оценки оперативной слуховой памяти
Процедура обследования проводится следующим образом: ребенку с интервалом в 1 сек.
поочередно зачитываются следующие четыре набора слов:
I |
II |
III |
IV |
|
|
|
|
Месяц |
Ковер |
Вилка |
Школа |
Дерево |
Стакан |
Диван |
Человек |
Прыгать |
Плыть |
Шутить |
Спать |
Желтый |
Тяжелый |
Смелый |
Красный |
Кукла |
Книга |
Пальто |
Тетрадь |
Сумка |
Яблоко |
Телефон |
Цветок |
|
|
|
|
После прослушивания каждого из наборов слов ребенку примерно через 5 секунд после окончания чтения набора экспериментатор начинает не торопясь читать следующий набор из 36 слов с интервалами в 5 секунд между отдельными словами:
стакан, школа, вилка, пуговица, ковер, месяц, стул, человек, диван, корова, телевизор, дерево, птица, спать, смелый, шутить, красный, лебедь, картинка, тяжелый, плыть, мяч, желтый, дом, прыгать, тетрадь, пальто, книга, цветок, телефон, яблоко, кукла, сумка, конь, лежать, слон.
Ребенок должен на слух обнаружить в длинном наборе те слова, которые ему только что были представлены в соответствующем малом наборе, подтверждая
30
идентификацию найденного слова высказыванием «да», а его отсутствие – высказыванием «нет». На поиск каждого слова в большом наборе ребенку отводится 5 секунд. Если в течение этого времени он не смог его идентифицировать, то экспериментатор зачитывает следующее слово и так далее.
Оценка результатов
Показатель оперативной слуховой памяти определяется как частное от деления среднего времени, затраченного на идентификацию 6 слов в большом наборе (для этого общее время работы ребенка над заданием делится на 4), на среднее количество допущенных при этом ошибок плюс единица. Ошибками считаются все слова, которые указаны неправильно и слова, которые ребенок пропустил.
Методика определения опосредованной памяти
Материалом, необходимым для проведения методики, служат лист бумаги и ручка. Перед началом обследования экспериментатор дает ребенку установку: «Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложения и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаги нарисовать или написать что-нибудь такое, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнес. Постарайся рисунки или записи делать как можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить все задание. Слов и выражений, которые необходимо запомнить, довольно много».
Ребенку последовательно одно за другим зачитываются следующие слова и выражения:
Дом. Палка. Дерево. Прыгать высоко. Солнце светит. Веселый человек. Дети играют в мяч.
Часы стоят. Лодка плывет по реке. Кошка ест рыбу.
После прочтения ребенку каждого слова или словосочетания экспериментатор делает паузу на 20 секунд. В это время ребенок должен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое. Что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведенное время ребенок не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачитывает очередное слово или выражение.
Как только эксперимент закончен, экспериментатор просит ребенка, пользуясь сделанными им рисунками или записями, вспомнить те слова и выражения, которые ему были зачитаны.
Оценка результатов
За каждое правильно воспроизведенное по собственному рисунку или записи слово или словосочетание ребенок получает 1 балл. Правильно воспроизведенными считаются не только те слова и словосочетания, которые восстановлены по памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами,
31
но точно по смыслу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное – в 0 баллов.
Максимальная общая оценка, которую ребенок может получить в этой методике, равна 10 баллам. Такую оценку ребенок получит тогда, когда правильно вспомнит все без исключения слова и выражения. Минимальная возможная оценка – 0 баллов. Она соответствует тму случаю, если ребенок не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни к одному слову рисунка или записи.
Выводы об уровне развития
10 баллов – опосредованная слуховая память развита очень высоко
8-9 баллов - опосредованная слуховая память развита высоко
4-7 баллов - опосредованная слуховая память развита средне
2-3 балла - опосредованная слуховая память развита низко
0-1 балл – развита слабо
Диагностика конвергентного (логического) мышления (для детей от 5 до 12 лет) Автор – Н.И.Ильичева
Цель: определение уровня логического мышления, умения выполнять основные логические приемы операции.
Метод проведения: тестирование.
Субтест 1. На берегу озера сидело 5 уток. Охотник одну утку убил. Сколько уток осталось на берегу? (ответ – одна или ни одной – с доказательством)
Логические шаги:
1 шаг – представление предлагаемой ситуации, т.е. фабулы задания;
2 шаг – предположение первой версии: 4 утки улетели, а одна убитая осталась;
3 шаг – вторая версия: убитая утка свалилась в озеро и на берегу не осталось ни одной утки, или охотник забрал убитую утку. Набрано 3 балла.
Субтест 2. Олег, Андрей и Коля занимались только одним видом спортивных игр: или волейболом, или футболом, или баскетболом. Коля никогда не играл в футбол, а Олег на соревнованиях по баскетболу занял первое место. Каким видом спорта занимался каждый из мальчиков? (ответ – Олег занимался баскетболом, Коля – волейболом, а Андрей - футболом).
Логические шаги:
1 шаг – если Коля никогда не играл в футбол, то он играл или в волейбол или в баскетбол;
2 шаг – если Олег занял 1 место на соревнованиях по баскетболу, то он и играл в баскетбол;
3 шаг – а Коля играл в волейбол;
4 шаг – если Коля играл в волейбол, Олег – в баскетбол, то Андрей играл в футбол или, второй вариант: составление матрицы решения методом
32
исключения: если Олег занял первое место на соревнованиях по баскетболу, то он играл в баскетбол (1 шаг); если Коля никогда не играл в футбол (2 шаг). Олег играл в баскетбол, то он – Коля играл в волейбол (3 шаг); а так как Коля играл в волейбол, Олег – в баскетбол, то Андрей играл в футбол (4 шаг).
Субтест 3. После занятий Юра, Ира, Оля, Саша и Коля побежали за мороженым и встали в очередь. Юра стоит впереди Иры, но после Коли. Оля и Коля не стоят рядом, а Саша не стоит рядом ни с Колей, ни с Юрой, ни с Юрой, ни с Олей. В каком порядке стоят ребята?
Логические шаги:
1 шаг – или запоминание имен, или запись их в матрицу;
2 шаг – если Юра стоит раньше Иры, но после Коли, то они занимают следующую позицию: К., Ю., И.,
3 шаг – Оля и Коля не стоят рядом, а Саша не находится рядом ни с Колей, ни с Юрой, ни с
Олей, следовательно, он в конце после Иры;
4 шаг – Оля стоит между Юрой и Ирой;
5 шаг – их очередь выглядит так: К., Ю., О., И., С.
Всего в тесте 12 логических шагов.
Обработка результатов теста: за каждый правильный логический шаг испытуемый получает один балл.
В соответствии с суммой логических шагов (числом баллов) конвергентное мышление можно выразить с помощью процентной шкалы.
Степень |
Оценка |
Замечание |
% конвергент- |
|
|
результатов |
|
|
ного мышления |
|
|
|
|
|
I |
Высший |
Если решены все три задания |
12 баллов |
100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II |
Хороший |
Если решены 1-е, 2-е задание |
От 11 до 10 бал- |
От 80 до 92 |
|
|
и часть 3-го |
лов |
|
|
|
|
|
|
III |
Средний |
Если решены 2 любых |
От 9 до 7 баллов |
От 58 до 80 |
|
|
задания и часть из них |
|
|
|
|
|
|
|
IV |
Слабый |
Если решено одно задание |
От 6 до 3 баллов |
От 25 до 50 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V |
Очень слабый |
Если решена часть одного |
От 2 до 1 баллов |
От 8,3 до 16 |
|
|
задания |
|
|
|
|
|
|
|
VI |
Нулевой |
Если не приступили к |
0 баллов |
От 0 до 8,3 |
|
|
|
|
|
|
|
33 |
|
|
Характеристики доминирующих способностей ребенка
1. Интеллектуальные способности
1.1. Усваивает новые знания очень быстро и все схватывает легко.
1.2. Обладает чувством «здравого смысла» и использует знания в практических, повседневных ситуациях.
1.3. Хорошо рассуждает. Ясно мыслит, не путается в мыслях. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное. Догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
1.4. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
1.5. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.
1.6. Богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами, без затруднений выражает свою мысль.
1.7. Любит читать книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или на два.
1.8. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
1.9. задает очень много вопросов. Имеет много разных интересов, по поводу которых часто спрашивает взрослых.
1.10. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально должен учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроках из-за того, что учебный материал ему (ей) уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.
1.11. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные, оригинальные ответы, решения.
1.12. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.
2. Художественные способности
2.1. В своих рисунках и картинках изображает большое разнообразие разных предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах рисунков).
2.2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
2.3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении. Описании какого-то события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок. Открыток и т.д.). 2.4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка. Композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
34
2.5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит. Создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).
2.6. Прибегает к рисунку или лепке, для того чтобы выразить свои чувства и настроение.
2.7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
2.8. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того, чтобы изобразить события или вещи в трех измерениях и пространственно.
3. Музыкальный талант
3.1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.
3.2. Хорошо поет.
3.3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
3.4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
3.5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
3.6. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.
3.7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
3.8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
35
Мотивация обучения и адаптации ребенка в группе.
Вопросы анкеты.
1. Тебе нравится в «Центре «Заря» или не очень?
2. Когда заканчиваются уроки ты всегда с радостью идешь в «Центр «Заря» или тебе хочется остаться в школе (пойти домой)?
3. Если бы педагог в творческом объединении сказал, что завтра необязательно приходить всем обучающимся, ты бы с радостью воспринял это известие?
4. Тебе нравится, когда у вас в творческом объединении отменяются занятия?
5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий в творческом объединении?
6. Ты хотел бы , чтобы в были творческом объединении …
7. Ты часто рассказываешь дома или друзьям о «Центре «Заря»?
8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий педагог в творческом объединении?
9. У тебя в творческом объединении много друзей?
10. Тебе нравятся твои одногруппники
КЛЮЧ
развернуть таблицу
1. Да-3 б. 2. Да-3 б. 3. Да-3 б. 4. Нет-3б. 5. Нет-3б.
|
6. Нет-3 б. 7.Да-3 б. 8.Нет-3 б 9.Да- 3 б. 10.Да-3б. |
25-30 баллов – высокий уровень адаптации;
20-24 балла – средняя норма;
15-19 – указывают на внешнюю мотивацию;
10-14 – низкая мотивация;
Ниже 10 баллов – негативное отношение к группе и дезадаптация
36
План работы в «Sunrise Club»
на 2020-2021 учебный год
№п/п |
Наименование мероприятия |
Дата проведения |
Место проведения |
Ответственные |
1 |
Заседание «Sunrise Club». |
26.09.2020 27.09.2020 |
Центр «Заря» |
Промская В.А.
|
2 |
Анкетирование обучающихся Центра «Заря» |
03.10.2020 04.10.2020 |
Центр «Заря» |
Промская В.А. Психолог |
3 |
Провести мероприятие ко Дню пожилого человека в доме-интернате «Забота» |
10.10.2020 |
дом-интернат «Забота» |
Промская В.А. Каграманова К.Н. Карлова Н.А.
|
4 |
Занятия с педагогом-психологом |
23.10.2020 24.10.2020 |
Центр «Заря» |
Психолог |
5 |
Принять участие в акции «Твори добро» |
07.11.2020 08.11.2020 |
Залы детских домов и дома-интерната «Забота» |
Промская В.А. Рамонов А.Р. Каграманова К.Н. Карлова Н.А. Дзебисова А.Т. |
6 |
Провести КВН для обучающихся Центра «Заря»и учащихся СОШ № 30 |
15.11.2020 |
Центр «Заря» |
Промская В.А. Галкина М.Н.
|
7 |
Провести КВН для обучающихся Центра «Заря», Специального профессионального училища открытого типа. |
26.11.2020 |
Центр «Заря» |
Промская В.А. Галкина М.Н.
|
8 |
Занятия с педагогом-психологом |
10.12.2020 17.12.2020 |
Центр «Заря» |
Психолог |
9 |
Игровой тренинг «Лидер и его команда» для обучающихся Центра «Заря», учащихся СОШ № 26 |
19.02.2021 |
Центр «Заря» |
Промская В.А. Психолог ПДО |
10 |
Анкетирование одаренных детей Центра «Заря» . |
12.03.2021 13.03.2021 |
Центр «Заря» |
Промская В.А. Психолог |
11 |
Беседа с участниками клуба на тему: «Мои предки в годы ВОВ» |
29.04.2021 30.04.2021 |
Центр «Заря» |
Промская В.А. ПДО |
12 |
Занятия с педагогом -психологом |
14.05.2021 15.05.2021 |
Центр «Заря» |
Психолог |
13 |
Итоговое заседание участников «Sunrise Club»: «Наши достижения» |
29.05.2021 |
Центр «Заря» |
Промская В.А. |
Педагог-организатор Промская В.А.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.