Образовательная программа детского объединения "Истоки"
Оценка 4.6

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
6 кл—8 кл
26.01.2018
Образовательная программа детского объединения "Истоки"
Патриотизм — высшая ценность общества, личности, государства. Патриотизм - важнейшее условие возрождения величия России. Сегодня требуется работа всех институтов социума по воспитанию патриотизма. Программа "Истоки" имеет четко обозначенную линию: родная школа - родное село- родной край- родная страна и способствует формированию таких качеств человека-патриота, как: ответственность, честь, достоинство, чувство долга. Эти ценности способствуют наполнению жизни детей смыслом и творческой силой, пробуждают личный интерес к истории своей семьи, своей малой Родины. Программа способствует развитию творческого мышления, интеллектуальному развитию и социализации школьников.
Образовательная программа.docx
Образовательная  программа краеведческой направленности "ИСТОКИ" для учащихся среднего и старшего  возраста срок реализации 1 год  Программу составила руководитель детского объединения "Истоки" учитель истории и обществознания Н.Н. Данилова Успенка­2015г Содержание 1. Пояснительная записка    ___________________   с. 3­11 2. Учебно ­ тематический план ________________   с. 11­14 3. Содержание программы   ___________________   с. 14­15 4. Методическое обеспечение программы   _______   с. 15­19 5. Литература   _______________________________   с.19­21 Пояснительная записка. Историческое краеведение ­ один из источников формирования у детей сознательного, неотчужденного отношения к истории и культуре  Курского края, раскрывающее единство малой родины с историей и жизнью страны, позволяющее   каждому   человеку   почувствовать   свою   причастность   к историческому процессу.  Актуальность выбора определена следующими факторами:                 Цели   краеведческого   образования   в   школе   значительны   и разнообразны. Именно они позволяют расширить и углубить знания учащихся   о природе, населении, хозяйстве, истории своего города и района. Пробудить любовь   к   своей   малой   родине.   Основным   принципом   исторического краеведения   является   взаимосвязь   истории   родного   края   с   историей государства. В связи с этим актуальность изучения краеведения исходит не только лишь от общей отчужденности и невнимания к истории своей родины, но   и   усиливающейся   тенденцией   к   росту   национального   самосознания. Актуальность   программы   также   обусловлена   ее   методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно­исследовательской   деятельности   в   вузах,   колледжах,   техникумах   и т.д. Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е.   уважение   к   предкам,   любовь   к   Родине,   своему   народу,   сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания.   Без   Родины   нет   Человека,   Индивидуальности,   Личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо. Особенностью данной программы является  ­   реализация   педагогической   идеи   формирования   у   школьников   умения учиться – самостоятельно добывать и реализовывать знания; ­   систематизировать   новые   знания.   Изучение   истории   малой   родины   в условиях   краеведческого   кружка   позволяет   приобщить   обучающихся   к   к заинтересованному   ведению   учебно­исследовательской   работы, творческому общению и развитию, к формированию осознанной гражданской позиции   и   социальной   активности,   ориентирует   на   освоение   социально­ безопасных   норм   поведения.   активное   участие   в   ее   реализации   педагогов школы,  семей участников кружка; ­ повторное обращение к одним и тем же разделам программы, благодаря чему  учащиеся   имеют   возможность   расширить   и   углубить   уже   имеющиеся знания, умения и навыки по краеведению; Новизна   программы  в   использовании  ресурса  интеллектуального, физического, этического и креативного развития детей – это реальность, мир за пределами школы. Педагогическая   целесообразность  программы   заключается   в   развитии межпредметных связей по общеобразовательным предметам. Важно, что при реализации программы возникают условия создания практических жизненных ситуаций по применению знаний, полученных в рамках общеобразовательных программ. Участники программы приобретают практические навыки оказания первой доврачебной   помощи (в походах и экскурсиях),   у них повышается уровень психологической защищенности от внешней агрессивной социальной среды, развивается коммуникабельность. Важно, что в процессе реализации программы проходит обучение школьников проектной и исследовательской деятельности. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:  Непрерывность     образования   как   механизма   полноты   и   целостности образования в целом;  Развития   индивидуальности   каждого   ребенка  в  процессе   социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;   Системность организации учебно­воспитательного процесса; Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей. Программа   краеведческого   кружка   «Истоки»   разработана   с   учетом возрастных особенностей подростков и уровня их образованности, находится в   тесной   взаимосвязи   с   предметами   гуманитарного   цикла.   Курсом предусмотрено изучение вспомогательных исторических дисциплин, истории областных центров, Символики Курского края, исторических памятников и музеев,   широкое   использование   практической   деятельности   и самостоятельной   работы   обучающихся   (подготовка   сообщений,   докладов, рефератов, исследовательских работ и проектов, работа с вещественными и документальными   источниками),   применение   разнообразных   форм   занятий: лекций, конференций, путешествий, экскурсий и др., прилагая кино­видео­ фото   материалы,   печатные   изображения,   аудиозаписи,   Интернет­ресурсы, специализированную литературу.    Цель программы:  активизировать гражданско­патриотическое воспитание учащихся и связать его с решением комплекса развивающих и воспитательных задач   исторического   образования.   Осмысление   подростками   исторического наследия Курского края, привлечение к самостоятельной исследовательской деятельности. Задачи:  Образовательные: развитие познавательного интереса  к  истории Курского   края;   приобретение   краеведческих   знаний,   умений   и   навыков комплексной работы с различными типами исторических источников, научной литературой   (поиск,   систематизация,   анализ);   формирование   навыков исследовательской работы и самостоятельного творчества. Развивающие:   стимулирование потребностей   самопознания   и   саморазвития;   развитие   коммуникативных   развитие   аналитического   мышления; качеств;   формирование   информационной   культуры   (умений   понимать, собирать,   хранить,   обрабатывать,   преобразовывать   информацию,   находить контакт   с   аудиторией;   развитие   монологической   и   диалогической   речи); совершенствование полученных знаний, умений и навыков через выполнение практических задач и   учебно­исследовательскую деятельность (подготовка письменных   материалов,   выступления   перед   аудиторией,   разработка проблемных тем и др.); Воспитательные:   формирование   патриотических   чувств,   уважения   к традициям   и   истории   Родного   края,   активной   гражданской   позиции; психологических   основ   межличностных   отношений   и   культуры   общения   в коллективе. Решение   задач   программы   предполагает   социально­педагогическую поддержку в развитии умений, навыков обучающихся по формированию своей индивидуальности,   потребностей   в   преобразующей   деятельности, осознанному выбору содержания жизнедеятельности через краеведение. Место программы в образовательном процессе Программа   рассчитана   для   реализации   в   группах   с   постоянным составом,   среднего   и   старшего   возраста,   с   учетом   интереса   и   желания заниматься краеведческой работой.  Возраст обучающихся в группе 10­16 лет. Реализация программы рассчитана на 1 года обучения (68 часов). Режим работы : 2 часа в неделю   Проблематика программы неразрывно связана с содержанием программ средней   школы   по   истории   и   обществознанию,   расширяет   и   углубляет   их содержание,   наполняя   фактологическим   содержанием,   теоретическими   и обобщающими сведениями. Программа   "Истоки"  имеет   межпредметный   характер   и   связана   с содержанием   курсов   истории,   герграфии,   литературы,   обществознания, мировой художественной культуры, права, основ православной культуры. Она позволяет   углубить   и   конкретизировать   отдельные   положения   уроков   или темы в целом.    Программа   знакомит   школьников   с   археологией,   нумизматикой, геральдикой,   сфрагистикой   и   другими   вспомогательными   историческими дисциплинами.     Материал курса можно использовать при проведении специальных уроков ( например « Урок гражданина», « Урок России»), которые могут проводиться на любой ступени общения.      Программа   "Истоки"   углубит   общие   социологические   и   исторические знания, позволит учителю и в рамках обязательных курсов вести диалог с учащимися на широкой научно­теоретической и фактической базе. Программа   позволяет   реализовать   актуальные   в   настоящее   время компетентностный, личностно­  ориентированный,  деятельностный подходы.   Реализация   программы   обеспечивает   достижение   обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: ­   формирование   целостного   взгляда   на   мир   в   единстве   и   разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание   художественно­эстетического   вкуса, ­ потребностей, ценностей и чувств .   эстетических ­ овладение навыками адаптации  к школьному коллективу; ­ развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;  ­ способность к самооценке . Метапредметные результаты: ­  планировать   свои   действия   в   соответствии   с   поставленной   задачей, условиями её реализации; ­  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; ­  использование   различных   способов   поиска   учебной   информации   в справочниках,   словарях,   энциклопедиях   и   интерпретации   информации   в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; ­ овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами   коммуникации   и   составления   текстов   в   устной   и   письменной формах; ­ готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Что   должен   знать   и   уметь   учащийся   ,   занимающийся   по   программе "Истоки" Знать: ­   основные   даты,   связанные   с   историей   села,   хронологические   рамки значительных событий и процессов; ­   соотносить   события   своего   села   с   историей   всей   страны;   устанавливать последовательность событий; ­называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий в истории села. Уметь: ­   проводить   поиск   необходимой   информации   в   одном   или   нескольких источниках; ­сравнивать данные разных источников, анализировать их; ­   рассказывать   (устно   или   письменно)   об   исторических   событиях   села,   их участниках,  выступать   с сообщениями  перед  учащимися,  их  родителями  и жителями села ­ описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи; описывать исторические объекты, памятники; ­   классифицировать   исторические   события   и   явления   села   по   указанному признаку, обобщать; ­излагать   свои   суждения   и   взгляды   на   события   села;   объяснять   мотивы деятельности людей; оценивать события села; объяснять и определять своё отношение к ним; ­ уметь общаться с людьми; найти подход к каждому человеку; ­   уметь   быстро   записывать,   слушать,   зарисовывать,   фотографировать, правильно описывать увиденное; ­ работать с техническими средствами; В процессе реализации  Программы "Истоки" у обучающихся формируются следующие компетенции: 1.Ценностно­смысловая   компетентность   (способность   выбирать   смысловые установки для своих действий и поступков). 2.Общекультурная   компетентность   (предполагает   обучающихся в особенностях национальной и общечеловеческой культуры).   осведомленность     3.Учебно­познавательная   компетентность   (подразумевает   компетенций   обучающихся   в     совокупность   сфере   самостоятельной   познавательной деятельности).  4.Информационная   компетентность   (предполагает   умения   самостоятельно искать   информацию   при   помощи   реальных   объектов,    преобразовывать   ее, сохранять и передавать). 5.Коммуникатиная   компетентность   (включает     навыки   работы   в   группе, взаимоотношения, сотрудничество). 6.   Исследовательская   компетентность   (овладение   методами   научного познания, самостоятельной творческой работы). 7 .Компетенция личностного самосовершенствования (направлена на освоение способов   эмоционального   и   духовного   саморазвития,   эмоциональной саморегуляции и самоподдержки). Освоение программы предполагает помощь подросткам в становлении и развитии   ценностных   ориентаций   и   убеждений,   в   их   позитивном мироощущении. В результате обучающие приобретают не только устойчивые знания,   умения   и   навыки,     но   и   будут   активно   взаимодействовать   с окружающим миром, иметь собственную позицию, определять свое место в жизни,     личное   отношение   к   национальному   наследию   (памятникам архитектуры, культуры, изобразительного искусства, литературы) и способам его сохранения. Формируется личность творческая, активно преобразующая действительность   на   основе   нравственных   ценностей,   способная   активно включаться   в   различные   социальные   процессы   и   отношения,   умеющая принимать самостоятельные решения и нести личную ответственность.  Формы проведения занятий:  В   ходе   реализации   данной   программы   используются   различные   формы социально­педагогической работы с подростками, в том числе и с признаками отклоняющегося   поведения,   предлагаемые   отечественной   педагогикой   и психологией: ­ Тематические занятия ­ Работа с музейными материалами  ­ Уроки. ­ Экскурсии ­ Походы ­ Работа с документами. ­ Исследовательская деятельность. Механизм реализации программы:   сбор материалов;   создание проектов;  оформление собранных материалов;  участие   в   школьных   краеведческих конкурсах.   районных,   областных,   всероссийских Методы работы:  Групповая;  Парная;  Индивидуальная Способы отслеживания и контроля результатов. Программа имеет следующие уровни контроля: ­ Текущий контроль направлен на выявление  уровня усвоения знаний, умений, полученных в течение занятия. Контроль может проходить в виде наблюдения в  течение   всего   занятия,   в   форме   беседы   (проверки   знаний),   кроссвордов, тестов, кроссвордов, викторин  и др. ­ Тематический контроль направлен на выявление уровня усвоения материала в   конце   темы   по   программе.   Контроль   проходит   в   форме   выполнения исследовательской работы с анализом работ каждого ребенка с точки зрения ее положительных качеств (умение анализировать работу). ­  Итоговым  контролем по каждому году обучения являются отслеживание результатов  участия  в различных конкурсах.  Формой   контроля   служат   итоговые   занятия,   направленные   на обобщение  знаний,  умений  и  навыков, проверку   уровня  сформированности   Главным итогом результативности кружка являются умений и навыков.  участие   в   конкурсах.   По   ним   можно   судить   об   успехах   и   достижениях каждого ребенка. Учебно­ тематический план № Разделы Темы Введение   в Количество часов теоре практ ическ ие тичес кие 2 в и историческое краеведение Вспомогательные исторические дисциплины   краеведении Туризм краеведение   Туристско­ краеведческое движение "Отечество" История Соловьиного края 1 2 3 4 5­6 7­8 9 10­17 18 19 20 21­22 23­24 25­26 Вводное занятие Историческое   краеведение   как наука как     Археология Нумизматика Геральдика. Символика Курского края, села и школы наука. Туризм и краеведение Подготовка к походу Туристско­краеведческое движение "Отечество" Поход Курский край до 16 века Курский край в 16 ­18вв. Курский край в 19­20 вв. Подготовка   исследовательских работ Защита исследовательских работ Викторина   по   истории   Курского края 1 1 2 1 1 2 2 1 1 3 1 1 1 2 2 8 8 6 2 2 2 История Касторенского района Историко­ культурные памятники Курской области 27 28 29­30 31 32­33 34­37 38­39 40­41 42­43 44 45 46 47 48­49 50­51 52­53 54­55 3 1 1 1 5 1 1 1 1 14 2 2 4 2 2 2 19 2 2 2 2 Касторенский район в довоенное время Касторенский   район   в   годы войны Работа с материалами школьного краеведческого музея Касторенский район сегодня Встреча   с   ветеранами   войны   с. Успенка Экскурсии в краеведческий музей п.Касторное Работа   над   исследовательскими проектами Работа   над   исследовательскими проектами Защита проектов исследовательских   Монастыри Курской губернии Усадьбы Курской губернии Храмы   Касторенского   района   и села Успенка Памятники   войны   Курской области и Касторенского района Трудовой   десант   (уборка   у памятника) Работа с материалами школьного музея Подготовка   исследовательских проектов Подготовка   исследовательских 56­57 58 59­66 67­68 69­70 Юные краеведы исследовательских   проектов Защита проектов Подготовка к походу Поход   к   итоговой Подготовка конференции Конференция Всего 2 8 2 2 50 1 2 2 20 Содержание образовательной программы  1 .Введение в историческое краеведение (    2   ч.) Вводное занятие: режим и задачи работы объединения. Тестирование на   уровень   знаний   по   краеведению,   направленность   деятельности, социальных   приоритетов.     Историческое   краеведение   как   наука. Задачи исторического краеведения и его роль в учении. Оформление тетради, работа с вопросниками. 2.Вспомогательные исторические дисциплины в краеведении (    2 ч.)   Источники   исторического   краеведения.   Виды   исторических источников: письменные, устные, вещественные (лекция).  Археология       как       наука.       Занятие­путешествие:       Курск       в древности. Археологические находки на территории Курской области. Нумизматика.   История   в   монетах.   Выполнение   творческих   заданий. Геральдика.   Герб   как   символ   исторического   прошлого.   Символика Курского края, села и школы. 3.Туризм  и краеведение (4ч.). Теория  (2ч.) Маршрут. Краеведческие задания. Личное и групповое снаряжение. Оказание первой медицинской помощи в походе. Питание. Практика  (2ч.)   Туристские   узлы.   Собирание   рюкзака.   Оказание первой медицинской помощи. 4.Туристско­краеведческое движение "Отечество" (9ч.) Теория      (1ч.)  Туристско­краеведческое   движение   "Отечество". Создание. Направления. Участие.   Практика (8ч.) Поход и его обсуждение 3. История Соловьиного края (    9   ч.) Теория (3ч.) Курский край до 16 века. Курский край 16­20 вв. История Курского края. Путешествие в историческое прошлое Курского края. Курский край сегодня.  Практика    Защита исследовательских проектов.  Подготовка  и участие  в Викторине  по (6ч.)   Работа   над   исследованиями. истории Курского края. 4. История Касторенского района  (    17     ч.) Теория   Путешествие   в   историческое   прошлое Касторенского   района.   Касторенский   район   в   довоенное   время,   во (3ч.) время войны, сегодня. Практика  (14   ч.)  Практическая   работа   в   школьном   музее, посещение   музея   п.   Касторное.,   уборка   у   памятника.  Встречи   с ветеранами войны. Работа над проектами. 5. Историко­культурные памятники Курской области (2    4   ч.) Теория      (5ч.)  Монастыри   Курской   губернии.   Николаевский монастырь.   Коренная   Рождества   Богородицы   Коренная   пустынь,   Монастыри   как Знаменский,   Свято­Троицкий   монастыри. архитектурные   памятники.   Храмы   Касторенского   района   и   села Успенка. Усадьбы Курского края.  Памятники войны. Самостоятельная   работа   обучающихся   над Практика  исследованиями.     Работа   над   проектами.   Защита   исследований   и (19ч.)   проектов. Подготовка к походу. Поход и его обсуждение. 6. Юные краеведы (4 ч.) Теория (2 ч.) Подготовка выступлений. Практика (2 ч.) Проведение краеведческой конференции Методическое обеспечение программы Программа «Истоки» разработана для обучающихся 10­16 лет.  В возрастной психологии   этот   период     характеризуется   формированием материалистического,   логического   мышления,   самоконтроля,   критичности. Это   время   реального   взросления   и   возрастающего   интереса   к   учебно­ профессиональной   деятельности:   повышенное   внимание   проявляется   к отдельным   предметам,   вопросам   науки,   техники,   искусства   и   политики. Этому   возрасту   свойственна   социальная   активность,   стремление   к самореализации.   Поэтому   приоритетными   в   образовательном   процессе являются   оказание   помощи   в   развитии   интересов   обучающихся   и ненавязчивое, равноправное сотрудничество.  Уровень   образованности   и   подготовленности   старших   школьников позволяет   применять   на   занятиях   лекции   и   беседы,   требующие   особых навыков   внимания,   умений   следить   за   логическим   развитием   знания, формулировать   обобщения   и   выводы,   вести   запись   основных   положений. Поскольку   учебная   деятельность   старших   подростков   предъявляет   более высокие   требования   к   их   активности   и   самостоятельности   (повышается уровень   обобщения   и   абстрагирования,   возрастает   тенденция   к   раскрытию причинно­следственных  связей, увеличивается  роль отвлеченного словесно­ логического смыслового запоминания, развивается критичность мышления), целесообразно   использовать творческие задания. При этом освоение истории родного   края       в   условиях   дополнительного   образования   предполагает использование   на   занятиях   интеллектуальных   игр,   проблемных   задач, тематических   конкурсов   и   викторин,   проведение   встреч   со   специалистами (географами,  краеведами,)  проведение конференций, экскурсий, подготовку докладов и сообщений. Компетентностный   подход   современной   системы   образования предполагает   активное   использование   в   образовательном   процессе технологий,   направленных   на   развитие   мыслительной   деятельности, коммуникативности,   моделирование   ситуаций,   предполагающих   выработку личного   знания   через   познавательную   активность.   Поэтому   процесс активизации   учебно   –   познавательной   деятельности   на   занятиях   по краеведению   является   основой   и   залогом   формирования   ключевых компетенций   обучающихся.   Познавательная   активность   обеспечивается   за счет   внедрения   эффективных   педагогических   технологий,     постоянного использования   межпредметных   связей,   повышающих   научный   уровень образования, использования информационно­коммуникационных технологий, организации процесса личностного осмысления исторического опыта.  Информационные   технологии   позволяют   по­новому   использовать   на   графическую   и занятиях   по   краеведению   текстовую, видеоинформацию,   что   позволяет   применять   педагогу   и   обучающимся   в   звуковую, творческой деятельности  различные источники  информации. Дети, активно использующие навыки работы с компьютером, применяют в самостоятельной работе   более   высокий   уровень   умений   ориентации   в   бурном   потоке информации,   выделяют   главное,   систематизируют   и   обобщают.   Одним   из таких инструментов является программа Power Point, в которой готовятся   материал,   не   перегружая презентации,   позволяющие     иллюстрировать   зрительное пространство обучающихся, фиксируя их внимание на изучаемом объекте,   развивающая   познавательный   интерес   и   творческие   способности обучающихся.   Использование   ресурсов   Интернета   позволяет   применять   в яркие   иллюстрации,   карты,   схемы, создании   творческих   проектов   фотографии,   справочный   материал.   Данная   методика   подразумевает использование мультимедийного проектора.  В процессе демонстрации презентации обучающиеся приобретают опыт публичных   выступлений.   Элемент   соревнования   повышает   их   самооценку, позволяет   развить   и   сформировать   личностные   качества   в   современном информационном обществе. В результате обучающиеся не просто используют предлагаемые информационные источники, но и понимают возможности их применения, умеют критически к ним относиться, осмысливать и дозировать для себя информацию. В образовательном процессе используются методы:  по  ­   объяснительно­иллюстративный,     обеспечивающий   усвоение     способу  организации деятельности: обучающимися   готовой   информации   через   изложение   материала   с использованием   средств   наглядности.   Реализуется   через   лекцию, рассказ,   экскурсию (темы «Источники исторического краеведения», «Археология как наука», «Улицы и площади города в названиях ­ репродуктивный, позволяющий применять знания и умения в знакомой   учебной   ситуации   либо   по   образцу,   но   с   элементами творчества,   что   обусловлено   своеобразием   изучения   краеведения. Используется на практических занятиях, при подготовке сообщений, докладов,   тематических   материалов   (по   заранее   определенному плану), составлении таблиц, опорных схем по образцу . ­ исследовательский, обеспечивающий приобщение подростков к самостоятельному решению учебных проблем на основе творческого подхода,   требующего   переосмысления   ранее   усвоенных   знаний   и работы с разными источниками  ­ частично­поисковый, позволяющий приобщить обучающихся к творческой   деятельности.   Реализуется   посредством   проблемных   и творческих заданий, эвристических бесед, занятий­путешествий (темы «Курский край в 17­18 вв.», «Курская губерния в 19 в.», «Геральдика, нумизматика», «Современная символика Курска и Курской области»  по способу формирования устойчивой мотивации: ­   игровой,   способствующий   усвоению   знаний   посредством викторин, настольных игр, интеллектуальных игровых заданий, «Роль вспомогательных исторических дисциплин в краеведении" ­   коммуникативный,   способствующий   развитию   устной   речи, формированию навыков коллективного обсуждения, самостоятельной работы   с   литературой   на   подготовительном   этапе,   приобретению опыта публичных выступлений .        по форме организации образовательного процесса: ­ интерактивные, представляющие систему правил организации продуктивного   взаимодействия   обучающихся   между   собой   и   с педагогом, способствующие активизации познавательной деятельности обучающихся,       развития   критического   мышления,   способствующие изучению   явления   с   разных   сторон,   с   учетом   разных   подходов, выявлению противоречий, поиск рационального пути их преодоления за счет взвешенного анализа различных аргументов, их обоснований.  Реализация программы предусматривает: ­наличие и использование наглядных материалов: видов старого города, портретов известных курян­ деятелей культуры и искусства, изображений   памятников   архитектуры   хронологических   таблиц, тематических схем и карт, настольных игр и др.; ­ регулярное посещение музеев, проведение экскурсий, встреч и походов. Для  реализации  программы  помимо  оборудования  большую   роль  играют исторические документы, материалы музеев,  фотографии, записи, беседы с жителями посёлка, слайды, диски, Интернет­ресурсы    Литература и источники, используемые педагогом.  Богатырь Засеймья. – Курск, 1993.  Далёкое прошлое Соловьиного края. – Воронеж, 1971.  История и современность Курского края. – Курск, 1998.­720с.  История Курской области. – Воронеж, 1975.  Курск. Фотоальбом. – М., 1982.  Курск: очерки истории города. – Воронеж, 1975.  Курский край. Приглашение к путешествию. – Курск , 1998.  Курский край: история и современность. – Курск, 1993.  Левченко   В.,   Грива   Т.   Встреча   с     Курском.   Путеводитель­ справочник. ­ Курск, 1993.  Методика историко­краеведческой работы в школе. Пособие для   учителей.   (Борисов,   Иванов,   Коцгоба),   под   ред.   Н.С. Борисова. – М., 1982.  Портрет любимого города. – Курск, 2002.  Саплин А.И., Саплина Е.В. Введение в историю. Учебник для 3 класса. – М., 1998.  Саплин А.И., Саплина Е.В. Тетрадь творческих заданий. – М., 1998.  Соловьиный край России. Фотоальбом. – М., 1995.  Старинные гербы земли Курской. Буклет.  Челышева   Т.В.   Предпрофильная   подготовка девятиклассников.   Образовательная   область   «Искусство». Учебно­методическое пособие.­ М.:АПК и ПРО, 2003.­102с.  Чертова   А.,   Шевердина   Л.,   Дружинин   Н.,   Макарский   А. Путешествия   по   Курскому   краю.     Маршруты   экскурсий   и туристических походов по историческим и памятным местам.­ Курск, 2004.           h t t p : / / w w w . h i s t . m s u . r u / E R / s o u r c e s . h t m    ­ И с т о р и ч е с к и е   и с т о ч н и к и   в   И н т е р н е т е           h t t p : / / o l d . k u r s k c i t y . r u / i n d e x . h t m l    ­   И с т о р и я г о р о д а   К у р с к а             h t t p : / / k u r s k s t r e e t . n a r o d . r u / I n d e x . h t m    ­  И с т о р и я у л и ц   г о р о д а   К у р с к а           h t t p : / / t k u r s k . n a r o d . r u / h i s t o r y . h t m    ­   К у р с к и й т р а м в а й           h t t p : / / s c h ­ 1 1 a . n a r o d . r u / I n d e x . h t m l    ­   З д о р о в ы й о б р а з   ж и з н и Л и т е р а т у р а   д л я   о б у ч а ю щ и х с я .  Саплин А.И., Саплина Е.В. Введение в историю. Учебник для 3 класса. –М., 1998.  Саплин А.И., Саплина Е.В. Тетрадь творческих заданий. – М., 1998.  История и современность Курского края. – Курск, 1998.­720с.  История Курской области. – Воронеж, 1975.  Курск: очерки истории города. – Воронеж, 1975.  Курск. Фотоальбом. – М., 1982.  Старинные гербы земли Курской. Буклет.  Курский край. Приглашение к путешествию. – Курск ,1998. Богатырь Засеймья. – Курск, 1993.  Далёкое прошлое Соловьиного края. – Воронеж,1971.  Курский край: история и современность. – Курск, 1993.  Соловьиный край России. Фотоальбом. – М., 1995.

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"

Образовательная программа детского объединения "Истоки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2018