Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
муниципального образования города Братска
РАССМОТРЕНО
Протокол № 2
от 29.08.2018г.
руководитель ШМО
К.А. Пашкина
СОГЛАСОВАНО
Протокол № 1
от 31.08.2018г.
председатель МС
Т.В.Толмачева
УТВЕРЖДАЮ
Приказ от 31.08.2018г.
№ 182
директор МБОУ «СОШ № 5»
Т.А.Лукина
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Русская изба»
на 20172019 учебный год
Разработала: Белорыбцева Алёна Владимировна,
руководитель историкокраевеческого музея
1 Пояснительная записка
Превращение деревень и сел в благоустроенные города связано с изменением прежнего
крестьянского двора, былой избы, строительством новых современных, многоэтажных домов. При
этом очень важно не потерять и сберечь то ценное, что накапливалось народом веками. Дети должны
унаследовать культуру своего народа: традиции, обычаи и историю. Для пятой школы это особенно
актуально, так как в школе в связи с интенсивно протекающими миграционными процессами
обучаются дети двенадцати национальностей как из стран, когда то входивших в состав Советского
Союза, так и из стран дальнего зарубежья (Китай, Вьетнам). В силу обстоятельств дети оказались
изъяты из привычной среды обитания и подверглись большим переменам культурного плана. Им
незнакомы русские обычаи, праздники, лексика, привычная и понятная нам. Одним из способов
решения проблемы стала музейная педагогика. Первым значительным и ярким событием явилось
открытие постоянной экспозиции «Русская изба», которая способствует сохранению национальной
культуры, воспитанию российских граждан, обладающих высокой толерантностью. Экспозиция,
представленная бревенчатым срубом избы в натуральную величину, органично вписывается в
экспозицию «Братск острожный» и является ее неотъемлемой частью. Обе экспозиции объединяет
баннер, представляющий ансамблевый музей под открытым небом «Ангарская деревня», который
дополняет имеющиеся экспонаты и переносит школьников во времена Братска острожного.
Программа «Русская изба» представляет собой систему мероприятий с использованием разных
форм: экскурсий, занятий и выступлений. В избе восстановлены реальные прототипы горницы, кухни,
части двора русской деревенской усадьбы. Учащиеся переносятся в старину, знакомятся с укладом
того времени, с почти забытыми понятиями: «Красный угол», «Бабий кут», «Печной угол».
Экспозиция интерактивна. Гости могут постирать белье, погладить его чугунным утюгом, принести
воду на коромысле, нащипать лучину, укачать младенца в люльке, пошуровать кочергой жар в печке,
вытащить ухватом чугунок, полузгать семечки на лавочке, побыть в роли пряхи, словом, окунуться с
головой в крестьянскую жизнь.
Экспозиция стала неотъемлемой частью школьного проекта «Искусство жить вместе», когда
учащиеся разных национальностей учатся жить вместе, понимать, принимать и уважать друг друга, а, в
первую очередь, историческое прошлое великой страны, которая стала им родным домом. Программа
адаптирована к условиям образовательного процесса и реализуется в рамках внеурочной деятельности
духовнонравственной направленности 1 час в неделю для учащихся 2 – 6 классов 1 час в неделю.
Продолжительность изучения предмета в 20182019 учебном году составляет 34 часа.
Цель: приобщение детей к культуре русского народа посредством знакомства с основами русского
быта в рамках интерактивного проекта «Русская изба».
Задачи:
дать учащимся представление о традиционной крестьянской избе как хозяйственной и нравственной
основе жизни; познакомить с семейным укладом, обычаями и обрядами, показать роль семьи в
сохранении и передаче традиций;
освоить старинные детские игры, обогатить речь пословицами, поговорками, загадками.
развивать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор
учащихся;
воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям
гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Прогнозируемый результат:
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
2
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из
спорных ситуаций;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость;
Обучающийся должен знать:
Традиции русского народа;
Предметы деревенского быта;
Понимать символику крестьянского быта.
Язык пословиц и поговорок, сказок и преданий.
Обучающийся должен уметь:
1. Оформлять свои творческие работы;
2. Работать с различными источниками.
Материальнотехнического обеспечения образовательного процесса.
1. Экспозиция «Русская изба» – 1;
2. экспонатов основного фонда – 67, вспомогательного – 43;
3. стенды – 4;
4. ПК в комплекте;
5. принтер;
6. сканер;
7. презентации 16.
Литература:
1. Александрова Л.А. Деревянное зодчество Руси. М.: Белый город 2003.
2. И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург,
«Паритет», 2003 – 236 с.
3. Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004 –
128 с.
4. Л.В.Соколова, А.Ф. Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «АйрисПресс»,
2003 – 196 с.
5. Л.С.Куприна, Т.А. Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт –
Петербург, «Детство Пресс», 2004 – 400 с.
6. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.
7. Н.М.Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.. О.Л.Князева «Как жили
люди на Руси». Санкт – Петербург, «ДетствоПресс», 1998 – 24 с.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1977.
9. Рапопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1988.
10. Улыбашева М. Русская изба от печки до лавочки. Москва, 2015.
11. Электронная всемирная энциклопедия «Википедия».
Тематическое планирование
№
заня
тия
Тема
занятия
Содержание занятия
(раскрытие различных
аспектов темы)
Характеристика деятельности учащихся
(навыки и умения, которые дети смогут
Дата
приобрести в ходе занятия)
проведения
3 2 Красный уголОформление. Традиции переднего
угла. Божница. Иконы. Их значение
в жизни русского человека.
Лампада.
1
Знакомство с
русской
избой.
3 У русской
печи
4 Лучина,
свеча, лампа
5 Ухват –
чугунка брат
6
Щи да каша
–пища наша
Вводное занятие. Экскурсия. Выбор
места для строительства избы.
Народные традиции, связанные со
строительством избы. Пословицы и
поговорки. Понятие «Хлебсоль».
Знакомятся с обрядами гостеприимства на Руси.
Постигают значение обряда «Хлебсоль», Узнают о
традициях русского народа.
Узнают составные части русской избы (крыша,
рама, сруб, наличники). Постигают смысл русских
пословиц и поговорок об избе и гостях.
Рисование «Изба». Просмотр фильма «Как жили
люди на Руси».
Знакомятся с расположением красного угла в
доме. Понимают символическое значение красного
угла. Размещение икон. Знакомятся с иконой
Николая угодника. Занимают Почетное место за
столом в красном углу.
Знакомятся с расположением печи в доме.
«Изба: внутри – печь» – значение
Понимают значение печи в жизни русского
печи. Пословицы о печке. Заготовка
человека. Пытаются наколоть лучины для
дров для печи. Лучина. Очаг.
растопки печи. Понятие «Запечье». Домовой.
Разжигание печи. Печной угол.
Игра. «В каких сказках встречалась печь».
Легенды и небылицы.
и
«Электроприборы
Иллюстрации осветительных приборов вчера и
сегодня»–приспособления наших
сегодня. Игра «Что лишнее?». Пытаются зажечь
керосиновую лампу. Смотрят фильм о старине.
предков для освещения.
Презентация «Ухват». Знакомятся с его
Понятие об ухвате. Лексическое
значение слова. Его вид. Значение.
историей, понимают его значение для русского
человека. Учатся приемам работы с ухватом Игра
Тяжесть крестьянского быта.
«Кто быстрее». Узнают пословицы, поговорки о
Порядок работы с ухватом. Игра,
кто быстрее вытащит чугунок из
чугунке и ухвате.
печи ухватом.
Щи и каша — это исконная пища
русского человека. Понятие,
рецепты. «Полезные каши» –
рассказ о пользе каш. Значение
русской печи для вкуса щей и каш.
Томление. Понятие и история.
Смотрят презентацию, отрывки из художественных
исторических фильмов. Знакомятся с пословицами
и поговорками о каше и щах. Пробуют кашу
деревянными ложками. Записывают рецепты.
вчера
3.09
10.09
17.09
24.09
1.10
8.10
7 О чём звенит
самовар
Самовары простые и расписные.
Понятие самовар. Лексическое
значение слова. Устройство
самовара. Порядок работы с
самоваром. Пословицы и поговорки
о самоваре. Чаепитие из самовара.
8 Наблюдники Наблюдники простые и расписные.
9 Кухонная
утварь
Понятие. Лексическое значение
слова. Устройство полок и
шкафчиков для посуды.
Расстановка посуды.
Разнообразие кухонной утвари –
миски, ковши, жбаны, резные
ложки. Мастера росписи и резьбы.
Самые распространенные
украшения древней посуды.
4
Презентация «Самовар». Знакомятся с
устройством самовара, его историей, понимают
смысл обряда чаепитие и его значение для
русского человека. Учатся приемам работы с
самоваром. Играчаепитие «Мы за чаем не
скучаем». Узнают пословицы, поговорки о
самоваре.
Презентация «Наблюдники». Знакомятся с
устройством, историей, понимают необходимость
наблюдников и значение для избы. Учатся приемам
расстановки посуды. Мастерская Самоделкина.
Изготовление шкафчика из картона.
Презентация «Посуда наших предков».
Знакомятся с кухонной утварью, запоминают ее
названия. Зарисовывают с натуры предметы
кухонной утвари по выбору. Оформляют выставку
в музее.
15.10
22.10
12.11 10 Крынки и
кувшины
11 Символ
России –
деревянная
ложка
12 Кадки и
кадушки
13 Русская
кухня
14 Бабушкин
сундучок
15 Лавки и
скамья
16 Рождество
Христово
17 На полати и
кровати
Крынки, кувшины простые и
расписные.
Понятие крынка. Лексическое
значение слова. Как делали
кувшины и крынки из глины.
Сказки о кувшине.
Ложки простые и расписные. Из
чего изготавливали ложки на Руси.
Лексическое значение слова.
Пословицы и поговорки про ложки.
Игра на ложках.
Кадки и кадушки. Отличие и
сходство. Из чего изготавливали
кадки и кадушки на Руси.
Понятие. Лексическое значение
слова. Устройство. Пословицы и
поговорки про кадушки.
Русская кухня – русская
национальная кухня (кулебяка,
пироги, рогалики, куличи). Лепка
из соленого теста баранок и
калачей.
Сундуки простые и расписные.
Понятие сундук. Лексическое
значение слова. Устройство
сундука. Пословицы и поговорки о
сундуке. Хранение в сундуке.
Лавки простые и расписные.
Скамья. Отличие и сходство. Из
чего изготавливали лавки и скамьи
на Руси.
Понятие. Лексическое значение
слова. Устройство. Сказки, где
встречаются лавки и скамьи.
Рождество Христово
«Коляда» – атрибутами для
колядовщиков: маски, мешок,
элементы костюма. Изготовление
масок для игр, разучивание стихов
о зимней природе, колядок.
Что стелили на кровать. Понятия.
Сходство и различие. Лексическое
значение слов. Что стелили на
кровати и полати.
Перина.
Месторасположение.
Презентация «Кувшины и крынки». Знакомятся с
историей, понимают значение для русского
человека. Учатся приемам лепки крынки и
кувшина из пластилина. Читают сказку о кувшине.
19.11
Презентация «Ложка». Знакомятся с ее историей,
понимают значение для русского человека. Учатся
играть на ложках, зарисовывают ложку. Читают
сказки про ложки.
26.11
Презентация «Кадушка». Знакомятся с
устройством, ее историей, понимают значение для
русского человека. Учатся рубить капусту и
укладывать ее в кадку. Знакомятся с пословицами
и поговорками про кадушку.
3.12
Смотрят презентацию, отрывки из художественных
исторических фильмов. Знакомятся с пословицами
и поговорками о русской кухне. Пробуют пироги с
капустой. Записывают рецепты. Лепка из соленого
теста баранок и калачей. Оформление выставки в
музее.
Презентация «Бабушкин сундук». Знакомятся с
его историей, понимают ценность и его значение
для русского человека. Учатся приемам
складывания вещей в сундук. Узнают пословицы,
поговорки о сундуке. Расписывают сундуки.
Презентация «Лавочка». Знакомятся с
устройством, ее историей, понимают значение для
русского человека. Учатся приемам работы с
древесиной. Пытаются сколотить игрушечную
лавку. Чтение сказки.
10.12
17.12
24.12
Презентация «Рождество христово». Знакомятся с
историей, понимают значение для русского
человека. Учатся колядовать, наряжаются,
разучивают колядки.
14.01
Презентация «Полати». Знакомятся с
устройством, их историей, понимают значение для
русского человека. Учатся застилать полати.
Порядок. Смотрят исторический фильм.
21.01
5 18 Лоскутное
одеяло
Понятие лоскутное шитье. Подбор
лоскутков и их расположение.
Прокладка для одеяла. Стежка.
Презентация, альбом с образцами. Учатся
подбирать лоскутки, составлять узоры. Рисуют
образцы одеял. Сшивают лоскутки.
Презентация «Расшитые полотенца» – труд
вышивальщицы. Рисование на тему «Узоры для
полотенца. Наборы для вышивания. По желанию
пробуют вышить по канве несложный узор.
Ролик «Колыбельная». Знакомятся с историей,
понимают значение для русского человека. Учатся
укачивать младенца, пеленать, пестовать
разучивают колыбельную, пестушки.
Презентация «Утюг». Знакомятся с устройством
утюга, его историей, Понимают значение для быта
русского человека. Учатся приемам работы с
утюгом, рубелем. Узнают пословицы, поговорки об
утюге.
Презентация «Самопряха». Знакомятся с
устройством, ее историей, понимают смысл обряда
и его значение для русского человека. Учатся
приемам работы. Сматывают мотки шерсти.
Знакомятся с песней «Молодая пряха».
Знакомятся с назначением национального русского
костюма (праздничный, свадебный и
повседневный) и возраста (детский, девичий,
замужней женщины, старухи). Узнают названия.
Кожух — зимний кафтан.Терлик. Сермяга.
Вотола. Корзно — парадный плащ. Примеряют
костюмы. Фотосессия.
Смотрят отрывки из художественных фильмов, где
демонстрируются головные уборы. Знакомятся с
назначением головного убора. Узнают названия.
Примеряют головные уборы. Фотосессия.
Смотрят презентацию. Знакомятся с историей
праздника. Участвуют в празднике и сжигании
чучела. Пробуют выпекать блины. Едят с
разнообразными добавками: медом, маслом,
сметаной, вареньем.
19 Рушник
20 Люлька
21 История
вещей. Утюг.
Рубели.
22 Самопряха.
Прялка.
Веретено.
23 Русский
костюм
24 Головные
уборы
25 Как на
масленой
неделе
Роль полотенца, рушника в русской
избе. История. Лексическое
значения слова. Северное
ткачество.
«Люлька – кроватка для малыша».
Понятие, лексическое значение
слова. Месторасположение. Игры с
куклой, разучивание колыбельных.
Укачивание, пестование.
Утюги. Рубели. Лексическое
значение слов. Устройство утюга.
Порядок работы с утюгом,
рубелем. Пословицы и загадки об
утюге. Работа с утюгом.
Самопряхи простые и расписные.
Понятие прялки и веретена.
Лексическое значение слова.
Устройство самопряхи. Порядок
работы с самопряхой. Пословицы,
поговорки, песни о веретене.
Национальный русский костюм,
символика орнамента вышивки.
Лексическое значение названий
элементов русского костюма.
Назначение, виды.
Многообразие. Девичий и женский
(«бабий») головной убор. Платки,
кокошники. Украшение платка,
косынки, кокошника. Обряды при
надевании. Мужские головные
уборы.
«Масленица» – атрибуты для
праздника. Русские песни, пляски,
игры:
крепость,
строительство ледяной горки,
подвижная игра «Горелки».
снежная
6
28.01
4.02
11.02
18.02
25.02
4.03
11.03
18.03 27 Рукомойник Понятие рукомойник Лексическое
Презентация «Коромысло». Знакомятся с его
историей, понимают смысл ношения ведер на
коромысле, его значение для здоровья русского
человека. Учатся приемам работы с коромыслом.
Игра «Кто быстрее». Узнают пословицы,
поговорки о коромысле.
1.04
Презентация «Рукомойники». Знакомятся с
устройством его историей, понимают его значение
для русского человека. Учатся умываться из
рукомойника. Игра « Принеси воды на коромысле
и наполни рукомойник».
Презентация «Половики». Знакомятся с его
историей, понимают его назначение для русского
человека. Запоминают лексические значения
незнакомых слов. Учатся крючком вязать кружки.
Раскрашивают раскраски, имитирующие половики.
Оформляют выставку.
Презентация «Гжель». Знакомятся с ее историей,
понимают назначение промысла для русского
человека. Запоминают лексические значения
незнакомых слов. Учатся лепить из глины
предметы посуды, игрушек и раскрашивают под
гжель. Оформляют выставку.
Смотрят презентацию. Знакомятся с историей
праздника. Участвуют в раскраске пасхальных яиц.
Украшают избу и оформляют пасхальный стол.
Пробуют куличи. Играют.
Презентация «Хохлома». Знакомятся с ее
историей, понимают назначение промысла для
русского человека. Запоминают лексические
значения незнакомых слов. Учатся росписи под
хохлому, рисуют отдельные элементы. Оформляют
выставку.
Знакомятся с понятием куклыобереги. Куклы
закрутки. Знакомятся с лексическим значением
названий кукол. Участвуют в работе мастер
класса. Учатся выполнять тряпичную народную
куклу по традиционной технологии; рисуют лицо.
Знакомятся с русскими народными музыкальными
инструментами, лексическим значением названий.
Слушают воспроизведение из фонотеки. Пробуют
поиграть на гармони, ложках, трещотке.
Заранее готовят проект, защиту и представляют
его. Оформляют выставку в музее.Чаепитие.
8.04
15.04
22.04
29.04
6.05
13.05
20.05
27.05
26 Деревянное
коромысло на
плече моём
повисло.
28 Половики
29 Гжель
30 «Пасха»
31 «Золотая
Хохлома»
32 Русские
народные
куклы
33 Пой, душа,
играй
гармонь
34 Итоговое
занятие.
Понятие о коромысле.
Лексическое значение слова. Его
вид. Значение. Тяжесть
крестьянского быта. Порядок
работы с коромыслом. Игра, кто
быстрее наносит воды на
коромысле.
значение слова. Устройство
рукомойника. Пословицы и
поговорки о рукомойнике.
Русское женское ремесло.
Домотканые половики. Назначение.
Ткацкие станки. Лексические
значения слов притужальник,
набилка.
«Синеголубая Гжель» – история
гжельского промысла. Гжельская
посуда: чайник, самовар, ваза,
фруктовница. Рисование гжельской
посуды.
«Пасха» – праздник Пасхи.
Пасхальные яйца, куличи. Беседа о
христианских праздниках и
обычаях, украшение пасхальных
яиц; игра «Кто из яйца? ».
«Золотая Хохлома» – история
хохломской росписи.
Понятие народного промысла.
Рисование орнамента: «травка»,
«завиток», «капельки».
Куклы – куклы разных времён,
появление кукол, материалы для их
изготовления (дерево,
солома,
глина, мох). Изготовление кукол из
тряпок, соломы, ниток; игры с
куклами. Предназначение куклы.
Народные музыкальные
инструменты» трещотка,
колотушка, гусли, жалейка,
гармошка и их назначение.
Представление проектов по теме
«Русская изба» в разной технике
исполнения, их защита, оформление
выставки.
7 8
Образовательная программа школьного историко-краеведческого музея "Русская изба"
Образовательная программа школьного историко-краеведческого музея "Русская изба"
Образовательная программа школьного историко-краеведческого музея "Русская изба"
Образовательная программа школьного историко-краеведческого музея "Русская изба"
Образовательная программа школьного историко-краеведческого музея "Русская изба"
Образовательная программа школьного историко-краеведческого музея "Русская изба"
Образовательная программа школьного историко-краеведческого музея "Русская изба"
Образовательная программа школьного историко-краеведческого музея "Русская изба"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.