Образовательная программа школьного историко-краеведческого музея "Русская изба"
Оценка 4.7

Образовательная программа школьного историко-краеведческого музея "Русская изба"

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +1
5 кл—11 кл +1
13.02.2019
Образовательная программа  школьного историко-краеведческого музея "Русская изба"
Программа русская изба.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» муниципального образования города Братска РАССМОТРЕНО Протокол № 2 от  29.08.2018г. руководитель ШМО             К.А.  Пашкина СОГЛАСОВАНО Протокол № 1 от  31.08.2018г. председатель  МС              Т.В.Толмачева УТВЕРЖДАЮ Приказ   от  31.08.2018г. № 182 директор МБОУ «СОШ № 5» Т.А.Лукина АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Русская изба» на 2017­2019 учебный год                           Разработала:       Белорыбцева Алёна Владимировна, руководитель историко­краевеческого музея 1 Пояснительная записка Превращение   деревень   и   сел   в   благоустроенные   города   связано   с   изменением   прежнего крестьянского двора, былой избы, строительством новых современных, многоэтажных домов. При этом очень важно не потерять и сберечь то ценное, что накапливалось народом  веками. Дети должны унаследовать культуру своего народа: традиции, обычаи и историю. Для  пятой школы это особенно актуально,   так   как   в   школе  в   связи   с   интенсивно   протекающими   миграционными   процессами  обучаются дети двенадцати  национальностей как из стран, когда ­ то  входивших в состав Советского Союза, так и из стран дальнего зарубежья (Китай, Вьетнам). В силу обстоятельств дети оказались изъяты из привычной среды обитания и  подверглись   большим переменам культурного плана. Им незнакомы русские обычаи, праздники,   лексика, привычная   и понятная нам.  Одним из способов решения проблемы стала музейная педагогика.   Первым значительным  и ярким событием явилось открытие постоянной экспозиции «Русская изба», которая способствует сохранению национальной культуры,   воспитанию   российских   граждан,   обладающих   высокой   толерантностью.   Экспозиция, представленная   бревенчатым   срубом   избы   в   натуральную   величину,   органично   вписывается   в экспозицию «Братск острожный» и является ее неотъемлемой частью.   Обе экспозиции объединяет баннер,  представляющий   ансамблевый   музей  под  открытым   небом  «Ангарская   деревня»,  который дополняет имеющиеся экспонаты и переносит школьников во времена Братска острожного.  Программа «Русская изба» представляет собой систему мероприятий с использованием разных форм: экскурсий, занятий и выступлений. В избе восстановлены реальные прототипы горницы,  кухни, части двора русской деревенской усадьбы.  Учащиеся переносятся в старину,  знакомятся с укладом того   времени,   с   почти   забытыми   понятиями:     «Красный   угол»,   «Бабий   кут»,   «Печной   угол». Экспозиция интерактивна. Гости могут постирать белье, погладить его  чугунным утюгом, принести воду на коромысле, нащипать лучину, укачать младенца в люльке, пошуровать кочергой жар в печке, вытащить ухватом чугунок,  полузгать семечки на лавочке,  побыть в роли пряхи, словом, окунуться с головой  в крестьянскую жизнь.         Экспозиция стала неотъемлемой частью школьного проекта «Искусство жить вместе», когда учащиеся разных национальностей учатся жить вместе, понимать, принимать и уважать друг друга, а, в первую очередь, историческое прошлое  великой страны, которая стала им родным домом. Программа адаптирована к условиям образовательного процесса и реализуется в рамках внеурочной деятельности духовно­нравственной направленности  1 час в неделю  для учащихся 2 – 6 классов 1 час в неделю. Продолжительность изучения предмета в 2018­2019 учебном году составляет 34 часа.  Цель:   приобщение детей к культуре русского народа посредством знакомства с основами русского быта в рамках интерактивного проекта «Русская изба». Задачи: дать учащимся представление о традиционной крестьянской избе как хозяйственной и нравственной основе   жизни;   познакомить   с   семейным   укладом,   обычаями   и   обрядами,   показать   роль   семьи   в сохранении и передаче традиций; освоить старинные детские игры, обогатить речь  пословицами, поговорками, загадками. развивать   любознательность,   интерес   к   истории   и   традициям   своего   народа,   расширять   кругозор учащихся; воспитывать   бережное   отношение   к   старинным   вещам,   народным   традициям,   обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору. Прогнозируемый результат:  уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;      2   навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из  спорных ситуаций; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально­нравственная отзывчивость; Обучающийся должен знать:  Традиции русского народа;  Предметы деревенского быта;  Понимать символику крестьянского быта.  Язык пословиц и поговорок, сказок и преданий. Обучающийся должен уметь: 1. Оформлять свои творческие работы; 2. Работать с различными источниками. Материально­технического обеспечения образовательного процесса. 1. Экспозиция «Русская изба» – 1; 2. экспонатов основного фонда – 67, вспомогательного – 43; 3. стенды – 4; 4. ПК в комплекте; 5. принтер; 6. сканер; 7. презентации ­16. Литература: 1. Александрова Л.А. Деревянное зодчество Руси. М.: Белый город 2003. 2. И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург,  «Паритет», 2003 – 236 с. 3. Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004 –  128 с. 4. Л.В.Соколова, А.Ф. Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис­Пресс»,  2003 – 196 с. 5. Л.С.Куприна, Т.А. Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт –  Петербург, «Детство­ Пресс», 2004 – 400 с. 6. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с. 7. Н.М.Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство­Пресс», 1998 – 24 с. 8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1977. 9. Рапопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1988. 10. Улыбашева М. Русская изба от печки до лавочки. Москва, 2015. 11. Электронная всемирная энциклопедия «Википедия».  Тематическое  планирование № заня тия Тема занятия Содержание занятия (раскрытие различных аспектов темы) Характеристика деятельности учащихся (навыки и умения, которые дети смогут Дата  приобрести в ходе занятия) проведения 3 2 Красный уголОформление. Традиции переднего  угла. Божница. Иконы. Их значение в жизни русского человека.  Лампада. 1 Знакомство с  русской  избой.  3 У русской  печи 4 Лучина,  свеча, лампа 5 Ухват –  чугунка брат 6  Щи да каша  –пища наша Вводное занятие. Экскурсия. Выбор места для строительства избы.  Народные традиции, связанные со  строительством избы. Пословицы и  поговорки. Понятие «Хлеб­соль». Знакомятся с обрядами гостеприимства на Руси.  Постигают значение обряда «Хлеб­соль», Узнают о традициях русского народа. Узнают составные части русской избы (крыша,  рама, сруб, наличники). Постигают смысл русских  пословиц и поговорок об избе и гостях.  Рисование «Изба».  Просмотр фильма «Как жили  люди на Руси». Знакомятся с расположением  красного угла в  доме. Понимают символическое значение красного угла. Размещение икон.  Знакомятся с иконой  Николая угодника. Занимают Почетное место за  столом в красном углу.  Знакомятся с расположением  печи в доме.  «Изба:   внутри   –   печь»   –   значение Понимают значение печи в жизни русского  печи. Пословицы о печке. Заготовка человека. Пытаются наколоть лучины для  дров   для   печи.   Лучина.   Очаг. растопки печи. Понятие «Запечье». Домовой. Разжигание   печи.   Печной   угол. Игра. «В каких сказках встречалась печь». Легенды и небылицы. и «Электроприборы   Иллюстрации осветительных приборов вчера и  сегодня»–приспособления   наших сегодня. Игра «Что лишнее?». Пытаются зажечь  керосиновую лампу. Смотрят фильм о старине. предков для освещения. Презентация «Ухват».  Знакомятся с  его  Понятие     об   ухвате.   Лексическое значение слова. Его вид. Значение. историей, понимают его значение для русского  человека. Учатся приемам работы с ухватом  Игра  Тяжесть   крестьянского   быта. «Кто быстрее». Узнают пословицы, поговорки о  Порядок   работы   с   ухватом.   Игра, кто   быстрее   вытащит   чугунок   из чугунке и ухвате.  печи ухватом. Щи и каша — это исконная пища  русского человека. Понятие,  рецепты.  «Полезные каши» –  рассказ о пользе каш. Значение  русской печи для вкуса щей и каш.  Томление. Понятие и история. Смотрят презентацию, отрывки из художественных исторических фильмов. Знакомятся с пословицами и поговорками о каше и щах. Пробуют кашу  деревянными ложками. Записывают рецепты. вчера   3.09 10.09 17.09 24.09 1.10 8.10 7 О чём звенит  самовар Самовары простые и расписные. Понятие самовар. Лексическое  значение слова. Устройство  самовара. Порядок  работы с  самоваром. Пословицы и поговорки о самоваре. Чаепитие из самовара. 8 Наблюдники  Наблюдники простые и расписные. 9 Кухонная  утварь Понятие. Лексическое значение  слова. Устройство полок и  шкафчиков для посуды.   Расстановка посуды. Разнообразие кухонной утвари – миски, ковши, жбаны,  резные  ложки. Мастера росписи и резьбы.  Самые распространенные  украшения древней посуды.  4 Презентация «Самовар».  Знакомятся с   устройством самовара, его историей, понимают  смысл обряда чаепитие и его значение для  русского человека. Учатся приемам работы с  самоваром.  Игра­чаепитие «Мы за чаем не  скучаем». Узнают пословицы, поговорки о  самоваре. Презентация «Наблюдники».  Знакомятся с   устройством,  историей, понимают необходимость  наблюдников и значение для избы. Учатся приемам расстановки посуды. Мастерская Самоделкина.  Изготовление шкафчика из картона.  Презентация «Посуда  наших предков».  Знакомятся с кухонной утварью, запоминают ее  названия. Зарисовывают с натуры предметы  кухонной утвари по выбору. Оформляют выставку  в музее. 15.10 22.10 12.11 10 Крынки и  кувшины 11 Символ  России –  деревянная  ложка 12 Кадки и  кадушки 13 Русская  кухня 14 Бабушкин  сундучок 15 Лавки и  скамья  16 Рождество  Христово 17 На полати и  кровати Крынки, кувшины простые и  расписные. Понятие крынка. Лексическое  значение слова. Как делали  кувшины и крынки из глины.  Сказки о кувшине.   Ложки простые и расписные. Из  чего изготавливали  ложки на Руси.  Лексическое значение слова.  Пословицы и поговорки про ложки. Игра на ложках.  Кадки и кадушки. Отличие и  сходство. Из чего изготавливали  кадки и кадушки на Руси. Понятие. Лексическое значение  слова. Устройство. Пословицы и  поговорки про кадушки. Русская кухня – русская  национальная кухня (кулебяка,  пироги, рогалики, куличи). Лепка  из соленого теста баранок и  калачей. Сундуки  простые и расписные. Понятие  сундук. Лексическое  значение слова. Устройство  сундука. Пословицы и поговорки о  сундуке. Хранение в сундуке.  Лавки простые и расписные.  Скамья. Отличие и сходство. Из  чего изготавливали лавки и скамьи  на Руси. Понятие. Лексическое значение  слова. Устройство. Сказки, где  встречаются лавки и скамьи. Рождество Христово  «Коляда» – атрибутами для  колядовщиков: маски, мешок,  элементы костюма. Изготовление  масок для игр, разучивание стихов  о зимней природе, колядок. Что стелили  на кровать. Понятия. Сходство и различие. Лексическое значение   слов.   Что   стелили   на кровати   и   полати.   Перина. Месторасположение. Презентация «Кувшины и крынки».  Знакомятся с   историей, понимают значение для русского  человека. Учатся приемам  лепки  крынки и  кувшина из пластилина. Читают сказку о кувшине. 19.11 Презентация «Ложка».  Знакомятся с  ее историей, понимают значение для русского человека. Учатся  играть на ложках, зарисовывают ложку. Читают  сказки про ложки.  26.11 Презентация «Кадушка».  Знакомятся с   устройством, ее историей, понимают значение для  русского человека. Учатся рубить капусту и  укладывать ее в кадку. Знакомятся с пословицами  и поговорками про кадушку. 3.12 Смотрят презентацию, отрывки из художественных исторических фильмов. Знакомятся с пословицами и поговорками о русской кухне. Пробуют пироги с  капустой. Записывают рецепты. Лепка из соленого  теста баранок и калачей. Оформление выставки в  музее. Презентация «Бабушкин сундук».  Знакомятся с    его историей, понимают ценность и его значение  для русского человека. Учатся приемам  складывания вещей в сундук. Узнают пословицы,  поговорки о сундуке. Расписывают сундуки. Презентация «Лавочка».  Знакомятся с   устройством, ее историей, понимают значение для  русского человека. Учатся приемам работы с   древесиной. Пытаются сколотить игрушечную  лавку. Чтение сказки. 10.12 17.12 24.12 Презентация «Рождество христово». Знакомятся с  историей, понимают значение для русского  человека. Учатся колядовать, наряжаются,  разучивают колядки. 14.01 Презентация «Полати».  Знакомятся с   устройством, их историей, понимают значение для  русского человека. Учатся застилать полати.  Порядок. Смотрят исторический фильм. 21.01 5 18 Лоскутное  одеяло Понятие лоскутное шитье. Подбор лоскутков   и   их   расположение. Прокладка для одеяла. Стежка. Презентация, альбом с образцами. Учатся  подбирать лоскутки, составлять узоры. Рисуют  образцы одеял.  Сшивают лоскутки.  Презентация «Расшитые полотенца» – труд  вышивальщицы. Рисование на тему «Узоры для  полотенца. Наборы для вышивания. По желанию  пробуют вышить по канве несложный узор.   Ролик  «Колыбельная». Знакомятся с   историей,  понимают значение для русского человека. Учатся  укачивать младенца, пеленать, пестовать  разучивают колыбельную, пестушки. Презентация «Утюг».  Знакомятся с  устройством  утюга, его историей, Понимают значение для быта  русского человека. Учатся приемам работы с  утюгом, рубелем. Узнают пословицы, поговорки об утюге.  Презентация «Самопряха».  Знакомятся с   устройством, ее историей, понимают смысл обряда и его значение для русского человека. Учатся  приемам работы. Сматывают мотки шерсти.   Знакомятся с песней «Молодая пряха».  Знакомятся с назначением национального русского костюма (праздничный, свадебный и  повседневный) и возраста (детский, девичий,  замужней женщины, старухи). Узнают названия.  Кожух — зимний кафтан.Терлик. Сермяга.  Вотола. Корзно — парадный плащ. Примеряют  костюмы. Фотосессия. Смотрят отрывки из художественных фильмов, где демонстрируются головные уборы. Знакомятся с  назначением головного убора. Узнают названия.  Примеряют головные уборы. Фотосессия. Смотрят презентацию. Знакомятся с историей  праздника. Участвуют в празднике и сжигании  чучела. Пробуют выпекать блины. Едят с  разнообразными добавками: медом, маслом,  сметаной, вареньем.  19 Рушник 20 Люлька 21 История  вещей. Утюг.  Рубели. 22 Самопряха. Прялка.  Веретено.  23 Русский  костюм 24 Головные  уборы  25 Как на  масленой  неделе Роль полотенца, рушника в русской избе. История. Лексическое  значения слова. Северное  ткачество.  «Люлька – кроватка для малыша».   Понятие,   лексическое   значение слова. Месторасположение. Игры с куклой,   разучивание   колыбельных. Укачивание, пестование. Утюги. Рубели. Лексическое  значение слов. Устройство утюга.  Порядок  работы с утюгом,  рубелем. Пословицы и загадки  об  утюге. Работа с утюгом. Самопряхи  простые и расписные. Понятие прялки и веретена.  Лексическое значение слова.  Устройство самопряхи. Порядок   работы с самопряхой. Пословицы,   поговорки, песни  о веретене. Национальный   русский   костюм, символика   орнамента   вышивки. Лексическое   значение   названий элементов   русского   костюма. Назначение, виды. Многообразие. Девичий и женский  («бабий») головной убор. Платки,  кокошники. Украшение платка,  косынки, кокошника. Обряды при  надевании. Мужские головные  уборы. «Масленица»   –   атрибуты   для праздника.   Русские   песни,   пляски, игры: крепость, строительство   ледяной   горки, подвижная игра «Горелки». снежная     6 28.01 4.02 11.02 18.02 25.02 4.03 11.03 18.03 27 Рукомойник  Понятие рукомойник Лексическое  Презентация «Коромысло».  Знакомятся с  его  историей, понимают смысл ношения ведер на  коромысле, его значение для здоровья русского  человека. Учатся приемам работы с коромыслом.   Игра «Кто быстрее». Узнают пословицы,  поговорки о коромысле. 1.04 Презентация «Рукомойники».  Знакомятся с   устройством его историей, понимают его значение  для русского человека. Учатся умываться из  рукомойника. Игра « Принеси воды на коромысле  и наполни рукомойник». Презентация «Половики».  Знакомятся с  его  историей, понимают его назначение для русского  человека. Запоминают лексические значения  незнакомых слов. Учатся крючком вязать кружки. Раскрашивают раскраски, имитирующие половики. Оформляют выставку.  Презентация «Гжель».  Знакомятся с  ее историей, понимают назначение промысла для русского  человека. Запоминают лексические значения  незнакомых слов. Учатся лепить из глины  предметы посуды, игрушек и раскрашивают под  гжель. Оформляют выставку. Смотрят презентацию. Знакомятся с историей  праздника. Участвуют в раскраске пасхальных яиц. Украшают избу и оформляют пасхальный стол.  Пробуют куличи. Играют. Презентация «Хохлома».  Знакомятся с  ее  историей, понимают назначение промысла для  русского человека. Запоминают лексические  значения незнакомых слов. Учатся росписи под  хохлому, рисуют отдельные элементы. Оформляют выставку. Знакомятся с понятием куклы­обереги. Куклы­ закрутки. Знакомятся с лексическим значением  названий кукол. Участвуют в работе мастер­ класса. Учатся выполнять тряпичную народную  куклу по традиционной технологии; рисуют лицо. Знакомятся с русскими народными музыкальными  инструментами,  лексическим значением названий.  Слушают воспроизведение из фонотеки. Пробуют  поиграть на гармони, ложках, трещотке. Заранее готовят проект, защиту и представляют  его. Оформляют выставку в музее.Чаепитие. 8.04 15.04 22.04 29.04 6.05 13.05 20.05 27.05 26 Деревянное  коромысло на плече моём  повисло. 28 Половики  29 Гжель 30 «Пасха» 31 «Золотая  Хохлома» 32 Русские  народные  куклы 33 Пой, душа,  играй  гармонь 34 Итоговое  занятие. Понятие  о коромысле.  Лексическое  значение слова. Его  вид. Значение. Тяжесть  крестьянского быта. Порядок  работы с коромыслом. Игра, кто  быстрее наносит воды на  коромысле. значение слова. Устройство  рукомойника. Пословицы и  поговорки о рукомойнике. Русское женское ремесло.  Домотканые половики. Назначение. Ткацкие станки. Лексические  значения слов притужальник,   набилка.  «Сине­голубая   Гжель»   –   история гжельского   промысла.   Гжельская посуда:   чайник,   самовар,   ваза, фруктовница.  Рисование гжельской посуды. «Пасха» – праздник Пасхи.  Пасхальные яйца, куличи. Беседа о  христианских праздниках и  обычаях, украшение пасхальных  яиц; игра «Кто из яйца? ».  «Золотая Хохлома» – история  хохломской росписи. Понятие народного промысла.  Рисование орнамента: «травка»,  «завиток», «капельки». Куклы   –   куклы   разных   времён, появление кукол, материалы для их изготовления   (дерево,   солома, глина, мох). Изготовление кукол из тряпок,   соломы,   ниток;   игры   с куклами.   Предназначение   куклы. Народные музыкальные  инструменты» трещотка,  колотушка, гусли, жалейка,  гармошка и их назначение. Представление   проектов   по   теме «Русская   изба»   в   разной   технике исполнения, их защита, оформление выставки. 7 8

Образовательная программа школьного историко-краеведческого музея "Русская изба"

Образовательная программа  школьного историко-краеведческого музея "Русская изба"

Образовательная программа школьного историко-краеведческого музея "Русская изба"

Образовательная программа  школьного историко-краеведческого музея "Русская изба"

Образовательная программа школьного историко-краеведческого музея "Русская изба"

Образовательная программа  школьного историко-краеведческого музея "Русская изба"

Образовательная программа школьного историко-краеведческого музея "Русская изба"

Образовательная программа  школьного историко-краеведческого музея "Русская изба"

Образовательная программа школьного историко-краеведческого музея "Русская изба"

Образовательная программа  школьного историко-краеведческого музея "Русская изба"

Образовательная программа школьного историко-краеведческого музея "Русская изба"

Образовательная программа  школьного историко-краеведческого музея "Русская изба"

Образовательная программа школьного историко-краеведческого музея "Русская изба"

Образовательная программа  школьного историко-краеведческого музея "Русская изба"

Образовательная программа школьного историко-краеведческого музея "Русская изба"

Образовательная программа  школьного историко-краеведческого музея "Русская изба"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2019