Социальная ситуация развития |
Это ситуация совместной деятельности со взрослым, содержание которой – усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребёнку открылись и затем стали его миром. ССР можно описать схемой: «ребёнок – ПРЕДМЕТ – взрослый», причём общение носит характер ситуативно-делового. Эта система отношений содержит в себе противоречие: способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребёнок в то же время должен выполнять индивидуальную деятельность. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста. |
Ведущий вид деятельности |
Ядром возраста является предметно-манипулятивная деятельность с ведущим мотивом овладения общественно выработанными способами действия с предметами. Мотив деятельности перемещается от взрослого на общественный предмет (фетишизация предмета). Общение перестаёт быть деятельностью в собственном смысле слова, оно выступает как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов. ВВД открывает функции предметов: 1 фаза – с предметом выполняются любые действия; 2 фаза – предмет употребляется только по назначению; 3 фаза – ребёнок знает основную функцию предмета, но может выполнять любые действия, усваивая их назначение и правила поведения в обществе. Появляются орудийные предметы – усваивается принцип употребления орудий. Игра ещё не осознана. Игровая ситуация плохо дифференцируется от ситуации реальной. Игрушка – предмет, моделирующий предмет взрослого мира. |
Центральное новообразование |
Благодаря отделению действия от предмета, происходит сравнение своего действия с действием взрослого. Как только ребёнок увидел себя самого и появился феномен сознания «Я сам». Появляется структурное и системное строение сознания – формирование отношения между отдельными функциями и развитие обобщения как функции всего сознания в целом. |
Другие новообразования |
«Аффективное» восприятие объектов и ситуаций. Развитая активная речь, которая характеризуется увеличением словарного запаса, попытками построения предложений с учётом согласованности слов; началом фонематического анализа, поиском смысловых связей. К 3-м годам – освоение грамматического состава речи. Наглядно-действенное мышление. Формирование внутреннего плана действий. Узнавание и воспроизведение. Непроизвольное внимание. |
Познавательное развитие |
Развитие познавательных процессов происходит в предметной деятельности, начинается их вербализация, т.е. опосредствование речью и приобретение произвольности. Ведущей психической функцией является восприятие, которое находится в центре сознания и влияет на развитие образной памяти и мышления. Основными направлениями развития восприятия являются перцептивные действия, сенсорные эталоны и действия соотнесения. Поведение ребёнка полностью определяется восприятием, важная характеристика которого – аффективная окрашенность. У детей в этом возрасте наблюдается сенсомоторное единство, т.е. любую увиденную вещь нужно потрогать, пощупать. Это единство создаёт условия для развития мышления. Происходит постепенный переход от наглядно-действенному к наглядно-образному мышлению, которое отличается тем, что действия с материальными предметами здесь заменяются действиями с их образами. Происходит развитие интеллектуальных операций и формирование понятий. К концу раннего возраста складывается мыслительная деятельность, способность к переносу приобретённого опыта в новое умение устанавливать связи между предметами и явлениями путём экспериментирования, запоминать их и использовать при решении задач. Речь с мышлением ещё не связаны. Понимание и говорение вместе представляют акты общения, а внутренне строятся на простых переходах от знака воспринимаемого слова к значению – конкретному предмету, который это слово обозначает, или наоборот – от значения к знаку. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребёнку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых, под влиянием речи перестраиваются психические процессы. Память в раннем возрасте носит непроизвольный характер, появляется воспоминание и латентный период его увеличивается. Память ещё не действует как отдельный процесс, развивается оперативная память. Достаточно развито воображение. |
Личностное развитие |
В этом возрасте закладывается личность ребёнка. Личностное новообразование – формирование системы Я (появление и развитие самооценки, самоуважения, самосознания). Ребёнок уже откликается на своё имя, узнаёт себя в зеркале и пользуется местоимением «Я». Формируется чувство гордости, стыда, уровень притязаний. Развитие эмпатии. Появляется потребность в самостоятельности. В начале 3-го года – потребность в достижении успехов, приписывание своих успехов и неудач каким-либо обстоятельствам; появляется способность различать задания разной степени трудности, умение различать способности и прилагаемые усилия. |
Социальное развитие |
Социальное развитие идёт по двум направлениям: 1. через усвоение правил взаимоотношений людей друг с другом; 2. через взаимодействие ребёнка с предметом в мире постоянных вещей. Процесс осуществляется через посредника – взрослого и соучастника усвоения социальных норм – ровесника. Развиваются основы отношения человека к человеку. Развивается притязание на признание со стороны взрослого, которое становится потребностью ребёнка, определяющей успешность его развития. |
Общая схема возрастного развития ребёнка дошкольного возраста (от 3-х до 7 л.)
Социальная ситуация развития |
Познание мира человеческих отношений и их имитация. Ребёнок выходит из кризиса 3-х лет с желанием действовать автономно и с системой самооценки. Благодаря развитой речи и способности передвигаться, он может чувствовать соразмерность со взрослыми. Ребёнок понимает, что взрослые делают что-то не на основе умений (как делать), а на смысловой основе (почему делать), в начале периода у ребёнка ещё не развита мотивационно-потребностная сфера. Задача ребёнка в этом периоде – развитие этих смыслов путём участия в человеческих отношениях. Поскольку взрослые ограждают его от этого активного участия, ребёнок реализует это стремление в играх, в которых он моделирует мир взрослых и правила функционирования в нём. Общение носит характер внеситуативно-познавательного. Противоречие ССР – основная потребность ребёнка – жить вместе с окружающими людьми, но жизнь ребёнка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром. |
Ведущий вид деятельности |
Сюжетно-ролевая игра – особая форма освоения действительности путём её воспроизведения, моделирования (ребёнок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений). Предмет деятельности: взрослый – носитель определённых общественных функций. Структура игры: роль – исполнение обязанностей, которые накладывает роль; игровые действия – действия, свободные от операционально-технической стороны, действия со значениями, носят изобразительный характер; сюжет – отражаемая в играх действительность; содержание – то, что ребёнок выделяет как основной момент деятельности взрослых; правила – необходимые условия выполнения игровых действий. К концу периода игры приобретают «режиссёрский» характер. С 5 лет начинаются конструктивные игры (рисование, лепка), которые носят гендерный характер. Значение игры: позволяет постигнуть систему отношений между людьми и усвоить нормы поведения; способствует развитию знаково-символической функции сознания и речи; в игре дети учатся общаться, согласовывать свои действия с действиями другого, учатся взаимопониманию и взаимопомощи; вызывает качественные изменения в психике ребёнка; формируются нравственные чувства; обмен опытом; в результате постоянного сравнения своего поведения с поведением других, и оценки, у ребёнка появляется возможность лучшего осознания самого себя. |
Центральные новообразования |
Соподчинение мотивов (одни имеют более сложное значение, чем другие, что придаёт определённую направленность всему поведению). В этом возрасте можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Благодаря этому формируются настойчивость и умение преодолевать трудности, возникает чувство долга по отношению к другим людям.Самосознание – возникновение осознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми, стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Важные составляющие самосознания – самооценка и осознание своих переживаний. |
Другие новообразования |
Произвольность (как возможность приостановливать аффект для оценки ситуации и прогнозирования); Появление «внутреннего мира»: научение дифференциации своих состояний и переживаний как полностью открытых другим людям; Способность к обобщению переживаний (как появление стойкого отношения, то есть чувств); Нравственное развитие: переход от принятия культурных и нравственных норм как данности к сознательному их принятию; Сформированная правильная речь; Развитая непроизвольная память, начало развития произвольной памяти; Целенаправленное анализирующее восприятие; Наглядно-образное мышление, в конце периода – переход к словесно-логическому мышлению; Творческое воображение, соединяются воображение, мышление и речь; Дифференциация перцептивных и эмоциональных процессов. Расширение круга эмоций. Эмоциональная регуляция поведения. |
Познавательное развитие |
Память – является ведущим психическим процессом, интенсивное развитие способности к запоминанию и воспроизведению. Характеризуется постепенным переходом от непроизвольного к произвольному и опосредованного запоминанию и припоминанию. У детей младшего и среднего дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. У детей старшего дошкольного возраста появляются признаки смыслового запоминания, хорошо развита эйдетическая память. Восприятие – от 3 до 7 лет складывается способность мысленно расчленять выделенный предмет на части и затем объединять их в единое целое. Помимо контуров предметов выделяются структура, пространственные особенности и соотношение частей предмета. Внимание – на протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их продвижением в общем умственном развитии, внимание совершенствуется, приобретая большую сосредоточенность и устойчивость. Внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остаётся у ребёнка до тех пор, пока есть интерес к воспринимаемым объектам; оно не является произвольным. В развитии произвольного внимания ребёнку помогают рассуждения вслух. Младшие дошкольники могут сосредотачивать внимание 6-8 секунд, а старшие 12-20 секунд. Мышление – дальнейшее совершенствование наглядно-образного мышления на базе развивающегося воображения; улучшение наглядно-действенного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти; начала активного формирования словесно-логического мышления путём использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач, развитие операций классификации и сериации. На протяжении дошкольного возраста у ребёнка формируется конкретно-логический интеллект. Воображение – в 1-ой половине дошкольного детства преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. В старшем дошкольном возрасте воображение из репродуктивного развивается в творчески преобразующее действительность. Речь – становится более связанной и приобретает форму диалога. В этом возрасте характерно словотворчество. Появляется развёрнутое монологическое высказывание, развивается речь «про себя» и внутренняя речь. |
Личностное развитие |
Дошкольный возраст – начальный этап формирования личности. Развитию личности способствуют продуктивные виды деятельности, в них формируются направленность на получение результата. Очень важно одобрение взрослых, которое переходит в оценку своих собственных качеств и неудач, т.о. ребёнок овладевает навыками самооценки и оценки других людей. Появляется персональное самосознание, включающее осознание собственных личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач. Возникают личностные образования: соподчинение мотивов – деятельность и поведение начинают осуществляться на основе системы мотивов, среди которых всё большее значение приобретают мотивы общественного содержания которые подчиняют личные мотивы, это выступает условием развития способностей. Усвоение нравственных норм – с помощью взрослого ребёнок устанавливает соответствие своего действия с положительным или отрицательным эталоном. Формируется произвольность поведения – характерно устойчивость, внеситуативность, у ребёнка появляется возможность планировать свои действия, производить их анализ и самоконтроль; в 3-4 года происходит укрепление эмоциональной саморегуляции, в 4-5 лет – нравственная саморегуляция, в 6 лет – деловые личностные качества ребёнка. Продолжает формироваться характер. |
Социальное развитие |
Эмоционально-положительное отношение к себе ориентирует ребёнка на притязание соответствовать положительному этическому эталону, в связи с этим возникает стремление к одобрению и признанию среди окружающих. Возникает потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, т.е. появляются уже первые нормы поведения и нравственные чувства. Социальное развитие состоит в том, что человек учится выбирать своё поведение в зависимости от конкретной ситуации. В ролевых играх между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения труда, заботы, а также властвования, грубости, зависти. Общение со сверстником становится более регулярным и продолжительным. Развивается мотивация общения, желание быть понятым. Появляются качества личности, обнаруживаемые в игре, которые определяют формирующиеся взаимоотношения. |
Общая схема возрастного развития ребёнка младшего школьного возраста (от 6-7 до 10-11 лет)
Социальная ситуация развития |
Происходит перестройка всей системы отношений ребёнка с действительностью. С приходом в школу отношения «ребёнок-взрослый» разделяются на две системы: «ребёнок-учитель» и «ребёнок-родитель». Впервые отношения «ребёнок-учитель» становится отношением «ребёнок-общество», в учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки. Система «ребёнок-учитель» становится центром жизни ребёнка и начинает определять отношение ребёнка к родителям и сверстникам. Появляется стремление к социальному положению школьника и к учению как к новой социально значимой деятельности. Это выражается, например, в стремлении выполнять поручения взрослых. Ребёнок учится ради признания и одобрения значимых для него других. Его отношения со взрослыми и сверстниками определяются тем, как он выполняет свои новые общественно значимые обязанности. |
Ведущий вид деятельности |
Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством. Учебная деятельность не дана в готовой форме, она должна быть сформирована. Прежде всего, ребёнка надо научить учиться. Школьная деятельность является основой построения новых связей и отношений ребёнка с действительностью; её содержание – овладение обобщёнными способами действий в сфере теоретических знаний. Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребёнок сам ничего в этих знаниях не меняет. Предметом изменений впервые становится сам ребёнок, сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Учебная деятельность поворачивает ребёнка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал». Оценка собственных изменений, рефлексия на себя – собственный предмет учебной деятельности.Структура деятельности: 1. учебно-познавательные мотивы; 2. учебная задача; 3. учебное действие; 4. действие контроля; 5. действие оценки. |
Центр. ново-ния |
Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Чувство компетентности – позволяет приобрести постижение основ трудового и социального опыта и даёт возможность получить признание окружающих. |
Другие новообразования |
В ходе освоения полной структуры учебной деятельности у ребёнка младшего возраста складываются базовые способности теоретического сознания и мышления – анализ, планирование, рефлексия. Словесно-логическое мышление (с опорой на наглядность). Анализирующее восприятие; появление синтезирующего восприятия (в конце периода). Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Учебные мотивы. Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности; адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появление внутренней жизни. |
Познавательное развитие |
Можно выделить 2 основных линии развития познавательной сферы: 1) произвольность; 2) интеллектуализация. Хорошо раскрываются общие и специальные способности. Мышление – опосредует развитие других психических функций, интеллектуализация всех психических процессов. Наступает переход от наглядно-образного к словесно-логическому понятийному мышлению, соединение всех видов мышления. Развивается теоретическое мышление, теперь у ребёнка формируется научное понятие – он ориентируется не на внешние признаки, а на абстрактные. Особенности мышления: гибкость, обратимость, выход за пределы «здесь и сейчас», многомерность, меньшая эгоцентричность, способность делать логические выводы (умозаключения). Восприятие – происходит переход от непроизвольного к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определённой задаче. В начале школьного возраставосприятие недостаточно дифференцировано. Потом с помощью мышления начинает формироваться синтезирующее восприятие. Внимание – преобладает произвольное внимание. В этом возрасте формируется способность сосредотачивать внимание на мало интересных вещах. Объём и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к 4 классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека. Переключаемость даже выше, чем в среднем у взрослых, это связано с молодостью организма и подвижностью ЦНС. Память – приобретает ярко выраженный произвольный характер, ребёнок начинает осознавать особую мнемическую задачу. Идёт интенсивное формирование приёмов запоминания – от наиболее примитивных (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) до группировки, осмысления связей разных частей материала. Так же развивается логическая память (элементы логической памяти). |
Личностное развитие |
В сфере самосознания появляется внутренняя позиция школьника. Стремление к ней характеризует личность ребёнка в целом, определяя его поведение, деятельность, систему отношений к действительности и самому себе. Самосознание осуществляется в учебной деятельности, в ней ребёнок познаёт самого себя, у него складывается представление о себе, самооценка. Направленность личности выражается в потребностях: в игровой деятельности, в движениях, во внешних впечатлениях, а так же новые потребности: точно выполнять требования учителя, успешно овладевать новыми знаниями, навыками, умениями, приходить в школу с выполненными заданиями; потребность в хорошей отметке, в одобрении и контроле его действий со стороны взрослых, особенно учителя, потребность быть лучшим, любимым учеником; потребность в общении. Ведущие – познавательные потребности. Характерна доверчивость и исполнительность, которые являются предпосылкой для успешного обучения и воспитания. Повышенная реактивность, подражательность. Развивается волевая регуляция поведения, совершенствуется трудолюбие и самостоятельность. Развивается мотивационная сфера: 1) широкие социальные мотивы; 2) познавательные мотивы – мотивы самосовершенствования; 3) мотивы достижения – достижения успеха, престижная мотивация, мотивация избегания неудачи; 4) компенсаторная мотивация – компенсация недостаточного интереса к учебной деятельности интересами и успехами в других видах деятельности. Таким образом, мотивы бывают: 1) учебными – познавательные, социального одобрения, широкие социальные мотивы, узкие социальные мотивы; и 2) личностными – мотивы достижения успехов и избегания неудач. Изменяется характер эмоций у детей: усиление сдержанности и осознанности в проявлении эмоций. |
Социальное развитие |
Особенностью детей младшего школьного возраста является безграничное доверие к взрослым, главным образом, к учителю, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого, безоговорочно принимают его оценки. Время, отводимое на общение, увеличивается, большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими. Изменяется содержание общения, в него входят темы, не связанные с игрой, т.е. выделяется особое деловое общение со взрослыми. Появляется кооперация со сверстниками. Учебный материал дети лучше осваивают в совместной работе со сверстниками, чем с учителем. В группе сверстников отношения равноправные и симметричные, а между ребёнком и взрослым – иерархические и несимметричные. Но сотрудничество со взрослым является необходимым условием психического развития ребёнка. Кооперация ребёнка со сверстниками необходима для формирования контрольно-оценочных действий ребёнка. Кооперация выполняет функцию моделирования содержания интеллектуальной структуры в составе соотношений участников деятельности. |
Общая схема возрастного развития ребёнка подросткового возраста (от 11 до 15 лет)
Социальная ситуация развития |
Преобладание нормативного содержания в отношениях со взрослыми толкает подростка на поиск людей, которые могут подарить ему любовь, отнестись к нему самому реально. Такими людьми оказываются сверстники, хотя это могут быть люди и более старшего возраста. Т.о. характерно господство детского сообщества над взрослым. Ребёнок осваивает, с чем он реально взаимодействует – область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения. Через общение со сверстниками осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу, формируются нравственные качества. Ребёнок включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. С осознанием взрослости связана реакция эмансипации – стремление к самосовершенствованию, желание освободиться от опеки взрослых, стремление расширить свои права. |
Ведущий вид деятельности |
Интимно-личностное общение со сверстниками – это своеобразная форма воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей. Происходит формирование небольших. Замкнутых групп друзей, живущих автономной, обособленной жизнью. Замкнутые группировки, психологически изолированные от взрослых, образуются потому, что их очень волнуют вопросы, которые со взрослыми они не могут обсуждать. Через общение, организуемое со сверстниками, подростки и усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения. |
Центральные новообразова-ния |
Открытие «Я», осознание своей индивидуальности. Изменения сознания (ощущение себя взрослым человеком) возникновение представления о себе как «не о ребёнке», подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремиться быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него ещё нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. |
Другие новообразования |
Формирование системы личностных ценностей, оформляются нравственные убеждения. Появление саморазвития волевых качеств. Социальное сознание переносится внутрь – для подростка становится возможным более глубокое и широкое понимание других людей. Изменения в мотивационной сфере: мотивы возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения, в основном связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Развитие рефлексии – не ограничивается только внутренними изменениями самой личности. Стабилизация личности, формирование её направленности. Формируются общие интеллектуальные и коммуникативные способности. Активное развитие познавательных процессов. |
Познавательное развитие |
Активно идёт процесс познавательного развития. Начинают ярко проявляться специальные способности. Мышление– логическое, теоретические рассуждения и самоанализ, овладение процессом образования понятий. Важнейшее интеллектуальное приобретение – это умение оперировать гипотезами, способность к индукции и дедукции. Способность ко многим видам обучения, склонность к экспериментированию. Повышенная интеллектуальная и творческая активность. Сфера познавательных, учебных интересов выходит за рамки школы, приобретая форму познавательной самодеятельности, стремление к самообразованию, то есть проявляется самостоятельность мышления. Память– активно развивается логическая, произвольная и долговременная. Замедляется развитие механической памяти, интерес к приёмам запоминания, запоминание словесного и абстрактного материала. Процесс запоминания сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала. Развитие получает чтение, монологическая и письменная речь. Внимание– недостаточно устойчиво и зависит от интереса. Воображение– под влиянием абстрактного мышления «уходит в сферу фантазии». Воображение подростка обращается у него в интимную сферу, которое скрывается обычно от людей, становится исключительно формой мышления. Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется любознательностью и стремлением продемонстрировать свои способности. |
Личностное развитие |
Более высокий уровень развития самосознания, чем у младшего школьника. Это период становления личности. Главная мотивационная линия - самопознание, самовыражение, самоутверждение. Продолжается процесс формирования и развития самосознания (сознаёт свои личностные особенности). Подражание контролируется сознанием и волей подростка. Формируется система личностных ценностей. Развитие самосознания ребёнка находит своё выражение в изменении мотивации основных видов деятельности, закрепляются новые, взрослые мотивы, приводящие к переосмыслению содержания, целей и задач деятельности. Совершенствуется самоконтроль деятельности, способность выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности. Стремление к саморегуляции. Стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Самооценка носит относительно устойчивый характер, подростки начинают систематически и целенаправленно заниматься самовоспитанием, саморазвитием. Происходит формирование системы личностных ценностей. Создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости. |
Социальное развитие |
Появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более «взрослую» позицию в жизни. Однако ещё нет возможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы занять эту позицию. Через общение со сверстниками подростки усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Общение в этом возрасте является важнейшей школой самовоспитания, которому подростки уделяют большое внимание. Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности, и подросток находит своё место среди сверстников. Поиск друга, того, кто может тебя понять занимает важное место в жизни подростка. Возникают трудности в общении со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное теперь происходит вне школы. |
Общая схема возрастного развития юноши (от 15 до 20 лет)
Социальная ситуация развития |
Юность – важный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью, это фаза перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, завершения физического, в частности полового созревания, достижения социальной зрелости. Изменение основной установки в отношении к окружающему миру: негативизм и жизнеотрицание подростка сменяется жизнеутверждением юноши. |
Ведущий вид деятельности |
Учебно – профессиональная. В рамках этой деятельности юноша определяет своё место в жизни, формируется мировоззрение, самосознание, познавательная деятельность. Осуществляется сначала предварительный выбор профессии, оценка разных видов деятельности с точки зрения их интересности, затем - с точки зрения способностей, и ещё позднее – с точки зрения ценностей. Завершающий этап – практическое принятие решения выбора профессии. |
Центральные новообразования |
Личностное и профессиональное самоопределение. Оно связано с выработкой мировоззрения и системы жизненных ценностей. В юности созревают когнитивные и эмоционально-личностные предпосылки. Происходит не просто увеличение объёма знаний, но и расширение умственного кругозора, появление теоретических интересов и потребности свести многообразие факторов к немногим принципам. |
Познавательное развитие |
Юность – благоприятный этап развития умственных способностей. Мыслительная деятельность более активна и самостоятельна. Характерна тяга к обобщениям, поиску общих принципов и законов. Однако широта умственных интересов часто сочетается с разбросанностью, отсутствием системы и метода. По мнению Ж.Пиаже – это возраст гипотетико-дедуктивного мышления, способности абстрагировать понятия, формулировать альтернативные гипотезы. Высокая умственная работоспособность. |
Личностное развитие |
Главное психологическое приобретение – открытие своего внутреннего мира, многим свойственно преувеличение своей уникальности. В юности расширяются временные представления, включающие будущее, личные и социальные перспективы. Самосознание становится одним из механизмов саморегуляции и саморазвития. Структура самосознания усложняется, в ней оформляются следующие элементы: своя тождественность, образ «Я», психические свойства и качества, социально-нравственные самооценки (В.С. Мерлин). Возрастает интерес к внутреннему миру и потребность в самоанализе. Формируется устойчивый многокомпонентный и динамичный образ «Я»: «Я» - реальное (есть сейчас); «Я» - динамическое – (стараюсь быть); «Я» - идеальное (должен стать); «Я» - фантастическое (мог бы стать). В целом, образ «Я» - результат апробации юношей своих самооценок, притязаний и социально-психологических ожиданий; влияет на самоуважение. Происходит формирование жизненных планов и определение смысла жизни. |
Социальное развитие |
Самым влиятельным фактором социализации является семья, особенно эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины. Механизмы семейной социализации: подкрепление, идентификация, понимание, ролевая взаимодополняемость, психологическое противодействие. Юношеская дружба – носит исповедальный характер, типична идеализация друзей и самой дружбы, выполняет функцию поддержания самоуважения. Юношеская любовь (по Э.Шпрангеру), сочетает любовь-эротику и сексуальность. В юношеских увлечениях реализуется чувство принадлежности, следствие – юношеская субкультура. |
Общая схема возрастного в зрелом возрасте (от 20 до 60 лет)
Социальная ситуация развития |
Связана с активным включением человека в сферу общественного производства, с созданием семьи, проявлением своей личной индивидуальности в воспитании детей, творчестве, взаимоотношениях с людьми в процессе трудовой деятельности. |
Ведущий вид деятельности |
Трудовая деятельность. Главными задачами возраста является профессиональное самоопределение и создание семьи. Проблема помощи родителям и детям. |
Центральные новообразования |
Производительность – заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения. Порождение – продолжение рода. |
Познавательное развитие |
Умственные способности не снижаются, а наоборот, у многих увеличиваются. Это, в первую очередь, касается словарного запаса и владения абстрактными понятиями. Развитие формального мышления обусловлено в определённой степени спецификой образа жизни и профдеятельности конкретного человека. |
Личностное развитие |
Развиваются такие личностные качества как умение брать на себя ответственность; способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других; уверенность в себе и целеустремлённость; защита системы собственных принципов; формирование индивидуального личностного стиля; трезвость в оценках. Обычно в этот период происходит самореализация. |
Социальное развитие |
Стабилизация круга общения. Повышенная социальная активность. Желание занимать определённую статусную позицию, демонстрировать уровень своих достижений (образование, профессия), нести ответственность за свои решения и поступки. |
Кризисы развития |
Кризис 30 лет – рассогласование между жизненными планами человека и реальной возможностью осуществления задуманного, что ведёт к пересмотру системы ценностей. Кризис 40 лет, кризис середины жизни – чрезмерная сосредоточенность на себе, приводящая к косности, застою и личностному опустошению. Кризис смысла жизни, человек пытается переосмыслить жизненные цели и обрести новое значимое для себя содержание в общечеловеческих ценностях. |
Социальная ситуация развития |
Прекращение трудовой деятельности, ограничение взаимодействия с другими людьми, «посвящение себя самому себе». Процесс старения, генетически запрограммированный. И.С. Кон выделил следующие социально-психологические типы старости: · активная, творческая старость – уходя на пенсию люди позднего возраста продолжают оставаться полезными обществу. В основном, творческие и научные работники, медики, учителя. Как правило, имеют сильно развитое чувство долга; · старость, посвящённая любимому делу, на которое прежде не доставало времени. Этим делом может стать какое – либо увлечение, самообразование, путешествия; · старость, реализующая себя в семье – забота о детях, внуках; · старость, посвящённая заботам о собственном здоровье – типична физическая активность, нереализованность в семье, беспокойство по поводу наступления старости и стремление её предотвратить; · агрессивная старость – недовольная и критикующая всех по праву возраста. Это кризисное течение позднего возраста. Обычно сопровождает людей, ощущающих упущенные возможности, с низкой продуктивностью зрелой жизни. |
Ведущий вид деятельности |
Досуговая. А также трудовая и послепрофессиональная деятельность |
Центральные новообразования |
мудрость – зрелость ума, тщательная обдуманность суждений, глубокое всеобъемлющее понимание; чувство принадлежности к группе, общности с другими людьми; мужество быть несовершенным; ощущение себя человеком; оптимизм. |
Познавательное развитие |
Большинство сенсорных функций существенно ухудшается, больше всего страдают интеллектуальные функции, требующие скорости процессов. Ухудшается механическое запоминание, образная память. Лучше сохраняется логическая и эмоциональная память, а также долговременное запоминание. Внимание ослабевает. Обостряется интуиция. |
Личностное развитие |
Развивается такое качество личности как интегративность –целостность личности, выражается во всевозрастающей личностной уверенности в своей склонности к порядку, в принятии своего единственного жизненного пути, новая любовь к своим родителям. Происходит самоактуализация Я и ориентация на творческую активность. Ведущие потребности – телесные, потребность в безопасности и надёжности. Или развивается переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, прожита не так, как хотелось и планировалось. |
Социальное развитие |
Происходит сужение социальных связей с прекращением обязательной проф. Деятельности, с постепенным «вымыванием» возрастной кагорты сверстников, с нарастающей усталостью от социальных контактов. Проблема одиночества. Осознание отчуждения от последующих поколений, переживается болезненно, особенно при отсутствии социальной поддержки старости. |
Кризисы развития |
Кризис ухода на пенсию – происходит снижение своего социального статуса, нарушение привычного жизненного режима и уклада жизни, ускоряющееся биологическое старение. Кризис смерти – кризис индивидуального существования, потеря близких людей, беспомощность, последнее критическое событие в жизни человека. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.