Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
искусство +1
Все классы
20.01.2017
Общеобразовательная программа "Школа творчества" написана для детей 6-7 лет , носит социально-педагогическую направленность . Новизна программы состоит в том. что дети знакомятся с разными видами ДПИ и изобразительного искусства. Программа включает в себя 3 блока: 1- тестопластика и пластилинография, (знакомит детей с техникой создания и работы с солёным тестом, обогащает знания в области работы с пластилином, учит совершать маленькие чудеса, испытывать радость творчества, удивлять себя и других).2 блок -Бумагопластика ((даёт возможность детям узнать о разных видах бумаги и техниках работы с ней, создаёт условия для глубокого, осмысленного творчества, развивает возможность самостоятельно выбирать нужный способ для создания образов).и третий блок -Комбинированное рисование (традиционные и нетрадиционные техники рисования), (создаёт условия для творческого самовыражения детей, их разностороннего развития, здесь реализуется их потенциальные возможности, дети учатся манипулировать с разнообразным по качеству, свойствам материалом и комбинировать его). У детей развивается творческий потенцитал, эстетический вкус, память, мышление, мелкая моторика , инициатива, выдумка в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности через различные виды прикладной и изобразительной деятельности.Общеобразовательная программа "школа творчества"
школа творчества 6-7 лет.docx
1 Содержание
I.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка …………………………………………… …….стр.3
1.2 Направленность программы …………………………………………….стр.3
1.3.Новизна……………………………………………………………… ..…стр.4
1.4.Актуальность …………………………………………………………….стр.4
1.5.Педагогическая целесообразность………………………………………стр.5
1.6.Цель и задачи реализации программы…………………………………..стр.6
1.7. Принципы реализации программы……………………...…....................стр.7
1.8. Планируемые результаты освоения программы……………………….стр.7
1.9. Формы подведения итогов реализации программы ………………….стр.9
1.10. Педагогическая диагностика…………………………………… …….стр.9
II.Содержательный раздел
2.1.Содержание образовательной деятельности…………………………..стр.10
2.2.Методика проведения занятий………………………………………….стр.11
2.3. Методические приёмы, используемые на занятиях………………….стр.13
2.4.Специфические показатели развития детского творчества…………. стр.13
2.5.Взаимодействие с родителями… …………………………………… стр.13
2.6. Формы и методы работы…… ....……………………………………...стр.14
2.7.Перспективный план занятий…………………………………………..стр.15
2.8.Учебнотематический план…………………………………………….стр.15
2.9.Перечень программ и технологий ……………………………………..стр.17
III.Организационный раздел
3.1.Организация образовательного процесса……………………………...стр.18
3.2.Материальнотехническое обеспечение……………………………….стр.21
3.3.Описание предметнопространственной среды……………………….стр.22
IV.Список литературы.................................................................................стр.24
V.Приложение………………………………………………………………стр.25
2 1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа по художественному труду «Школа творчества»
разработана в соответствии с ОП «Детского сада № 26 «Теремок» и с ФГОС
ДО. Программа для детей подготовительной группы обеспечивает
разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учѐтом их
возрастных и индивидуальных особенностей по основным областям
социально коммуникативному развитию, познавательному развитию
и
художественно – эстетическому развитию.
Современное образование нацелено на введение ребёнка в широкое
социальнокультурное пространство. Поэтому художественно – эстетическое
воспитание становится чрезвычайно важным для развития каждого ребёнка.
Согласно ФГОС ДО образовательная область «Художественноэстетическое
развитие» определяет задачи развития предпосылок ценностносмыслового
восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к
окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах
искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
1.2.Направленность программы
Способность к творчеству – отличительная черта ребёнка и взрослого,
благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося
вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что
раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве – залог
будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у
него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.
Мы,
взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить
способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность –
это достояние и будущее всего общества.
В.А.Сухомлинский писал: « Чем больше мастерства в детской руке, тем
умнее ребенок». В процессе занятий художественным трудом формируются
все психические процессы,
развиваются художественнотворческие
способности и положительноэмоциональное восприятие окружающего мира.
Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе
ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями
своего народа.
Программа «Школа творчества» по содержанию является
художественноэстетической; по функциональному предназначению учебно
3 познавательной; по форме организации кружковой; по времени реализации
— годичной.
Занятия на кружке разного характера, связанные с ручным трудом и
изобразительной деятельностью способствуют дифференцированному
восприятию по созданию и преобразованию предметов, развитию логического
мышления, воображения, внимания, эмоциональной отзывчивости, мелкой
моторики, воспитанию трудолюбия, выработке усидчивости и активизации
детей, – что является важным этапом в работе с детьми в дальнейшем.
Программа разработана
Н. М. Борытко и кандидатом
с учётом требований к структуре
образовательной программы дошкольного образования в соответствии с
требованиями по ФГОС ДО, а так же модели программы дополнительного
образования детей в ДОУ, разработанной доктором педагогических наук,
профессором
наук,
профессором А. Н. Кузибецким.
Данная программа составлена на основе парциальной программы
художественного – эстетического развития детей 57 лет «Цветные ладошки»
И.А. Лыковой, программы «Конструирование и ручной труд в детском саду»,
автор Л.В.Куцакова.
1.3.Новизна.
педагогических
Новизна программы состоит в обновлении, разнообразии учебного
процесса, в использовании в образовательном процессе современных форм и
методов обучения. Занятия по ручному труду перекликаются с занятиями по
изобразительной деятельности, свои рисунки дети учатся преобразовывать с
помощью разнообразных подручных материалов и наоборот, свои поделки
дети раскрашивают разными изобразительными материалами. Программа
“Школа творчества” – комплексная, включающая занятия по бумагопластике,
ручному труду, рисованию, тестопластике, пластилинографии и т.д., в том
числе с использованием традиционных и нетрадиционных способов, которые
направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как
продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое,
оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя
средства для его воплощения.
1.4.Актуальность
Одно из приоритетных направлений современного дошкольного
образования – создание условий для развития творческой личности,
направленное на интеграцию и гармонизацию отношений с миром в процессе
личностного роста ребёнкадошкольника. Дошкольное образование – это
первая, самая важная ступень, где начинают свой путь юные дарования, а
декоративноприкладное искусство и изобразительная деятельность это тот
исток, который даёт возможность ребёнку реально, самостоятельно открыть
4 для себя волшебный мир, соприкоснуться с прекрасным, необычным и
загадочным. Дети учатся оценивать окружающую действительность по
личностным смыслам. Носителями личностного смысла при этом выступают
эмоции.
Эстетические эмоции являются «умными эмоциями»
(Л.С.Выготский) и образуются на основе «эстетического общения» (Е.П.
Кабкова, А.А. МеликПашаев) как результат общения ребёнка с различными
объектами в различных обстоятельствах. Эти эмоции выполняют функции
отражения, обобщения, и конкретизации видового опыта ребёнка, который
складывается в процессе преобразовательской деятельности. Развитая
способность у детей к художественному обобщению стимулирует
эффективное освоение детьми обширных информационных пластов, что
плодотворно влияет на их творческое развитие (Е.П. Кабкова).
Занятия в кружке по художественному труду позволяют развивать
творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук;
самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего
художественного творчества. У дошкольников
формируются навыки
обращения с разными материалами и инструментами, необходимые для начала
школьного обучения. Так же происходит ориентация старших дошкольников
на ценность труда в эмоциональноповеденческом аспекте. При этом следует
учитывать, что программа дополнительного образования «Школа творчества»
направлены на:
–создание условий для развития ребенка;
–развитие мотивации к познанию и творчеству;
–обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
–приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
–профилактику асоциального поведения;
–создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, се
интеграции в систему мировой и отечественной культур;
–интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
–укрепление психического и физического здоровья;
– взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
1.5. Педагогическая целесообразность
Дети, обучаясь художественному труду, овладевают различными приемами
действия с бумагой, природным материалом, тестом; получают навыки
сгибания, склеивания, лепки. Изготовление поделок требует от ребенка
ловких действий, и если вначале неточным движением руки ребёнок мог
повредить игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда,
детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся
гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной
деятельности в школе.
5 Ручной труд способствует развитию мелкой моторики – согласованности в
работе руки и глаза. Формируются начальные формы волевого управления
поведением.
Отличие данной программы состоит в подаче теоретического и
практического материала в игровой форме. Занятия по данной программе
дают возможность познавать окружающий мир через природу, получать
удовлетворение от занятий.
1.6. Цель и задачи реализации программы.
Цель: развитие инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере
эстетических переживаний и увлеченности через различные виды прикладной
и изобразительной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1.Формировать пространственные представления (ориентировка во времени, в
пространстве и на листе бумаги, картоне).
2.Научить различным способам создания предметов (работа с бумагой
пластилином, тестом).
3.Учить использовать поделки и в сюжетно – ролевых играх.
4.Продолжать учить детей понимать поставленную задачу и способы ее
достижения.
Развивающие:
1.Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать.
2. Развивать любознательность, как основу познавательной деятельности.
3. Развивать творческие способности.
4.Способствовать развитию мелкой моторики и творческой активности детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
2.Прививать любовь к труду, научить доводить начатое дело до конца, видеть
результат своего труда.
Программа так же предусматривает реализацию педагогических,
познавательных и творческих задач.
Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств
личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость,
целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к
экспериментированию, формирование творческого начала в личности
ребенка, развитие его индивидуальности.
Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний в
области изобразительного искусства и декоративноприкладного творчества и
познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией
заданных действий.
6 Творческие задачи это те задачи, которые требуют от ребенка
комбинирования известных приемов художественной деятельности и главным
образом самостоятельно найденных в результате экспериментирования с
художественными материалами.
Социальная значимость: Полученные умения и навыки помогут
детям в самостоятельной деятельности, использование поделок в сюжетно –
ролевых играх, в оформлении выставок, подарков и т.п.
Режим занятий:
Курс занятий рассчитан на 1 год при объёме: 36 академических часов
(периодичность занятий – с сентября по май 1 раз в неделю.)
Возраст детей участвующих в реализации данной программы 67 лет,
количество детей 10. Это определяется значительным ростом физических
возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук,
изменением психологической позиции и ощущением старшими
дошкольниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и
творческие способности.
1.7. Принципы реализации программы.
Принцип развивающего и воспитывающего характера, направленного на
Принцип связи обучения с жизнью;
Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных
o
Принцип поддержки разнообразия детства, сохранение уникальности и
самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека,
самоценность детства понимание (рассмотрение) детства как периода жизни
значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит
с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к
следующему периоду;
o
всестороннее развитие личности и индивидуализации ребёнка;
o
Принцип систематичности и последовательности в овладении опыта
деятельности, который придаст системный характер образовательной
деятельности;
o
o
форм и способов учебной работы;
o
Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного,
рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как
выражение комплексного подхода;
o
результативности.
o
Принцип построения образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок
становится активным в выборе содержания своего образования, становится
субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования);
o
Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание
ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений,
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
Принцип доступности обучения, индивидуальности, преемственности,
7 Для реализации данных принципов необходимо:
верить в себя и своих воспитанников;
понимать и принимать их такими, какими они есть;
уважать в каждом ребёнке личность;
быть требовательным, но справедливым;
искренне разделять радости и огорчения детей;
быть толерантным и учить этому детей.
1.8.Планируемые результаты освоения программы.
К концу обучения в кружке «Школа творчества» дети должны
знать:
необходимые сведения о видах изученных народных художественных
промыслов особенностях работы с различными материалами, инструментами;
приёмы стилизации в лепке;
приёмы смешивания красок для получения разнообразных тёплых и
холодных оттенков;
композиционные основы орнамента (ритмические узлы; связь декора с
материалом, формой и назначением художественного предмета);
правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных
материалов.
уметь:
осуществлять организацию и планирование собственной трудовой
деятельности, осуществлять контроль над её ходом и результатами;
изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку,
выбирать материалы с учётом их свойств, определяемым по внешним
признакам;
осуществлять декоративное оформление поделок;
выполнять рельефные и объёмные многофигурные композиции из теста;
выражать своё эмоциональноэстетическое отношение к рассматриваемому
произведению искусства, чувствовать гармоничное сочетание цветов в
окраске, очертаниях и форме предметов;
решать художественнотворческие задачи на повтор,
вариацию,
импровизацию в декоративной работе;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
адекватно воспринимать предложения и оценку воспитателя, товарища,
родителя и других людей;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
формулировать собственное мнение и позицию;
анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять
настойчивость в достижении цели;
работать с предлагаемыми материалами, применять полученный опыт
работы в своей деятельности;
8
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
o
импровизировать;
работать в группе, в коллективе;
выполнять работы с использованием различных материалов;
самостоятельно организовать выставки детского творчества.
применять:
знаниям, умения, навыки по работе с различными материалами;
накопленные сведения и знания о многообразии декоративноприкладного
и изобразительного искусства;
разнообразный подручный материал для изготовления поделок, известные
технологии и приёмы;
свои знания и умения для обучения детей младшего возраста или своих
сверстников;
свои поделки в сюжетноролевых играх, других видах деятельности.
быть:
сдержанными, терпеливыми, вежливыми в процессе взаимодействия;
уважительным по отношению к труду других людей.
1.9. Формы подведения итогов реализации программы
1. Выставки детских работ в детском саду.
2. Участие в городских выставках детского творчества, конкурсах
городского, регионального, российского и международного уровня.
3. Дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам).
4. Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете.
5. Систематизация работы воспитателя – руководителя кружка и обобщение
опыта.
1.10. Педагогическая диагностика
Овладение детьми вышеуказанными умениями, навыками фиксируется в
таблице на начало и конец учебного года по результатам наблюдения, анализу
детских работ, бесед с детьми, с целью внесения коррективов в дальнейшую
работу, планируется индивидуальная поддержка детей.
Таблица №1
№
Содержание деятельности
1
2
Умеет принять цель деятельности
Умеет планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах
воплощения замысла
Количество детей,
содержанием деятельности
овладевших
Начало
года
Конец
года
9 3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Организует рабочее место, выбирает материалы и инструменты,
убирает рабочее место
Использует разнообразный материал
Хорошо владеет ножницами
Применяет разные способы лепки
Знает разные техники в работе с бумагой
Умеет применять разнообразный
смешивать цвета, добиваясь нужного оттенка
изобразительный материал,
Может экономно расходовать материалы
Бережно обращается с инструментами
Комбинирует в работе известные приёмы и технологии, а также
дополнительные материалы.
Использует ручные умения в повседневной жизни детского сада и
семьи (изготовление подарков, сувениров)
Проявляет индивидуальные творческие способности
Количество детей в группе
Данные Таблицы №1 используются при определении уровней овладения
ребенком позиции субъекта деятельности (педагогическая диагностика
Крулехт М.В. [2,150]).
Таблица №2
Уровни
Низкий – беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от
деятельности, результат не получен или репродуктивный характер деятельности
Начало
года
Конец
года
10 при низкой самостоятельности, необходимость прямой помощи взрослого;
результат труда низкого качества.
Средний – высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного
характера; качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий
перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для
реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение
взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.
– дальний перенос, развитые комбинаторные умения, использование
Высокий
пооперационных карт,
общественный способ конструирования; полная
самостоятельность, освоение позиции субъекта; результат высокого качества,
оригинален или с элементами новизны.
Количество детей в группе
2. Содержательный раздел.
2.1.Содержание образовательной деятельности
Программа по художественному труду «Школа творчества»
предназначена для детей 67 лет, срок обучения 1 год. Реализация
программы осуществляется на кружке, где дети неограниченны в
возможностях выразить в своих работах мысли, эмоции, чувства, настроение.
Использование различных приёмов и техник способствуют выработке умений
видеть образы в сочетании цветовых пятен и линий и оформлять их до
узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «обучения или
учения». Дети осваивают художественные приёмы и интересные средства
познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу
изобразительной и декоративноприкладной деятельности.
Занятия
превращаются в созидательный, творческий процесс педагога и детей при
помощи разнообразного материала. Этим занятиям отводится роль источника
фантазии, творчества, самостоятельности.
В начале занятий проводится пальчиковая гимнастика; в ходе занятия,
для расслабления мышц, снятия напряжения физминутки. Комплексы
пальчиковой гимнастики, физминуток подбираются руководителем кружка,
так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и
содержательна.
В силу индивидуальных особенностей развитие творческих способностей
не может быть одинаково у всех детей, поэтому на занятиях используется
дифференцированный подход, даётся возможность каждому ребёнку активно,
самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все
темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного
11 усложнения материала. Занятия проводятся с детьми один раз в неделю
длительностью 2530 минут. Количество детей в группе10.
Данная программа содержит познавательный материал, который
помогает педагогу знакомить детей с разными видами изобразительного и
декоративноприкладного искусства, расширять кругозор и представление о
многообразии материалов, их видах, структуре, свойствах. Задача педагога
заключается в том, чтобы не только научить детей пользоваться этими
материалами, но и подвести подрастающее поколение к осознанию того, что
красота спасёт мир.
Содержание программы разделено на 3 блока, каждый из которых
имеет свои задачи.
1. Бумагопластика (даёт возможность детям узнать о разных видах
бумаги и техниках работы с ней, создаёт условия для глубокого,
осмысленного творчества, развивает возможность самостоятельно выбирать
нужный способ для создания образов).
2. Тестопластика и пластилинография (знакомит детей с техникой
создания и работы с солёным тестом, обогащает знания в области работы с
пластилином, учит совершать маленькие чудеса, испытывать радость
творчества, удивлять себя и других).
3. Комбинированное рисование (традиционные и нетрадиционные
техники рисования), (создаёт условия для творческого самовыражения детей,
их разностороннего развития, здесь реализуется их потенциальные
возможности, дети учатся манипулировать с разнообразным по качеству,
свойствам материалом и комбинировать его).
Благодаря этим разделам дети имеют возможность не только
познакомиться с разнообразными материалами, но и узнать об их свойствах,
качествах,
способах и технологиях изготовления (занятия носят
интегрированный характер). Уровень овладения разнообразными навыками и
знаниями повышается и за счёт имеющегося в изостудии большого экрана и
проектора. Много интересного и нового дети узнают через показ слайдов,
видеофильмов, мультфильмов.
Для того чтобы детский творческий интерес был на высоком уровне на
занятиях используются сюрпризные моменты, проблемные ситуации, игры,
педагог приходит к детям в роли феи, сказочника или художника.
2.2. Методика проведения занятий.
1 этап «Создание интереса» (вступительная беседа воспитателя,
сообщение темы, приёмов, с которыми дети будут работать; создание
проблемных и поисковых ситуаций; исследовательская деятельность и
экспериментальная деятельность; игровые и сюрпризные моменты, показ
слайдов по теме; дидактические и развивающие игры).
12 На данном этапе педагог обращает внимание детей на средства
выразительности материалов, с помощью которых можно придать новый образ
знакомым предметам, расширяет кругозор детей, содействует познанию новых
свойств, качеств знакомых материалов.
2 этап «Формирование практических навыков и умений» (показ
образца, сенсорное обследование, показ приёмов для создания образа или
композиции, самостоятельных поиск необходимых материалов и техник).
Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических
навыков и умений с различными исходными материалами, формированию
умений создавать образ и композицию. Роль взрослого на этом этапе – создать
условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и
разнообразия в выборе средств.
3 этап «Собственное творчество» (самостоятельная работа детей,
придумывание и составление композиции, сюжета, образа).
Создаются все условия для детского творчества, формируется умение
экспериментировать с разными техниками и материалами.
4 этап «Развитие речевой активности» (анализ готовой работы;
рассуждения; сопоставления, придумывание минирассказов и сказок).
По окончании занятий детям предлагается возможность высказаться по
поводу совершённой работы. Это может быть: беседа, рассуждения, выбор
понравившегося рисунка или поделки с точки зрения технических или
творческих навыков и т.п.
Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально
значимо для дошкольников, разнообразно по видам деятельности и
удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих
художественных желаний и возможностей.
На всех этапах обучения дети будут развивать внимание, память, мышление,
пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер;
художественный вкус, творческие способности и фантазию, улучшат свои
коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Предполагается, что полученные знания, умения, навыки, учащиеся будут
применять в повседневной жизни.
Одним из основных условий реализации программы является создание
предметно – развивающей среды, накопление опыта художественно –
творческой деятельности в различных её видах. Следующее условие – это
развитие творческого воображения, которое можно назвать « волшебной
палочкой», данной каждому человеку при рождении. Вот только надо
научиться пользоваться этой «волшебной палочкой», и тогда каждый ребёнок
сможет стать настоящим Волшебником. Ещё одним важным условием
является широкое использование разных видов техник
и материалов
изобразительной и декоративноприкладной деятельности. Главное, чтобы
ребёнок мог всё это применять на практике для передачи какого либо
сюжета или образа; умел комбинировать техники, экспериментировать, искать
недостающее. Процесс «превращения» ребенка в Волшебника очень
13 ответственный, так как постоянно закладываются способности к творчеству,
раскрываются эмоциональная и познавательная сферы, даётся толчок к
развитию сознания.
Образовательный процесс на кружке строится таким образом, чтобы
дети самостоятельно могли выбрать разные художественные материалы и
инструменты. Педагог только рекомендует, как удобнее, целесообразнее
передать тот или иной образ. Знания о многообразии материалов помогают
удачно сочетать их в работе, а их разнообразие рождает оригинальные идеи,
развивает фантазию и воображение. Во время продуктивной деятельности
дети могут свободно общаться друг с другом и педагогом по поводу работы.
Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует
успешному развитию детского изобразительного творчества.
2.3.Методические приёмы, используемые на занятиях:
познавательные беседы (проводятся с целью ознакомления детей с
новым материалом);
словесные, настольнопечатные игры (организуются с целью закрепления
материала и как форма проведения занятия, ознакомление с окружающим);
подвижные, пальчиковые развивающие игры (проводятся для смены
деятельности на занятиях, могут проводиться в конце занятия);
целевые прогулки, экскурсии (проводятся с целью ознакомления с
окружающим);
вопросы проблемного и исследовательского характера (используются
для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать
выводы, вести наблюдения);
игровые приемы.
создание творческой ситуации, ориентированной на поиск взаимосвязей
между различными видами искусств;
поиск необходимых вариативных способов воплощения идеи средствами
ручного труда и изобразительного искусства;
создание творческой атмосферы для наиболее полного раскрытия
художественного образа.
2.4.Специфические показатели развития детского творчества:
нахождение адекватных выразительных средств для создания
субъективная новизна, оригинальность и вариативность продуктивной
деятельности;
художественного образа;
большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию с
художественными материалами и инструментами;
14 индивидуальный «почерк» детской продукции;
общая ручная умелость.
2.5.Взаимодействие с родителями
Чтоб работа шла в полном объёме, необходима тесная взаимосвязь с
родителями. Поэтому на первом родительском собрании проводится
презентация данной программы, показываются работы выпускников и
предлагается родителям попробовать на практике разнообразный материал.
Для дальнейшего взаимодействия с родителями используется:
привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих
наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на
кружке;
просветительская работа в форме родительских собраний, семинаров –
практикумов, консультаций, викторин, наглядной информации;
анкетирование;
участие в конкурсах и выставках;
посещение занятий.
План работы с родителями
Месяц
Темы
Работа с родителями
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Февраль
Апрель
Май
дискуссия «Как распознать детскую одарённость»
семейный конкурс по изготовлению поделок «Дары
осени»
круглый стол «Что такое задатки и способности»
семейный конкурс по изготовлению ёлочных игрушек
«Новогодняя фантазия »
мастеркласс по работе с солёным тестом
семинар – практикум «Чем мы можем рисовать»
выставка фотографий « Калейдоскоп творчества»
15 2.6. Формы и методы работы.
Организационные формы:
1) коллективная – подготовка выставочных работ
2) индивидуальная – оказание помощи воспитанникам при возникновении
проблем в освоении той или иной техники.
Формы обучения:
Методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
Игра;
Экскурсия;
Выставка;
Практические работы;
Индивидуальная работа;
Контрольнотворческое занятие.
устное изложение, беседа, рассказ.
наглядный (иллюстраций,
наблюдение,
показ
(выполнение)
руководителем, работа по образцу и др.)
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
объяснительно – иллюстративный –воспитанники воспринимают и
усваивают готовую информацию
репродуктивный –воспитанники воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности
частично – поисковый – участие кружковцев в коллективном поиске,
решение поставленной задачи совместно с руководителем
исследовательский – самостоятельная творческая работа кружковцев
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
воспитанников на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
индивидуально – фронтальный – чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы
групповой – организация работы в группах.
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение
проблем.
2.7. Перспективный план занятий
месяц
тема
сентябрь
сентябрь
октябрь
октябрь
БУМОГОПЛАСТИКА
«Корзина с цветами»
«Весёлые портреты»
«Дикие животные»
«Чудо дерево»
количество
занятий
2
2
2
2
16 ноябрь
ноябрь
декабрь
декабрь
декабрь
январь
январь
февраль
февраль
март
март
апрель
апрель
май
май
май
«Ночь в лесу»
«Зимняя сказка»
ТЕСТОПЛАСТИКА И
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ
«Снежинки»
«Волшебный лес»
«Новогодняя ёлка»
«Царевналебедь»
«Пингвины»
«Кошечки»
«Волшебные цветы»
С ЭЛЕМЕНТАМИ РУЧНОГО ТРУДА
«Клоуны»
«Я рисую море»
«Крошкиосьминожки»
«Белые медведи»
«Бабочки»
«Летний лужок»
«Сказочные цветы»
итого
КОМБИНИРОВАННОЕ
РИСОВАНИЕ
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
1
1
2
36 занятий
2.8. Учебно тематический план
Месяц
Тема
сентябрь
Корзина
цветами
с
Весёлые
портреты
октябрь
Дикие
животные
Чудо дерево
Программное
содержание
познакомить с техникой
скатывания салфеток в
шарообразную форму
учить составлять портрет
аппликацию из отдельных
частей, развивать цветовое
восприятие
вызвать интерес к технике
обрывной
аппликации,
добиваться
выразительного образа
познакомить с техникой
объёмной аппликации
ноябрь
Ночь в
лесу
интерес
вызвать
к
созданию композиции из
бумаги белого цвета
Материал
разноцветные
салфетки,
засушенные листья,
клей
цветная и белая
бумага,
клей,
ножницы
цветная и белая
бумага,
клей,
ножницы
цветная бумага,
фантики от конфет,
клей,
ножницы,
салфетки
черные
тонированные
листы,
бумага,
ножницы,
салфетки
белая
клей,
вата,
Предполагаемый
результат
освоили
технику
скатывания салфеток,
не повторяются в
создании композиции
ознакомлены
с
разными способами
вырезания причёсок из
полосок бумаги
умеют
применять
способ модульной
аппликации из мелких
кусочков
дети самостоятельно
подбирают материал
для
создания
выразительного образа
развито
пространственное
мышление, закреплено
умение
работать
способом объёмной
аппликации
17 Зимняя
сказка
учить детей создавать из
бумаги многоплановую
композицию
цветная
бумага,салфетки
мишура, серпантин,
клей.
дети заполняют всё
пространство листа,
самостоятельны
в
создании композиции
декабрь
Снежинки
познакомить с техникой
приготовления солёного
теста и способы работы с
ним
тесто,
солёное
картон, баночки с
водой, кисти, стеки
Волшебный лес
Новогодняя
ёлка
продолжать
учить
работать с солёным
тестом,
заполняя всё
пространство листа
учить
выразительный
используя
разнофактурный материал
создавать
образ,
солёное
тесто,
картон, баночки с
водой,
кисти,
стеки, гуашь
соленое
тесто,
мишура, фантики,
гуашь, стеки
январь
Царевналебедь побуждать
к
самостоятельному поиску
способа
изображения,
совершенствовать технику
размазывания пластилина
пластилин,
гуашь
перья,
Пингвины
вызвать интерес к технике
скульптурной лепки
пластилин, стеки
февраль
Кошечки
закрепить навык владения
техникой тестопластики
солёное
тесто,
картон, баночки с
водой,
кисти,
стеки,
гуашь,
бусинки, ленточки
Волшебные
цветы
март
Клоуны
совершенствовать умение
заполнять
всё
листа
пространство
композицией из цветов
развивать
активность,
самостоятельность
в
применении разных техник
изображения
солёное
тесто,
картон, баночки с
водой,
кисти,
стеки,
гуашь,
бусинки, ленточки
карандаши,
фломастеры,
ножницы, цветная
бумага,
клей,
салфетки
Я рисую море
создавать условия для
детского творчества
зубная
гуашь,
тампоны, кисти
щётка,
ватные
с
ознакомлены
техникой работы с
тестом,
используют
стеки для выполнения
узоров
развито
чувство
прекрасного, желание
создавать
чтото
нетрадиционное
у детей развито
понимание
изображения,
как
средство передачи
впечатлений
закрепили технику
размазывания
пластилина,
сформирован интерес
к
и
результату творчества
развито умение
изготовлять объемные
поделки из пластилина
развито
чувство
композиции, желание
передавать их в
своих работах
процессу
самостоятельно
придумывают,
лепят и располагают
композицию из цветов
умеют
вырезать
силуэт клоуна из
сложенной
бумаги,
вдвое,
дополняют
работу разнообразным
материалом
творчески отражают
свои представления о
море
разными
изобразительно
выразительными
18 апрель
Крошки
осьминожки
учить экспериментировать
с отпечатками своих
ладошек
Белые медведи
май
Бабочки
побуждать
к
самостоятельному поиску
способов
изображения
животных
продолжать
экспериментировать
ладошками
учить
с
пальчиковая гуашь,
кисти, акварельные
карандаши,
тряпочки
гуашь,
кисти,
ватные тампоны
кусочки поролона
карандаши,
гуашь, пальчиковые
краски
Летний
лужок
совершенствовать
технические навыки
карандаши, гуашь,
поролон, фантики
2.9.Перечень программ и технологий.
сочетать
и
средствами
умеют
традиционные
нетрадиционные
техники
умеют
особенности
животных Арктики
изображать
развито
самостоятельность,
активность,
воображение
развито творческое
воображение
Парциальная программа «Конструирование и ручной труд в детском
саду». Автор Л.В.Куцакова.
Цель: развитие конструкторских умений и художественнотворческих
способностнй детей, ознакомление их с различными приемами моделирования
и конструирования.
Программа содержит технологии, строящиеся на использовании
нетрадиционных методов и приемов обучения, позволяющих педагогу развить у
детей ассоциативное мышление,
творческие умения,
практические навыки, художественный вкус. В авторском пособии «Занятия с
дошкольниками по конструированию и художественному труду» дана
развернутая технология обучения детей конструированию с помощью
конструкторов, бумаги, картона, строительного, природного, бросового и
других материалов. Подбор учебного материала для творчества отвечает
принципам дидактики и возрастным возможностям детей.
воображение,
Парцальная программа «Цветные ладошки», автор: И.А. Лыкова
Цель: направленное и последовательное воспитание у детей эстетической
культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему
миру и творческой самореализации. Основополагающая идея программы
состоит в том, что художественная деятельность на всех её уровнях –
восприятие, исполнительство, творчество –организуется как вхождение в
общечеловеческую культуру. Теоретическая значимость программы состоит в
том, что автором разработана теоретическая концепция формирования у детей
27 лет эстетического отношения к миру в условиях амплификации
изобразительной деятельности. Концепция отвечает на запросы современной
дошкольной дидактики и раскрывает эффективный путь обновления
художественного образования дошкольников, представленной в форме
теоретикометодической системы, включающей цели, задачи, принципы,
19 психологопедагогические и культурные условия, инновационные технологии,
формы, методы, критерии, перспективы.
Пособия по ручному: Н. Васиной «Бумажная симфония», А.Румянцева
«Необычная аппликация», С Соколовой «Школа оригами», Г.Н. Давыдовой
«Пластилинография», Е Рубцовой «Лучшие поделки из солёного теста.
Методики и технологии:
«Методика
дошкольников» Т.С.Комарова.
Социоигровая технология.
Информационнокоммуникативные технологии.
Технология моделирования.
художественнотворческих
способностей
развития
3. Организационный раздел
3.1. Организация образовательного процесса
При организации образовательного процесса все педагогические
приёмы, методы работы учитывают тот подход, который облегчает,
содействует,
способствует, продвигает путь ребёнка к саморазвитию.
Педагогу отводится роль человека создающего благоприятные условия для
самостоятельного и осмысленного обучения ребят, активизирующего и
стимулирующего любознательность и познавательные мотивы.
Обучение основывается на поэтапном усложнении заданий. Каждый этап
предполагает ряд заданий и упражнений, требующих закрепление знаний,
умений, навыков.
Для того, что бы обучение проходило более эффективно необходимо не
только самому педагогу ставить конкретные цели занятий, а учить детей
самим ставить правильные цели для выполнения того или иного задания, что
является одним из важных дидактических условий на современном этапе.
Дети обеспечиваются необходимыми материалами и инструментами; каждый
ребёнок привлекается к самостоятельному выполнению задания;
определяется примерное время для выполнения задания; анализируются
результаты труда каждого ребёнка.
Художественный труд это творческая работа ребёнка с различными
материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически
значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха).
Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с
развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики –
один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Поэтому в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы,
необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления
ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной
умелости.
Работа на кружке с детьми осуществляется по двум направлениям:
20 1. проведение специально организованного обучения;
2.создание условий для самостоятельных практических действий детей.
1.Проведение специально организованного обучения:
Каждое педагогическое мероприятие сопровождается художественно
речевым материалом (пальчиковые игры, физкультминутки, беседами и т.п.).
Для поддержания интереса детей происходит смена деятельности.
Основные разделы занятия: вводная часть, включающая в себя игровую
мотивацию, объяснение и показ, работа детей и итог занятия в игровой форме.
При организации занятий по обучению детей ручному труду
соблюдаются следующие условия:
Учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.
При отборе содержания для ручного труда и образцов игрушек для
изготовления детьми учитываем разницу в интересах мальчиков и
девочек.
Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и
находить конкретное практическое применение;
Используется усложнение технических и изобразительных средств
обучения для придания занятиям обучающего и развивающего характера.
Любой результат, т. е. вещь, сделанная руками ребенка, должна
положительно оцениваться взрослым;
О результатах продуктивной деятельности ребенка рассказывается
его родителям, а также сверстникам публично выражая свое одобрение и
похвалу;
Занятия строится так,
чтобы нести детям положительный
эмоциональный настрой, воспитывать у детей нравственные понятия.
При обучении детей различным способам преобразования материалов,
наиболее значительное место среди используемых методов и приемов
занимает показ способов работы.
На занятиях по ручному труду дети работают с различными
материалами:
Природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных
деревьев, листья, косточки фруктов и ягод,)
Бросовый материал (коробки и баночки разных размеров и т. д.)
Бумага (различные виды бумаги: обычная, гофрированная бумага,
салфетки, газеты, картон, фольга)
Пластилин, солёное тесто.
Разнообразный изобразительный материал ( акварель, гуашь, восковые
мелки, маркеры, фломастеры, и др.).
С первых занятий дети приучаются к аккуратности в работе,
понимают,
что данный вид деятельности не терпит торопливости и
неряшливости. Перед обучением детей работе с природным и бросовым
материалом,
беседы по ознакомлению со
свойствами материалов, с практической деятельностью этих материалов, со
знакомством коллекций и обучающих книг и пособий. Так были созданы
21
проводятся
бумагой, различные коллекции «Фантики», «Бумага». Собраны книги и пособия
«Художественный труд», «Инструменты», «Мастерилка», подборка
журналов «Детская коллекция идей», «Творчество детей с различными
материалами», «Учите детей мастерить», картотеки иллюстраций,
фотографий поделок .
2. Создание условий для самостоятельной работы детей.
Для того, чтобы поддержать интерес по изготовлению поделок, были
созданы следующие условия:
наличие разнообразных материалов для ручного труда, с которыми дети
могут самостоятельно действовать;
обеспечение свободного доступа к материалам;
организация «Уголка ручного труда», где каждый вид материала хранится в
отдельной коробке.
приобретён экран с проектором для показа познавательных, документальных
и развлекательных видеороликов и фильмов.
приобретён детский минидиван в уголок уединения, где есть возможность
детям, которые выполнили работу раньше отдохнуть и посмотреть пособия
или журналы по разным видам декоративноприкладного и изобразительного
искусства.
Оценка детской деятельности осуществляется с позиции успешности
решения поставленных задач: что получилось хорошо и почему, чему еще
следует научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от
конкретно поставленной задачи. Постепенно усложняя содержание занятий,
активизируя детский опыт, формируется познавательный интерес как мотив
учебной деятельности. Применяя в ручном труде полученные знания и
умения, дети осознают их значение в практической деятельности
При оценке детских работ, стараемся отметить оригинальность идеи,
нестандартные способы развития сюжета (при этом отмечаем значимость
каждого, ни в коем случае не обижая детей). Детскими работами украшаем
группу, раздевалку. Они служат праздничным украшением детского сада к
праздникам. В процессе коллективных занятий создаются благоприятные
условия для общения детей друг с другом и с взрослыми; радостные чувства
объединяют детей, что очень важно для детей с нарушениями речи. Они
перестают стесняться своей речи, смело идут на контакт.
Используем разные формы объединения: парами, небольшими группами,
все вместе, каждый отдельно. Все коллективные работы имеют целевое
назначение.
При выполнении коллективных работ осуществляется нравственно
эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
договариваться о совместной работе, ее содержании;
работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
планировать свою работу, определять ее последовательность,
содержание, композицию, дополнения;
радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
22 Дети становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми и
отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях. У них повышается
коммуникабельность, они учатся общаться, дружить, работать в коллективе.
3.2. Материальнотехническое обеспечение
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
помещение изостудии;
столы и стулья, соответствующие возрастным особенностям детей;
мольберты;
проектор, экран;
доски для мела;
детский мягкий минидиван;
ширма;
компьютер;
игрушки: мягкие, пластмассовые, бумажные, вязанные;
стол большой и маленький для показов;
кубы разного размера;
инвентарь для уборки рабочего места;
Наглядный, демонстрационный материал:
• альбом «Художники и их иллюстрации»;
• альбом «Рисуйте с нами»;
• альбом «Народный месяцеслов»;
• игры для восприятия цвета и развития руки;
• слайды и репродукции картин;
•
• фломастеры, гуашь, кисточки, акварель, мелки, маркеры, пластилин,
ватманы, обои, листы формата А 3, А 4, картон белый и цветной.;
пальчиковая гуашь, карандаши, пастель;
свечи;
трафареты;
• печати – клише;
•
• бусинки, пуговицы;
• пробки;
•
• цветная бумага; гофрированная бумага;
• нитки, вата;
• художественная литература;
• лоскутки ткани;
• репродукции картин;
23 скульптуры малых форм.
• рамочки для работ разного размера;
• палитра;
• предметы и папки ДПИ;
• папки о видах и жанрах изобразительного искусства;
• пооперационные карты с алгоритмом последовательных действий;
• изделия народных промыслов;
•
Фонотека:
сборник классической музыки «Музыкальная орбита»;
шедевры инструментальной музыки «Прибой у скал»;
сборник инструментальной музыки «Рояль в ночи»;
сборник детских песен «Вместе весело шагать»;
шедевры классической музыки «Золотая классика»;
сборник детских сказок «В гостях у сказки»;
сборник песен из детских кинофильмов и мультфильмов «Чунга чанга».
3.3. Описание предметнопространственной среды
Вопрос организации развивающей предметнопространственной среды
ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением
нового Федерального государственного образовательного стандарта к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования.
Предметноразвивающая среда – определенное пространство,
организационно оформленное и предметно насыщенное, предназначенное для
удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде,
физическом и духовном развитии в целом.
Современное понимание среды включает в себя обеспечение активной
жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития
творческих проявлений всеми доступными побуждениями к самовыражению
Согласно Стандарту создаваемая в дошкольной образовательной
организации образовательная среда должна отвечать следующим
требованиям:
гарантировать охрану и укрепление физического и психического
обеспечивать эмоциональное благополучие детей;
способствовать профессиональному развитию педагогических
создавать условия для развивающего вариативного дошкольного
здоровья детей;
работников;
образования;
обеспечивать открытость дошкольного образования;
создавать условия для участия родителей (законных
представителей) в образовательной деятельности.
24 В изостудии, где проходят занятия по кружку «Школа творчества» для
формирования и развития художественного вкуса создан минимузей по
разным видам ДПИ, который постоянно меняется и обновляется. Благодаря
чему у детей формируется интерес к разным видам искусства, понимания их
выразительных средств, а также зарождению оценочных суждений, которое
может найти свое выражение в музыкальной, театрализованной и других видах
деятельности.
Для развития изобразительных навыков и художественного восприятия
создан «Уголок творчества», его назначение:
развитие детского творчества;
приобщение к искусству;
закрепление разных техник рисования;
использование различного изобразительного материала;
знакомство с художниками, их репродукциями;
закрепление цветов и оттенков;
экспериментирование с разными материалами.
С психологической точки зрения дошкольное детство является
благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что
в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное
желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития
творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое
значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так
как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей
деятельностью. Данный аспект находит отражение в формулировках ФГОС
дошкольного образования, предполагающих как «развитие продуктивной
деятельности», так и «творчества» дошкольников.
Работа в условиях внедрение федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования диктует обновление
содержания и форм работы с детьми.
Содержание образовательной области художественноэстетического
развития спроектировано на основе интеграции эстетической, игровой,
интеллектуальной деятельности детей и направлено на глубокое освоение
традиций народной культуры.
Художественный ручной труд это труд ребенка с различными
материалами, с целью создания полезных и художественно эстетически
значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда
и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно
прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых
предметов учитывает эстетические качества материалов на основе
имеющихся у него представлений,
знаний и практического опыта,
приобретенных в процессе трудовой деятельности. Материалы для
художественного труда систематически обновляются.
Таким образом, на занятиях
в «Школе творчества» ребёнок
вооружается умениями и навыками, развивает интеллектуальную и
25 творческую активность, учится планировать свою деятельность, осуществлять
задуманное, конструировать поделки, вносить изменения в процесс
изготовления, технологию. У детей формируется умение сравнивать,
анализировать, открывать чтото новое, делать оригинальные выводы,
возникает желание преобразовывать окружающий мир по законам красоты.
И так, художественный труд является эффективным средством
развития творческого потенциала дошкольников, что в полной мере
подтверждает практическая деятельность и не теряющие своей актуальности
слова скульптора Родена (18401917гг.): «…Мир будет счастлив только
тогда, когда каждый будет находить радость в своём труде».
4. Список литературы
1. И.А. Лыкова «Цветные ладошки» парциальная программа художественно
эстетического развития детей 27 лет в изобразительной деятельности.
Издательский дом «Цветной мир2», Москва 2014 .144 с.
2. Рубцова Е.С. Лучшие поделки из солёного теста. РИПОЛ классик 2010
240 с.
3. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике 2 –
М.6«Издательство Скрипторий 2003» , 201064с.
4. Сухаревская О.Н. Оригами для самых маленьких. 2 –е издание – М.:Айрис
– пресс , 2009.144 с.
5. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы – М. : Издательство
«Скрипторий 2003», 20011 72 с.
6. Груша О.С. Яркие поделки и аппликации из фетра. Ростов н/Д:, 2015–79 с.
7. С. Соколова Школа оригами: Аппликации и мозаика М: Издво Эксмо;
СПб.: Валери СПД, 2005. – 176 с. н/Д: Феникс, 201579 с.
8. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть
2. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. 72с.
9. . Куцакова Л.В. Уроки рисования: для детей 35 лет М.: Эксмо, 2011. – 80с.
26 Приложение.
Конспекты занятий.
«Корзина с цветами» (бумагопластика+аппликация из листьев)
Программное содержание: познакомить детей со свойствами салфеток,
исследовать их (легко рвутся, мнутся, при намачивании расползаются);
показать технику отрывания куска салфетки и раскатывание в шарообразную
форму. Учить комбинировать в работе засушенные листья и комочки
салфеток. Поощрять детей в воплощении своих замыслов.
Материал: разноцветные салфетки, засушенные листья, акварель, клей,
кисти, вода, тряпочки.
осенней природой.
Предварительная работа: сбор и засушка листьев, наблюдение за
Содержание занятия. В изостудии на полу разбросаны разноцветные
мог это сделать?».
салфетки. Воспитатель спрашивает: «Кто бы
27 Высказываются предположения детей, которые приходят к общему мнению,
что ктото просто подшутил над ними, может быть залетел вольный ветер.
Затем дети собирают салфетки и обследуют их: какие на ощупь, хорошо или
плохо рвутся, как они сминаются, что с ними происходит в воде. После чего
педагог спрашивает у детей, какое сейчас время года и как эти салфетки
могут им
пригодиться для передачи осени на листе бумаги. Идут
рассуждения о том, что из них можно сделать цветы, ягоды, фрукты.
Воспитатель объясняет детям, что если оторвать от салфеток небольшие
кусочки и раскатать из них маленькие шарики, то получатся ягоды. А если
шарики сделать большие, то из них может получиться какой либо фрукт или
овощ. Педагог предлагает детям подумать, чем они будут заполнять осенние
корзинки, которые нарисовали на предыдущем занятии, а помогут им в этом
салфетки и засушенные листики.
Разминка для пальчиков:
Вырос высокий цветок на полянке, (ладони прижать друг к другу, округлить
пальцы)
Утром весенним раскрыл лепестки. (пальцы развести в стороны)
Всем лепесткам красоту и питание (пальцы ритмично вместеврозь)
Дружно дают под землёй корешки.(ладони на стол, пальцы развести)
Дети самостоятельно придумывают композиции. По окончании занятия
педагог предлагает рассказать, о том, что собрали ребята в свою корзинку
(оформляется выставка детских работ в фойе детского сада).
«Весёлые портреты» (бумагопластика)
Программное содержание: учить составлять портрет из отдельных
частей (оваллицо, полоски или комочки мятой бумаги причёска). Закрепить
умение вырезать овал лица из бумаги, сложенной вдвое, по самостоятельно
нарисованному контуру. Развивать цветовое восприятие.
Материал: цветная и белая бумага, салфетки, ножницы, клей, карандаши,
фломастеры.
Предварительная работа: рассматривание фотографий, художественных
открыток с разными причёсками, рисование портретов.
Содержание занятия. Детям предлагается совершить путешествие в
страну «Весёлых портретов», где живут необычные маленькие человечки.
28 Педагог на слайдах показывает несколько смешных портретов с необычными
причёсками, затем задаёт вопросы: какие лица у человечков: весёлые или
грустные? Можно ли по портрету узнать о настроении или любимом цвете?
Похожи портреты друг на друга или отличаются? Затем с детьми
обсуждается: форма лица, части, пропорции и предлагается пополнить
страну «Весёлых портретов» своими выдумками.
Воспитатель показывает способ выполнения работы:
бумага бледнорозового цвета складывается пополам;
простым карандашом от линии сгиба рисуется полукруг и вырезается;
готовый овал приклеивается на цветную бумагу;
части лица дорисовываются фломастерами;
прическа делается из салфеток, бумажных полосок разной длины и ширины.
Физкультминутка:
Две весёлые лягушки
Ни минуты не сидят . ( покачать влевовправо).
Ловко прыгают подружки, (руки на поясе, прыжки на 2 ногах)
Только брызги вверх летят. ( поднять обе руки вверх, растопырив пальцы).
(приставить раскрытые ладошки к голове)
Дети самостоятельно выбирают необходимый материал и приступают к
работе. В конце занятия проводится выставка – конкурс на самый весёлый
портрет.
«Ночь в лесу" (бумагопластика)
Программное содержание: вызвать интерес к созданию композиции из
бумаги белого цвета. Совершенствовать технические умения в работе с
бумагой и ножницами. Развивать чувство композиции.
Материал: тонированные листы чёрной бумаги или картон, белая бумага,
салфетки, вата, клей, ножницы.
Предварительная работа: детям предлагается понаблюдать вечером из
окна за ночной природой. Тонируют листы бумаги поролоном в чёрный цвет.
Содержание занятия. Воспитатель предлагает на ковре самолёте
отправиться в зимний ночной лес. Дети садятся на ковёр, имитируют процесс
одевания одежды, закрывают глаза и под музыку отправляются в
путешествие. Выключается свет и на слайдах рассматриваются фотографии
зимнего леса.
29 Ночь. Вокруг тишина.
Ручеёк не журчит.
Своим блеском луна
Всё вокруг серебрит.
Тихо падает снег.
Все животные спят
В царство вечной зимы
Пригласить нас хотят.
Дети отмечают особенности и необычность ночного зимнего леса: на что
похожи деревья и сугробы? Кто в них живёт? Затем обсуждают с помощью
каких материалов можно передать красоту зимнего леса (белые салфетки,
вата, белая бумага). Если белые заснеженные деревья поместить на светлый
фон, хорошо их будет видно? А какой лучше взять цвет для фона? Затем дети
самостоятельно выбирают нужный материал для зимней композиции, делают
предварительный набросок.
Разминка для пальчиков:
С вами в сказку мы пойдём, ( пальчики шагают по коленям)
Много в ней чудес найдём. (делают круг ладонями)
Вот ёлочка в шубке стоит, (показывают ладошками крышу домика)
А вот берёзка на нас глядит. (изображают крону дерева)
( Работа делится на два занятия)
В конце занятия дети выставляют свои работы и придумывают сказку
«Ночь в лесу».
«Царевна – лебедь»» (пластилинография)
Программное содержание: побуждать к самостоятельному поиску
способа изображения, совершенствовать технику размазывания пластилина.
Развивать композиционные умения. Учить достигать выразительности
создаваемого образа через тонкую передачу формы, строения, цвета,
величины. Развивать творчество.
30 Материал: тёмные цвета картона, пластилин, перья.
Предварительная работа: детям читается сказка «Царевналебедь»,
обсуждается вопрос о сказочном персонаже.
Содержание занятия. Воспитатель показывает на экране отрывок из
сказки «Царевналебедь», обсуждает какого она цвета, какой формы крылья,
голова, шея, чем отличается от обыкновенной птицы? Далее воспитатель
спрашивает детей, какими изобразительными материалами можно нарисовать
лебедя (карандашами, гуашью, мелом, пастелью). Педагог сообщает им, что
обыкновенный пластилин может тоже творить чудеса и из него получаются
прекрасные картины. Сначала делается набросок простым карандашом, затем
способом размазывания пластилина нужно сделать фон – море (наложение
цвета на цвет), после чего приступить к изображению лебедя этим же
способом. Можно использовать дополнительный материал для украшения
своей работы.
Разминка для пальчиков:
Есть птица красивая очень на свете, (2 ладошки вместе, большой палец вверх)
Название, лебедь имеет она. (ладошки раздвинуть и подвигать)
Не встретишь прекрасней её на планете, (имитация плавания на воде)
Она из чудесного будто бы сна.
На первом занятии делается только фон. Кто раньше всех закончил,
приступает к изображению лебедя. На следующем занятии дети заполняют
всю композицию. Все вместе придумывают мини сказку «В Царстве
лебедей».
«Волшебные цветы» (тестопластика).
Программное содержание: совершенствовать умение самостоятельно
придумывать
разные способы создания цветов из солёного теста.
Способствовать расширению знаний о многообразии видов и форм
растительного мира, укреплять познавательный интерес. Продолжать учить
создавать композицию из отдельных деталей, добиваясь целостного
восприятия работы.
31 Материал: солёное разноцветное тесто, баночки с водой, стеки,
тряпочки.
Предварительная работа: рассматривание открыток, фотографий с
изображением цветов, беседа о названиях, формах.
Содержание занятия. Воспитатель встречает детей в роли «Феи цветов».
В царстве, где живёт фея, случилось несчастье, злая колдунья заколдовала
все цветы, они исчезли, остались только фотографии. Дети на слайдах
рассматривают фотографии цветов, отмечают их название, цвет, форму.
Фея предлагает детям помочь оживить цветы и приглашает в волшебную
школу рисования, она сообщает о том, что в их стране нет красок, но зато есть
разноцветное волшебное тесто, с помощью которого дети могут придумать и
изготовить цветы, а она потом их оживит с помощью волшебной палочки.
Разминка для пальчиков:
Наши алые цветы распускают лепестки, (ладони вместе, медленно
раздвигаем)
Ветерок чуть дышит, наш цветок колышет. (круговые движения ладонями)
Наши алые цветы закрывают лепестки, ( ладони соединяются)
Головой кивают, тихо засыпают. ( ладони вперёдназад)
В конце занятия дети угадывают названия цветов, которые вылепили дети.
Фея дотрагивается до каждой работы волшебной палочкой и цветы
«оживают».
«Кошечки» (тестопластика)
Программное содержание: продолжать учить детей создавать лепную
композицию в технике тестопластика, развивать композиционные умения и
навыки. Учить достигать выразительного образа через точную передачу
32 формы, строения, частей тела и мордочки. Развивать детское творчество при
создании и реализации замысла как источника, доставляющего радость
ребёнку и всем окружающим.
Материал: солёное тесто, баночки с водой, стеки, тряпочки, листы ДВП,
гуашь.
Предварительная работа:
рассматривание фотографий кошек,
познавательная беседа о жизни домашних животных.
Содержание занятия. Воспитатель вместе с настоящей кошечкой,
которая сидит в корзинке, встречает ребятишек. Дети с ней здороваются,
гладят её. Рассматривают строение кошки: длинный или короткий хвост,
острые или круглые ушки, форму туловища, окраску шерсти.
Далее воспитатель спрашивает у детей, есть ли у них дома кошки, как их
звать и какой окраски у них шерсть. Затем предлагает вылепить своих кошек,
которые гуляют по ночной крыше.
Способ выполнения работы:
сначала дети на заготовке делают набросок простым карандашом;
раскатывают колбаски из теста, делят их на несколько равных частей,
раскатывают шарики и сплющивают;
смачивают нарисованную крышу водой и прикрепляют лепёшечки
(делается черепичная крыша);
скатывают овал и немного расплющивают его – это туловище;
таким же способом делают голову;
из колбасок разной длины и толщины раскатывают хвост и лапки;
работу можно оформить разным дополнительным материалом (бусинки,
ленточки, поедки и т.п.).
Разминка для пальчиков:
Села кошка на ладошку, (хлопнули ладошкой об ладошку)
Поцарапалась немножко. (царапаем пальчиками ладошку)
Поиграла, поиграла (рисуем пальчиком круги на ладошке)
И кудато убежала! (пальчики убегают с ладошки, например, в
подмышку)
33 (На следующем занятии раскрашиваются работы гуашью). Дети по своему
желанию составляют сюжетный рассказ.
«Клоуны» (аппликация + рисование)
Программное содержание: учить изображать фигуру человека из бумаги,
сложенной вдвое. Вызвать интерес к поиску материалов, делающих
изображение выразительным,
Подбирать контрастное
цветосочетание в соответствии с содержанием и характером образа.
образным.
Материал: цветная бумага, клей, ножницы, карандаши цветные и простые,
разнообразный дополнительный материал (бантики, салфетки, тесьма).
Предварительная работа: беседа о цирке, цирковых артистах, изучение
мимики с помощью зеркала, рассматривание иллюстраций.
Содержание занятия. Воспитатель приходит к детям в роли печального
клоуна. Дети спрашивают: «Почему клоун не весёлый, что случилось?» Клоун
отвечает, что все его друзья уехали выступать по городам, а он заболел
ангиной и не смог поехать, теперь ему одному грустно и никто с ним не
разговаривает. Если бы ребята нарисовали весёлых клоунов, то этим бы его
чуточку развеселили. Дети соглашаются помочь. Рассматривают: костюм
клоуна, башмаки, шапочку, мимикой изображают грустное и весёлое
выражение лица. Затем клоун показывает, как можно быстро вырезать
фигуру клоуна из бумаги, сложенной вдвое:
нужно сложить бумагу пополам и нарисовать от линии сгиба половинку
туловища клоуна;
затем вырезать нарисованный контур, развернуть, и получится туловище
клоуна;
голова дорисовывается любым изобразительным материалом (по выбору
детей);
одежда украшается разнообразным материалом.
Разминка для пальчиков:
Веселый цирк у нас в гостях.
34 Жонглер бросает шарики, (подбрасываем воображаемые шарики)
И клоун зрителей смешит, (большой палец раскрытой ладони приставить
к носу)
Смешит больших и маленьких. (большой палец другой ладони приставить к
мизинцу первой)
Вот на канате акробат (руки развести в стороны)
Раскинул руки в стороны. (побалансировать ими)
Силач старается поднять
Стальные гири новые. (Изобразить упражнения с гирями).
На первом занятии изготовляется клоун, лицо, шапочка, а на втором
дополняется костюм разными элементами, делается занавес и т.п.
По окончании занятия ребята выбирают самого весёлого, самого
грустного и самого необычного клоуна. Детскими работами оформляется
фойе детского сада.
«Летний лужок» (рисование +аппликация)
Программное содержание: закреплять умение использовать в
рисовании дополнительный материал, как средство передачи впечатлений.
Учить изображать многоплановую композицию. Воспитывать желание
порадовать своих близких и знакомых красивыми и эстетичными работами.
Материал: карандаши, гуашь, фломастеры, фантики, клей, ножницы.
Предварительная работа: дети наблюдают за природой: цветами,
бабочками, солнышком, травкой.
Содержание занятия. Воспитатель читает загадку о лете. Детям
предлагается посмотреть несколько слайдов с изображением времён года и
отгадать, на каких картинках спряталось лето: по каким признакам они
догадались, чем лето отличается от других времён года, что можно увидеть на
летних картинках. Затем включается музыка, дети ложатся на пол, закрывают
глаза и представляют, что они гуляют по летней лесной полянке. После чего
воспитатель спрашивает у детей, есть ли у них желание нарисовать то, что
увидели на полянке? Дети самостоятельно выбирают художественные
материалы, с которыми будут работать и свои впечатления переносят на
листок бумаги.
Разминка для пальчиков:
Набежали на небо темные тучки и закрыли солнышко.
(закрывают глаза ладонями)
Сразу стало холодно.
(трём руку об руку)
Замерзают пальчики, руки, ноги.
(дуем на пальчики)
Мы стали как льдинки.
(земерли)
Но вот изза тучки показался солнечный луч.
(ладошки вместе, играем пальцами)
35 Он погладил нас по носику, но щечкам.
(дотрагиваемся пальчиками)
И они согрелись.
(прислоняем ладони к щекам)
И вдруг выглянуло все солнце.
(крутим ладонями вместе)
Оно было большое, желтое и оченьочень теплое.
В конце занятия дети рассказывают какими способами и материалами
выполняли работу, придумывают названия своим полянкам.
«Белые медведи» (комбинированное рисование)
Программное содержание: побуждать к самостоятельному поиску
способов изображения арктических животных.
Формировать умение
изображать животных в движении, передавая особенности внешнего вида и
пропорции. Воспитывать интерес к познанию природы, обогащать знания в
области арктических животных.
Программное содержание: побуждать к самостоятельному поиску
способов изображения арктических животных.
Формировать умение
изображать животных в движении, передавая особенности внешнего вида и
пропорции. Воспитывать интерес к познанию природы, обогащать знания в
области арктических животных.
Материал: простые карандаши, гуашь, кисти, акварельные карандаши,
палитра. Поролон, ватные тампоны.
Предварительная работа: беседа об Арктике, нахождение её на карте,
обсуждение понятия «льдина» и «айсберг».
36 Содержание занятия.
Педагог на слайдах знакомит детей с жизнью белых медведей (чем
питаются, где спят, как живут и т.д.). Затем просматривают фотографии
северного сияния, узнают, почему оно бывает и когда. У детей педагог
спрашивает, как можно нарисовать северное сияние.
пастелью разного цвета тушевать тудасюда;
на палитре смешать цвета и найти нужные оттенки;
рисовать акварельными красками по мокрому.
(Может ктото из детей придумает свой способ изображения северного
сияния).Дети рассматривают льдины и айсберги и так же обсуждают способ
их изображения. После чего ребятишкам предлагается нарисовать сюжетную
картину о белых медведях.
Разминка для пальчиков:
Сидит мишка на тележке, (показывают большой палец)
Продает он всем орешки. (палец влево вправо)
Лисичкесестричке, (загибаем поодному)
Воробью, синичке,
Заиньке усатому,
Тигру полосатому.
По окончании занятия дети придумывают имена своим северным медведям.
«Бабочки» (рисуем ладошками)
Программное содержание: создать условия для экспериментирования с
отпечатками ладошек. Показать новые образы, которые получаются при
отпечатке ладоней. Вызвать интерес к процессу рисования, учить декоративно
дорисовывать крылья бабочек. Развивать творческое воображение.
Материал: пальчиковые краски, гуашь, кисти.
Предварительная работа:
рассмотреть иллюстрации бабочек,
поговорить о названиях, раскраске крыльев, чем питаются, где живут.
Содержание занятия.
Бабочка проснулась, солнцу улыбнулась.
Села на цветок выпить сладкий сок.
37 И, легко порхая, над травой кружит.
Так звезда ночная на волне дрожит.
Воспитатель предлагает детям посмотреть фрагмент видеофильма
«Бабочка в полёте» (дети узнают о видах бабочек, их названиях, расцветках
крыльев, условиях обитания). Затем у детей педагог спрашивает, какими
нетрадиционными материалами можно изобразить бабочку: пробками,
засушенными листиками и т.п. Просит посмотреть, на что похожи их
ладошки? (на крылья бабочек).
Для того, чтобы изобразить бабочку нужно:
простым карандашом нарисовать туловище и голову;
обмакнуть ладошку в любой цвет гуаши, который налит на тарелочки и
сделать отпечаток (необходимо вытирать ладошку тряпочкой при
обмакивании ладони в другой цвет);
пока крылья подсыхают, раскрашивается туловище и голова;
крылья бабочек декоративно украшаются.
Физминутка.
Наша бабочка встряхнулась.
Улыбнулась, потянулась.
Раз росой она умылась.
Два изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
И нектара всласть поела. (Дети выполняют движения в соответствии с
текстом).
Далее дети приступают к самостоятельной работе. Здесь можно
комбинировать рисование с аппликацией, использовать разнообразный
материал. В конце занятия дети рассказывают, какими декоративными
элементами украшали бабочек и вместе с воспитателем решают, где лучше в
детском саду сделать выставку своих работ.
38 39 40 41
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Школа творчества" для детей 6-7 лет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.