Общеобразовательная программа "Воздушная петелька" ( для детей 5-7 лет) срок реализации 2 года.
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
искусство
Детсад
20.01.2017
Вязание-вид рукоделия не только доступный для старших дошкольников, но и очень полезный для развития мелкой моторики, формирования положительных качеств личности, необходимых ребёнку в его дальнейшем обучении в школе. Программа "Воздушная петелька" предназначена для детей старшего дошкольного возраста и рассчитана на 2 года реализации. Деятельность по вязанию крючков приносит детям не только положительные эмоции. но и способствует приобщению к труду, предоставляет свободу выбора, развития художественно творческих умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.Общеобразовательная программа "Воздушная петелька" для детей 5-7 лет.
воздушная петелька.doc
Содержание
I.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка …………………………………………… ………..стр.3
1.2 Актуальность …………………………………………………………………стр.3
1.3.Новизна……………………………………………………………… ..………стр.3
1.4. Цель и задачи программы……………………………………………………стр.4
1.5.Условия реализации программы ……………………………………………стр. 4
1.6. Принципы реализации программы……………………...…........................стр.5
1.7. Планируемые результаты освоения программы…………………………...стр.5
1.8. Формы подведения итогов реализации программы ……………………….стр.6
1.9. Педагогическая диагностика…………………………………… …………...стр.7
II.Содержательный раздел
2.1.Содержание образовательной деятельности………………………………….стр.8
2.2. Учебнотематический план …………………………………………………стр.13
2.3. Методика проведения занятий …………………………………………..стр.14
2.4.Формы и методы работы…… ....…………………………………….............стр.14
2.5.План взаимодействия с родителями…………………………………………стр.16
III.Организационный раздел
3.1Организация образовательного процесса…………………………………….стр.16
3.2.Материальнотехническое обеспечение……………………………………..стр.18
3.3.Нагляднодидактический материал……………………………………………стр.18
IV.Список литературы...................................................................................стр.19
2 1.1. Пояснительная записка.
1. Целевой раздел.
Рабочая программа дополнительного образования детей «Воздушная
петелька» направлена на художественноэстетическое воспитание ребенка,
обогащение его духовного мира, на развитие художественнотворческого потенциала
личности. Дети учатся творить настоящие чудеса собственными руками. Занятия
проходят в теплой атмосфере, где ребята не только обучаются рукоделию, но и
учатся общаться и помогать друг другу. В процессе занятий вязания крючком
формируются все психические процессы, развиваются художественно творческие
способности и положительное восприятие окружающего мира. Формирование
трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с
рукоделием, культурой и эстетическими ценностями своего народа. Досуговая
деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду,
предоставляет детям свободу выбора, развития художественно – творческих умений,
выработке индивидуального стиля и темпе деятельности.
1.2. Актуальность
Актуальность и целесообразность данной программы заключается в
следующем. В детстве особенно важно научиться работать руками. Давно известно,
что мелкая моторика пальцев рук активно развивает мышление. Аккуратная, мелкая
и тонкая работа руками развивает внимание, способствует точности и ясности речи,
хорошо организует и дисциплинирует мышление. Кроме того, если выполненная
ребенком работа обладает высоким качеством, то этот труд приносит маленькому
мастеру ни с чем несравнимые удовольствие и пользу, поскольку положительные
эмоции при выполнении любой работы пробуждают желание творчески подойти к
делу, развивают фантазию, интерес. А в итоге делают личность маленького человека
богаче, ярче, целеустремленнее. Программа построена по принципу поэтапного
усложнения и расширения объема знаний. Центральное место на занятиях занимает
практическая работа. Кроме непосредственно практической работы, определенное
время отводится на приобретение обучающимися знаний познавательного характера,
они изучают технику безопасности и санитарно – гигиенические требования к
занятиям ручного труда. Работы, выполняемые детьми, носят индивидуальный и
коллективный характер. Индивидуальные работы важны для того, чтобы сам ребенок
и его родители увидели, что малыш может сделать чтото красивое и удивительное
для близких своими руками (при разумно организованной помощи взрослых);
коллективные же работы объединяют детей и взрослых, дают возможность
приложить усилия в общем деле, сделать вместе нужную и красивую поделку.
3 1.3. Новизна.
Новизна программы заключается в том, что в образовательный процесс
введено такое направление декоративноприкладного искусства, как вязание
крючком, что способствует развитию таких качеств, как настойчивость,
терпение; формированию хорошего эстетического вкуса, обогащению
собственного досуга старинным и таким молодым и современным рукоделием,
каким является вязание крючком.
1.4. Цель и задачи программы.
Целью данной программы является развитие личности ребенка путем
творческого самовыражения через освоение вязания крючком как один из видов
декоративноприкладного творчества.
Задачи, которые должна решать предлагаемая программа:
1.Обучающая. Познакомить с историей, техниками работы по рукоделию и учить
детей осваивать разные виды и способы вязания крючком.
2.Развивающая. Развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать
потребность в самоутверждении.
3.Воспитательная. Формировать положительно эмоциональное восприятие
окружающего мира, воспитывать художественный вкус. Радость от совместного
творчества.
1.5. Условия реализации программы.
Условия реализации образовательной программы: Возраст детей,
Форма проведения:
участвующих в реализации данной программы 57 лет.
индивидуальногрупповая, по 1 занятия в неделю, продолжительностью по 30 минут,
срок реализации 2 года.
Гибкая форма организации ручного труда, досуговой деятельности позволяет
учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояния здоровья,
уровень владения навыками вязания, нахождение на определенном этапе реализации
замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне
сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале занятий
рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия для расслабления
мышц, снятия напряжения физкультминутки, гимнастику для глаз. Комплексы
пальчиковой гимнастики, гимнастику для глаз, физкультминутки воспитатель
подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу
очень разнообразна и содержательна.
4 Формы проведения занятий различны. Предусмотрены, как теоретические:
рассказ воспитателя, беседы с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа
действия, занятиесказка, посиделки, так и практические занятия: подготовка и
проведение выставок детских работ, непосредственное вязание изделия, конкурс
работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков. Для детей
67 лет характерен репродуктивный характер труда, так как дети осваивают основы
нового для них вида ручного труда – вязание крючком.
Режим занятий:
Курс занятий рассчитан на 2 года год при объёме: 72 академических часа
(периодичность занятий – с сентября по май 1 раз в неделю.)
Возраст детей участвующих в реализации данной программы 57 лет,
количество детей 10. Это определяется значительным ростом физических
возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением
психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками “взрослости”,
желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
1.6. Принципы реализации программы.
Принцип развивающего и воспитывающего характера, направленного на
Принцип систематичности и последовательности в овладении опыта
o
Принцип поддержки разнообразия детства, сохранение уникальности и
самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность
детства понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по
себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем,
что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
o
всестороннее развитие личности и индивидуализации ребёнка;
o
деятельности, который придаст системный характер образовательной деятельности;
o
o
зультативности.
o
Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в
выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее
индивидуализация дошкольного образования);
Принцип связи обучения с жизнью;
Принцип доступности обучения, индивидуальности, преемственности, ре
Для реализации данных принципов необходимо:
верить в себя и своих воспитанников;
понимать и принимать их такими, какими они есть;
уважать в каждом ребёнке личность;
быть требовательным, но справедливым;
5
искренне разделять радости и огорчения детей;
быть толерантным и учить этому детей.
1.7.Планируемые результаты освоения программы.
К концу обучения в кружке «Воздушная петелька» дети должны знать:
К концу 1 года обучения дети знают:
технику безопасности при вязании с крючком; основные приемы вязания
крючком; условные обозначения; основы цветоведения.
умеют:
свободно пользоваться схемами по вязанию; гармонично сочетать цвета при
выполнении поделок; различать нитки из натуральных и химических волокон,
шерстяных и хлопчатобумажных.
Приобретают навыки выполнения основных приемов по вязанию; умения
выполнять поделки на основе своих полученных знаний; используя творчество и
фантазию, красиво оформить поделку.
К концу 2го года обучения дети знают:
способы вязания мелких деталей;
разные способы вязания салфеток;
технологию выполнения цветов и цветочных композиций; порядок и расчет петель в
вязании изделий.
умеют:
сопоставлять, сравнивать, анализировать и творчески подходить к
выполнению работ; вязать по схемам и пользоваться журналами по вязанию;
создавать своими руками красивые и полезные вещи. последовательно выполнять
каждое изделие.
Приобретают умения изготавливать подарочные изделия; умения вязать
изделия для себя, умения коллективно работать и создавать коллективные работы;
заниматься самовоспитанием и стремиться к достижению нравственного
совершенства.
Оценкой достигнутого уровня является участие детей в выставках
декоративноприкладного творчества. Результаты участия в выставках различных
уровней фиксируется в портфолио каждого учащегося в учебном объединении. По
освоении полного курса обучения в учебном объединении на основании достижений,
выпускникам выдается свидетельство об окончании полного курса обучения.
1.8. Формы подведения итогов реализации программы
1. Выставки детских работ в детском саду.
2. Участие в городских выставках детского творчества, конкурсах городского,
регионального, российского и международного уровня.
3. Дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам).
4. Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете.
6 5. Систематизация работы воспитателя – руководителя кружка и обобщение опыта.
1. 9.Педагогическая диагностика.
Методика диагностики результативности реализации программы
Констатация результата
56 лет
Ребенок умеет держать крючок
Ребенок правильно сматывает
клубок.
Ребенок знает цвета нитей
Ребенок умеет вывязывать петли
Аккуратность в работе
Самостоятельность в работе
Правильное положение пальцев
Отношение к выполнению задания
Отношение к помощи педагога или
товарища
Точность выполнения задания
рукодельницы
Быстрый темп вхождения в
деятельность
+ 2 + 1 0 1 2
Констатация результата
Ребенок не умеет де ржать крючок
Ребенок не умеет правильно
сматывать
Ребенок не знает цвета нитей
Ребенок не умеет вывязывать
петли
Не аккуратен в работе
Копирует замысел других
Неправильное положение пальцев
Невнимателен, с ошибками
Не принимает
Другие способы выполнения
задания
Долго входит в деятельность
Методика диагностики результативности реализации программы
Констатация результата
6 7 лет
. Ребенок умеет держать крючок и
вывязывать петлю
Ребенок умеет вязать разными
способами
Ребенок умеет подбирать цветовое
сочетание ниток
Самостоятельно вяжет простые
изделия
Ребенок умеет работать с иголкой
Соблюдает правила безопасного
обращения с крючком
+ 2 +1 0 1 2
Констатация результата
Ребенок не умеет держать крючок
и не вывязывает петлю
Ребенок не умет вязать разными
способами
Ребенок не умеет подбирать
цветовое сочетание ниток
Не умеет самостоятельно вязать
простые изделия
Ребенок не умеет работать с
иголкой
Ребенок не осторожен в
обращении с крючком
7 Ребенок умеет делать разметку
Умеет планировать работу
Оригинальность замысла
Предпочтительная изби
рательность
Увлеченность деятельностью
Ребенок не умеет делать разметку
Не умеет планировать работу
Ребенок повторяет замысел других
Не проявляет избирательности
Не проявляет стремления
II.Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательной деятельности.
Программа разработана на основе методического пособия Новиковой, И. В.
Вязание крючком в детском саду/; худож. Е.А.Афоничева—Ярославль: Академия
развития,2008.— 112 . Содержание программы ориентировано на знакомство
детей с историей вязания, инструментами и материалами для работы,
возможностями освоения разных видов (воздушная петля, столбики с накидом и
без накида) и способов вязания крючком (прямое вязание; круговое вязание от
середины и т.д.). Занятия интегрированные: конструирование, аппликация,
вязание.
Задачи 1 года обучения:
Формирование основных приёмов и способов вязания крючком.
Развитие внимания, памяти, аккуратности.
Воспитание любви к прекрасному.
Задачи 2 года обучения:
Совершенствование приёмов и навыков вязания с элементами творчества.
Совершенствование техники чтения схем и применения их при изготовлении
изделий.
Развитие творческой личности ребёнка.
Содержание программы.
Вводное занятие.
Из истории вязания. Из истории ниток. Какие бывают нити. О пряже и
волокнах. Виды крючков. Соответствие толщины ниток и крючка. Как оборудовать
рабочее место. Как правильно смотать клубок. Цветовое решение. Техника
безопасности при вязании крючком. Подготовка ниток к вязанию. Как распустить
изделие. Обработка и выравнивание старых и бывших в употреблении ниток.
Украшение вязанных изделий.
Аппликация. Материалы, используемые для аппликации, их обработка и
способы прикрепления к вязанному изделию.
8 Основные приёмы вязания.
Положение рук и крючка. При вязании крючок держат в правой руке, как
карандаш. Головка крючка при любом движении повернута к себе. Конец нити от
клубка перекинут через указательный палец левой руки ( у самого ногтя ) на себя и
прижат большим пальцем. С другой стороны нить пропущена под средний палец,
затем поверх безымянного и под мизинец. Большим пальцем придерживай свободный
конец, а остальными слегка прижимай пропущенную между пальцами нить, чтобы она
имела некоторое натяжение (оно должно быть равномерным на протяжении всего
вязания). Во время вязания третьим пальцем правой руки придерживай петли на
крючке. Нить, идущая от клубка, называется рабочей.
Косичка из воздушных петель – введи крючок под рабочую нить, лежащую
на указательном пальце левой руки (от себя), слева направо и поверни его вместе с
нитью так, чтобы на нём образовалась петля, а под ним – перехлёст нити. Немного
растяни петлю и прижми перехлёст большим пальцем левой руки к указательному,
чтобы удержать петлю и не дать ей затянуться. Снова введи крючок под рабочую
нить (от себя) и, захватив её, протяни в образованную петлю. Протянув крючок с
нитью через первую петлю, отпусти большой палец с перехлеста – петля затянется, а
на крючке появится новая петля. Так повторяй до тех пор, пока не свяжешь цепочку
из воздушных петель задуманной длины.
Полустолбик – связав косичку из 10 – 15 воздушных петель, введи крючок в
третью петлю от крючка, захвати рабочую нить и протяни её сразу через петлю
косички и петлю на крючке. Так провяжи все петли до конца косички. Закончив
первый ряд, прежде чем повернуть вязание, сделай ещё одну воздушную петлю. Это
так называемая петля для высоты ряда. Она как бы поднимает вязание на следующий
ряд. Такую петлю надо обязательно провязывать в конце каждого ряда. Повернув
вязание, провяжи полустолбики в каждую петлю нижнего ряда. Их должно
получиться столько же, сколько их было в первом ряду.
Столбики без накида – свяжи косичку их 12 воздушных петель. Введи
крючок в третью петлю косички, вытяни через неё рабочую нить. На крючке
образуются две петли. Придерживая их средним пальцем, вновь подхвати рабочую
нить и протяни ее через обе петли на крючке. Так провяжи ряд до конца. Провяжи
вязание. (Не забудь о петле для высоты ряда.) в зависимости от того, куда ты будешь
вводить крючок при провязывании следующего ряда, у тебя будут получаться
различные вязки. Если надо связать полотно, имеющее гладкую поверхность, вводи
крючок под обе дужки петли косички предыдущего ряда. Если будешь захватывать
крючком только заднюю дужку косички, вводя его в ее середину, получится
выпуклый рельеф, вязка станет похожей на резинку, связанную спицами.
Столбик с накидом в один приём – свяжи косичку из 12 воздушных петель.
Сделай накид – накинь на крючок рабочую нить. Придерживая средним пальцем
петлю и накид, введи крючок в четвертую петлю косички и вытяни через неё рабочую
нить. Опять подхвати крючком рабочую нить и протяни ее сразу через все три петли,
находящиеся на крючке, образуя одну новую до конца ряда. Для высоты подъёма
9 сделай две воздушные петли, так как ряд столбиков с накидом выше ряда столбиков
без накида.
Столбик с накидом в два приёма – этот столбик в первой части
выполняется как предыдущий. Однако получившиеся на крючке три петли
провязывают в два приёма: сначала рабочую нить протягивают в вытянутую петлю и
накид (на крючке остаётся две петли), затем ещё раз подхватывают рабочую нить и
протягивают её через оставшиеся две петли.
Столбики с 2, 3 накидами – вяжется как столбик с накидом в два приема,
только на крючке получается четыре (пять) петель: сначала рабочую нить
протягивают в вытянутую петлю и первый накид (на крючке остаются три (четыре)
петли), затем ешё раз подхватывают рабочую нить и протягивают через второй накид
(остается две (три) петли). Затем рабочую нить протягивают через оставшиеся две
петли.
Пышный столбик – при его выполнении используются те же приёмы, что при
вязании столбика с накидом. Сначала делают накид, вытягивают рабочую нить из
петли предыдущего ряда, но не провязывают ее, а снова делают накид и вновь
вытягивают рабочую нить той же петли предыдущего ряда. Так можно сделать 2 – 4
раза, после чего затянуть все петли на крючке сразу одной петлей.
Длинные петли – для начала вяжется косичка из 10 – 15 воздушных петель,
провязывается на ней 2 – 3 ряда столбиков без накида. Повернув полотно для
вязания четвёртого ряда, перед провязыванием второй петли цепочки перехвати
полотно правой рукой, а большой палец левой руки подведи под рабочую нить и
немного оттяни ее на себя. Перехвати полотно левой рукой так, чтобы конец петли,
находящейся на большом пальце, был подведён к крючку, и провяжи столбик без
накида, после чего освободи большой палец из петли. На полотне окажется
закреплённая длинная петля. Опять подхвати полотно правой рукой, большим
пальцем левой рукой оттяни рабочую нить, образовав из неё петлю, и закрепи её
провязыванием следующего столбика без накида. Вяжется так до конца ряда.
Перевернув полотно, провязывается следующий ряд столбиками без накида. Это
закрепляющий ряд. Далее опять вяжется ряд длинными петлями, а следующий –
закрепляющий.
Тунисское вязание. При этой технике вязания в процессе работы на крючке
находится много петель, поэтому требуется специальный крючок, который длиннее
обычного и толщина которого одинакова по всей длине крючка. При вязании в
тунисской технике работают всегда на правой стороне, т.е. работа не
переворачивается. Каждый ряд состоит из лицевых и изнаночных рядов. В лиц.р.
петли подхватываются справа налево, в изн.р. слева направо. Основу простого
тунисского узора составляет цепочка воздушных петель, которую нельзя вязать туго.
Соединение мотивов. Соединяя между собой отдельные мотивы, связанные
по кругу, можно выполнять различные изделия: скатерти, салфетки, воротнички,
дорожки и т.д. Соединяются между собой мотивы и в процессе вязания и после их
выполнения. В процессе вязания это делается следующим образом: довязав до ушка
10 (выступающая петелька из нескольких воздушных петель), вяжут 23 воздушные
петли (половинка ушка), вынимают крючок из вязания, сверху вводя его в ушко из
воздушных петель выполненного мотива, затем вводят крючок в последнюю
воздушную петлю выполненного мотива. На крючке две петли (сверху петля
выполненного мотива, снизу выполняемого). Накидывая нить на крючок,
протягивают ее через эти две петли. Далее вяжут ещё 23 петли (вторая половина
ушка выполняемого мотива) и продолжают вязать. В ряде случаев мотивы сшиваются
при помощи швейной иглы.
Вывязывание полотен различной формы.
Круглое полотно. Свяжи цепочку из трёх воздушных петель и замкни ее в
кольцо, соединив петлей первую и третью петли. Сделай ещё одну воздушную петлю
и, вводя крючок в середину кольца, провяжи 5 столбиков без накида, шестым
соедини первый и последний столбики. Второй ряд – 10 столбиков без накида
(вводить крючок по 2 раза в одну и ту же петлю). Третий ряд – 20 столбиков.
Четвёртый ряд – столбики без накида с провязыванием по 2 столбика в каждую
петлю . Получается 30 столбиков. 5 ряд – 40 столбиков и т.д.
Квадратное полотно. Квадрат от центра – свяжи три воздушные петли,
соедини их в круг. Затем свяжи 2 ряда по 2 столбика без накида в каждую петлю
нижележащего ряда. В следующем ряду раздели получившееся число петель на
четыре части (по три петли), пометь угловые петли и вяжи в каждую их них по 3
столбика без накида. При вязании последующих рядов провязывай по 3 столбика без
накида в каждую среднюю петлю из трёх провязанных из одной петли предыдущего
ряда.
Квадратное полотно. Квадрат от угла – вяжется косичка из трёх воздушных
петель, замыкается в круг, делается петля для подъёма ряда и провязывается 1
столбик без накида, 3 столбика без накида во вторую петлю косички и 1 столбик без
накида. Работа поворачивается , вяжется воздушная петля на подъём ряда, затем 2
столбика без накида в следующие 2 петли нижележащего ряда, 3 столбика без накида
в петлю, которая ложится по диагонали квадрата, и ещё 2 столбика без накида в
следующие 2 петли нижележащего ряда. Работа поворачивается. Последующие ряды
провязываются таким же способом.
Треугольник. Свяжи косичку из трёх воздушных петель, замкни их в кольцо.
Провяжи одну воздушную петлю на подъём ряда и поверни вязание. Провяжи 1
столбик без накида в первую петлю косички, 3 столбика без накида во вторую петлю
и 1 столбик без накида в третью петлю косички. Вместо 3 начальных петель теперь
получилось 5 столиков без накида. Работу поверни, свяжи одну петлю на подъём
ряда, один столбик без накида над столбиком предыдущего ряда, над средним
столбиком из трёх провязанных из одной петли в нижележащем ряду свяжи вновь 3
столбика без накида, затем 1 столбик и т.д. до конца ряда. Второй ряд состоит уже из
7 столбиков без накида. Такие же прибавки делаются в каждом ряду. В начале
вязания каждого нового ряда после провязывания воздушной петли и в конце ряда
11 провязывай по 2 столбика без накида в петлю нижележащего ряда, иначе углы
полотна будут загибаться вверх.
Шестиугольник. Полотно в форме шестиугольника вяжется по схеме.
Цветы, которые никогда не завянут. Эти цветы украсят ваш дом, оживят
самые темные уголки, в которых не выжили бы даже неприхотливые комнатные
растения. Вязаные цветы: розы, кувшинки, анютины глазки, маргаритки, пионы,
бархатцы.
Отделочные элементы.
Крючком можно вязать
пуговицы – они могут быть круглыми,
прямоугольными, объёмными (в форме бочонка), в виде цветочка с лепестками.
Для выполнения круглой пуговицы вырезают из плотного картона кружок
желаемого размера. Затем вяжут косичку из трёх воздушных петель, замыкают их в
кольцо и провязывают из его центра 810 столбиков без накида. Во втором ряду (если
пуговица большая, то и в третьем) делают прибавления петель для увеличения
диаметра вязанного круга. Когда диаметр вязанного и картонного кружков
становятся равными, делают равномерные убавления, провязывают из двух
столбиков один. Выполнив первый ряд с убавлениями, вкладывают картонный
кружок внутрь связанного чехла и довязывают его до конца. Нитку обрывают и
закрепляют с помощью иголки.
Можно связать круглую пуговицу и без картонки. Для этого в кольцо из
воздушных петель провязывают сначала один ряд столбиков без накида, а сверху
второй (можно и третий), пока не заполнится отверстие в середине.
Пуговицу в виде цветка можно выполнить, используя предыдущую, на петлях
которой можно провязать 56 лепестков из длинных и коротких столбиков или из
цепочек воздушных петель с обвязыванием их в последующем ряду столбиками без
накида.
Для изготовления объёмной пуговицы вяжут прямоугольное полотно размером
3х2 см и, скатав его трубочкой (по короткому краю), крепко перевязывают его в
середине.
Особенности вязания крючком.
Прибавление числа петель. Прибавление петель вывязыванием из одной
петли предыдущего ряда двух или несколько новых петель. Прибавление надо делать
через одинаковое число петель и рядов, что обеспечит равномерность изменения
формы полотна.
Убавление числа петель – делают двумя способами. 1 способ – равномерно
внутри всего ряда или в его конце не провязывают одну из петель предыдущего ряда.
2 способ – рабочую нить протягивают сначала под одной петлей предыдущего ряда,
затем под следующей и образовавшиеся две петли провязывают вместе. При втором
способе убавления петель кривая линия края полотна получается более плавной, чем
при первом способе. Убавление надо делать через одинаковое число петель и рядов,
что обеспечит равномерность изменения формы полотна.
12 Сохранение длины ряда. Надо соблюдать следующие правила. 1. При прямом
расположении столбиков, провязав петли на подъём ряда (например, для вязания
столбиков без накида – 1 петлю, с накидом – 2 петли и т.д.), выполни первый
столбик, вводя крючок во второй столбик предыдущего ряда, так первый закроется
цепочкой. Заканчивая ряд, введи крючок в последнюю петлю цепочки, которую
связана для подъёма предыдущего ряда. 2. При шахматном расположении столбиков
после набора петель для подъёма ряда выполни первый столбик, вводя крючок во
второй столбик. Закрывая ряд, предпоследний столбик выполни между последним
столбиком и цепочкой предыдущего ряда, а последний – в петлю подъёма. Если
первый столбик выполнен перед вторым предыдущего ряда, то предпоследний
выполняется перед последним.
Техника филейного вязания.
Отделочное кружево. Очень красивы салфетки, носовые платки и др. вещи,
отделанные кружевом, связанным крючком. Предварительно край изделия из ткани
надо подогнуть на 3…4 мм, приметать нитками в цвет ткани, а затем обвязать
столбиками без накида. Расстояние между столбиками зависит от толщины ткани и
ниток, но оно не должно быть более 4 мм, чтобы не стягивалась ткань. Петли
столбиков служат основанием для вязания кружева. Оно может быть совсем простым
и более сложным.
Орнамент в вязании.
Условные обозначения при вязании крючком.
Когда освоены основные приёмы вязания – происходит знакомство с
условными обозначениями этих приёмов, позволяющих коротко и ясно записывать
различные узоры вязания в виде схем. Для того, чтобы научиться легко понимать
схемы вязания и работать по ним, необходимо поупражняться в вывязывании
различных образцов.
Вязание салфеток по схемам.
Выбор салфетки (наиболее простые варианты) и её вязание.
Организация выставки.
Подготовка изделий к выставке. Посещение выставки. Обсуждение выставки.
Экскурсия на природу.
Цель – воспитание чувства гармони. В природе всё красиво и органично.
Использование увиденного в своих изделиях.
2.2. Учебно тематический план.
1 год обучения
№
п/п
Наименование
разделов и тем
Общее
количество
учебных часов
В том числе
Теоретических
практических
13 Вводное занятие.
1.
2. Украшение вязанных
изделий
3. Основные приёмы
вязания.
3.1. Косичка из
воздушных петель.
Изделие «Панно »
Изделие
«Карандашница»
3.2. Поустолбик.
Изделие «Воздушный
змей»
Цветы «Ромашка»
Изделие «Панно с
ромашками»
1
1
4
4
2
2
6
2
2
2
3.3. Столбик без накида. 4
4
3.4. Столбик с накидом
Изделие «Домик»
2
в один приём.
Изделие «Игольница
«Шапочка»»
3.5. Столбик с накидом
4.
в два приёма.
Цветы «Роза»
Настенное панно с
розами
Вывязывание
полотен различной
формы.
4.1. Круглое полотно.
Изделие «Яблоко»
Изделие «Божья
коровка»
Прихватка «Цветок»
(из 6 кругов)
Итого часов:
2
4
2
2
10
10
4
4
4
36
0,5
0,5
2
4
14
0,5
0,5
2
4
2
2
6
2
2
2
4
4
2
2
4
2
2
10
10
4
4
4
32 2 год обучения
№
п/п Наименование разделов и тем
1. Вводное занятие.
2. Основные приёмы вязания.
2.1. Столбики с 2,3 накидами
2.2. Пышный столбик
2.3. Длинные петли
3. Квадрат от угла.
Домашние тапочки
3.2. Полотно треугольной
формы
Изделие «Долька арбуза»
Прихватка «Клубничка»
5
5
4. Вязание объёмных игрушек. 7
Итого часов:
36
Общее
количество
учебных
часов
1
10
4
4
2
8
10
В том числе
Теоретических практических
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
9
3,5
3,5
2
7,5
5
5
7
2,5
33,5
2.3. Методика проведения занятий.
Методика выполнения программы включает в себя следующие аспекты:
методы и формы проведения занятия.
словесные: устное изложение изучаемого материала (рассказ); анализ
выполнения предстоящей работы; беседа – диалог, из которого учащиеся получают
дополнительные сведения об изучаемом предмете;
наглядные: поэтапный показ педагогом процесса изготовления изделия; выполнение
работы по образцу, схеме, просмотр журналов, фотографий и т.д.;
практические творческие работы.
При организации деятельности дошкольников в программе наиболее
целесообразна подгрупповая форма. Основной формой реализации программы
являются практические занятия. Чтобы иметь представление об эффективности
выполнения программы в процессе обучения, предлагается самостоятельная работа
дома по образцу.
2.4. Формы и методы работы.
15 Организационные формы:
1) коллективная – подготовка выставочных работ
2) индивидуальная – оказание помощи воспитанникам при возникновении проблем в
освоении той или иной техники.
Формы обучения:
Методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
Игра;
Экскурсия;
Выставка;
Практические работы;
Индивидуальная работа;
Контрольнотворческое занятие.
устное изложение, беседа, рассказ.
наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) руководителем,
работа по образцу и др.)
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
объяснительно – иллюстративный –воспитанники воспринимают и усваивают
готовую информацию
репродуктивный –воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности
частично – поисковый – участие кружковцев в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с руководителем
исследовательский – самостоятельная творческая работа кружковцев
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
воспитанников на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
индивидуально – фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы
групповой – организация работы в группах.
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
2.5. План взаимодействия педагога с родителями.
1. Экскурсия в музейновыставочный центр.
2. Консультация "Чем занять ребенка дома?''
3. Семинар "Сказки из клубочков".
16
4.Анкетирование с целью изучения удовлетворенности родителей дополнительными
образовательными услугами.
5. День открытых дверей.
6. Ярмарка "Умелые ручки".7
7.Встречи в семейном клубе "Рукодельница".
III. Организационный раздел.
3.1.Организация образовательного процесса..
Для того, чтобы учащиеся успешно усваивали полученные знания, умения,
навыки, используется сочетание наглядного показа приемов работы с демонстрацией
изделий. Выполнив упражнения после знакомства с новыми приемами вязания, дети
вяжут не многочисленные образцы узоров, а конкретные изделия с использованием
новых приемов вязания. Такой метод обучения вселяет уверенность и пробуждает
интерес к занятиям. В процессе работы дошкольники знакомятся с основами
цветоведения, что положительно влияет на воспитание хорошего вкуса.
При работе с воспитанниками используются традиционные методы обучения:
объяснение, показ, практическое закрепление полученных знаний, использование
схем, рисунков, готовых изделий. На всех этапах происходит совместное обсуждение
при выборе изделий, цветовой гаммы, последовательности выполнения работы.
Осуществляется систематический показ наиболее удачных работ. Используемый
дидактический материал – схемы узоров, связанные образцы узоров, готовые
изделия.
В течение года организуется промежуточная выставка смотр работ, а в конце
каждого года обучения проводится выставка творческих работ «Мир руками детей».
Надо иметь в виду, что каждый воспитанник имеет разный, отличный от других
темп обучения, который зависит от таких факторов, как: имел ли учащийся хоть
какието навыки в вязании или первый раз взял крючок в руки, какова активность
восприятия нового материала, скорость ею усвоения; каков тип нервной системы
школьника, обладает ли он усидчивостью. Различная начальная подготовленность
учащихся требует четкого дифференцированного подхода к итогам их работы.
Поэтому первые успехи начинающих, их немногочисленные изделия требуют не
меньшего одобрения, чем широкий перечень освоенных изделий и более сложные
изделия опытных вязальщиков. В связи с этим промежуточные результаты у каждого
ребёнка будут свои. Итогом каждого года обучения служит выставка творческих
работ, которая дает возможность оценить уровень техники вязания, качество
выполненного изделия, самостоятельность при его изготовлении, самостоятельность
в решении творческих задач.
Санитарные нормы:
17 Обучение технике вязания крючком должно осуществляться в хорошо
освещенном кабинете с удобной мебелью. Тепловой режим должен соответствовать
нормам СанПиНа.
Оборудование,
Для занятий понадобятся:
вязальные крючки,
нитки,
целлофановый пакет для хранения ниток, изготавливаемого изделия,
ножницы,
линейка,
цветная бумага и картон (для оформления изделий),
рамочки.
При организации образовательного процесса все педагогические приёмы,
методы работы учитывают тот подход, который облегчает, содействует,
способствует, продвигает путь ребёнка к саморазвитию. Педагогу отводится роль
человека создающего благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного
обучения ребят, активизирующего и стимулирующего любознательность и
познавательные мотивы.
Обучение основывается на поэтапном усложнении заданий. Каждый этап
предполагает ряд заданий и упражнений, требующих закрепление знаний, умений,
навыков.
Для того, что бы обучение проходило более эффективно необходимо не только
самому педагогу ставить конкретные цели занятий, а учить детей самим ставить
правильные цели для выполнения того или иного задания, что является одним из
важных дидактических условий на современном этапе. Дети обеспечиваются
необходимыми материалами и инструментами; каждый ребёнок привлекается к
самостоятельному выполнению задания; определяется примерное время для
выполнения задания; анализируются результаты труда каждого ребёнка.
Художественный труд это творческая работа ребёнка с различными материалами,
в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия
для украшения быта (игр, труда и отдыха).
Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием
речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей
интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном
возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом,
создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта,
развития навыков ручной умелости.
Работа на кружке с детьми осуществляется по двум направлениям:
1. проведение специально организованного обучения;
2.создание условий для самостоятельных практических действий детей.
1.Проведение специально организованного обучения:
18 Каждое педагогическое мероприятие сопровождается художественноречевым
материалом (пальчиковые игры, физкультминутки, беседами и т.п.). Для
поддержания интереса детей происходит смена деятельности. Основные разделы
занятия: вводная часть, включающая в себя игровую мотивацию, объяснение и показ,
работа детей и итог занятия в игровой форме.
2. При организации занятий по обучению детей ручному труду
соблюдаются следующие условия:
Учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.
При отборе содержания для ручного труда и образцов игрушек для
изготовления детьми учитываем разницу в интересах мальчиков и девочек.
Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить
конкретное практическое применение;
Используется усложнение технических и изобразительных средств обучения
для придания занятиям обучающего и развивающего характера.
Любой результат, т. е. вещь, сделанная руками ребенка, должна положительно
оцениваться взрослым;
О результатах продуктивной деятельности ребенка рассказывается его
родителям, а также сверстникам публично выражая свое одобрение и похвалу;
Занятия строится так, чтобы нести детям положительный эмоциональный
настрой, воспитывать у детей нравственные понятия.
При обучении детей различным способам преобразования материалов,
наиболее значительное место среди используемых методов и приемов занимает показ
способов работы.
3.2. Материальнотехническое обеспечение
•
•
•
•
•
•
•
•
•
помещение изостудии;
столы и стулья, соответствующие возрастным особенностям детей;
проектор, экран;
детский мягкий минидиван;
компьютер;
игрушки: мягкие, пластмассовые, бумажные, вязанные;
стол большой и маленький для показов;
кубы разного размера;
инвентарь для уборки рабочего места;
3.3. Наглядный, демонстрационный материал:
• игры для восприятия цвета и развития руки;
19 трафареты;
; нитки, в
картон белый и цветной.;
• крючки разного размера на каждого
• шерстяные нитки разноцветные
• слайды и репродукции картин;
•
• фломастеры,
•
• бусинки, пуговицы;
•
• художественная литература;
• лоскутки ткани;
• рамочки для работ разного размера;
• предметы и папки ДПИ;
Фонотека:
сборник классической музыки «Музыкальная орбита»;
шедевры инструментальной музыки «Прибой у скал»;
сборник инструментальной музыки «Рояль в ночи»;
сборник детских песен «Вместе весело шагать»;
шедевры классической музыки «Золотая классика»;
сборник детских сказок «В гостях у сказки»;
сборник песен из детских кинофильмов и мультфильмов «Чунга чанга».
IV. Список использованной литературы.
1. Новикова, И. В. Вязание крючком в детском саду/И.В.Новикова; худож.
Е.А.Афоничева—Ярославль: Академия развития,2010.— 208с.
2. Максимова М., Кузьмина М. Вязание крючком. – М., 2000 г.
20
Общеобразовательная программа "Воздушная петелька" ( для детей 5-7 лет) срок реализации 2 года.
Общеобразовательная программа "Воздушная петелька" ( для детей 5-7 лет) срок реализации 2 года.
Общеобразовательная программа "Воздушная петелька" ( для детей 5-7 лет) срок реализации 2 года.
Общеобразовательная программа "Воздушная петелька" ( для детей 5-7 лет) срок реализации 2 года.
Общеобразовательная программа "Воздушная петелька" ( для детей 5-7 лет) срок реализации 2 года.
Общеобразовательная программа "Воздушная петелька" ( для детей 5-7 лет) срок реализации 2 года.
Общеобразовательная программа "Воздушная петелька" ( для детей 5-7 лет) срок реализации 2 года.
Общеобразовательная программа "Воздушная петелька" ( для детей 5-7 лет) срок реализации 2 года.
Общеобразовательная программа "Воздушная петелька" ( для детей 5-7 лет) срок реализации 2 года.
Общеобразовательная программа "Воздушная петелька" ( для детей 5-7 лет) срок реализации 2 года.
Общеобразовательная программа "Воздушная петелька" ( для детей 5-7 лет) срок реализации 2 года.
Общеобразовательная программа "Воздушная петелька" ( для детей 5-7 лет) срок реализации 2 года.
Общеобразовательная программа "Воздушная петелька" ( для детей 5-7 лет) срок реализации 2 года.
Общеобразовательная программа "Воздушная петелька" ( для детей 5-7 лет) срок реализации 2 года.
Общеобразовательная программа "Воздушная петелька" ( для детей 5-7 лет) срок реализации 2 года.
Общеобразовательная программа "Воздушная петелька" ( для детей 5-7 лет) срок реализации 2 года.
Общеобразовательная программа "Воздушная петелька" ( для детей 5-7 лет) срок реализации 2 года.
Общеобразовательная программа "Воздушная петелька" ( для детей 5-7 лет) срок реализации 2 года.
Общеобразовательная программа "Воздушная петелька" ( для детей 5-7 лет) срок реализации 2 года.
Общеобразовательная программа "Воздушная петелька" ( для детей 5-7 лет) срок реализации 2 года.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.