Обучение грамоте. Урок по чтению. "Звук и буква ц"
Оценка 4.6

Обучение грамоте. Урок по чтению. "Звук и буква ц"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
чтение
1 кл
29.05.2022
Обучение грамоте. Урок по чтению. "Звук и буква ц"
Конспект урока по чтению в период обучения грамоте.
Урок по чтению.docx

Урок по чтению

Тема:   Звук [ц], буква ц. Чтение слогов с буквой ц, слов с этими слогами.

 Задачи:

1.     Сформировать у учащихся представление о твердом согласном звуке [ц], познакомить с обозначением его буквой ц, развивать умение читать слоги, слова, предложения.

2.     Содействовать развитию фонематического слуха, произвольного внимания, связной речи, воображения, развивать умение классифицировать звуки и давать им характеристику.

3.     Прививать интерес к чтению, самостоятельно давать определение слова, опираясь на жизненный опыт.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

– учиться высказывать своё мнение

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной форме

– слушать и понимать речь других

– выразительно читать  текст

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им

– учиться работать в паре

 

Тип урока: Урок – путешествие.

 

Оборудование: рисунки, иллюстрации, наглядный материал для д/и.

    

 

Ход урока

 

 

Структурные элементы

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волшебный микрофон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
Мини-итог
 
 
 
 
 
 
Д/и

«Найди звук»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика звука

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всегда твердые

 

 

 

 

 

 

Фонетико-дыхательная гимнастика

 

С.р. по карточкам (звуко-буквенный анализ)

 Цветик-разноцветик

 

 

 

 

Стихотворение

 

Звуко-буквенный анализ

  «На пальцах»

 

 

 

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

Рассказ в картинках

 

 

 

 

 

 

 

 

Позиция звука

 

 

 

 

Сказочный ларец

 

Позиция звука

 

 

 
 

 

Загадка

 

 

 

 

 

Рождение буквы

 

 

 

 

Стихотворения

 

 

 

 

 

 

Анализ графики буквы

 

 

 Оценивание

 

 

Правописание Ц в именах и фамилиях

 

 

 

 

Инсценизация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

Д/и

«Зажги радугу»

 

Мораль сценки

 

 

Мотивация

 

 

 

Д/и

«Построй мост»

 

облакооблакоД/и

«Разбери мост»

 

 

 

 

 

Д/и

«Куст с ЦО и ЦА»

 

 

 

 

Д/и

«Цветок»

 

 

 

 

 

Физминутка

 

 

 

 

 

Д/и

«Солнышко»

 

 

 

Орфографическая         минутка

 

 

 

 

 

Д/и

«Собери стихотворение

 

 

 

БезымянныйБезымянныйБезымянныйБезымянный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разучивание с движеним

 

 

 

 

Беседа

 

 

 

“Словарик”

 

 

 

 

 

“Просматривание” слов

 

“Быстрая указочка”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа

 

 

Пропаганда детской книги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Самоопределение к деятельности

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.                              Постараюсь все понять –   дети

Буду лучше всех читать!    хором

 

Сейчас за наукой мы в сказку пойдем.

Смекалку, фантазию нашу возьмем.

Дорогой в пути никуда не свернем!

Но чтобы нас сказка недолго ждала,

Настала, ребята, заданий пора!

 

-      Ребята! Сегодня жители страны Звукобуквии приготовили для вас необычное, чудесное путешествие в сказку, где вас ожидает новый звук и буква, а также самые необычайные приключения!

 

II.Рефлексия на старте

 

-      Чтобы попасть в сказку, нужно доказать, что вы знаете уже много о жителях страны Звукобуквии  и не потеряетесь в дороге. А проверит ваши знания Волшебница. Свои ответы вы будете говорить в волшебный микрофон.

-      Чем пользуемся, когда говорим?

-      Какие виды речи знаем?

-      Из чего состоит речь?

-      Из чего состоят предложения?

-      Из чего состоят слова?

-      Из чего состоят слоги?

-      Какие два вида звуков знаем?

-      В чем их различие?

-      Какие два вида гласных знаем?

-      Назовите «хитрые» буквы. Почему они хитрые?

-      Когда они обозначают два звука?

-      Что знаем о букве ё?

-      Какие согласные нам известны?

-      Всегда ли согласные бывают и твердыми, и мягкими?

-      Назовите всегда мягкие; твердые согласные.

-      О каких интересных буквах мы не говорили?

-      Для чего нужен ь, ъ?

 

III.Постановка учебной проблемы

 

-      Волшебница довольна вашими ответами; сейчас она прочитает заклинание, чтобы мы могли попасть в сказку. Закройте глазки.

                                Один, два, три –

Сказка, в гости

Нас скорее жди!

-      Откройте глазки. Перед вами – первое задание сказки:

  Эй, ребята – молодцы!

Храбрецы и молодцы!

Не скучайте, не зевайте,

А звук новый угадайте!

-      На волшебном дереве висят предметы. Назовите их и укажите, какой одинаковый звук присутствует в словах?

 

 

Полотенце  огурец    цепь  гусеница    цветок 

IV. Поиск решения учебной проблемы

 

-      Правильно, это звук [ц].

-      Произнесите его еще раз.

-      Давайте охарактеризуем [ц].

-      Это гласный или согласный звук?

-      Почему согласный?

-      Закройте уши. Произнесите звук еще раз. Что слышим: звук колокольчика или шум камыша?

-      Какой это звук? (глухой)

-      Есть ли у [ц] пара? (нет)

-      О чем еще не сказали, характеризуя звук? (твердый он или мягкий)

-      Это, ребята, всегда твердый согласный звук (таблица).

-      Вы уже знаете, ребята, два всегда твердых согласных звука. Назовите их! ([ж], [ш]). К ним добавляется еще один – [ц].

-      А чтобы никогда их не забывать, знайте: в стране Звукобуквии живет свирепый, с твердым панцирем и шипами дракон Жишиц. Вот он (демонстрация).

-      Он преградил нам дорогу и не пропустит до тех пор, пока мы не дадим полную характеристику звуку [ц].

-      Зверь Жишиц пропускает нас дальше.

-      Мы идем дальше по волшебному лесу. Потерялись. Будем перекликаться, аукать. Ау! Ау! Ау!

-   Услышали кукушку: Ку-ку!

-   Увидели, как на поляну выскочил заяц; вы хотите,   чтобы его никто не спугнул: ц-ц-ц!

-      Но тут застрекотал кузнечик: ц-ц-ц,  ц-ц-ц; заяц испугался и бросился наутек, зацепил цветочек - разноцветик, и он растерял свои лепесточки. Но мы в волшебной стране. Хотите, чтобы листочки вернулись назад? Тогда внимательно посмотрите на парты. У кого лежат лепесточки? Выполните задание, записанное на них, и они вернутся назад, на цветочек.

-      Продолжаем наш путь.

-      Подошли к болоту. Кто это?

Длинным клювом тонким

Схватит лягушонка.

Капнет с клюва капля.

Кто же это?                 (Цапля)

-      Есть ли в слове – отгадке [ц]?

-      Его позиция?

-      Давайте проведем звуко-буквенный анализ этого слова.

-      Кто сегодня будет ведущим?

(звуко-буквенный анализ «на пальцах») Анализ р. на карточках (-указательный и большой в кольцо – гласный звук; - указательный параллельно полу – твердый согласный; указательный и средний параллельно полу – мягкий согласный).

-      Видели ли вы цаплю?

-      Какая она?    (Демонстрация рисунка)

-      Где она живет?

-      Чем питается?

-      За ваши хорошие ответы цапля проведет с вами физминутку.

                            Очень трудно так стоять –

Ножку на пол не спускать,

Не шататься, не качаться

За соседа не держаться!

-      Спасибо, цапля.

-      Мы вышли из лесу, и подошли к маленькой деревеньке.

-      Здесь в маленьком домике живет (курица)(демонстрация рисунка).

-      Определите позицию [ц] жестами.

В середине               в начале                          в конце

   слова                      слова                              слова

-      Раз снесла курица (яйцо), а что было дальше… вы узнаете, если назовете как можно больше слов из сказок, в которых встречается [ц]

-      А поможет нам ларец (в ларце предметы):

  Зеркальце                        кольцо                заяц    

  Цветочек аленький          цепочка               царевна

-      Было ли в этих сказках волшебство?

-      Будет оно и у нас.

-      Сейчас, из этого яйца «родится» буква, которая обозначает [ц] на письме.

Был белый дом,

Чудесный дом,

Но что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо.

(из-за декорации выходит ученица в маске и с большой буквой Ц на груди).

-      Это живая буква.

-      На что она похожа?

-      Послушайте, ребята, что еще напоминает Ц.

Буква Ц –                                 Буква Ц -

Внизу крючок,                         смотрите сами -

Точно с краником                    как скамейка вверх     

бачок.                                      Ногами.

 

Стул чинил сегодня мастер.

Клеил он его и красил.

Мастер стул перевернул –

Стал на Ц похожим стул.

-       Посмотрите внимательно на большую и маленькую Цц.

-       Есть ли различие в написании?

-       Сейчас у каждого из вас «родится» буква Ц. Вы выложите ее в парах из счетных палочек. Кто справится первым – получит приз (выполнение работы).

-       Самой дружной парой оказались… Они получают приз.

-      Цыпленок хочет, чтобы мы ему дали имя.

-      Как пишется имя? Что еще пишем с большой буквы?

-      А есть ли в нашем классе дети, в фамилиях которых есть буква Ц?

V. Закрепление знаний. Моделирование нового знания 

 

Цыпленок Цып начал задаваться. И вот что с ним произошло (инсценизация)

 

Сцена 1.

Курица сидит на яйцах. К ней подходит Цып:

-      Ты неправильно сидишь, курица!

-      Видишь, никто больше не вылупливается!

-      Ты сиди, а я дальше пойду!

Сцена 2

Цыпленок подходит к цветку.

-      Цветок, ты неправильно цветешь!

-      Нужно цвести цветками вниз, тогда на тебя жуки и бабочки садиться не будут!

Сцена 3

Цыпленок подходит к гусенице.

Цыпленок:

-      Гусеница, ты неправильно ползешь!

Гусеница:

-      А как же надо?

Цыпленок:

-      Свернись кольцом, и катись, так быстрее будет!

Сцена 4

На болоте Цапля ловит рыбу и лягушек.

Цып:

-      Цапля! Ты неправильно ловишь!

-      Нужно вот так… А! Помогите!

-      Тону!

Цапля спасает Цыпа.

Цапля:

-      Прежде, чем кого-то учить, нужно самому много знать.

-      Понял, Цып?

(во время инсценизации дети «зажигают радугу». Поднимают разноцветные кружки, услышав слово с [ц].

-      Какой мудрый совет дала цапля Цыпу?

-      Непослушный Цып попал в беду. Его отправила волшебница в дремучий лес. Если Цып выполнит все задания, то в конце пути будет награжден. Поможем ему!

-      Идет Цып по волшебному лесу, а навстречу ему – лисица. Поможем ему убежать от лисы, построим слоговой мостик (чтение прямых слогов)

-      Разберем «мост», чтобы лиса не догнала Цыпа.

(чтение обратных слогов).

-      За выполненное задание получает Цып монетку.

-      А вот полянка. На ней кусты, а на кустах – слоги.

-      У куста стоит овца, не пускает Цыпа.

-      Придумайте как можно больше слов с ЦО и ЦА, пусть скорее пропустит Цыпа овца!

                       

                   

               ЦО                                   ЦА  

 

-  Молодцы, Цып получил еще одну монетку.

               

                     Поляна.

                     На ней расцвел цветок.

                     Чудесен в том цветочке

                 Каждый лепесток!

Чтение слов, записанных на лепестках «цветка» с доски. 

-  Просмотрите глазками слова, приготовьтесь к

    чтению    (индивидуальное чтение учащихся)

-      За выполнение задания – монетка.

-      А теперь отдохнем.  

       (проведение физминутки «Наши алые цветки»).

-      Поднял Цыпа головку и увидел, что Солнышко такое грустное!

-      На своих лучиках писало оно слова, но в этих словах ветерок унес некоторые буквы.

-      Цыпе, детки, помогите,

Солнышко развеселите!

 

Чтение слов, записанных на «лучиках» солнца, в которых пропущена буква ц (с. 108 Букваря)

-  Просмотрите слова.

-      Кто прочитает первое слово? Второе? (и т. д.)

-      Отыщите в словах правила.

-      Какое правило «спряталось» в слове «цена», «болотце», «золотце», «полотенце», «цветной»  (безударная гласная). Проверим.

-      А кто заметил еще правила?

-      Значение каких слов вам не понятно? 

-      По небу плывут тучки.

-      Они  - фантазеры и выдумщицы и любят сочинять стихотворения.

-      Вот и сегодня утром сочинили они стихотворение, да

только ветерок поссорил их.

 

 Он маме-курице

             принес                      Цыпленок вышел

                                                    из яйца             

    

           Цветут цветочки

            у крыльца            Цветок, который

                                            рядом рос.

Тучкам, дети, помогите,

    Их скорее помирите!

-      Составим стихотворение.

-      Выучим его с движениями.

-      За выполненное задание получили еще одну монетку.

-      Вот и подошли мы с Цыпом к волшебному шатру.

-      Как вы думаете, где мы очутились?

-      Бывали ли вы в цирке?

-      Как можно попасть в цирк?

-      Купить билет в кассе.

-      Откроем наш словарик.

Цирк – здание с круглой сценой (ареной), посыпанный песком или опилками, в котором зрителям показывают представление.

Касса – место, в котором продают билеты.

-      У Цыпы есть деньги, чтобы купить билет.

-      Но нужно еще прочесть предложения, без которых в цирк не пропустят! (чтение предложений)

    Просмотрите их глазками.

-      Приготовимся к чтению.

-      Помогает нам указочка.

-      А теперь догоняйте быструю указочку!

            (чтение плавное в быстром темпе)

-      Некоторые слова написаны с большой буквы. Почему?

-      Цыпа прошел все испытания, посмотрел цирковое представление и вернулся с помощью волшебницы назад, к маме.

-      Пора возвращаться и нам.

 

VI. Рефлексия

 

-      С каким звуком мы познакомились? Охарактеризуйте его.

-      Какую букву на письме он обозначает?

-      Послушайте стихотворения:

 Л. Дьяконов             «Букв немало мы узнали»,

 С. Маршак               «У буквы Ц купив билет»

-      Что вам больше понравилось на уроке?

-      Нарисуйте к следующему уроку рисунок «Цирковое представление» или «Все любят цирк».

-      Если вы хотите узнать больше о приключениях Цыпа, то прочитайте рассказ К. Чуковского «Цыпленок».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Урок по чтению Тема: Звук [ц], буква ц

Урок по чтению Тема: Звук [ц], буква ц

Оборудование: рисунки, иллюстрации, наглядный материал для д/и

Оборудование: рисунки, иллюстрации, наглядный материал для д/и

Мини-итог Д/и «Найди звук»

Мини-итог Д/и «Найди звук»

Стихотворение Звуко-буквенный анализ «На пальцах»

Стихотворение Звуко-буквенный анализ «На пальцах»

Стихотворения Анализ графики буквы

Стихотворения Анализ графики буквы

Мотивация Д/и «Построй мост»

Мотивация Д/и «Построй мост»

Разучивание с движеним

Разучивание с движеним

Волшебный микрофон

Волшебный микрофон
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2022