Урок по чтению
Тема: Звук [ц], буква ц. Чтение слогов с буквой ц, слов с этими слогами.
Задачи:
1. Сформировать у учащихся представление о твердом согласном звуке [ц], познакомить с обозначением его буквой ц, развивать умение читать слоги, слова, предложения.
2. Содействовать развитию фонематического слуха, произвольного внимания, связной речи, воображения, развивать умение классифицировать звуки и давать им характеристику.
3. Прививать интерес к чтению, самостоятельно давать определение слова, опираясь на жизненный опыт.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
– учиться высказывать своё мнение
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной форме
– слушать и понимать речь других
– выразительно читать текст
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им
– учиться работать в паре
Тип урока: Урок – путешествие.
Оборудование: рисунки, иллюстрации, наглядный материал для д/и.
Ход урока
Структурные элементы |
Содержание |
Волшебный микрофон
Мини-итогД/и«Найди звук»
Характеристика звука
Всегда твердые
Фонетико-дыхательная гимнастика
С.р. по карточкам (звуко-буквенный анализ) Цветик-разноцветик
Стихотворение
Звуко-буквенный анализ «На пальцах»
Беседа
Физминутка
Рассказ в картинках
Позиция звука
Сказочный ларец
Позиция звука
Загадка
Рождение буквы
Стихотворения
Анализ графики буквы
Оценивание
Правописание Ц в именах и фамилиях
Инсценизация
Д/и «Зажги радугу»
Мораль сценки
Мотивация
Д/и «Построй мост»
Д/и «Разбери мост»
Д/и «Куст с ЦО и ЦА»
Д/и «Цветок»
Физминутка
Д/и «Солнышко»
Орфографическая минутка
Д/и «Собери стихотворение
Разучивание с движеним
Беседа
“Словарик”
“Просматривание” слов
“Быстрая указочка”
Беседа
Пропаганда детской книги
|
I.Самоопределение к деятельности Начинается урок,Он пойдет ребятам впрок. Постараюсь все понять – дети Буду лучше всех читать! хором
Сейчас за наукой мы в сказку пойдем. Смекалку, фантазию нашу возьмем. Дорогой в пути никуда не свернем! Но чтобы нас сказка недолго ждала, Настала, ребята, заданий пора!
- Ребята! Сегодня жители страны Звукобуквии приготовили для вас необычное, чудесное путешествие в сказку, где вас ожидает новый звук и буква, а также самые необычайные приключения!
II.Рефлексия на старте
- Чтобы попасть в сказку, нужно доказать, что вы знаете уже много о жителях страны Звукобуквии и не потеряетесь в дороге. А проверит ваши знания Волшебница. Свои ответы вы будете говорить в волшебный микрофон. - Чем пользуемся, когда говорим? - Какие виды речи знаем? - Из чего состоит речь? - Из чего состоят предложения? - Из чего состоят слова? - Из чего состоят слоги? - Какие два вида звуков знаем? - В чем их различие? - Какие два вида гласных знаем? - Назовите «хитрые» буквы. Почему они хитрые? - Когда они обозначают два звука? - Что знаем о букве ё? - Какие согласные нам известны? - Всегда ли согласные бывают и твердыми, и мягкими? - Назовите всегда мягкие; твердые согласные. - О каких интересных буквах мы не говорили? - Для чего нужен ь, ъ?
III.Постановка учебной проблемы
- Волшебница довольна вашими ответами; сейчас она прочитает заклинание, чтобы мы могли попасть в сказку. Закройте глазки. Один, два, три – Сказка, в гости Нас скорее жди! - Откройте глазки. Перед вами – первое задание сказки: Эй, ребята – молодцы! Храбрецы и молодцы! Не скучайте, не зевайте, А звук новый угадайте! - На волшебном дереве висят предметы. Назовите их и укажите, какой одинаковый звук присутствует в словах?
Полотенце огурец цепь гусеница цветок IV. Поиск решения учебной проблемы
- Правильно, это звук [ц]. - Произнесите его еще раз. - Давайте охарактеризуем [ц]. - Это гласный или согласный звук? - Почему согласный? - Закройте уши. Произнесите звук еще раз. Что слышим: звук колокольчика или шум камыша? - Какой это звук? (глухой) - Есть ли у [ц] пара? (нет) - О чем еще не сказали, характеризуя звук? (твердый он или мягкий) - Это, ребята, всегда твердый согласный звук (таблица). - Вы уже знаете, ребята, два всегда твердых согласных звука. Назовите их! ([ж], [ш]). К ним добавляется еще один – [ц]. - А чтобы никогда их не забывать, знайте: в стране Звукобуквии живет свирепый, с твердым панцирем и шипами дракон Жишиц. Вот он (демонстрация). - Он преградил нам дорогу и не пропустит до тех пор, пока мы не дадим полную характеристику звуку [ц]. - Зверь Жишиц пропускает нас дальше. - Мы идем дальше по волшебному лесу. Потерялись. Будем перекликаться, аукать. Ау! Ау! Ау! - Услышали кукушку: Ку-ку! - Увидели, как на поляну выскочил заяц; вы хотите, чтобы его никто не спугнул: ц-ц-ц! - Но тут застрекотал кузнечик: ц-ц-ц, ц-ц-ц; заяц испугался и бросился наутек, зацепил цветочек - разноцветик, и он растерял свои лепесточки. Но мы в волшебной стране. Хотите, чтобы листочки вернулись назад? Тогда внимательно посмотрите на парты. У кого лежат лепесточки? Выполните задание, записанное на них, и они вернутся назад, на цветочек. - Продолжаем наш путь. - Подошли к болоту. Кто это? Длинным клювом тонким Схватит лягушонка. Капнет с клюва капля. Кто же это? (Цапля) - Есть ли в слове – отгадке [ц]? - Его позиция? - Давайте проведем звуко-буквенный анализ этого слова. - Кто сегодня будет ведущим? (звуко-буквенный анализ «на пальцах») Анализ р. на карточках (-указательный и большой в кольцо – гласный звук; - указательный параллельно полу – твердый согласный; указательный и средний параллельно полу – мягкий согласный). - Видели ли вы цаплю? - Какая она? (Демонстрация рисунка) - Где она живет? - Чем питается? - За ваши хорошие ответы цапля проведет с вами физминутку. Очень трудно так стоять – Ножку на пол не спускать, Не шататься, не качаться За соседа не держаться! - Спасибо, цапля. - Мы вышли из лесу, и подошли к маленькой деревеньке. - Здесь в маленьком домике живет (курица) – (демонстрация рисунка). - Определите позицию [ц] жестами. В середине в начале в конце слова слова слова - Раз снесла курица (яйцо), а что было дальше… вы узнаете, если назовете как можно больше слов из сказок, в которых встречается [ц] - А поможет нам ларец (в ларце предметы): Зеркальце кольцо заяц Цветочек аленький цепочка царевна - Было ли в этих сказках волшебство? - Будет оно и у нас. - Сейчас, из этого яйца «родится» буква, которая обозначает [ц] на письме. Был белый дом, Чудесный дом, Но что-то застучало в нем. И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо. (из-за декорации выходит ученица в маске и с большой буквой Ц на груди). - Это живая буква. - На что она похожа? - Послушайте, ребята, что еще напоминает Ц. Буква Ц – Буква Ц - Внизу крючок, смотрите сами - Точно с краником как скамейка вверх бачок. Ногами.
Стул чинил сегодня мастер. Клеил он его и красил. Мастер стул перевернул – Стал на Ц похожим стул. - Посмотрите внимательно на большую и маленькую Цц. - Есть ли различие в написании? - Сейчас у каждого из вас «родится» буква Ц. Вы выложите ее в парах из счетных палочек. Кто справится первым – получит приз (выполнение работы). - Самой дружной парой оказались… Они получают приз. - Цыпленок хочет, чтобы мы ему дали имя. - Как пишется имя? Что еще пишем с большой буквы? - А есть ли в нашем классе дети, в фамилиях которых есть буква Ц? V. Закрепление знаний. Моделирование нового знания
Цыпленок Цып начал задаваться. И вот что с ним произошло (инсценизация)
Сцена 1. Курица сидит на яйцах. К ней подходит Цып: - Ты неправильно сидишь, курица! - Видишь, никто больше не вылупливается! - Ты сиди, а я дальше пойду! Сцена 2 Цыпленок подходит к цветку. - Цветок, ты неправильно цветешь! - Нужно цвести цветками вниз, тогда на тебя жуки и бабочки садиться не будут! Сцена 3 Цыпленок подходит к гусенице. Цыпленок: - Гусеница, ты неправильно ползешь! Гусеница: - А как же надо? Цыпленок: - Свернись кольцом, и катись, так быстрее будет! Сцена 4 На болоте Цапля ловит рыбу и лягушек. Цып: - Цапля! Ты неправильно ловишь! - Нужно вот так… А! Помогите! - Тону! Цапля спасает Цыпа. Цапля: - Прежде, чем кого-то учить, нужно самому много знать. - Понял, Цып? (во время инсценизации дети «зажигают радугу». Поднимают разноцветные кружки, услышав слово с [ц]. - Какой мудрый совет дала цапля Цыпу? - Непослушный Цып попал в беду. Его отправила волшебница в дремучий лес. Если Цып выполнит все задания, то в конце пути будет награжден. Поможем ему! - Идет Цып по волшебному лесу, а навстречу ему – лисица. Поможем ему убежать от лисы, построим слоговой мостик (чтение прямых слогов) - Разберем «мост», чтобы лиса не догнала Цыпа. (чтение обратных слогов). - За выполненное задание получает Цып монетку. - А вот полянка. На ней кусты, а на кустах – слоги. - У куста стоит овца, не пускает Цыпа. - Придумайте как можно больше слов с ЦО и ЦА, пусть скорее пропустит Цыпа овца!
ЦО ЦА
- Молодцы, Цып получил еще одну монетку.
Поляна. На ней расцвел цветок. Чудесен в том цветочке Каждый лепесток! Чтение слов, записанных на лепестках «цветка» с доски. - Просмотрите глазками слова, приготовьтесь к чтению (индивидуальное чтение учащихся) - За выполнение задания – монетка. - А теперь отдохнем. (проведение физминутки «Наши алые цветки»). - Поднял Цыпа головку и увидел, что Солнышко такое грустное! - На своих лучиках писало оно слова, но в этих словах ветерок унес некоторые буквы. - Цыпе, детки, помогите, Солнышко развеселите!
Чтение слов, записанных на «лучиках» солнца, в которых пропущена буква ц (с. 108 Букваря) - Просмотрите слова. - Кто прочитает первое слово? Второе? (и т. д.) - Отыщите в словах правила. - Какое правило «спряталось» в слове «цена», «болотце», «золотце», «полотенце», «цветной» (безударная гласная). Проверим. - А кто заметил еще правила? - Значение каких слов вам не понятно? - По небу плывут тучки. - Они - фантазеры и выдумщицы и любят сочинять стихотворения. - Вот и сегодня утром сочинили они стихотворение, да только ветерок поссорил их.
Он маме-курице принес Цыпленок вышел из яйца
Цветут цветочки у крыльца Цветок, который рядом рос. - Тучкам, дети, помогите, Их скорее помирите! - Составим стихотворение. - Выучим его с движениями. - За выполненное задание получили еще одну монетку. - Вот и подошли мы с Цыпом к волшебному шатру. - Как вы думаете, где мы очутились? - Бывали ли вы в цирке? - Как можно попасть в цирк? - Купить билет в кассе. - Откроем наш словарик. Цирк – здание с круглой сценой (ареной), посыпанный песком или опилками, в котором зрителям показывают представление. Касса – место, в котором продают билеты. - У Цыпы есть деньги, чтобы купить билет. - Но нужно еще прочесть предложения, без которых в цирк не пропустят! (чтение предложений) Просмотрите их глазками. - Приготовимся к чтению. - Помогает нам указочка. - А теперь догоняйте быструю указочку! (чтение плавное в быстром темпе) - Некоторые слова написаны с большой буквы. Почему? - Цыпа прошел все испытания, посмотрел цирковое представление и вернулся с помощью волшебницы назад, к маме. - Пора возвращаться и нам.
VI. Рефлексия
- С каким звуком мы познакомились? Охарактеризуйте его. - Какую букву на письме он обозначает? - Послушайте стихотворения: Л. Дьяконов «Букв немало мы узнали», С. Маршак «У буквы Ц купив билет» - Что вам больше понравилось на уроке? - Нарисуйте к следующему уроку рисунок «Цирковое представление» или «Все любят цирк». - Если вы хотите узнать больше о приключениях Цыпа, то прочитайте рассказ К. Чуковского «Цыпленок».
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.