Русский язык 9 класс.
Тема: Обучение сжатому изложению. 9-й класс
Цели урока:
-определить тему и основную мысль исходного текста;
-познакомиться с навыками использования в работе над текстом приемов сжатия;
-научиться логично передавать содержание исходного текста;
-актуализировать знания по различным разделам курса русского языка.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
- уметь воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ)
- уметь применять основные приемы сжатия при создании текста;
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работынад сжатым изложением;
- овладевать разными видами чтения (поисковым, просмотровым, изучающим);
- уметь извлекать информацию из текста;
Регулятивные:
- уметь определять цель своего обучения;
- выполнять учебное действие в соответствии с планом;
- осознавать себя как движущую силу своего научения, проектируя направление преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности формы сотрудничества
Коммуникативные:
- определять цели и функции участников группы, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
- использовать адекватные языковые средства для эффективного результата совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и самооценку на основе наблюдения
Личностные результаты:
- формировать интерес к закреплению нового;
- формировать устойчивую мотивацию к самостоятельному и коллективному исследованию текста;
- формировать навыки аналитической и диагностической деятельности;
- увеличивать объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений
Формы работы учащихся: фронтальная, коллективная, парная, индивидуальная
Оборудование:
Ход урока
I. Организационно-мотивационный э момент.
II. Актуализация прежних знаний.
- Чтение стихотворения Некрасова “Внимая ужасам войны…”
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя...
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна -
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мир подсмотрел
Святые, искренние слезы -
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...
- Как вы думаете, кому посвящено данное стихотворение?
- Всем матерям, в том числе и матери Некрасова.
- Сегодня на уроке мы вспомним, как определить тему и основную мысль исходного текста; закрепим навыки использования в работе над текстом приемы сжатия; научимся логично передавать содержание исходного текста; вспомним и используем знания по различным разделам курса русского языка. Все это мы будем делать на примере текста о матери Николая Алексеевича Некрасова, Елене Андреевне.
Слайд 1. Презентация
- Некрасов — поистине народный поэт. И нет такого поэта или писателя, который ярче и правдивее изобразил бы народ и жизнь народную в своих произведениях. Он не только сочувствовал, но и отождествлял себя с крестьянами России. Его стихи потрясают правдивыми картинами рабства и нищеты, нотами горького покаяния:
Народ! Народ!
Люблю тебя, пою твои страданья…
- Творчество Некрасова довольно разнообразно по тематике, но все же основным мотивом его произведений остается любовь к Родине, к простому человеку и прежде всего к матери. Много стихотворений посвятил Николай Алексеевич Елене Андреевне (стихотворения “Родина”, “Рыцарь на час”, “Мать”, незаконченная поэма с таким же названием “Мать”).
- А какие произведения Некрасова вы помните?
- Сегодня мы будем работать с текстом, будем тренироваться писать сжатое изложение.
- Вспомним, что такое текст.
- Назовите основные признаки текста.
- А что такое изложение? Назовите основные задачи сжатого изложения. (Кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения)
Слайд 2
- Для работы над текстом рассмотрим
Алгоритм написания сжатого изложения
Слайд 3
- Выделяют несколько способов и приемов сжатия текста:
1. Исключение.
Приемы:
- исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов,
- исключение повторов,
- исключение предложения или его части, имеющего менее существенное значение или дублирующее предыдущее,
- исключение одного или нескольких синонимов,
- исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком широко и полно.
2. Замена.
Приемы:
- замена однородных членов обобщающими словами,
- замена фрагмента предложения синонимичным выражением,
- замена предложения или его части указательным, определительным или отрицательным местоимением.
- замена сложноподчиненного предложения простым,
- замена прямой речи косвенной.
3. Слияние.
- слияние нескольких предложений в одно;
- образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.
Слайд 4
III. Практическая работа.
Задание № 1: воспользуйтесь приемами сжатия текста и исправьте предложения.
Слайд 5
1. Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело, мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть еще одна важная сфера воспитания – воспитание души. (Ю.М.Лотман)
- Исключение (исключение предложения или его части, имеющего менее существенное значение или дублирующее предыдущее).
Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души.
Слайд 6
2. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С.Газарян)
Слайд 7
- Замена (замена однородных членов обобщающими словами).
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.
Слайд 8
3. Ребята на школьных переменах ведут себя по-разному. Тот, кто тянется к знаниям, не выпускает книгу из рук. А тот, кто все-таки желает сделать передышку, общается с одноклассниками, бегает по школе, вопреки замечаниям учителей, или просто глядит в потолок, пытаясь отвлечься от учебного процесса.
Слайд 9
- Слияние (слияние нескольких предложений в одно)
Ребята на школьных переменах ведут себя по-разному: в зависимости от вкусов и привычек.
Слайд 10
Задание № 2: используя приемы сжатия, исправьте текст Н.Якушина “Елена Андреевна”.
Слайд11
- Прочитаем.
Слайд 12
Елена Андреевна
(1)Ко всем своим родным Некрасов относился тепло и сердечно. (2)Он искренне любил своих братьев и сестру, всегда им помогал словом и делом, когда это было необходимо. (3)“Милый и добрый брат!” – так неизменно начинал он свои письма к Федору. (4)Но самые теплые чувства великий русский поэт испытывал к матери.
(5)Елена Андреевна была удивительно мягкой, доброй, прекрасно образованной женщиной. (6)Она – полная противоположность своему мужу, который был человеком грубым и ограниченным.
(7)Все женщины, когда не было дома барина, шли к Елене Андреевне за советами, лекарством. (8)Она с каждой крестьянкой поговорит, поможет решить любую проблему.
(9)Всю свою нерастраченную любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. (10)Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепиано. (11)Некрасов писал, что она была певицей с удивительным голосом. (12)Ей приходилось предпринимать почти героические усилия, чтобы оградить детей от дурного влияния отца-деспота.
(13)Маленький Николай был горячо привязан к матери. (14)Елена Андреевна стала и первой ценительницей его ранних стихов. (15)Маме хотелось, чтобы ее сын стал образованным человеком. (16)Она посоветовала ему поступить в университет. (17)Елена Андреевна считала, что образованность приобретается именно в университете, а не в специальных школах, куда его намеревался определить отец.
(18)На всю жизнь сохранил Некрасов в душе светлый облик матери. (19)В своих стихах он запечатлел ее образ. (20)Он замечает печальный ее взор, тихий шаг, бледную руку, ласкающую его. (21)О ней писал поэт в стихотворениях “Родина”, “Рыцарь на час”, незаконченной поэме “Мать”. (22)С нежностью говорил о маме: “Ангел, ангел она у меня была. Все, что есть хорошего во мне, от нее”. (Н.Якушин)(245 слов)
- Мать Некрасова, Елена Андреевна, вышла замуж за его отца по любви, вопреки согласию ее родителей. Брак не был счастлив, жили они бедно, из 13 детей в живых остались только трое. Некрасов любил мать и всегда говорил о матери как о страдалице, жертве грубой и развратной среды. Обаяние воспоминаний о матери сказалось в творчестве Некрасова необыкновенным участием его к женской доле. Никто из русских поэтов не сделал столько для апофеоза жён и матерей, как именно суровый и “мнимо-чёрствый” представитель “музы мести и печали”.
(Попутно анализ текста сопровождается дополнительными заданиями части в Приложение 3 ).
1. Из предложений 11-16 выпишите
1в.: СПП с придаточным цели (12);
2. Из предложения 3 выпишите словосочетания со связью согласование ( ).
3. Из предложений 9-11 выпишите
1.: притяжательное местоимение (их);
4. Среди предложений 18-21 найдите и выпишите номер предложения с
1.: обособленным определением (20);
5. Найдите СПП, в котором одно из простых – односоставное, безличное
среди предложений 11-13 (12).
- Прочитаем первый абзац.
Ко всем своим родным Некрасов относился тепло и сердечно. Он искренне любил своих братьев и сестру, всегда им помогал словом и делом, когда это было необходимо. “Милый и добрый брат!” – так неизменно начинал он свои письма к Федору. Но самые теплые чувства великий русский поэт испытывал к матери.
- Какую информацию можно выделить как главную, а какую можно назвать второстепенной?
Ко всем своим родным Некрасов относился тепло и сердечно. Он искренне любил своих братьев и сестру, всегда им помогал по-необходимости. Но самые теплые чувства великий русский поэт испытывал к матери.
- Прочитаем второй абзац.
Елена Андреевна была удивительно мягкой, доброй, прекрасно образованной женщиной. Она – полная противоположность своему мужу, который был человеком грубым и ограниченным.
Елена Андреевна была очень добрая и образованная женщина, являясь полной противоположностью грубому и ограниченному мужу.
- Прочитаем третий абзац.
Все женщины, когда не было дома барина, шли к Елене Андреевне за советами, лекарством. Она с каждой крестьянкой поговорит, поможет решить любую проблему.
Все женщины в отсутствие барина шли к Елене Андреевне за советами, лекарством и помогала каждой.
- Прочитаем четвертый абзац.
Всю свою нерастраченную любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепиано. Некрасов писал, что она была певицей с удивительным голосом. Ей приходилось предпринимать почти героические усилия, чтобы оградить детей от дурного влияния отца-деспота.
Всю свою нерастраченную любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям, серьезно занимаясь их воспитанием. Много читала им, играла для них на фортепиано, пела, обладала удивительным голосом.
- Прочитаем пятый абзац.
Маленький Николай был горячо привязан к матери. Елена Андреевна стала и первой ценительницей его ранних стихов. Маме хотелось, чтобы ее сын стал образованным человеком. Она посоветовала ему поступить в университет. Елена Андреевна считала, что образованность приобретается именно в университете, а не в специальных школах, куда его намеревался определить отец.
Маленький Николай был горячо привязан к матери, и она стала первой ценительницей его ранних стихов. Маме хотелось, чтобы ее сын стал образованным человеком. Желая, чтобы сын стал образованным человеком, она посоветовала ему поступить в университет.
- Прочитаем шестой абзац.
На всю жизнь сохранил Некрасов в душе светлый облик матери. В своих стихах он запечатлел ее образ. Он замечает печальный ее взор, тихий шаг, бледную руку, ласкающую его. О ней писал поэт в стихотворениях “Родина”, “Рыцарь на час”, незаконченной поэме “Мать”. С нежностью говорил о маме: “Ангел, ангел она у меня была. Все, что есть хорошего во мне, от нее”.
На всю жизнь сохранил Некрасов в душе светлый облик матери. В стихотворениях “Родина”, “Рыцарь на час”, незаконченной поэме “Мать” он запечатлел ее взор, тихий шаг. Написав о ней, называл ее ангелом, говоря, что все хорошее в нем от нее.
Таким образом, после всех способов сжатия текст приобретает следующий вид:
Елена Андреевна
Слайд 13
Ко всем своим родным Некрасов относился тепло и сердечно. Он искренне любил своих братьев и сестру, всегда им помогал по-необходимости. Но самые теплые чувства великий русский поэт испытывал к матери.
Елена Андреевна была очень добрая и образованная женщина, являясь полной противоположностью грубому и ограниченному мужу.
Все женщины в отсутствие барина шли к Елене Андреевне за советами, лекарством и помогала каждой.
Всю свою нерастраченную любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям, серьезно занимаясь их воспитанием. Много читала им, играла для них на фортепиано, пела, обладала удивительным голосом.
Маленький Николай был горячо привязан к матери, и она стала первой ценительницей его ранних стихов. Маме хотелось, чтобы ее сын стал образованным человеком. Желая, чтобы сын стал образованным человеком, она посоветовала ему поступить в университет.
На всю жизнь сохранил Некрасов в душе светлый облик матери. В стихотворениях “Родина”, “Рыцарь на час”, незаконченной поэме “Мать” он запечатлел ее взор, тихий шаг. Написав о ней, называл ее ангелом, говоря, что все хорошее в нем от нее. (140 слов)
IV. Подведение итогов и дача домашнего задания.
- Ребята, вспомним, что такое кольцевая композиция? Где мы с ней уже встречались? (Толстой “После бала”)
- На уроке мы попытались сделать такую же композицию. Наш эпиграф (это концентрированная мысль о том, о чем будет говориться дальше) начинается сроками, посвященными матери и текст наш тоже о матери Некрасова.
- Сегодня на уроке мы вспомнили, как определить тему и основную мысль исходного текста; закрепили навыки использования в работе над текстом приемы сжатия; научились логично передавать содержание исходного текста; вспомнили и использовали знания по различным разделам курса русского языка. Все это мы делали на примере текста о матери Николая Алексеевича Некрасова “Елене Андреевна”.
- Сегодня мы так же вспомнили некоторые стихотворения Некрасова, послушали стихотворение “Внимая ужасам войны…”, поработали с текстом о матери Николая Алексеевича, Елене Андреевне, в котором прозвучали строки о трепетном отношении его к своей маме. Основной темой его стихотворений была тема любви к Родине, к крестьянам, к крестьянским детям (среди которых он вырос), тема любви к народу и конечно же к своей матери. Так давайте же возьмем за образец такое упоенное отношение к матери, которая жизнь положила во благо своих детей.
Д/з: используя способы и приемы сжатия текста, поработать с текстом в пособии «Я сдам ОГЭ».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.