Обучение сжатому изложению.
Оценка 4.8

Обучение сжатому изложению.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
02.06.2021
Обучение сжатому изложению.
Разработка урока .Обучение сжатому изложению.docx

 

Русский язык 9 класс.

Тема: Обучение сжатому изложению. 9-й класс

Цели урока:

-определить тему и основную мысль исходного текста;

-познакомиться с навыками использования в работе над текстом приемов сжатия;

-научиться логично передавать содержание исходного текста;

    -актуализировать знания по различным разделам курса русского языка.

 

Планируемые результаты

Предметные результаты:

- уметь воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ)

- уметь применять основные приемы сжатия при создании текста;

Метапредметные результаты:

Познавательные:

- объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работынад сжатым изложением;

- овладевать разными видами чтения (поисковым, просмотровым, изучающим);

- уметь извлекать информацию из текста;

Регулятивные:

- уметь определять цель своего обучения;

- выполнять учебное действие в соответствии с планом;

- осознавать себя как движущую силу своего научения, проектируя направление преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности формы сотрудничества

Коммуникативные:

- определять цели и функции участников группы, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

- использовать адекватные языковые средства для эффективного результата совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль и самооценку на основе наблюдения

Личностные результаты:

- формировать интерес к закреплению нового;

- формировать устойчивую мотивацию к самостоятельному и коллективному исследованию текста;

- формировать навыки аналитической и диагностической деятельности;

- увеличивать объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

Формы работы учащихся: фронтальная, коллективная, парная, индивидуальная

Оборудование:

  • мультимедийная система;
  • презентация Приложение 1;
  • эпиграф к уроку: “…Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя! Кто жизнь твою сгубил… о! знаю, знаю я!...” (“Родина” Н.А.Некрасов);
  • раздаточный материал. Приложение 2

Ход урока

I. Организационно-мотивационный э момент.

II. Актуализация прежних знаний.

- Чтение стихотворения Некрасова “Внимая ужасам войны…”

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя...
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна -
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мир подсмотрел
Святые, искренние слезы -
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...

- Как вы думаете, кому посвящено данное стихотворение?

- Всем матерям, в том числе и матери Некрасова.

- Сегодня на уроке мы вспомним, как определить тему и основную мысль исходного текста; закрепим навыки использования в работе над текстом приемы сжатия; научимся логично передавать содержание исходного текста; вспомним и используем знания по различным разделам курса русского языка. Все это мы будем делать на примере текста о матери Николая Алексеевича Некрасова, Елене Андреевне.

Слайд 1. Презентация

- Некрасов — поистине народный поэт. И нет такого поэта или писателя, который ярче и правдивее изобразил бы народ и жизнь народную в своих произведениях. Он не только сочувствовал, но и отождествлял себя с крестьянами России. Его стихи потрясают правдивыми картинами рабства и нищеты, нотами горького покаяния:

Народ! Народ!

    Люблю тебя, пою твои страданья…

 - Творчество Некрасова довольно разнообразно по тематике, но все же основным мотивом его произведений остается любовь к Родине, к простому человеку и прежде всего к матери. Много стихотворений посвятил Николай Алексеевич Елене Андреевне (стихотворения “Родина”, “Рыцарь на час”, “Мать”, незаконченная поэма с таким же названием “Мать”).

- А какие произведения Некрасова вы помните?

- Сегодня мы будем работать с текстом, будем тренироваться писать сжатое изложение.

- Вспомним, что такое текст.

- Назовите основные признаки текста.

- А что такое изложение? Назовите основные задачи сжатого изложения. (Кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения)

Слайд 2

- Для работы над текстом рассмотрим

Алгоритм написания сжатого изложения

  1. Внимательно прослушать (прочитать) текст.
  2. Записать опорные слова в каждом абзаце (микротексте).
  3. Сформулировать главную мысль каждого абзаца (микротекста), стараясь в тексте найти точную фразу. (Можно сформулировать самостоятельно, если в тексте не удается найти конкретной фразы).
  4. Осознанно убирая всё несущественное, неглавное, составить каждый абзац, используя основные приемы компрессии текста.
  5. Записать полученные предложения.

Слайд 3

- Выделяют несколько способов и приемов сжатия текста:

1. Исключение.

Приемы:

- исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов,

- исключение повторов,

- исключение предложения или его части, имеющего менее существенное значение или дублирующее предыдущее,

- исключение одного или нескольких синонимов,

- исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком широко и полно.

2. Замена.

Приемы:

- замена однородных членов обобщающими словами,

- замена фрагмента предложения синонимичным выражением,

- замена предложения или его части указательным, определительным или отрицательным местоимением.

- замена сложноподчиненного предложения простым,

- замена прямой речи косвенной.

3. Слияние.

- слияние нескольких предложений в одно;

- образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи. 

Слайд 4

III. Практическая работа.

Задание № 1: воспользуйтесь приемами сжатия текста и исправьте предложения.

Слайд 5

1. Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело, мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть еще одна важная сфера воспитания – воспитание души. (Ю.М.Лотман)

Исключение (исключение предложения или его части, имеющего менее существенное значение или дублирующее предыдущее).

Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души.

Слайд 6

2. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С.Газарян)

Слайд 7

Замена (замена однородных членов обобщающими словами).

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

Слайд 8

3. Ребята на школьных переменах ведут себя по-разному. Тот, кто тянется к знаниям, не выпускает книгу из рук. А тот, кто все-таки желает сделать передышку, общается с одноклассниками, бегает по школе, вопреки замечаниям учителей, или просто глядит в потолок, пытаясь отвлечься от учебного процесса.

Слайд 9

Слияние (слияние нескольких предложений в одно)

Ребята на школьных переменах ведут себя по-разному: в зависимости от вкусов и привычек.

Слайд 10

Задание № 2: используя приемы сжатия, исправьте текст Н.Якушина “Елена Андреевна”.

Слайд11

- Прочитаем.

Слайд 12

Елена Андреевна

(1)Ко всем своим родным Некрасов относился тепло и сердечно. (2)Он искренне любил своих братьев и сестру, всегда им помогал словом и делом, когда это было необходимо. (3)“Милый и добрый брат!” – так неизменно начинал он свои письма к Федору. (4)Но самые теплые чувства великий русский поэт испытывал к матери.

(5)Елена Андреевна была удивительно мягкой, доброй, прекрасно образованной женщиной. (6)Она – полная противоположность своему мужу, который был человеком грубым и ограниченным.

(7)Все женщины, когда не было дома барина, шли к Елене Андреевне за советами, лекарством. (8)Она с каждой крестьянкой поговорит, поможет решить любую проблему.

(9)Всю свою нерастраченную любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. (10)Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепиано. (11)Некрасов писал, что она была певицей с удивительным голосом. (12)Ей приходилось предпринимать почти героические усилия, чтобы оградить детей от дурного влияния отца-деспота.

(13)Маленький Николай был горячо привязан к матери. (14)Елена Андреевна стала и первой ценительницей его ранних стихов. (15)Маме хотелось, чтобы ее сын стал образованным человеком. (16)Она посоветовала ему поступить в университет. (17)Елена Андреевна считала, что образованность приобретается именно в университете, а не в специальных школах, куда его намеревался определить отец.

(18)На всю жизнь сохранил Некрасов в душе светлый облик матери. (19)В своих стихах он запечатлел ее образ. (20)Он замечает печальный ее взор, тихий шаг, бледную руку, ласкающую его. (21)О ней писал поэт в стихотворениях “Родина”, “Рыцарь на час”, незаконченной поэме “Мать”. (22)С нежностью говорил о маме: “Ангел, ангел она у меня была. Все, что есть хорошего во мне, от нее”. (Н.Якушин)(245 слов)

 

- Мать Некрасова, Елена Андреевна, вышла замуж за его отца по любви, вопреки согласию ее родителей. Брак не был счастлив, жили они бедно, из 13 детей в живых остались только трое. Некрасов любил мать и всегда говорил о матери как о страдалице, жертве грубой и развратной среды. Обаяние воспоминаний о матери сказалось в творчестве Некрасова необыкновенным участием его к женской доле. Никто из русских поэтов не сделал столько для апофеоза жён и матерей, как именно суровый и “мнимо-чёрствый” представитель “музы мести и печали”.

(Попутно анализ текста сопровождается дополнительными заданиями части в Приложение 3  ).

 

1. Из предложений 11-16 выпишите

   1в.: СПП с придаточным цели (12);

2. Из предложения 3 выпишите словосочетания со связью согласование ( ).

3. Из предложений 9-11 выпишите

   1.: притяжательное местоимение (их);

4. Среди предложений 18-21 найдите и выпишите номер предложения с

   1.: обособленным определением (20);

5. Найдите СПП, в котором одно из простых – односоставное, безличное

   среди предложений 11-13 (12).

 

- Прочитаем первый абзац.

Ко всем своим родным Некрасов относился тепло и сердечно. Он искренне любил своих братьев и сестру, всегда им помогал словом и делом, когда это было необходимо. “Милый и добрый брат!” – так неизменно начинал он свои письма к Федору. Но самые теплые чувства великий русский поэт испытывал к матери.

- Какую информацию можно выделить как главную, а какую можно назвать второстепенной?

Ко всем своим родным Некрасов относился тепло и сердечно. Он искренне любил своих братьев и сестру, всегда им помогал по-необходимости. Но самые теплые чувства великий русский поэт испытывал к матери.

 

- Прочитаем второй абзац.

Елена Андреевна была удивительно мягкой, доброй, прекрасно образованной женщиной. Она – полная противоположность своему мужу, который был человеком грубым и ограниченным.

 

Елена Андреевна была очень добрая и образованная женщина, являясь полной противоположностью грубому и ограниченному мужу.

- Прочитаем третий абзац.

Все женщины, когда не было дома барина, шли к Елене Андреевне за советами, лекарством. Она с каждой крестьянкой поговорит, поможет решить любую проблему.

Все женщины в отсутствие барина шли к Елене Андреевне за советами, лекарством и помогала каждой.

- Прочитаем четвертый абзац.

Всю свою нерастраченную любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепиано. Некрасов писал, что она была певицей с удивительным голосом. Ей приходилось предпринимать почти героические усилия, чтобы оградить детей от дурного влияния отца-деспота.

Всю свою нерастраченную любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям, серьезно занимаясь их воспитанием. Много читала им, играла для них на фортепиано, пела, обладала удивительным голосом.

- Прочитаем пятый абзац.

Маленький Николай был горячо привязан к матери. Елена Андреевна стала и первой ценительницей его ранних стихов. Маме хотелось, чтобы ее сын стал образованным человеком. Она посоветовала ему поступить в университет. Елена Андреевна считала, что образованность приобретается именно в университете, а не в специальных школах, куда его намеревался определить отец.

Маленький Николай был горячо привязан к матери, и она стала первой ценительницей его ранних стихов. Маме хотелось, чтобы ее сын стал образованным человеком. Желая, чтобы сын стал образованным человеком, она посоветовала ему поступить в университет.

- Прочитаем шестой абзац.

На всю жизнь сохранил Некрасов в душе светлый облик матери. В своих стихах он запечатлел ее образ. Он замечает печальный ее взор, тихий шаг, бледную руку, ласкающую его. О ней писал поэт в стихотворениях “Родина”, “Рыцарь на час”, незаконченной поэме “Мать”. С нежностью говорил о маме: “Ангел, ангел она у меня была. Все, что есть хорошего во мне, от нее”.

На всю жизнь сохранил Некрасов в душе светлый облик матери. В стихотворениях “Родина”, “Рыцарь на час”, незаконченной поэме “Мать” он запечатлел ее взор, тихий шаг. Написав о ней, называл ее ангелом, говоря, что все хорошее в нем от нее.

Таким образом, после всех способов сжатия текст приобретает следующий вид:

 

 

Елена Андреевна

Слайд 13

Ко всем своим родным Некрасов относился тепло и сердечно. Он искренне любил своих братьев и сестру, всегда им помогал по-необходимости. Но самые теплые чувства великий русский поэт испытывал к матери.

Елена Андреевна была очень добрая и образованная женщина, являясь полной противоположностью грубому и ограниченному мужу.

Все женщины в отсутствие барина шли к Елене Андреевне за советами, лекарством и помогала каждой.

Всю свою нерастраченную любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям, серьезно занимаясь их воспитанием. Много читала им, играла для них на фортепиано, пела, обладала удивительным голосом.

Маленький Николай был горячо привязан к матери, и она стала первой ценительницей его ранних стихов. Маме хотелось, чтобы ее сын стал образованным человеком. Желая, чтобы сын стал образованным человеком, она посоветовала ему поступить в университет.

На всю жизнь сохранил Некрасов в душе светлый облик матери. В стихотворениях “Родина”, “Рыцарь на час”, незаконченной поэме “Мать” он запечатлел ее взор, тихий шаг. Написав о ней, называл ее ангелом, говоря, что все хорошее в нем от нее. (140 слов)

IV. Подведение итогов и дача домашнего задания.

- Ребята, вспомним, что такое кольцевая композиция? Где мы с ней уже встречались? (Толстой “После бала”)

- На уроке мы попытались сделать такую же композицию. Наш эпиграф (это концентрированная мысль о том, о чем будет говориться дальше) начинается сроками, посвященными матери и текст наш тоже о матери Некрасова.

- Сегодня на уроке мы вспомнили, как определить тему и основную мысль исходного текста; закрепили навыки использования в работе над текстом приемы сжатия; научились логично передавать содержание исходного текста; вспомнили и использовали знания по различным разделам курса русского языка. Все это мы делали на примере текста о матери Николая Алексеевича Некрасова “Елене Андреевна”.

- Сегодня мы так же вспомнили некоторые стихотворения Некрасова, послушали стихотворение “Внимая ужасам войны…”, поработали с текстом о матери Николая Алексеевича, Елене Андреевне, в котором прозвучали строки о трепетном отношении его к своей маме. Основной темой его стихотворений была тема любви к Родине, к крестьянам, к крестьянским детям (среди которых он вырос), тема любви к народу и конечно же к своей матери. Так давайте же возьмем за образец такое упоенное отношение к матери, которая жизнь положила во благо своих детей.

Д/з: используя способы и приемы сжатия текста, поработать с текстом в пособии «Я сдам ОГЭ».


 

Скачано с www.znanio.ru

Русский язык 9 класс . Тема:

Русский язык 9 класс . Тема:

Она до гроба помнить будет! Средь лицемерных наших дел

Она до гроба помнить будет! Средь лицемерных наших дел

Слияние. - слияние нескольких предложений в одно; - образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи

Слияние. - слияние нескольких предложений в одно; - образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи

Попутно анализ текста сопровождается дополнительными заданиями части в

Попутно анализ текста сопровождается дополнительными заданиями части в

Елена Андреевна Слайд 13 Ко всем своим родным

Елена Андреевна Слайд 13 Ко всем своим родным
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2021