Обучение грамоте 1 класс. Согласные звуки [н], [н,], буква Н.
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
чтение
1 кл
12.03.2017
Тема: Согласные звуки [н], [н,], буква Н. Чтение слогов и слов с буквой Н. Строчная буква Н, соединения с различными буквами, написание слов
Цели:
– формируем умение выделять звук в слове;
– формируем умение находить слова с заданным звуком;
– формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;
– закрепляем умение различать и использовать разные виды штриховки;
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов.
Оборудование: карточки: и, г, Р, т, та, ро, пы, ги, тара, Рита, Ира, Отто; картинки: медаль (всемирный чемпион), гиря, пони, борец, танцующие фигурки львов и т.д., литавры, пингвин, фрак, еноты, ноты; разноцветные кружки, обозначающие звуки.
Обучение грамоте буква н.doc
Тема: Согласные звуки [н], [н,], буква Н. Чтение слогов и слов с буквой Н. Строчная буква Н, соединения с различными буквами, написание слов
Цели:
– формируем умение выделять звук в слове;
– формируем умение находить слова с заданным звуком;
– формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;
– закрепляем умение различать и использовать разные виды штриховки;
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов.
Оборудование: карточки: и, г, Р, т, та, ро, пы, ги, тара, Рита, Ира, Отто; картинки: медаль (всемирный чемпион), гиря,
пони, борец, танцующие фигурки львов и т.д., литавры, пингвин, фрак, еноты, ноты; разноцветные кружки,
обозначающие звуки.
1 Этапы урока
Ι
. Актуализация
знаний
Ход урока
Формирование УУД
– Чем мы занимаемся на уроках обучения грамоте?
– Давайте сыграем в игру «Найди лишнее». 4
– Посмотрите на доску.
– Какая буква лишняя: и, г, Р, т?
– Какой слог лишний: та, ро, пы, ги? (Ги в этом слоге [г’] – мягкий.)
– Какое слово лишнее: тара, Рита, Ира, Отто? (Тара – это не имя.)
Работа в прописи
– Давайте посмотрим в прописи на с. 19.
– Прочитайте все изученные (только изученные) буквы в схемах«человечках». (Н не
подходит, так как ещё не изучали.)
– Назовите все буквы.
– Назовите все звуки.
– Какие буквы записаны в схемах? (Печатные.)
– Что означают стрелки?
– Какие слоги получились?
– Кто догадался, что нового будет сегодня на уроке?
– Вот видите, как много мы всего знаем. Давайте откроем учебники на
с. 50 и запланируем, что нам предстоит сегодня сделать на уроке. 6 1
План (примерный) 3 2
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов;
2) формируем умение представлять
информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять
сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа
объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и
классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться
на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы
на вопросы в иллюстрации.
1. Работа с рисунками.
2. Составление схем слов.
3. Выделение звуков в слове.
4. Знакомство с новой буквой.
5. Чтение слогов, слов и предложений.
6. Письмо букв, слогов и слов.
7. Чтение текста.
– Что мы сейчас составили?
– Зачем?
1. Работа в «Букваре» 1 1
– Я вам загадаю загадку, а отгадку вы найдёте на с. 50 «Букваря».
На листочке, на страничке –
То ли точки, то ли птички.
. Постановка
ΙΙ
учебной проблемы.
Открытие нового
знания
2 Все сидят на лесенке
И щебечут песенки.
(Ноты)
– Посмотрите, на картинке в «Букваре» много нот? (Одна.)
– Составим схему этого слова.
– Определим, сколько в слове гласных, сколько слогов.
– Произносим первый звук, с которого начинается это слово.
– Что можно рассказать об этом звуке? Он гласный или согласный? Почему?
– Что можно определить у согласного звука? (Мягкий или твёрдый, звонкий или
глухой.)
– Проговорим ещё раз это слово.
– Назовите первый звук. (Звук [н] – звонкий, твёрдый.)
– Какого цвета кружок нам понадобится для обозначения этого звука?
По ходу анализа заполняем схему, ставим синий кружок на первое место в схеме,
больше в схеме ничего не анализируем.
– Отгадайте вторую загадку.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и
понимать других;
2) формируем умение строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои
мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
Низкорослой он породы.
Не боится непогоды.
Высотою метр в холке.
Умный взгляд, крутая челка,
Пышный хвост, густая грива…
Мощный. Добрый и игривый.
Одомашнен он. Послушен.
К ребятне неравнодушен.
Если он от чистокровной,
Шаг его свободный, ровный.
Резв, активен он в забеге
Под седлом или в телеге.
Долькой яблока с ладони
Угостите крошку …
(Пони.)
Жанна Синючкова
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной
задачей;
3) формируем умение прогнозировать
предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять
познавательную и личностную
3 рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной
деятельности;
3) формируем умение оценивать
поступки в соответствии с определённой
ситуацией.
– Составим схему этого слова.
– Определим, сколько в слове гласных, сколько слогов? Какой ударный?
– Назовите первый слог: [по].
– Назовите второй слог: [н’и]. Произнесите только согласный звук в этом слове.
– Что про него можно сказать? (Согласный, мягкий.)
– Какого цвета кружок нам понадобится для обозначения этого звука?
– Что нового мы сейчас для себя открыли?
– Поучимся различать эти звуки. Приготовьте два кружочка – синий и зелёный.
– Я буду называть слова, а вы показываете кружочек, соответствующий звуку. 2 (Дети
повторяют слово за учителем, форсируя первый звук.)
– Нитки, наряд, нация, нервы.
– Это легко, когда Н в начале, а теперь в середине: полено, пряник, карандаш,
карамель (ловушка)… (Дети повторяют слово за учителем, форсируя новый звук.)
– В другой части слова попробуем поискать новые звуки, в начале были, в середине
были. Где не были? Конь, день, звон… (Дети повторяют слово за учителем,
форсируя новый звук.)
– Итак, согласные звуки [н] и [н’] – это звуки звонкие или глухие?
([н’], [н] – звонкие.)
– Найдите на ленте букв, доске букву, которая обозначает новые звуки.
– Посмотрите на букву. Какие звуки она обозначает?
Схема«человечек»: дети дорисовывают колпачокзвоночек, раскрашивают один
ботиночек синим, другой – зелёным цветом.
– На какие уже изученные буквы она похожа? Чем?
– Сравните печатную и письменную буквы Н. Что напоминает буква Н? (Висящий
гамак между деревьями, сетку для игры в волейбол и т.д.)
2. Работа в прописи 3 2
– Попробуем написать букву Н в прописи на с. 18.
1) Графический анализ буквы Н.
– Посмотрите на табло. Из каких элементов состоит буква?
– В написании каких букв есть такие же элементы?
Образец учителя на доске с комментированием.
– Пишу наклонную линию сверху вниз, возвращаюсь по написанному до середины линии,
выполняю маленький поворот и веду ручку вверх наискосок вправо, пишу линию с
4 закруглением внизу вправо. Соединительный элемент слегка провисает, как верёвочка.
Счёт: разидваи.)
а) Ученики обводят буквы в табло (можно с проговариванием).
б) Письмо элементов на строке.
– Обведите на следующей строке все элементы с петелькой зелёным цветом.
– Все наклонные линии с закруглением внизу вправо обведите синим цветом.
– Почему букву н написали на строчке вместе с наклонной линией? 4
2) Как вы думаете, почему на строке написаны сразу три буквы? Что общего в них, чем
похожи? 4
– Обведите самостоятельно сначала букву П – синим цветом, а затем Ы – красным.
– Какая буква осталась? Обведём букву Н зелёным цветом.
– Итак, что же узнали про эту букву? Дорисуем схему«человечка».
. Применение
ΙΙΙ
нового знания
1. Работа в «Букваре» 2 3
– Посмотрите на страницу «Букваря». Что мы сейчас будем делать?
– Прочитайте слоги с глухими согласными звуками; со звонкими согласными звуками.
– Прочитайте только строчки. Сколько строчек, слогов?
– Прочитайте только столбики.
– Есть ли столбик, где все согласные звуки мягкие? Отметьте их зелёными точками.
– В каких словах встретятся эти слоги?
– Я буду произносить слова; если вы услышите в слове знакомый слог (из второго
столбика), то хлопните в ладоши. Будьте внимательны!
– Никита, ротик, собака, Наташа, бараны, сосна, лупа, нота, радость, дорога.
2. Работа в прописи
Написание слогов.
– Хорошо у вас получилось прочитать, а теперь давайте напишем
слоги.
– Прочитайте слоги на следующей строчке. (Ни ин; но он.)
– Что происходит со слогами? (В них буквы меняются местами.)
1) Показ образца соединения учителем. Дети самостоятельно обводят образцы
Духовнонравственное развитие и
воспитание:
1) воспитание нравственного чувства,
этического сознания и готовности
совершать позитивные поступки, в том
числе речевые;
2) гражданскопатриотическое
воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности
к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
5 ручками разных цветов.
2) Чтение: проверка того, что написали. Работа в парах: взаимопроверка.
– Найдите в прописи соседа самые красивые слоги. Похвалите его. 1 3
Физкультминутка.
3. Работа в «Букваре»
Чтение слов.
1) Чтение слов правого столбика второго ряда. (Гони и т.д.)
– Что обозначают эти слова? Когда так можно сказать?
– Составьте предложения с этими словами.
2) Дочитывание слов из левого столбика.
– Прочитайте первое слово. (Ран и т.д.)
– Какую из четырёх букв нужно добавить, чтобы получилось слово? (О или А.)
Ученики допечатывают букву, читают получившееся слово. Аналогично проводится
работа с другими словами.
4. Работа в прописи
Написание слов на с. 18.
1) Написание слов.
– Прочитайте слова, в которых один слог. (Тын.) Что это?
– Найдите и подчеркните цветными ручками одинаковые слоги. Сколько цветных ручек
понадобилось? (2.)
– Поставьте знак ударения в словах. Помните, как мы определяем ударный звук?
– Обведите эти слова.
2) Запись слов в единственном и во множественном числе.
– Прочитайте слова на первой строчке. (Нора – норы.)
– Чем различаются эти слова по значению? А в написании?
– Какая часть в этих словах одинаковая? Выделим её
(В порядке пропедевтики!)
.
– Поставьте ударение. Какой слог ударный? Обведите 1й слог в слове нора. Обведите
ТООУ
6 2й слог в слове норы.
Аналогичная работа с остальными словами. Все слова можно
не обводить, только отдельные важные слоги.
– Что у вас получилось лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, у вас получилась работа.
3) Списывание с печатного образца имён девочек (с. 19).
– Прочитайте слова.
– Как зовут девочек? Что общего у всех имён этих девочек? (И.) Повторяем правило
написания имён собственных. Запись слов с комментированием. Работа в парах:
взаимопроверка.
– Найдите в прописи соседа красиво написанные слова. Похвалите его. 1 3
Проверка написанного в парах.
4) Наблюдение над словарным словом тонна.
– Что означает это слово? (Это мера веса. Одна тонна равна 1000 кг. Лексическое
значение – огромная масса, много килограммов, 1000 кг. Пачка сахара весит 1 кг, а если
1000 кг – сколько это пачек?)
– Что интересного заметили в написании?
многотонный, пятитонная (машина) – важно увидеть
Подбор однокоренных слов:
●
значение однокоренных слов.
●
●
●
Звукобуквенный анализ слова. (Две буквы
Обведение слова и подчёркивание удвоенной буквы согласного:
Составление предложения со словом (устно).
нн обозначают один звук [н].)
тонна.
5. Работа в «Букваре» 2
Чтение предложения.
Сначала читают про себя, затем вслух. Вопросы после чтения.
– О ком это предложение?
– Как зовут девочек?
– Какие одинаковые буквы есть в именах?
– Одинаковый ли звук обозначает буква Н в этих словах? Отметьте его. (Синяя точка.)
– Почему слова написаны с большой буквы?
7 – Как ласково можно назвать этих девочек?
– Обратите внимание на запятые. Имена девочек перечисляются, поэтому стоят
запятые.
– Какой знак стоит в конце?
– А ещё в этом предложении есть знак тире. Он показывает, что при чтении в этом
месте надо сделать паузу.
– Прочитайте ещё раз предложение с интонацией перечисления и с паузой.
– Составим другие предложения про девочек.
Чтение отрывков из стихотворения С. Маршака «Цирк» (с. 51). 1 1 3
1) Работа с текстом до чтения.
– Вы читали произведения С.Я. Маршака?
Замечательная сказка «12 месяцев», стихи «Детки в клетке» известны детям по
программе детского сада.
– Сегодня отправимся вместе с поэтом в цирк.
– А что написал Маршак – стихотворение или прозу?
– Прочитайте стихотворение и постарайтесь понять, кто больше всего поразил автора.
2) Работа с текстом во время чтения.
Дети читают про себя.
– Кто больше всего поразил автора, кому он больше всего посвятил слов в
стихотворении?
а) Перечитывание с целью найти ответ на этот вопрос и уточнить всё об артистах цирка.
Чтение стихотворения учителем сопровождается показом картинок с героями
или ассоциативным рядом: медаль (всемирный чемпион), гиря, пони, борец,
танцующие фигурки львов и т.д. Литавры, пингвин, фрак, еноты, ноты – все
картинки нужно выставлять по кругу, чтобы имитировать цирковую арену.
Чтение вслух учителем с демонстрацией картинок.
– Так кто же поразил рассказчика в цирке, кому он посвятил больше всего слов?
(Пингвин. Он дирижирует, управляет таким огромным оркестром артистов, у него даже
есть помощники. Кто догадался, почему?)
– Всё это называется цирком!
– Для кого выступают артисты цирка? Для школьников Москвы. Они весёлые,
счастливые (добавить лица улыбающихся ребят).
8 б) Перечитывание. Обучение выразительному чтению, которое
сопровождается движениями.
Дети читают по строчке. Можно инсценировать строчки про пингвина.
– Итак, начинаем цирковое представление, у нас огромная труппа. У нас целая
программа циркового представления.
Наша цель при чтении: читаем, воспроизводим, принимаем участие в коллективной
работе, сопереживаем, подхватываем ритм, инсценируем.
Повторное декламирование.
3) После чтения.
– Кто из артистов больше понравился вам?
– А мне понравились самые скромные еноты, которые перелистывали ноты. У них
важная работа, оркестр не смог бы играть, если бы они не перелистывали ноты
пингвину. А ещё понравились (форсируем звуки [н] и [н’] ) пингвин, жонглёры,
канатоходец, кони, пони, Иван.
– Догадайтесь, почему? (В этих словах есть звуки [н], [н’].)
Ι
V. Домашнее
задание (по желанию)
– Кому захотелось выучить наизусть понравившиеся строфы стихотворения?
– Выучите. На следующем уроке мы вас послушаем.
V. Итог
– Кому захотелось побывать в цирке?
– А кем из цирковых артистов хотели бы стать вы? 4
– Что нового для себя сегодня открыли?
– Чему учились? (Вспомните и умения из дневника.)
– Что у вас получилось сегодня лучше всего?
– Как бы оценили своё настроение после урока?
– Давайте отметим ваше настроение в дневнике.
– Понравилось ли вам работать в паре? Почему?
ТООУ [н] и [н’]
9 Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Ι
. Актуализация знаний
* Отметить учеников, которые правильно отвечали на вопросы.
ΙΙ
. Постановка учебной проблемы
Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые правильно составляли схемы слов.
ΙII. Развитие умения применять новое знание
1. Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые правильно читали слоги и слова.
* Отметить учеников, которые отвечали на вопросы по тексту.
2. Работа в прописи
* Отметить учеников, которые сумели правильно написать слова.
10
Обучение грамоте 1 класс. Согласные звуки [н], [н,], буква Н.
Обучение грамоте 1 класс. Согласные звуки [н], [н,], буква Н.
Обучение грамоте 1 класс. Согласные звуки [н], [н,], буква Н.
Обучение грамоте 1 класс. Согласные звуки [н], [н,], буква Н.
Обучение грамоте 1 класс. Согласные звуки [н], [н,], буква Н.
Обучение грамоте 1 класс. Согласные звуки [н], [н,], буква Н.
Обучение грамоте 1 класс. Согласные звуки [н], [н,], буква Н.
Обучение грамоте 1 класс. Согласные звуки [н], [н,], буква Н.
Обучение грамоте 1 класс. Согласные звуки [н], [н,], буква Н.
Обучение грамоте 1 класс. Согласные звуки [н], [н,], буква Н.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.