Обучение грамоте 1 класс. Согласные звуки [н], [н,], буква Н.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 12.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Согласные звуки [н], [н,], буква Н. Чтение слогов и слов с буквой Н. Строчная буква Н, соединения с различными буквами, написание слов Цели: – формируем умение выделять звук в слове; – формируем умение находить слова с заданным звуком; – формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука; – закрепляем умение различать и использовать разные виды штриховки; – формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов. Оборудование: карточки: и, г, Р, т, та, ро, пы, ги, тара, Рита, Ира, Отто; картинки: медаль (всемирный чемпион), гиря, пони, борец, танцующие фигурки львов и т.д., литавры, пингвин, фрак, еноты, ноты; разноцветные кружки, обозначающие звуки.
Иконка файла материала Обучение грамоте буква н.doc
Тема: Согласные звуки [н], [н,], буква Н. Чтение слогов и слов с буквой Н. Строчная буква Н, соединения с различными буквами, написание слов Цели: – формируем умение выделять звук в слове; – формируем умение находить слова с заданным звуком; – формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука; – закрепляем умение различать и использовать разные виды штриховки; – формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов. Оборудование: карточки: и, г, Р, т, та, ро, пы, ги, тара, Рита, Ира, Отто; картинки: медаль (всемирный чемпион), гиря, пони, борец, танцующие фигурки львов и т.д., литавры, пингвин, фрак, еноты, ноты; разноцветные кружки, обозначающие звуки. 1Этапы урока Ι . Актуализация  знаний Ход урока Формирование УУД – Чем мы занимаемся на уроках обучения грамоте? – Давайте сыграем в игру «Найди лишнее». 4 – Посмотрите на доску. – Какая буква лишняя: и, г, Р, т?  – Какой слог лишний: та, ро, пы, ги? (Ги в этом слоге [г’] – мягкий.)  – Какое слово лишнее: тара, Рита, Ира, Отто? (Тара – это не имя.) Работа в прописи  – Давайте посмотрим в прописи на с. 19. – Прочитайте все изученные (только изученные) буквы в схемах«человечках». (Н не  подходит, так как ещё не изучали.)  – Назовите все буквы.  – Назовите все звуки.  – Какие буквы записаны в схемах? (Печатные.)  – Что означают стрелки? – Какие слоги получились?  – Кто догадался, что нового будет сегодня на уроке? – Вот видите, как много мы всего знаем. Давайте откроем учебники на  с. 50 и запланируем, что нам предстоит сегодня сделать на уроке. 6 1 План (примерный) 3 2 Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов; 2) формируем умение представлять  информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять  сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа  объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и  классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться  на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы  на вопросы в иллюстрации. 1. Работа с рисунками. 2. Составление схем слов. 3. Выделение звуков в слове. 4. Знакомство с новой буквой. 5. Чтение слогов, слов и предложений. 6. Письмо букв, слогов и слов. 7. Чтение текста. – Что мы сейчас составили? – Зачем? 1. Работа в «Букваре» 1 1 – Я вам загадаю загадку, а отгадку вы найдёте на с. 50 «Букваря». На листочке, на страничке –  То ли точки, то ли птички.  . Постановка  ΙΙ учебной проблемы.  Открытие нового  знания 2Все сидят на лесенке  И щебечут песенки. (Ноты) – Посмотрите, на картинке в «Букваре» много нот? (Одна.) – Составим схему этого слова.  – Определим, сколько в слове гласных, сколько слогов.  – Произносим первый звук, с которого начинается это слово.  – Что можно рассказать об этом звуке? Он гласный или согласный? Почему?  – Что можно определить у согласного звука? (Мягкий или твёрдый, звонкий или  глухой.)  – Проговорим ещё раз это слово.  – Назовите первый звук. (Звук [н] – звонкий, твёрдый.)  – Какого цвета кружок нам понадобится для обозначения этого звука? По ходу анализа заполняем схему, ставим синий кружок на первое место в схеме,  больше в схеме ничего не анализируем.  – Отгадайте вторую загадку. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и  понимать других; 2) формируем умение строить речевое  высказывание в соответствии с  поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои  мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре. Низкорослой он породы. Не боится непогоды. Высотою метр в холке. Умный взгляд, крутая челка, Пышный хвост, густая грива… Мощный. Добрый и игривый. Одомашнен он. Послушен. К ребятне неравнодушен. Если он от чистокровной, Шаг его свободный, ровный. Резв, активен он в забеге ­ Под седлом или в телеге.  Долькой яблока с ладони Угостите крошку … (Пони.)  Жанна Синючкова Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё  предположение на основе работы с  материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей; 3) формируем умение прогнозировать  предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять  познавательную и личностную  3рефлексию. Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё  отношение к героям, выражать свои  эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и  целенаправленной познавательной  деятельности; 3) формируем умение оценивать  поступки в соответствии с определённой  ситуацией. – Составим схему этого слова. – Определим, сколько в слове гласных, сколько слогов? Какой ударный? – Назовите первый слог: [по]. – Назовите второй слог: [н’и]. Произнесите только согласный звук в этом слове. – Что про него можно сказать? (Согласный, мягкий.) – Какого цвета кружок нам понадобится для обозначения этого звука? – Что нового мы сейчас для себя открыли? – Поучимся различать эти звуки. Приготовьте два кружочка – синий и зелёный. – Я буду называть слова, а вы показываете кружочек, соответствующий звуку. 2 (Дети  повторяют слово за учителем, форсируя первый звук.) – Нитки, наряд, нация, нервы.  – Это легко, когда Н  в начале, а теперь в середине: полено, пряник, карандаш,  карамель (ловушка)… (Дети повторяют слово за учителем, форсируя новый звук.) – В другой части слова попробуем поискать новые звуки, в начале были, в середине  были. Где не были? Конь, день, звон… (Дети повторяют слово за учителем,  форсируя новый звук.) – Итак, согласные звуки [н] и [н’] – это звуки звонкие или глухие?  ([н’], [н] – звонкие.)  – Найдите на ленте букв, доске букву, которая обозначает новые звуки. – Посмотрите на букву. Какие звуки она обозначает?  Схема­«человечек»: дети дорисовывают колпачок­звоночек, раскрашивают один  ботиночек синим, другой – зелёным цветом.  – На какие уже изученные буквы она похожа? Чем?  – Сравните печатную и письменную буквы Н. Что напоминает буква Н? (Висящий  гамак между деревьями, сетку для игры в волейбол и т.д.)  2. Работа в прописи 3 2 – Попробуем написать букву Н в прописи на с. 18. 1) Графический анализ буквы Н.  – Посмотрите на табло. Из каких элементов состоит буква?  – В написании каких букв есть такие же элементы?  Образец учителя на доске с комментированием. – Пишу наклонную линию сверху вниз, возвращаюсь по написанному до середины линии, выполняю маленький поворот и веду ручку вверх наискосок вправо, пишу линию с  4закруглением внизу вправо. Соединительный элемент слегка провисает, как верёвочка.  Счёт: раз­и­два­и.) а) Ученики обводят буквы в табло (можно с проговариванием).  б) Письмо элементов на строке.  – Обведите на следующей строке все элементы с петелькой зелёным цветом.  – Все наклонные линии с закруглением внизу вправо обведите синим цветом.  – Почему букву н написали на строчке вместе с наклонной линией? 4 2) Как вы думаете, почему на строке написаны сразу три буквы? Что общего в них, чем  похожи? 4 – Обведите самостоятельно сначала букву П – синим цветом, а затем Ы – красным.  – Какая буква осталась? Обведём букву Н зелёным цветом.  – Итак, что же узнали про эту букву? Дорисуем схему­«человечка». . Применение  ΙΙΙ нового знания 1. Работа в «Букваре» 2 3 – Посмотрите на страницу «Букваря». Что мы сейчас будем делать? – Прочитайте слоги с глухими согласными звуками; со звонкими согласными звуками.  – Прочитайте только строчки. Сколько строчек, слогов?  – Прочитайте только столбики.  – Есть ли столбик, где все согласные звуки мягкие? Отметьте их зелёными точками.  – В каких словах встретятся эти слоги?  – Я буду произносить слова; если вы услышите в слове знакомый слог (из второго  столбика), то хлопните в ладоши. Будьте внимательны!  – Никита, ротик, собака, Наташа, бараны, сосна, лупа, нота, радость, дорога.  2. Работа в прописи Написание слогов.  – Хорошо у вас получилось прочитать, а теперь давайте напишем слоги. – Прочитайте слоги на следующей строчке. (Ни ин; но он.)  – Что происходит со слогами? (В них буквы меняются местами.)  1) Показ образца соединения учителем. Дети самостоятельно обводят образцы  Духовно­нравственное развитие и  воспитание: 1) воспитание нравственного чувства,  этического сознания и готовности  совершать позитивные поступки, в том  числе речевые; 2) гражданско­патриотическое  воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности  к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. 5ручками разных цветов.  2) Чтение: проверка того, что написали. Работа в парах: взаимопроверка.  – Найдите в прописи соседа самые красивые слоги. Похвалите его. 1 3 Физкультминутка.  3. Работа в «Букваре» Чтение слов.  1) Чтение слов правого столбика второго ряда. (Гони и т.д.)  – Что обозначают эти слова? Когда так можно сказать?  – Составьте предложения с этими словами.  2) Дочитывание слов из левого столбика.  – Прочитайте первое слово. (Ран и т.д.)  – Какую из четырёх букв нужно добавить, чтобы получилось слово? (О или А.)  Ученики допечатывают букву, читают получившееся слово. Аналогично проводится работа с другими словами.  4. Работа в прописи  Написание слов на с. 18.  1) Написание слов.  – Прочитайте слова, в которых один слог. (Тын.) Что это?  – Найдите и подчеркните цветными ручками одинаковые слоги. Сколько цветных ручек  понадобилось? (2.)  – Поставьте знак ударения в словах. Помните, как мы определяем ударный звук? – Обведите эти слова.  2) Запись слов в единственном и во множественном числе.  – Прочитайте слова на первой строчке. (Нора – норы.)  – Чем различаются эти слова по значению? А в написании?  – Какая часть в этих словах одинаковая? Выделим её                                  (В порядке пропедевтики!) .  – Поставьте ударение. Какой слог ударный? Обведите 1­й слог в слове нора. Обведите  ТООУ 62­й слог в слове норы.  Аналогичная работа с остальными словами. Все слова можно  не обводить, только отдельные важные слоги.   – Что у вас получилось лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, у вас получилась работа. 3) Списывание с печатного образца имён девочек (с. 19).  – Прочитайте слова.  – Как зовут девочек? Что общего у всех имён этих девочек? (И.) Повторяем правило  написания имён собственных. Запись слов с комментированием. Работа в парах:  взаимопроверка.  – Найдите в прописи соседа красиво написанные слова. Похвалите его. 1 3 Проверка написанного в парах. 4) Наблюдение над словарным словом тонна.  – Что означает это слово? (Это мера веса. Одна тонна равна 1000 кг. Лексическое  значение – огромная масса, много килограммов, 1000 кг. Пачка сахара весит 1 кг, а если 1000 кг – сколько это пачек?)  – Что интересного заметили в написании? многотонный, пятитонная (машина) – важно увидеть   Подбор однокоренных слов:  ● значение однокоренных слов.  ● ● ●  Звуко­буквенный анализ слова. (Две буквы   Обведение слова и подчёркивание удвоенной буквы согласного:   Составление предложения со словом (устно).  нн обозначают один звук [н].)  тонна.  5. Работа в «Букваре» 2 Чтение предложения.  Сначала читают про себя, затем вслух. Вопросы после чтения. – О ком это предложение? – Как зовут девочек?  – Какие одинаковые буквы есть в именах?  – Одинаковый ли звук обозначает буква Н в этих словах? Отметьте его. (Синяя точка.)  – Почему слова написаны с большой буквы?  7– Как ласково можно назвать этих девочек?  – Обратите внимание на запятые. Имена девочек перечисляются, поэтому стоят  запятые.  – Какой знак стоит в конце?  – А ещё в этом предложении есть знак тире. Он показывает, что при чтении в этом  месте надо сделать паузу.  – Прочитайте ещё раз предложение с интонацией перечисления и с паузой.  – Составим другие предложения про девочек.  Чтение отрывков из стихотворения С. Маршака «Цирк» (с. 51). 1 1 3 1) Работа с текстом до чтения.  – Вы читали произведения С.Я. Маршака?  Замечательная сказка «12 месяцев», стихи «Детки в клетке» известны детям по  программе детского сада.  – Сегодня отправимся вместе с поэтом в цирк.  – А что написал Маршак – стихотворение или прозу?  – Прочитайте стихотворение и постарайтесь понять, кто больше всего поразил автора.  2) Работа с текстом во время чтения. Дети читают про себя.  – Кто больше всего поразил автора, кому он больше всего посвятил слов в  стихотворении?  а) Перечитывание с целью найти ответ на этот вопрос и уточнить всё об артистах цирка. Чтение стихотворения учителем сопровождается показом картинок с героями  или ассоциативным рядом: медаль (всемирный чемпион), гиря, пони, борец,  танцующие фигурки львов и т.д. Литавры, пингвин, фрак, еноты, ноты – все  картинки нужно выставлять по кругу, чтобы имитировать цирковую арену.  Чтение вслух учителем с демонстрацией картинок.  – Так кто же поразил рассказчика в цирке, кому он посвятил больше всего слов?  (Пингвин. Он дирижирует, управляет таким огромным оркестром артистов, у него даже  есть помощники. Кто догадался, почему?)  – Всё это называется цирком! – Для кого выступают артисты цирка? Для школьников Москвы. Они весёлые,  счастливые (добавить лица улыбающихся ребят).  8б) Перечитывание. Обучение выразительному чтению, которое  сопровождается движениями.  Дети читают по строчке. Можно инсценировать строчки про пингвина.  – Итак, начинаем цирковое представление, у нас огромная труппа. У нас целая  программа циркового представления.  Наша цель при чтении: читаем, воспроизводим, принимаем участие в коллективной  работе, сопереживаем, подхватываем ритм, инсценируем.  Повторное декламирование. 3) После чтения.  – Кто из артистов больше понравился вам?  – А мне понравились самые скромные еноты, которые перелистывали ноты. У них  важная работа, оркестр не смог бы играть, если бы они не перелистывали ноты  пингвину. А ещё понравились (форсируем звуки [н] и [н’] ) пингвин, жонглёры,  канатоходец, кони, пони, Иван.  – Догадайтесь, почему? (В этих словах есть звуки [н], [н’].)  Ι V. Домашнее  задание (по желанию) – Кому захотелось выучить наизусть понравившиеся строфы стихотворения? – Выучите. На следующем уроке мы вас послушаем. V. Итог – Кому захотелось побывать в цирке?  – А кем из цирковых артистов хотели бы стать вы? 4 – Что нового для себя сегодня открыли? – Чему учились? (Вспомните и умения из дневника.) – Что у вас получилось сегодня лучше всего? – Как бы оценили своё настроение после урока? – Давайте отметим ваше настроение в дневнике. – Понравилось ли вам работать в паре? Почему? ТООУ [н] и [н’] 9Рекомендации по оцениванию достижений учащихся Ι . Актуализация знаний * Отметить учеников, которые правильно отвечали на вопросы. ΙΙ . Постановка учебной проблемы Работа в «Букваре» * Отметить учеников, которые правильно составляли схемы слов. ΙII. Развитие умения применять новое знание 1. Работа в «Букваре» * Отметить учеников, которые правильно читали слоги и слова. * Отметить учеников, которые отвечали на вопросы по тексту. 2. Работа в прописи * Отметить учеников, которые сумели правильно написать слова. 10