ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СПОСОБАМ ПРИМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЙ И ПРАВИЛ
Оценка 4.7

ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СПОСОБАМ ПРИМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЙ И ПРАВИЛ

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
русский язык
4 кл
01.06.2017
ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СПОСОБАМ  ПРИМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЙ И  ПРАВИЛ
Объяснение нового материала — это лишь начальный, исходный момент его усвоения. Как показывают исследования психологов, подлинное усвоение понятий и правил происходит только в процессе их применения, знания формируются у детей одновременно с умениями и навыками путем выполнения определенных упражнений. Применить понятие или правило — это значит выполнить в определенной последовательности ряд мыслительных операций.
ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ.doc
ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СПОСОБАМ  ШКОЛЬНИКОВ СПОСОБАМ  ПРИМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЙ И  ПРИМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЙ И  ПРАВИЛ ПРАВИЛ Объяснение нового материала —  это лишь  начальный,  Как   показывают исходный   момент   его   усвоения. исследования   психологов,  подлинное   усвоение   понятий   и правил происходит только в процессе их применения, зна­ ния   формируются   у   детей   одновременно   с  умениями   и навыками   путем   выполнения  определенных   упражнений. Вот   что   говорится  об   этом   в   книге   Н.Ф.Талызиной «Управление процессом усвоения знаний» (М., 1975, с. 41­42,   147):   «Большое   внимание,   которое  в   школьной практике   уделяется   заучиванию  определений,   правил, объясняется   тем,   что  процесс   усвоения   понимается неверно: нередко фактически исходят из того, что понятие в готовом   виде   может   быть   пересажено   в   голову учащихся...   Знания   не   могут   быть   ни   усвоены,   ни сохранены   вне   действий   обучаемого...  Знания должны  не противопоставляться умениям и навыкам, представляющим собой  действия   с   определенными   свойствами,   а рассматриваться  как  их   составная  часть...   Вместо двух проблем   —   передать   знания   и   сформировать   умения   и навыки   их   применения   —  перед   обучением   теперь   стоит одна: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах». Применить   понятие   или   правило   —   это   значит выполнить   в   определенной   последовательности   ряд мыслительных   операций.   Например,  процесс   применения правила   правописания  безударных   личных   окончаний … ­ глагол с безударным личным окончанием. Неопределенная форма ­ … Она оканчивается на  ­ить не на ­ить 4) Глагол В исключения входит не входит II спряжения I спряжение В окончании пишем и, а (я) е, у (ю) глагола может быть представлен в виде схемы: При   выполнении   упражнений   учащиеся,   пользуясь схемой,  рассуждают  примерно так  (Мир  стро..т,  а   война разруша..т.): — Строит — глагол с безударным личным окончанием. Неопределенная  форма  —  строить.   Она   оканчивается  на ­ить. Глагол II спряжения, поэтому в окончании пишем и. —  Разрушает  —   глагол   с   безударным   личным окончанием.   Неопределенная   форма   —  разрушать.   Она оканчивается не на ­ить, в исключения не входит. Глагол I спряжения, поэтому в окончании пишем е. Операции,   из   которых   складывается   деятельность   по применению правила (или понятия), в его формулировке в расчлененном   виде не  даны.  Их  надо   вывести  из  правила. Сделать это самостоятельно могут далеко не все учащиеся. Возникает  давно  описанная  в методике ситуация:   правило     до­ его объяснено, стигнуто первичное понимание, однако,   выполняя упражнения, многие ученики им не пользуются, так как   не   знают,   как   его   применять.   Вот     почему,   завершая объяснение   правила   или   понятия,   необходимо   не   только показывать   детям,   как   надо   их   применять,   но   и   постоянно учить   детей   этому.   С   этой   целью   я   использую   заранее записанный на доске (или на большом листе бумаги) образец рассуждения или схему рассуждения. Укажем некоторые требования, которые предъявляются к образцу (схеме) рассуждения. С   одной   стороны,   в   образце   не   должно   быть   ничего лишнего. Например, при объяснении правописания безударной гласной в корне не требуется определять, какой частью речи является   разбираемое   слово   (для   данной   орфограммы   этот признак  не является  существенным).  С другой —  в образце должны   получить   отражение   все   существенные   признаки понятия,   орфограммы,   пунктограммы.   Требует   исправления, например, такой ответ ученика: «В слове подъезд согласный звук не сливается с гласным; перед буквой е пишем разде­ лительный твердый знак (ъ)» (не сказано, что разделительный знак (ъ) находится после приставки на согласную). С   целью   предупреждения   ошибок   надо   отдавать предпочтение такой последовательности разбора: сначала идет обоснование, анализ признаков того или иного явления, а по­ том следует вывод, решение задачи. Успех   в   работе   зависит   и   от   того,   насколько   четким   по является   образец   рассуждения   по   содержанию, оформлению, насколько удачно расположены записи. Если   используется   схема   рассуждения,   первый   образец ответа дает или учитель, или хорошо подготовленный ученик. Важно, особенно на начальном этапе работы над правилом, чтобы некоторые мыслительные операции учащиеся отражали на   письме   с   помощью   условно­графических   обозначений   и сокращений, например: Подъезд, строить (II)­стро ят Некоторые схемы вводятся в учебный процесс по частям. Так,   со   схемой   «Безударные  личные   окончания   глаголов» учащиеся знакомятся в три этапа. Для упражнений исполь­ зуются: 1) глаголы неопределенной формы на ­ить и не на ­ить  (не   являющиеся   исключениями):  пилить,   украшать, желтеть,   колоть,  2)   глаголы­исключения   и   глаголы,   не входящие   в   исключения,   особенно   глаголы   на  ­еть   и  ­ать, например: зеленеть, бледнеть, бегать, решать, получать;  3) глаголы всех трех групп.   быстро Когда   школьник   научится   свободно,  н безошибочно применять знания, не заглядывая уже в схему или   образец,   он   начинает  рассуждать   про   себя.   При   этом рассуждение  постепенно  свертывается  («Та?т...  Таять... I  спряжение...  Тают»),  действие   автоматизируется,   ученик мгновенно   определяет   орфограмму,   часть   речи   и   т.   д. Однако «в сокращенном виде действие полноценно функцио­ нирует  только   тогда,   когда   человек   имеет   возможность восстановить   его   в   развернутом  виде»   (Талызина   Н.   Ф. Управление   процессом усвоения  знаний. М., 1975, с. 83). Следовательно,   и   в   дальнейшем   необходимо   время   от времени   возвращаться   к   рассуждению  по   полной   схеме. Это необходимо делать также и для того, чтобы правило (определение) не забылось. При   описанной   организации   работы   исключается формальное усвоение программного материала. Учащиеся овладевают  знаниями  в процессе их применения. Кроме того,   они  учатся   правильно   мыслить,   делать   выводы   на основе   анализа   фактов   языка,   из   урока   в  урок у них совершенствуются навыки связной устной речи.   ограничиваясь Рассмотрим   способы   применения   некоторых   правил   и понятий, необходимыми пояснениями.  В   расположении  материала   по   возможности будем   придерживаться   принятой   в   программе последовательности. самыми     Звонкие и глухие согласные ­ Са...     (цветёт).      Согласный      проверяю гласным звуком: сады. В слове сад пишу букву д.    (I класс.) — Ни...кий   (стол).   В   корне   перед  согласным   [к] есть   согласный.     Проверяю   гласным  звуком:   низок.   В корне    пишу    букву    з.  (II класс.) Проверяемые безударные гласные ­ Н...ра.       Ударение       на     слоге     ра.     Первый  слог безударный.  Проверяю  ударением:   норы. Пишу гласную букву о.  (I класс.) ­Н...зина.  Ударение на слоге  зи.   Безударный гласный корня проверяю ударением:   низ,  низкий.   В   корне  низ­ пишу и.  (II  класс.) Имя существительное Дремлет  чуткий  камыш.     (И.   Никитин.)   — Дремлет   (что?)    камыш.   Слово    камыш обозначает предмет.   Оно   мужского         рода.   Изменяется   по   числам (камыш,  камыши),  падежам  (камыш, камыша, камышу). Значит, слово камыш — имя существительное.  Имя прилагательное —  Камыш  (какой?)  чуткий.  Слово  чуткий  обозначает признак   предмета.   В   предложении  оно   связано   с существительным   камыш.   Слово  чуткий  изменяется   по числам  (чуткий   камыш,   чуткие   камыши),  а   в единственном числе— по родам  (чуткий камыш, чуткая осина,  чуткое   дерево),  изменяется   по   падежам  (чуткий камыш,   чуткого   камыша,   чуткому   камышу).  Значит, слово чуткий — имя прилагательное. Глагол — Камыш  (что      дремлет.   делает?)    Слово дремлет     обозначает    действие.    Это    слово  изменяется временам по   дремал, (дремлет,  по будет   дремать),    (дремлет   ­ числам     дремлют),  в настоящем и будущем времени   по   лицам (дремлю,     дремлешь,дремлет),   а  в  прошедшем  времени  по родам  (дремал, дремала, дремало).  Значит, слово  дремлет — глагол. Признаками   понятий   «имя   существительное»,  «имя   «глагол»   учащиеся   овладевают прилагательное», постепенно  на  протяжении   всех  четырех  лет   обучения. Так,   в  I  классе   они   учатся  задавать   вопрос,   во  II  — знакомятся   с   терминами   «имя   существительное»,   «имя прилагательное»,   «глагол»,   с   новыми   признаками;   со значением   каждой   части   речи;   с   родом   имен существительных;   с   тем,   что   в   предложении  имя прилагательное   связано   с   именем   существительным;   с изменением существительных  по числам, прилагательных — по   числам   и   родам,   глаголов   —   по   временам.   В  II I ­ I V классах  учащиеся   узнают,   что   имена   существительные  и прилагательные   изменяются   по   падежам,  а   глаголы   — по числам, лицам и родам. Детям нелегко применять такие признаки,  как способы изменения частей речи. Учитывая конкретные условия работы; учитель может  вводить в образец рассуждения эти признаки только тогда, когда они будут хорошо усвоены, или совсем не требовать от детей их использования. Корень слова — Взгляд.    Подбираю   однокоренные   слова: глядел,  часть . поглядим, однокоренных слов. Значит, ­гляд— их корень. ­Гляд—   общая   оглядывать.   Окончание 1) Изменяю слово:  кто? что? … кого? чего? … кому? чему? он… они… 2) Окончание ... . 3) Оно служит для связи слова с другими  словами в предложении. — Грозовую   тучу. Изменяю   слово:       (что?) грозовая   туча,      (чего?) грозовой   тучи.  Окон­ чание  ­ую.  Оно   служит для связи слова грозовую со словом тучу. Приставка — (Птицы)     прилетели.    Корень  ­лет­.   Часть  слова при­   стоит  перед  корнем.  Она  служит для   образования нового   слова.   При— приставка. Непроизносимые согласные ­  Грус...ный.   Сн  или  стн?  Проверяю   гласным   звуком:  В   слове  грустный  пишу грустить,   грустен,   грусти. непроизносимую согласную т. Приставки и предлоги (На) дороге (за)кружилась пыль. — На   дороге.    На   этой   дороге,   на   широкой  дороге. Значит,  на  —   предлог,   он   пишется   отдельно   от   слова дорога. —  Закружилась.  Между  за  и  кружилась  не  поставить слово. Закружилась — глагол. Значит, за— приставка, она пишется слитно. Между   предлогом   и   личным   местоимением  поставить другое слово невозможно. В этом  случае учащиеся должны пользоваться   приемом   постановки   падежного   вопроса: подошёл к нему — подошёл (к кому?) к нему. Следует  иметь  в виду  редкую  ошибку,  когда учащиеся приставочный глагол заменяют  бесприставочным и добавляют сочетание   существительного   с   соответствующим   предлогом. Например,  вот  как  говорят  ученики:  «Быстро  (от)бежали. От дороги бежали. Можно поставить еще слово. Значит, от — предлог...» Разделительный «ъ» (в сопоставлении с разделительным «ь») 1) В слове ... согласный звук не сливается с гласным. 2)  2)  3) Перед буквами 3) Перед буквами 4) Пишем 4) Пишем Не после  Не после  приставки приставки  е, ё, я, е, ё, я, ю, и ю, и ь ь После  После  приставки  приставки  на  на  согласную согласную е, ё, я е, ё, я ъ ъ Сов...ёт. Согласный не сливаемся с гласным. Не после приставки   на   согласную,   перед   буквой  е  пишем разделительный ь. — Об...езд.  Согласный    звук не сливается  с   гласным. После приставки об­ на согласную, перед буквой е пишем разделительный   ъ. Не с глаголами Ложь человека не красит. (Посл.)  — Ложь   (что   делает?)   не красит.  Это глагол. Не пишется отдельно. Знаки препинания в конце предложения 1)  ...   (ученик выразительно читает предложение). 2) Это предложение сообщает о… 3) Оно повествовател ьное 4) В конце его ставится содержит   вопрос выражает  сильное чувство вопросительное восклицательное . ? ! — Цвела розовая гречиха. Это предложение сообщает о   цветении   гречихи.   Оно   повествовательное.   В   конце предложения ставим точку. Подлежащее,   сказуемое,   второстепенные   члены предложения Майский мороз не  выдавит  слёз.   (Посл.) —   (Что?)  мороз.  Слово  мороз  обозначает,   о   чем говорится   в   предложении.   Значит,   слово  мороз   — подлежащее. —  Мороз  (что   сделает?)  не   выдавит.  Глагол   с  не обозначает, что говорится о подлежащем мороз. Не выдавит — сказуемое. — Мороз  (какой?)  майский.  Слово   второстепенный член предложения, определение.  майский  — — Не   выдавит  (чего?)    Слово  слёз   — второстепенный   член   предложения,   отвечает   на   вопрос косвенного падежа, дополнение.  слёз. При   изучении   членов   предложения   полезна   следующая таблица: Вопросы, на которые отвечают члены  предложения Подле жащее Сказуе мое Второстепенные члены  предложения кто?  что?  что   делае т?       кого?  чего? кому?   чему? кого?   что? кем?    чем?  о   к о м ?   о   ч е м ?       какой?  ч е й ?      как?  к о г д а ?   где?  куда?  откуда? Когда   учащиеся   ознакомятся   с   изменением  имен существительных   по   падежам,   главным  признаком подлежащего   должна   стать   форма  именительного   падежа существительного (или местоимения), а признак, выявляющий грамматическое значение подлежащего — о ком или  о чем говорится в предложении, должен отойти на задний план. Три   склонения   имен   существительных 1) 2) 3) ...  (вопрос, ответ). ... — существительное. Его начальная форма—... . Правда в огне не горит и в воде не тонет. 4) Она с окончанием  –а  (­я) с окончанием  –о (­е) С нулевым  окончанием 5) Существительное жен. рода муж. рода ср. рода муж.  рода жен.  рода 6) Оно 1­е склонение 2­е склонение 3­е  склонение —  Не   горит  (в   чём?)  в   огне.  Слово  огне   —  имя существительное. Начальная форма — огонь. Существительное с нулевым окончанием. Существительное мужского рода. Значит, оно 2­ro склонения. Безударные окончания ­е и ­и имен существительных 1) 2) Начальная форма — ... .  ... — имя  существительное  с безударным окончанием.  Победит человечность, а не злоба. Дуб роняет под ноги и стелет золотое лёгкое перо. — Победит    (что?)      человечность,   а   не   злоба.  Это однородные подлежащие. Они соединены союзом а. Между  ними перед союзом а ставится запятая. — Дуб      (что   делает?)  роняет     и     стелет.  Это однородные сказуемые. Они соединены союзом и, поэтому между ними   запятая   не ставится. Чтобы учащиеся лучше осознали признаки однородных членов предложения,   на   самом   начальном   этапе   закрепления   темы целесообразно требовать от них выполнения еще двух операций (место их — между операциями первой и второй приведенной выше схемы): а)  Эти    ...      (подлежащие,     сказуемые,       второстепенные члены)  отвечают на один и тот же вопрос. б)   Они   относятся   к   одному   и   тому   же   члену предложения —... . Рассмотренные   способы   применения   понятий   и   правил   в обучении младших школьников позволяют добиваться полного усвоения теоретических знаний и умелого применения их на практике,   что   повышает   орфографическую   грамотность учащихся   и   развивает   речь,   учит   обосновывать,   доказывать, размышлять и получать удовольствие от работы на уроках. Танабаш Людмила Николаевна МБОУ гимназия №2 Сургут

ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СПОСОБАМ ПРИМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЙ И ПРАВИЛ

ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СПОСОБАМ  ПРИМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЙ И  ПРАВИЛ

ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СПОСОБАМ ПРИМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЙ И ПРАВИЛ

ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СПОСОБАМ  ПРИМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЙ И  ПРАВИЛ

ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СПОСОБАМ ПРИМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЙ И ПРАВИЛ

ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СПОСОБАМ  ПРИМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЙ И  ПРАВИЛ

ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СПОСОБАМ ПРИМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЙ И ПРАВИЛ

ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СПОСОБАМ  ПРИМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЙ И  ПРАВИЛ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017