Обучение школьников филологическому анализу текста на уроках русского языка

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 20.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена статья на тему Обучение школьников филологическому анализу текста на уроках русского языка Учебный текст на уроке русского языка выбираю в соответствии с содержательной и грамматической темой, чтобы текст был интересен, познавателен В статье приведены примеры работы учителя русккого языка и литерытуры (из опыта работы)В статье приведены примеры работы учителя (из опыта работы)
Иконка файла материала статья.docx

Борискина Галина Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
ГОУ «Забайкальский центр 
специального образования и развития
«Открытый мир»
Чита, Забайкальский край
2018 г

 
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»

 

Обучение школьников филологическому анализу текста

на уроках русского языка

 

      Конфуций сказал: «Учитель и ученик всегда идут рядом». Современный учитель – духовно – нравственная личность, повышающая свой профессиональный уровень, работающая над своим развитием. Если учитель будет самосовершенствоваться, то на это будет нацелен и его ученик. В течение нескольких лет я работала по теме самообразования: «Обучение школьников филологическому анализу текста на уроках русского языка».

        Тема актуальна и сегодня, потому что работа с текстом развивает у обучающихся языковое чутьё, способствует устранению грамматических, стилистических, орфографических и речевых ошибок. Анализ развивает устную и письменную речь, художественное мышление, творческие способности школьников, обогащает словарный запас языка.

    Учебный текст на уроке русского языка выбираю в соответствии с содержательной и грамматической темой, чтобы текст был интересен, познавателен. В работе часто используются тексты- миниатюры Ф.Абрамова, В.П.Астафьева, К.Г. Паустовского, В.Пескова, М.М. Пришвина, удивительным слогом, ярким языком написаны они. Это ли не образец!

       В 5 классе при изучении темы «Когда слово употребляется в переносном значении?» работаем с текстом Н.Сладкова. «Зашумит в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках». Ребята нашли эпитеты, метафоры и олицетворения, доказали значимость употребления этих слов в тексте. Объяснили, почему употребляются синонимы, нераспространенные предложения, глаголы, особенно глагол «брызнут». Подумали над значением кольцевой композиции. И почему в первом предложении глагол употреблен в будущем времени, а в последнем предложении – в настоящем. Сделали вывод о том, что изобразительно-художественные средства языка передают чувства восторга, сказочности, веселья и радости, жизнеутверждения и счастья. «Шумит золотой дождь». Жизнь продолжается.

       На уроке в 6 классе по теме «Деепричастие» использую текст М.М.Пришвина: «Живая ёлка». Сверху снег и снег, но от лучей солнца капельки невидимые проникли вниз к месту соприкосновения веточки со снегом. Это водица подмывает, снег с еловой лапки падает на другую. Капельки, падая с лапки на лапку, шевелят пальчиками, и вся ёлка от снега и капели, как живая, волнуясь, шевелится, сияет. Ребята объяснили роль деепричастий в тексте. Деепричастия помогают автору показать более точное описание природы. Они дополняют роль изобразительно-художественных средств в этом тексте. И капельки, и ёлка кажутся нам живыми.

       На уроке в 7 классе по теме «Союз как часть речи» включают текст Ф.Абрамова « Февраль». В начале февраля весна сделала свой первый налет. С елей и сосен дождем смыло снег, и те опять зазеленели. И радостно, и волнующе запахло оттаявшим кедром. Текст позволяет не только проследить разнообразные функции союзов (соединяют и однородные члены предложения, и простые предложения в сложном), но и почувствовать особый ритм, музыкальность.

     В 8 классе при изучении темы «Сказуемое» ребята записывают предложение из повести «Капитанская дочка». «Швабрин был не глуп. Разговор его был остер и занимателен». Ребята производят анализ сказуемых, содержащих характеристику персонажей, определяя смысловую и стилистическую роль кратких прилагательных. Лаконичность пушкинской прозы удивляет ребят, учит их правильно выражать мысли.

          Изучая в 8 классе «Однородные члены предложения», мы работаем над текстом М.Фарутина. «На небольшой мочажинки течет маленький ручей. Он обходит на своем пути кочки, камешки, деревья и так змейкой вьется и вьется в глухом лесу. Ручей спешит вперед и всем рассказывает о весне. Его рассказ, как песня далеко слышен в лесу. Вот к нему выбежал из леса ещё один ручей, они слились вместе и весело побежали вперед. А потом догнал их третий, четвертый, и ещё много-много… Моя охотничья собака Найда, неподумавши, бросилась в ручей, и он унес её до самой реки. Еле выплыла». Ребята объяснили орфограммы и пунктограммы, доказали, что записанные предложения являются текстом, определили стиль и тип речи. Проанализировали текст, отвечая на вопросы учителя:

·         Поясните использование глаголов, покажите, как автор избегает их повторения.

·         Определите стилистические функции однородных членов предложений. Почему в III абзаце они использованы автором по градации.

·         Почему опущено подлежащее в последнем предложении?

·         Докажите стилистически оправданное употребление деепричастия «подумавши», а не подумав?

·         Назовите эпитеты, метафоры. Определите их роль.

·         Что достигается благодаря использованию сравнения?

·         С какой целью используется лексический повтор? Что изменится, если его опустить?

·         Объясните лексическое значение слова «мочажинка»?

·         Представьте, что вы – лексикограф – ученый, составляющий словари. Составьте свою словарную статью к слову «ручей».

·         Назовите основную мысль данного текста.

       Такая работа учит ребят внимательно относиться к слову, понимать прочитанное и писать сочинения разных жанров: этюды, художественные зарисовки, миниатюры… В таких работах отсутствует шаблон, штамп, есть глубокая мысль, воображение. Поэтому ребята с удовольствием участвуют в разных конкурсах, научно-исследовательских конференциях, олимпиадах.

       Работая над текстом, анализируя его в единстве формы и содержания, учитель сам приобретает много нового, полезного. Он развивается как человек и педагог.

 

Литература:

1. Рождественский Ю. В. Общая филология. – М., 1996.

2.Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М., 1996.

3. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста. Учебное пособие. – М.: Флинта, 2007.