Обзор литературы по теме: «Подготовка и проведение уроков обобщения и систематизации знаний»
Оценка 4.8
Лекции
docx
математика
Взрослым
26.11.2017
Одним из важнейших вопросов, способствующих дальнейшему повышению успеваемости, достижению глубоких и прочных знаний у учеников является вопрос о повторении ранее пройденного материала.
Без прочного сохранения приобретенных знаний, без умения воспроизвести в необходимый момент, ранее пройденный материал, изучение нового материала всегда будет сопряжено с большими трудностями и не дает надлежащего эффекта.
«Обучение нельзя довести до основательности без возможно более частых и особенно искусно поставленных повторений и упражнений», - говорил Каменский.
Систематизация знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению систематизация - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Правильно поставленная систематизация учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на уроках математики.
На уроках обобщения и систематизации знаний выделяют наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности, основные теории и ведущие идеи, устанавливают причинно-следственные и другие связи и отношения между важнейшими
1.docx
Обзор литературы по теме: «Подготовка и проведение уроков обобщения
и систематизации знаний»
Одним из важнейших вопросов, способствующих дальнейшему
повышению успеваемости, достижению глубоких и прочных знаний у
учеников является вопрос о повторении ранее пройденного материала.
Без прочного сохранения приобретенных знаний, без умения
воспроизвести в необходимый момент, ранее пройденный материал, изучение
нового материала всегда будет сопряжено с большими трудностями и не дает
надлежащего эффекта.
«Обучение нельзя довести до основательности без возможно более
частых и особенно искусно поставленных повторений и упражнений»,
говорил Каменский.
Систематизация знаний учащихся является составной частью процесса
обучения. По определению систематизация это соотношение достигнутых
результатов с запланированными целями обучения. Правильно поставленная
систематизация учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать
получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую
помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности
создает благоприятные условия для развития познавательных способностей
учащихся и активизации их самостоятельной работы на уроках математики.
На уроках обобщения и систематизации знаний выделяют наиболее
общие и существенные понятия, законы и закономерности, основные теории и
ведущие идеи, устанавливают причинноследственные и другие связи и
отношения между важнейшими явлениями, процессами, событиями,
усваивают широкие категории понятий и их систем и наиболее общие
закономерности.
В связи с этим, в уроке обобщения и систематизации знаний выделяют
следующие структурные элементы:
1. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся;
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний
3. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений; 4. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их
применение для объяснения новых фактов и выполнения практических
заданий;
5. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой
систематизации знаний;
6. Подведение итогов урока. [7]
1.1. Статья Аралбаевой З.А. «Современный урок систематизации и
обобщения знаний учащихся»[9] посвящена характеристике уроков
обобщения и систематизации знаний.
Характеризуя и анализируя уроки обобщения и систематизации знаний,
Аралбаева З.А. отмечает:
1. Основное назначение: «Систематизация и обобщение способствуют
формированию прочных и систематичных знаний, а также таких приёмов
мышления, как: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, аналогия,
обобщение, конкретизация». [9]
2. Автор формулирует методические рекомендации:
a) «разрабатывая урок систематизации и обобщения знаний учащихся
необходимо решить проблему отбора и структурирования
содержания учебного материала, определить методы и приёмы,
которые будут применяться на данном уроке»; [9]
b) «на этапе подготовки к урокам систематизации и обобщения знаний
учителю необходимо:
распределить учащихся по разнородным группам, в составе от 3
до 5 человек;
организовать расстановку учебной мебели в классе, таким
образом, чтобы члены группы сидели лицом к лицу;
заранее подготовить карточки с разными вариантами задач.[9]
3. Выделяет структурные элементы урока:
I. Этап решения качественных задач.
Учитель читает качественные задачи, а ученики отвечают на них по
следующему принципу: сначала отвечает ученик из первой группы, который
раньше всех поднял руку. При правильном ответе балл идёт в счёт данного ученика и в копилку команды. Если же ответ неправильный, то право отвечать
переходит к следующей команде, участник которой первый поднимет руку.
Итогом первого этапа является заполнение учащимися таблиц при
прохождении данной темы.
II. Этап решения теоретических задач.
Каждая из команд получает по задаче (на различные методы решения) и
решает её в течение некоторого времени. Затем каждая группа по очереди у
доски представляет решение своей задачи всему классу, причём каждый член
группы должен отвечать за какойто конкретный этап решения задачи.
Например, если в группе 4 человека, то первый ученик анализирует условие
задачи второй представляет рисунок (чертёж, график к задаче), третий её
решение, четвёртый анализирует полученное решение. После того, как
группа представила решение своей задачи, группысоперники задают вопросы.
В конце второго этапа ученики перечисляют методы решения задач, а
также отмечают особенности каждого метода.
III. Этап решения экспериментальных задач.
Каждая команда получает по экспериментальной задаче и план
проведения экспериментальных исследований. Через некоторое время группы
вновь представляют решение всему классу. Так же, как и на этапе II каждый
ученик предоставляет индивидуальный отчёт и несёт личную ответственность
за успех своей группы. Например первый ученик представляет решение
задачи; второй результаты в виде расчетных таблиц, схем, графиков; третий
погрешности; четвёртый анализ результатов. Затем группысоперники
задают вопросы.
В конце третьего этапа ученики делают выводы, обобщая полученные в
ходе исследований результаты. [9]
Автор делает вывод, что решение задач самый эффективный метод
систематизации и обобщения знаний: «Следует отметить, что решение задач
является удобным и эффективным способом проверки и систематизации
знаний, умений и навыков учащихся, позволяет в наиболее рациональной
форме проводить повторение, систематизацию и обобщение ранее изученного материала, а также способствует актуализации и углублению полученных
знаний».[9]
1.2. В книге М.Н. Перова «Методика преподавания математики в
коррекционной школе» [4] в одном из пунктов «Уроки повторения обобщения
и систематизация знаний (усвоение способов действий в комплексе)»,
описывается урок обобщения и систематизации знаний учащихся.
В данной книге выделено:
1. Цель урока: «Целью таких уроков повторения, которые проводятся в
начале учебного года, является восстановление знаний учащихся за
прошлый учебный год, их систематизация и постепенная связь с
новым учебным материалом. Уроки повторения после изучения
темы или раздела имеют целью углубить знания, усиленно
фиксировать внимание учащихся на существенных признаках чисел,
действий, геометрических форм, понятий и т. д., сопоставлять
сравнивать сходные и контрастные понятия, действия, выработать у
учащихся обобщенные способы действий, т. е. способы действий в
комплексе». [4]
2. Место урока: в начале учебного года или после темы или раздела.
3. Структура урока:
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
организация учащихся класса;
проверка домашнего задания;
всесторонняя проверка знаний;
подготовка к обобщающей деятельности;
обобщение знаний силами учащихся;
обобщение знаний учителем, использование обобщенных
знаний при решении жизненнопрактических задач, заданий в
новых ситуациях;
домашнее задание;
подведение итога урока.[4]
VII.
VIII.
1.3. Публикация Чирковой Марии Михайловны « Обобщение и
систематизация знаний на уроке математики» [10] так же несет в себе описательную информацию об уроках систематизации и обобщении знаний
учащихся.
В своей публикации Чиркова Мария Михайловна выделяет:
1. Необходимости организации уроков: «Необходимость организации
обобщающего повторения обусловлена многими причинам: вопервых,
неизбежен процесс забывания, приводящий к потере четкости,
уменьшению объема знаний, к затруднениям, ошибкам и даже полной
невозможности припомнить то, что было в прошлом опыте. Вовторых,
особенность человеческого мышления такова, что даже простейшее
восприятие и запоминание требует неоднократного обращения к
материалу. Втретьих, повторение позволяет учителю скоординировать
свои действия по ликвидации пробелов в знаниях учащихся».
2. Методические рекомендации из личного опыта работы.
Автор так организовывает обобщающее повторение, чтобы: «оно не
только освежало, но и дополняло полученные знания новыми сведениями,
создавало предпосылку для более прочного закрепления и углубления всей
системы знаний, а также формировало сознательное отношение к учебе,
умение работать с учебной литературой, умение правильно организовывать
свой труд». [10]
Чиркова М.М. описывает, как нужно организовывать уроки:
1. Уроки обобщающего повторения удобно делать двухчасовыми.
2. Этапы проведения урока:
a. I этап уроков обобщения и систематизации называется
«Актуализация опорных знаний». На этом этапе проводится
систематизация знаний и умений учащихся, предполагающая
сведение всего изученного в единый комплекс, выделение в нем
главного и второстепенного, определение способов их взаимосвязи.
Она необходима каждому ученику, поэтому работать нужно со всем
классом, используя фронтальные формы учебной деятельности или
работу в группах. В процессе этой работы знания и умения учащихся группируются вокруг главного, стержневого момента учебного
образуя «островков» взаимосвязанных понятий,
материала,
изучавшихся на протяжении ряда уроков, единый их блок, удобный
для запоминания и дальнейшего использования, дающий целостное
b.
видение изученного материала.
Второй этап «Применение опорных знаний при решении задач».
Здесь планируются задачи (устные и письменные), наглядно
раскрывающие возможность использования изученного, то есть, в
которых максимально «задействован» основной материал.
Некоторые задачи предлагается решить разными способами. При
этом используются устные и «полуустные» формы решении задач,
решение задач по готовому рисунку и т.д. Решение устных задач с
заранее запланированной ошибкой важнейший этап урока
обобщения. К этому уроку подбираются задачи от одношаговых до
трехшаговых. Эта работа направлена на формирование у учащихся
умению проводить обоснование.
c. Проверка знаний «на прочность» осуществляется с помощью
продуманных вопросов «ловушек» удобно организовать с помощью
устных задач, т.к. в этом случае вопросы здесь же находят свое
разрешение.
d. При решении задач, требующих письменного оформления, для
экономии времени на уроке краткую запись условия некоторых из
них заранее заготавливаются на доске и по ним рассказываются их
содержание. Их решение учащиеся выполняют с полным
письменным обоснованием. При решении некоторых задач
ограничиваемся только составлением плана их решения. [10]
3. Место уроков: «Систематическое целенаправленное использование
обобщающего повторения используется в изучении больших тем,
разделов играет определенную положительную роль: помогает систематизировать знания, устраняет пробелы, успешно сдавать экзамены
в школе и в вузах, успешно продолжать обучение».[10]
1.4. В статье Скоробогатова Ольга Олеговна «Систематизация и
обобщение знаний учащихся в процессе обучения математике» [11] внимание
уделено урокам обобщения и систематизации знания учащихся.
В статье Ольга Олеговна выделяет:
1. Причины проведения урока систематизации и обобщения знаний: «Во
первых, неизбежен процесс забывания, что приводит к утрате четкости,
уменьшению объема знаний, к затруднениям и ошибкам, а иногда и полной
невозможности воспроизвести ранее изученный материал. Вовторых, при
возвращении к ранее изученному материалу создаются предпосылки для
получения новых знаний, прочного закрепления и углубления. Втретьих,
такое повторение дает возможность учителю скоординировать работу по
ликвидации пробелов в знаниях учащихся». [11]
2. Схема обобщения теоретических знаний:
обобщение понятий;
обобщение суждений;
обобщение теорий;
выделение содержательной линии.
3. Этапы обобщения и систематизации знаний в зависимости от роли и места в
учебном процессе:
a. Первичное обобщение осуществляется во время восприятия и
осознания учебного материала.
b. Частное или понятийное обобщения осуществляются на уроке в
процессе работы над усвоением новых понятий.
c. Поурочное обобщение и систематизация
заключаются в
определении между изучаемыми понятиями общих признаков и
свойств, в объединении усвоенных понятий в системы, в
раскрытии связей и отношений между элементами данной
системы, размещении их в определенном порядке. d. Тематическое обобщение и систематизация обеспечивают
усвоение целой системы или цикла понятий, изучаемых в течение
длительного времени.
e. Итоговое обобщение и систематизация
служат для
установления связей и отношений между системами знаний,
усвоенных в процессе овладения целым курсом.
f. Межпредметные
обобщения
и
систематизация
осуществляются по ряду родственных предметов (например,
математики, физики, химии, информатики и др.) на специальных
уроках межпредметного обобщающего повторения. [11]
Вывод:
Проанализировав статьи и пособия можно сделать следующий вывод:
1. Уроки обобщения и систематизации знаний удобнее проводить в начале
учебного года или после темы или раздела.
2. Уроки обобщающего повторения удобно делать двухчасовыми.
3. Основное назначение урока формирование прочных и систематичных
знаний, а также таких приёмов мышления, как: анализ, синтез,
абстрагирование, сравнение, аналогия, обобщение, конкретизация.
4. Структура урока:
a) организация учащихся класса;
b) проверка домашнего задания;
c) всесторонняя проверка знаний;
d) подготовка к обобщающей деятельности;
e) обобщение знаний силами учащихся;
f) обобщение знаний учителем, использование обобщенных
знаний при решении жизненнопрактических задач, заданий в
новых ситуациях;
g) домашнее задание;
h) подведение итога урока»
4. Методические рекомендации к проведению урока:
a. Решить проблему отбора и структурирования содержания
учебного материала;
b. Определить методы и приёмы, которые будут применяться на
данном уроке; c. Распределить учащихся по разнородным группам, в составе от 3
до 5 человек;
d. Заранее подготовить карточки с разными вариантами задач.
Обзор литературы по теме: «Подготовка и проведение уроков обобщения и систематизации знаний»
Обзор литературы по теме: «Подготовка и проведение уроков обобщения и систематизации знаний»
Обзор литературы по теме: «Подготовка и проведение уроков обобщения и систематизации знаний»
Обзор литературы по теме: «Подготовка и проведение уроков обобщения и систематизации знаний»
Обзор литературы по теме: «Подготовка и проведение уроков обобщения и систематизации знаний»
Обзор литературы по теме: «Подготовка и проведение уроков обобщения и систематизации знаний»
Обзор литературы по теме: «Подготовка и проведение уроков обобщения и систематизации знаний»
Обзор литературы по теме: «Подготовка и проведение уроков обобщения и систематизации знаний»
Обзор литературы по теме: «Подготовка и проведение уроков обобщения и систематизации знаний»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.