Чему авторы находят свои объяснения?
– Сегодня мы будем читать сказку другого писателя, но в ней есть сходство с уже прочитанными. А какое, постарайтесь увидеть сами.
2) Чтение заголовка и фамилии автора.
– Как бы вы сами ответили на вопрос в заголовке?
– Как вы думаете, почему в заглавии нет вопросительного знака?
(Автор не спрашивает читателя, куда прячется лето, а наоборот, сам это объясняет.)
– Какими вы представляете себе лето, зиму?
3) Рассматривание иллюстрации.
– Есть ли в ней ответ на вопрос, куда прячется лето?
2. Работа с текстом во время чтения.
1) Чтение сказки про себя.
– Куда же прячется лето? Оправдались ли наши предположения?
2) Чтение вслух по абзацам и беседа по ходу чтения.
Литературное чтение
Урок 116.
Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо».
Тема: Очеловеченный мир сказок Б. Сергуненкова (сказки «Куда лето прячется», «Одуванчик»).
Цели:
– формируем умение объяснять выбор автором заглавия произведения;
– формируем умение характеризовать особенности прослушанного художественного произведения;
– формируем умение передавать последовательность сюжета, описывать героев.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1
Проверка домашнего задания.
Пересказимпровизация сказки Г. Цыферова «Про чудака лягушонка».
– Получился ли новый вариант сказки?
– Что удалось?
II. Развитие
умений.
2 1 4 3 3 3
I. Работа со сказкой «Куда лето прячется».
1. Работа с текстом до чтения.
1) Беседа.
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
подробно пересказывать
небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на развороте
учебника.
4. Находить ответы на вопросы в
тексте, иллюстрациях.
© ООО «Баласс», 2012
1– Читая сказки В. Хмельницкого и Г. Цыферова, мы нашли в некоторых из
них поэтическое объяснение возникновению предметов, явлений.
Вспомните эти сказки.
– Чему авторы находят свои объяснения?
– Сегодня мы будем читать сказку другого писателя, но в ней есть
сходство с уже прочитанными. А какое, постарайтесь увидеть сами.
2) Чтение заголовка и фамилии автора.
– Как бы вы сами ответили на вопрос в заголовке?
– Как вы думаете, почему в заглавии нет вопросительного знака?
(Автор не спрашивает читателя, куда прячется лето, а наоборот, сам это
объясняет.)
– Какими вы представляете себе лето, зиму?
3) Рассматривание иллюстрации.
– Есть ли в ней ответ на вопрос, куда прячется лето?
2. Работа с текстом во время чтения.
1) Чтение сказки про себя.
– Куда же прячется лето? Оправдались ли наши предположения?
2) Чтение вслух по абзацам и беседа по ходу чтения.
1й абзац:
– Хотели бы вы, чтобы всегда было только лето?
Дети высказываются и за и против лета.
– Как вы думаете, автор любит лето? Из каких слов это видно?
2й абзац:
– Какой мы видим зиму? (Терпеливой, обиженной.)
– Согласны ли вы с зимой?
3й абзац:
– И правда, куда деваться лету?
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной
и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать последова
тельность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе работы с
иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям, выражать
эмоции.
2. Оценивать поступки в
© ООО «Баласс», 2012
2соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
– Жалко ли вам его?
4й абзац:
– Почему почки смогли спрятать лето?
Чтение до конца.
– Как люди узнают, что лето пришло?
– Как вы понимаете: вырвалось, выкатилось лето на землю?
3) Беседа по вопросам учебника.
3. Работа с текстом после чтения.
Повторное обращение к иллюстрации.
– В чём художник следует тексту сказки, а в чём отступает от него?
Почему?
– Как вы относитесь к замыслу художника?
II. Работа со сказкой «Одуванчик».
1. Работа с текстом до чтения.
– Одной из примет наступающего тепла является цветок. Догадайтесь, как
он называется.
Ученики читают загадку в тетради на с. 52, задание 1.
– Конечно, это одуванчик. Помните, в сказке В. Хмельницкого волшебная
снежинка превращается в подснежник. Вот и первые лучи весеннего солнца
превращаются в одуванчики. А как им живётся? О чём они думают? Что
видят во сне? Ответы на эти вопросы вы найдёте в сказке «Одуванчик».
2. Работа с текстом во время чтения.
1) Чтение про себя.
– Сбылась ли мечта одуванчика? Как?
2) Чтение текста вслух по абзацам.
Ученики после чтения абзаца задают вопросы.
3. Работа с текстом после чтения.
© ООО «Баласс», 2012
31) Беседа по вопросам учебника.
– Что необычного увидел автор в обыкновенном цветке?
– Какую сказку В. Хмельницкого напоминает сказка «Одуванчик»?
(«Гора».)
– Какой приём использует Б. Сергуненков в сказках? (Олицетворение.)
2) Формулирование главной мысли (тетрадь, с. 52, задание 3).
3) Подготовка к пересказу: чтение ключевых слов, завершение плана
(задание 2, с. 52 тетради).
4) Рассказ учителя о писателе.
– «Я очеловечиваю мир…», – сказал както петербургский писатель Борис
Сергуненков. Что лучше всего подходит для подобного занятия? Конечно
же, сказки. Их у Бориса Николаевича наберётся на несколько полновесных
сборников: «Чудесная репа», «Летний сад и Зимняя канавка», «Маленькая
дверь на балконе», сказки из циклов «Кот белый – кот чёрный», «Конь
Мотылёк», «Кувшин», «Великий пёс Полкан»; отдельно издавалась
сказочная повесть «Лесная лошадь». Казалось бы, вполне удачная
писательская судьба. Тем удивительнее тот факт, что в один прекрасный
(ужасный?) день Борис Николаевич дал обет больше не писать. Совсем. С
тех пор так и не пишет.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
– Как вы понимаете слова писателя: «Я очеловечиваю мир…»?
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
ΙΙΙ
. Итог.
© ООО «Баласс», 2012
4Ι
V. Домашнее
задание.
Пересказать сказку «Одуванчик» по плану и ключевым словам (тетрадь, с.
52, задание 2).
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп
и тон речи.
© ООО «Баласс», 2012
5