Очеловеченный мир сказок Б. Сергуненкова (сказки «Куда лето прячется», «Одуванчик»).

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Чему авторы находят свои объяснения? – Сегодня мы будем читать сказку другого писателя, но в ней есть сходство с уже прочитанными. А какое, постарайтесь увидеть сами. 2) Чтение заголовка и фамилии автора. – Как бы вы сами ответили на вопрос в заголовке? – Как вы думаете, почему в заглавии нет вопросительного знака? (Автор не спрашивает читателя, куда прячется лето, а наоборот, сам это объясняет.) – Какими вы представляете себе лето, зиму? 3) Рассматривание иллюстрации. – Есть ли в ней ответ на вопрос, куда прячется лето? 2. Работа с текстом во время чтения. 1) Чтение сказки про себя. – Куда же прячется лето? Оправдались ли наши предположения? 2) Чтение вслух по абзацам и беседа по ходу чтения.
Иконка файла материала konsp_lit_2kl_ur116.doc
Литературное чтение Урок 116. Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема: Очеловеченный мир сказок Б. Сергуненкова (сказки «Куда лето прячется», «Одуванчик»). Цели: – формируем умение объяснять выбор автором заглавия произведения; – формируем умение характеризовать особенности прослушанного художественного произведения; – формируем умение передавать последовательность сюжета, описывать героев. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. 1  Проверка домашнего задания. Пересказ­импровизация сказки Г. Цыферова «Про чудака лягушонка». – Получился ли новый вариант сказки? – Что удалось? II. Развитие  умений. 2  1  4  3  3  3  I. Работа со сказкой «Куда лето прячется». 1. Работа с текстом до чтения. 1) Беседа. Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию  из одной формы в другую:  подробно пересказывать  небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате  совместной работы класса и  учителя. 3. Ориентироваться на развороте  учебника. 4. Находить ответы на вопросы в  тексте, иллюстрациях. © ООО «Баласс», 2012 1– Читая сказки В. Хмельницкого и Г. Цыферова, мы нашли в некоторых из них   поэтическое   объяснение   возникновению   предметов,   явлений. Вспомните эти сказки. – Чему авторы находят свои объяснения? –  Сегодня   мы   будем   читать   сказку   другого   писателя,   но   в   ней   есть сходство с уже прочитанными. А какое, постарайтесь увидеть сами. 2) Чтение заголовка и фамилии автора. – Как бы вы сами ответили на вопрос в заголовке? – Как вы думаете, почему в заглавии нет вопросительного знака? (Автор не спрашивает читателя, куда прячется лето, а наоборот, сам это объясняет.) – Какими вы представляете себе лето, зиму? 3) Рассматривание иллюстрации. – Есть ли в ней ответ на вопрос, куда прячется лето? 2. Работа с текстом во время чтения. 1) Чтение сказки про себя. – Куда же прячется лето? Оправдались ли наши предположения? 2) Чтение вслух по абзацам и беседа по ходу чтения. 1­й абзац: – Хотели бы вы, чтобы всегда было только лето?  Дети высказываются и за и против лета. – Как вы думаете, автор любит лето? Из каких слов это видно? 2­й абзац: – Какой мы видим зиму? (Терпеливой, обиженной.) – Согласны ли вы с зимой? 3­й абзац: – И правда, куда деваться лету? Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать речь других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной  и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в  группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать  цель деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать последова­ тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё  предположение на основе работы с  иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям, выражать  эмоции. 2. Оценивать поступки в  © ООО «Баласс», 2012 2соответствии с определённой  ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. – Жалко ли вам его? 4­й абзац: – Почему почки смогли спрятать лето? Чтение до конца. – Как люди узнают, что лето пришло? – Как вы понимаете: вырвалось, выкатилось лето на землю? 3) Беседа по вопросам учебника. 3. Работа с текстом после чтения. Повторное обращение к иллюстрации. –  В   чём   художник   следует   тексту   сказки,   а   в   чём   отступает   от   него? Почему? – Как вы относитесь к замыслу художника? II. Работа со сказкой «Одуванчик». 1. Работа с текстом до чтения. – Одной из примет наступающего тепла является цветок. Догадайтесь, как он называется.  Ученики читают загадку в тетради на с. 52, задание 1. – Конечно, это одуванчик. Помните, в сказке В. Хмельницкого волшебная снежинка превращается в подснежник. Вот и первые лучи весеннего солнца превращаются в одуванчики. А как им живётся? О чём они думают? Что видят во сне? Ответы на эти вопросы вы найдёте в сказке «Одуванчик». 2. Работа с текстом во время чтения. 1) Чтение про себя. – Сбылась ли мечта одуванчика? Как? 2) Чтение текста вслух по абзацам. Ученики после чтения абзаца задают вопросы. 3. Работа с текстом после чтения. © ООО «Баласс», 2012 31) Беседа по вопросам учебника. – Что необычного увидел автор в обыкновенном цветке? –  Какую   сказку   В.   Хмельницкого   напоминает   сказка   «Одуванчик»? («Гора».) – Какой приём использует Б. Сергуненков в сказках? (Олицетворение.) 2) Формулирование главной мысли (тетрадь, с. 52, задание 3). 3)  Подготовка   к   пересказу:   чтение   ключевых   слов,   завершение   плана (задание 2, с. 52 тетради). 4) Рассказ учителя о писателе. – «Я очеловечиваю мир…», – сказал как­то петербургский писатель Борис Сергуненков. Что лучше всего подходит для подобного занятия? Конечно же, сказки. Их у Бориса Николаевича наберётся на несколько полновесных сборников: «Чудесная репа», «Летний сад и Зимняя канавка», «Маленькая дверь на балконе», сказки из циклов «Кот белый – кот чёрный», «Конь Мотылёк»,   «Кувшин»,   «Великий   пёс   Полкан»;   отдельно   издавалась сказочная   повесть   «Лесная   лошадь».   Казалось   бы,   вполне   удачная писательская судьба. Тем удивительнее тот факт, что в один прекрасный (ужасный?) день Борис Николаевич дал обет больше не писать. Совсем. С тех пор так и не пишет. –  Что   мы   делали?   (Читали   текст,   отвечали   на   вопросы   по   тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? – Как вы понимаете слова писателя: «Я очеловечиваю мир…»? – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? ΙΙΙ . Итог. © ООО «Баласс», 2012 4Ι V. Домашнее  задание. Пересказать сказку «Одуванчик» по плану и ключевым словам (тетрадь, с. 52, задание 2). Деятельность учащихся: – Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. – Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп  и тон речи. © ООО «Баласс», 2012 5

Посмотрите также