Окружающий мир 1 класс ФГС пояснительная записка
Оценка 4.9

Окружающий мир 1 класс ФГС пояснительная записка

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
1 кл
28.02.2018
Окружающий мир 1 класс ФГС пояснительная записка
Публикация является частью публикации:
пояснительная записка.docx
1.Пояснительная записка          Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе   Федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования, Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности  гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.          Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено  на достижение следующих целей: — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе  единства рационально­научного познания и эмоционально­ценностного осмысления  ребенком личного опыта общения с людьми и природой;  —  духовно­нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях  культурного и конфессионального многообразия российского общества.           Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в  котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего  места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в  различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения  эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко  выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие,  обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и  социально­гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в  его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально­гуманитарных наук в их единстве  и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать  явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в  ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с  интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное,  так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую  панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной  школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных  предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории,  литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции  естественно­научных и социально­гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном  соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи  экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных  национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на  этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как  важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный  фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для  дальнейшего развития личности. Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные  естественными и социально­гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения  мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых  установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру  природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных,  компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и  участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико­ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся  осмысливать причинно­следственные связи в окружающем мире, в том числе на  многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими  возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и  культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений  проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире  природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо­ и культуросообразного поведения в окружающей природной и  социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной  школы значительную роль в духовно­нравственном развитии и воспитании личности,  формирует вектор культурно­ценностных ориентации младшего школьника в соответствии  с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.  Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на  уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства,  технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально­ научному и эмоционально­ценностному постижению окружающего мира. 2.Общая характеристика курса Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации  программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к  которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для  начальной школы атласа­определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем  (моделей); 3) эколого­этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру  природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих  норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для  чтения по экологической этике. 3. Место курса в учебном плане: На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в  неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели). 4.Ценностные ориентиры содержания курса • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и  общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию  закономерностей окружающего мира природы и социума. • Человечество как многообразие народов, культур, религий. • Международное сотрудничество как основа мира на Земле. • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви  к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. • Семья как основа духовно­нравственного развития и воспитания личности, залог  преемственности культурно­ценностных традиций народов России от поколения к  поколению и жизнеспособности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое,  духовно и социально­нравственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко­ культурному наследию, к самому себе и окружающим людям. 5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» в 1 классе. Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир в 1­м классе является  формирование следующих умений: Знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье, родственникам, любовь к родителям. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и  ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие. Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее). Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать  конкретнее поступки как хорошие или плохие. Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими  людьми; выполнять правила поведения в общественных местах. Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту. Освоить роли ученика; формирование интереса к учению; В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить. Развивать эколого­этическую деятельность анализ собственного отношения к миру  природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе). Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1­м классе  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией  учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных  вопросов; Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку  деятельности класса на уроке. Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью  учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на  развороте, в оглавлении). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания; Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной  работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их  образы. Моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем. Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать  небольшие тексты, называть их тему. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им  (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура  поведения в общественных местах). Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать  ролевые игры). Формировать умение работать в группах и парах. Составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»; Предметные результаты:  Обучающиеся научатся: • называть нашу планету, родной страной и ее столицу; регион, где живут обучающиеся;  родной город (село); •знать государственную символику России: флаг, герб, гимн; • государственные праздники; • основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды; • общие условия, необходимые для жизни живых организмов; • уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные  размеры); • вести наблюдения в природе. • различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их  роль в жизни человека; • называть окружающие предметы и их взаимосвязи; • называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение  к миру; знать названия дней недели; • вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике; •уметь выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды; • уметь объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей; • группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей; • различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами;  отображать их на рисунке (схеме); • различать овощи и фрукты; • выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними  животными (кошкой, собакой); • особенности труда людей наиболее распространенных профессий. • оценивать правильность поведения в быту (правила общения); • знать правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы;  знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знать  правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров  транспортных средств) и соблюдать их; •знать назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход; • знать правила сохранения и укрепления здоровья. 6. Содержание учебного предмета В 1 классе еще не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы  программы те или иные предметные области действительности (например, живая природа,  техника и т. д.).  Первый круг вопросов, сгруппированных в теме « Что и кто?», обеспечивает  формирование у детей представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и  свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно  непосредственному чувственному опыту детей.              Второй круг вопросов (тема «Как, откуда и куда?») ­ это познание учащимися  различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с  деятельностью людей.            Третий круг вопросов (тема «Где и когда?») развивает представления детей о  пространстве и времени, а четвертый (тема «Почему и зачем?») ­обеспечивает опыт  причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или  иной человеческой деятельности.           Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир  неживой природы; растения и животные; мир людей и созданных ими предметов; наше  здоровье и безопасность; экология.           Предпочтительные формы организации учебного процесса: фронтальная, парная,  индивидуальная. Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос, в меньшей  степени письменный опрос.

Окружающий мир 1 класс ФГС пояснительная записка

Окружающий мир 1 класс ФГС пояснительная записка

Окружающий мир 1 класс ФГС пояснительная записка

Окружающий мир 1 класс ФГС пояснительная записка

Окружающий мир 1 класс ФГС пояснительная записка

Окружающий мир 1 класс ФГС пояснительная записка

Окружающий мир 1 класс ФГС пояснительная записка

Окружающий мир 1 класс ФГС пояснительная записка

Окружающий мир 1 класс ФГС пояснительная записка

Окружающий мир 1 класс ФГС пояснительная записка

Окружающий мир 1 класс ФГС пояснительная записка

Окружающий мир 1 класс ФГС пояснительная записка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2018