Опера: история создания жанра

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Опера (в переводе с итальянского – труд, сочинение) - это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: музыку, драматургию, хореографию (балет), изобразительное искусство (декорации, костюмы). Термин «опера» закрепился не сразу. Первые оперы возникли на рубеже XVI-XVII вв. и назывались музыкальными сочинениями (opera in musica), «драмами на музыке» (drama per musica) или «пьесами на музыке» (comedia in musica). Определения эти были неустойчивыми, ибо и сам жанр на первых порах еще не получил определенной структуры. Одно из первых подлинно великих оперных произведений – «Орфей» (1606) К. Монтеверди, - было названо автором «сказкой на музыке». В других европейских странах также существовали разные определения нового жанра: во Франции – «лирическая трагедия», в Германии и Австрии – «зингшпиль», в Испании – «тонадилья» и «сарсуэла». В России в XVIII веке оперные произведения иногда назывались «драма с голосом».
Иконка файла материала конспект.docx
Опера: история создания жанра 1. Термин «опера» Опера  (в   переводе   с   итальянского   –   труд,   сочинение)   ­   это синтетический   жанр,   объединяющий   в   едином   театральном   действии различные   виды   искусств:   музыку,   драматургию,   хореографию   (балет), изобразительное искусство (декорации, костюмы).  Термин «опера» закрепился не сразу. Первые оперы возникли на рубеже XVI­XVII  вв.   и   назывались   музыкальными   сочинениями   (opera  in  musica), «драмами на музыке» (drama per musica) или «пьесами на музыке» (comedia in musica). Определения эти были неустойчивыми, ибо и сам жанр на первых порах еще не получил определенной структуры. Одно из первых подлинно великих   оперных   произведений   –   «Орфей»   (1606)   К.   Монтеверди,   ­   было названо автором «сказкой на музыке». В других европейских странах также существовали разные определения нового жанра: во Франции – «лирическая трагедия», в Германии и Австрии – «зингшпиль», в Испании – «тонадилья» и «сарсуэла». В России в XVIII веке оперные произведения иногда назывались «драма с голосом».   2. Возникновение и развитие оперы Развитие   оперы   тесно   связано   с   историей   культуры   человеческого общества.   Она   отражала   острые   проблемы   современности   —   социальное неравенство,   патриотизм.   борьбу   за   национальную   независимость,   Опера как особый вид искусства возникла в конце XVI в. в Италии   под   воздействием   гуманистических   идей   эпохи итальянского Возрождения.  Первой   считают   оперу   композитора Я.   Пери «Эвридика», поставленную   6   октября   1600   г.   во   флорентийском   дворце  Пери переложил   на   музыку   то,   что   создал Питти. поэт Оттавио Ринуччини.  С   итальянской   национальной   культурой   связано происхождение оперы.  Это опера­сериа (серьезная  опера), написанная  на героико­мифологический или легендарно­исторический сюжет с преобладанием сольных номеров, без хора и балета. Классические образцы подобной оперы создал А. Скарлатти.  Жанр оперы­буффа (комической   оперы)   возник   в   XVIII   в.   на   основе реалистических   комедий   и   народно­песенного   творчества   как   вид демократического искусства. Опера­буффа значительно обогатила вокальные формы в  операх, появились   различные  типы арий и  ансамблей,  речитатив, развернутые   финалы.   Создателем   этого   жанра   был   Дж.   Б.   Перголези («Служанка­госпожа»,1733). С развитием немецкого национального музыкального театра связана немецкая различных типов     и   развитиекомическая опера   —   зингшпиль,   в   которой   пение   и   танцы   чередуются   с разговорными   диалогами.   Венский   зингшпиль   отличался   сложностью музыкальных форм. Классический образец зингшпиля — опера В. А. Моцарта «Похищение из сераля» (1782). Французский музыкальный театр подарил миру в конце 20­х гг. XIX в. так называемую «большую оперу» — монументальную красочную,   сочетающую   исторический   сюжет, пафос,   драматизм   с   внешней   декоративностью   и сценическими эффектами. Две традиционные ветви французской   оперы   —   лирическая   комедия   и комическая   опера   —   были   проникнуты   идеями борьбы   с   тиранией,   преданности   высокому   долгу, идеями   Великой   французской   революции   1789— 1794   гг.   Для   французского   театра   в   это   время характерен жанр «опера­балет», где балетные сцены вокальным.  равноценны В   русской   музыке   примером   такого   спектакля   является   «Млада»   Н.   А. Римского­Корсакова (1892). Большое влияние на развитие оперного искусства оказало творчество Р. Вагнера, Дж. Верди, Дж. Пуччини.   3. Опера в России Первые оперы в России появились в 70­х гг. XVIII в. под влиянием идей, выражавшихся   в   стремлении   правдиво   изобразить   народную   жизнь.   Оперы представляли   собой   пьесы   с   музыкальными   эпизодами,   в   музыке использовались в значительной степени бытовые интонации, народные песни. Это   оперы   «Мельник   —   колдун,   обманщик   и   сват»   М.   М.   Соколовского, «Санкт­петербургский гостиный двор» М. А. Матинского и В. А. Пашкевича, «Ямщики на подставе» Е. И. Фомина, «Скупой», «Несчастье от кареты» Пашкевича, «Сокол» Д. С.Бортнянского и др. С   30­х   гг.   XIX   в.   русская   опера   вступает   в   свой классический   период.   Основоположник   русской   оперной классики М.   И.   Глинка создал   народно­патриотическую оперу   «Иван   Сусанин»   (1836)   и   сказочно­эпическую «Руслан   и   Людмила»   (1842),положив   тем   самым   начало двум   важнейшим   направлениям   русского   музыкального театра:   исторической   опере   и   волшебно­эпической.   А.   С.   Даргомыжский создал   первую   в   России   социально­бытовую   оперу   «Русалка»   (1855).  Эпоха   60­х   гг.   вызвала   дальнейший   подъем   русской   оперы,   который   былсвязан с творчеством композиторов «Могучей кучки», П. И. Чайковского, перу которого принадлежат 10 опер.  4. Опера в XX веке   Л.Яначека,   К.Дебюсси, Жизненность оперы в XX веке подтвердили произведения Дж. Пуччини, Р.Штрауса,   С.Прокофьева, Д.Шостаковича,   Р.Щедрина   и   многих   других   композиторов.   Синтез классического   жанра   и   рок­музыки   рождает   новую   разновидность   –  рок­ оперу.  Не может устареть жанр, в котором отражены проблемы, волнующие человечество,   жанр,   в   котором   сливаются   музыка,   поэтическое   слово, сценическое действие, ­ жанр, обращенный к разуму и душе человека.     П.Хиндемита,