Опера (в переводе с итальянского – труд, сочинение) - это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: музыку, драматургию, хореографию (балет), изобразительное искусство (декорации, костюмы).
Термин «опера» закрепился не сразу. Первые оперы возникли на рубеже XVI-XVII вв. и назывались музыкальными сочинениями (opera in musica), «драмами на музыке» (drama per musica) или «пьесами на музыке» (comedia in musica). Определения эти были неустойчивыми, ибо и сам жанр на первых порах еще не получил определенной структуры. Одно из первых подлинно великих оперных произведений – «Орфей» (1606) К. Монтеверди, - было названо автором «сказкой на музыке». В других европейских странах также существовали разные определения нового жанра: во Франции – «лирическая трагедия», в Германии и Австрии – «зингшпиль», в Испании – «тонадилья» и «сарсуэла». В России в XVIII веке оперные произведения иногда назывались «драма с голосом».
Опера: история создания жанра
1. Термин «опера»
Опера (в переводе с итальянского – труд, сочинение) это
синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии
различные виды искусств: музыку, драматургию, хореографию (балет),
изобразительное искусство (декорации, костюмы).
Термин «опера» закрепился не сразу. Первые оперы возникли на рубеже
XVIXVII вв. и назывались музыкальными сочинениями (opera in musica),
«драмами на музыке» (drama per musica) или «пьесами на музыке» (comedia in
musica). Определения эти были неустойчивыми, ибо и сам жанр на первых
порах еще не получил определенной структуры. Одно из первых подлинно
великих оперных произведений – «Орфей» (1606) К. Монтеверди, было
названо автором «сказкой на музыке». В других европейских странах также
существовали разные определения нового жанра: во Франции – «лирическая
трагедия», в Германии и Австрии – «зингшпиль», в Испании – «тонадилья» и
«сарсуэла». В России в XVIII веке оперные произведения иногда назывались
«драма с голосом».
2. Возникновение и развитие оперы
Развитие оперы тесно связано с историей культуры человеческого
общества. Она отражала острые проблемы современности — социальное
неравенство,
патриотизм.
борьбу за национальную независимость,
Опера как особый вид искусства возникла в конце XVI в. в
Италии под воздействием гуманистических идей эпохи
итальянского
Возрождения.
Первой считают оперу композитора Я. Пери «Эвридика»,
поставленную 6 октября 1600 г. во флорентийском дворце
Пери переложил на музыку то, что создал
Питти.
поэт Оттавио Ринуччини.
С итальянской национальной культурой связано
происхождение
оперы.
Это операсериа (серьезная опера), написанная на героикомифологический
или легендарноисторический сюжет с преобладанием сольных номеров, без
хора и балета. Классические образцы подобной оперы создал А. Скарлатти.
Жанр оперыбуффа (комической оперы) возник в XVIII в. на основе
реалистических комедий и народнопесенного творчества как вид
демократического искусства. Операбуффа значительно обогатила вокальные
формы в операх, появились различные типы арий и ансамблей, речитатив,
развернутые финалы. Создателем этого жанра был Дж. Б. Перголези
(«Служанкагоспожа»,1733).
С развитием немецкого национального музыкального театра связана немецкая
различных
типов
и
развитиекомическая опера — зингшпиль, в которой пение и танцы чередуются с
разговорными диалогами. Венский зингшпиль отличался сложностью
музыкальных форм. Классический образец зингшпиля — опера В. А. Моцарта
«Похищение из сераля» (1782).
Французский музыкальный театр подарил миру в конце 20х гг. XIX в. так
называемую «большую оперу» — монументальную
красочную, сочетающую исторический сюжет,
пафос, драматизм с внешней декоративностью и
сценическими эффектами. Две традиционные ветви
французской оперы — лирическая комедия и
комическая опера — были проникнуты идеями
борьбы с тиранией, преданности высокому долгу,
идеями Великой французской революции 1789—
1794 гг. Для французского театра в это время
характерен жанр «операбалет», где балетные сцены
вокальным.
равноценны
В русской музыке примером такого спектакля является «Млада» Н. А.
РимскогоКорсакова (1892). Большое влияние на развитие оперного искусства
оказало творчество Р. Вагнера, Дж. Верди, Дж. Пуччини.
3. Опера в России
Первые оперы в России появились в 70х гг. XVIII в. под влиянием идей,
выражавшихся в стремлении правдиво изобразить народную жизнь. Оперы
представляли собой пьесы с музыкальными эпизодами, в музыке
использовались в значительной степени бытовые интонации, народные песни.
Это оперы «Мельник — колдун, обманщик и сват» М. М. Соколовского,
«Санктпетербургский гостиный двор» М. А. Матинского и В. А. Пашкевича,
«Ямщики на подставе» Е. И. Фомина, «Скупой», «Несчастье
от кареты» Пашкевича, «Сокол» Д. С.Бортнянского и др.
С 30х гг. XIX в. русская опера вступает в свой
классический период. Основоположник русской оперной
классики М. И. Глинка создал народнопатриотическую
оперу «Иван Сусанин» (1836) и сказочноэпическую
«Руслан и Людмила» (1842),положив тем самым начало
двум важнейшим направлениям русского музыкального
театра: исторической опере и волшебноэпической. А. С. Даргомыжский
создал первую в России социальнобытовую оперу «Русалка» (1855).
Эпоха 60х гг. вызвала дальнейший подъем русской оперы, который былсвязан с творчеством композиторов «Могучей кучки», П. И. Чайковского,
перу которого принадлежат 10 опер.
4. Опера в XX веке
Л.Яначека,
К.Дебюсси,
Жизненность оперы в XX веке подтвердили произведения Дж. Пуччини,
Р.Штрауса,
С.Прокофьева,
Д.Шостаковича, Р.Щедрина и многих других композиторов. Синтез
классического жанра и рокмузыки рождает новую разновидность – рок
оперу. Не может устареть жанр, в котором отражены проблемы, волнующие
человечество, жанр, в котором сливаются музыка, поэтическое слово,
сценическое действие, жанр, обращенный к разуму и душе человека.
П.Хиндемита,