Описание педагогического опыта по теме "Развитие познавательной самостоятельности учащихся"
Оценка 4.7

Описание педагогического опыта по теме "Развитие познавательной самостоятельности учащихся"

Оценка 4.7
Научные работы
docx
химия
11 кл
09.01.2019
Описание педагогического опыта по теме "Развитие познавательной самостоятельности учащихся"
Проблема формирования продуктивного мышления школьников актуальна в условиях современного общества, которое предъявляет новые требования к каждому человеку в связи с быстрыми темпами научно-технического прогресса. Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют и от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. В моей педагогической практике проблема развития познавательной самостоятельности также является актуальной. Ее решение важно для успешного овладения учащимися современным содержанием школьного образования, поэтому я стала искать способы повышения эффективности процесса обучения в направлении самостоятельности учебно-познавательной деятельности учащихся на каждой образовательной ступени.
описание педагогического опыта.docx
«Описание педагогического опыта работы»  учитель информатики и химии   МАОУ Мальковская СОШ Гурская Ольга Юрьевна Проблема формирования продуктивного мышления школьников актуальна в   условиях   современного   общества,   которое   предъявляет   новые   требования   к каждому человеку в связи с быстрыми темпами научно­технического прогресса. Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют и от школьного   педагога   нового   подхода   к   процессу   обучения.   В   современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Из материалов ФГОС второго поколения одним из ценностных ориентиров указано «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации».  Исследования   проводимые   группой   ученых   Красносельского   района Санкт­Петербурга,   в   2014  году   с  7­9   классами,  590   лицея,   показал   с   какими трудностями   сталкиваются   подростки   в   процессе   самостоятельной познавательной активности. В   моей   педагогической   практике   проблема   развития   познавательной самостоятельности также является актуальной. Ее решение важно для успешного овладения   учащимися   современным   содержанием   школьного   образования, поэтому я стала искать способы повышения эффективности процесса обучения в направлении самостоятельности учебно­познавательной деятельности учащихся на каждой образовательной ступени. Работая по  направлению «Развитие познавательной самостоятельности учащихся средствами информационных технологий», в своей педагогической деятельности выделила основные ориентиры: • формировать у учащихся умения отбора и систематизации информации для создания заданного продукта, самостоятельного анализа и преобразования информации из одной формы в другую (текст, таблица, схема); • развивать   у   учащихся   навыки   применения   проектной   и   учебно­ исследовательской деятельности. В   словаре   Г. М. Коджаспировой,   А. Ю. Коджаспирова   «познавательная самостоятельность»   трактуется   как   «одно   из   ведущих   качеств   личности, выражающееся   в   умении   ставить   перед   собой   определенные   цели   и добиваться их достижения собственными силами»  В   разработку   теории     самостоятельной   познавательной   деятельности   большой вклад внес П. И. Пидкасистый . Он писал, что любая деятельность представляет собой   систему,   содержащую   в   себе   следующие   основные   компоненты: содержательную   сторону   (знания),   оперативную   (действия),   результативную сторону (новый социальный опыт). Современные педагоги и психологи выделяют три уровня познавательной самостоятельности:   подражательно­пассивный   (низкий),   активно­поисковый (средний),   интенсивно­творческий   (высокий).   Содержательную   характеристику этих уровней дал Орлов В.Н. Низкий уровень самостоятельности проявляется тем,   что   ученик   может   действовать   по   готовому   образцу.   Средний   уровень самостоятельности ­ это свободное применение знаний в знакомой, стандартной ситуации. Если учебную задачу усложнить или переформулировать, то у ученика возникают   затруднения   и   неудачи.   Высокий   уровень   самостоятельности характеризует то, что ученик применяет знания в новой, нестандартной ситуации. При этом   он прогнозирует собственную деятельность: цель, проблему, этапы решения.  Определить   уровни   познавательной   деятельности   учащихся   можно   по методикам   Ч.   Д.   Спилбергера,   А.   К.   Осницкого.   Оценка   познавательной самостоятельности   школьников   производится   по   следующей   шкале:   низкий уровень – 23 ­ 39 %, средний – 40 ­ 54 %, высокий уровень – 55­ 70%. Показатели познавательной самостоятельности:  Мотивация к самостоятельной деятельности;  Творческая деятельность;  Развитие творческого мышления;  Оценка   (самооценка)   готовности   к   самостоятельной   познавательной деятельности. Для   внедрения   концепции   развития   познавательной   самостоятельности   в учебный   процесс   определила   для   себя   объект,   предмет   исследования   и выдвинула гипотезу:   объект  ­  анализ    педагогического  процесса.  предмет   ­   формы   и   методы   урочной   и   внеурочной   деятельности, способствующие развитию познавательной самостоятельности учащихся.  гипотезу: формы и методы педагогической деятельности, используемые на уроках   информатики   и   ИКТ   и   внеурочной   деятельности,   успешно способствуют развитию познавательной самостоятельности учащихся. Через технологию интеграции учебных предметов, таких как информатика и   математика   (по   темам   «Признаки   равенства   треугольников»,   «Применение математики   в   информатике»   7   класс),     информатика   и   физика   (по   темам «Механическая   работа.   Мощность»,   «Взаимодействие   тел»   8   класс), информатика   и   литература   9   класс,   используя   выше   названные   методики, определила   показатели   познавательной   самостоятельности   несформированные или недостаточно сформированные в своих классах. Проектное обучение как самое понятное и доступное для учащихся и в школе   и   дома,   позволило   активно   развивать     показатели   познавательной самостоятельности,   элементы   интерактивных,   игровых   и   информационных технологий   закрепить   этот   результат   на   практике   в   урочной   и   внеурочной деятельности. На всех видах занятий использую нетрадиционные формы:  «Компетентность» – урок – деловая игра.  «Фирма знаний» – деловая игра.  Уроки с использованием ИКТ.  Групповые зачёты.  «НИЛ – научно – исследовательская лаборатория» – ролевая игра.  Элективные занятия.  «Рой» – один из видов самостоятельной работы.  Индивидуальные или групповые занятия.   Методы:  Построение структурно – логических схем изучаемого материала.  «С учителем – без учителя»  «Своя опора»  «Программируемый опрос»  Создание проблемных ситуаций. Разноуровневые домашние задания. При   анализе   результативности   своей   деятельности   применяю показатели познавательной самостоятельности наработанных методик как индикаторы своей педагогической деятельности в данном направлении: Наименование показателя. Примеры методик. Познавательная  самостоятельность. Методика экспертной оценки познавательной  самостоятельности учащихся, составленная по  материалам опросников Ч.Д.Спилбергера,  А.К.Осницкого. Анкета для учащихся «Как вы относитесь к  учебе по отдельным предметам?» Т.И.Шамовой. Мотивация к  самостоятельной  деятельности. Творческая деятельность. Методика диагностики уровня творческой  Развитость творческого  мышления. Оценка (самооценка)  готовности к  самостоятельной  познавательной  деятельности. активности учащихся М.И.Рожковой. Методика Е.Торренса (характеристики  «гибкость» и «оригинальность»). Анкета, разработанная на основе текста оценки  готовности личности к формированию  самостоятельных умений в процессе учебно­ познавательной деятельности. Рассматривая   на   примере   практического   применения   развития   познавательной самостоятельности, хочется подробней остановиться на использования мной на уроках и внеурочной деятельности метода проектов.               Проекты носят кольцевой характер. Это означает, что при подведении итогов   работы   над   проектом   дети   вновь   возвращаются   к   цели,   которая   была поставлена в начале, убеждаются, насколько пополнились их знания и обогатился жизненный опыт. Это влияет на положительную мотивацию в учении. В приложении №1 представлена в качестве образца технологическая карта одного из занятий внеурочной проектной деятельности. Данное занятие плановое 8   занятие   в   учебном   году,   согласно   составленной   рабочей   программе рассчитанной  на  1 час в неделю.  С начала сентября  с учащимися ведется работа по теме «Создание проекта мультфильма «Дружба». Данная разработка занятия  завершает 1 этап работы над проектом. Тема   занятия:   Создание   мультфильма   «Дружба».   Обработка подготовленного материала средствами ПК (этап  1) Пожалуй, самое долгожданное для учащихся, так как они увидят первый плод своего долгого кропотливого труда. На   первых   занятиях   мы   рассмотрели   этапы   работы   над   мультфильмом. Некоторым   показалось   это   просто,     и   учащиеся   замахнулись   на   объемные   и развернутые рассказы. Так как первое к чему мы приступили – это сценарий.  Но при переходе к эскизам рисункам и раскадровки сюжетов, некоторые ученики переписывали   свои   сценарии,  так   как   увидели,   что   сначала   надо   научиться   и рассмотреть весь путь работы над мультфильмом. Иначе готового продукта не умеючи они не увидят.   После созданных эскизов ребята приступили к созданию рабочей съемочной площадке   (из   цветной   бумаги   вырезали   требуемый   фон   и   сопутствующие элементы).   Далее работа подошла к созданию героев из пластилина. И вот, наконец, учащиеся   занимались   съемкой   на   обычные   сотовые   телефоны.   Обработав заснятые кадры, развернув их, при необходимости выполнив обрезку (в случаях если рука попала в кадр), учащиеся сохранили в своих папках подготовленный материал. И вот цель  сегодняшнего занятия  «Познакомить учащихся с  основными правилами и приемами работы с фотоизображениями для создания видео, как наглядного средства представления своего проекта».  Её я планирую достичь через следующие определенные задачи: предметных планируемых результатов: ­   формирование   у   учащихся   умений   самостоятельного   изучения компьютерных программ с применением справочной литературы; метапредметных планируемых результатов: ­   развитие     устной   и   письменной     речи   через     аргументированное представление своей точки зрения, своих выводов. личностных планируемых результатов: ­ развитие способности анализа работ других и самооценки; ­   формирование   коммуникативной   компетенции,   через   созданного продукта коллективу.   представление Цель выдвигаемая мной перед уроком как учителя и цель выдвигаемая мной для  учащихся различны – хоть и направлены на достижение общего результата (согласно ФГОС это основной фактор работы с учащимися). Учащиеся   называют   тему   занятия:   Обработка   подготовленного материала средствами ПК. Выделяют основную цель: «Обработать подготовленный материал средствами ПК и представить свой мультфильм » Задачи: ­ определить программу для создания видео из фотоизображений; ­ изучить алгоритм работы с программой; ­ обработать изображения средствами ПК, используя выбранную программу; ­ представить созданный мультфильм коллективу. Занятие  проходит   по  материалу,   представленному   в  технологической карте занятия. Проведённый мной мониторинг показывает, что проектная деятельность с использованием   компьютерных   технологий   способствует   формированию основных учебных универсальных действий:  личностных   –   самостоятельный   выбор   учащимися   тем   и   способов выполнения проекта (на повышенном уровне у 33% учащихся, на допустимом уровне у 47% учащихся, на базовом у 20% учащихся);  регулятивных   –   планированию   работы   в   редакторах,   преобразованию информации из одного вида в другой, разработке плана действий (на повышенном уровне у 26% учащихся, на допустимом уровне у 45% учащихся, на базовом у 29% учащихся);  познавательных   –   организации   поиска   информации,   анализа   текста, построению суждений, доказательств выдвинутой гипотезы, подведение итогов (на повышенном уровне у 21% учащихся, на допустимом уровне у 47% учащихся, на базовом у 32% учащихся);   коммуникативных   –   умению   сотрудничать   и   работать   в   группах, представить   продукт   своей   работы,   самостоятельного   выбора   средств достижения   собственных   целей   (на   повышенном   уровне   у   52%   учащихся,   на допустимом уровне у 37% учащихся, на базовом у 11% учащихся).  За два года работы с классами регулярно проводила мониторинг  уровней познавательной самостоятельности учащихся используя данные методички Ч. Д. Спилбергера,   средние   показатели   в   классах   с   высокой   степенью   обученности (город   Первоуральск)   при   первичном   тестировании   составляли:   45%   низкий уровень, средний – 40 %, высокий уровень – 5%, через два года результат заметно был выше: 15% низкий уровень, средний – 60 %, высокий уровень – 25%.   При   этом   увеличилась   степень   участия   учащихся   в   творческих мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, так как имея свой положительный опыт, каждый из них стремится показать на что способны ещё. 2014 год – Всероссийский   конкурс «КИТ – компьютеры, информатика, технологии» ­  ( из 68 обучающихся, призеры регионального уровня   ­ 4 чел; призеры районного уровня 26 чел, школьного 32 человека, 2­11 класс). 2015 год – международный  математический конкурс игра «Кенгуру 2015» (I место в школе, 27 место в регионе, 5 класс); – городская  научно­практическая конференция (I место, 4 класс)  (город Первоуральск);                 – школьная и городская  олимпиада по информатике и ИКТ (II и III  место, 11 класс) (город Первоуральск); На школьной неделе точных наук мной организовано семь конкурсов по следующим   направлениям:   «Вернисаж   рисунков»,   сочинение   «Однажды   я оказался   в   компьютерном   мире»,   «Лучшие   кроссворды   и   ребусы»,   «Конкурс рисунков на координатной плоскости», «Конкурс видеоклипов и презентаций», «Симметрия   в   природе»,   «Создание   моделей   роботов   из   бумаги»   в   которых приняли участие 407чел. (70% от общего количества учащихся в школе), из них награждены за призовые места 61 чел.   (14% от общего количества принявших участие), остальные учащиеся награждены похвальными грамотами за участие.  В   настоящее   время   в   Тюменском   районе   МОАУ   Мальковская   СОШ данная работа мной тоже начата, что в сравнении с имеющимися наработками будет ещё показательнее и даст возможность её обогатить другими наработками.  При сегодняшнем внедрении данного направления  определила имеющиеся на сегодняшний день проблемы:   недостаточная сформированность у учащихся понятий   межпредметной   связи,   требующая   от   обучающихся   не   только теоретических   знаний,   но   и   практических   умений   реализовать   заданные установки,   анализировать   и   оценивать   свою   деятельность.   Наметила   пути решения:  через   отработанные   методы   и   приемы   по   повышению   показателей познавательной самостоятельности.

Описание педагогического опыта по теме "Развитие познавательной самостоятельности учащихся"

Описание педагогического опыта по теме "Развитие познавательной самостоятельности учащихся"

Описание педагогического опыта по теме "Развитие познавательной самостоятельности учащихся"

Описание педагогического опыта по теме "Развитие познавательной самостоятельности учащихся"

Описание педагогического опыта по теме "Развитие познавательной самостоятельности учащихся"

Описание педагогического опыта по теме "Развитие познавательной самостоятельности учащихся"

Описание педагогического опыта по теме "Развитие познавательной самостоятельности учащихся"

Описание педагогического опыта по теме "Развитие познавательной самостоятельности учащихся"

Описание педагогического опыта по теме "Развитие познавательной самостоятельности учащихся"

Описание педагогического опыта по теме "Развитие познавательной самостоятельности учащихся"

Описание педагогического опыта по теме "Развитие познавательной самостоятельности учащихся"

Описание педагогического опыта по теме "Развитие познавательной самостоятельности учащихся"

Описание педагогического опыта по теме "Развитие познавательной самостоятельности учащихся"

Описание педагогического опыта по теме "Развитие познавательной самостоятельности учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2019