Описание урока литературы в 6 классе "Романтики разных веков"
Оценка 4.7

Описание урока литературы в 6 классе "Романтики разных веков"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
07.02.2018
Описание урока литературы в 6 классе "Романтики разных веков"
Описание урока "Романтики разных веков" - не конспект в чистом виде, а рассказ "вслед за уроком", то есть то, как он прошел. На уроке развивалось понятие о романтизме на примере стихотворений известных поэтов. Мы работали над закреплением навыков анализа лирического произведения. Учащиеся представляли свои работы - анализы стихотворений Лермонтова, Жуковского, Гете, лучшие образцы помещены в публикуемом материале
Описание урока Романтики разных веков.docx
Описание обобщающего урока по романтической лирике «Романтики  разных веков» 6 класс Цели урока Образовательные:  1. Закрепить понятие «романтизм» путем анализа стихотворений  М.Ю. Лермонтова и В.А. Жуковского. 2. Продолжить закрепление навыков подхода к анализу лирического произведения. Развивающие: 1. Продолжить развитие навыков устной и письменной речи в соответствии с уровнем развития   каждого   ребенка   через   заполнение   готовых   схем   и   таблиц   либо самостоятельную работу по составлению связного текста. 2. Учить обнаруживать изобразительные средства, передающие чувства, настроения, переживания. Воспитательные: 1. Вызвать   сочувствие   к   героям   романтических     произведений,   их   страданиям   и одиночеству. Предварительная подготовка (4 урока): 1. Знакомство с термином «романтизм» 2. Работа учащихся с выбранным для анализа стихотворением: ­ ­ ­ выучить наизусть; рассчитывать размер, рифму, строфику, звукозапись произведения; осмыслить и сделать выписки по лексике, морфологии, синтаксису. Примеры: В. Жуковский. Ночной смотр. В двенадцать часов по ночам Из гроба встает барабанщик; И ходит он взад и вперед, И бьет он проворно тревогу. Балладная форма проявляется в построении стихотворения: 4 двенадцатистишия без рифм, с повтором первой строки в каждой строфе, с анафорой (И­И­И  – в каждой строфе, встают – четырежды в первой). Без   рифмы.   Повтор   звуков  а­о­у,   гр,   пр,   фр,   гор’  рисует   тревожную   картину, охватившую весь мир. Лексика   тревожит   не   только   широтой   охвата   мира,   но   и   контрастами:  из­под русских снегов, с горючих песков Палестины, с африканских степей, с полей италийских. Глаголы,   изображающие   звуки,   начинают   действия:  бьет   тревогу,   трубит.   «С музыкой   (3   строфа)   проходят   мимо   императора   полки».   К   4   строфе   звуки   затихают «пароль он шепчет», и последнее слово баллады – «усопший». Картина ночного смотра подробна и реалистична: все глаголы несовершенного вида настоящего времени. Из существительных преобладают военные термины. И. – В. Гете. Лесной царь (в переводе В.А. Жуковского) Кто скачет, кто мчится под холодною мглой? Ездок запоздалый. С ним сын молодой. К отцу, весь издрогнув, малютка приник; Обняв, его держит и греет старик. 4­стопный амфибрахий. 1 катрен – зачин. 6   центральных   катренов   построены   в   диалог,   с   обращениями,   параллельным построением предложений, в которых повторяется и усиливается мистический кошмар. Композиция   остро   поднимается   до   беспросветного   ужаса   и   завершается   трагедией. Последний катрен – развязка. Лексический   уровень  представлен   контрастными   прилагательными   и существительными, обозначающими цвет и эмоционально окрашенными. хладною мглою – цветы бирюзовы темных ветвей – золото, перлы в темной короне – из золота седые ветлы – жемчужны струи в ночной глубине – прекрасных моих дочерей Глаголы также обозначают цвета: «сверкнул», «белеет» ­ в основной части. Вступление и заключение – описание совершающихся и совершившихся действий: несовершенный   вид   описывает   борьбу   за   жизнь   –  скачет,   мчится,   лежит,   держит, греет (здесь только «приник» ­ глагол совершенного вида, как будто младенец уже сдался в этой борьбе),  скачет, летит, погоняет, тоскует, кричит  – ещё живой младенец. Но лесной царь уже сказал: «пленился», «будешь ты мой» ­ и действие совершено: «ездок доскакал… В руках его мертвый младенец лежал». М.Ю. Лермонтов «Земля и небо» Как землю нам больше небес не любить? Нам небесное счастье темно; Хоть счастье земное меньше в сто раз,  Но мы знаем, какое оно.   4­3­4­3 ударения в строке. Чередование нечетного   амфибрахия   и   четного анапеста   создают   контраст   (неба   и земли). контраст: землю – небес знаем, какое оно (счастье) – небесное счастье темно страшна – блаженство Лексический уровень: Эмоционально окрашенные слова: любить, счастье, надежда, мука, блаженство, приятнее, тревожит, жаль, страшна. Грамматический ряд: глагол в условном наклонении (желали б вкусить)  глаголы выражают состояние, чувства (любить, кипит, тревожит, смешит). Прилагательные   в   сравн.   степени   (ясней,     приятнее,   меньше)   раскрывают   тему сравнения неба и земли. Синтаксический уровень: Первое предложение – зачин, тезис в рассуждении – вопросительное. Далее все 4 катрена – доказательства тезиса. Вывод отсутствует, потому что все четыре аргумента достаточны для раскрытия основной мысли. В основе стихотворения, написанного в форме монолога, лежит одна из центральных в лермонтовской поэзии антитеза земли и неба. Поэт   не   оспаривает   идеальное   превосходство   вечных   «небесных»   ценностей,   но преимущество  «кратких»  и  «неверных»  земных  радостей  видит  в  их  определенности и устойчивости. 3. Закрепление понятия «мотив». Пример: М.Ю. Лермонтов «На севере диком стоит одиноко» Основной мотив – тоска по духовному общению.  Стихотворение построено по принципу контрастного параллелизма: сосна «на голой вершине» пальма «на утесе горючем» Одиночество   непреодолимо   –   и   в   этом   трагедия   одиночества   при   общей родственности судьбы. Картина Шишкина «Сосна» Музыка «Лесной царь» Оформление урока: На доске: Романтизм Ⅰ личность свобода стремление к духовному совершенству стремление к недостижимому идеалу Ⅱ сильные чувства интерес к экзотическому  интерес к мистике (ночь, сон) интерес к фантастике А М Е Т Я Е Д И Я И Ц И З О П М О К (Это есть в тетрадях. Добавляем ежедневно) Ⅲ Блок­план для создания текста В стихотворении (название) _____________ автор [описывает (что), повествует (о), размышляет (о)] Я думаю, что (автор) хочет передать романтические чувства (какие?) Описание  Построено   на   контрасте (предметов, чувств, образов)   Повествование  Зачин ст. ____________ Кульминацией момент, когда ________   является Рассуждение    Стихотворение   построено   в форме тезиса _____________________ Доказательств _____________________ Вывод _______________ Это   романтическое   произведение,   потому   что   в   нем   есть   основные   признаки романтизма:   герой   стремится   к   свободе,   тоскует   по   необычному   и   совершенному,   он страдает от одиночества (доказать строчкой из стихотворения).   Ход урока: Ⅰ.  Какую тему мы изучаем?  Романтизм. ­ Что такое романтизм? ­ Романтизм – творческий метод в литературе и искусстве, в основе которого – стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, к недостижимому   идеалу,   в   сочетании   с   пониманием   несовершенства окружающего мира. (Отдельные учащиеся отвечают своими словами, глядя на доску). Ⅱ. Чему мы должны научиться? ­ Учимся   обнаруживать   изобразительные   средства,   передающие   настроение, чувство,  переживание. (Читаем со стенда или по своей тетради). Обязательно ли это тропы? ­ Нет, это могут быть и средства языка на лексическом, морфологическом уровне. Ⅲ. Учащиеся   поочередно   читают   стихотворения   (или   отрывки   из   них)   наизусть   и анализируют их. Примеры: Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утёс» (ученица 6 класса) В   стихотворении  М.Ю.   Лермонтова   «Утес»   рассказывается   о   старом   утесе.   Его жизнь однообразна. Много лет он стоит на одном месте в пустыне, где нет ничего живого. И только золотая тучка ночевала на груди утеса ­ великана. Но и она быстро умчалась в свой долгий путь, играя в небе, не жалея этот старый, одинокий утес, которому еще долгое время   стоять   одному.   Это   стихотворение   вызывает   у   меня   чувство   жалости   к   утесу, потому что   у него нет друзей, ему не с кем поговорить, поделиться своими мыслями и мечтами. Читая   это   стихотворение,   я   вижу   такие   картины:   стоит   старый,   одинокий   утес посреди пустыни. Вокруг него лишь желтый песок и ни одной живой души. И вдруг к нему прилетает тучка. Но и она вскоре покидает его. И снова он остается один. Он глубоко задумался и в безмолвной тишине плачет. Настроение   этого   стихотворения   грустное,   печальное.   Лирический   герой   хочет, чтобы люди никогда не бросали своих друзей в безвыходной и трудной ситуации. Ведущий мотив стихотворения – трагедия одиночества, неразделенность любви и непрочность человеческих связей вообще. Анализ стихотворения В. Жуковского «Ночной смотр» (ученик 6 класса) Это стихотворение рассказывает о том, как по ночам происходят странные вещи. В двенадцать часов по ночам из гроба встает полководец…  У   Наполеона   такая   судьба   потому,   что   он   стремился   завоевать   много   земель   и погиб.   В   этом   стихотворении   встает   мертвая   армия,   и   Наполеон   выступает   в   роли полководца. Так на нем сверх мундира сюртук, он с маленькой шляпой и шпагой, на старом коне боевом. Здесь присутствует и лирический герой, он как бы смотрит со стороны на все, что происходит вокруг.   Здесь звучит  мотив одиночества. Это стихотворение вызывает чувство тайны и трепета. Это   романтическое   произведение,   потому   что   герой   стремится   к   свободе,   к духовному совершенству, недостижимому идеалу. Анализ   стихотворения   М.Ю.   Лермонтова   Воздушный   корабль»   (ученицы   6 класса) В стихотворении Лермонтова «Воздушный корабль» автор рассказывает печальную историю смерти императора Франции Наполеона Бонапарта, и как его бессмертная душа летает на воздушном корабле по знакомым местам.  Он   умер   вдалеке   от   своей   родины,   на   «пустынном   и   мрачном»   острове   Эльба. Лирический     герой   одинок.   Когда   душа   императора   Франции   прилетает   на   воздушном корабле на берег Франции, «его сердце трепещет и очи пылают огнем». На своей родине Наполеон «оставил славу, трон, наследника сына и старую гвардию». Когда Наполеон стал звать соратников, маршалов, гренадеров, к нему никто не пришел, потому что некоторые «зова не слышат, иные погибли в бою, другие ему изменили и продали шпагу свою». Тогда Наполеон стал звать своего сына и стал ему обещать полмира, а Францию только   себе.   Но   сын   к   нему   не   приходит.   После   этого   Наполеон,   разочарованный,   в обратный пускается путь. «Махнувши рукой» ­ жест разочарования. Воздушный корабль описывается тоже одиноким, потому что он без капитана и без матросов. Но корабль может выдержать всё: скалы, тайные мели, бури. Лирический герой описывается смелым, могучим. Его характер нетерпеливый. Его поза в стихотворении: «скрестивши могучие руки, главу опустивши на грудь». Его одежда: треугольная шляпа, серый походный сюртук. В   стихотворении   показана   картина   звездного   неба,   тихого   моря   и   одинокого острова.   Ключевые   слова   стихотворения:   одинокий,   пустынный,   мрачный.   Название стихотворения   загадочное.   Краски   обозначены   словами:  по   синим,   серый,   чугунные, мрачные, во мраке ночном, озарится. Лермонтовские мотивы одиночества, странничества, поиска переданы звуками: не шумят,   молча,   не   слышно,   тихо,   громко   зовет.   В   стихотворении   используется романтический образ корабля призрака. Одержимый   жаждой   власти,   император   приносит   её   в   жертву   миллионы человеческих   жизней.   Поэтому  в   своем   горьком   одиночестве   повинен   он   сам.   Баллада рисует  за  романтическим  обликом   Наполеона   живое,   пронзенное  одиночеством  сердце. Может быть, в стихотворении есть идеал – «Франция милая». Горькие слезы – итог неверно прожитой жизни. Это стихотворение вызывает у меня сочувствие к Наполеону, потому что он одинок, но в этом виноват он сам. теме. В ходе урока все 19 учащихся 6 класса, каждый на своем уровне, отчитались по Самые слабые подбирали из текста подходящие по смыслу слова к собственным рисункам («Утес», «Сосна») и читали стихотворения наизусть (3 человека). Все остальные выступали с анализом произведений на достигнутом индивидуальном уровне. «Эмоциональный удар» ­ музыка к «Лесному царю», с вокалом по­немецки – создает чистое и сильное впечатление о подлиннике Гете. Надо посчитать размер (по­немецки это явно не русский амфибрахий в ритме вальса) и проводим рефлексию.  Урок окончен!

Описание урока литературы в 6 классе "Романтики разных веков"

Описание урока литературы в 6 классе "Романтики разных веков"

Описание урока литературы в 6 классе "Романтики разных веков"

Описание урока литературы в 6 классе "Романтики разных веков"

Описание урока литературы в 6 классе "Романтики разных веков"

Описание урока литературы в 6 классе "Романтики разных веков"

Описание урока литературы в 6 классе "Романтики разных веков"

Описание урока литературы в 6 классе "Романтики разных веков"

Описание урока литературы в 6 классе "Романтики разных веков"

Описание урока литературы в 6 классе "Романтики разных веков"

Описание урока литературы в 6 классе "Романтики разных веков"

Описание урока литературы в 6 классе "Романтики разных веков"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2018