Определение функционально-смысловых типов речи.
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Определение функционально-смысловых типов речи.

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл
14.01.2020
Определение функционально-смысловых типов речи.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

razrabotka_uroka.docx

Предмет: русский язык.

Класс: 10

Тип: урок повторения, обобщения и углубления знаний, применения знаний, умений на практике.

Метод: частично-поисковый, наглядный, практический, интерактивный, объяснение нового.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Техническое оборудование: проектор, компьютер, экран.

Инновационные технологии: личностно-ориентированный, элементы критического мышления, ИКТ.

 

 Определение функционально-смысловых типов речи.

 

Цели:

 образовательные:  

повторить  типы речи;

 отработать алгоритм определения типов речи;

             совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;

развивающие:

            развитие логического мышления;

            овладение навыками анализа текста;

            развитие монологической речи;

воспитательные:

            воспитание любви к языку, привитие интереса к его познанию;

            воспитание эстетического отношения к слову.

 

                                                            Ход урока:

1.Организационный момент. Постановка учебной проблемы. Формулировка темы урока обучающимися. Слайд 2.

2.Повторение изученного о типах речи в основной школе. Работа с текстами.

3 слайд

            Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребёночка. И пощекотал ему ладошку. А ребёночек-то как дёрнет лапу – и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится. (Б.Жидков)

Задания к тексту:

-объясните  знаки препинания;

-укажите предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения;

- определите стиль и тип речи, обоснуйте свой ответ.

 

4 слайд

            Деревня Маниловка (не)многих могла зан_мать своим (место)положением. Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета по_стриж_(нн,н)ым дерном. На ней были разброса(н,нн)ы (по)английски две-три клумбы с кустами сиреней и жёлтых акаций; пять-шесть берёз (не)большими купами (кое)где возносили свои  (мелко)листные жиденькие вершины. (Н.Гоголь)

Задания к тексту:

-вставьте пропущенные буквы;

-выпишите словосочетания с подчинительной связью примыкание, согласование, управление;

-найдите  метафоры и эпитеты;

- определите тип речи, обоснуйте свой ответ.

5 слайд

Имя Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Всё прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д АНТОНА, в котором действуют и «славный король Гвидон», и «король Дадон», ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.

Задания к тексту:

-объясните пунктуацию;

-выпишите все частицы;

- определите тип речи, обоснуйте свой ответ.

 

3. Обобщение.

1) Работа с таблицей.

6 слайд

Тип речи

Основная задача автора, использующего этот тип речи

Основные вопросы, характерные для данного типа речи

Описание

Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния

Каков предмет?

Как он выглядит?

Какие признаки для него характерны?

Повествование

Сообщать о последовательности действий или событий.

Какова последовательность действий (событий)?

Что происходило сначала и что происходит потом?

Рассуждение

Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события

Почему?

В чём причина данного явления?

Что из этого следует?

Каковы следствия данного явления?

Что оно значит?

2) Композиция

-текста-описания (7 слайд);

-текста-повествования (8 слайд);

-текста-рассуждения (9 слайд).

4. Углубление знаний по теме урока.

Задание: определите, к какому типу речи относится данный фрагмент текста.

10 слайд

            Французский врач Ален Бомбар решил в одиночку пересечь Атлантический океан без запаса воды и пищи на маленькой надувной лодке, названной в знак вызова судьбе «Еретик». Он питался планктоном и рыбой, которую ловил в море, жажду утолял соком, выжатым из рыб, или очень небольшими дозами морской воды, собирал в пути дождевую воду. За 65  дней плавания А. Бомбар потерял 25 кг веса, у него резко упало содержание гемоглобина в крови. Но он выжил и доказал миру, что, сохраняя присутствие духа, управляя своими эмоциями, можно преодолеть тяжёлый стресс и благодаря уверенности в победе выжить даже в таких экстремальных условиях.

Варианты ответов:

1.описание;

2.повествование и описание;

3.повествование и рассуждение;

4.описание и рассуждение.

Обсуждение с классом вариантов ответа. Вопросо - ответная форма работы.

Информация для учителя. Ведущий тип речи в данном тексте повествование, так как  передаётся последовательность событий (событие 1, событие 2, событие 3). Однако во втором  предложении глаголы несовершенного вида, а в первом, третьем и четвёртом предложениях глаголы совершенного вида. Во втором предложении время как бы остановилось, автор занял позицию наблюдателя. Второе предложение-описание. Вывод: правильный вариант ответа №2. В споре между  текстом-описанием и текстом-повествованием главным «аргументом» является глагол. Глагол совершенного вида обозначает, что действие было активным и в настоящее время уже завершилось, актуализирует временные отношения. Глагол несовершенного вида обозначает действие незавершенное, продолжающееся и предполагает некоего наблюдателя этого действия со стороны.

5.Слово учителя. Анализ текста на основе только языковых средств, на которые опирались в основной школе (в текстах-описаниях  - наличие большого количества прилагательных, в текстах-повествованиях – ключевая часть речи - глагол, в текстах-рассуждениях – вводные слова, сложноподчинённые предложения со значением уступки, причины, следствия),  не позволяет однозначно, быстро и правильно определить тип речи. При таком подходе сложно разграничить повествование и описание.

Для правильного и быстрого разграничения типов речи   целесообразно

действовать по алгоритму.

 

6.Алгоритм  действий.

11 слайд

1).Какова коммуникативная целеустановка автора?

Возможные варианты ответов:

А) Предъявить информацию (гипотезу, точку зрения, определение) и аргументировать её; реализуется в трехчастной модели: тезис – аргументы – вывод. Это рассуждение.

Б) Рассказать о событиях, охарактеризовать явление, констатировать факт. Это повествование или описание.

 

            При получении ответа Б необходимо задать следующий вопрос.

12 слайд

2)Имеется ли в тексте действие?

Возможные ответы.

А)Нет и не предполагается или предполагается, но оно не названо. Текст состоит из безглагольных предложений. Это описание.

Б)Имеется. Выражено глаголами.

 

            При получении ответа Б необходимо задать следующий вопрос.

13 слайд

3)Какова степень активности этого действия?

Возможные ответы.

А)Активное, завершённое. В тексте ключевые слова – глаголы совершенного вида. Автор, герой, читатель являются соучастниками этого действия.  Это повествование.

Б)Пассивное, наблюдаемое со стороны. Герой действует, а автор и читатель находятся в «наблюдательном пункте». В тексте ключевые слова глаголы несовершенного вида и прилагательные.  Это описание.

 

7. Закрепление. Самостоятельная работа по тексту (текст в печатаном  варианте у каждого  обучающегося).

Задания к тексту:

-определить композицию текста;

-определить виды глаголов;

- определить тип текста, используя алгоритм.

Чтение текста учителем.

14, 15 слайды

            В этот вечер не спалось. Бывает же так: как из природы томление находит, как неоконченное что-то, зацепившееся  не даёт ощущения ко сну. Вздыхала, ворочалась Наталья; постанывала, крутилась Вика. То принималась играть с котёнком, то сбрасывала его на пол. За беленькими тонкими занавесками в двух окнах, глядящих на Ангару, мерцал под ранним месяцем ранний вечер.

            Сбилось со своего сияния электричество – и опять увидели небо, запотягивались, как всякая божья тварка за солнышком. Стали замечать, когда скобочка молодого месяца, когда полная луна.

            День отстоял на славу – солнечный, яркий, искристо играли тугие снега, берущиеся в наст, звенькало из первых сосулек, загорчил первым подтаем воздух. За Ангарой после заката долго горело растекающееся зарево  и долго томилось, впитываясь внутрь, долго потом уже новым, не зимним. Мягким пологом лежала по белому полю нежная синева. Но ещё до темноты взошло и разгорелось звёздное небо с юным месяцем во главе и пролился на землю капельный, росистый сухой свет.

            Нет. Не брал сон, ни в какую не брал. Истомившись, бабушка и внучка продолжали переговариваться. (В.Распутин)

 

8. Обсуждение ответов. Вопросо- ответная форма работы.

9.Итог урока:

-что повторили?

-что нового узнали на уроке?

Оценивание результатов работы обучающихся.

10.Домашнее задание. Запомнить алгоритм определения типа речи. Составить тест на тему: «Типы речи» из 10 заданий.

скачать по прямой ссылке