Определение темы произведения: о животных. На примере произведений Е.И. Чарушина

  • Образовательные программы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Определение темы произведения: о животных. На примере произведений Е.И. Чарушина Конспект урока
Иконка файла материала А.Е. Чарушин урок.docx

Урок литературного чтения в 1 классе по программе «Школа России»

Составила: учитель начальных классов

Пожидаева Е.Г.

Тема урока

Место урока по теме

Определение темы произведения: о животных. На примере произведений

Е.И. Чарушина

Резервный урок №85.19 февраля 2025 г.

Тип урока

Формы, приемы, методы

урок «открытия» нового знания

Формы: фронтальная, работа в паре, индивидуальная.

Методы: индуктивный и дедуктивный, аналитический, словесный, наглядный, частично- поисковый, работа с книгой, познавательная игра.

Цель урока

Задачи урока

 формирование позитивного отношения к слушанию и чтению книг. Учить пересказу, научить различать народные и авторские сказки.

 

1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.

2. Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного суждения.

3. Воспитывать уважительное отношение к животным, наблюдательность, положительные эмоции.

4. Развитие навыков коммуникации, аргументации.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

Различие народной сказки и авторской сказки, автора сказки «Теремок» Е.Чарушина.

отвечать на вопросы по содержанию текста; читать по ролям, выражать эмоции и настроение в процессе чтения, проводить звукобуквенный анализ слова, выполнять самопроверку.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

Предметные: знакомство с понятием "авторская сказка; умение выразительно читать целыми словами и по ролям, формировать интерес к чтению как к средству получения информации;

развивать умение работать с текстом.

Личностные: осмысление понятий авторская и народная сказка, оценивать свои эмоциональные реакции во время слушания, чтения и во время знакомства с иллюстрациями к произведению; ориентация на выполнение моральных норм на основе оценки поступков литературных героев.

Метапредметные:

Познавательные: Извлекать информацию, представленную в различных формах).

Анализировать поступки героев;

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Уметь проводить звукобуквенный анализ слова.

Регулятивные: планировать свои действия в присутствии с поставленной задачей и условиями её реализации, умение планировать и организовывать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные: уметь использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявлять авторскую и свою точку зрения, уметь использовать речь для передачи чувств и эмоций героев сказки, инициативное умение оформлять свою мысль в письменной форме, умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

Работа с текстом, анализ прочитанного текста, чтение по ролям. Работа обучаемых в парах оказывается весьма плодотворной почвой для деловой помощи друг другу и стимулирует передачу обучаемыми своих знаний сверстникам. А это неизбежно сказывается на повышении эффективности обучения.

Учебник «Литературное чтение «1 класс- Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, портрет автора Е.И.Чарушина, выставка книг со сказками (народными и авторскими), иллюстрации к русской народной сказке «Теремок», тест со сказкой «Теремок», маски героев сказки, презентация, напечатанные пословицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Форма организации учебной деятельности

Содержание

учебной деятельности

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Мотивационно-

целевой этап

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

 Вспоминаем, применяем

И ни минуты не теряем!

- Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?

Если с хорошим поднимите красный кружок, если с плохим настроением поднимите синий, а если не можете определиться с ответом, то зелёный.

 - Как вы думаете, важно ли начинать работу с хорошим настроением?

 - Зависит ли наш успех на уроке от настроения?

-Ну, а у кого плохое настроения, я уверена к концу урока она обязательно поднимется.

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диалог

Приветствие учителя.

Положительный эмоциональный настрой на работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

Самоопределение к деятельности.

Коммуникативные:

установление взаимодействия учитель - ученик, ученик-ученик

(планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

 

Этап актуализации знаний

Посмотрите на выставку книг. Какие они красивые, яркие. И у каждой книги есть свой наряд. Кто вспомнит, как называется наряд у книги?

Обложка.

Что можно узнать, взглянув на обложку?

Фамилию автора, название книги.

Что ещё обычно можно увидеть на обложке?

Рисунки и картинки.

Кто знает, как ещё называются рисунки и картинки?

Иллюстрации.

Посмотрите внимательно на иллюстрации выставленных книг и скажите, на какую тему подобрана выставка? (на тему о животных)

Кому принадлежит авторство этих книг?

Как вы думаете о каком авторе мы сегодня будем говорить на уроке?

А буквы на доске нам помогут узнать с каким жанром литературного чтения мы познакомимся на уроке.

Посмотрите на доску, составьте буквы по порядку, какое слово у вас получиться?

Диалог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа

Отвечают на вопросы учителя

Личностные: осмысление понятий авторская и народная сказка.

Коммуникативные:

уметь использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявлять авторскую и свою точку зрения.

 

 

знакомство с понятием "авторская сказка;

Этап изучения нового знания

Посмотрите на экран.

В толковом словаре Ожегова:

Сказка- Повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил

Сказки бывают авторскими и народными.

- Объясните, какие сказки называют народными, а какие - авторскими.

- Какие народные сказки вы знаете?

- Какие авторские сказки вы знаете?

Сегодня мы отправляемся в сказку. Угадайте, как она называется?

 

Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была.

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов.

                    (Теремок)

У вас на парте лежит текст сказки «Теремок» и сейчас мы с вами проведём чтение по ролям. Кто желает попробовать себя в роли героев сказки выходим ко мне вытягиваем жеребей и берём маски.

Выразительное чтение сказки по ролям.

- При чтении выделяйте слова интонацией и паузой - конец предложений. Постарайтесь голосом передать особенности поведения и характера героев сказки.

 

Диалог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выразительное чтение по ролям.

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выразительно читают по ролям.

Личностные: осмысление понятий авторская и народная сказка, оценивать свои эмоциональные реакции во время слушания, чтения и во время знакомства с иллюстрациями к произведению; ориентация на выполнение моральных норм на основе оценки поступков литературных героев.

Познавательные: извлекать информацию, представленную в различных формах).

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Уметь проводить звукобуквенный анализ слова.

 

Коммуникативные:

уметь использовать речь для передачи чувств и эмоций героев сказки.

Умение выразительно читать целыми словами и по ролям, формировать интерес к чтению как к средству получения информации;

развивать умение работать с текстом.

 

Этап самоконтроля

Возьмите в руки рабочий лист.

Вам на работу даётся 5 минут.

Время окончено.

Обменяйтесь пожалуйста листами с соседом по парте.

Выполняем проверку. Если задание выполнено верно ставим «+», если нет «-». Читаем первое задание.

ПРОВОДИТСЯ САМОПРОВЕРКА В ПАРАХ РАБОТА.

Если нет не одного минуса клеем улыбающийся смаил, если 2-3 ошибки задумчивый смаил, если больше 3 ошибок грустный смаил.

Самостоятельная работа.

 

 

 

 

 

 

Работа в парах, самопроверка.

Ученики самостоятельно работают.

 

 

 

 

 

Ученики работают в парах.

Коммуникативные: инициативное умение оформлять свою мысль в письменной форме.

Регулятивные: умение планировать и организовывать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.

 

 

Этап рефлексии учебной деятельности

Проводится рефлексия:

https://wordwall.net/ru/resource/64086856/рефлексия

Учитель читает сектор на колесе рефлексии и просит поднять руку.

Беседа

Отвечают на вопросы учителя.

смолообразование

Коммуникативные:

умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Роли:

Автор

Мышка

Лягушка

Зайка

Лиса

Волк

Медведь

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

Шаблоны на маски:

                                                                                                                                                                        

 

 

 

 

Приложение 3

 

Текст сказки:

https://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennaya-literatura/2020/04/23/chtenie-hudozhestvennoy-literatury-russkaya

 

Приложение 4

Ссылка на рефлексию:

https://wordwall.net/ru/resource/64086856/рефлексия


 

Скачано с www.znanio.ru