Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Русский язык
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Урок 94 (85).
Тема: Определение имени прилагательного
– Развитие умений подбирать прилагательные к существительным, определять признаки прилагательного как части речи,
сопоставлять их с признаками существительного.
– Развитие умений находить имена прилагательные в тексте, определять их роль.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Формирование УУД,
Ход урока
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
.Ι
Формулирование
темы
планирование
деятельности на
уроке.
и
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
1 3 3 4
– Отгадайте мою загадку:
Конь …, хвост …
– Почему вы её не поняли? Помогли вам имена существительные
догадаться, о чём идёт речь?
Послушайте ещё раз:
Конь стальной, хвост льняной. Что это? (Иголка и нитка.)
– Какие слова помогли отгадать загадку?
– Что они обозначают? (Признак предмета.)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
© ООО «Баласс», 2014
1II. Актуализация
знаний.
– О каких словах пойдёт речь на уроке?
– Как бы вы сформулировали тему урока?
– Откройте учебник. Прочитайте название раздела.
– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 75.
– Назовите слова, которые подходят к теме сегодняшнего урока.
Подушка (какая?)…, Афанасий (какой?)…
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке: что будем
делать сначала, что потом, чем закончим урок?
– Давайте составим план урока.
Учитель вместе с детьми составляет план урока.
3 4
1. Наблюдение над признаками имён прилагательных, их ролью в
речи.
а) Упр. 304.
Ученики определяют по признакам предметы: сад, небо, песня.
– Почему легко было догадаться?
– Что общего у слов в каждом столбике? (Отвечают на один и тот же
вопрос.)
Сделайте вывод: по каким признакам можно характеризовать имена
прилагательные? (По вопросам, значению.)
б)
прилагательные к словампредметам, изображённым на рисунках:
Ландыш красивый, пахучий, лесной, чудесный (какой?)
Роза красная, красивая, ароматная, прекрасная (какая?)
Солнце яркое, жаркое, горячее, летнее, зимнее (какое?)
Дети маленькие, весёлые, дружные (какие?)
– Сделайте вывод: почему вы задавали разные вопросы? (Это зависит от
Упр. 305 – ученики самостоятельно подбирают имена
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
© ООО «Баласс», 2014
2рода имён существительных: ландыш – м.р., поэтому вопрос какой? и
т.д.)
в) Упр. 306 – развитие умений словесного рисования с помощью имён
прилагательных.
У всех художников получились разные рисунки, потому что не было
сказано, какой лес нужно нарисовать.
Дети выбирают одну из картинок и устно описывают, какой лес на
ней изображён.
Например:
Художник нарисовал еловый лес. Все ели высокие, стройные, они
тёмнозелёного цвета. Лес густой, тёмный.
– Какие слова вам помогли нарисовать картинку елового леса?
– Что же это за слова: стройные, тёмнозелёные, высокие? К какой
части речи они относятся?
– Сделайте вывод: для чего нужны имена прилагательные в речи?
(Чтобы уточнить значение, ярко, красочно описать предмет.)
2. Работа с определением в рамке (1й абзац).
– Прочитайте 1й абзац текста в рамке на с. 77.
– Попробуйте догадаться, что означают эти загадочные буквы: СЧР
(самостоятельная часть речи); ПП (признак предмета). О какой части
речи они могут рассказать?
III. Открытие
новых знаний.
2 3 4 5 2
1. Связь имени прилагательного с именем существительным.
– Прилагательное связано с именем существительным по смыслу,
называет признак предмета.
© ООО «Баласс», 2014
3– А есть ли ещё какаято связь между ними?
Работа по учебнику.
а) Упр. 307 – установление характера связи прилагательного с
существительным.
Выполняется «по шагам» в задании.
Образец рассуждения:
Снег (какой?) последний. Имя существительное снег мужского рода
употреблено в форме ед.ч. и прилагательное последний – тоже в форме
ед.ч., м.р.
Аналогично проводится наблюдение над словосочетаниями тёплый
пар, кувшинчик синий, юный лес, зелёный дым, тёплые грозы.
– Сделайте вывод: как ещё связаны имена прилагательные с
существительными? От чего зависит их форма? (Ставятся в том же роде
и числе, что и существительные, форма прилагательного зависит от
формы существительного.)
Р/р. Прилагательными автор рисует картину ранней весны – весенний
пейзаж. Подснежник по форме похож на кувшинчик, поэтому
словосочетание синий кувшинчик помогает ярче представить себе,
как выглядит этот цветок.
– Прочитайте имена прилагательные в зелёной рамке. Что это за слова?
(Синонимы.) Какой из них использует автор в стихотворении?
Почему? (Юный – это очень молодой. Юный лес – тот, который только
только покрылся зеленью.)
б) Упр. 308 – работа над термином «имя прилагательное».
– Прочитайте текст про себя.
– Какой смысл заключён в названии части речи – «прилагательное»?
2. Работа с определением (с. 77).
© ООО «Баласс», 2014
4IV. Развитие
умений.
– Прочитайте 2й абзац.
– Что вы узнали об имени прилагательном?
– Почему сказано не «имеют род и число», а «изменяются по родам и
числам»? (Зависят от рода и числа существительных, ставятся в тех же
формах.)
– Какие примеры приводятся в этом абзаце? Обратите внимание на
выделенные слова и попробуйте объяснить, почему примеров именно
четыре.
– Ответьте на вопрос после определения. (Не может быть признака без
предмета.)
3 4 6 1 3
Работа в учебнике.
Упр. 309. Выполняется по заданию.
– Сравните прилагательные в каждом столбике.
– Изменилось ли их значение?
– А что же изменилось? (Род, число.)
– Как же понять, что прилагательное изменяется? (У него могут
меняться род и число, а значение остаётся прежним.)
– Можно ли сказать, что существительное изменяется по родам?
– А по числам? Докажите.
– Как вы думаете, род и число – это постоянные или непостоянные
признаки прилагательного?
– А теперь попробуем обобщить наши выводы в сравнительной таблице.
На доске появляется таблица (ученики должны заполнить её,
поставив знаки «+» или «–» в ячейках):
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
© ООО «Баласс», 2014
53. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
4 4
– Выполните задание № 1, тема 9 в рабочей тетради.
– Почему слово желток не является прилагательным, ведь у него есть
признак – цвет? (Отвечает на вопрос что?, а не какой? какая? какое?)
– Какого рода все остальные прилагательные? Измените их по родам.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Итог урока.
VI. Домашнее
задание.
1. Упр. 2, с. 98–99.
2. Знать определение на с. 77. Уметь приводить свои примеры.
© ООО «Баласс», 2014
6Деятельность учеников:
Группировать слова по частям речи.
Находить в тексте имена прилагательные по вопросу.
Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи.
© ООО «Баласс», 2014
7