Опыт формирования словарно-орфографической зоркости у младших школьников посредством использования технологии дидактической игры
Оценка 4.6

Опыт формирования словарно-орфографической зоркости у младших школьников посредством использования технологии дидактической игры

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русский язык
1 кл—4 кл
07.01.2021
Опыт формирования словарно-орфографической зоркости   у младших школьников посредством использования                     технологии дидактической игры
Предложенные дидактические упражнения при работе с орфографическим словарём должны оказать положительное влияние не только на культуру речи учащихся, но и в целом на их отношение к качеству речи, своей и окружающих, а также на внутреннюю готовность обращаться за разрешением возникающих проблем к различным видам словарей.
«Формирование словарно-орфографической зоркости у младших школьников.docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

     Новопортовская  школа-интернат имени Л.В.Лапцуя

      ЯНАО,  Ямальский район, село Новый Порт

 

 

 

 

 

 

 

Опыт формирования словарно-орфографической зоркости

  у младших школьников посредством использования

                    технологии дидактической игры

 

           

            учитель начальных классов

            Волкова Нина Михайловна

 

 

 

                                                      2021 год

 

Введение

 

 

                                                                 Мысль совершается в слове.

                                                                            Л.С. Выготский

 

  « Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», - писал известный ученый-методист А.В.Текучев. М.Р.Львов говорил, что слово- важнейшая единица языка. Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. В «Словаре современного русского литературного языка» - около 130 тысяч слов. Это- общеупотребительная лексика. Усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений, управление процессами обогащения словаря школьников. Выдающийся русский психолог Л.С. Выготский писал, что «значение слова представляет собой акт мышления в собственном смысле слова. Но вместе с тем значение представляет собой неотъемлемую часть слова как такового, оно принадлежит царству речи в такой же мере, как и царству мысли.» Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной.

          Русский язык в школе является не только предметом, дающим знания, необходимые для практической деятельности, но и предметом, формирующим ребенка как Человека, а словарная работа – это систематическая, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведется все годы обучения. Поэтому предметом моего исследования является тот  компонент обучения, который подчинен цели: знакомству со словами с непроверяемой гласной, осознанию и умелому использованию этих слов.

 

_________________________________________________________________

 

Выготский Л.С. Собрание сочинений: М., «Просвещение», 1984 с.

 

Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М., «Просвещение», 1990 с.14

 

Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., «Просвещение»,1970, с 47

 

Результаты диагностирования детей, поступающих в 1 класс начальной школы « Лесной курорт» свидетельствуют о наличии тенденции нарастания неполной готовности детей к школе. Около60% будущих первоклассников не умеют на оптимальном уровне выполнять логические операции в форме словесных понятий. 72 %  имеют нарушения в фонематическом строе речи. 84% затрудняются в поиске слов и выражении мыслей. То есть ребенок владеет понятием, обозначенным определенным словом, но, не зная литературного языка, чаще употребляет диалектные слова. Речь недостаточно выразительна, слова приходится «вытягивать», ответы ребят односложны. Речевое недоразвитие проявляется также в суждении как пассивного, так и активного словаря.

         Обусловлено это ростом численности семей школьников с очень низким материальным достатком. Где нет  развивающих игрушек, книг, детских газет и журналов, энциклопедий. В нашей школе только 1 ребенок из 10 бывает за пределами Краснобаковского района. Школа, класс, учитель становятся для ребят основным средством развития интеллекта.

         Наблюдения также показывают, что выпускники начальной школы допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами. Одна из причин такого положения – неупорядоченность использования приемов организации словарно-орфографической работы. Опыт многих лет деятельности в данном направлении убеждает, что систематизация дает определенные результаты.

        В начальных классах словарь школьника ежедневно обогащается словами. Общее развитие интеллекта определяется, однако, не столько по количеству слов в памяти, сколько по активности словаря, по точному и моментальному выбору слова, по механизмам построения предложений и текста, по строгости логики речи.

       Обогащение словаря школьников должно быть мотивировано через:

·        развитие познавательных интересов;

·        поиск занимательных форм и методов работы;

·        облегчение работы учащихся благодаря хорошему отбору дидактического материала и разнообразию методических приемов;

·        введение гибкой и корректной системы контроля и оценки орфографических умений и навыков.

 

Язык объединяет в себе  огромное количество знаков – это слова, словосочетания, предложения. По богатству словаря судят о знаниях человека, его образованности. Но можно ли знать написание всех слов, находящихся в нашем употреблении? Конечно, нет. Наверное, у каждого бывали случаи, когда в процессе записи своих мыслей возникало сомнение, что написать – о или а, е или и? какие варианты поведения человека далее возможны? Один из них – «не заметить» своего сомнения и написать наугад, а второй – взять в руки словарь. Как бы мы хотели, чтобы поступил ученик?            

 

 

       На современном этапе модернизации российской школы Государственным стандартом начального образования предусмотрена реализация личностно- ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. При этом, как говорится  в Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования « новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как  «научить учиться». В УМК продумана система работы, которая побуждает школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею. Речь идет о системе словарей, которые включены в учебник и к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи. Разработанная система многих заданий не позволяет школьнику ответить на вопрос, пока он не добудет недостающий кусочек знаний в словаре. Важно научить ребенка работать со словарями для решения задач правописания.

Словари:

1)    орфографический ( словарь «Пиши правильно»)

2)    толковый

3)    этимологический («Словарь происхождения слов»)

4)    орфоэпический (словарь «Произноси правильно»)

 

 Таким образом, в УМК «Школа России» сделана попытка расширить круг словарей, к использованию которых приобщаются младшие школьники. Думается, что предусмотренная учебником работа должна оказать положительное влияние не только на культуру речи учащихся, но и в целом на их отношение к качеству речи, своей и окружающих, а также на внутреннюю готовность обращаться за разрешением возникающих проблем к различным видам словарей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды  упражнений  над  словами с  непроверяемыми

                                      гласными

 

   При помощи упражнений не только закрепляются, но и  уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

     Объект словарной работы- слово. Оно является сложной и многогранной единицей языка. Так, в каждом слове различаются его звуковая(а на письме -  буквенная, графическая) оболочка, составляющая «природную материю» слова, его лексическое значение и значение грамматическое.

    Слово как смысловая единица, как носитель знаний представляет собой частицу знаний, частицу обобщенного опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи. Чем богаче активный словарный запас учащихся, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь.

     Более рациональной является такая методика словарно-орфографической работы, когда в процессе изучения правописания слов данной категории детям будут предлагаться задания, которые наряду с орфографическими задачами преследуют и лексические цели, то есть будут направлены одновременно и на усвоение орфографии, и на активизацию словарного запаса. Только в этом случае словарно-орфографическая работа станет и содержательной, и интересной для учащихся, а стало быть, более эффективной, ибо всестороннее изучение слова не только наилучшим образом закрепляет его правописание, но и способствует прочному усвоению слова как лексической единицы, закреплению его в активном словаре школьника.

    Для эффективного усвоения трудных слов необходимо рассматривать в единстве все стороны словарного слова: его лексическое  значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается комплексный и одновременно разносторонний подход к каждой языковой единице.

      Можно классифицировать все виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям:

1)    Фонетические упражнения;

2)    Словообразовательные упражнения;

3)    Морфологические упражнения;

4)    Синтаксические упражнения;

5)    Упражнения лексического характера;

6)    Упражнения-наблюдения над синонимами, антонимами, омонимами, многозначными словами;

7)    Упражнения-наблюдения над фразеологическими оборотами, пословицами и поговорками.

 

     Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы учащиеся научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы при внутреннем их проговаривании. Все эти упражнения способствуют формированию фонематического слуха и речевых навыков. В результате фонетических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, алфавите. ( Приложение 6)

 

    Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. В результате таких упражнений формируются навыки правописания однокоренных словарных слов, умение разбирать слова по составу. (Приложение 7)

 

     Предлагая учащимся задания, направленные на усвоение словарных слов, учителю необходимо связывать эти задания с изучением программного материала по морфологии и орфографии. Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка.

   При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определенные группы, разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число. Эта работа проводится для того, чтобы научить детей осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме. Это особенно важно во 2-4 классах, когда большая  насыщенность уроков учебным материалом требует  от учителя и большой продуманности в организации словарно-орфографической работы. (Приложение 8)

 

Синтаксические упражнения со словарными словами ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения. ( Приложение 9)

 

Значительное место в системе словарно-орфографической работы должны занимать упражнения лексического характера. Важно, чтобы ученики понимали как изучаемые слова, так и однокоренные ему слова и могли использовать это слово в речи в соответствующем ему значении. Данные задания необходимо включать в этап закрепления нового словарного слова. ( Приложение 10)

     Организация работы над словами с трудным  написанием предполагает и проведение наблюдений над многозначностью и омонимичностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами. На материале тестов учащиеся находят такие слова, выясняют их значение, составляют с ними словосочетания и предложения, а также обосновывают необходимость включения того или иного слова в контексте. В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, в которых учащиеся объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними предложения. ( Приложение 11)

      Изучение слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями дает возможность познакомить детей с фразеологизмами, устойчивыми сочетаниями слов. Такое знакомство позволяет показать фразеологическое богатство нашего языка, обогатить речь фразеологизмами, сформировать умение замечать фразеологизмы в предложении и умело их использовать в самостоятельно составленном тексте или в устной речи. К числу доступных для восприятия младшими школьниками фразеологизмов относятся  такие: «яблоку негде упасть», «язык заплетается», «заячья душа», «воробью море по колено», «одна нога здесь, другая - там» и другие. Упражнения для наблюдения над устойчивыми сочетаниями слов включаем в этап закрепления конкретного словарного слова. ( Приложение 12)

   С целью обогащения словарного запаса учащихся, развития речи и эффективного запоминания графического облика словарного слова включаю в работу упражнения с использованием пословиц и поговорок, текст которых содержит словарные слова. ( Приложение 13)

   Умение обращаться к словарю и работать с ним является одним из условий успешного обучения учащихся орфографии. Для выработки у детей навыка работы со словарем необходимо проводить специальные упражнения:

 - группа упражнений, направленных на развитие у младших школьников навыка пользования словарем ( быстрое отыскивание слов на одну и ту же букву, расположенных в разных местах раздела; отыскивание слов, начинающихся с разных букв);

- группа упражнений со словарем, связанных с изучением основных программных тем каждого класса ( нахождение словарного слова с парными согласными, с непроизносимыми согласными, различных частей речи и т.д.)

- группа упражнений для предупреждения ошибок в самостоятельной работе учащихся ( проверь свою работу по словарю; проверь написание слов, в которых сомневаешься).

   Систематическая и целенаправленная работа над словарными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо, чтобы ребенок использовал одно и то же слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает  словарным материалом и безошибочно применяет его на практике.

 

Методы и приемы обучения письму непроверяемых  гласных

 

 

      В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно- орфографической работе, в процессе которой учащиеся усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальное знакомство с такими словами начинается уже в 1 классе. Работая в «Прописи», первоклассники наблюдают написание таких слов, как «воробей», «ворона», «сорока», «пенал», «работа», и другие, запоминают написание слов «Москва», «учитель», «ученик», «собака», «корова». В каждом из последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается.

Обязательный список словарных слов должен соответствовать содержанию учебного материала и основным требованиям к знаниям учащихся к концу каждого учебного года. В процессе словарно-орфографической работы учащиеся усваивают слова с непроверяемыми написаниями. Навык написания трудных слов во многом зависит и от активного словаря учащегося. Чем богаче словарь, тем выше уровень орфографической грамотности.

Все трудные слова, изучаемые в начальной школе, можно разделить по тематическим группам: «Животные», «Школа», «Растения», «Профессии», «Инструменты», «Месяцы», «Посуда», «Зима», «Вежливые слова» и др. Словарные слова пишутся крупным шрифтом на карточках, орфограммы выделяются красным цветом.

Усвоение написания трудных слов требует  многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами  письменных работ учащихся. Учитель должен найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте.

На уроке эта работа может быть проведена на любом этапе:

- в начале урока с целью проверки домашнего задания, уточнения и конкретизации знаний учащихся, а также с целью активизации знаний школьников;

- в середине урока по ходу объяснения нового материала, введения очередных словарных слов из общего программного минимума;

- в конце урока при отработке навыков, при выполнении практической работы, объяснении домашнего задания.

         Традиционно слова с непроверяемым написанием, или так называемые словарные слова, усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания их графического облика. В результате учащиеся ориентируются лишь на формальное заучивание этих слов, не обеспечивается достаточно быстрое и прочное их осознание. Об этом свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками как в словарных словах, так и в родственных к ним. Например: «платок», но «плоточек»; «береза», но «бирезовый» и т. п.  Запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим. Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе:

- понимания учеником значения изучаемого слова;

- сущности и характера содержащейся в нем трудности;

- установления связи данного слова с ранее изученными словами;

- сообщения и использования специальных приемов запоминания;

Метод языкового анализа

Фонетический разбор

Орфографическое комментирование

Приемы запоминания:

зрительное

кинестетическое  (речедвигательное,  рукодвигательное)

Зрительный диктант, списывание с различными заданиями, проверка слов по словарику, использование таблиц, использование тематических перфокарт, выделение орфограмм цветом, подчеркивание их в тетрадях, повторное письмо слов

Сопоставление и противопоставление

Слов одной тематической группы однокоренных слов, форм слова, значений слов, зрительного и слухового образов слова( слуховые диктанты)

Включение учащихся в творческую деятельность

Решение и составление кроссвордов, ребусов, сочинение стихотворений, юморесок, загадок, конкурсы.

Выработка словесных ассоциаций

Составление словосочетаний, предложений, включение слов и словосочетаний в устные рассказы, сочинения, изложения и др.

- активного включения «трудных» слов в  речевую практику детей.

 

Методы и приемы обучения письму непроверяемых гласных

 

 

Работу над каждым словом связываю с изучаемым на уроке материалом. Всегда представляю учащимся возможность написать нужное слово и осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, в связном тексте.

    Эффективному запоминанию орфограмм словарных слов помогает использование  стихотворений с опорами и рифмовок-подсказок. В ходе работы с подобным дидактическим материалом важно обеспечить сначала понимание детьми логики стихотворения, а затем сосредоточить их слуховую и зрительную память на запоминание правильного написания включенных в него словарных слов. Для этого каждое стихотворение или рифмовка пишется на отдельной табличке, плакате, а словарные слова, включенные в них, выделяются красным или другим ярким цветом. Ниже, под стихотворением, выписываются столбиком словарные слова, в которых другим цветом выделяется только запоминаемая буква, то есть «очень опасное» место.

         Стихотворение или рифмовка читается сначала учителем, затем один-два раза учащимися хором и индивидуально. Потом выделяются словарные слова и акцентируется внимание детей на той гласной, написание которой надо запомнить, а сами слова записываются в словарик или в тетрадь. Если словарных слов в предложенном стихотворении-опоре много, число уроков, на которых будет выделяться время для словарной работы, можно увеличить. Все зависит от уровня развития учащихся данного класса. Частое включение стихотворений в уроки положительно сказывается на развитии внимания и памяти учащихся, позволяет расширить словарный запас, диапазон грамотного письма детей.  ( Приложение 2)

          Кроме того, в своей работе над словами с непроверяемым написанием учитель может использовать прием замены развернутого определения одним словом из «Словаря». Во время закрепления нового слова, опроса, самостоятельной работы учащиеся получают задания типа: «Ответьте письменно одним словом» ( Приложение 3)

        С целью выяснения запоминания и выработки прочных навыков правописания изученных слов  провожу различные виды диктантов. Словарные диктанты можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий вид работы над трудными словами. В работе можно использовать следующие виды диктантов: зрительный (с предварительным разбором); картинный (запись слова по картинке); выборочный (с конкретным заданием); с использованием загадок; по памяти (запись слов по темам); с комментированием; творческий.

      В обучении письму непроверяемых  слов применяю  и занимательные формы работы:

  -    включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы;

  - составление стихотворений с этими словами, юморесок, загадок, отгадывание загадок;

 -   проведение викторин, конкурсов: «Кто знает больше словарных слов на букву «м» или др.?»

    Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд, содержащий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. Использование на уроках тематических кроссвордов помогает повысить грамотность учащихся, активизировать их внимание, разнообразить урок. При работе со словарными словами использование кроссвордов, ребусов, шарад дает возможность зафиксировать в памяти правильное написание изучаемых слов. ( Приложение   4, Презентация)             

 

           Все приведенные приемы и средства способствуют развитию познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления младших школьников.

 

          Успех словарно-орфографической работы зависит от соблюдения целого ряда условий, главными из которых являются следующие:

1.     Четкое планирование слов, подлежащих изучению (охват всех слов, ритмичность их повторения).

2.     Сочетание словарно- орфографической работы с изучением основных программных тем.

3.     Необходимы тренировочные упражнения, опирающиеся на зрительные, двигательные, слухоартикуляционные восприятия. Использование приема создания ассоциативного образа к словарному слову.

4.     Систематичность и разносторонний характер работы с орфографическим словарем.

5.     Постоянный контроль за усвоением правописания трудных слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   

 

 

 

 

 

 

                                          Приложение 2

 

 

            Стихи-опоры и рифмы-подсказки.

 

 

    Платье                                                                  О двух ворах

 

Пальто, платье и платок                              Как у наших у ворот

С буквой «А» пиши, дружок!                         Птичий собрался народ

Не забудь про сапоги!                                    У кормушки не зевают,

«А» да «О» им не враги!                                 На угощенье налетают,

                                                                           Друг у друга отнимают.

                                                                      Ты прислушайся скорей

                                                                      И услышишь: «Вор, о, бей!»

                                                                      Я отвечу не спеша:

                                                                      « Не деритесь! Вор, о, на

 

 

   Огород                                                                     Закат

 

К нам пришли на огород                               Запах, запад и закат

Помидор, морковь, горох.                           Пишем, дети, с буквой «А»

Прибежали огурцы,                                                         Еще

Озорные молодцы!                                          Желтый, черный и тяжелый,

                                                                      Шелк  щелк, пришел и пчелы,

                                                                      Шепот, щеголь и еще -

  -ОРО-,-ОЛО-                                              Пишем, дети, с буквой «Е»

 

Чтоб не обиделась кОРОва

И не прокисло мОЛОко,                                    Петя

Мы оба этих дружных слова,

Напишем в корне с буквой «О».                  Трудные учить слова

                                                                      Помогает нам игра.

                                                                      Петуха назвали «Петя»-

                                                                      Петь он любит на рассвете.

                                                                      А медведь ,наоборот,

                                                                      Петь не любит, любит мед,

                                                                      Лиса-лисица, посмотри,

                                                                      Очень любит букву «И»

 

 

 

                                                  

 

          УРА!

 

Приеду завтрРА,

Привезу завтРАК,

На завтрак – рак,

Кричи: «Ура!»

 

Что за  «ли»?

                                                       Что за «мон»?

                                                       В звуках нету смысла.

                                                    Но едва шепнут:

                                                    - Лимон…-

                                                    Сразу станет кисло.

 

 

Две гласных «а»

И «у» - одна.

Угадайте-ка, друзья!

Очень много хруста

Издает капуста.

 

 

                                                От слова «дерево» - деревня.

                                                Здесь все: заборы и дома,

                                                Поленья, бани и деревья-

                                                Одела инеем зима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

                                   Приложение 3

 

 

Задания на замену развернутого определения одним словом.

 

 

1.Ответить письменно одним словом:

- комната для занятий в школе;

- человек, который едет в поезде;

- дорога с рядами деревьев по обеим сторонам;

- учащийся средней школы;

- длинная коробочка для ручек, карандашей;

- ребенок женского пола;

- первый (второй – двенадцатый) месяц года;

- страна, расположенная в Европе и Азии;

- совокупность предметов, которыми покрывают тело;

- движение потока воздуха в горизонтальном направлении;

- домашнее животное, родственник волка;

- крестьянское, сельское поселение;

- домашнее крупное рогатое животное;

- группа учеников одного года обучения;

- занятие, труд, деятельность;

- мышечный орган в полости рта;

- домашняя птица с красным гребнем на голове;

- предметы, из которых едят, пьют и в которых готовят пищу;

- станция метрополитена;

- человек, который учит кого-нибудь в школе;

- маленькая серо-коричневая птичка, живущая обычно вблизи домов;

- дни недели;

- белое сладкое вещество, получаемое из сахарной свеклы и сахарного тростника;

- водитель автомобиля;

- часть горизонта, где заходит солнце;

- огородное растение, растущее обычно кочаном;

- крупное промышленное предприятие;

-комната для занятий в школе;

- тот, кто следит за порядком;

- старый человек или воин, который долго где-либо работал;

- учреждение, в котором собирают, хранят и выдают книги;

- крупный  ароматный  плод оранжевого цвета;

- книга, в которой перечислены в последовательном порядке  все дни года и события.

 

 

 

 

2.  При  списывании вставьте вместо точек нужные по смыслу слова:

 

- килограмм – это тысяча ….

-смотр готовности войск ….

- крупное дикое животное с длинной шерстью, толстыми ногами, впадающее в зимнюю спячку - ….

- полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения - ….

- промышленное предприятие - …

- человек, который трудится на заводе, фабрике, строительстве - …

- птица семейства вороновых с белыми перьями в хвосте - …

- второй ( десятый) месяц года - …

- столица России - …

- столовая посуда круглой формы с приподнятыми краями и широким плоским дном - …

- приветствие при встрече - …

- горящие дрова, хворост, сложенные в кучу - ….

- огородное растение, корнеплод оранжевого цвета - …

- томат - …

- сильный ветер со снегом - …

- срок в 30 суток - …

- 1 / 12 часть года - …

- вечерняя еда - …

- группа людей, объединенных общей работой, учебой, интересами - …

- высокая обувь, охватывающая голени - …

- отечество, родная сторона - …

- письменная принадлежность – деревянная палочка с графитовым стержнем - …

- средство общения - …

- сшитые листы чистой или разлинованной бумаги в обложке - …

- огородные плоды и зелень - …

- школьная комната для занятий - …

- всеядная птица семейства вороновых, серая с черным или черная - …

- преподаватель в средней школе - …

- погода с низкой температурой воздуха - …

- подземная, наземная, надземная городская электрическая железная дорога - …

- крупный населенный и торговый пункт - …

- продукт питания, получаемый от домашних коров и коз - …

- ручное изделие с рукояткой и широким плоским отточенным концом для копания - …

 

 

 

 

                              Приложение 4

 

 

    Кроссворды, ребусы, шарады со словарными словами.

 

1.     Подберите словарные слова, количество букв которых соответствует количеству клеток.

 

 

                                                                            

 

 1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

                   
                

 

Ответы: обед, город, завод, народ, огород.

 

2.     В кроссворд впишите отгадки.

 

Загадка: 1. Мчит поземка под горой - месяц движется второй.

     2.Четвертый месяц как шагнет, так с треском лопается лед.

                              

 

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                

 

3.Заполните пустые клетки буквами, чтобы получились словарные слова

 

 

 

 

 

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

ь

 

 

 

 

 

 

 

ь

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

 

 

4.Заполните пустые клетки так, чтобы получились слова из словаря

 

 

о

 

о

 

 

 

 

о

 

о

 

 

 

 

о

 

о

 

 

 

о

 

о

 

 

 

 

5.Кроссворд «Идем за грибами»

 

·        Он в осиннике родился,

Как в траве ни притаился,

Все равно его найдем:

Шляпка красная на нем. (Подосиновик)

 

·        Он выглянул несмело

Из кучки моховой,

Щепотку клюквы спелой

Поднял над головой.   (Моховик)

 

·        Лета первая примета:

Под березой, в холодке,

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке.  ( Подберезовик)

 

·        Нет грибов дружней, чем эти,-

Знают взрослые и дети,

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.    (Опята)

 

 

 

 

·        Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички-

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

Золотистые …  лисички

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.     Кроссворд «Собери ягоды в кузовок»

 

   В этом берестяном кузовке находятся ягоды. Да вот: первые буквы в словах стерлись, остались от каждого слова только три буквы – ика. Постарайтесь узнать, какие ягоды лежат в кузовке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

и

и

и

и

и

к

к

к

к

к

к

а

а

а

а

а

а

 

 

                      

 

 

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: земляника, брусника, черника, ежевика, голубика, костяника.

 

 

 

7.     Кроссворд «Ударение»

 

 

 

 

у

 

 

 

 

 

 

 

 

д

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

р

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

Подберите слова, чтобы получилось выделенное слово.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: огурец, город, заяц, корова, адрес, ворона, улица, теперь.

 

 

 

                                      ШАРАДЫ

 

 

Кто играл в горелки летом,                             В меня садились иногда

Да еще «горел» при этом,                                 Цари, вельможи, господа.                  

Называл он раз-другой                                    Теперь я стала уж стара,

Слог и первый, и второй.                                 Меня убрали со двора.

Если дождь тебя застанет,                               Переверните половину,-

По спине забарабанит,                                     Я к звездам вас, друзья, подкину.

Чтоб насквозь ты не промок,                                     ( Карета- ракета)

Раскрываешь третий слог.

Ты о нем слышал в школе

 И видал, конечно, в поле.

 Там, где линия земли

 С небом сходится вдали. ( Горизонт)

 

                                                                                       Первое- предлог,

                                                                                       Второе – летний дом,                                                 

                                                                                       А целое порой       

                                                                                       Решается с трудом. 

 

                                                                                   (Задача)

 

 

Первое – нота,                                         Мои кусты легко узнать:

Второе – тоже,                                         Цвету я гроздьями весною.

А целое – на боб похоже.                        Но замените Ь

                                                                   На букву «А» - и я завою

( Фасоль)                                                     ( Сирень – сирена)

 

 

 

Начало – голос птицы,                         Мой первый слог – провал, банкротство

Конец – на дне пруда.                          Второй – синоним к «невелик»,

А целое в музее                                     А все с мукой имеет сходство,

Найдете без труда.                                На кухне он лежать привык.

 (Картина)                                                                  (Крахмал)

 

 

 

 

                                    Игра «Три сороки»

 

 

               Три болтливые сороки

               У различных птиц гостили,

              Буквами заполнив строки,

              Догадайтесь, с кем сороки

              Ели джем и кофе пили.

              Не забудьте, что таится

Со - - - - -

- - - - ро - - -

КА - - - -

Со - -

 - - ро - -

- - - - - - - ка

Со - - -

- - ро - - -

КА - - - - - - -

соловей

 

жаворонок

 

какаду

сова

 

ворона

 

перепелка

сокол

 

воробей

 

канарейка

              В каждой строчке только птица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         

 

 

 

                                Игра «Волшебные яблочки»

 

 

   На доске слова слова:

 

Л * сица                    р*ебята

М* роз                      г*рох

М*шина                    к*пуста

За*ц                           ст*лица

 

На плакате нарисована яблоня с яблоками, на которых написаны буквы. Учитель сообщает учащимся, что это не обычная яблоня, а волшебная. На ней выросли не только обыкновенные яблоки, но и яблоки с буквами «А», «О», «И», «Е», «Я». Сорвать яблоко с буквой может тот, кто правильно подберет слово.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные этапы в работе со словарным словом

 

 

1 этап. Знакомство с новым словарным словом.

 

Способы предъявления нового слова:

 

а) чтение загадки, отгадывание ее учащимися;

б) прослушивание грамзаписи  и определение  предмета, о котором идет речь;

в) рассматривание предметной картинки;

г) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима, слова-антонима.

 

2 этап. Работа над слуховым образом словарного слова.

 

        Учащиеся проговаривают слово орфоэпически правильно, без выделения слогов, определяют в нем «трудное» место. Таким образом, учащиеся сами ставят орфографическую задачу. Если младшие школьники умеют определять слабую позицию в слове до начала письма, то процесс письма для них становится более осознанным.

 

 

3 этап. Запись слова с окошком.

 

    После того, как учащиеся определили ударный и безударный слог, они записывают словарное слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы школьники, записывая слово, сами показали «опасное место» пропуском буквы, используя письмо с «окошком». В этом случае запись «окошком» является сигналом опасности, например: «м#дведь», «пл#ток».

   Специфическая форма записи слова с пропуском «опасного» места( с «окном») – это способ, предлагаемый детям для фиксации поставленной орфографической задачи. Важно, чтобы ученики при работе со словарными словами учились прежде всего сами обнаруживать орфограмму, совершенствовали свою орфографическую зоркость.

  Далее учащиеся пытаются подобрать к новому словарному слову проверочное ( по возможности0 и определить, какую же букву следует написать.

 

 

 

 

 

 

4 этап. Работа над зрительным образом словарного слова.

  Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ, в укрощенном и сокращенном варианте – этимологическая справка.

   Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.

   Знакомство с этимологией слова пробуждает у детей интерес к рассматриваемому языковому материалу, следовательно, создает благоприятные условия для запоминания слов. Этимологическую справку следует сообщить детям на уроке знакомства с новым словом. (Приложение 5)

 

 

Ознакомительная работа со словарным словом строится в следующем порядке:

 

·        постановка цели

·        предъявление нового слова, чтение, уточнение его значения, частичный звукобуквенный анализ с целью выделения орфограммы;

·        орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы в записанном слове;

Объяснение учителя

Пример записи в тетради

Деревня – от слова «дерево»; место, очищенное от деревьев; крестьянское селение. Однокоренные слова: деревянный, деревенский и др.

Деревня– проверочное: дерево

Петух – от слова «петь»; с помощью суффикса- ух

Петух- проверочное: петь

Рябина – от слова «рябой» - пестрый, покрытый пятнами другого цвета; имеющий щербины, рябины, углубления. Однокоренные слова: рябой, рябчик, рябинник( заросль из кустов рябины)

Рябина – проверочное: рябчик

·        сообщение учителем или учащимися этимологической справки, краткая схематическая запись ее на доске, в тетрадях или словариках, например:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·        подбор однокоренных слов;

·        составление словосочетаний или предложений с изученным словом, комментированная запись их с использованием этимологии для объяснения правописания.

Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание. В таких случаях можно использовать такой прием, когда трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким  ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

 

Требования к ассоциативному образу.

 

а) ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком;

б) ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

 

 

Ассоциативная связь может быть выявлена по ряду признаков:

 

 

- по цвету,                                               - местоположению,

- количеству,                                          - форме,

- действию,                                             - материалу,

- звучанию,                                             - вкусу,

- назначению,                                         - массе и т. д.

 

  Работа над созданием ассоциативного образа включает следующие этапы:

 

1)    записать словарное слово и поставить ударение;

2)    выделить ( подчеркнуть) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании;

3)    выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив цветом сомнительную орфограмму;

4)    найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом, записать

        его напротив словарного слова;

5)    изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным  образом (рисунок)             

 

6)    прочитать словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую сомнительную орфограмму.  ( Приложение 6, Презентация)                     

 

 

 

Ценность данного приема работы – наличие у каждого ученика своего ассоциативного образа при общих требованиях: заданная орфограмма и ассоциативная связь. На начальном этапе работы с использованием приема ассоциативного образа учитель сам показывает и создает образы. В дальнейшем уже ведется совместный разбор словарных слов, учитель выполняет лишь роль помощника. И уж потом учащиеся выполняют данные задания самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Приложение 7  

 

                Упражнения фонетического характера.

 

 

1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные.

 

В*робей, м*роз, п*нал, гор*д, д*рога, ябл*ко, с*рень.

 

2. Выпишите слова, в которых есть парные согласные.

 

Д*ревня, в*рона, р*бята, р*стение, бер*г.

 

3. Выпишите слова в два столбика: в первый  столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова.

 

4. Запишите словарные слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова в два столбика.

Например:         коньки                  дичь

 

5. Запишите слова, начинающиеся на букву р(т,о, п и т.д.)

 

6. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке.

 

7. Запишите словарные слова из двух слогов, трех слогов.

 

8. Запишите  словарные слова, имеющие ударение на первом, втором, третьем слоге.

 

9. Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова  на заданную тему. Можно предложить  следующие темы: «Птицы», «Овощи», «Одежда», «Звери», «Месяцы», «Деревья», «Ягоды», «Профессии», «Зима», «Школа», «Инструменты», «Транспорт», «Посуда», «Вежливые слова», «Продукты питания», «Неживая природа».

 

 

о

 

о

 

 

 

о

 

о

 

 

 

о

 

о

 

 

 

о

 

о

 

 

10. Игра «Догадайся, что за слово»

 

 

 

 

Ответ: ворона, сорока, молоко, корова.

 

11. Игра «Прочитай слово»

 

  Слова спокойно жили в книжке,

  Но книжку вдруг прогрызли мышки.

  От слов начала откусили,

  Из книжки в норку утащили.

** реза, ** бята, ***тина, **роз.

 

 

12.Игра «Кто больше придумает слов из букв»

  Дано несколько букв. Нужно составить с этими буквами как можно больше словарных слов.

 

13. Игра «Собери словарное  слово из слогов»

 

КА, ЗА, МО, ПУС, РОЗ, ТА, ТРАК, БЕ, ТОР, РЕ.

 

14. Игра «Расшифруй словарное слово»

 

Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово.

 

33, 2, 13, 16, 12, 16  (яблоко)

19,16, 2, 1, 12, 1       (собака)

14, 16, 19, 12, 3, 1    (Москва)

4, 16, 18, 16, 5          (город)

21, 25, 10, 20, 6, 13, 30  (учитель)

 

м

о

р

о

з

 

у

ч

е

н

и

к

 

а

г

р

о

н

о

м

 

к

а

р

а

н

д

а

ш

15. Игра «Ступеньки»  ( или «Лесенка»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Приложение 8

 

  Словообразовательные упражнения со словарными словами.

 

1.     От слов корова, береза, яблоко образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались.

 

2.     Подберите слова к данным схемам из словаря.

 

┌∩

 

 

 

3.      От слов  машина, солома, картина образуйте новые слова с суффиксом – к-

 

4.     Игра « Найди лишнее слово»  помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

 

      Яблоко, яблочный, яблоня, яблочко, яблоки.

      Осина, осинка, подосиновик, осинник, осине, осиновый.

 

5.     Составьте слова по схемам. Какие словарные слова зашифрованы в схемах?

 

 

             Берез                                          город                         

 

 

6.     Игра «Собери слово»

 

Узнайте слово, которое задумано. Задуманное слово, однокоренное со словом «красивый».  Приставка, как в слове «пошел». Суффикс, как в слове «березка». Окончание, как в слове «печка».

   Ответ: покраска

 

7.      Найдите в тексте однокоренные слова.

 

   Вокзал – это городские ворота. Если город небольшой, в нем один-два вокзала. Есть города, где вокзалов много. На вокзалах устроены камеры хранения. Послать телеграмму можно с вокзальной почты. На вокзале есть медицинский пункт.

 

 

 

8.     Прочитайте и объясните различие в значении каждой пары слов. Составьте предложение с любым словом.

      

           Морковь - морковка

 Желтый - желтоватый

 Черный - черненький

  Ветер - ветрище

  Корова - коровенка

 

9.     Подберите к словарным  словам однокоренные слова разных частей речи.

 

Рисунок (рисовать, нарисованный, рисуночек)

Мороз ( морозный, морозит, заморозки)

Адрес ( адресный, адресок, адресовать)

 

 

10.  Вставьте пропущенный  корень в однокоренные слова. Напишите. Помните, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково.

 

Север, …..ный,  ….янка, ….янин.

Трамвай, ….чик, …ный

Билет  ….ик, ….ер, ….ный.

 

11.  Замените каждое словосочетание словом, которое обозначает признак предмета.

Шкаф для посуды – посудный шкаф.

Лист с березы - …

Молоко от коровы - ….

Нора зайца - ….

Гнезда ворон - ….

 

12.  Прочитайте. Подумайте, когда употребляются в речи каждое из данных слов:

 

М*лина, м*линка, м*линина, м*линник, м*линовый.

 

Спишите. Выделите корень в однокоренных словах. Подчеркните безударную гласную в корне.

 

 

 

 

 

 

                                Приложение 9

 

      Морфологические упражнения со словарными словами.

 

1.     Выпишите из словаря пять существительных, пять  прилагательных, пять глаголов.

 

2.     Выпишите из словаря по пять слов 1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.

 

3.     Составьте словосочетания.  Определите падеж прилагательных.

Воробей (какой?) ….., корова (какая?)  ……, газете (какой?) …..

 

4.     Составьте предложения, правильно подбирая предлоги. Запишите. Подчеркните предлоги. Определите падеж существительного.

Машина остановилась …( дом). 

Машина подъехала ….( дом).

Заяц быстро бежал …(лес).

 

 

5.     Составьте предложения с данными словосочетаниями. Определите склонения существительных.

 

Интересный случай.

Аккуратный ученик.

Березовая аллея.

Русский язык.

 

 

з

 

 

ц

 

 

п

 

 

 

л

 

о

 

 

 

 

ц

6.     Ответьте на вопросы одним словарным словом. Измените это слово по падежам.

 

 

 

 

 

 

 

 

·        Кто живет в лесу?

·        В чем хранятся ручки и карандаши?

·        Какой овощ растет на огороде?

 

 

 

 

                                      Приложение 10

 

 

         Синтаксические упражнения со словарными словами.

 

 

 

шофер

подосиновик

медведь

сорока

комната

береза

в лесу

в квартире

около машины

на полянке

на дереве

под деревом

1.К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Составьте предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Составьте предложения с данными словами.

 

Горизонт, ребята, дорога, береза.

 

3. Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

 

4. Составьте предложения с данными словосочетаниями.

 

  Детская одежда, кривая лестница, теплый месяц, удивительный праздник.

 

5. Замените предложения одним словарным словом. Составьте с этим словарным словом свое предложение.

 

  Центральная площадь Москвы.

  Узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду.

  Зверек отряда грызунов с длинными ушами.

  Комната для занятий.

 

 

 

 

 

   6.Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Составьте с этими    словами свои словосочетания.

 

Рисунок в книге - ….. (картинка)

Килограмм – это тысяча …. ( граммов)

Мать родимая – (Родина) любимая.

 

 

7.     Из слов составьте предложение. В словарных словах подчеркните орфограммы.

 

  Огород, растет, в, картофель.

  Берлога, зима, в, медведь, спит.

  Рыжая, курица, украла, лисица.

 

8.     Выпишите из данных предложений словосочетания со словарным словом. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос.

 

   В поле стояла кудрявая березка.

   Рано утром звонко запел соседский петух.

   Мой папа дал объявление в газету.

 

9.     Расположите предложения в определенном порядке, чтобы получился рассказ.

 

  В гости иду к моему другу петуху. Встретил еж лисицу. Он пригласил меня. Куда путь держишь? Здравствуй, лисичка- сестричка!

 

10. Разделите текст на предложения. Расставьте знаки препинания. Запишите предложения в соответствии с правилами.

 

   На этом месте раньше была дремучая тайга теперь здесь вырос город широкие проспекты залиты асфальтом в городе много зелени в центре  площади бьет фонтан в городе есть библиотеки музеи театры на берегу построена пристань.

11. Смоделируйте предложение по схеме.

 

Кто__________ (что делают?)__________ (когда?)_______(где? В чем?)_____

 

Например: Медведи спят зимой в берлоге. 

 

 

 

 

 

                                 Приложение 11

 

               Упражнения  лексического  характера.

 

 

1.     Выписать из словаря слова на заданную тему.

 

2.     Игра «Найди лишнее слово»

 

  Капуста, помидор, огурец, яблоко.        Четверг, вторник, октябрь, суббота

 Корова, сорока, молоко, воробей.            Пенал, тетрадь, учитель, карандаш.

 

3.     Прочитайте и объясните значение изучаемого слова в каждом предложении. В каком предложении говорится о сирени как о кустарнике, а в каком – о сирени как о цветке этого растения?

 

Сирень посадили у нас под окном.

Весною красивым становится дом.

Как мой садик свеж и зелен!

Распустилась в нем сирень.

 

На берегу возвышается старинный……

стоит

Квартира была закрыта на …….

стоит

Билет в театр ………десять рублей.

замок

Телефон …….. на тумбочке.

замок

4.     Дополните предложения подходящими по смыслу словами из правого столбика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.     Сгруппируйте слова по темам.

 

 Малина, пенал, рябина, яблоко, карандаш, тетрадь, земляника, класс, арбуз.

 

6.     Прочитайте и объясните значение каждого из однокоренных слов.

 

 Вот и лето подоспело – земляника покраснела. Но ежели вы жили возле земляничника, значит, земляничное варенье вам привычное.

 

7.     По опорным словам составьте небольшой рассказ на одну из тем «Птицы», «Ягоды», «Деревья»

 

 

8.     Назовите  одним словом:

 

Сентябрь, октябрь, ноябрь - ……          Понедельник, вторник, среда - ……

 

9.     Игра «Кто как голос подает?»

 

П*тух            чирикает

С*рока           лает

С*бака           мычит

К*рова           кукарекает

В*рона           стрекочет

В*робей         каркает

 

10. Выберите наиболее подходящее слово. Запишите.

 

 Из (ветхого, старого, древнего) ж*леза мы сделали ведро.

М*дведи очень испугались и ( пошли, побежали, понеслись) в сторону.

 

11. Запишите только те однокоренные слова, которые соответствуют следующим значениям:

 

ОСИНА, ОСИННИК, ОСИНОВЫЙ, ОСИНКА, ПОДОСИНОВИК

 

__________ - молодая осина               ___________ - осиновый лес

 

_________  - гриб с коричнево- красной шляпкой, который встречается в осиновом лесу.

 

 

12. В данный текст вставьте наиболее подходящие слова: плескаться, литься, лить.

 

Волны тихо ……у б*рега.              М*л*ко   ……из ведра.

 

13. Подберите слова- сравнения.

 

 Трактор шумел, как …….

 С треском повалилась осина, будто …..

 На солнце засверкали ягоды земляники, словно …..

 

 

 

 

                                                                                                 

 

                              Приложение 12

 

Упражнения-наблюдения за многозначностью и омонимичностью словарных слов, их прямом и переносном значением, антонимами,

                                   синонимами.

 

 

 

1.     В предложения вставьте наиболее подходящие слова.

 

  Осенью дует …..ветер.       …. Ветер гуляет на просторе.     …… ветер гонит стаи туч на край земли.

 

Слова для справок: холодный, пронизывающий, сильный, буйный, заунывный, вольный.

 

С оставшимися словами из справок составьте свои предложения.

 

2.     Объясните значение каждого словосочетания. Подберите к ним синонимы.

 

Чистая  тетрадка  (неисписанная). Чистые руки ( вымытые). Чистое небо (ясное, безоблачное).

Свежий хлеб (мягкий). Свежая газета (сегодняшний выпуск). Свежий воздух (прохладный). Свежее белье (чистое).

 

3.     Составьте предложения, используя данные словосочетания.

 

Короткие волосы, короткая память.

Ребята идут, часы идут, дождь идет.

Работа стоит, мальчик стоит.

 

4.     Объясните значение выделенных слов.

 

       Весело сияет месяц за окном.                          Третий месяц у ворот -

       Белый снег сверкает синим огоньком.             Это к солнцу поворот.

 

5.     Подбери к каждому из слов близкое по значению слово.

   Друг- (товарищ), труд – (работа), торжество – (праздник), холод – (мороз), дети – (ребята), косолапый – (медведь), прощай – (до свидания).

 

6.     Подбери к каждому из слов противоположные по значению слова из словаря.

 

 

Завтра – (сегодня), пожалуйста – (спасибо), медленно – (быстро),прощай – (здравствуй), юг – (север), жара – (холод), плохо – (хорошо).

 

7.     Прочитайте. Объясните значение выделенных слов в каждом предложении.

 

   Мы пришли на экскурсию на завод. У стенных часов испортился завод.

 

Дайте нам  лопатки, мы выкопаем грядки.

Врач быстро сделал Пете укол под лопатку.

 

8.     Прочитайте стихотворения. Что называют словом «дорога»? Выпиши из стихотворения слова, близкие по значению слову «дорога»

 

Дорога полевая – куда она ведет?

Ведет она к поселку то полем, то леском…

Зовут ее проселком, а дальше – большаком.

По большаку, по тракту, из города в поля

Бежит с тележкой трактор,

Комбайн плывет пыля.

 

 

9.     К данным словам подберите синонимы. Составьте с ними предложения.

 

   Багаж, вместе, дорога, машина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            

 

 

 

 

 

 

 

                                         Приложение 13

 

                Упражнения – наблюдения над фразеологизмами

 

 

1.     Прочитайте и объясните значение выделенных слов, выражений.

 

                    Не ссорьтесь! Помните о том,

                  Что может быть беда:

                  В дым разругаетесь,

                  Потом – сгорите от стыда!

 

 

2.     Составьте предложения, где можно употребить любое из данных выражений:

 

  - медведь на ухо наступил;

  - бежать во все лопатки;

  - воробью по колено.

 

3.     Замените данные слова и сочетания слов подходящими устойчивыми выражениями:

 

- обмануть,    - неизвестно когда,    - свободный для транспорта путь, - очень давно,  - очень быстро, - очень много, - сильно ругать, - перестать говорить.

 

Слова для справок: зеленая улица, обвести вокруг пальца, яблоку негде упасть, после дождичка в четверг, при царе Горохе, разделать под орех, проглотить язык, прокатиться с ветерком.

 

4.     Вспомните, когда так говорят.

 

Ждать у моря погоды.  На орехи достанется.  Черный хлеб. Хвататься за соломинку. Найти свою дорогу. Медвежья услуга. Язык заплетается.

 

5.     Прочитайте.

 

Очень быстро бежать, ехать, мчаться. Победить кого-нибудь в спорте, в соревновании, в каком-нибудь деле.

    Объясни, какие из данных сочетаний слов можно заменить следующими выражениями: положить на обе  лопатки, бежать во все лопатки.

 

6.     Прочитайте, объясните, как понимаете выделенные выражения.

 

В старые годы, при царе Горохе это было. Мои слова, как об стенку горох.

                                       Приложение 14

 

Упражнения с использованием пословиц и поговорок со словарными

                                      словами.

 

 

пуганая ворона

найдешь по карканью

дом вороны

а ворона круглый год каркает

соловей месяц поет

и куста боится

1.     Прочитайте. Составьте пословицы из данных частей предложений. Запишите пословицы. Объясните их смысл. Подчеркните «опасное место» в словарных словах.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     Прочитайте. Из слов каждой строчки составьте пословицу.

 

Старую, хитростям, не, лисицу, учат.

Лисичка, живет, волка, сытнее, всегда.

Есть, всякой, своя, у, кличка, собака.

Замахивайся, не, не, палкой, и, укусит, собака.

 

3.     Составьте предложения. Найдите антонимы.

 

Родина-мать                        во сне снится              умей за нее постоять                    на чужбине родная землица

 

4.     Игра «Наборщик перепутал». Верните на место вторые части пословиц! Подчеркните словарные слова.

 

Сапог хорош, сапожник без сапог, а плотник без дверей.

Портной без кафтана, а узкие ссядутся.

Тесные сапоги разносятся, да ногу жмет.

 

5.     Составьте из данных частей предложений пословицы. Напишите пословицы. Подчеркните в словарном слове гласную, написание которой надо запомнить.

 

 

 

 

 

 

Урожай сам не придет -

лучше будет урожай.

Бурьян уничтожишь -

за посевами нужен уход

Рано в поле выезжай -

урожай поднимаешь

 

Герой никогда не умрет

о себе память оставляет

Герой умирает,

он вечно живет

Герой за славой

а трус  - дома

Герой известен в борьбе,

не гонится

 

6.     Игра «Пословицы шутят»

 

Пословица, тебя мы знаем,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Вновь чье-то место заняла?

 

Два сапога – тара.

Ус хорошо, а два – лучше.

Голод не щетка.

Один в золе не воин.

Жди у горя погоды.

Крутится как булка в колесе.

Яйца куницу не учат.

Лось человека не красит.

Заботе- время, потехе – час.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

 

    Таким образом, одной из главных задач, стоящих перед учителем, является обучение  безошибочному письму, формирование орфографической зоркости,  развитие  умений анализировать языковые факты и явления. Программой по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется.

     Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребенка писать словарные слова без ошибок? Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от  современного учителя большой творческой работы.

    Успех словарно - орфографической работы зависит от соблюдения целого ряда условий, главными из которых являются следующие:

    1. Четкое планирование слов, подлежащих изучению (охват всех слов, ритмичность их повторения)

    2. Сочетание словарно- орфографической работы с изучением основных программных тем.

    3. Необходимы тренировочные упражнения, опирающиеся на зрительные, двигательные, слухоартикуляционные восприятия. Использование приема создания ассоциативного образа к словарному слову.

    4. Систематичность и разносторонний характер работы с орфографическим словарем.

    5. Постоянный контроль за усвоением правописания трудных слов.

 

   Мною  рассмотрены разнообразные методы и приемы словарно-орфографической работы, способствующие прочному запоминанию правильного написания слов с непроверяемыми написаниями. Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться  того,  чтобы  знания   закрепились,   чтобы   ученик   мог   их    « переносить»  на  другие встречающиеся ему явления языка.

   В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.

   С целью развития у учащихся 1-4 классов осознанного навыка написания и правильного употребления непроверяемых слов в устной и письменной речи я использую в работе не только орфографические упражнения, но и упражнения фонетического, словообразовательного, лексического, морфологического, синтаксического характера, занимательные упражнения (шарады, ребусы, кроссворды). Все упражнения направлены на развитие познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления младших школьников, способствуют развитию интеллектуальных качеств ребенка ( внимания, памяти, мышления, речи, наблюдательности), развитию орфографической  зоркости учащихся, а новые слова естественно входят в их сознание. Школьники  умело используют их в устной и  письменной речи. Задания детям посильны, интересны, вызывают у них дух соревновательности и эффективно способствуют развитию их  словарного запаса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

 

1.     Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников. – М.,:ООО «Издательство АСТ», 2001

 

2.     Бондаренко А.А. Словари на уроке. Начальная школа, 2001, №4

 

3.     Выготский Л.С. Педагогическая психология/ под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991

 

4.     Лободина Н.В. Русский язык.1-4 классы: словарно-орфографическая работа,- Волгоград: Учитель, 2008

 

5.     Львов М.Р. Правописание в начальных классах.- М., «Просвещение»,1990

 

 

6.     Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. – М., «Просвещение», 1975

 

7.     Семенюк А.А. Матюшкина М.А. Школьный толковый словарь русского языка – М.: ООО «ТИД «Русское слово»- РС», 2010

 

8.     Соловейчик М.С. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах. – М.,   ВАКО, 2006              

 

9.     Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе, - М., «Просвещение», 1980

 

10. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов, - 3-е изд.испр. – М.: Дрофа, 2000

11. Узорова О.В. Русский язык: правила и упражнения:1-4 класс – М.,ООО Издательство Астрель»,2003

 

12. Ушакова О.Д  Пиши без ошибок.- М., ООО «Регата», 2004

 

13. Федоренко Л.П. Методика русского языка. – М.,  «Просвещение»,1984

 

14. Яковлева В.И. Слово о словарном слове. – М., «Просвещение», 1989

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Введение

Введение

То есть ребенок владеет понятием, обозначенным определенным словом, но, не зная литературного языка, чаще употребляет диалектные слова

То есть ребенок владеет понятием, обозначенным определенным словом, но, не зная литературного языка, чаще употребляет диалектные слова

При этом, как говорится в Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования « новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие…

При этом, как говорится в Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования « новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие…

Виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными

Виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными

Упражнения-наблюдения над фразеологическими оборотами, пословицами и поговорками

Упражнения-наблюдения над фразеологическими оборотами, пословицами и поговорками

Организация работы над словами с трудным написанием предполагает и проведение наблюдений над многозначностью и омонимичностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами

Организация работы над словами с трудным написанием предполагает и проведение наблюдений над многозначностью и омонимичностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами

Методы и приемы обучения письму непроверяемых гласных

Методы и приемы обучения письму непроверяемых гласных

Например: «платок», но «плоточек»; «береза», но «бирезовый» и т

Например: «платок», но «плоточек»; «береза», но «бирезовый» и т

Для этого каждое стихотворение или рифмовка пишется на отдельной табличке, плакате, а словарные слова, включенные в них, выделяются красным или другим ярким цветом

Для этого каждое стихотворение или рифмовка пишется на отдельной табличке, плакате, а словарные слова, включенные в них, выделяются красным или другим ярким цветом

Приложение 4, Презентация)

Приложение 4, Презентация)

Приложение 2

Приложение 2

УРА! Приеду завтрРА, Привезу завтРАК,

УРА! Приеду завтрРА, Привезу завтРАК,

Приложение 3 Задания на замену развернутого определения одним словом

Приложение 3 Задания на замену развернутого определения одним словом

При списывании вставьте вместо точек нужные по смыслу слова: - килограмм – это тысяча …

При списывании вставьте вместо точек нужные по смыслу слова: - килограмм – это тысяча …

Приложение 4 Кроссворды, ребусы, шарады со словарными словами

Приложение 4 Кроссворды, ребусы, шарады со словарными словами

Заполните пустые клетки буквами, чтобы получились словарные слова ь ь ь 4

Заполните пустые клетки буквами, чтобы получились словарные слова ь ь ь 4

Ходят в рыженьких беретах, Осень в лес приносят летом

Ходят в рыженьких беретах, Осень в лес приносят летом

Кроссворд «Ударение» у д а р е н и е

Кроссворд «Ударение» у д а р е н и е

Первое – нота,

Первое – нота,

Игра «Волшебные яблочки»

Игра «Волшебные яблочки»

Основные этапы в работе со словарным словом 1 этап

Основные этапы в работе со словарным словом 1 этап

Работа над зрительным образом словарного слова

Работа над зрительным образом словарного слова

Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание

Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание

Ценность данного приема работы – наличие у каждого ученика своего ассоциативного образа при общих требованиях: заданная орфограмма и ассоциативная связь

Ценность данного приема работы – наличие у каждого ученика своего ассоциативного образа при общих требованиях: заданная орфограмма и ассоциативная связь

Приложение 7

Приложение 7

Игра «Догадайся, что за слово»

Игра «Догадайся, что за слово»

Приложение 8 Словообразовательные упражнения со словарными словами

Приложение 8 Словообразовательные упражнения со словарными словами

Прочитайте и объясните различие в значении каждой пары слов

Прочитайте и объясните различие в значении каждой пары слов

Приложение 9 Морфологические упражнения со словарными словами

Приложение 9 Морфологические упражнения со словарными словами

Приложение 10

Приложение 10

Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова

Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова

Приложение 11

Приложение 11

Назовите одним словом: Сентябрь, октябрь, ноябрь - ……

Назовите одним словом: Сентябрь, октябрь, ноябрь - ……

Приложение 12 Упражнения-наблюдения за многозначностью и омонимичностью словарных слов, их прямом и переносном значением, антонимами, синонимами

Приложение 12 Упражнения-наблюдения за многозначностью и омонимичностью словарных слов, их прямом и переносном значением, антонимами, синонимами

Завтра – (сегодня), пожалуйста – (спасибо), медленно – (быстро),прощай – (здравствуй), юг – (север), жара – (холод), плохо – (хорошо)

Завтра – (сегодня), пожалуйста – (спасибо), медленно – (быстро),прощай – (здравствуй), юг – (север), жара – (холод), плохо – (хорошо)

Приложение 13

Приложение 13

Приложение 14 Упражнения с использованием пословиц и поговорок со словарными словами

Приложение 14 Упражнения с использованием пословиц и поговорок со словарными словами

Урожай сам не придет - лучше будет урожай

Урожай сам не придет - лучше будет урожай

Выводы Таким образом, одной из главных задач, стоящих перед учителем, является обучение безошибочному письму, формирование орфографической зоркости, развитие умений анализировать языковые факты и явления

Выводы Таким образом, одной из главных задач, стоящих перед учителем, является обучение безошибочному письму, формирование орфографической зоркости, развитие умений анализировать языковые факты и явления

Школьники умело используют их в устной и письменной речи

Школьники умело используют их в устной и письменной речи

Литература. 1. Бакулина

Литература. 1. Бакулина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2021